Арт-терапия. Метод «мандала». Мандалотерапия. Большой круг мандал Джоан келлог большой круг мандал

Автор Сальцына А.М

Введение

Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита озна­чает «священный круг». Круг издревле существовал во всех религиях человечества. Изображение мандал можно встретить на протяжении всей истории развития человечества у разных народов в разных культурах. Круг — это Архетипический символ, который является наиболее естественной формой, используемой в арт-терапии, так как этот образ проходит через всю челове­ческую историю. Круг — это базовый символ, который обозначает целостность, защищенность и все что с этим связано, это знак Абсолюта и совершенства. Круг несет в себе разные метафоры:

«в кругу семьи», «обручальное кольцо», «в кругу друзей», «венок», «нимб», «яйцеклетка», «эмбрион в матке», «капля». В сказках очень много связано с кругом: «тарелочка с голубой каёмочкой», «зеркальце», «яйцо».

Мандала с давних пор несет в себе духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь, накопить новые силы и энергию.

Мандалы в психотерапию ввел Карл Густав Юнг. Он с большим интересом изучал мандалы и обратил внимание западных исследователей-психоаналитиков на этот метод. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг вспоминает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Исследования своих рисунков и рисунков своих пациентов привели Юнга к заключению, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент, и с помощью мандал он стал фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Юнг говорил, что “мандалы… обычно появляются в ситуациях замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая… обозначена кругом, поделенным на четыре части (кватерность). Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом”.

Глава 1. Применение метод мандалы в психотерапевтической работе

Мандалы – это эффективный, безопасный и одновременно глубокий метод диагностики и интеграции личности в психотерапевтической и психокоррекционной работе с разными клиентами. Диапазон применения данного метода в психотерапии очень широк. От тяжелых кризисных состояний, как способ экстренной помощи, до самостоятельной работы клиента дома. Юнг считал манадлы «единственным способом аутопсихотерапии». Этот метод не имеет противопоказаний, поэтому его активно используют в психиатрии, при психокоррекции, в семейном консультировании, различного рода тренингах саморазвития и самосовершенствования, в бизнес-консультировании. Мандалы не имеют ограничений по возрасту, поэтому хороши как для детей, так и для взрослых.

Мандала несет в себе диагностическую и терапевтическую функции.

В диагностике мандала обеспечивает доступ к глубинному бессознательному клиенту, что помогает определить ситуацию клиента на настоящий момент времени, определить на каком отрезке своего жизненного пути он сейчас находится, выяснить истинные потребности человека. Ведь создавая мандалу, человек открывает для себя, в первую очередь, свой внутренний мир в настоящий момент времени, свой Я — образ вне социума, свою самость.

В терапии мандала помогает человеку обрести свою целостность, уникальность, защищенность, структуру и границы, что способствует быстрой интеграции личности.

Взаимодействуя с мандалами в терапевтическом процессе, человек восстанавливает и укрепляет связь между сознательным и бессознательным «Я», это и способствует исцелению и гармонизации личности.

Мандала может использоваться как в индивидуальном консультировании, так и в группе.

При создании мандал, можно использовать различные материалы и разные способы.

Можно использовать в работе уже готовые мандалы: тибетские мандалы, большой круг Келлог, их можно описывать, созерцать, на них можно медитировать, сочинять разные истории. Можно раскрашивать готовые мандалы – раскраски. Манадалы можно рисовать, используя разные виды красок, карандашей, пастель, восковые мелки. Мандалы можно создавать и из других, иногда даже подручных, материалов:

— насыпать из песка и разного вида круп,

— выкладывать из камней, ракушек, различных тканей, ниток, платков и даже предметов, которые могут быть у человека под рукой,

— выкладывать из человеческих тел в групповой работе.

Глава 2. Клиентский случай из практики

Описание клинического случая.

Возраст – 52

Работает в налоговой инспекции последние 15 лет. Запрос на психотерапию касался коррекции веса. На момент обращения за помощью вес женщины достиг отметки 119 кг, размер одежды 58. Марина не замужем, и в официальном браке никогда не состояла. Проживает вдвоем с сыном 18 лет. Есть отношения с женатым мужчиной. Снизить вес ей рекомендовал врач эндокринолог, у Марины в анамнезе сахарный диабет, который диагностировали два года назад. Метод мандала был использован в начале психотерапевтической работы во время третьей встречи, на этапе определения желаемого результата, с целью повышения мотивации и наполнения клиентки ресурсами для предстоящей психотерапевтической работы. Опираясь на знания структуры личности зависимого человека, учитывая инфантильное (детское) эмоционально-образное мышление, магическое мышление, клиентке была предложена техника мандалы с кристаллом.

Описание проведения техники мандала с кристаллом.

Кристаллизация – это появление и зарождение чего-то нового, если это новое приходит в жизнь осознанно, то эти изменения становятся необратимыми.

На сессии клиентке была предоставлена основа мандалы на формате А3, гуашь и кисти. С собой на встречу Марина принесла небольшой кристалл.

Этапы работы.

  1. Определение текущего состояния.

В начале сессии, клиентка отметила некоторое волнение по поводу предстоящей работы, сомнения, которые возникают у нее периодически и связаны с вопросом «сможет ли она стать более стройной», тревогу, и при этом демонстрировала свою готовность и интерес к работе.

  1. Определение своего заветного желания.

На первом этапе клиентка сформулировала свое желание так:

«Я хочу похудеть».

В ходе анализа и разбора слова «похудеть» по составу, клиентка переформулировала свое желание «Я хочу быть стройной!»

Клиентка положила свой кристалл в центр основы манадлы, после чего она была введена в состояние небольшого транса с целью прислушаться к себе, увидеть образ желаемого состояния и ощутить соотносится ли образ желания с кристаллом, который лежит в центре мандалы.

  1. Проверка желания на экологичность и безопасность для самой клиентки и окружающих ее людей по СМАРРТ.

Цель клиентки по СМАРРТ:

Конкретна – стройность, легкость, жизнерадостность.

Измерима – результаты можно измерить с помощью весов и сантиметровой ленты.

Достижима – критерии, по которым можно отследить достижения – вес и объёмы, эмоциональный фон.

Реальна – результаты работы зависят от клиентки и находятся в зоне ее контроля.

Актуальна – основной мотив связан с желанием улучшить свое состояние здоровья, что было настоятельно рекомендовано врачом и желанием выглядеть привлекательно.

Время – Марина для работы над снижением веса определила для себя срок в течении года.

  1. Формулирование желания.

Клиентке было предложено поработать над формулировкой желания, с целью сделать его понятным, конкретным, с учетом всех модальностей.

После проведенной работы, желание обрело следующую формулировку:

«Я жизнерадостная привлекательная легкая на подъём женщина с оптимальным весом и размером одежды 50.»

  1. Концентрация желания в кристалле.
  2. Рисование мандалы. Клиентке было рекомендовано рисовать мандалу быстро, следить за внутренним импульсом.
  3. Рекомендации для самостоятельной работы с мандалой.

Марине было рекомендовано повесить мандалу в том месте, где ее не будут видеть чужие люди. Она выбрала место на дверце шкафа в своей спальне, по крайней мере два раза в день – утром и вечером, открывая дверцу шкафа, чтобы взять одежду, она будет смотреть на мандалу и вспоминать про свое желание.

Кристалл Марина положила себе в косметичку, которая всегда находится при ней в ее дамской сумочки, где лежит губная помада, которой она достаточно часто пользуется в течении дня, кристалл будет выполнять туже функцию своеобразного якоря.

Когда Марина обретет желаемый вес, мандалу было рекомендовано сжечь на открытом огне.

  1. Подведение итогов работы.

В заключительной части сессии клиентка отметила, что работа с мандалой желания принесла ей удовольствие, уверенность в себе и своих силах, ушли сомнение и вместе с ними тревога, вместо этого клиентка почувствовала себя наполненной энергией и запланировала для себя три первых шага, которые она сделает на предстоящей недели до следующей сессии:

Шаг 1 – ежедневные прогулки в течении 30 минут.

Шаг 2 – ведение дневника питания ежедневно.

Шаг 3 – введение режима дня.

За неделю, после данный работы, вес Марины снизился на 2 кг, объёмы ушли на 9 см. Эти результаты клиентку порадовали и воодушевили на дальнейшую работу. Психотерапия с клиенткой продолжается до сих пор. В течении полугода в результате работы по коррекции веса, Марина снизила вес на 19 кг.

Заключение

Мандалы, созданные индивидуально или группой людей с помощью разных материалов, являются способом соединения в единое целое того, что было разрозненно. Для человека исцеляющим является сам процесс созидания, поскольку мандала способствует структурированию себя.

Именно творческое взаимодействие с мандалой наполняет внутренний мир человека нужной энергией для исцеления, восстанавливает душевное равновесие и спокойствие, в результате чего, человек обретает свою целостность и уникальность, а также получает доступ к своим внутренним ресурсам для возможных и желаемых изменений и трансформации личности.

Исходя из того, что данный арт-терапевтический метод является одним из самых экологичных, его достаточно широко и активно применяют в своей психокоррекционной и психотерапевтической работе психологи – практики.

Список литературы

  1. Колошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации.
  2. Копытин А.И. Диагностика в арттерапии. Метод «мандала». СПб., 2002.
  3. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию. Учебное пособие. М., 2007.
  4. Шевченко М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. М., 2015.

Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. (Джоан Келлог)

Как часто в процессе жизни, на прогулке, в поездках, передвижениях на работу, на отдыхе, дома вы обращаете внимание на формы в виде круга, которые окружают вас? В метро, в парках, на фасадах полах, потолках зданий, в особенности соборов, церквей… Возможно, некоторые из них даже вызывали у вас какие-то ассоциации, резонансы, эмоции, мысли, действовали завораживающе.

Такие геометрические фигуры в виде окружности, иногда вписанной в квадрат, называют мандалами. Слово «мандала» имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». В буддисткой и индуистской традициях мандалы являются священными и символизируют вселенную. Форма мандалы – окружность напоминает Землю или материнское лоно. К ней обращались различные культуры во все времена. Сами мандалы по сути являются энергетическими матрицами, сконцентрированными сгустками энергии. Создавая круг, очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Само по себе создание мандалы помогает активизировать основные внутренние источники энергии, запечатленные на уровне подсознания, включая механизмы саморегуляции. Мандалу можно назвать «психологическим преобразователем», помогающим человеку установить связь с самим собой.

В западной психологии понятие «мандала» появилось благодаря К. Юнгу. Многие годы он рисовал изображения мандал, осознавая, что они являются символом целостности, полноты, и использовал их в клиентской работе. «Мандала рассматривалась им как архетип, как образ огромного вместилища всех богов, как символ микрокосма (целостной - прошедшей индивидуации - личности), являющегося отражением макрокосма (Бога). В 1928 г. Юнг обозначил «бога внутри» термином «самость» (следуя теологической традиции, многие юнгианцы и по сей день пишут это слово с заглавной буквы, подчеркивая божественность самости). После нескольких лет создания своих собственных рисунков мандалы, Юнг сделал заключение, что она отображает карту смысла и целей жизни человека.»

У Юнга существует много последователей, которые использовали мандалы в психологической работе. Сегодня хочу рассказать об одной арт-терапевтической технике, которая работает практически с любыми психологическими запросами – это «Большой Круг Мандал» (БКМ) (автор – Джоан Келлог). БКМ описывает последовательность стадий различных процессов жизни (возрастных периодов, стадий становления Эго, стадий развития различных ситуаций в течение жизни). Методы БКМ были исследованы, протестированы ею совместно со Станиславом Грофом в исследовательском проекте Мэрилендского Психиатрического центра в течение 8 лет и применялись для лечения пациентов.

У каждого бывают такие моменты, когда сложно понять саму (самого) себя, осознать что происходит на самом деле, бывает, что одолевает чувство смятения, тоски и просто возникает желание чтобы ЭТО побыстрее закончилось.

В такие моменты ключом к началу выхода из сложных состояний может стать работа с БКМ. Уникальность этого инструмента в том, что он работает практически с любыми темами, при этом бережно и мягко обращаясь к подсознанию. Даже диагностическая сессия сама по себе уже является целительной, так как на уровне сознания происходят инстайты. Например, «где я нахожусь» и «куда я хочу двигаться». Также начинается работа на подсознательном уровне.

«Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения» (Джоан Келлог). Работа с БКМ помогает обращаться к глубинным областям сознания, раскрывая внутреннюю энергию, высвобождая подавленные, непрожитые переживания страхов, боли, разочарования, гнева и трансформируя их. Также работа с определенным набором проформ мандал может активизировать Вашу созидательную энергию и помочь направить ее на процесс творчества. Обращаясь внутрь себя, мы находим силу, не зависящую от внешних источников. Эта энергия даёт силы для реализации творчества в любом его проявлении, того что мы интуитивно чувствовали, но не решались реализовать.

Когда в течение прошлого года я проходила курс обучения по работе с БКМ, было такое ощущение, что я заново проживала целую жизнь, начиная с момента «до рождения», само рождение, контакт с мамой, папой, после – сепарация, взрослая жизнь, взращивание плодов своего труда, наслаждение этими плодами и раздача, фрагментация и заканчивая «трансцедентальным экстазом» – «смертью» или иными словами перерождением, выходом на новый уровень. Во время прохождения последней 12-ой стадии буквально «возникла» моя картина «Танец». При работе с этой стадией энергия начинает подниматься фонтаном и уже не творить невозможно.

Очень люблю этот инструмент и активно его использую в индивидуальной работе, на ART-медитациях.

Рисование мандал – один из способов установления контакта со своим подсознанием. В кругу можно рисовать своё состояние, а также описывать свои чувства, мысли, эмоции (две-три страницы в день). Попробуйте обращаться к нему хотя бы раз в день и посмотрите, что изменится. Ведь всё происходит там, где наше внимание. Всем изобилия и процветания, дорогие!

www.artdasha.com


Серый цвет
Это нейтральный цвет в природе, ассоциируется с камнем, туманом, пеплом. Традиционно - с искуплением. Пеплом могут быть символизированы депрессия, безразличие. Серый цвет волос, седина придают серому мудрость, ретроспекцию (взгляд в прошлое) и релятивизм (относительность всего).
Т.к. серый - это смещение черного и белого, он представляет равновесие противоположностей, в их аннигиляции. Серый - это как бы отсутствие цвета, предполагает отсутствие или недостаток эмоций, чувств. Это является симптомом депрессии.
С точки зрения возраста и опыта, серый может отражать равность (равные отношения к позитивному и негативному). В мандалах людей, использующих наркотик героин, использовался серый цвет, все остальные цвета исчезли. Это способ приглушить чувство вины, связан с безнадежностью и депрессией. Корни таких чувств могут простираться очень далеко в пошлое до момента борьбы за выживание, до внутриутробного существования. Эти чувства могут возникать у людей, которые запрограммировали себя принимать ответственность за боль матери при родах. Он чувствует в ней вину и начинает принимать наркотики.
Серый цвет в мандале иногда ассоциируется с камнем. Камни в древности почитались как сакральные объекты. Камни связаны с символизмом самой мандалы. Они означали само священное место. Серый в мандале может вызвать к почитанию нашего собственного священного пространства. Если в мандале есть серый цвет, то надо спросить себя, получили ли мы озарение, проблеск к. существованию, открылся ли проблеск возможности целостности или мы находим спокойную, безопасную точку, позицию, платформу для разрешения очень трудного, сложного морального вопроса (где мы можем передохнуть на этой срединной позиции). Или необходимо рассмотреть: не отсекаем ли мы свои чувства, испытывая неправильную вину за то, что мы есть такие, какие мы есть, или человек проходит через депрессию, которая является натуральной, естественной стадией на жизненном пути.

Бирюзовый цвет
Он берет свое название от бирюзы, зеленовато-голубого неба. На протяжении веков бирюзовый цвет использовался в целительской практике. Связывался с богиней Иридой - бирюзовой дамой. Принцы считали, что бирюза отводит от дурного глаза и несет хорошее здоровье. Европейцы считали её хорошим амулетом для лошади, смягчающим падения всадника. Американские индейцы используют бирюзу в ритуале, как дары, приношение важным божествам, а толченую бирюзу - для рисования на песке, раскрашивания окон, дверей, т.к. бирюза препятствует вхождению духов (плохих) и приведений. Джоан Келлог рассказывала (из традиций американских индейцев): если какая-нибудь женщина перенесла тяжелую утрату, потерю, ей была необходима помощь, чтобы справиться с горем и перейти к другому статусу. Она становилась «бирюзовой дамой» - матроной племени, которая следила за соблюдением племенных ритуалов и обычаев (принимала гостей племени, следила, чтобы все сидели соответственно их рангу и положению). Эти обязанности отвлекали женщину от её горя и тяжелых переживаний. Роль «бирюзовой дамы» давала ей занятие. В течение двух лет, затем она начинала новую жизнь (горе притуплялось).
Бирюзовый цвет появляется в мандате часто тогда, когда человеку необходимо исцеление, надо дистанцироваться от событий, приносящих боль, унять боль потери, которая может угрожать способности Эго функционировать, справляться со всем, заканчивать с прошлое, не страдать от призраков прошлого, покончить с ним. Также это может означать, что психика, душа управляет потоком болезненных воспоминаний.
Бирюзовый цвет можно рассматривать как смешение: светло-голубой (позитивное материнство) + зеленый (контроль, питание, взращивание, пестование, воспитание). В этом случае, бирюзовый -значение традиционного материнства; забота о других, которая переносится на самого себя. Бирюзовый в мандале говорит о способности души исцелять себя, неведомым для себя методом. Чувство матери направляется на самого себя, человек становится сам себе матерью.
Трудности, связанные с появлением бирюзового в мандалах, означают тенденцию к сопротивлению, подавлению эмоций из-за страха того, что эти эмоции могут вызвать какие-то образы из глубинного бессознательного.

Коричневый цвет
Он напоминает плодородную почву, обработанные и готовые к севу поля. Эти поля (особенно пустыри) напоминает нам о том, что все преходяще.
Коричневый цвет ассоциируется с отречением, печалью, покаянием. В средневековых балладах появлялись каштано-коричневые девы, соблазняющие, а затем бросающие любовников. Коричневый цвет предполагает земную преданность, доверчивость.
Коричневый = красный (либидо) + зеленый (самоконтроль, управление).
Коричневый может выражать чувство, когда человек застрял между импульсом делать что-то и подавлением этого желания.
Коричневый так же состоит: оранжевый (стремление к автономии) + голубой (женское начало). Эта комбинация может выражать конфликтное взаимоотношение с матерью. Люшер считал, что коричневый - это затемненный, потемневший красный.
Эта мутация, видоизменение активной жизненности красного говорит о пассивной восприимчивости восприятия телесных органов чувств. Лютер рассматривал коричневый цвет, как указатель на потребность эмоциональной защищенности, безопасности, переживаемой в физическом теле как ощущения дискомфорта.
Коричневый указывает на важность корней, очага, дома, компании себе подобных и чувства безопасности.
Предпочтение коричневого цвета предполагает потребность в освобождении чувства безопасности от ситуации, несущей чувства дискомфорта (от болезней, атмосферы конфликта, от проблем), с которой личность не может справиться.
Коричневый - цвет экскрементов: того, что нам не нужно, израсходовано.
Коричневый в центре мандалы означает, что у человека очень низкая самооценка: он чувствует себя никчемным, не стоящим, грязным.
Коричневый с красным дает темно-каштановый - цвет высохшей крови. Джоан Кэллог (психолог) утверждает, что есть несколько значений этого цвета.
1. красный с оттенком коричневого относится к чувствам, ассоциирующимися с сексуальной идентичностью (как мы осознаем себя сексуально).
2. в мандалах мужчины этот цвет обращает наше внимание на области табу (например, инцестуальное желание, сексуальную связь с близкими родственниками). У женщин могут возникать вопросы, связанные с чувством неполноценности; занятость своим телом и гинекологические нарушения в серьезных случаях.
Появление коричневого цвета в наших мандалах означает послание нашего бессознательного вновь проанализировать старые раны, которые все еще требуют нашего внимания, еще не исцелились и надо их пересмотреть. Коричневый цвет ассоциируется с осенней темой в произведениях искусства. Мандалы, нарисованные осенью или в конце вашего жизненного цикла или перед окончанием целительного процесса, имеют тенденцию содержать в себе коричневый цвет.
Он так же указывает на необходимость посмотреть на позитивное значение этого цвета: плодородность, плодородие, плодовитость, возможность новых начинаний, почвенность (приземленность без негативного значения, заземленность - контакт с почвой).
Коричневый является смешением других цветов, он может указывать на скрытую связанную энергию (внутри нас). Необходимо посмотреть несет ли коричневое значение неоправданно низкого мнения о самом себе, заблокированной энергии или потребности в большей безопасности, защите.

Фуксин. Яркий фиолетово-красный цвет
Это новый цвет, который выражает жизненность, возбуждение, неприкаянность, отсутствие покоя. Фуксин выбирается женщинами для одежды, которая несет смелый драматический оттенок. Женское движение начиналось в то же время, когда этот цвет был введен в палитру современного сознания (2-я половина 19 века).
Фуксин = красный (энергия) + голубой (женственность). Это заявление, весть о том, что энергия освобождается из материнского состояния. Фуксин появляется в мандалах женщин, борющихся за свою автономию, начинающих сознавать свое место в жизни, когда они начинают расширять свое мировоззрение. Эти женщины действуют, оставаясь укоренными в своей подлинной женской природе. Этот цвет связан с эмансипацией. В мандале этот цвет говорит о нашей готовности предпринять какое-то исследование, начать творческий проект или начать выражать свое творческое суждение. Позитивное значение фуксина: оживленность, живость, способность к концентрации (фокус) и мотивация (которая лежит в основе наших действий).
Негативное значение:
1. потеря связей, чувства взаимоотношения, соотнесенности одних вещей с другими, что может привести к инфляции, раздуванию Эго, которое приписывает себе то, что ему не принадлежит.
2. нетерпение, эгоизм (зацикленность на себя) или потеря концентрации, фокуса в избыточной эмоциональности.
Часто фуксин в мандалах извещает о наступлении периода творчества, продуктивности, производительности, когда мы выходим в мир как индивидуальность.

Персиковый цвет
Цвет манго, персиков. Напоминает нам о чувстве наслаждения, когда вкушаешь спелый плод.
Персиковый = желтый (сознание) + розовый (тело, плоть) -выражает чувственность, однако это не чувственность младенца, это скорее отзывчивость, ответственность зрелого взрослого человека, т.е. сексуальность. Персики служат для производства божественного эликсира. Этот цвет - символ женского начала, женских органов. В астрологии этот цвет связан с Венерой, противостоит негативности Марса. Воплощение сада наслаждений - вы готовы к богатым сексуальным связям. Это отражение женского созревания, высвобождение творческого потенциала внутри души. Негативное: сверх абсолютно романтическое представление о сексуальности и её месте в вашей жизни. Присутствие женской энергии, порожденной в скрытых глубинах, которая, когда отдается, воспринимается как букет богини.

Розовый цвет
Смесь белого (духовность) и красного (энергия) - это здоровье, чистота, здоровая невинность младенца. Значение чувственности, эмоций, юности. Раскрывает радости и боли жизни в физическом теле, организме. Ассоциируется с наибольшей чувствительностью на эмоциональные стрессы, с нежностью, но так же и с естественной телесностью. Розовый с черным предупреждает о опасности физического заболевания.
Большое количество розового указывает на появление ранимости, страх быть оставленным, необходимость в защите. Розовый цвет предпочитают люди, переживающие физические симптомы, которые могут даже не замечаться. Женщины используют этот цвет очень часто во время своих биологических циклов. Розовый - индикатор того, что надо обратить внимание на здоровье. Розовый долго считался цветом молодых женщин. Эта традиция поколеблена мужчинами, которые надевают розовые шорты, рубашки и т.д. Розовый цвет можно рассматривать, как противоречие белого и красного. Во многих культах белое и красное - дуальности.
Розовый относится к эмоциональной жизни, жизни чувств: приятие того, что вы - человек, всего человеческого, наслаждение чувствами, возможностями плоти.

Лавандовый, бледно лиловый цвет
Он ассоциируется с добродетелью, трудолюбием, усердием, признательностью, а так же предосторожностью и суеверием. В астрологии - это связь с Меркурием, прекрасная память, артистические задатки, управитель нервной системы.
Лавандовый - это белый (духовность) + фиолетовый (царственность) - символизирует энергию в утонченном, рафинированном состоянии духовности. Светло-голубой (позитивная мать) + розовый (плоть) - смешанное блаженство, описанное Терезой Из Авилы.
Склонность к мистическим переживаниям. Предвестник, знак духовного пробуждения, который может вызвать психологическое возрождение. Если мало красного, это предполагает рассоединение с физическим телом. Зависимость от фантазий, бегство от действительности, бегство от воплощенности в теле. Физические условия, которые вызывают распад кислорода, респираторное заболевание. У переживших болезни, угрожавшие жизни. Воспоминания о родовых воспоминаниях, когда был недостаток кислорода.

Лилово-фиолетовый цвет
Это цвет королевской власти, царственности. Цвет темного вина, как фиалки на снегу. Знак жизни, живущей ради самой себя, расцветающей каждый раз, когда для этого есть возможность. Этот цвет - сочетание, слияние, амальгама энергии красного и спокойствия голубого цветов. Люшер: лиловый цвет - это идентификация, отождествление, слияние, мистический союз, высшая чувственная близость, позволяющая слиться объекту и субъекту. Это желание достичь логической связи. Он хочет не только быть очарован сам, но и чаровать и радовать других.
Отождествление, интимное эротическое слияние ведет к интуитивному чуткому сенситиву, пониманию. Голубой весенний - символ духовности, жертвенности, сублимация личных мотивов ради служения духовному. Исходя из этого, мы можем понять использование лилового в религиозных церемониях. Одеяние ещё обозначает тех, кто правит божественным кровом. В дохристианские времена выращивание винограда являлось уделом бога Дионисия - бога экстатической полноты, изобилия.
С появлением чувств, эмоций характеризует процесс личного роста, беспокойного движения энергии, стремления стать свободным на новом уровне бытия. Психологическое единство с матерью, переживаемое каждым до того, как Эго выделится.
Если фиолетовый меняется на красный - это отделение психологической зависимости от матери. Фиолетовый может появиться вновь, когда мы стремимся отложить, отсрочить отделение от матери или если мы углубляемся в глубокие слои психики. Доминирование фиолетового указывает на опасность шизотипического расстройства, «отлета» от жизни и тела.
Развитие более подлинной, более личной духовности, возрождение нуждается в эмоциональной поддержке. Живое воображение, которое может быть полезно для творческих устремлений, люди, любящие лиловый, фиолетовый цвет обладают способностью возбуждать, притягивать внимание. Это может способствовать завоеванию какого-то особого места в обществе.
В небольших количествах лилово-фиолетовый оживляет, ублажает и может усиливать вашу концентрацию на мандале. Слишком большая яркость цвета - это центрированность на себя, оторванность от действительности.

Оранжевый цвет
Это цвет полной восходящей Луны, тыкв и осенних листьев. Это впечатление тепла, радости, приятности, которое либо отражает оттенок сияния Луны, либо мягкое сияние заходящего Солнца. Гёте: красный цвет - грубая энергия, оранжевый - энергия смягченная, видоизмененная желтым. Этот цвет подобен огню, горящему в своих границах и не заходящему за свои рамки. Не бушующий огонь, а прирученный, вокруг которого собирались люди.
Этот цвет выражает переживание глубокого понимания через беду, разобщение с друзьями. Иногда оранжевый - символ отверженных, отчаяния - оранжевый на голубом фоне (неземном, небесном). В Индии оранжевый - цвет приговоренных преступников, когда их вели на казнь. Аскеты (монахи) взяли себе их цвет, который символизировал их жизнь. Будда носил оранжевое одеяние для обозначения своего отречения от высшего общества.
В мандалах оранжевый цвет выражает трудности с отцом, самоутверждение, гордость, амбицию, честолюбие, обеспокоенность своей силой или отсутствием её, энергичное стремление к чему-то. Идентичность и здоровье самоутверждение, упрямство и упорство. Своевольное использование силы, враждебное отношение к властям, отсутствие самодисциплины. Амбивалентное (двойственное) чувство в отношении к мужеству и эгоцентризм.
Цвет Меркурия, мышления, формирования социальной идентичности, и в то же время отгораживания своего истинного Я, от мира.
В женских мандалах оранжевый говорит об отношении женщины к мужчине. Это привязанность к отцу, отражение великой самооценки, амбиции. Оранжевого цвета многие избегают с упорным постоянством, очевидно потому, что они ощущают мощь, власть. Этот цвет связан с энтропией, упадком, увяданием, закатом.

Зеленый
Этот цвет ассоциируется с природой, благоухающей всеми ароматами. Природа имеет циклическое обновление. Зеленый символизирует природу, натуральный принцип, здоровый рост и способность питать, лелеять, обогащать все, что растет. Американские индейцы связывали зеленый цвет с символом Юга, невинности жизни, близкой к природе. Доверие и знание своего сердца. Мудрость Юга - это способность лелеять любимых, принимать их естественными.
Символ для психической функции ощущения, восприятие реальности телесно, через пять органов чувство. Зеленый - цвет растительности, произрастания, вызревания.
Зеленый - это цвет родителей, он состоит из голубого цвета (матери) и желтого (отца). Это способность питания самого себя, то же - по отношению к другим. Это достижение той точки зрелости, когда и отцовское и материнское сознание сливаются и вы начинаете быть своим собственным родителем.
Зеленый – цвет Венеры, красоты, мягкого эроса. Водяные феи, духи, русалки, нимфы, капризная сила, которая часто идет вразрез с властями (одежда Робин Гуда была зеленой). Аркан Дурак – Зеленый человек весны. В исламе – Зеленый – Хидр – проводник Воли Аллаха,то есть образ САХ.
Иногда зеленый - цвет негативности (яд змей; тёмно-зеленые леса - обители опасности, при разложении растительности она начинает темнеть; человеческое тело при разложении приобретает зеленый оттенок; от зависти человек «зеленеет»).
Часто в мандалах врачей, воспитателей, учителей, спасателей, преобладает зеленый цвет, потому что способность заботиться о себе и предлагать другим поддержку ассоциируется с зеленым. Большое количество зеленого цвета в мандале означает, что слишком избыточно, сильно контролируют ценности ваших родителей - цена подлинной автономии. В крайних случаях доминирования зеленого может указывать на фригидность предупреждать что вы слишком заботитесь о других в ущерб себе.
Темно-зеленый цвет - путающие аспекты того, кто о вас заботится. Это напоминает о том темном лесе, где обитают ведьмы. Ссылка на то место, где мы родились.
Ярко-зеленый цвет означает сияние, гармонию активных и пассивных воспринимающих сил. Это рост, плодородие, плодовитость, изобилие.
Цвет шартрез вместе с желтым оттенком говорит о жестком супер Эго. Это авторитарный тип. Конфликт детства или юности, символ Матери-природы. Напоминание о силе жизни сотворять, обновлять себя. Сознавая присутствие этой силы, вы можете открыть в себе присутствие божества.

Желтый цвет
Это цвет солнца, символ способности видеть, т.е. понимать, богоподобная способность создания, качество сознания, которое помогает подняться над инстинктами, начать планировать и воображать невидимое. Это важный индикатор развития сознания, индивидуальности.
Желтый цвет появляется и отражает ту стадию человеческой эволюции, когда прекращается отождествление с племенем и ясно проступает на первый план индивидуум. Как солнце является чем-то уникальным, желтый цвет связан с чем-то героическим, с индивидуальной миссией. Желтый связан с солнечным началом, это героическая, смелая сила, которая сотворяет и управляет жизнью земных существ, мощь.
Или управляет страсть и высокие устремления. Учение индейцев чероки ассоциирует желтый цвет с сокровенным мудрым огнем самоактуализации. В учениях Востока желтый - это озарение, просветление. Символизирует способность ухватывать значение группы разрозненных фактов и впечатлений. Эта способность -интуиция, постижение начала и пути вещей, мужское начало. Для женщин желтый - атрибут анимуса. Ассоциируется с развитием независимости, умением устанавливать границы.
Доминирование желтого цвета означает стремление личности вперед, в поисках нового, ещё не приобретшего какую-либо форму. Если желтый забивает другие цвета, доминирует или слишком ярок - это признак эго-инфляции. Желтый означает быстрое изменение настроений от отчаяния до радости. Любознательный, цепкий, внимательный, ясный ум. Чисто желтый цвет указывает на хорошие взаимоотношения с обожаемым отцом.
Затемнённо-желтый - негативная привязанность к отцу. Трудности с властями, начальником, трудности в совпадении сроков, проблемы. Трудности во взаимоотношениях с мужчинами и нестабильная, часто заниженная самооценка.
Приподнятость, энергичность, способность видеть вещи ясно, устанавливать, намечать цели и выполнять поставленные задачи. Этот цвет означает, что вы готовы к назначению чего-то нового, готовы отправляться в мир полным энергии и задора, чтобы исполнить какой-то новый проект.
Это ключ к тому, что вы ищете перемен ради самих перемен. Вы нуждаетесь в равновесии, которое может принести холодное размышление. Вам необходимо освежиться, передохнуть в кругу близких друзей.
Желтый символизирует золото, которое предполагает господство, богатство, изобилие духа. Ваше бессознательное использует образ золота, чтобы напомнить вам о заложенном внутри вас потенциале, возможности внутренней целостности - архетипе высшего «Я».

Голубой цвет
Он напоминает ясное небо, огромные просторы воды и прохладные тени. Он внушает покой, безмятежность, мир, тишину. Реакция мозга человека на голубой цвет - это релаксация, расслабление. Голубой цвет ассоциируется с чем-то далёким: горы, пики, небо. Человек любит созерцать голубое: лазурь неба, голубые просторы, вершины гор - места обитания богов, духов, предков. Голубой стал ассоциироваться с религиозным чувством. Голубой -атрибут Юпитера и Юноны. В Тибете голубой цвет символизирует духовное состояние, когда вихри страстей уже позади, превзойдены и осталось чистое сияние сознания. У индейцев голубой - цвет огня чистого намерения, с помощью которого каждый должен прийти к полноте внутри себя к совершенству. Согласно Юнгу этот цвет означает высоты и глубины - за пределы досягаемости. Они приводят к религиозности, встряхивают нас и дают понять безбрежность огромного мира. Использование голубого в образах - это попытка отражения безграничности, пространства расширения.
Голубое - отражение женского начала и женских качеств: сострадание, преданность, преклонение, лояльность, верная любовь. Оттенок голубого указывает места, где нас полностью поддерживают, где нет никаких требований, зерно идей доброй матери. Голубой - символ матери.
Голубой связан со стихией воды. Погружение под воду - это погружение в бессознательное, метафора для соединения эго с бессознательным. Это соединение может быть целительным (новое возрождение) а может вести назад к регрессии. Светлые оттенки голубого - это выражение безусловной любви; темные оттенки - относятся к материнскому архетипу, безличному И захватывающему. Слишком много голубого - пассивность.
Голубой цвет предшествует, возвещает о психологическом возрождении, об открытии способности видеть по ту сторону цикла возрождения.

Красный Имеет древнюю историю, являясь частью ритуалов погребения, принесения в жертву и исцеления на протяжении более 30 тысяч лет. У аборигенов Австралии и Меланезии красный -главный цвет, символ, знак жизни. Красный был главным цветом у предков человечества.
По современным научным данным - красный цвет имеет положительный эффект для стимуляции, электрическая активность мозга повышается. Красный цвет в мандалах означает подъем целительных способностей и говорит об активизации жизнедающего потенциала. Красному соответствует Огненная сера страсти и индийский раджас. Красное ассоциируется с кровью, в древности красный цвет применялся как подмена жертвенного животного.
Красный цвет применялся в религиозных искусствах. Иисус одет в красный хитон поверх белых одежд. Белая роза, подаренная Христу дочерью пастуха, превращается в красную, предсказывая его будущие страдания. Помимо страсти и энергии красное так же олицетворяет страдание.
Красный цвет ассоциируется с огнем. Это в то же время и сила разрушения, трансформации, постижения глубинной мудрости. Использование огня для обжигания глины и в металлургии символизирует трансформацию созидания человека, чтобы достичь мудрости. Тибетские мандалы окружены кольцом огня.
В алхимии красный - знак прогресса в достижении великого желания, трансмутации низких материй в золото. Красное предзнаменовало появление золота. Красное неизмеримая драгоценность, знание за пределами знания. Алхимия - это метафора для трансформации духа, приобретения целостности. К. Г. Юнг «Целостность - это чувствование, мышление, ощущения, интуиция».
В астрологии красный цвет ассоциируется с Марсом - богом войны. Это мужская, мужественная энергия, которая помогает отстаивать себя и утверждать себя во враждебном мире. Для людей родившихся под знаком марса свойственна смелость и агрессивность.
Красный цвет обозначает энергию, необходимую для выживания, здоровья и трансформации себя к большей внутренней мудрости. Негативное в красном цвете - это раны, деструктивность, гнев, страдания и война. Красный цвет появляется в мандале у женщин во время менструации. Красный цвет в мандале -индикатор воли к преуспеванию, продвижению, процветанию.
Отсутствие или малое наличие красного цвета в мандале указывает на пассивность и полное отсутствие самоутверждения. Красное может появиться не в каждой мандале, но этот цвет должен присутствовать в сложных цветах (лиловый, фиолетовый, оранжевый, розовый, малиновый) т.е. энергия, присутствующая в красном цвете, перемешивается с другими энергиями.Либидо - сексуальная энергия, ассоциирующаяся с кровью. Это и огонь желаний, огонь эмоций и трансформации. Красный цвет - преданность телу, жизни.

Белый цвет
Он предполагает чистоту, невинность, девственность, духовность. Мучной, молочный, жемчужный цвет, а так же это ничто, кости, пепел. Главное - белый цвет означает сам цвет (элемент, который входит во все культуры). Свет символизирует в мифологических историях человеческое сознание (метафора), образность света используется для понимания зерна собственного сознания, которое есть в нас (буддизм).
Белый цвет - символ духовного, нематериального, иномерного. Предполагает безвременье, экстаз, чистоту. Символ единства, в котором объединяются разнообразия. В сказках белый -ясности, дня, порядка, четкости, объективности. Часто в них присутствуют существа белого цвета - посредине между реальным и воображаемым мирами: белые лошадь, единорог, птицы кролики, белокурые девы, дивы. Они указывают на вне телесную реальность и часто заставляют героев входить в контакт с той реальностью, навсегда изменяя порядок вещей (например, белый кролик в сказке «Алиса в стране чудес»).
Белый цвет - символ Луны - главный символ женского, цвет женского начала, прохладный светящийся цвет - идеальное представление его - бледная бедная девушка (Белоснежка). Белый это цвет молока (как поддерживателя жизни). Он предполагает производительность (потомство). Молочные реки - эти образы связуют белый цвет с матерью, со счастливым ощущением ребенка, полноты жизни. Это мир «матери-луны», где происходит символическое возвращение в лоно где происходит очищение.
У американских индейцев белый олицетворяет север, успокоение ума, растущую способность видеть вещи ясно и все меньше радоваться разочарованию приходящих эмоций. На севере мы видим семена нашей жизни, семена прошлой жизни, которые вызвали изменение теперь. Тишина и покой - шаман американских индейцев.
Встречи с потусторонним могут быть либо просветляющими, либо опасными.
Белый цвет обычно отражает двойственность чувства в духовных переживаниях, прорыв в неведомые измерения трансперсональной психики, а так же сопровождающие его чувства трепета и удивления по поводу силы, находящейся вне нас.
Однако белый это и цвет смерти. Когда жизнь уходит из тела, розовый оттенок тела исчезает, говорят о «мертвенной бледности».
В алхимии процесс трансформации посредством огня производит белый пепел, - это обозначает стадию альбедо (отбеливания). С одной стороны, пепел - это угрызения, раскаяния, траур, отчаяние, а с другой - цель всей работы, содержащее в себе высшее предназначение, главную ценность. Белый - психологическое переживание крещения огнем, которое дает нам связь между Эго и архетипической душой. Посредством этого переживания Эго начинает осознавать свои глубины, свои измерения (смерть - возрождение), свои бессмертные вечные аспекты. Белый цвет в мандале символизирует серебро, замена серебряного белым применялась ещё в геральдике.
Белый цвет - серебряный относится к Луне, напоминает о рыцаре в латах, драгоценностях и способности зеркала отражать. Серебряный цвет говорит о наших героических предприятиях: это может быть целительство, творчество, взаимоотношения с людьми.
В мандалах белый цвет может быть представлен как белая краска и как не закрашенное пространство. Белый мелок, наложенный на другие цвета, дает перламутровый оттенок, и все эти нюансы белого имеют разные значения. Когда белого слишком много накладывают на лист, это означает, что мы что-то скрываем, подавляем. Это бегство от сильных чувств, потока либидо или нежелание принять инстинктивную природу. Но если не закрашенная область в мандалле оставлена в центре, это говорит о нашей готовности к большим неотложным изменениям.
Перламутровый оттенок (когда белый накладывается на другие цвета) говорит о громадной ценности, скрытой в темноте, неведении. Жемчуг отражает процесс трансформации инородных качеств в предмет красоты. Жемчуг - это метафора внутренней работы по разрешению, примирению конфликтов внутри души. Перламутровый цвет говорит о готовности или приближении шокового переживания: трансперсонального, смерти - возрождения, мистического. Это особое использование белого цвета в мандале говорит о повысившейся чувствительности к духовным изменениям. Как бы все меняется внутри нас новым образом, меняется восприятие мира.
Жемчужно-белый цвет в мандале - это признак синтеза. Белый цвет - духовность, ясность, готовность к переменам, трансперсональным переживаниям, являющим источник вдохновения, исцеления. Теневая сторона белого в том что он может возвещать о потере энергии, прохладном отношении к жизни в теле с его инстинктами, желаниями, эмоциями.

Черный
Черный - это цвет тьмы, смерти и тайны, таинства, священнодейсвтия. Он говорш о пустоте, об утробе, о живом хаосе начал, начинающий. Он принадлежит тому, что неведомо созданию, сознательному.

Черный цвет говорит о первоначальном изобильном источнике жизни. Появление в мандалах акцента на черный и белый цвета, говорит о дуалистичной установки сознания.

Первичная тьма - понятие за пределами моральных категорий света и тьмы - не является категорией зла. Тьма не связана с чем-либо злым, с роком. Оно соответствует первичному прародительству, первородному хаосу. Черный цвет, тьма - это тайна утробы, матки, откуда происходит жизнь и куда уходит снова в могилу - утробу Земли. Древние искали «утробу Земли» - пещеры, гроты, где они справляли праздник плодородия. Богини этих утроб были святилищами рождения. Греческая Диана Эфесская изображалась с черным лицом и руками. Черные богини были посредниками перехода от небытия к рождению.

Черный цвет - может означать нисхождение духа в материю и время. Черные богини так же могут быть проводниками обратного движения - от жизни к смерти, в лоно Земли, её утробу, в пустоту. Это богини подземельного мира, Персефона.

Черный цвет является наиболее подходящим цветом для выражения бессознательного, как тоно что находится вне света осознания. Человек говорит о потере сознания (затемнении). Поэтому Черный цвет символизирует вечный вызов бессознательного нашему Эго (которое вышло из этого бессознательного).

Темные силы, угрожающие уничтожить Эго, персонифицировались нашими предками в виде демонов злых существ (богиня Геката). Созданием этих демонов, богинь предки хотели в них свалить весь свой страх, окружая их определенными ритуалами. Черное символизируется с тайной смерти, последней границей после которой - ничто.

Черный - это цвет Сатурна, символизирующего беспрерывное разворачивание времени. В древнем Риме были праздники сатурналий с принесением в жертву короля карнавала ЭТАГА. Праздники бесконечного цикла смерти и возрождения. Чтобы возникло новое, старое должно умереть. Черное ассоциируется с пониманием смерти, возрождения как приходящих фаз более длительного, более глубокого, невидимого процесса. Черный цвет у американских индейцев ассоциируется с направлением запад и средним возрастом, когда сгорают поглощенность собой, невежество, привязанности.

Черное ассоциируется с самоотречением, уничтожением эгоцентризма (эскапизма) через самобичевание и различные обеты (все с целью выйти за пределы Эго, фальшивое Эго убиралось).

Однако иногда доминирование черного цвета может указывать на переживание депрессии, печали, траура, горя. Это психологическая смерть, которая предшествует благодати и новому пониманию. Траур может быть связан с какой-то идеей, представлением о самом себе. Наше Эго - сознание подвергается угрозе, когда какое-либо не признаваемое нами качество выходит на поверхность.

Мандала служит содержимым для рационального диалога между светом и тьмой внутри нас. Позволяет увидеть сначала грубые рисунки, затем цвета изменяются, их гармония, или меняются наши суждения о них. Изменение цвета и гармонии говорит о внутреннем говорит о внутреннем изменении в нас. Мы увидели скрытую красоту и гармонию там, где были тьма и хаос. Темное, чёрное в мандале может говорить о темной бархатистой матрице новой жизни - или это зов неведомого. Чёрный цвет может обогащать личность, придавая цветам живость, вибрацию

Я начинаю излагать стадии Большого Круга Мандалы, которые отражает сиюминутный рисунок, по порядку Джоан Келлогг. Прошу обратить внимание на то, что любой символ или цвет в мандале - амбивалентен, двояк. Он может означать как «хорошее», так и «плохое». Интерпретация в ту или иную сторону зависит от окружающего спорный символ контекста, опыта, интуиции и... здравого смысла интерпретатора.

Теперь, когда у вас есть на руках рисунок вашей первой мандалы, мы начинаем её «читать». Далее вы будете создавать мандалы, отталкиваясь не от данного описания (которое вы всё равно забудете), а от внутренней потребности – рисовать так, а не иначе, чтобы «стало легче и понятнее».

Кроме прочего, вы можете намеренно «входить» в один из 13 архетипов. Тогда вы будете пытаться создать «осознанную» мандалу, опираясь на её архетип.

Нулевая стадия «Чистый свет»

Как выглядит:

Мандалы как таковой – нет. Вместо рисунка мандалы – кольцо, обруч, окружность. Огненное кольцо. Впрочем, любого цвета, на любом фоне. У рисунка отсутствует «тело круга», повторю, видна только окружность.

Расшифровка:

В данный момент вам очень необходим покой, опыт и состояние «предшествующие рождению», имитация пребывания в небытии, в полной темноте и тишине. Состояние зерна, посаженного в чёрнозём. Зерна, которое очень скоро «взорвётся» зелёным ростком. Накапливание энергии, необходимой для прорыва. Сильные религиозные переживания.

Первая стадия «Пустота»

Как выглядит:

Появляется «тело круга», но больше практически ничего, за одним исключением. Все рисунки типа «японский флаг». Цветной круг на цветном фоне. Белый круг на чёрном фоне. Чёрный круг на белом фоне.

Исключение: к первой стадии «Пустота» относятся также мандалы, изображающие паутину или похожие на паутину.

Расшифровка:

Возвращение «на землю», ощущение единения с материей, с землёй, с матерью. Состояние «мы достигли суши». Почва под ногами, способность контактировать с окружающим «земным». Также чувство тяжести, ригидности, неподвижности, приземлённости. Состояние «некуда бежать, мы на острове».

Вторая стадия «Блаженство»

Как выглядит:

Любые рисунки типа «американский флаг», то есть – обилие мелких звёздочек на фоне. Поле, усеянное цветочками, принт «горошек», герб, усыпанный геральдическими линиями, снежинки, небо в мелких кудрявых облачках, рыбки в воде, веснушки. Рисунок рябит, пестрит, представляет собой – россыпь чего-либо, искры, фейерверк, салют, блёстки.

В то же время, главное ощущение от такой мандалы – текучесть или лёгкость, мерцание и переливы.

Расшифровка:

Ощущение удовольствия, блаженства, пассивности, регресс в детство. (Регресс может быть как «хорошим», так и «плохим»).

Вы готовы к полному принятию мира, вы готовы доверять. Мироощущение: «Всё связано со всем и отражается во всём». Тяга к мифологическому мышлению, отказ от рациональности, бытие в противоположность «деянию».

Третья Стадия «Лабиринт, спираль, вихрь»

Как выглядит:

Очень простая мандала. Выглядит как лабиринт, спираль, пружина, вихрь, торнадо, винтовая нарезка, винтовая лестница. Пуповина.

Расшифровка:

Лабиринт имеет два выхода. Один ведёт вглубь, в чрево лабиринта - к смерти. Второй выход ведёт к свету, к Пробуждённости.

Амбивалентное состояние. Движение, продвижение, поиск пути, цели, интуиция, неизвестность, медленное продвижение по тоннелю, в конце которого ещё не видно света.

Четвёртая стадия «Начало»

Как выглядит:

Любой рисунок с чётким символом, расположенным строго по центру. Любая геометрическая фигура, вписанная в круг; любой символ в центре, треугольник, точка, «запятая», «человечек», глаз, сердце, цветок. Эмбрион в чреве. Готическая «розетка», роза.

Расшифровка:

Картина, отражающая видение: «Я и мир», самоозабоченность, нарциссизм, пробуждение «Я», потребность в самоутверждении, борьба за свои права, попытка заявить о себе, однако – в сочетании с пассивностью, зависимостью от окружающих и их оценки. Хорошо для тех, кто «никогда не имел своего Я».

Пятая Стадия «Мишень»

Как выглядит:

Мандала выглядит как мишень, воронка, в отличие от спирали – мандала часто выглядит «объёмной».

Серии концентрических кругов.

Расшифровка:

Высокое чувство беспомощности, тревожности, уязвимости. Попытка в связи с этим - чёткими ритуальными действиями оградить себя от случайности, беды, ошибки. Попытка побороть хаос, искусственно упорядоченной структурой. Поиск сильного покровителя.

«Магическое мышление», невроз навязчивых состояний, попытка вести упорядоченный образ жизни, закрытость. Внешний мир воспринимается как угроза. Стремление «всё объяснять», сводить к простым формулам.

Шестая стадия «Расщепление, единоборство с Драконом»

Как выглядит:

Круг мандалы разделён пополам – вертикально или горизонтально. Чёткая линия делит рисунок на две половины. Небо и земля, разделённые линией горизонта, разделённые морем.

Расшифровка: Настало время открыто заявить о своих правах, время объявить войну, открытая конфронтация. «Верхи не хотят, низы не могут».

Активная жизненная позиция. Вера в свои силы. Усиление противоречий, предшествующее позитивным изменениям. В отличие от стадии «Начало», Я заявляет о себе, но при этом уже не полагается на окружение и не зависит от него.

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга»

Как выглядит:

Рисунки, на которых изображён:

  • либо вертикально стоящий крест,
  • либо квадрат, вписанный в круг.

В мандале присутствуют практически одни только прямые линии.

Расшифровка:

Мандалы с крестами: Ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и её «некуда девать». Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка - высокая и не завышенная.

Поза «раскинув руки, стою на вершине горы».

Начало нового позитивного этапа в жизни. Смена социальной роли, повышение статуса.

Мандалы с квадратом, вписанным в круг: архетип закрытого от посторонних глаз зачарованного сада или внутреннего двора -патио, где растут чудесные плоды и бьют струи волшебного фонтана.

Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности, даже - своего дома, даже - покупка «клочка земли», «заземление» вообще, иногда желание и отличная возможность переселиться жить в деревню, в свою комнату, в свою квартиру. Ощущение себя «Хозяином», землевладельцем, позитивное домоседство.

Восьмая стадия «Функционирующее Эго»

Как выглядит:

Пятиконечная звезда в круге, стоящая «на ногах» (символ человека и его нормальной телесности - прямостояние). Человек Леонардо.

Любые изображения свастики и цветов с лепестками, похожих на свастику.

Молнии внутри круга, иногда выходящие за пределы круга.

Расшифровка:

«Открытие тела». Человек с удивлением узнаёт, что у него есть... тело. Период «телесности». Радость от обладания телом, радость от способности двигаться, ходить, давать телу физическую нагрузку - даже колоть дрова. Пребывание в динамичном периоде жизни. Выход из состояния покоя, сна. Наслаждение Действием и любой двигательной активностью. Показано начать учиться танцевать, бегать, рискнуть отправиться в турпоход.

Девятая стадия «Кристаллизация»

Как выглядит:

Красивые, симметричные рисунки (или явно стремящиеся к симметрии и красоте – не все умеют рисовать). Напоминают снежинки Кая под увеличительным стеклом, Солнце, многоугольники, плоды, фрукты в разрезе, многолучевые звёзды, многолепестковые цветы, «правильные» буддийские мандалы.

Расшифровка:

Вы находитесь в данный момент – в состоянии гармонии с собой и окружающим миром. Социальное положение - устойчиво.

Однако, стереотипное «зацикливание» на такой мандале – нехорошо. Если эта «супер»-мандала явно не кажется «позитивной», то она может означать следующее.

Эта мандала вообще-то открывает тему «Я и Мир», «Я и социум», как вы ощущаете это в данный момент.

Вы пытаетесь сохранить «всё как есть», заморозить. Не желаете ничего менять. Либо вы находитесь в динамично изменяющейся непредсказуемой среде (или абсолютно новой, чуждой среде) и отчаянно пытаетесь к ней адаптироваться, понравиться ей.

Десятая стадия «Ворота Смерти»

Как выглядит:

  • «поверженныйй» Икс-образный (или - диагональный) крест,
  • перекрёсток дорог,
  • круг, разделённый на четыре (не связанных воедино центром) фрагмента,
  • треугольник вершиной вниз.

Расшифровка:

Необходимое одиночество, ощущение беспомощности, мазохистские тенденции, желание принести себя в жертву, готовность «претерпеть муки ради...», наслаждение от переживаемого страдания или умение черпать в нём силы для нового роста, возрастной кризис, драматичная утрата прежних идеалов, переоценка ценностей, яркая потребность в обновлении, гибель старых масок-Персон, погружение в бессознательное и отказ от сотрудничества с прежней Логикой жизни.

Одиннадцатая стадия «Фрагментация»

Как выглядит:

  • Месиво, отсутствует ощущение «целостности рисунка». (Дисгармоничная мандала, у которой почти всегда отсутствует центр. Фрагменты никак не связаны между собой. Хаос деталей, линий, штрихов).
  • Капкан, зубастая пасть, vagina dentata, яма с острыми краями – в качестве центра (такой центр - исключение).

Расшифровка:

Сейчас вы позволяете себе делать и говорить всё то, что не могут делать и говорить другие – накипело. Вы – шут, юродивый, служитель культа Шивы, обмазанный человеческим пеплом. Так юродствуйте.

Воспользуйтесь этим ресурсным состоянием как шансом к росту и самоактуализации.

Разрушение старого Эго. Состояние «Кто я такой?» «Какой я мельник? Я - ворон!..»

Имеет место внутрипсихический разрушительный процесс, который вы, возможно, даже не осознаёте. Фрустрация подлинных потребностей.

Двенадцатая стадия «Трансцендентный Экстаз»

Как выглядит:

  • Струи воды, фонтаны, фейерверки, взрывы, салюты;
  • зелёные ростки, стебельки и побеги, «вырывающиеся» из-под земли к свету.

Очень часто изображение выплёскивается за границы круга.

В отличие от «звёздочек» и «блёсток» стадии «Блаженство», стадия «Экстаз» имеет четко направленный, активный, динамичный «мужской» характер.

Расшифровка:

Вы в лучшей форме и полны энергии. Состояние влюблённости, влюблённости в жизнь. Стремление к «естественной красоте», неприятие всего «искусственного», «цивилизованного», «ограничивающего», обретение своего Пути, стиля, разрешение загадки-коана, «ага-эффект», понимание и обретение смысла жизни, торжество.

В заключение нашего разговора (в следующем материале) мы поговорим о кое-каких «оставшихся мелочах», необходимых для чтения спонтанной мандалы или конструирования мандалы целенаправленного вхождения в архетип.

До встречи!

Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru