Государственно-общественное регулирование образования: инновации и тенденции развития. Смотрите, кто уйдет – На что Вам не жалко тратить деньги

  • 12 марта 2018
  • 2000

В одном из синстоистских храмов Японии. Эмы – деревянные дощечки с пожеланиями.

В середине 80-х Красноярск стал педагогической столицей СССР. Это произошло во многом благодаря Красноярскому университету, который возглавил Вениамин Соколов – выдающийся ученый и организатор. По его инициативе в крае появилась деятельностная педагогика и психология Выготского, он пригласил тогда опального академика Василия Давыдова, методолога школы Георгия Щедровицкого. В результате среди прочего была создана знаменитая теперь гимназия «Универс», одним из основателей и руководителем которой стал молодой математик Исак Фрумин, и психолого-педагогический факультет, деканом которого был назначен Виктор Болотов. Этот легендарный факультет возник на базе летних математических школ Красноярского университета и очень скоро превратился в кузницу инновационных кадров не только для края, но и для всей страны.

Этот факультет и закончил Игорь Реморенко.

Его карьера складывалась успешно и даже стремительно: после окончания Красноярского государственного университета по специальности «преподаватель математики» и шести лет работы в школе он всерьез и надолго перешел в сферу управления образованием, совершив взлет от главного специалиста по экспертизе и инновационной политике в администрации Красноярского края до статс-секретаря – заместителя министра образования и науки РФ.

А в 2013 году сменил кресло высокопоставленного чиновника федерального масштаба на должность ректора крупнейшего педагогического вуза – Московского городского педагогического университета.

Но какой бы пост он ни занимал, любимой формой общения с коллегами для него была и остается командная работа.

Богу – чаны

Чтобы попасть в село Богучаны Богучанского района, занимающего десятки тысяч квадратных километров на северо-востоке края, нужно проехать от Красноярска почти 600 км, поезд петляет по тайге 14 часов.

Село Богучаны возникло в XVII веке во время покорения сибирских земель русскими первопроходцами-казаками. Само название села окутано легендами: согласно одной из них, оно произошло от эвенкийского «букачан » – «бугор», «холм», «остров».

Но имеется и другая версия: будто бы, когда казаки завоевали это село после длительной и кровавой битвы с местными жителями, они в честь своей победы выставили вечером на берегу реки большие чаны с вином, а наутро они оказались пустыми. Тогда казаки решили, что эти чаны достались Богу – отсюда и название: Богучаны.

Бурное экономическое и социальное развитие Богучанского района началось в 1950–1970 гг., в это время он стал крупнейшим лесопромышленным центром Красноярского края. В 1960–80-е гг. в районе заготавливалось до 6 млн куб. м древесины в год – две трети от общего объема всего Красноярского края. Успешно работали 16 крупных леспромхозов и 10 химлесхозов.

Ноябрьские праздники, школьная колонна.

Не отставало и село Богучаны, население которого составляло около 10 тыс. человек.

Часть местных жителей работала на пилораме, часть занималась добычей полезных ископаемых и изготовлением из сосновой смолы живицы – важного ресурса химической промышленности.

Любимыми занятиями сельчан были охота, благо рядом тайга с ее густыми лесами и богатым животным миром, либо рыбалка, поскольку Богучаны находятся на реке Ангаре, в которой водилось много рыбы: от щуки, омуля, хариуса, язи до редких – сига, стерляди, нельмы и осетра.

С удочкой на берегу реки сидеть было не принято: для ловли рыбы использовали сети или так называемые «морды» для зимней ловли.

В то время (70–80-е годы прошлого века) вода в реке была еще чистой, в ней можно было купаться и рыбачить, но после строительства Богучанской ГЭС и ряда промышленных предприятий, которые сливали свои отходы в Ангару, ситуация изменилась к худшему.

Но это сейчас, а тогда Богучаны активно развивались, а символом развития села, как известно, является школа. В 1970-е здесь построили новую школу-десятилетку, пригласили новых учителей, и в эту школу пошел учиться Игорь Реморенко.

Признается, что все ему здесь было интересно, потому что жизнь в школе кипела и била ключом: постоянно устраивались какие-то вечера, дискотеки, конкурсы и соревнования.

9-й класс, с товарищами на одном из школьных вечеров.

Игорь был звездой школьных дискотек. Нет, он не выплясывал лучше всех – все танцевали под его музыку. Он лучше всех разбирался в музыкальных направлениях, у него уже тогда была коллекция модных записей, и поэтому он стоял за столиком диджея, направляя всю дискотеку.

На дискотеке.

В 5-м классе его даже избрали в школьный совет дружины, но, посидев на нескольких скучных заседаниях, он написал заявление об уходе. Из состава совета дружины его вывели, но в пионерах оставили, что позволило ему вступить в комсомол, успешно закончить школу и даже получить серебряную медаль.

Покинуть теплое место для более интересных занятий – запомним этот штрих в биографии нашего героя.

Помимо школы в селе было еще одно привлекательное место – краеведческий музей. Ребята любили сюда приходить не только для того, чтобы посмотреть на экспонаты (на территории Богучан во время раскопок было найдено много табличек с древними иероглифами), но и послушать рассказы основателя музея, бывшего ссыльного политзаключенного Даниила Марковича Андона .

Здесь надо сделать небольшое отступление и отметить, что добрая половина жителей Богучан (что характерно для Сибири) состояла из потомков ссыльных, репрессированных или переселенцев.

Со второй половины XIX века Приангарье стало местом политической ссылки и зоной, которая существует до сих пор.

Игорь Реморенко вспоминает, как во время поездок на родину он видел из окна поезда длинные ряды бараков за колючей проволокой, а в повседневной жизни приходилось нередко встречать людей в серой спецодежде – тех, кто находился на вольном поселении и кому разрешалось выходить за пределы зоны.

Родители нашего героя тоже попали в эти суровые края не случайно: предки по отцовской линии происходили из украинских крестьян, переселенных в Сибирь для освоения местных земель по «столыпинскому призыву» еще в начале XX века. А дед и бабушка по материнской линии приехали в Богучаны по комсомольским путевкам.

Отец Игоря Михайловича руководил строительной организацией, а мама работала учительницей математики.

На руках у папы.

Математические способности передались нашему герою по наследству: учась в 8-м классе, он победил в олимпиаде по этому предмету, и ему дали направление в физматшколу при Новосибирском университете. Но уезжать из Богучан, чтобы жить в интернате, ему не хотелось, поэтому он учился заочно: методички и задания присылались по почте, и таким же образом он отправлял выполненные задания.

Кстати, физматшколу он окончил на «отлично».

И выбор его был предопределен: математический факультет Красноярского университета, куда он поступил в 1988 году.

Красноярск

Красноярский государственный университет (теперь он вместе с рядом других вузов и научных организаций вошел в состав Сибирского федерального университета) на тот момент был совсем молодым вузом. Его открыли в 1969 году.

«А рядом находились Новосибирский, Томский университеты, и конкуренция была большая. Поэтому Красноярский университет всегда искал какие-то точки превосходства, – рассказывает Игорь Реморенко. – Вениамин Соколов, тогдашний ректор Красноярского университета, в 80-х годах решил, что ставку нужно сделать именно на психологию и педагогику. И он тогда пригласил в Красноярск Василия Васильевича Давыдова и Георгия Петровича Щедровицкого, вслед за которыми на постоянную или временную работу стали приезжать педагоги и психологи со всего Советского Союза, множество ученых края участвовали в организационно-деятельностных играх. Так возник принципиально новый инновационный психолого-педагогический факультет Красноярского госуниверситета. Конкурс сюда с момента основания был большой, а учеба – самой интересной в университете».

Деканом нового психолого-педагогического факультета на тот момент был Виктор Болотов – будущий замминистра образования РФ.

Вообще Красноярский государственный университет дал российскому образованию много известных деятелей.

Например, в 1979 году математический факультет этого вуза окончил Исак Фрумин, который с 1987 по 1999 годы руководил легендарной красноярской экспериментальной гимназией «Универс», в этот же период по совместительству заведовал кафедрой общей педагогики alma mater. А затем совершил головокружительный карьерный скачок, работая в качестве приглашенного исследователя в Университете штата Вашингтон (Universityof Washington, Seattle), Гавайском университете (University of Hawaii), ведущим специалистом по образованию Московского представительства Всемирного банка. Теперь он известный эксперт в области образования, член международных научных советов ряда университетов, член Экспертного совета при правительстве Российской Федерации. С 2012 года по настоящее время – научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Также в ВШЭ работают Вячеслав Башев, бывший министр образования Красноярского края, и Павел Сергоманов, бывший директор краевого Института повышения квалификации. Оба были связаны с психолого-педагогическим факультетом: Башев его закончил, Сергоманов там преподавал.

А Виктор Болотов, как уже упоминалось выше, был деканом этого факультета и так увлекательно рассказал о нем студентам, что очень многие откликнулись на его призыв перевестись туда. В числе этих студентов был Игорь Реморенко, который к тому времени, проучившись на матфаке два года, разочаровался в компьютерах и программировании (персональные компьютеры тогда были заоблачно дорогими, а в новый компьютерный класс выстраивалась очередь, попасть туда было очень непросто). А вопросы педагогики и психологии его как раз заинтересовали, хотя он продолжал параллельно писать курсовые по математике.

Правда, помимо учебного, был у нашего героя и корыстный интерес: на матфаке платили стипендию 42 рубля, а на психолого-педагогическом – 65 рублей. В постперестроечное время это тоже имело значение.

Одно время он подрабатывал грузчиком на заводе медпрепаратов. Жил сначала в общежитии, потом снимал комнату.

С продуктами в конце 80-х было сложно: в магазинах зияли пустые полки. Спасали заботливые родители, которые присылали посылки детям-студентам, да и сами студенты старались не упустить свой шанс и привозили картошку из колхозов, куда их по старой советской традиции посылали на сбор урожая.

И, еще учась в университете, в 1991 году наш герой пошел работать в школу № 52 г. Красноярска.

Классный руководитель в школе №52, г. Красноярск,1995 г.

«Ну что тут сказать, работать учителем в 90-е было трудно, – рассказывает Игорь Реморенко. – Сначала не очень нравилось, не умел общаться с детьми, потом научился. Переживал, что не платили вовремя зарплату, выдавали иногда продуктами. Потом все как-то попривыкли. В летние месяцы я помогал риелторам продавать квартиры, позднее возил детей в турпоездки, подрабатывал на курсах повышения квалификации. Помню, что 10–15 долларов казались очень существенной прибавкой к зарплате».

Сначала несколько лет он жил в небольшой пристройке при школе. Всегда был в курсе всех школьных дел – прорвало отопление, проблемы с канализацией, дети залезли на крышу, пришел пьяный старшеклассник, у кого-то нашли наркотики. В школе 90-х все это было. Однажды пришлось спасать старшеклассника от пятиклассника, нападавшего на него с финкой. Да, и такое случалось.

И все-таки в тот период, несмотря на все трудности, наш герой работал с большим увлечением.

Директор школы Любовь Гилёва очень любила инновации, терпеть не могла школьную скуку и рутину. Такому оптимизму Игорь Реморенко и его коллеги учились именно у нее. Школе очень помогал Александр Аронов – научный руководитель Игоря Михайловича.

Педагоги школы осваивали технологии развивающего обучения, создавали клуб молодых учителей, разрабатывали концепцию «Школы выбора», проводили организационно-деятельностные и деловые игры. Любимым занятием нашего героя в то время была «Школа будущего». К ней ребята каждый год готовили комплекс проектов по обновлению школьной действительности. Звучали самые разные фантастические предложения по переоборудованию здания, реорганизации учебных занятий, пространства коммуникаций.

В конце 90-х Игоря Михайловича пригласили в Главное управление образования края на должность специалиста по экспертизе и инновационной политике. В то время все писали программы развития, между регионами появилась своеобразная конкуренция – у кого лучше стратегия развития. За это давали федеральные гранты, оказывали методическую поддержку. Игорь Реморенко как раз занимался подготовкой таких программ развития. Он работал с Галиной Вычужаниной, Галиной Вебер, Владимиром Миновым – очень опытными управленцами, умеющими сочетать всякую текущую суету с представлениями о будущем. Вместе с коллегами Игорь Михайлович много ездил по большому Красноярскому краю, встречался с самыми разными людьми.

Посещал школы, в том числе и сельские, изучал различные модели сельского социокультурного комплекса, сетевое взаимодействие школ на селе.

Москва

Этот опыт очень помог ему в дальнейшей работе в Национальном фонде подготовки кадров, а затем в Министерстве образования и науки, куда его пригласили в 2004 году и где он в числе многих других вопросов занимался и реорганизацией сети сельских школ.

Вместе с коллегами он искал и предлагал разные варианты: в частности, создавались общие юридические лица, включающие школу, сельский клуб, учреждение дополнительного образования. Это позволяло сократить административные расходы, высвободившиеся средства направлялись на зарплату учителей.

«Так чтобы мы непосредственно вмешивались в политику какого-то региона и запрещали ему проводить реформы – такого не было, да и не было у нас таких полномочий, – вспоминает Игорь Михайлович. – Случалось, правда, что реорганизация школы проводилась без необходимого решения сельского схода. В этом случае мы просили регионы пересмотреть принятые решения».

Почти за 10 лет работы в министерстве наш герой руководил самыми разными направлениями, в том числе Приоритетными национальными проектами в области образования.

На конференции в МВШСЭН, февраль 2018 г.

Деньги на их реализацию выделялись большие – 50 млрд рублей в год, но четкие механизмы передачи средств с федерального на региональный уровень еще не были отработаны. А это как раз был период, когда регионы имели очень большую автономию и некоторые из них нарочито дистанцировались от федерального центра, в то время как поддержка инновационных школ и лучших учителей должна была осуществляться в соответствии с общими правилами, критериями отбора, участием общественности, дорожной картой и другими установленными для всей страны регламентами. И чтобы привести все это в порядок, Игорь Реморенко и его команда работали очень интенсивно, приезжали на работу около восьми утра, уходили около одиннадцати вечера. Он до сих пор поддерживает отношения со своими коллегами.

Одной из своих заслуг Игорь Реморенко считает разработку концептуального документа «Наша новая школа». Под ее реализацию не выпускалась дорожная карта, не предусматривались особые инвестиции, но некоторые идеи этой программы – например, новые образовательные стандарты; педагогические магистратуры для специалистов, желающих работать в школе, но не имеющих базового педагогического образования; общественные школьные советы; появление автономных учреждений – были успешно реализованы.

Но самым интересным и важным этапом своей министерской деятельности Игорь Михайлович считает создание новой версии Закона «Об образовании в РФ».

«Когда мы начали эту работу, было очень негативное отношение к закону, масса мифов, все считали, что вследствие принятия этого закона останутся только два бесплатных предмета в школе, – рассказывает Игорь Реморенко. – И тогда мы придумали краудсорсинговый проект по обсуждению этого законопроекта и одновременно живые обсуждения – вебинары, круглые столы. Дискуссий, споров было очень много. Например, при разработке новой версии закона забыли включить в нее пункт о запрете деятельности религиозных организаций в школе, и по этому поводу поднялся большой шум. Мы написали на сайте, что это действительно очень важная тема. И эту формулировку в закон мы готовы вернуть. Все были очень удивлены, что вот так, в режиме живого общения, можно оперативно конструировать закон всем миром, всем неравнодушным гражданам что-то предложить».

Поездка в Якутию. 2011 г.

Сейчас, оглядываясь назад, Игорь Михайлович говорит, что многое можно было бы сделать по-другому. Например, не мешало бы почаще ориентироваться на зарубежный опыт, в том числе и при разработке ФГОС. По мнению Игоря Реморенко, структура образовательных стандартов могла бы быть несколько иной, там можно было бы более подробно описать образовательные результаты. И нужна система мониторинга, которая эти результаты постоянно уточняет, дает обратную связь между принятой нормой и реальной деятельностью.

В период работы в Минобрнауки времени на это не было.

Сейчас в МГПУ проводится масса исследований, которые сравнивают российское образование с образованием в других странах. Университет учится проводить исследования на международном уровне, развивает образовательное право, цифровые технологии, экспериментирует с методами обучения.

Трудности карьерного роста

Игорь Реморенко признается, что в кресле ректора чувствует себя комфортнее, нежели в должности чиновника.

Там больше приходилось себя контролировать в публичном пространстве: нечаянно оброненное слово, даже взгляд могли быть не так истолкованы. Здесь можно говорить более свободно, высказывать какие-то сомнения, версии, варианты.

В кабинете заместителя министра. 2012 г.

В статусе замминистра с 2011 по 2013 годы он часто выступал перед депутатами Госдумы, сенаторами Совета Федерации. Порой они были настроены весьма критически, но общий язык удавалось найти. Он старался быть убедительным и просто находить аргументы, подкрепляющие его собственные высказывания. При этом не боялся, если надо, признать свои ошибки. Так случилось на встрече с правозащитниками, которые обратили его внимание на ошибки в документах, запрещающих принимать детей мигрантов в школы.

Напрямую это не было так истолковано, но были разночтения, которые вызывали неправильные трактовки. Пришлось написать разъяснительное письмо в регионы, чтобы исправить данные противоречия.

Следует отметить, что деятельность Игоря Реморенко в Минобрнауки пришлась на период, когда ведомством руководил Андрей Александрович Фурсенко.

Как известно, он не пользовался популярностью в обществе, что, впрочем, было характерно для всех европейских министров образования того времени.

Выступления антиглобалистов, студенческие пикеты и забастовки, протесты против болонского процесса были в самом разгаре. Итальянские профсоюзы, например, по всему Риму развешивали плакаты, призывающие к отставке тогдашнего министра образования Италии Летиции Моратти, которая руководила неформальным клубом министров образования Европы. Игорь Михайлович вспоминает о тех временах с юмором: «Когда Андрей Александрович Фурсенко приехал на первое собрание министров образования в Италию, Летиция Моратти спросила его: “Андрей Александрович, бастуют студенты?” Он говорит: “Конечно, есть такое”. “Учителя выражают недовольство в печати, в публичных акциях?” Он говорит: “Да, выражают”. (В него яйцами бросали, помните, был такой случай?) “А пикетировать Министерство приходят?” Он отвечает: “Приходят, конечно”. Она говорит: “Ну, тогда добро пожаловать в наш клуб!”»

С 2013 года Игорь Михайлович руководит МГПУ – крупнейшим педагогическим вузом страны, который готовит не только педагогов, но и юристов, менеджеров, госслужащих, дизайнеров, психологов, социологов и других специалистов.

В МГПУ обучается 16 тыс. студентов, здесь действует 60 программ бакалавриата и 80 программ в магистратуре. Есть колледж, предуниверсариум для школьников, в прошлом году открылся Серебряный университет для пенсионеров.

В подчинении Игоря Михайловича сейчас более 2 тыс. сотрудников.

Спрашиваю: трудно ли управлять таким большим коллективом?

Что делать, когда люди не подчиняются, обижаются, вступают в конфликт?

«Самое трудное – это не когда люди не подчиняются. В большой организации всегда можно найти человека, который выполнит аргументированное и продуманное решение. Если коллеги с чем-то не согласны, я стараюсь аргументировать и убеждать. Но мне комфортнее работать в команде, коллективно вырабатывать решения, качество реализации таких совместно принятых решений существенно выше, чем формальное исполнение единолично данных указаний», – говорит Игорь Михайлович.

И в конце признается: «Кстати говоря, каких-то открытых конфликтов я не припомню».

Семья

Про свою личную жизнь герой нашего очерка рассказывать не любит. Первый студенческий брак оказался недолгим. Теперь он уже много лет во втором браке, растит двух дочерей. Старшая учится на психолога, младшая – в 3-м классе. Разница в возрасте между ними – 13 лет.

Главный принцип воспитания, который исповедует Игорь Михайлович, очень прост и понятен: чтобы вместе было интересно. Считает, что надо чаще спрашивать друг друга, кто чем хочет заниматься, и стараться помочь друг другу. А еще ходить вместе в театры, на спортивные мероприятия, путешествовать.

Любят всей семьей посещать не только зарубежные страны, но и часто ездят по России: Таганрог, Ростов-на-Дону, Сочи, Санкт-Петербург, Подмосковье… Два года назад вместе с младшей дочерью посетил Богучаны, показал ей свою малую родину.

Школа, в которой он учился, до сих пор действует, оптимизация ее пока не коснулась, несмотря на то что многие местные жители покинули эти места. Кого-то Сибирь удерживает своей запредельной силой и просторами, а в ком-то воспитывает желание покорять новые территории. Игорь Реморенко скорее из вторых.

На отдыхе в Венгрии. 2013 г.


Блиц-опрос

– Если у человека нет друзей – это…?

– В трудные минуты я…?

– Сосредотачиваюсь и думаю, как выйти из ситуации.

– Что бы Вы пожелали себе 18-летнему?

– Настойчивости. Больше ничего.

– На что Вам не жалко тратить деньги?

– На все, что связано с хорошей музыкой.

– Всему, чего я достиг в своей жизни, я обязан…?

– Образованию, и только ему.

– Больше всего в людях я ценю…?

– Увлеченность и умение увлекать.

– Мир спасет…?

– Мечта о новом прекрасном мире.

Ольга Дашковская

Фото из личного архива Игоря Реморенко

В Тюмени в рамках просветительского проекта «Современный университет: проблемы и перспективы», реализуемого Советом ректоров вузов Тюменской области совместно с правительством региона, ряд открытых лекций, в том числе в Институте психологии и педагогики ТюмГУ, провел известный педагог и организатор, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко . В ходе напряженного рабочего визита он выкроил время для интервью телерадиоканалу ТюмГУ «Евразион-ТВ».

– Игорь Михайлович, в жизни часто бывает, что идеал недостижим. Также известно, что вы со своим университетом стремитесь помогать достичь недостижимое. Каким вообще вы видите идеал педагога современной школы?

– Современная педагогическая работа – это сложный коллективно-распределенный труд. Где-то нужны учителя, которые помогают ребенку определиться со своим собственным интересом и найти необходимое содержание образования во всем многообразном культурном окружении: в интернете, в музеях, в библиотеках, в кино, где угодно. Это одного типа квалификация.

Второй тип – это педагоги, которые сами несут какое-то содержание, работая с детьми, могут вдохновить, зажечь на занятие какой-либо деятельностью. Они, скорее, ученые-исследователи какой-либо проблематики. Хотя необязательно институализированы, т.е. необязательно защищающие диссертации, необязательно входящие в какие-то научные коллективы. Они могут зажечь детей! И это – другой тип, другой педагогический навык.

Как правило, первый и второй типы редко сочетаются и даже в чем-то противоположны друг другу.

В современной педагогической реальности появляется много функций, которые сопровождают работу с детьми с особыми нуждами – аутизм, ограниченные возможности здоровья и т.д. Здесь необходима другая педагогическая квалификация, в чем-то очень требующая усидчивости, настойчивости, большего внимания… Это другого рода педагогические навыки, принципиально иные усилия.

Если говорить об общих компетенциях, то и первым, и вторым, и третьим нужно уметь работать в команде, понимать, как они дополняют друг друга, слышать друг друга, достигать общих образовательных результатов.

В общем, для меня педагогическая работа – это не один какой-то идеальный педагог, которого все копируют, а сложно организованный с разных позиций труд.

– Каков, на ваш взгляд, главный вызов современной школе?

– Это предельно открытое, кишащее очень огромным количеством соблазнов информационное пространство вокруг современной школы: кино, телевидение, интернет, социальные сети, другие источники информации. И нужно уметь иметь с этим дело. Не отвергать и не убеждать, что это все неправильно. Наоборот, всасывая информацию, перерабатывая, строя к ней критическое отношение, научить детей быть не рабом всего этого, а быть его капитаном, уметь возглавлять свое собственное движение в этом большом информационном поле. Мне кажется, в этом главный вызов и ответы на него.

– Тюменский университет вырос из педагогической шинели, вы знакомы с его деятельностью как коллега, бывший замминистра. Как бы оценили его педагогический потенциал?

– Сибирь вообще славится пассионарностью, настроенностью на новое, и мне кажется, эти традиции и удерживают некоторые принципиальные особенности сибирских университетов. Тюменский университет как органичная составляющая города тех, кто осваивает новое как в плане территориального развития, так и в плане новых знаний, безусловно имеет огромный потенциал. В его основе лежат мощная деятельностная составляющая, богатые культурные традиции.

– В своих лекциях вы много говорите о будущем. В связи с этим вопрос больше, наверное, как к математику. Представим, что нейроинтерфейс общается со школьником, миссия учителя в чем тогда будет заключаться? Вообще, останется ли профессия педагога или его функции заменят нейроинтерфейсы?

– Коллеги иногда шутят, что будущий ученик – это робот, учитель – тоже робот и т.д. Но существует глобальное отличие человека от роботизированных нейросистем, с которыми мы имеем дело. У него все-таки есть особенность прочитать, проанализировать, что сделала роботизированная нейросистема, и ответить на нее… не из соображений логического действия, а из соображений простой человеческой вредности. И это невозможно угадать никакой системой. Вредность – она по принципу: просто сделаю наоборот.

В математике есть теорема Гёделя о неполноте. Если говорить упрощенно применительно к нашей теме, то, согласно этой теореме, какой бы логически замкнутый набор высказываний вы ни построили, всегда он будет неполным. В нашем контексте – всегда можно вывернуться и сказать что-нибудь не то. Поскольку эта функция «вывернуться из вредности» и сделать что-либо «не то» есть у человека, гарантировано всегда, что в системе человек – нейроинтерфейс всегда будут востребованы люди.

Для справки:

Игорь Михайлович Реморенко - ректор Московского городского педагогического университета

В 1993 году окончил Красноярский государственный университет по специальности «Математика», кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник общего образования.
С 1992 по 1997 год работал преподавателем математики, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе № 52 города Красноярска,
с 1997 года − в Управлении образования администрации Красноярского края.
В 2003-2004 годах работает координатором программ Национального фонда подготовки кадров.
В 2004 году становится заместителем директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.
В 2007-2011 годах возглавляет ряд департаментов в Минобрнауки России.
В 2011-2013 годы – заместитель Министра образования и науки РФ.
С 2013 года является ректором Московского городского педагогического университета.

) - российский педагог, ректор Московского городского педагогического университета (с 2013 года), занимал должности от заместителя директора департамента до заместителя министра в Министерстве образования и науки РФ (2004-2013). Кандидат педагогических наук , действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Портфолио достижений школьника. Что это и для чего это нужно? Разбираемся вместе с Егором Вадовым

    ✪ Кто твой учитель? Реморенко Игорь Михайлович

    ✪ Что будет с образованием в России? Сценарии развития образовательной политики. Игорь Реморенко.

    Субтитры

Биография

В 1988 году окончил школу, получил серебряную медаль .

Также обучался в физико-математической школе при Новосибирском государственном университете , которую окончил с отличием.

В 1993 году окончил психолого-педагогический факультет Красноярского государственного университета по специальности «Математика» с квалификацией «математик-преподаватель».

С 1991 по 1997 год работал преподавателем математики, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе № 52 города Красноярска .

Работа в системе управления образованием

В 1997 году Игорь Реморенко переходит на работу в Управление образования администрации Красноярского края на должность главного специалиста по экспертизе и инновационной политике.

В 2003-2004 годах работает координатором программ Национального фонда подготовки кадров .

В 2004 году становится заместителем директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

В 2007-2011 годах возглавляет ряд департаментов в Минобрнауки (Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, Департамент государственной политики в образовании Министерства, Департамент стратегического развития).

В феврале 2011 года назначен статс-секретарем - заместителем министра образования и науки, курирующем правовые вопросы и законодательную работу Минобрнауки.

В июне 2012 года после назначения министром образования и науки Дмитрия Ливанова остаётся заместителем министра, но с другим кругом курируемых вопросов - государственная политика в сфере общего и дополнительного образования, воспитания и социализации детей и юношества, взаимодействия с субъектами Российской Федерации по вопросам содержания и организации общего и дополнительного образования, направлений государственной политики в этой сфере, изменений нормативной правовой базы, обеспечения разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований общего образования, организации формирования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. На посту замминистра также курировал национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»

Реморенко Игорь Михайлович

Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) с 2013 года, кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник общего образования. Имеет степень магистра по специальности "Менеджмент в сфере образования" University of Manchester (Великобритания).

В 2009-2011 работал директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, департамента государственной политики в образовании, департамента стратегического развития Минобрнауки России; координировал реализацию приоритетного национального проекта "Образование" и программы поддержки инновационного развития вузов.

С 2011 по 2013 - замминистра образования и науки РФ.

Автор десятков статей, двух монографий, участвует в исследованиях по вопросам образовательной политики, развития менеджмента в сфере образования и организации множества международных и национальных мероприятий в сфере образования.

Подробнее

МЕРОПРИЯТИЯ С УЧАСТИЕМ СПИКЕРА

    18.04 12:00–13:00 Общее образование

    18.04 13:00–14:00 Высшее образование

    20.04 12:00–13:00 Общее образование

    Участники:

    • доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Диссертации, принятые к защите:

  • Интегративная модель обучения иностранных студентов русской деловой коммуникации на основе кейс-технологии и медиаресурсов (направление "Экономика", уровни В1-В2)
  • Компьютерное моделирование языковой среды в дистанционном обучении РКИ (уровни А2-В1)
  • Особенности самореализации педагогов на разных стадиях эмоционально выгорания
  • Интегративная модель обучения аудиовизуальному переводу (английский язык)»
  • Обучение аудированию в условиях реальной и виртуальной языковой среды
  • Лингвометодическая модель электронного тренажера для подготовки к сертификационному тестированию по РКИ (уровень В1)
  • Особенности когнитивных функций личности (на материале поздней взрослости)
  • Этнометодическая модель обучения русскому языку трудовых мигрантов из Республики Таджикистан
  • Государственно-общественное регулирование образования: инновации и тенденции развития

    ФИО Реморенко Игорь Михайлович
    Гражданство РФ
    Дата рождения 11.04.1971
    Принадлежность автора Соискатель сторонний
    Место работы
    Название диссертации Государственно-общественное регулирование образования: инновации и тенденции развития
    Науки ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    Шифр и название специальности 1 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
    Отрасль науки 1 Педагогические
    Шифр и название специальности 2 Специальность не выбрана
    Отрасль науки 2 Отрасль науки не выбрана
    Соискание степени д.п.н.
    Где выполнялась работа Московский городской педагогический университет
    Факультет, подразделение 0
    Кафедра, лаборатория
    Дата защиты 31.05.2019
    Диссертация Текст диссертации диссертация Реморенко И.М..pdf
    Дата публикации диссертации 31.01.2019
    Автореферат Текст автореферата АВТОРЕФЕРАТ.pdf
    Дата публикации автореферата 22.02.2019
    Научный руководитель/консультант 1
    Оппонент 1 Отзыв официального оппонента_В.П. Голованов (1).pd
    17. Сведения об официальных оппонентах_ В.П. Голо
    Оппонент 2 Отзыв официального оппонента_Е.И. Артамонова.pdf
    17. Сведения об официальных оппонентах_ Е.И. Арта
    Оппонент 3 Отзыв официального оппонента_Т.К. Клименко.pdf
    17. Сведения об официальном оппоненте_Т.К. Клименк
    Ведущая организация Отзыв ведущей организации (3).pdf
    18. Сведения о ведущей организации.pdf
    Аннотация автореферата Текст аннтотации аннотация.docx
    Решение ДС о принятии к защите принятие к защите.pdf
    Заключение организации, где выполнялась работа Заключение лаборатории с печатями.pdf
    Список присутствующих членов ДС на защите