Чему учит повесть гоголя шинель. Школьное чтиво: "Шинель". Другие сочинения по этому произведению

Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».

Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.

По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.

Темы

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека . Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная тема – безнравственность . Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных . Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

  • Проблема гуманизма – главная в «Шинели». Абсолютно все персонажи в произведении мелочны по характеру и эгоистичны. В погоне за материальной обеспеченностью они игнорируют мораль и нравственность. Они им не нужны, так как она составляют лишние хлопоты. Зачем помогать мелкому титулярному советнику, если у него и так жизнь не сложилась нормально? Воры на мостовой – тоже чистой воды антигуманизм. Сам Акакий, став призраком, тоже становится вором, он не может упокоится, пока не утолит своё желание мстить.
  • Проблема равнодушия вытекает из проблемы отсутствия гуманизма. Никто не помогает Башмачкину, ведь всем все равно. Никто не отзывается на его просьбы о помощи. Должностное лицо, которое по своему служебному долгу должно было помочь просителю, вытолкало его за дверь, чтобы показать свою власть другим людям. Если бы он принял надлежащие меры, никто бы не пострадал.
  • Проблема бедности призраком проходит через всё произведение. Она незаметна, но при этом очень хорошо ощущается почти на каждом этапе. Башмачкин очень беден. Зарабатывая 400 рублей в год, особо не разгуляешься. Он живет в маленьком помещении с поломанными скрипящими половицами, там сыро и холодно. Для покупки шинели он отказывается от привычных каждому человеку элементарных правил гигиены и здоровья: стирать белье в прачечной, носить белье, есть здоровую и сытную пищу. Он даже не зажигает свеч и не пьет чай. Бедность не порок, но в шинели она обретает очень уродливые очертания.
  • Проблема социального неравенства тоже проявляется на протяжении всей повести. Значительное лицо игнорирует Башмачкина и унижает его за то, что он, по его мнению, пришел в неподобающем виде. Пытается построить бедного и без того Акакия, ругая его за внешний вид. Хотя сам совсем недавно этим значительным лицом стал. Но несмотря на это, показывает своё превосходство и более высокий чин.

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги . Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея : Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.

Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 2112.

Ко дню памяти Николая Васильевича Гоголя (+ 21 февраля (6 марта) 1852) мы переиздаем одну из статей выдающегося русского православного мыслителя, литературного, театрального критика, публициста, писателя Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1850-1896).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (Впервые напеч.: Московские ведомости.- 1892.- 22 февраля.- N52.- С.4-5. (В рубрике: Литературные заметки.) Подпись: Ю. Николаев) подготовил профессор А. Д. Каплин. Примечания - составителя.

На днях в газетах напомнили, что сегодня исполнится сорок лет со дня кончины Гоголя. Говорилось о предпо-лагаемом ему памятнике, о том, что сбор пожертвований на этот памятник достиг уже значительной суммы. Еще десять лет - и сочинения Гоголя сделаются общим достоя-нием, и памятник ему, конечно, будет воздвигнут.

А много ли сделано до сих пор для правильной оценки, для правильного понимания Гоголя? Не случилось бы так же, как с Пушкиным, когда ему поставили памятник. Все помнят эти «Пушкинские дни», все помнят, какие разно-речивые мнения высказывались о значении его поэзии тогда, - высказываются и до сих пор. Теперь только отпа-ли, а может быть, лишь притаились уже совершенно неле-пые мнения о Пушкине, но разноречие осталось. А уж о Гоголе и подавно. Далеко ли мы ушли в понимании его созданий от времен Белинского? Кажется, не очень далеко. Я не говорю о «материалах»: их появилось много. Появил-ся, наконец, и монументальный труд академика Н. С. Тихонравова , представляющий для изучающих Гоголя дра-гоценную руду. Я говорю о понимании Гоголя. Конечно, теперь, кажется, уже всеми оставлен взгляд на Гоголя как на обличителя дореформенных порядков, всеми оставле-на и глупая басня об его помешательстве. Но вот и все. Эти «определенные» мнения оставлены, но никаких дру-гих не появилось. По крайней мере, что-то не слышно о них. Как заговорят о Гоголе, так с разными вариациями повторяют все то же и то же: «пошлость пошлого человека», «сквозь видимый смех и невидимые слезы». О том, что Гоголь как никто умел выставить «пошлость пошлого человека», - сказал Пушкин. Сказано это глубоко и верно, но ведь что определил здесь Пушкин? То орудие, которое находится в распоряжении Гоголя; но остается еще вопрос, что он делал и что он сделал этим орудием? О «невидимых слезах» сказал сам Гоголь, и опять сказал глубоко и верно. Но ведь в них, в этих слезах, заключается только указание на тот лиризм, который проникает собою все создания Го-голя. Остается еще вопрос: в чем смысл этого лиризма?

Теперь вследствие продолжительного и большею частию безсмысленного упоминания о «пошлости» и о «не-видимых слезах» эти выражения обратились в ходячую фразу, которую употребляют люди, решительно ничего не имеющие сказать о Гоголе; и вот со времен Белинского мы только и пришли к тому, что отделываемся от Гоголя ходячими фразами...

Очень понятно, что на такой почве могут возникать и высказываться очевидно нелепые мнения. Так, в про-шлом году один либеральный критик провозгласил, что г. Гл. Успенский выше Гоголя . Помнится, в либеральной журналистике нашей это мнение не нашло отпора: о нем просто промолчали. Это молчание решительно можно принять за знак согласия. Да и отчего нет? В подкладке мнения столь усердного к современности критика лежала та мысль, что Гоголь устарел, что мировоззрение г. Успен-ского уже «современнее» мировоззрения Гоголя. А ведь эту мерку «современности» наши либеральные писатели и прикидывают ко всем явлениям жизни и литературы. Критик же, о котором речь, просто оказался смелее сво-их собратий, а потому не стеснился приложить эту мерку и к Гоголю... И ничего. «Он ничего, и они ничего», как сказано у Гоголя о Ноздреве и его приятелях. Он ничего, и читатели ничего: собираются ставить Гоголю памятник и праздновать пятидесятилетие со дня его смерти...

Положим, за десять лет много воды утечет, и, быть мо-жет, станут невозможными подобные... «недоразумения»; но кто поручится, что случится именно так? Ведь Гоголь не понят до сих пор вовсе не потому, что мало было «мате-риалов» для его оценки и характеристики. Понять его можно было и по одним его давно всем известным создани-ям, а «материалы» послужат лишь для отчетливого, очевид-ного доказательства правильности понимания. Причину разноречивых суждений о Гоголе надо искать в других об-стоятельствах. Наше западничество никогда не могло по-нять Гоголя - он стоял просто вне его понимания. Все от-ношение нашего западничества к Гоголю выразилось в из-вестном письме Белинского . В «Переписке с друзьями», в «Авторской исповеди» видели не ключ к пониманию художественных созданий Гоголя, а как бы акт его отречения от собственных произведений. Между тем именно в «Пе-реписке» и в «Исповеди» мы имеем ключ к разгадке Гого-ля-и вот почему.

К Гоголю гораздо более, чем далее к Пушкину, примени-мы заключительные слова знаменитой речи Достоевско-го на Пушкинском празднике: «Он оставил нам великую тайну - и вот мы ее разгадываем». Гоголь не довершил своего подвига. Он оставил нам лишь наполовину возведенное величественное здание. Да и это наполовину воз-веденное здание он оставил нам вчерне. Каков же был общий план, что желал сделать Гоголь? Для решения это-го вопроса драгоценный материал дает огромная работа Н. С. Тихонравова. Он собрал, привел в систему, прове-рил все, что только можно было собрать, и вот из этих-то кусочков, намеков, отрывков можно восстановить общий план замыслов Гоголя. Повторяю: посредством такой работы молено обставить непререкаемыми доказательства-ми то понимание Гоголя, которое само собой вытекает при углублении даже в каждое отдельное его создание.

Миросозерцание Гоголя было христианское миросозер-цание. С этой точки зрения он смотрел на мир и жизнь - и вот эту-то точку зрения было неимоверно трудно соче-тать с особенностью его гения, с его умением «как никто выставить пошлость пошлого человека». Постоянное стремление к такому сочетанию и составляет всю исто-рию его художественного развития. И чем далее, тем более он достигал своей цели. Характер его юмора, до тех пор неслыханного и неизданного, заставившего Россию засме-яться «изумленным» смехом, чем далее, тем все более и бо-лее обозначается. Этот юмор, впервые появившийся в ми-ре, не имел себе ничего подобного: это был юмор эпический.

Над Константином Аксаковым много смеялись за то, что он сравнивал «Мертвые души» с поэмами Гомера, но смеялись праздно. Осмеять здесь было нетрудно. Сто-ило только сопоставить Аяксов и Ахиллов с Чичиковыми и Ноздревыми, чтобы возбудить веселый смех. Но неудач-но было не сравнение Аксакова, а неясность, допущенная им. По существу, сравнение было верное и глубокое. Без сомнения, поэма Гоголя, по своему эпическому спокой-ствию, ближе всего подходит к поэмам Гомера, только Гоголь судит жизнь во имя иного идеала. И у него из-под наслоений времени, быта, культуры встает вечное, вечная сущность падшей души человеческой... Но, чтоб это почувствовать, надо отрешиться от многого, а главным обра-зом - от высокомерия...

Да, высокомерие наше более всего мешает правильно-му пониманию Гоголя. Нам кажется, что мы со своим об-разованием, со своим развитием, со своими «идеями» так далеко ушли от Чичиковых и Маниловых, от Собакевичей и Ноздревых, что, на наш взгляд, это если не совер-шенно отжившие, то какие-то архаические типы. Не так смотрел на дело сам великий художник. Он, которому, ко-нечно, мы все, гордые своими «идеями» и своим развити-ем, не достойны развязать ремень у обуви (См.: Мк. 1:7), - он видел в своих героях отражение чувств и настроений, живших и в его великой душе. Об этом он свидетельствует в своей «Переписке».

Герои мои, - пишет он, - потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения - история моей собствен-ной души. А чтобы получше все это объяснить, определю тебе себя самого как писателя. Обо мне много толковали, разбирали кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что ни у одного еще писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем.

Признавая, что в этом заключается сущность его талан-та, Гоголь говорит, что этот талант остался бы бесплод-ным, «если бы с ним не соединилось мое душевное обстоя-тельство и моя собственная душевная история».

Раскрывая это «душевное обстоятельство», Гоголь пи-шет следующие многознаменательные слова:

Никто из читателей моих не знал, что, смеясь над мои-ми героями, он смеялся надо мной.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильно-го порока, - продолжает он, - который высунулся бы виднее прочих моих пороков, все равно как не было так-же ни одной картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность; но, вместо того, во мне заключалось собрание всех возмож-ных гадостей, каждой понемногу. И притом в таком мно-жестве, в каком я не встречал доселе ни в одном челове-ке. Бог дал мне многостороннюю природу. Он поселил мне также в душу уже от рождения моего несколько хороших свойств, но лучшее из них было желание быть лучшим.

Таков был процесс творчества Гоголя. Форму его обра-зам давало наблюдение над жизнью, содержание - наблю-дение над собственною своею душой, вернее сказать - проникновение в эту душу. «Обстоятельство», которое да-ло возможность развиться таланту Гоголя, его способности «выставить пошлость пошлого человека», именно и заклю-чалось в таком покаянном настроении его души. Это было настроение христианское, настроение мытаря, который, «бия себя в перси», восклицал: «Более, буди милостив ко мне грешному!» Постоянное сознание своей греховности и постоянное же «желание быть лучшим» в соединении с самым выдающимся свойством таланта Гоголя и создали то особенное отношение к жизни, которое отразилось не-слыханным еще во всемирной литературе юмором Гоголя. В высоком христианском смирении - вот где надо искать разгадку творчества Гоголя. Мне уже приходилось об этом говорить года два назад , и теперь кстати будет напом-нить читателям тогдашние мои слова:

Гоголь понимал, что, касаясь отрицательных сторон жизни, художник сам должен быть чист и свят, должен обладать тем высоким смирением, которое достигается лишь подвигом всей жизни, - писал я тогда, - потому что трудно гордому, высоко ценящему себя человеку стать на одну доску с заурядными в его глазах, мелкими людьми, трудно пережить их жизнь, переболеть их язвами, пере-страдать их страданием; трудно признать их равными себе людьми; трудно найти в своей душе те же язвы, те же недостатки, те же несовершенства, как и в душах этих лю-дей. Для этого нужно понять и почувствовать всю беско-нечную ничтожность каждого из нас, и умного и глупого, и добродетельного и греховного, пред тою Высшею прав-дой, которая сияет вечною укоризною исполненной лжи и греха жизни; для этого надо понять, что все мы незаплатимо и неискупимо виновны пред Тем, Кто подъял на Себя грехи мира. И как тусклая свеча и самый яркий светиль-ник разнятся между собою, пока нет солнца, которое, сразу затмевая их ничтожный блеск, уничтожает это пус-тое различие, так и пред солнцем Вечной Правды, пред солнцем Лика Христова, стушевываются мелкие и ни-чтожные людские добродетели и пороки, сливаясь в од-ном тоне непоправимой и неискупимой греховности. Го-голь понимал, что лишь с таким чувством сознания своей греховности, сознания и своей виновности во всем зле мира и жизни, может художник приступить к изображе-нию отрицательных сторон жизни. Ибо только тогда мо-жет он полюбить мелкого и пошлого, на его взгляд, челове-ка, признать в нем человека, равного себе и брата своего; ибо только тогда будет он его судить не как гордый и са-модовольный человек, своим судом, судом своей горды-ни, - только тогда будет он судить его не во имя отвлечен-ной доктрины, не во имя своего мнимого превосходства, не тем судом, каким евангельский фарисей судил мытаря, но во имя правды Божией, карающей грех, а не человека, тем судом, каким кающийся христианин судит самого себя, каким судил Гоголь и сам себя в своей «Переписке» и в сво-ей «Исповеди». И вот эти-то любовь и смирение осветили пред Гоголем душу человеческую, душу, на наш взгляд, мел-кого и пошлого человека, так что «все изгибы» этой души «наружу вышли». Только благодаря такому отношению к действительности Гоголь есть великий художник, равный всему великому, что когда-либо появлялось в области ху-дожественного творчества...

Так писал я. Теперь лее прибавлю, что если бы не это «душевное обстоятельство» Гоголя, если бы не постоянное христианское настроение его души, то его способность ярко выставить пошлость жизни создала бы лишь болез-ненное настроение духа, отразилась бы злорадным и бес-цельным зубоскальством, каким отразилась, например, у Салтыкова... Только благодаря покаянному настроению своей души Гоголь как художник «не радуется неправде, но сорадуется истине»...

В той статье моей, из которой взята только что при-веденная выписка, я для выяснения своей мысли остано-вился главным образом на «Мертвых душах». Я старался показать, что ни образование, ни «идеи», ни «развитие» не делают людей лучшими, не дают им никакого преиму-щества пред типами, выведенными Гоголем; что лишь по-каянный подвиг может восстановить падшую душу челове-ческую; что только по высокомерию нашему мы никак не хотим узнать и себя в гоголевских изображениях. Я гово-рил об отрицательных типах Гоголя. Но есть одно произ-ведение, где у него выведен положительный тип, который еще ярче свидетельствует о ничтожестве «премудрых и разумных», высокомерно относящихся к ничтожным, на их взгляд, людям и явлениям. Это произведение - всем известная повесть «Шинель», этот положительный тип - Акакий Акакиевич.

Всем известно, как понимали, как толковали эту по-весть, что в ней видели. В Акакии Акакиевиче даже не хо-тели признать человека, смотрели на него как на какое-то полуживотное. Явилось такое мнение, часто повторяемое, что Достоевский в своих «Бедных людях» изображением Макара Алексеевича Девушкина поправил Гоголя, очелове-чив Акакия Акакиевича. Трудно понять, как могло явить-ся такое мнение, трудно понять, как в сентиментальном изображении Достоевского могли видеть поправку Гоголя. Но главное дело в том, что и нечего было поправлять. Именно «Шинелью» Гоголь дает, быть может, самый глу-бокий и самый жесткий урок нашему высокомерию. В дру-гих своих произведениях он нам как бы говорит: «Всмот-рись в свою душу и увидишь, что ты не лучше всех этих, на твой взгляд таких смешных и пошлых, людей, этих Мани-ловых и Ноздревых, Хлестаковых и Бобчинских»; в «Шинели» дело поставлено иначе. Всем смыслом этого произ-ведения Гоголь как бы говорит нам: «Посмотри, ты хуже этого, на твой взгляд смешного, ничтожного, забитого чи-новника, которого ты не хочешь признать даже челове-ком». Да, хуже. Прошу вас внимательно перечитать «Ши-нель», и вам тотчас лее станет до очевидности ясно, что это произведение есть как бы бесконечно глубокая, вели-колепная иллюстрация к евангельскому изречению: «Бла-женны кроткие...» (См.: Мф. 5: 5); если не так, то пусть же скажут мне, какая самая главная черта нравственного образа Акакия Акакиевича? То, что он забит, то, что он недалек умом, то, что он ничтожен и смешон? Но разве нет людей столь же забитых, столь же недалеких умом, столь же ничтожных и смешных, но с злым, дурным сердцем, которые злобно несут «бремя жизни», которые, если по своему бессилию не могут выразить действием свою злобу, то питают ее в своем сердце? А Акакий Акакиевич нес это «бремя» крот-ко, и не было дурного чувства в его кротком сердце. Он буквально исполнил слова Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (См.:Мф. 11: 29). И вот он, этот ничтож-ный и забитый чиновник, - он был «кроток и смирен сер-дцем» во всем значении этих святых слов. Этою кротостью он победил совесть оборвавшего его генерала; благодаря этому сердечному смирению его лицо в изображении ве-ликого художника земли Русской вырастает до размеров лица трагического... Таков смысл этого гениального со-здания Гоголя, в котором заключено грозное и суровое об-личение всех нас, не хотящих или боящихся слишком глу-боко заглянуть в свою душу...

Повторяю: наше высокомерие мешает нам правильно понять Гоголя. Мы придаем мало значения главному: душе человеческой, своей душе, зато придаем много значения второстепенному, тому, что само собою «приложится». И Гоголь учил нас этому главному: он призывал нас к покаянию, к углублению в свою душу...

Гоголь, - писал я в статье моей, здесь уже цитованной, - являет собою один из самых великих и один из са-мых трагических русских характеров. Не понятый и не разгаданный, как зловещее привидение высится он над землей Русскою, этот демон смеха, как назвал его Досто-евский. И еще, быть может, пройдет много времени, пока уже все поймут, что это был не «демон смеха», а великий подвижник. Он вынашивал в душе своей наши грехи, наши болезни, наши язвы, - в себе самом распял их, и пригвоз-дил во имя великой и нелицемерной правды Божией, и пал под бременем своей колоссальной задачи: призвать свою родину к покаянию всенародному; пал разбитый и сломленный, но не побежденный. Его жизнь - отразив-шаяся в его созданиях - была покаянным подвигом, а нет в мире высшей красоты, как красота покаяния...

И когда будет понят Гоголь, когда будет понят весь смысл его подвига, он встанет над землею Русскою уже не зловещим привидением, уже не демоном смеха, а во всей неслыханной красоте своего трагического страдания, как укор настоящему, как прообраз будущей, кающейся и возрождающейся России...

«Великому художнику-христианину». Вот что должно быть там написано...


Сочинения Н. В. Гоголя: Доп. том ко всем предшествовавшим изд. соч. Гоголя / Извлечено из ру-кописей акад. Н. С. Тихонравовым. М., 1892. Вып. I-II.

М. А. Протопопов.

Николаев Ю. «Поэт по-шлости»: По поводу посмертной статьи А. Градовского о Гого-ле. «Вестник Европы», январь //Московские Ведомости. 1890. 27янв. №27. С. 3.

Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).

Цели и задачи урока:

Познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Шинель»;

Проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе;

Учить анализу текста;

Воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:

портрет Н.В.Гоголя;

видеофрагменты фильма «Шинель»; иллюстрации; презентация; словарь И.Ожегова.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. К нам урок пришли сегодня гости. Поприветствуем их. Садитесь. Давайте перед началом урока улыбнемся другу, пожелаем друг другу удачи!

2.Записываем число, тему урока.

« Мы все вышли из «Шинели» Гоголя».

Ф.М.Достоевский.

Ход урока:

I. Слово учителя:

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «Петербургских повестей», в который входит «Нос», «Портрет», а так же повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели?

Подумайте…….

Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Гоголя «Шинель». Тема нашего урока "Есть люди, по жизни никем не замеченные…» И сегодня на уроке мы все вместе проследим традицию изображения “маленького” человека в русской литературе, ее развитие в повести Гоголя «Шинель», поближе познакомимся с главным героем повести Н.В.Гоголя «Шинель», проанализируем, постараемся ответить на вопросы:

Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

А как должно быть в жизни?

Бедный человек или бедный чиновник А. А. Башмачкин?

Наш герой Акакий Башмачкин герой маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

II.Отгадывание кроссворда.

  1. 1. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
  2. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
  3. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
  4. Количество департаментов, где служил Акакий Акакиевич? (Одном)
  5. Место действия повести; (Петербург)
  6. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
  7. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)

- Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

III. Работа со словарем Ожегова С.И. (3 мин)

(Гуманизм . Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)

Существует немного произведений мировой классики, которые привлекали бы столько же внимания литературоведов, исследователей, художников, режиссеров, как повесть Гоголя «Шинель».

В 1959 году на киностудии «Ленфильм» был снят художественный фильм по повести Гоголя «Шинель», где главную роль исполняет замечательный актер и режиссер Ролан Быков. На уроке мы будем опираться на фрагменты этого фильма, а также на текст повести.

Одной из сквозных тем цикла является тема «маленького человека».

IV . Беседа(Повторение изученного )

Вспомните, в произведениях каких авторов встречались с образом «маленький человек»?

(Нам уже известна тема «маленького человека» из произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Главный герой, Самсон Вырин, обратите внимание, чиновник 14-го класса; в повести Н.В.Гоголя «Шинель» чиновник Акакий Акакиевич 9-го(титулярный советник)

Чиновники в России считались «благородным» сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель – форменное пальто.

Замысел повести «Шинель» родился не сразу. Многие факты и обстоятельства написания «Шинели» нам известны, а другие навсегда скрыты временем. П.В.Анненков, мемуарист, вспоминает об этом так:

V. Сообщение 1 ученика.

Однажды при Н.В. Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом «анекдот» тогда понимали истинное, любопытное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму – 200рублей. Именно столько стоило в то время лепажевское ружье (Лепаж был искуснейшим оружейным мастером), предмет зависти каждого заядлого охотника. Наступил долгожданный час. Счастливый обладатель новенького ружья выплыл на лодочке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каково же было его изумление, когда обнаружилось что ружье, бережно положенное им на носу лодки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом. Как он мог хоть на миг выпустить из поля зрения свою драгоценность?! По его же словам, дорвавшись, наконец до исполнения заветнейшего желания, он «находился в каком-то самозабвении». До позднего вечера он шарил по дну в тростниковых зарослях. Совершенно выбился из сил, но все поиски оказались тщетными. Ружье, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не встал: его охватила жестокая горячка (деталь, сохраненная в гоголевской повести). Сослуживцы пожалели его и вскладчину купили ему новое ружье. Так «возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице». Слушателей позабавил случай с незадачливым охотником. Все смеялись. Все, исключая Гоголя. Он один выслушал рассказ «задумчиво и опустил голову». «Анекдот был первой мыслию чудной повести его, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер». В анекдоте Гоголь услышал совсем не то, что другие. Беззаботных слушателей развеселило, что чиновник попал впросак по собственной рассеянности. Благополучный конец совсем стер постигшую его беду. Гоголя рассказ погрузил в глубокую грусть. Он был хорошо знаком со скудным существованием мелких чиновников. Он сам тянул в молодости канцелярскую лямку в чине коллежского регистратора (самом низшем в чиновничьей табели о рангах), в должности писца. В департаменте он получал 30рублей в месяц, жалование поистине нищенское. Велик был у Гоголя опыт живых впечатлений от жалких углов, где ютились бедные чиновники.

Итак, мы начинаем анализировать повесть.

VI.Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Как он относится к службе?

(выборочное чтение: «он служил с любовью»; «наслаждение выражалось на лице его…»)

Посмотрим эпизод из кинофильма «Шинель» и ответим на вопрос:

Как относятся к Акакию Акакиевичу сослуживцы?

(унижают, подшучивают над ним, иногда просто не замечают)

Какие чувства вызвал в вас этот фрагмент? Неужели никто не сочувствует ему?

(для одного молодого человека в «этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»; он «содрогался», понимая, как много «в человеке бесчеловечья»)

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека? (Сравнение с мухой)

Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

(работа над портретом героя; выборочное чтение текста.)

Перед нами внешне ничем не примечательный человек («нельзя сказать, чтобы очень замечательный»). В тусклом облике героя отсутствует нечто запоминающееся, особенное, бросающееся в глаза. Отсюда в словесном портрете повторы неопределенного «несколько», уменьшительный суффикс –еньк-, отрицающая большое приставка не-)

Что можем отметить об особенностях речи Акакия Акакиевича?

(выборочное чтение текста: «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения»)

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

ДОСКА : АКАКИЙ – смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

Как вы думаете, почему?

«Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием, и дотекла бы, может быть, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но и даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам», - пишет Гоголь.

Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?

(приобретение новой шинели)

Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?

(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз»; «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом» Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

- «От чего еще пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»

(перестал пить чай; идя по мостовой, наступал на цыпочки, «дабы не истереть подошвы»; приходя домой, сразу снимал белье и сидел в ветхом халате)

Как изменилась жизнь героя, носившего «в мыслях своих вечную идею будущей шинели»?

(«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга это была не кто другая, как та же шинель на толстой вате… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове доже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…» «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель»)

Наступил в жизни Акакия Акакиевича тот долгожданный день, когда Петрович принес новую шинель.

Подумайте, какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(повышает статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, появляется счастливая улыбка на лице, кажется, ему вполне комфортно в новой шинели)

VII.Физкультминутка.

Что такое кульминация??

- Определите кульминационный эпизод повести.

(кража шинели)

Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели?

(потрясение, буря эмоций, для него это горе; но даже в критические минуты жизни Гоголь показывает героя бессловесным)

Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?

(отправился к частному лицу, затем к значительному лицу)

Помог ли ему частный пристав? Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным?

VII. Просмотр эпизода «Башмачкин у значительного лица».

В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

Какие

(никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю)

После такого унижения Акакий Акакиевич впал в горячку и «наконец испустил дух». Но на этом автор не завершает повесть, а история неожиданно принимает фантастическое окончание.

Как заканчивается повесть??

- Давайте обратим внимание на финал повести и подумаем, почему автор вводит элементы фантастики в финале повести?

(Башмачкин выступает в роли мстителя. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против таких условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства)

VIII. Итоги урока:

Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: «Бедный чиновник или бедный человек?»

(«бедный»: 1. «малоимущий, малообеспеченный»;

2. «несчастный, вызывающий сочувствие, сострадание человек»)

(Если смотреть первое значение, то Акакий Акакиевич - бедный чиновник, получающий 400 рублей в год титулярный советник, вынужденный жить экономно.

Если смотреть второе значение, то Акакий Акакиевич – бедный человек. Настоящая беда его заключается не только в потере шинели, не только в плохом отношении окружающих, но и в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу. Проблема гуманизма, конечно, присутствует, но следует добавить, что гуманное, человечное отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе сможешь обнаружить человека).

Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

А как должно быть в жизни?

Чему учит повесть «Шинель»?

Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»

IX.Рефлексия.

Понравился ли вам урок????

Довольны ли вы вашей работой на уроке???

Оценки.

Д.З. Ответить письменно на вопрос, «Каким представляется Петербург в повести Н.В.Гоголя «Шинель»?