Выставка Шепарда Фэйри «Форс-мажор. Стрит-арт-художник Шепард Фейри: «Сталкиваясь с ограничениями, человек становится более креативным Шепард перри

В карьере одного из самых известных стрит-арт-художников мира, американца Шепарда Фейри, в этом году два важных события. Он стал посланником часового бренда Hublot, а в сентябре покажет в Москве персональную выставку. За подробностями Юрате Гураускайте отправилась на встречу с Фейри в Лос-Анджелес.

Шепард Фейри в своей мастерской #1, адрес которой стараются держать в секрете. «Я прошел длинный путь от производства и распространения постеров и стикеров ради забавы до огромных коллажей и оформления целых фасадов зданий. Мне нравится демократичность стрит-арта, но еще больше ценю его непредсказуемость».

Май, жара 30 градусов, микроавтобус пыхтит по улицам даунтауна. Бойкая ассистентка Шепарда Фейри везет меня по местам боевой славы босса. Вот - одни из первых его граффити на Аламеда-стрит. Тогда, в конце 80-х, он только перебрался на Западное побережье с Восточного и начал втихаря бомбить стены заброшенных домов своими рисунками. Сегодня Фейри - звезда. Его просят разрисовывать фасады приличных зданий по всем Штатам, как, впрочем, и далеко за их пределами, его работы попадают в коллекции самых престижных музеев современного искусства, а сам он даже попал в мультсериал про Симпсонов, где озвучивал сам себя. Вот - его любимый корейский ресторан. Вот - музыкальный магазин, где он часто перебирает винильчик (ибо в юности баловался панк-роком, а сейчас вполне прилично диджеит), а при случае продает еще и майки со своим артом. Вот - сувенирная лавка, где всегда находит что-то для вдохновения: те же черепушки со стразами - вечный символ любви к мексиканской «Санта Муэрте» - или статуэтки в форме американского доллара - пламенный привет капитализму, а заодно и поп-арту Энди Уорхола. Эти образы путешествуют по разным его работам. Но самые знаковые - два других. Первый: портрет легендарного борца Андре «Гиганта», который разошелся по всей стране в виде наклеек с надписью Obey («Повинуйся») и моментально сделал художника знаменитым. По словам Шепарда, он не ожидал такого вирусного эффекта. Устрашающее лицо маячило везде, от школьных туалетов до автобусных остановок. Второй: пятиконечная звезда, заключенная в зубчатое колесо, символизирующее вечный труд и движение вперед. Именно она с добавлением контуров лица знаменитого рестлера красуется на циферблате новых часов Big Bang Meca-10 Shepard Fairey, которые вышли ограниченным тиражом в серии Hublot Loves Art и в разработке которых - от дизайна до выбора инновационных материалов - художник принял самое активное участие. Шепард Фейри с ловкостью фокусника жонглирует разными политическими и культурными символами прошлого и настоящего, миксует художественные техники и ведет открытый диалог с американским обществом и всем миром. При этом отнюдь не всегда получает в ответ одобрение публики или арт-критики. Его антимилитаристские опусы после трагедии 11 сентября были восприняты более чем неоднозначно. И наоборот, портрет Барака Обамы 2008 года, сопровождавшийся словом Hope («Надежда»), стал народным плакатом его предвыборной кампании. Он разошелся миллионами стикеров и постеров по всей стране и до сих пор приводится как яркий пример влияния современного искусства на политическую жизнь.


У меня бывают и громкие работы, делающие много шума, и очень тихие, но в каждом случае мне важно понимать, что я хочу сказать, - рассказывает Шепард за полчаса до премьеры своих часов.

А что, бывают противоречия?

Ну, работа художника - это постоянное желание найти зазор между идеализмом и прагматизмом. Свобода важна, но и работать в ограничениях тоже надо уметь и любить. Сталкиваясь с ними, человек всегда более креативен.

А что восхищает вас в Hublot?

Их часы выглядят мощными, сильными и при этом невероятно проработаны в деталях. Воздействуют на вас почти гипнотически. Нас объединяет то, что наши работы идеально узнаваемы как издалека, так и вблизи.

Ваш идеал общества?

Капитализм - лучшая система, но она должна грамотно регулироваться властью. Мысль, что рынок решит все проблемы, - заблуждение!

Что для вас время?

Я стараюсь никогда не сожалеть об ушедшем. А на часы смотрю, чтобы понять, сколько еще есть времени, чтобы успеть сделать задуманное.

«Мне дали полную свободу, за что я благодарен. Эти часы получились, как мои мини-картины», - говорит Шепард о работе с Hublot

ART & HUBLOT

Коллаборация часовой компании с Шепардом Фейри - шестая по счету в рамках программы с уже ставшим популярным хештегом #HublotLovesArt. В числе предшественников были Тристан Итон, Hush и Ричард Орлинский.

Девиз Hublot «Быть первыми, иными, уникальными» особенно близок художнику. По признанию Шепарда, он сам всегда старался быть новатором в искусстве.

Уникальность метода Фейри в особой логике объединения разных художественных техник (тот же подход использован и при создании часов Big Bang Meca-10). Получающиеся в итоге работы выделяют его из сотен художников всего мира.

Мастерство - то, что роднит Hublot и Фейри. «Союз вдохновения и точности на самом деле и есть искусство», - говорит Шепард.


«Стрит-арт - это не стиль, а место! И выразить себя в рамках уникальных часов Hublot было очень интересно»


Лимитированная серия Шепарда Фейри вышла на базе Big Bang Meca-10 в двух цветах, черном и темно-синем, и оснащена уникальной системой крепления one click, позволяющей легко менять ремешки. Но главная фишка часов - новый материал texalium, из которого они сделаны. Он позволяет наносить на корпус рисунок любой сложности, и Фейри не мог этим не воспользоваться


Премьера Big Bang Meca-10 Shepard Fairey прошла на одной из старейших голливудских киностудий Mack Sennett Studio, где когда-то снимался Чарли Чаплин. Генеральный директор Hublot Рикардо Гваделупе представил Шепарда Фейри как посланника бренда и автора новой модели часов

Свою технику Шепард Фейри называет органической историей. Из обрывков газет, старых открыток, плакатов, обоев, своих же собственных рисунков он составляет яркие коллажи, которые потом фотографирует, особым образом выводит на печать, дорисовывает или наносит на них изображения с помощью трафаретов. Так, слой за слоем, этап за этапом, как в болеро Равеля, создается многомерная работа


Kiss Me Deadly 2012 года - одна из самых изящных антимилитаристских работ художника. На первой персональной выставке в московском ММОМА, которая пройдет с 19 сентября по 4 ноября, покажут и многие другие его известные работы, созданные за последние четверть века

Шепард Фейри (Obey) – американский художник, признанный самым влиятельным деятелем искусств, по мнению журнала “ART+Auction” по состоянию на 2008 год. Художник и дизайнер – его работы известны по всему миру. Чем отличился этот деятель искусств и какие его работы вошли в историю?

Творческий путь художника

Frank Shepard Fairey (Obey) родился в 1970 году в семье врача. Его творческий путь начался с разрисовки скейтбордов и одежды своих друзей. В 1992 году он окончил школу дизайна в Род-Айленде, и посвятил свою жизнь графическому дизайну а также музыке. Первая его выставка была проведена в Бостоне. Сейчас этот человек является признанным талантом, его работы связывают с андеграундом, а также с поп-культурой. Работы Шепарда Фейри можно увидеть в Смитсоновском институте, а также в Музее Современного Искусства, расположенного в Нью-Йорке.

Проживает художник Шепард Фейри в Лос-Анджелесе, он женат и является отцом двух дочерей. Первые его работы получили известность в середине 1980-х годов. В 1993 году был создан оригинальный дизайн, посвящённый теме Гатора. Тогда ему удалось вписать надпись “Obey” (Подчиняйся) в закручивающуюся спираль. Двумя годами позже, в 1995 году, о его работе был снят документальный фильм. Несмотря на то, что “Подчиняйся” был создан много ранее, именно тогда оператор услышала историю о Гаторе, и очень ею заинтересовалась – это помогло правильно преподнести идею и сделать ее известной.

В эти же годы Шепард работал на “Jobless Antiwork Wear” и жил в Род-Айленде. Но, после знакомства с Энди Хаулэм, он задумался о переезде в Калифорнию, ведь это штат являлся центром культурных событий тех годов. Тогда же, как признается сам художник, он разрисовал множество стен в Лос-Анджелесе и других городах.

Стиль Шепарда Фейри (Obey)

Его стиль относят к поп-арту и часто сравнивают с Энди Уорхолом. Сам художник признаёт – ему очень льстит подобное сравнение, ведь Шепард симпатизирует творчеству Уорхола. Но, как считает сам Шепард Фейри – он всего лишь продолжает лучшие традиции, и старается развить то, что заложил Энди Уорхол.





Работы художника

Shepard Fairey известен во всём мире, он сотрудничает с ведущими производителями одежды, различных продуктов, а также деятелями искусств. Но, самая знаменитая картина под названием “Hope”(Надежда), была сделана во время предвыборной кампании Барака Обамы. На ней будущий президент изображался в стиле поп-арт, а внизу плаката была расположена надпись Hope. Первая его известная работа была создана в 1986 году с изображением французского борца Андре Руссимоффа, по кличке Giant. Под портретом была расположена надпись “GIANT HAS A POSSE” (У великана есть толпа). Второй вариант этой картины содержит сокращенную версию слогана – Obey Giant (Подчиняйся). Эта фраза была связана с кинолентой “Они живут среди нас”, и в дальнейшем часто обыгрывалась художником.






Художник сотрудничал с многими известными корпорациями и музыкальными коллективами:

  • PepsiCo;
  • Adidas;
  • Black Eyed Peas;
  • Smashing Pumpkins;
  • Принял участие в сериале Симпсоны и др.

Художник прошел через множество судебных тяжб, был неоднократно арестован за рисование граффити. И несмотря на это, он по-прежнему остаётся одной из самых влиятельных личностей в мире граффити и поп-арт искусства.

Всё, что нужно знать о Шепарде Фейри

ТЕКСТ: Марина Анциперова

До 4 ноября в ММОМА при поддержке фонда RuArts проходит выставка Шепарда Фейри, уличного художника, дизайнера марки OBEY и автора одноименного вирусного граффити. Будут представлены самые известные его работы, созданные за прошедшие 25 лет. А кроме того, Фейри приедет лично и разрисует один из московских фасадов. Проводим краткий ликбез для тех, кто не в курсе, о ком речь.

Кто нарисовал негласный символ первой кампании Барака Обамы, а потом оформлял обложки Time? Кто придумал марку одежды OBEY? Кто автор самой известной обложки Smashing Pumpkins? Что за уличный художник озвучивал одну из серий «Симпсонов»? Ну и самый простой вопрос - какой художник прославился, приклеивая на улицы города стикеры с Гигантом Андре?

На самом деле все это сделал один человек, и его зовут Шепард Фейри. Вы наверняка видели его работы, даже если не можете вспомнить его имя, - то же изображение Обамы стало такой же неотъемлемой частью поп-культуры, как, например, уорхоловский суп.

Все началось с наклейки OBEY: студент Род-Айлендской школы дизайна учил друга изготовлять трафареты для граффити, и по счастливой случайности в газете нашлось изображение Андре Рене Русимова (2,24 м, 236 кг), французского рестлера и актера польского происхождения, более известного под прозвищем Андре Гигант. Сначала у картинки был лозунг Andre the Giant Has a Posse («У Гиганта Андре есть толпа»), а потом он под действием разных обстоятельств, в том числе и извечной проблемы авторских прав, превратился в стрит-арт-кампанию под названием Obey Giant («Повинуйся Гиганту»)

Образ был схвачен точно и метко: ирония над пропагандистскими кампаниями, критика тоталитарного общества, насмешка над тем, как легко и без лишних вопросов информация принимается на веру. Наклейки с Гигантом стали в огромных количествах появляться на калифорнийских улицах, Шепарда неоднократно арестовывали - и кампания имела ошеломительный резонанс. В начале 1990-х десятки тысяч Гигантов уже были расклеены по всему миру. А на Санденсе в 1997 году показали фильм Хелен Стиклер Andre the Giant Has a Posse - и он стал культовым в мире субкультур.

Дальше - больше. Марка OBEY, гибрид из рабочей одежды, военной формы и излюбленной атрибутики уличной культуры, родилась в 2001 году - как еще одно «медиа», с помощью которого Шепард стал транслировать свои идеи. В 2003 году вместе с женой Амандой Фейри открыл Studio Number One. Среди самых известных его работ тех лет - постер фильма про Джонни Кэша Walk the Line (2005), обложки альбомов Monkey Business The Black Eyed Peas (2005) и Zeitgeist Smashing Pumpkins (2007) - и многое другое, например, промо к Часу Земли, проекты для Pepsi, Nike и других корпораций, которые Шепард по только ему понятным причинам считает этичными.

Но все-таки самая знаменитая работа Фейри - кампания в поддержку Обамы. Ни один уличный художник до него так явно не гнул линию любви или нелюбви к отдельным кандидатам: тот же Бэнкси дорисовывал Черчиллю зеленый ирокез или пародировал королевскую семью, но невозможно представить его замешанным в прямой агитации. Шепард же в лучших традициях ненавистной ему советской пропаганды предлагал голосовать против Буша и Трампа - и за Барака Обаму. Теперь уже информагентство Associated Press подало иск против Фейри - в основу плаката легла фотография агентства, которую он использовал незаконно. Его приговорили к 300 часам общественных работ - и штрафу в $25 000. Надо сказать, он вообще часто ворует изображения - и делает это без тени стеснения.

В день открытия только за один час было продано более 10 работ: даже ограниченные в средствах посетители хотели купить что-либо в память о Шепарде - хотя бы каталог за €19 c детальной биографией художника и фотографиями его работ.

По словам очевидцев, на выставке царил ажиотаж, владелец галереи не скрывал торжествующей улыбки, а число посетителей превышало разумные пределы и вызывало неминуемую давку возле работ.

Директор экспозиции Луиза Монтальто рассказала о том, почему первая подобная выставка Фейри прошла именно в Риме.

Кому принадлежали представленные на выставке работы?

Все экспонаты - собственность итальянского коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным. Он занимает высокую должность в крупной компании. Кураторами выставки стали Дарио Морганте и Кристиано Армати - владельцы галереи. Идея такой выставки витала в воздухе, ведь Фейри - действительно один из самых влиятельных художников тысячелетия.

Сам художник принимал непосредственное участие в организации выставки?

Да, на начальном этапе, но затем он решил не вмешиваться - даже несмотря на то, что Фейри благодарен нам за проделанный труд и вклад в развитие вторичного рынка арт-объектов, и несмотря на то, что это его первая выставка в Италии, он предпочитает участвовать в более институциональных процессах - например, крупных музейных выставках.

Сколько людей уже посетило выставку и сколько было продано работ?

На открытие пришло порядка 1000 человек. Мы достаточно маленькая галерея - у нас никогда ранее не было подобного масштабного открытия. В первую неделю выставку посетило около 3000 человек, и это абсолютно сумасшедшая цифра для нас. Экспозицией интересуются не только люди, живущие в Риме, к нам приезжают из Милана, Болоньи и других маленьких городов. Проявляют интерес кураторы и коллекционеры - в основном, французы и американцы.

Было ли что-то необычное на открытии выставки?

Охранник на входе не впускал внутрь людей с напитками. В итоге на улице мы насчитали 140 бутылок вина.

Что сейчас происходит в итальянском уличном искусстве? Много ли у вас проходит выставок стрит-арта на закрытых площадках?

В Италии очень благодатная почва для развития уличного искусства. В Милане по меньшей мере три галереи, которые специализируются на стрит-арте, в Риме только мы, Mondo Bizzarro Gallery. Мы работаем с такими пионерами движения, как Sten и Lex, Lucamaleonte, Mr Uany, Ozmo, Eron и др. В мае мы открываем групповую выставку художников (Mr Uany, Jb Rock и Eron), в следующем году хотим сделать большую экспозицию «Итальянское уличное искусство» с участием более 30 художников.

«Я всегда любил творчество Обей, но для меня он скорее графический дизайнер, нежели уличный художник, - рассказывает

Самые знаменитые проекты Фейри - это постер «Hope», придуманный в 2008 году во время выборов президента США Барака Обамы, и портрет французского рестлера Андре Русимова, сделанный в 1986 году. В феврале 2008 Фейри получил ответ от Обамы письмо с благодарностью за проделанную работу.

А вот идея наклейки с рестлером появилась случайно: «Году в 1989 я объяснял другу, как делать трафарет, и случайно наткнулся на фотографию с рестлером. Я сказал ему, что он должен сделать из этого трафарет, на что друг рассмеялся и сказал, что это совсем тупо. Мне же показалась эта идея забавной. В то время мы с друзьями называли друг друга The Posse (толпа, тусовка, - слово заимствованное из хип-хопа сленга Public Enemy, NWA and Ice-T). Так что я сделал пару таких наклеек с первоначальной версией GIANT HAS A POSSE».

«Я бы хотел выразить благодарность за ваш талант и поддержку моей предвыборной кампании. Политические плакаты, используемые в вашей работе, вселили в американский народ веру. Я благодарен за привилегию быть частью вашей арт-работы». Барак Обама

Позже на наклейке появилась надпись OBEY (повинуйся): Фейри вдохновился фильмом Джона Карпентера They Live, где главный герой находит солнцезащитные очки, которые позволяют видеть на рекламных плакатах скрытое послание - например, слоган «Купи путевку на Карибы» содержит призывы «Подчиняйся», «Потребляй», «Женись и размножайся».

Помимо нашумевших постеров Фейри занимается оформлением обложек для музыкальных пластинок (Black Eyed Peas, The Smashing Pumpkins, DJ Shadow, Flogging Molly, Led Zeppelin, Will.I.Am, Anthrax, Interpol, Johnny Cash), кинофильмов, а также дизайном логотипов, футболок, стикеров. Шепард известен своими «визуальными высказываниями» против режима Буша (серия Be the Revolution), а также оформлением музыкального альбома «Война: музыка, которая вдохновляла ветерана войны в Ираке» и другим артом социального и политического толка.

Шепард Фейри - действительно разносторонний, живой, талантливый и модный уличный художник. Он неоднократно выставлялся в американских и европейских галереях, его работы включены в коллекцию ряда музеев и институтов искусства в США и Великобритании. Фейри был одним из управляющих партнеров дизайн-студии BLK/MRKT, которая специализировалась на партизанском маркетинге, среди клиентов - Pepsi, Hasbro and Netscape. В 2003 году вместе с женой открыл дизайн-агентство. В 2009 был арестован по дороге на премьеру своего шоу в Институте современного искусства в Бостоне за наклеенные постеры.

Американский художник и дизайнер Шепард Фейри (Shepard Fairey) - видный деятель поп-арта, стоящий в одном ряду Энди Уорхоллом, но не только. Также его имя вписано в политическую историю - как создателя самого известного политического постера современности «HOPE» для Барака Обамы. Издатели журнала ART+Auction назвали его влиятельным художником 2009 года. (Залогиньтесь, чтобы почистить страницу. )

OBEY

Фейри наиболее известен благодаря двум работам в стиле поп-арт, обыгрывающим раскрученные медиа-образы. Первая, созданная в 1986 и известная в двух вариантах, представляла собой портрет французского борца Андре «Великана» Руссимоффа. Под борцом красовалась фраза «GIANT HAS A POSSE» («У Великана есть толпа»).

Во втором варианте фраза сократилась до слова «OBEY» («Повинуйся»), связанного с фильмом «Они живут среди нас» (They Live) и ставшего творческим псевдонимом художника. Изображение стало классикой и распространялось в виде наклеек и плакатов.

Hope

Самая же знаменитая картина Фейри - работа « » (Надежда), которая посвящена президенту США Бараку Обаме. Фейри выполнил её в 2008, во время предвыборной кампании Обамы. Автор некоторое время колебался между несколькими вариантами подписи, но в конце концов остановился на «Надежде». Плакат не только прославил своего создателя, но и повлиял на настроения избирателей. Мотивы «Надежды» использовались при создании политических плакатов и после выборов.

Другие работы

Кроме этих двух картин, Фейри принадлежит ряд художественных плакатов, посвящённых социализму, религии, музыке и экологии.