Зрительские умения и их значение. Зрительские умения, и их значение для современного человека Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Диагностический тест «ЗАР» для педагогов и родителей

Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, искусство...

Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк. Этим видам искусства соответствуют отдельные разновидности художественной деятельности. Каждый из видов искусства, отражая мир в целом, обладает определёнными преимуществами в более прямом, ярком и совершенном отражении каких-то из его сторон, граней, явлений. Изобразительное искусство – одно из самых древних, но оно и вечно молодое. «Изображения» художники создавали многие тысячелетия назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно! Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём, его нужно изучать. Первое, что делают люди, желающие познать интересующий их край, изучают его язык…

Урок ИЗО в 7 классе на тему: «Зрительские умения и их значение для современного человека» (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») Раздел: «Великие темы жизни». Цели: 1. Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. 2. Развивать личностный характер создания и восприятия произведений искусства. 3. Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. 4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Оборудование и материалы: 1. Репродукции картин для тематической беседы и практической работы: Живопись Вермер Делфтский Ян, «Девушка, читающая письмо». . . «Анкор, еще анкор!» - Павел Андреевич Федотов » Брюллов К. П. Последний день Помпеи Рембрандт Возвращение блудного сына ПЛАН УРОКА 1. Беседа о творческом характере зрительского восприятия, его культуре и умении. 2. Постановка художественной задачи. 3. Практическое выполнение задания. 4. Подведение итогов занятия и получение домашнего задания. Ход урока Эпиграфы: К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла. А. Дюрер Искусство не подделывает и не заменяет реальным мир, а объясняет его, расширяет и продолжает. К. Ф. Юон Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 1

…Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее – то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства… М. М. Антокольский Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк. Этим видам искусства соответствуют отдельные разновидности художественной деятельности. Каждый из видов искусства, отражая мир в целом, обладает определёнными преимуществами в более прямом, ярком и совершенном отражении каких-то из его сторон, граней, явлений. Изобразительное искусство – одно из самых древних, но оно и вечно молодое. «Изображения» художники создавали многие тысячелетия назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно! Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём, его нужно изучать. Первое, что делают люди, желающие познать интересующий их край, изучают его язык… Вот и мы сегодня на уроке поговорим о языке, на котором говорит художникживописец. Изобразить художник может всё: леса – поля, деревья – травы, города – горы, океаны – космос… Это может быть зверь и птица, цветок и солнечный луг, улыбка и слеза человека. Это может быть горе и радость, благородство и подлость, правда и ложь, добро и зло. Это может быть жизнь людей, живущих с нами рядом, людей, давно-давно ушедших, а значит, жизнь сегодняшняя, прошедшая или даже не наступившая. Художник изображает мир таким, каким мы его все видим, и таким, каким видит его только он, одинединственный художник, хотя художников много. Работают они с помощью разных изобразительных техник, и потому мастеров изобразительного искусства различают и называют по-разному. Как? (Скульпторы, графики, архитекторы, живописцы.) Живописцы работают кистями и красками. Оглянемся назад, в далёкие времена, когда слово «техника» обозначало «искусство», «мастерство», зависящее не от машин, компьютеров и хитроумной электроники, а от личного умения мастера-художника, от его умелых рук. Владея той или иной техникой искусства, он знал, как сделать, то есть умел использовать задуманное изображение, а значит, и исполнял его в технике… Техник у художников много, хотя в большинстве своём они работают такими же простыми средствами, как и их прапрадеды (вспомним, что кисточками пользовались и в далёкие доисторические времена). Однако владеть техникой изображения – всего лишь половина работы, которая в искусстве называется творчеством. А творчество возникает лишь тогда, когда художник не только умеете, как сделать, но у него есть что рассказать людям! Есть мысли, но обязательно свои и ни в коем случае не повторение мыслей чужих; есть свои идеи, свои тревоги и радости, однако важные при этом и для всех других людей. И вот когда «что» и «как» (а другими словами – «содержание» и «средства») соединяются неразрывно друг с другом, соединяются в особое слитное единство, благодаря мастерству Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 2

художника и его взволнованному отношению к жизни, это и есть творчество, а в творчестве возникает произведение искусства с его неповторимым содержанием и художественным языком. На уроках ИЗО мы чувствуем и творим как художники, но чаще всего, обращаясь к произведениям искусства, мы – зрители. Быть зрителем – это тоже искусство. Подобное утверждение может показаться на первый взгляд странным. В самом деле, мы привыкли считать творчеством создание картин, сочинение музыки, книг. Но такое, вроде бы лёгкое и чисто пассивное занятие, как созерцание полотен, чтение романов, прослушивание симфоний – можно ли назвать это делом творческого характера? Да, можно. Мало того: есть все основания говорить, что от состояния, уровня, характера зрительского творчества во многом зависит судьба развития всех видов искусства. Ведь тот момент, когда литератор заканчивает книгу, живописец – картину, эти произведения являются, так сказать, фактами личной биографии их создателей. Подлинная жизнь любой работы художника начинается только тогда, когда с ней могут познакомиться читатели, зрители, слушатели, когда возникает общественная оценка произведения. Если эта оценка отрицательная или, ещё хуже, равнодушная, произведение быстро забывается и как бы умирает. Коль скоро работа художника не нашла живого отзвука в душах людей, значит, она была мертворождённой и по справедливости быстро отжила свой мотыльковый век. Итак, создание произведений искусства и их восприятие, понимание, оценка находятся в тесной связи и зависимости. Одно не существует без другого, вместе они образуют единое целое, то, что и зовётся художественной жизнью общества. Время, общество требуют от мастера искусства создания сильных, волнующих, значительных произведений, проникнутых передовыми идеями эпохи; облечённых в яркую и оригинальную художественную форму. Жалок тот художник, который – в силу ли бездарности или приверженности к ущербным, бесплодным методам творчества – не сумел раньше или позже завоевать расположение зрителей. Любые утешения тут бесполезны. Не завоевал – значит, нечем было завоевать… Но достоин сожаления и тот зритель, который готов отмахнуться от произведения только потому, что оно при первом знакомстве показалось ему непонятным, странным, непривычным. Конечно, может быть, что за этой странностью не кроется ровно ничего хорошего, и тогда презрительное равнодушие к плохой, вымученной картине или книге вполне оправданно. Но ведь бывает, и нередко, совсем другое: надо вдуматься в работу художника, понять её оригинальные черты, глубокий замысел, и в итоге зритель будет щедро вознаграждён: перед ним раскроется какая-то неведомая ему раньше грань действительности, новые для него черты духовной жизни современников, окажется, что это произведение способно доставлять и радость познания, и большое эстетическое наслаждение. Вот такое напряжение духовных сил при знакомстве с произведением искусства и есть своего рода творчество. Причём, разумеется, это творческое начало проявляется не только тогда, когда зритель сталкивается с чем-то, что ему не сразу нравится. И в тех случаях, когда произведение захватывает уже в первый момент встречи с ним, идёт большая работа чувства, мысли, фантазии, происходит чудесный, драгоценнейший процесс постижения, который может так обогатить ум и душу человека, сделать их глубже, тоньше, зрелее. Ведь ради этого и существует, собственно, художественное творчество. Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 3

Итак, искусство быть зрителем, как и всякое другое искусство, требует духовного подъёма, полёта мысли, а также известных навыков и познаний. Когда сто с лишним лет тому назад была изобретена фотография, послышались голоса, что искусству живописи пришёл конец, и оно вскоре отомрёт за ненадобностью. В самом деле, ведь даже самый умелый и кропотливый художник не в состоянии дать такого идеально точного воспроизведения натуры, какое мгновенно достигается с помощью фотоаппарата. Но прошли десятилетия. Фотография год от года совершенствовалась, получила такие технические возможности, о которых и не мечтали её первооткрыватели. Более того – со временем фотография выдвинула целую плеяду замечательных мастеров своего дела, которые создавали и создают работы, бесспорно, заслуживающие право оцениваться как произведения настоящего, большого искусства. Однако живопись и поныне существует и развивается как особый и неповторимый вид художественного творчества, не понеся никакого урона от соперничества с фотографией. Скорее, даже живопись выиграла от этого соперничества, ибо для новых поколений стали ещё яснее и очевиднее своеобразные, оригинальные качества и особенности созданий мастеров кисти. Что же показало творческое соревнование двух видов изобразительного искусства – нового и старого? Представим себе, что фотограф и живописец решили запечатлеть один и тот же пейзаж или, скажем, создать изображение одного и того же человека. Фотограф – если он не «холодный ремесленник», а человек с душой и опытом художника – конечно, много и тщательно поработает, прежде чем сделать снимок. Руководствуясь целью достигнуть того или иного определённого впечатления, фотограф-художник выберет наиболее выгодную для задуманной им фотокартины точку зрения съёмки, глубоко продумает характер освещения, границы кадра и т. д. Снимая человека, он постарается «подстеречь» свою модель в наиболее привычной и естественной для неё позе, будет стремиться запечатлеть такое выражение лица, которое позволит понять характер, психологию этого человека. В результате, как мы знаем, фотограф может добиться создания впечатляющих, художественно ценных пейзажей и портретных произведений. Всё это так. Но в основе снимка всегда лежит документально точное, фотомеханическое воспроизведение натуры. Даже самый одарённый и изобретательный фотограф, к каким бы приёмам и ухищрениям он ни прибегал, не может как-то изменить или, тем более, обобщить натуру (то есть не просто скопировать её, а отобрать и раскрыть в широком художественном образе её наиболее характерные черты): этого не позволяет сама природа, техническая основа его профессии. В этом смысле можно сказать, что живопись только начинается там, где фотография кончается. Ибо всякая живопись суть обобщение. Основная разница между работой живописца и фотографа не в том, что для второго из них недостижимо использование свободного движения мазка или, к примеру, предварительная обработка (грунтовка) полотна для придания собой выразительности поверхности картин; не в том, что живописцу его вид искусства позволяет добиться живой трепетности каждого миллиметра изображений, целиком подчиняющегося его творческой воле, вкусам, стилю и т. д. , а фотограф пока что ещё не может преодолеть известной мертвенности, «машинного» холодка фотооптики. Всё это очень важно, но суть дела не в этом. В возможностях фотографии добиться весьма выразительного воссоздания внешнего облика того или иного события, человека, предмета, пейзажа. Но к этому внешнему облику, к единичному факту она полностью прикована. Фотограф не может дать зрителю воображаемую картину, которая вбирает в себя обобщённый опыт сотен и тысяч повседневных наблюдений, не может создать типизированных изображений. Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 4

А задача живописи – не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Порой (причём нередко) бывает так, что изобразительные детали составляют основу рассказа в картине, играют решающую роль в раскрытии её образного замысла. Вот картина голландского художника XVII века Я. Вермеера Делфтского «Девушка с письмом». Сюжетная завязка здесь очень проста, лишена какой бы то ни было остроты и действенности. Читающая девушка кажется застывшей, выражение её лица спокойно и безмятежно, отнюдь не вызывает у зрителя мысли о каких-то душевных волнениях, сложностях, глубоких раздумьях. Вообще, хотя фигура занимает в картине центральное место, она привлекает не больше внимания, чем остальные детали полотна. Зато все эти детали выписаны с предельной осязательностью. Мы со всей полнотой постигаем красоту мягкого ворса красного ковра, нежную прелесть плодов, громоздящихся на тонком металлическом блюде, свежесть струящегося из окна воздуха. Наше зрение словно обостряется при знакомстве с этой картиной, и мы замечаем мельчайшие линии бахромы занавески, тонкие блики тёплого дневного света, который буквально пропитывает всё изображение. Однако весь этот предельно обстоятельный, подробнейший рассказ о деталях предметного мира, окружающего человека, отнюдь не является самоцелью; он обладает глубоким смыслом, связан с определённой философией жизни. Поэзия повседневного, утверждение красоты простых вещей, мирных будней, столь характерные для демократической голландской живописи XVII столетия, нашли в этом полотне Вермера высочайшее и тончайшее выражение. В названной картине детали являются главными «героями» изображения, они значительны сами по себе; показать красоту их облика – значило для художника рассказать о прелести повседневного окружения человека, несущего печать его вкусов, традиций, представления о прекрасном. Но бывает и другое: детали в картине получают как бы иносказательное значение, оказываются «действующими лицами» драматического повествования о жизни человека. Вспомним в этой связи полотно П. Федотова «Анкор, ещё анкор!» (Анкор (encore) – ещё (фр.)). Его сюжет можно изложить буквально в нескольких словах. Дело происходит в каком-то захолустном городке в середине прошлого века, когда в России при Николае I царил жесточайший крепостнический режим. В избе, лежа на скамье, полуодетый офицер забавляется Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 5

тем, что заставляет собачку прыгать через чубук. Вот, собственно, и всё. Впрочем, из названия явствует ещё одна подробность: покрикивая на пса, офицер путает русские слова с французскими. Казалось бы, что можно ожидать от картины, созданной на основе такого незамысловатого сюжета? Бесхитростную бытовую сценку, не более. А ведь перед нами одно из самых глубоких и значительных произведений живописи, рассказавших о тяжком, мрачном николаевском безвременье. Чтобы постигнуть содержание этого рассказа, надо, прежде всего, чутко приглядеться ко всем деталям изображения. Художник показал тесное пространство избы с тяжёло нависающим потолком. Оплывающая свеча еле освещает избу, зловещие тени мечутся по её стенам и углам. Гитара на стере, вещи, разбросанные по столу: бритвенный прибор, посуда, остатки еды в миске – всё это как бы отмечает течение для офицера. Сквозь крохотное оконце виден пустынный зимний пейзаж, освещённый холодным лунным светом. Как видим, весь этот рассказ создан не при помощи драматического действия, развёрнутого описания событий, происшествий. Здесь повествуют детали, рассказывает обстановка, красноречиво говорят изобразительные сопоставления и эффекты. Они ярко и остро воссоздают то ощущение горестного одиночества, на которое обречён офицер. Опустившийся, погрязший в мутной тине жестоких и убогих будней, этот человек потерял всякий вкус к жизни, растрачивая её бессмысленно, глупо, валяясь по целым дням, убивая время на пустые забавы, вроде изображённой игры с собакой. Примечательно ещё одно: Федотов не нашёл необходимым отчётливо показать лицо офицера. В этом не было нужды, это, возможно, оказалось бы излишним подчёркиванием того, что и так ясно. Столь выразительно показанная обстановка, рассказ вещей, деталей дали нам полное, исчерпывающее представление о герое картины. Пусть мы не видим его лица, оно и без того уже ясно нарисовано в нашем воображении: тусклый взгляд, обрюзгшие черты, несущие роковую печать внутренней опустошённости. В этом живописном рассказе с замечательной силой раскрыта трагическая судьба человека в условиях гнусного крепостнического режима, беспощадно коверкавшего и унижавшего человеческие души. Можно было бы назвать великое множество сюжетных картин, в которых рассказ о каком-то определённом действии, событии отступает на второй план сравнительно с повествовательным значением изобразительных деталей – будь то произведения русского мастера начала XIX века А. Венецианова, «К ночи» М. Врубеля, полотна кисти Ж. -Б. Шардена, французского живописца XVIII века, чаще всего изображавшего быт простонародья, и другие. Надо уметь разобраться в содержании тех картин, где почти нет действия, отсутствует многосторонне развитый «литературный» сюжет. Такие картины создавались и создаются очень часто. Искусство быть зрителем – большое и нелёгкое искусство. Для него необходимы терпение и вдумчивость, широкий кругозор, понимание своеобразных законов и особенностей каждого вида и жанра творчества. Оно требует развития не только физического, но и особого, духовного зрения, зрения художественного. Иными словами, для того чтобы в полной мере понять художника, нужно в известном смысле и самому быть художником, человеком творческого восприятия, достойным быть другом, справедливым судьёй и как бы соавтором мастера искусства. Понимание живописи, как и любого иного вида искусства, не приходит само собой: оно венчает долгую, упорную и разностороннюю работу по воспитанию в себе качеств передового зрителя-художника. Но эта работа щедро вознаграждается: чуткого, вдумчивого, понимающего зрителя произведения искусства встречают как равного, Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 6

Зрительские умения, и их значение для современного человека Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремиться вперёд, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства… К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания, добра и зла. Искусство не подделывает и не заменяет реальный мир, а объясняет его, расширяет и продолжает.


Вермер Делфтский Ян (Голландский живописец. Крупнейший мастер голландской жанровой и пейзажной живописи. Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, женщины, погруженные в те или иные занятия: чтение и написание любовных писем, рассматривание драгоценностей, музицирование, общение с кавалерами и т.п


ФЕДОТОВ Павел Андреевич (), живописец- рисовальщик. Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, нередко гротескной, форме события вседневной жизни. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Федотова называют Гоголем в русской живописи. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Содержание картин изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). В более поздних работах Федотова нашли отражение чувства тоски и одиночества: Вдовушка, Анкор, еще анкор и др. (185152). Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского.




Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова, когда в середине 1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной "Последний день Помпеи". Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Слово "успех" недостаточно для характеристики отношения к его картине. Налицо было нечто большее - картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником, открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства.

Зрительские умения и их значение для современного человека (1 ч.)

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.

Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.

История искусства и история человечества.

Стиль и направление в изобразительном искусстве (2 ч.)

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль ХVII века, барокко и классицизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений ХХ века.

Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Зрительный ряд не выходит за пределы уже известных по предыдущим занятиям произведений.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства (2 ч.)

Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Великие художники в истории искусства и их произведения.

Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.

Задание: произведения, выбранные для беседы о художниках.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства (4 ч.)

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства.

Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(месяц, четверть)

учебного

Раздел, тема

Формы контроля результатов

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

сентябрь

1 четверть

Изображение фигуры человека в истории искусства

сентябрь

1 четверть

Пропорции и строение фигуры человека

сентябрь

1 1четверть

Лепка фигуры человека

сентябрь

1 1четверть

Набросок фигуры человека с натуры

1 1четверть

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

проверочная работа

ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

1четверть

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1четверть

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

2 четверть

2 четверть

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

2 четверть

Жизнь в моем городе в прошлых веках

2 четверть

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

проверочная работа

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ

Декабрь, январь

2, 3 чет.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

3 четверть

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

3 четверть

Процесс работы над тематической картиной

3 четверть

Библейские темы в изобразительном искусстве

3 четверть

Монументальная скульптура и образ истории народа

3 четверть

Место и роль картины в искусстве XX века

проверочная работа

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

3 четверть

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

3 четверть

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

3 четверть

Зрительские умения и их значение для современного человека

Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.
^ Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Изобразительная и смысловая организация пространства картины. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства - звенья культурной цепи.

Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.
^ Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства.

Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, барокко и классицизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.

Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.
^ Тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).

Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

Работы над проектом (индивидуальная или коллективная работа, работа группой учащихся; проект осуществления в течение всей четверти).

Работа над проектом.

Выбор и обоснование темы.

Замысел и разработка эскизов.

Обсуждение и защита идеи проекта.

Сбор материала.

Развитие и утонение идеи.

Выполнение проекта в материале.

Материалы: по выбору учащихся в соответствии с идеей и содержанием художественно - творческого проекта.
^ ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Учащиеся должны знать:

О жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

О роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

О процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

О композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

О поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

О роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

О роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

О роли художественной иллюстрации;

О поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно - строительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий.

^ Учащиеся должны иметь представление:

Об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

О сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

^ В процессе практической работы учащиеся должны:

Получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

Научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

Развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

Получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по Искусству, примерной программы основного общего образования, на основе концепции авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы», авторы программы «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»; «Изобразительное искусство 5-9 класс », автор программы Н.Д Неменский Н.Д, Москва, Просвещение, 2012 год.

Данная программа рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов, 1 час в неделю.

цели х удожественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

Формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

Приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

Овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

^ Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

Воспитание художественного вкуса;

Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

Формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно-логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

^ Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

^ Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

Освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль-туры другого народа;

Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

Устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

^ Выпускники основной школы научатся:

Воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

Понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

Описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

Структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

Сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

Работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

Культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

^ Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:


  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
^ Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
^ Выпускники научатся:

  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

  • участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:


  • формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

  • овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

  • формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности , приобретаемый на занятиях, способствует:

  • овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

  • совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:


  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

VIII КЛАСС

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (19)
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Визуально - пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительном и декоративно-прикладным искусствами.

Архитектура как отражение социальных отношения и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культурных зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн – логическое продолжение вклада художника в формирование вечно - предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д.

Дизайн и архитектура как создание «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально - вещевой среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические работы.
^ Раздел 1: Художник - дизайн - архитектура.


Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции или «Внесем порядок в хаос!»

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
^ Раздел 2: В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. Объект и пространство
От плоскостного изображения к объемному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое.

Цвет в архитектуре и дизайне
^ Раздел 3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны

Город сегодня и завтра

Вещь в городе и доме.

Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера.

Ты - архитектор.
^ Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом - мой образ жизни.

Интерьер, который мы создаем.

Мода культура и мы.
^ Раздел 5: Жанровое многообразие музыки

Песня-самый демократический жанр музыкального искусства. Особенность песенной музыки.

Многообразие жанров народного песенного фольклора.

Духовное и светское песенное искусство.

Развитие танцевальной музыки.

Танец, его значение в жизни человека.

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров.

Марш, его значение в жизни человека.
^ Раздел 6: Музыкальный стиль – камерон эпохи
Музыкальный стиль.

Музыка эпохи возрождения.

Музыка эпохи барокко.

Музыка эпохи классицизма.

Музыка эпохи романтизма.

Музыка эпохи реализма.

Неоклассицизм и классический авангард.

Традиции и новаторство в музыке.

^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Из них

Примечание

Контрольная работа

^ Практическая работа

Творческая работа

1

Художник – дизайн – архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры


5

5

1 .1

Основы композиции в конструктивных искусствах

Понятие линии и организация пространства


1

1

1.2

Цвет – элементы композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

1

1

1.3

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

2

2

1.4

Когда текст и изображение вместе

1

1

^ В мире вещей и зданий.

Художественный язык конструктивных искусств


4

4

2.1

Объект и пространство

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете


1

1

2.2

Конструкция: часть и целое

1

1

2.3

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

1

2.4

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

1

1

3

^ Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

6

6

3.1

Город сквозь времена и страны

1

1

3.2

Город сегодня и завтра.

1

1

3.3

Вещь в городе и дома

1

1

3.4

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера

1

1

3.5

Ты – архитектор

2

2

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

4

4

4.1

Мой дом – мой образ жизни

1

1

4.2

Интерьер, который мы создаем

2

2

4.3

Мода, культура и ты.

1

1

5

Жанровое многообразие музыки

8

8

5.1

Песня- самый демократический жанр музыкального искусства. Особенность песенной музыки

1

1

5.2

Многообразие жанров народного песенного фольклора

1

1

5.3

Духовное и светское песенное искусство

1

1

5.4

Танцевальная музыка прошлого и настоящего.

1

1

5.5

Развитие танцевальной музыки

1

1

5.6

Танец, его значение в жизни человека

1

1

5.7

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров

1

1

5.8

Марш, его значение в жизни человека

1

1

6

Музыкальный стиль –камерон эпохи

8

8

6.1

Музыкальный стиль

1

1

6.2

Музыка эпохи возрождения

1

1

6.3

Музыка эпохи барокко

1

6.4

Музыка эпохи классицизма

1

6.5

Музыка эпохи романтизма

1

1

6.6

Музыка эпохи реализма

1

1

6.7

Неоклассицизм и классический авангард

1

1

6.8

Традиции и новаторство в музыке

1

1

Итого

35 часа

Раздел 1: АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН – КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.

^ МИР, КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ ЧЕЛОВЕКА

ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ – ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (5 ч)

Возникновение архитектуры и дизайна на разные этапы общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты,

функционального и художественного.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображения. основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и ассиметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Ритм и статика, движение, в музыке.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно - композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.