Неприкасаемые: история самой низшей касты Индии. Кто относится к неприкасаемым в Индии

Другое принятое название неприкасаемых - далиты. В переводе с хинди это означает "угнетённые".

История и факты

Доподлинно неизвестно, кто был выделен в неприкасаемые, однако есть мнение, что они вышли из местных людей, не попавших в общество завоевателей Индии. Исторически неприкасаемые занимались "грязной" (по мнению индусов) работой - кожевным делом, работой с глиной, нечистотами. Члены этих угнетённых каст жили в максимальном удалении от "чистых" людей, например, у городской черты. На сегодняшний момент неприкасаемые в Индии составляют около 20-25% населения.

Неприкасаемым приписывали способность "загрязнять" "чистых" людей. К членам этих каст, как понятно из названия, нельзя было прикасаться, даже присутствие далитов, считалось, вносит в помещение грязь. В цивилизованном мире особенно любят распространять такой интересный момент о касте неприкасаемых:

считается, что даже тень далита не должна упасть на "чистого" человека, иначе последний будет "загрязнён".

Китайский паломник-буддист Фа Сиань, посетивший Индию в начале пятого века, писал, что члены Чандала, одной из неприкасаемых каст, входя в город, стучали по куску дерева, дабы обозначить свое присутствие. Так "чистые" люди слышали и избегали этих неприкасаемых.

Запреты

Список запретов можно продолжать и продолжать, поэтому обозначим только основные:

    запрещено входить в храмы;

    нельзя участвовать в религиозных ритуалах;

    далитам можно пить только из своих, специально созданных, чашек, не идёт и речи о том, чтобы разделить с ними еду из одной посуды;

    жених не может приехать на свою свадьбу на коне (древний обычай в Индии);

    нельзя пить воду из одного колодца с представителями высших каст;

    нельзя ухаживать за представителями других каст.

Современная ситуация

За 2014-2015 годы выяснилось следующее.

    Согласно результатам проведённого опроса работники здравоохранения не посещают 65% поселений неприкасаемых.

    Далитов не пускают в некоторые магазины.

    Считается, что существует дискриминация и в системе образования.

    В полицию поступают сообщения о том, что далитов часто принуждают (в качестве издевательства) пить мочу и есть фекалии. В марте 2015 году семнадцатилетнюю неприкасаемую девочку подожгли якобы за то, что она получила место в образовательном учреждении.

    В сентябре 2015 года обнаженную 45-летнюю далитку заставили есть фекалии.

    Одно из сообщений гласит, что далита заставили пить мочу в полицейском участке сами охранники правопорядка.

    По меньшей мере 27% индусов признаёт такое явление, как неприкасаемость, то есть выделяет далитов в отдельную социальную прослойку.

    Члену низшей касты затруднительно арендовать землю.

    Несмотря на улучшение положения в крупных городах, в которых сложно определить их происхождение, в сельской местности неприкасаемые до сих пор подвергаются угнетению.

Борьба за равные права

Борьба за получение равных прав началась в двадцатом веке, и её активно поддерживал Ганди. В 1930 - 1940 годы к борьбе присоединился Бх. Р. Амбедкар. Он добился выделения низшим кастам рабочих мест, мест в высших учебных заведениях и даже законодательных органах. Также благодаря нему в конституцию был вписан запрет на практику "неприкасаемости", дискриминация каст стала уголовным преступлением.

Бороться за свои права было непросто. Далиты очень часто подвергались насилию.

Согласно статистике, каждый час избивали двух далитов, каждый день насиловали трёх неприкасаемых женщин.

Самые скромные попытки неприкасаемых вести нормальную жизнь могли спровоцировать жестокое насилие. Многим далитам пришлось отказаться от своей религии, индуизма, и принять буддизм, христианство или ислам - будучи представителем одной из этих религий в Индии далиту жить немного проще, хотя они остаются с клеймом "неприкасаемости" на всю жизнь.

Касты неприкасаемых существуют и на сегодняшний день, однако борьба продолжается.

    Неприкасаемые бьют "далитскую" посуду в посудных лавках.

    Незаконно ходят в храмы.

    В 2008 году "неприкасаемый" жених проехал на коне под строгой охраной полицейских.

    В 2015 году был пересмотрен ряд законов, реформа была нацелена на то, чтобы лучше защитить далитов от насилия, причём под насилием подразумевалось не только нанесение физического вреда, но также и сексуальное насилие и унижение.

    Ещё в 1990-2000 годах началось формирование далитских политических партий. Объединение неприкасаемых с другими угнетёнными позволило создать влиятельный общественный блок. Вскоре далитка Маявати стала премьер-министром Уттара-Прадеша, штата в Индии. Маявати избиралась на данную должность трижды, при том, что она была кожевником (одна из самых угнетаемых даже далитами прослоек).

    В 2008 году неприкасаемый впервые стал судьёй Верховного суда Индии.

    Самой яркой победой на данный момент можно считать то, что в 1997 году далит К. Р. Нараянан стал президентом Индии, хотя и пробыл на посту недолго - до 2002 года.

Одним словом, проблема угнетения неприкасаемых до сих пор существует, однако их положение постепенно улучшается. Возможно, однажды в Индии будет полное равноправие.

Четыре индийских варны

Варны и касты в наше время

Полторы тысячи лет до нашей эры индийское общество разделилось на 4 сословия. Их назвали варнами. С санкскрита это переводится как “цвет”,”качество” или “категория”. Согласно “Ригведе”, варны или касты появились из тела Бога Брахмы.

В Древней Индии изначально были такие касты(варны):

  • Брахманы;
  • Кшатрии;
  • Вайшья;
  • Шудры.

Согласно легенде Брахма создал 4 касты из частей своего тела

Возникновение каст в Древней Индии

Причин возникновения варн или так называемых индийских каст называют много. Например, арии (не путать со лженаучными “арийцами”), завоевав индийскую землю, решили поделить местный народ по цвету кожи, происхождению и материальному положению. Это упрощало социальные взаимосвязи и создавало выигрышные условия для правления. Арийцы возвели себя, очевидно, в касту высших, и брали в жены только девушек-брахманов.


Более подробная таблица индийских каст с правами и обязанностями

Каста, варна и джати - в чем разница?

Большинство людей путают понятие “каста” и “варна”, многие считают их синонимами. Но это не так, и с этим следует разобраться.

Каждый индиец, без права выбора, рождался в закрытой группе - в варне. Иногда их называют индийской кастой. Однако, каста в Индии - это подгруппа, расслоение в каждой варне, поэтому каст сегодня существует бессчетное количество. Только в 1931 году, согласно переписи населения, были опубликованы данные о 3000 индийских кастах. А варн всегда 4.


На самом деле каст в Индии более 3000, а варн всегда четыре

Джати - это второе название касты и подкасты, и джати есть у каждого жителя Индии. Джати - принадлежность к той или иной профессии, к религиозной общине, она тоже закрыта и эндогамна. В каждой варне есть свои джати.

Можно провести примитивный аналог с нашим обществом. Например, есть дети богатых родителей. Это - варна. Они учатся в отдельных детских садах, школах и университетах, общаются преимущественно, между собой. Эти дети, вырастая в подростков, делятся на субкультуры. Кто-то становится хипстером, кто-то - “элитным” предпринимателем, другие - творческой интеллигенцией, а кто-то - свободным путешественником. Это - джати или каста.


Касты в Индии могут делиться по религии, профессии и даже интересам

Они могут делиться по , по интересам, по выбранным профессиям. Однако, как это ни странно, люди этой варны редко “смешиваются” с другими, низшими варнами и даже кастами, и всегда стремятся к общению с теми, кто выше их.

Четыре индийских варны

Брахманы - высшая варна или каста в Индии. К ней относились жрецы, священнослужители, мудрецы, учителя, духовные наставники и те люди, которые связывали других людей с Богом. Брахманы были вегетарианцами и могли есть только ту пищу, которую приготовили люди их каст.


Брахманы - высшая и самая уважаемая каста в Индии

Кшатрии - это индийская каста или варна воинов, защитников своей страны, дружинников, солдатов и, как ни удивительно, царей и правителей. Кшатрии были защитниками брахманов, женщин, стариков, детей и коров. Им разрешалось убивать тех, кто не соблюдал дхарму.


Наиболее яркими представителями касты кшатриев-воинов являются сикхи

Вайшьи - это свободные общинники, торговцы, ремесленники, земледельцы, рабочий класс. Не любили заниматься тяжелым физическим трудом и крайне щепетильно относились к пище. Среди них могли быть очень зажиточные и богатые люди - владельцы , предприятий и земель.


Каста вайшьи зачастую это богатые купцы и землевладельцы, которые не любят тяжелой черновой работы

Шудры - низшая варна или каста Индии. В нее входили слуги, разнорабочие и чернорабочие. Все те, кто не имел ни дома, ни земли, и выполнял самую тяжелую физическую работу. Шудры не имели права молиться богам и становиться “дваждырожденными”.


Шудры - низшая каста в Индии. Они живут бедно и очень тяжело работают

Религиозный обряд, который проходили три верхних варны или касты Индии назывался “упанаяна”. В процессе посвящения на шею мальчика надевали освященный шнур, соответствующий его варне, и с тех пор он становился “двиджа” или “дваждырожденным”. Он получал новое имя и считался брахмачари - учеником.


У каждой касты свои обряды и посвящения

Индуисты верят, что праведная жизнь позволяет родиться в более высокой касте в следующей жизни. И наоборот. А брахманов, которые уже прошли большой цикл перерождений на Земле, ждет воплощение на других, божественных планетах.

Каста неприкасаемых - миф и реальность

Отдельное внимание нужно уделить неприкасаемым. Существование 5-ти индийских каст - это миф. На самом деле, неприкасаемые - это те люди, которые не попали в 4 варны по каким-то причинам. Согласно индуизму, они вели неблагочестивую жизнь в прошлом перерождении. “Каста” неприкасаемых в Индии - это чаще всего бездомные, нищие люди, которые осуществляют самую унизительную и грязную работу. Они попрошайничают и воруют, . Своим присутствием оскверняют индийскую касту брахманов.


Вот так живет каста неприкасаемых в Индии сегодня

Правительство Индии в некоторой степени защищает неприкасаемых. Уголовно наказуемо называть таких людей неприкасаемыми или даже внекастовыми. Запрещена дискриминация по социальному признаку.

Варны и касты в Индии сегодня

Какие касты есть в Индии в наше время? - спросите вы. А каст в Индии тысячи. Некоторые из них немногочисленны, однако есть и известные на всю страну касты. Например, хиджры. Это - индийская каста неприкасаемых, в Индии к ней относят трансгендеров, транссексуалов, бисексуалов, гермафродитов, интерсексуалов и гомосексуалов. Их шествия можно встретить на улицах больших и маленьких городов, где они совершают подношения матери-Богине. Благодаря множественным акциям протеста, индийская каста хиджр добилась признания себя “третьим полом” официально.


Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией(Хиджры) в Индии также относятся к касте неприкасаемых

Варны и касты в Индии в наше время считаются некоторым пережитком прошлого, но зря - система остается. В больших городах границы несколько стираются, а вот в деревнях старый уклад по-прежнему сохранен. Согласно Конституции Индии, запрещена дискриминация людей по варне или касте. Существует даже Конституционная Таблица Каст, в которой, кстати, вместо “индийская каста” используется термин “община”. В ней указано, что каждый гражданин Индии имеет право получить соответсвующий документ, который свидетельствует о принадлежности к касте.


В Индии любой желающий может получить документ о принадлежности к касте

Итак, кастовая система в Индии не просто сохранилась и дошла до наших дней, она работает и по сей день. Более того, другие народы тоже делятся на варны и касты, просто не дают этому социальному делению названия.

История

Группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в общество завоевавших Индию ариев . Неприкасаемым предписывались такие занятия как уборка мусора, работа с кожей или глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.

Неприкасаемые формально считались индуистами , но им запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в индуистких ритуалах, в связи с чем у них были свои боги, свои жрецы и ритуалы.

В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Борьбу с неприкасаемостью активно вёл Ганди . Он стал называть их хариджанами (людьми бога). Борьбу за права неприкасаемых в 1930-40-е годы возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар . Он назвал неприкасаемых далитами (угнетенными). Ему удалось добиться закрепления ещё в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года системы, по которой за членами каст, занесенных в особый список («списочные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.

Однако в сельской местности далиты часто становятся жертвами притеснений, насилия и жестокости. По сведениям неправительственной организации «Движение за обучение правам человека», расположенной в Мадрасе , в среднем каждый час двое далитов подвергаются нападениям, три далитские женщины становятся жертвами насилия, два далита оказываются убиты и два далитских дома сожжены. Например, в июне 2008 года толпа вооруженных погромщиков напала в городе Миапур (штат Бихар) на людей из низших каст и застрелила 35 человек, восемь из которых были далитами. Самые незначительные притязания далитов на права: далит зарегистрирован кандидатом в местный совет, юноша-далит ухаживает за девушкой из высшей касты, далит пользуется водой из колодца, принадлежащего высшей касте, - могут спровоцировать насилие.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неприкасаемые (касты)" в других словарях:

    Неприкасаемые: Неприкасаемые касты в Индии и некоторых других странах В музыке Неприкасаемые (группа) группа, созданная Гариком Сукачёвым в 1994 году В кино Неприкасаемые (фильм Брайана Де Пальма, 1987) Неприкасаемые (фильм Оливье Накаша, 2011)… … Википедия

    Неприкасаемые принятое в русском языке общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. В настоящее время они составляют 16 17 % населения Индии. Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются … Википедия

    - (португ. casta род, поколение, происхождение, от лат. caslus чистый; санскр. эквивалент джати), эндогамные наследств, группы людей, занимающие оцредел. место в социальной иерархии, связанные с традиц. занятиями и ограниченные в общении… … Философская энциклопедия

    Географическая энциклопедия

    Кастовая система у христиан Индии является аномалией для христианской традиции, однако в то же время имеет глубокие корни в собственно индийской традиции и является своеобразным гибридом этики христианства и индуизма. Христианские общины Индии… … Википедия

    Термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в … Энциклопедия Кольера

    - (португ. casta род, поколение, от лат. castus чистый; санскр. джати) эндогамные группы людей, имеющие мифического общего предка и ограниченные в общении друг с другом. ...Одна каста отделена от другой; между ними не допускается смешение путем… … Советская историческая энциклопедия

    Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

    - (португ. casta, от лат. castus чистый; санскр. джати), 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к… … Энциклопедический словарь

Каста неприкасаемых в Индии - это феномен, который нельзя встретить ни в одной другой стране мира. Зародившись еще в древности, кастовое разделение общества существует в стране и в настоящее время. Самую низшую ступень в иерархии занимает каста неприкасаемых, вобравшая в себя 16-17 % населения страны. Ее представители составляют «дно» общества Индии. Кастовая структура - сложный вопрос, но все же попробуем пролить свет на отдельные его аспекты.

Кастовая структура индийского общества

Несмотря на сложность воссоздания полной структурной картины каст в далеком прошлом, все же можно выделить исторически сложившиеся в Индии группы. Их пять.

Самая высшая группа (варна) брахманов включает в себя госслужащих, крупных и мелких землевладельцев, жрецов.

Далее идет варна кшатриев, в которую вошли касты военных и земледельцев - раджапуты, джаты, маратха, кунби, редди, капу и др. Некоторые из них образуют феодальную прослойку, представители которой в дальнейшем пополняют низшие и средние звенья класса феодалов.

Следующие две группы (вайшьи и шудры) включают в себя средние и низшие касты земледельцев, должностных лиц, ремесленников, слуг общины.

И наконец, пятая группа. В нее включены касты слуг общины и земледельцев, лишенных всяческих прав на владение и пользование землей. Они называются неприкасаемыми.

"Индия", "каста неприкасаемых" - понятия, неразрывно связанные друг с другом в представлении мирового сообщества. Между тем в стране с древней культурой продолжают чтить обычаи и традиции предков по разделению людей согласно их происхождению и принадлежности к какой-нибудь касте.

История возникновения неприкасаемых

Низшая каста в Индии - неприкасаемые - своим появлением обязана историческому процессу, протекавшему в Средние века в регионе. В те времена Индия была завоевана более сильными и цивилизованными племенами. Естественно, что захватчики пришли в страну с целью порабощения ее коренного населения, уготовив ему роль прислуги.

Для изоляции индийцев селили в специальных поселениях, построенных отдельно по типу современных гетто. Цивилизованные чужаки не допускали аборигенов в свое сообщество.

Предполагается, что именно потомки этих племен впоследствии образовали касту неприкасаемых. В нее вошли земледельцы и слуги общины.

Правда, сегодня слово «неприкасаемые» заменено другим - «далиты», что означает «притесняемые». Считается, что «неприкасаемые» звучит оскорбительно.

Так как индийцы чаще употребляют слово «джати», а не «каста», то их количество сложно определить. Но все же далитов можно разделить по роду деятельности и месту проживания.

Чем живут неприкасаемые

Самыми распространенными кастами далитов считаются чамары (кожевники), дхоби (прачки) и парии. Если первые две касты имеют в некотором роде профессию, то парии живут только за счет неквалифицированного труда - вывоза бытовых отходов, чистки и мытья туалетов.

Тяжелая и грязная работа - такова судьба неприкасаемых. Отсутствие какой-либо квалификации приносит им мизерный доход, позволяющий лишь

Однако среди неприкасаемых существуют группы, которые находятся наверху касты, например, хиджра.

Это представители всякого рода секс-меньшинств, которые занимаются проституцией и попрошайничеством. Также их часто приглашают на всевозможные религиозные ритуалы, свадьбы, дни рождения. Конечно, эта группа имеет на жизнь значительно больше, чем неприкасаемый кожевник или прачка.

Но такое существование не могло не вызывать у далитов протеста.

Протестная борьба неприкасаемых

Удивительно, но неприкасаемые не сопротивлялись насажденной захватчиками традиции деления на касты. Однако в прошлом веке ситуация изменилась: неприкасаемые под руководством Ганди предприняли первые попытки разрушить сложившийся веками стереотип.

Суть этих выступлений сводилась к привлечению внимания общественности к кастовому неравенству в Индии.

Интересно, что дело Ганди было подхвачено неким Амбедкаром из касты брахманов. Благодаря ему неприкасаемые стали далитами. Амбедкар добился того, чтобы они получили квоты на все виды профессиональной деятельности. То есть была предпринята попытка интегрировать этих людей в общество.

Сегодняшняя противоречивая политика индийской власти часто вызывает конфликты с участием неприкасаемых.

Однако до бунта дело не доходит, потому что каста неприкасаемых в Индии - самая покорная часть индийского сообщества. Вековая робость перед другими кастами, въевшаяся в сознание людей, блокирует всякие мысли о бунте.

Политика правительства Индии и далиты

Неприкасаемые... Жизнь самой суровой касты в Индии вызывают со стороны осторожную и даже противоречивую реакцию, так как речь идет о вековых традициях индийцев.

Но все же на государственном уровне в стране запрещена кастовая дискриминация. Действия, оскорбляющие представителей любой варны, считаются преступлением.

В то же время кастовая иерархия узаконена конституцией страны. То есть каста неприкасаемых в Индии признана государством, что выглядит серьёзным противоречием в политике правительства. В результате современная история страны имеет множество серьезных конфликтов между отдельными кастами и даже внутри них.

Неприкасаемые являются самым презираемым сословием в Индии. Однако другие граждане все же безумно боятся далитов.

Считается, что представитель неприкасаемой касты в Индии способен осквернить человека из другой варны уже одним своим присутствием. Если же далит прикоснется к одежде брахмана, то последнему понадобится не один год, чтобы очистить свою карму от скверны.

Зато неприкасаемая (каста Южной Индии включает в свой состав как мужчин, так и женщин) вполне может стать объектом сексуального насилия. И никакого осквернения кармы не случается при этом, так как индийскими обычаями это не запрещается.

В качестве примера можно привести недавний случай в Нью-Дели, где 14-летнюю девочку-неприкасаемую преступник месяц держал в качестве секс-рабыни. Несчастная скончалась в больнице, а задержанный преступник был отпущен судом под залог.

В то же время, если неприкасаемый нарушит традиции предков, например, посмеет прилюдно воспользоваться общественным колодцем, то беднягу ожидает скорая расправа на месте.

Далит - это не приговор судьбы

Каста неприкасаемых в Индии, несмотря на политику правительства, все же остается самой бедной и обездоленной частью населения. Средний процент грамотности среди них составляет немногим более 30.

Ситуация объясняется тем унижением, которому подвергаются в учебных заведениях дети этой касты. В результате безграмотные далиты являются основной частью безработных в стране.

Однако есть и исключения из правил: в стране около 30 миллионеров - это далиты. Конечно, это мизер в сравнении со 170 миллионами неприкасаемых. Но этот факт говорит, что далит - это не приговор судьбы.

Примером может стать жизнь Ашока Кхаде, принадлежавшего к касте кожевников. Парень днем работал докером, а ночью штудировал учебники, чтобы стать инженером. В настоящее время его компания заключает сделки на сотни миллионов долларов.

А еще есть возможность выйти из касты далитов - это смена религии.

Буддизм, христианство, ислам - любая вера технически выводит человека из неприкасаемых. Впервые это было использовано в конце XIX века, а в 2007 году сразу 50 тыс. человек приняли буддизм.

Криминал Культура Анекдоты Истории из жизни Неприкасаемые: 10 фактов о самой низшей касте Индии

Неприкасаемые: 10 фактов о самой низшей касте Индии

На деле же, всё обстоит совсем не так. Древнейшие культуры до сих пор культивируют доставшиеся им от предков традиции, разделяя людей отнюдь не по их качествам - но только по праву рождения. Так, например, обстоят дела в Индии, где каста неприкасаемых составляет целых 20% от всего общества и не имеет почти никаких прав.

Фактрум рассказывает об истории и жизни неприкасаемых.

1. Система варн

В Индии до сих пор существует кастовая система. Все общество делится на четыре варны: ученые-брахманы, воины-кшатрии, земледельцы-вайшьи и шудры, слуги. Судя по всему, такое деление родилось в результате контакта уже существующей племенной структуры с культурными обычаями ассимилированных общин, члены которой отличались другим цветом кожи. Представители этих четырех варн могут взаимодействовать друг с другом - вот только контакты с шудрами считаются нежелательными.

Фотографии: Dnpmag.com

2. Шудры

Ближе всего к неприкасаемым стоит каста шудров. Эти люди испокон веков были вынуждены заниматься тяжелой и грязной работой. Собственно, шудров можно назвать некими крестьянами Индии, которые владеют большими участками земельных угодий. Люди из этой касты работают на социально приемлемых должностях. Такой человек может быть кузнецом, плотником, винокуром, каменщиком и даже музыкантом.

3. Неприкасаемые

Каста неприкасаемых находится за пределами общественного деления Индии. Они работают на самых грязных местах, убирают мертвых животных, чистят туалеты и занимаются выделкой кож. Для неприкасаемых закрыты двери храмов. Люди ничего не могут сделать со своим положением, определяющимся только по праву рождения. Вход во дворы домов любого из членов высших каст неприкасаемым строго воспрещен, а того, кто рискнет осквернить общественный колодец своим ведром, ждет быстрая и жестокая расправа прямо на улице.

4. Осквернение

Неприкасаемых презирают и, в то же время, боятся все остальные касты. Дело в том, что человек из низшего слоя общества может осквернить своим присутствием любого другого. Особенно строго следят за своим окружением брахманы: стоит неприкасаемому дотронуться хотя бы до края одежды брахмана и последнему придется провести долгие годы в попытке очистить запятнанную карму.

5. Откуда появились неприкасаемые

Существование целого класса парий определила сама история. В глубокой древности Индия была завоевана цивилизованными ариями, которые не стали интегрировать представителей покоренных племен в свое общество. Арии предпочли использовать коренное население в качестве обслуживающего персонала. Им сразу же стали строить отдельные поселки, находившиеся за стенами основных поселений. Такая практика постепенно увеличивала разрыв между завоевателями и угнетенными, не давая последним и единого шанса быть интегрированными в общество.

6. Род занятий

Хуже всего то, что сами неприкасаемые вполне приняли существующую традицию ариев на кастовое деление. Эти люди и сами разделились на несколько саб-каст, по роду деятельности. В настоящий момент, больше всего распространены представители чамаров-кожевников, дхоби-прачки и парии, занимающиеся уж совсем грязной работой - вывозом мусора и очисткой туалетов. Общество современной Индии на 20% состоит из неприкасаемых, хотя борьба за интеграцию в обычное общество идет уже не один десяток лет.


7. Борьба за равноправие

Первые ростки сопротивления появились уже в ХХ веке. Главным активистом стал Ганди, попытавшийся разрушить культивируемый в обществе стереотип, переименовав касту в хариджанов, людей бога. Дело Ганди продолжил представитель касты брахманов, Бхимрао Рамджи Амбедкар. Неприкасаемые в его интерпретации стали далитами, угнетенными. Амбедкар добился того, что далитам выделили определенные квоты в каждой сфере деятельности. То есть, представители неприкасаемых теперь имеют, теоретически, возможность влиться в индийское общество.

Но до практического разрешения проблемы еще очень далеко. Только в 2008 году один из касты далитов решил жениться на девушке-кшатрии. Самонадеянного жениха охранял отряд из 500 карабинеров - и все же, новую семью из города просто выгнали.

Александр Таранов 16.12.2015

Понравился пост?
Поддержи Фактрум, нажми: