Коллективный проект по дорогам сказок. Проект по речевому развитию " по дорогам сказок". Образовательная область «Познавательное развитие»

Выполнила:

Охотникова Л.А.

ПРОЕКТ
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»


Актуальность

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно-здоровой личности ребенка.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит от психофизического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

(Старшая группа)

Актуальность: - Взаимодействие семьи и детского сада.

Развитие художественно – творческих и речевых способностей детей через составление своих рассказов, сказок.

Развитие театральной и музыкальной деятельности.

Умение оформлять свои рассказы, сказки через книжки-самоделки.

Использование книжек-самоделок для других видов проектов.

Цель:

Задачи:

Адресат: - Для творческих отчётов воспитателям, специалистам.

Для различных конкурсов по развитию художественно-творческих способностей.

Для дизайна различных конкурсов.

Для благотворительных видов деятельности.

Краткая аннотация: В данном проекте дети учатся в сотрудничестве с педагогами и родителями творчески подходить к развитию своих речевых способностей. Дети активно участвуют в создании детских книжек-самоделок. В ходе презентации дети учатся выступать перед аудиторией, рассказывать об этапах своей проектной деятельности, о результатах своих творческих изысканий. Реализация данного проекта воспитывает у детей позитивное отношение к результатам своего труда и желанием продолжать этот вид творческой деятельности. Также использовать эти книжки-самоделки на выставках, в конкурсах и в благотворительных целях.

Паспорт проекта «По дороге к сказке»

Цель: Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.

Задачи: - Учить пересказывать р.н.с., составлять небольшие рассказы, сказки.

Учить инсценировать сказки в различных видах театров.

Учить делать поделки, атрибуты для театральной деятельности.

Создать условия для проектно-исследовательской деятельности.

Вид проекта : т ворческий.

Реализация проекта

Разделы программы Виды детско-взрослой деятельности.
Речь и речевое обучение Составление небольших рассказов, небылиц (Про мою любимую собаку, Лиса и заяц и т.д.).
Художественная

литература

Чтение и пересказ р.н.с. «Три поросёнка», «Серебряное копытце», «Сивка – Бурка». Заучивание стихов по программе.
ИЗО Лепка по сюжетам сказок. Совместная работа с родителями: поделки из природного и бросового материала «Герои сказок». Конкурс рисунков «Любимая сказка».
Музыка Слушание музыкальных сказок «Муха-Цокотуха», «Три поросёнка», «Кошкин дом». Разучивание музыкальных, ритмичных движений к инсценировке сказок.
Театрализованная

деятельность

Инсценировка сказок: «Три поросёнка», «Муха-Цокотуха», «Кошкин дом», «Волшебные краски». Презентация проекта «По дороге к сказке».

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Время реализации проекта: Долгосрочный проект. Сентябрь 2014г. - декабрь 2014 г.

Аннотация к проекту: Усвоение данной темы проекта построено на эмоционально-чувственном восприятии детей. Сказка занимает важное место в духовном развитии ребёнка. На примере героев сказок дети получают нравственные уроки, учатся сопереживать, находить решение в проблемных ситуациях, т.е. быть социально адаптированными. Используя полученные навыки, дети переходят к творческому процессу: совместно с родителями и педагогами сочиняют сказки, создают к ним иллюстрации, выступают перед слушателями.

Этапы реализации проекта

Этапы Деятельность детей Деятельность педагога
Подготовительный - Слушание сказок.

Рассматривание

иллюстраций.

Д/и «Угадай сказку».

Разучивание сказок.

- Чтение сказок.

Показ различных видов театров.

Разучивание стихов, песен, потешек.

Помощь в инсценировке.

Формулирование

проблемы.

- Принятие проблем,

осмысление поставленных задач.

- Подвести детей к постановке проблем, на основе накопленных знаний, умений.
Систематизация

информации о

- Научиться в

самостоятельных творческих

работах соблюдать структуру

сказки, подчёркивать

нравственные уроки произведений.

- Познакомить со структурой сказки, о волшебных героях и предметах.
Практическая

деятельность детей.

- Рисование эпизодов сказок, любимых героев.

Разучивание ролей к играм-драматизациям.

Составление небольших рассказов, сказок.

- Сов. работа с родителями:

Разучивание ролей.

Изготовление костюмов.

Совершенствовать актёрские навыки (речь, движения).

Оформление. - Изготовление книжек-

самоделок.

Изготовление атрибутов к спектаклям.

- Сов. работа с родителями:

Консультации по изготовлению книжек – самоделок.

По работе над ролью:

выразительность образов.

Составление самостоятельных рассказов, небылиц, сказок.

Презентация. - Участие в показе книжек-самоделок.

Небольшие рассказы, сказки, сочинённые самостоятельно.

Представляют результат деятельности.

- Помощь детям и родителям в творческом процессе.

Вступительная часть по презентации проекта.

Организация.

Проведение презентации.

Используемая литература:

  1. Т.А.Сидорчук «Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения» №3, 2005г.
  2. Н.П.Флигонтова «Метод проектов», «Ребёнок в детском саду» №4, 2003г.
  3. Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» Москва 2005г.
  4. А.В.Щёткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва 2007г.

Ход презентации проекта.

Звучит песня из к/ф. "Там, на неведомых дорожках" слова Ю. Кима, музыка В. Дашкевича «Приходите в гости к нам». Дети заходят в зал в костюмах и масках зверюшек.

1 ребёнок: Вы послушайте нас, гости

Что хотим вам рассказать:

Это вовсе не наука

Сказки вместе сочинять.

Нужно только постараться

Воображение включить,

Дружно всем зачин придумать

И концовкой завершить.

Дети становятся в круг и исполняют психотренинг «Лесная полянка».

Жарким днём лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой - лосихой топал лосёнок, (Идут, громко топая.)

За мамой - лисицей крался лисёнок, (Идут крадучись.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в приседе.)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут.)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети гулять хотят. (Останавливаются.)

(Ребята показывают в движениях, в мимике, в пластике различных зверей: зайца, волка, белку, медведя и т.д.)

2 ребёнок: По дороге к нашей сказке

Все тропиночки прошли,

Мы читали дружно книжки,

Рисовали от души,

Часто музыку включали,

Много пели и плясали.

Ребёнок показывает выставку детских рисунков «Мой любимый сказочный герой», а также книжки - самоделки.

Дети показывают свои книжки и озвучивают свои сочиненные расказы и сказки.

Муха

Жала-была муха.Она зимовала между рамами окна.Пригрело солнышко, и муха проснулась. Влетела в форточку и зажужжала. Жужжит и летает по комнате и кухне. Я попытался её поймать, но она вдруг исчезла. Через несколько дней солнышко вновь выглянуло и пригрело, муха тут как тут-жужжит. Забавно было наблюдать, как она моется: лапки потерает передние, потом задние, крылышки встряхивает. Муха первая принесла на своих крылышках весну. Я не стал её обижать-пусть летает.

Мой Чарли

Жила-была одна семейка. Дело было зимой, решили навестить Балёлю (бабушка Зоя). На ступеньках, в подъезде старшая сестрёнка заметила крошечный, тёмный комочек. Это оказался совсем маленький щеночек с голубыми глазами. Папа сказал: «Заноси его домой!». С тех пор щенок живёт у нас, мы назвали его Чарли. Мы все ухаживаем за пёсиком и дрессируем его. Чарли умеет выполнять разные команды. Мы весело играем с ним, по вечерам устраиваем представления. Это мой Чарли! Не проходите мимо брошенных животных, вы можете стать отличными друзьями!

Рекс и снежинка

Жил-был песик Рекс. В одно прекрасное зимнее утро пошёл Рекс гулять. Смотрит, в воздухе кружится, переливаясь на солнышке,

что-то такое красивое и пушистое.

Гав, как тебя зовут? – спросил Рекс.

Я – Снежинка. Давай поиграем! Попробуй догони меня!

И весело тявкая, Рекс помчался за снежинкой.

Он чуть было не поймал её, но уткнулся носом в сугроб.

Апчихи! Ты где, Снежинка?

Я здесь… и здесь… и здесь! Нас здесь много! Мы летали, кружились и вот, собрались в кучу и получился сугроб.

Здорово!- ответил Рекс. И начал играть с сугробом, весело подкидывая снег.

Так Рекс играл со снежинками всю зиму. Но вот, солнышко стало светить ярче и ярче, на улице становилось всё теплее. Одним утром, когда Рекс вышел гулять, он увидел, что сугроба нет.

Снежинка, ты где?- спросил Рекс.

Я здесь, - послышалось где-то рядом.

Ой, кто ты?

Мы – снежинки. Только растаяли на солнышке и превратились в ручеёк!

Ой, как здорово! – воскликнул Рекс. Он звонко тявкнул и погнался за ручейком.

3 ребёнок:

Театральные спектакли

Посещали мы не раз,

Сами мы покажем сказки,

Мы артисты просто «класс»!

Звучит музыка И.Красёва из музыкальной сказки «Муха-Цокотуха», дети встают в хоровод и исполняют танец с цветами.

4 ребёнок:

Все друзья к нам приходите,

Наши книжки посмотрите.

Здесь на выставке у нас

Разнообразие для глаз.

Наши книжки хороши,

Их читаем от души.

Малышам и мамам дарим

Никого не забываем.

5 ребёнок:

Если конкурс вдруг случится,

Можем здесь мы отличиться.

Наши сочинения

Всем на удивление.

А теперь друзья от нас

Дарим книжки просто «клас»!

Звучит песня из к/ф. "Там, на неведомых дорожках" слова Ю. Кима, музыка В. Дашкевича «Приходите в гости к нам». Дети дарят свои книжки - самоделки гостям.

В нашем учебнике «Родное слово» очень много сказок. Во втором классе мы начали читать сказки о животных. Прочитав несколько сказок, мы заинтересовались: какое животное чаще всего встречается в сказках? Так у нас появилась цель исследования : Выяснить, какое животное чаще всего является персонажем в русских народных сказках.

Мы поставили задачи :

1. Провести анкетирование учеников 2 классов и выяснить их предположения.

В процессе чтения сказок у нас возникли следующие вопросы :

1. Мы говорим «сказка» и понимаем это каждый по-своему. А что такое сказка с научной точки зрения?

2. Мы читаем сказки о животных. А какие вообще бывают сказки?

3. Почему русский народ сочинил столько сказок именно о животных? Необходимо выяснить, почему сказкам о животных отведено такое большое место в русском фольклоре.

4. Мы прочитали много сказок и заметили, что некоторые из них похожи и не только героями, но и происходящими событиями. Интересно, существует ли сходство сюжетов в сказках?

Всего в исследовании приняло участие 19 человек.

Мы выяснили, что наиболее часто персонажем русских сказок о животных является лиса. Почти так же часто встречается волк, а вот заяц и медведь чуть реже. Также мы отметили, что достаточно часто персонажами бывают и другие звери, птицы, насекомые.

В процессе работы мы узнали:

  • Что значит понятие «сказка» и какими синонимами можно его заменить.
  • Выяснили, какие виды сказок бывают.
  • Узнали, почему русский народ сочинил столько сказок о животных.
  • Выявили, что сказки бывают похожими не только героями, но и происходящими событиями.

Результаты нашего исследования можно увидеть:

  • В «Читательском дневнике».
  • Создан сборник «Наши сказки».
  • Создан сборник иллюстраций к сказке «Зимовье зверей».
  • Нарисованы мультфильмы к сказкам.
  • Инсценирована сказка «Колобок».

Но наше исследование на этом не закончилось, ведь у нас появились новые вопросы:

  • Повадки зверей (волк, лиса) в сказках такие же, как и в жизни?
  • Сейчас мы читаем сказки разных народов и увидели много общего с русскими народными сказками. Почему бывают так похожи сказки разных народов (Африки, Севера) и русские народные, ведь они родились в разных местах?

Проект «По дорогам сказок»

Паспорт проекта

Тип и вид проекта: Познавательно-творческий, краткосрочный, групповой
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 2-3 года
Продолжительность: 1 неделя
Актуальность проекта : Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их развитием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия).

Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, исследовательский и творческие элементы, ведь они: развивают слух и произношение, формируют понятия «добро» и «зло», способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его прочитали, сами проиллюстрировали, а также, если в сказку поиграли.

Цель проекта: развивать речевую активность детей путём использования разных видов деятельности

Задачи проекта:
- способствовать развитию речи ребёнка,

Помочь детям запомнить произведение, используя различные формы: чтение воспитателя, аудиосказка, просмотр мультфильма,

Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы и произведения,

Побуждать выполнять движения под музыку, подпевать песни,

Формировать у детей интерес к художественному творчеству, развивать познавательные способности, мелкую моторику,

Развивать эмоциональный отклик на знакомое произведение,

Вовлечение родителей к участию в проекте

Продукт проекта : драматизация сказки «Колобок»

Ожидаемые результаты проекта: -повысилась речевая активность у детей, дети знают произведение, говорят фразы из сказки, перевоплощаясь в героев;

Умеют лепить колобок из пластилина;

Знают песенку Колобка.

Предварительная работа.
Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
Подбор стихов, песен на данную тему.

Подбор книг, иллюстративного материала и репродукций картин.
Подбор музыкального репертуара.
Привлечение родителей к текущему проекту.

Взаимодействие с родителями:
-привлечение родителей к изготовлению и подготовке театральных костюмов для сказочных героев;
- приобщать родителей к чтению сказок.
Тематический план проекта «По дорогам сказок» Понедельник Чтение сказки «Колобок»,

Настольное лото по сказкам «Разложи верно

Развивать умение детей внимательно слушать сказку;

Развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;
-закладывать основы нравственности, учить оценивать поступки персонажей.
Вторник Просмотр мультфильма «Колобок»;

Лепка «Колобок»

- формировать умение понимать содержание сказки, уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации, правильно оценивать действия и поступки героев;
-продолжать учить лепить предметы круглой формы.
Среда
Дидактическая игра «Назови овощи и фрукты» - формировать представления о здоровой и полезной пище; познакомить с понятием «витамины»;
-развивать активную речь;
-воспитывать навыки культурного поведения за столом.
Четверг
Прослушивание и заучивание музыкальной композиции «Песенка Колобка»

Прививать интерес к музыкальным произведениям;

Развивать память, речь детей;

Выучить песенку с детьми.

Подготовка родителями костюмов для инсценировки сказки «Колобок» Пятница

Драматизация сказки «Колобок»


Литература:
1. Типовая учебная программа 2016-2019г.

2. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения

3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. –Воронеж, 2009.

4. Интернет ресурсы: