Коллективный проект по дорогам сказок. Проект по речевому развитию " по дорогам сказок". Образовательная область «Познавательное развитие»
Выполнила:
Охотникова Л.А.
ПРОЕКТ
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
Актуальность
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно-здоровой личности ребенка.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит от психофизического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
(Старшая группа)
Актуальность: - Взаимодействие семьи и детского сада.
Развитие художественно – творческих и речевых способностей детей через составление своих рассказов, сказок.
Развитие театральной и музыкальной деятельности.
Умение оформлять свои рассказы, сказки через книжки-самоделки.
Использование книжек-самоделок для других видов проектов.
Цель:
Задачи:
Адресат: - Для творческих отчётов воспитателям, специалистам.
Для различных конкурсов по развитию художественно-творческих способностей.
Для дизайна различных конкурсов.
Для благотворительных видов деятельности.
Краткая аннотация: В данном проекте дети учатся в сотрудничестве с педагогами и родителями творчески подходить к развитию своих речевых способностей. Дети активно участвуют в создании детских книжек-самоделок. В ходе презентации дети учатся выступать перед аудиторией, рассказывать об этапах своей проектной деятельности, о результатах своих творческих изысканий. Реализация данного проекта воспитывает у детей позитивное отношение к результатам своего труда и желанием продолжать этот вид творческой деятельности. Также использовать эти книжки-самоделки на выставках, в конкурсах и в благотворительных целях.
Паспорт проекта «По дороге к сказке»
Цель: Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.
Задачи: - Учить пересказывать р.н.с., составлять небольшие рассказы, сказки.
Учить инсценировать сказки в различных видах театров.
Учить делать поделки, атрибуты для театральной деятельности.
Создать условия для проектно-исследовательской деятельности.
Вид проекта : т ворческий.
Реализация проекта
Разделы программы | Виды детско-взрослой деятельности. |
Речь и речевое обучение | Составление небольших рассказов, небылиц (Про мою любимую собаку, Лиса и заяц и т.д.). |
Художественная
литература |
Чтение и пересказ р.н.с. «Три поросёнка», «Серебряное копытце», «Сивка – Бурка». Заучивание стихов по программе. |
ИЗО | Лепка по сюжетам сказок. Совместная работа с родителями: поделки из природного и бросового материала «Герои сказок». Конкурс рисунков «Любимая сказка». |
Музыка | Слушание музыкальных сказок «Муха-Цокотуха», «Три поросёнка», «Кошкин дом». Разучивание музыкальных, ритмичных движений к инсценировке сказок. |
Театрализованная
деятельность |
Инсценировка сказок: «Три поросёнка», «Муха-Цокотуха», «Кошкин дом», «Волшебные краски». Презентация проекта «По дороге к сказке». |
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Время реализации проекта: Долгосрочный проект. Сентябрь 2014г. - декабрь 2014 г.
Аннотация к проекту: Усвоение данной темы проекта построено на эмоционально-чувственном восприятии детей. Сказка занимает важное место в духовном развитии ребёнка. На примере героев сказок дети получают нравственные уроки, учатся сопереживать, находить решение в проблемных ситуациях, т.е. быть социально адаптированными. Используя полученные навыки, дети переходят к творческому процессу: совместно с родителями и педагогами сочиняют сказки, создают к ним иллюстрации, выступают перед слушателями.
Этапы реализации проекта
Этапы | Деятельность детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | - Слушание сказок.
Рассматривание иллюстраций. Д/и «Угадай сказку». Разучивание сказок. |
- Чтение сказок.
Показ различных видов театров. Разучивание стихов, песен, потешек. Помощь в инсценировке. |
Формулирование
проблемы. |
- Принятие проблем,
осмысление поставленных задач. |
- Подвести детей к постановке проблем, на основе накопленных знаний, умений. |
Систематизация
информации о |
- Научиться в
самостоятельных творческих работах соблюдать структуру сказки, подчёркивать нравственные уроки произведений. |
- Познакомить со структурой сказки, о волшебных героях и предметах. |
Практическая
деятельность детей. |
- Рисование эпизодов сказок, любимых героев.
Разучивание ролей к играм-драматизациям. Составление небольших рассказов, сказок. |
- Сов. работа с родителями:
Разучивание ролей. Изготовление костюмов. Совершенствовать актёрские навыки (речь, движения). |
Оформление. | - Изготовление книжек-
самоделок. Изготовление атрибутов к спектаклям. |
- Сов. работа с родителями:
Консультации по изготовлению книжек – самоделок. По работе над ролью: выразительность образов. Составление самостоятельных рассказов, небылиц, сказок. |
Презентация. | - Участие в показе книжек-самоделок.
Небольшие рассказы, сказки, сочинённые самостоятельно. Представляют результат деятельности. |
- Помощь детям и родителям в творческом процессе.
Вступительная часть по презентации проекта. Организация. Проведение презентации. |
Используемая литература:
- Т.А.Сидорчук «Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения» №3, 2005г.
- Н.П.Флигонтова «Метод проектов», «Ребёнок в детском саду» №4, 2003г.
- Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» Москва 2005г.
- А.В.Щёткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва 2007г.
Ход презентации проекта.
Звучит песня из к/ф. "Там, на неведомых дорожках" слова Ю. Кима, музыка В. Дашкевича «Приходите в гости к нам». Дети заходят в зал в костюмах и масках зверюшек.
1 ребёнок: Вы послушайте нас, гости
Что хотим вам рассказать:
Это вовсе не наука
Сказки вместе сочинять.
Нужно только постараться
Воображение включить,
Дружно всем зачин придумать
И концовкой завершить.
Дети становятся в круг и исполняют психотренинг «Лесная полянка».
Жарким днём лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом.
Звери шли на водопой.
За мамой - лосихой топал лосёнок, (Идут, громко топая.)
За мамой - лисицей крался лисёнок, (Идут крадучись.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в приседе.)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут.)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети гулять хотят. (Останавливаются.)
(Ребята показывают в движениях, в мимике, в пластике различных зверей: зайца, волка, белку, медведя и т.д.)
2 ребёнок: По дороге к нашей сказке
Все тропиночки прошли,
Мы читали дружно книжки,
Рисовали от души,
Часто музыку включали,
Много пели и плясали.
Ребёнок показывает выставку детских рисунков «Мой любимый сказочный герой», а также книжки - самоделки.
Дети показывают свои книжки и озвучивают свои сочиненные расказы и сказки.
Муха
Жала-была муха.Она зимовала между рамами окна.Пригрело солнышко, и муха проснулась. Влетела в форточку и зажужжала. Жужжит и летает по комнате и кухне. Я попытался её поймать, но она вдруг исчезла. Через несколько дней солнышко вновь выглянуло и пригрело, муха тут как тут-жужжит. Забавно было наблюдать, как она моется: лапки потерает передние, потом задние, крылышки встряхивает. Муха первая принесла на своих крылышках весну. Я не стал её обижать-пусть летает.
Мой Чарли
Жила-была одна семейка. Дело было зимой, решили навестить Балёлю (бабушка Зоя). На ступеньках, в подъезде старшая сестрёнка заметила крошечный, тёмный комочек. Это оказался совсем маленький щеночек с голубыми глазами. Папа сказал: «Заноси его домой!». С тех пор щенок живёт у нас, мы назвали его Чарли. Мы все ухаживаем за пёсиком и дрессируем его. Чарли умеет выполнять разные команды. Мы весело играем с ним, по вечерам устраиваем представления. Это мой Чарли! Не проходите мимо брошенных животных, вы можете стать отличными друзьями!
Рекс и снежинка
Жил-был песик Рекс. В одно прекрасное зимнее утро пошёл Рекс гулять. Смотрит, в воздухе кружится, переливаясь на солнышке,
что-то такое красивое и пушистое.
Гав, как тебя зовут? – спросил Рекс.
Я – Снежинка. Давай поиграем! Попробуй догони меня!
И весело тявкая, Рекс помчался за снежинкой.
Он чуть было не поймал её, но уткнулся носом в сугроб.
Апчихи! Ты где, Снежинка?
Я здесь… и здесь… и здесь! Нас здесь много! Мы летали, кружились и вот, собрались в кучу и получился сугроб.
Здорово!- ответил Рекс. И начал играть с сугробом, весело подкидывая снег.
Так Рекс играл со снежинками всю зиму. Но вот, солнышко стало светить ярче и ярче, на улице становилось всё теплее. Одним утром, когда Рекс вышел гулять, он увидел, что сугроба нет.
Снежинка, ты где?- спросил Рекс.
Я здесь, - послышалось где-то рядом.
Ой, кто ты?
Мы – снежинки. Только растаяли на солнышке и превратились в ручеёк!
Ой, как здорово! – воскликнул Рекс. Он звонко тявкнул и погнался за ручейком.
3 ребёнок:
Театральные спектакли
Посещали мы не раз,
Сами мы покажем сказки,
Мы артисты просто «класс»!
Звучит музыка И.Красёва из музыкальной сказки «Муха-Цокотуха», дети встают в хоровод и исполняют танец с цветами.
4 ребёнок:
Все друзья к нам приходите,
Наши книжки посмотрите.
Здесь на выставке у нас
Разнообразие для глаз.
Наши книжки хороши,
Их читаем от души.
Малышам и мамам дарим
Никого не забываем.
5 ребёнок:
Если конкурс вдруг случится,
Можем здесь мы отличиться.
Наши сочинения
Всем на удивление.
А теперь друзья от нас
Дарим книжки просто «клас»!
Звучит песня из к/ф. "Там, на неведомых дорожках" слова Ю. Кима, музыка В. Дашкевича «Приходите в гости к нам». Дети дарят свои книжки - самоделки гостям.
В нашем учебнике «Родное слово» очень много сказок. Во втором классе мы начали читать сказки о животных. Прочитав несколько сказок, мы заинтересовались: какое животное чаще всего встречается в сказках? Так у нас появилась цель исследования : Выяснить, какое животное чаще всего является персонажем в русских народных сказках.
Мы поставили задачи :
1. Провести анкетирование учеников 2 классов и выяснить их предположения.
В процессе чтения сказок у нас возникли следующие вопросы :
1. Мы говорим «сказка» и понимаем это каждый по-своему. А что такое сказка с научной точки зрения?
2. Мы читаем сказки о животных. А какие вообще бывают сказки?
3. Почему русский народ сочинил столько сказок именно о животных? Необходимо выяснить, почему сказкам о животных отведено такое большое место в русском фольклоре.
4. Мы прочитали много сказок и заметили, что некоторые из них похожи и не только героями, но и происходящими событиями. Интересно, существует ли сходство сюжетов в сказках?
Всего в исследовании приняло участие 19 человек.
Мы выяснили, что наиболее часто персонажем русских сказок о животных является лиса. Почти так же часто встречается волк, а вот заяц и медведь чуть реже. Также мы отметили, что достаточно часто персонажами бывают и другие звери, птицы, насекомые.
В процессе работы мы узнали:
- Что значит понятие «сказка» и какими синонимами можно его заменить.
- Выяснили, какие виды сказок бывают.
- Узнали, почему русский народ сочинил столько сказок о животных.
- Выявили, что сказки бывают похожими не только героями, но и происходящими событиями.
Результаты нашего исследования можно увидеть:
- В «Читательском дневнике».
- Создан сборник «Наши сказки».
- Создан сборник иллюстраций к сказке «Зимовье зверей».
- Нарисованы мультфильмы к сказкам.
- Инсценирована сказка «Колобок».
Но наше исследование на этом не закончилось, ведь у нас появились новые вопросы:
- Повадки зверей (волк, лиса) в сказках такие же, как и в жизни?
- Сейчас мы читаем сказки разных народов и увидели много общего с русскими народными сказками. Почему бывают так похожи сказки разных народов (Африки, Севера) и русские народные, ведь они родились в разных местах?
Проект «По дорогам сказок»
Паспорт проекта
Тип и вид проекта:
Познавательно-творческий, краткосрочный, групповой
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители
Возраст детей:
2-3 года
Продолжительность:
1 неделя
Актуальность проекта
:
Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их развитием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия).
Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, исследовательский и творческие элементы, ведь они: развивают слух и произношение, формируют понятия «добро» и «зло», способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас
Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его прочитали, сами проиллюстрировали, а также, если в сказку поиграли.
Цель проекта: развивать речевую активность детей путём использования разных видов деятельности
Задачи проекта:
- способствовать развитию речи ребёнка,
Помочь детям запомнить произведение, используя различные формы: чтение воспитателя, аудиосказка, просмотр мультфильма,
Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы и произведения,
Побуждать выполнять движения под музыку, подпевать песни,
Формировать у детей интерес к художественному творчеству, развивать познавательные способности, мелкую моторику,
Развивать эмоциональный отклик на знакомое произведение,
Вовлечение родителей к участию в проекте
Продукт проекта : драматизация сказки «Колобок»
Ожидаемые результаты проекта: -повысилась речевая активность у детей, дети знают произведение, говорят фразы из сказки, перевоплощаясь в героев;
Умеют лепить колобок из пластилина;
Знают песенку Колобка.
Предварительная работа.
Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
Подбор стихов, песен на данную тему.
Подбор книг, иллюстративного материала и репродукций картин.
Подбор музыкального репертуара.
Привлечение родителей к текущему проекту.
Взаимодействие с родителями:
-привлечение родителей к изготовлению и подготовке театральных костюмов для сказочных героев;
- приобщать родителей к чтению сказок.
Тематический план проекта «По дорогам сказок»
Понедельник
Чтение сказки «Колобок»,
Настольное лото по сказкам «Разложи верно
Развивать умение детей внимательно слушать сказку;
Развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;
-закладывать основы нравственности, учить оценивать поступки персонажей.
Вторник
Просмотр мультфильма «Колобок»;
Лепка «Колобок»
-
формировать умение понимать содержание сказки, уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации, правильно оценивать действия и поступки героев;
-продолжать учить лепить предметы круглой формы.
Среда
Дидактическая игра «Назови овощи и фрукты»
- формировать представления о здоровой и полезной пище; познакомить с понятием «витамины»;
-развивать активную речь;
-воспитывать навыки культурного поведения за столом.
Четверг
Прослушивание и заучивание музыкальной композиции
«Песенка Колобка»
Прививать интерес к музыкальным произведениям;
Развивать память, речь детей;
Выучить песенку с детьми.
Подготовка родителями костюмов для инсценировки сказки «Колобок» Пятница
Драматизация сказки «Колобок»
Литература:
1. Типовая учебная программа 2016-2019г.
2. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения
3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. –Воронеж, 2009.
4. Интернет ресурсы: