Сетевой проект по дорогам русских сказок. Проект по речевому развитию " по дорогам сказок" Ожидаемый результат проекта

Авторы: Закараева Аминат Нурдиевна, Темаева Маккахан Висраиловна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Сказка"
Населённый пункт: Тюменская область,город Когалым
Наименование материала: Проект
Тема: "По дорогам сказок"
Дата публикации: 13.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Проект для детей старшей группы 15

Тема :

«По дорогам сказок»

Вид: творческий

Участники: дети старшей группы15, их родители, педагоги, специалисты ДОУ,

библиотекарь.

АКТУАЛЬНОСТЬ:Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ними на всю

жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром

человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка

преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при

этом простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в

образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими

людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и

поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла,

фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный

язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные

пониманию дошкольника- все это делаетсказкуособенно интересной и волнующей для

детей, незаменимым инструментом формирования нравственно- здоровой личности

ребенка.

Сказка - средство эмоционально- волевого развития и духовно- нравственного

воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств для

духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и

педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей

дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования

представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и

социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от

психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает

коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее времяс казка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно

утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и

мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто

искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное

действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка

навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого

восприятия сказки. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства

массовой информации вытесняют книгу.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только

познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших

групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники

учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать

другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать

другому, а главное развиваются всесторонне.

Проблема: В настоящее время, многие родители заменяют чтение русских народных и

родителями. Дети хорошо воспринимают как русские народные, так и авторские

сказки благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. Таким

образом, было принято решение о разработке и реализации проекта «По дорогам

Цель : Способствовать приобщению детей к художественной литературе на примере

Задачи:

Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать

персонажей сказок, знать название сказки, пересказывать содержание и

выражать своё отношение к героям сказки.

2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в

организации театрализованных игр, в создании и передаче образов.

3.Закреплять и совершенствовать умения использовать средства выразительности

(поза, жест, мимика, интонация, движения) .

4. Воспитывать звуковую культуру речи,чувства дружбы,умение уступать,

договариваться.

5. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к

реализации проекта.

Формы реализации проекта:

Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом ».--

Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, авторских).--

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам .-Пересказ прочитанных

произведений.

Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками .

Инсценировки сказок, игры- драматизации.

Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.

Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмовсказочных

персонажей.

Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствие с

возрастом).

Загадки о сказках, героях сказок.

Викторина по сказкам.

Оборудование: Иллюстрации к сказкам, художественная литература, музыкальные

произведения, мультимедийная презентация по теме «Что за прелесть эти сказки!»,

цветная и тонированная бумага, пластилин, краски, кисти, клей, цветные карандаши.

Конечный продуктпроекта :

Выставка детских работ;

Книжки-сказки,сделанные руками родителей с детьми:» Моя любимая сказка».

Викторина по сказкам;

Театрализация сказки «Теремок»;

Предполагаемый результат.

Дети должны:

Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

Называть

прочитанные

сказочные

произведения,

рассказывать

оценивать

поступки героев, давать им характеристику;

Знать различные виды театров и уметь показывать их;

Уметь использовать различные средства выразительности;

Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее

показу, вживаться в свою роль.

Интеграция областей : «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое

развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие».

Этапы проекта :

1.Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Подготовка материалов:картинки и иллюстрации к сказкам.

Разработка конспектов, сценариев.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов.

2.Основной этап:

родителями

1. Выставка в книжном уголке иллюстраций, книг с

русскими

народными сказками (принесенными из дома).

2.Консультация: «Особенности чтения сказок о

животных»

3.Подготовка родителями атрибутов и декораций к

постановкам спектаклей по мотивам сказок ,совместное

участие родителей и детей в них.

4.Выполнение родителями и детьми домашних заданий

творческого характера (придумывание загадок и сказок).

5.Консультация: «Как подружить ребенка с книгой»

6.Консультация: «Роль сказки в развитии и воспитании

ребенка»

7.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

8. Создание совместной книги с детьми по мотивам

русской народной сказки (по выбору ребенка)

Работа с детьми

Март.

1.Чтение и обсуждение р. н. сказок.

2.Чтение художественного произведения:«Как аукнется,

так и откликнется» по мотивам сказки «АЙОГА» Е.

Благинина, «Посидим в тишине».

3. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка».

4.. Беседа «Русские народные сказки»

5Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

6.Дидактическая игра: «Угадай сказку.»

7.. Чтение сказки:«Дюймовочка»

8.Беседа о «Книжном магазине».

9.Организация сюжетно – ролевой игры «Книжный

магазин», создание атрибутов к сюжетно – ролевым

10.Организация свободной художественной творческой

Апрель

1. Образовательная деятельность. Тема: «Пересказ по

произведению русской народной сказки «У страха глаза

2. Вечер загадок.

3..Экскурсия в городскую библиотеку «Мульти-

викторина» (по сказкам)

4.Дидактическая игра: «Чьи слова», «Угадай сказку»

5.Проведение НОД в образовательной области

«Художественное творчество»:

Аппликация (нетрадиционная техника –

обрывание) «Мишка косолапый»

Рисование: «Три медведя»

Лепка: «Медвежонок воображуля»

6.Чтение сказки «Теремок»

7. Организация свободной художественной творческой

деятельности детей (рисование с использованием

трафаретов, раскраски по русским народным и авторским

8.Театрализация сказки:«Теремок» для детей младшей

9. Викторина «По дорогам сказок».

Заключительный этап:

Оформление выставки детских работ: рисунки, аппликация,

лепка,поделки из бросового материала;

-Выставка самодельных совместных книг по мотивам русских народных сказок;

Открытый показ инсценировки - сказки «Теремок».

Ожидаемый результат:

Дети научатся думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать

оценку поведению своему и других.

– Сформируется внимательное и уважительное отношение друг к другу и взрослым,

желание оказывать им помощь.

У родителей воспитанников появится заинтересованность в более тесном

сотрудничестве с ДОУ, в развитии творческих способностей детей.

– Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей духовно –

нравственных чувств.

Вывод: Проект направлен на духовно-нравственное воспитание детей старшего

дошкольного возраста. Цель и задачи проекта достигнуты. В ходе проведенных

мероприятийдети приобщились к высокохудожественной литературе, расширили

впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать. Родители

воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали

роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также

Литература

«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного

возраста» Куревина О.А. М., 2003г.

«В о спит ание

ребенка-дошкольника:

развитого,

о б р а з о в а н н о г о,

самостоятельного,

инициативного,

неповторимого,

культурного,

творческого» Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.

Ледяйкина

Топникова

Праздники

современных

Ярославль, 2002г.

Панфилова М.А. Коррекционные сказки. Москва 2008

Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском

саду. М., 2000.

Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.

Шорохова О.А. Играем в сказку. Москва 2006г.

Короткова Л.Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.

Экскурсия в библиотеку.

Театрализация сказки «Теремок»

Выставка рисунков: «Моя любимая сказка»

Выставка совместной книги по мотивам русской народной сказки.

ИГРА:"Чьи слова?"

Задание :«Кто говорит эти слова?»:

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой

добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные

в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное

реальным.

Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем

пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают

воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь,

учат отличать добро и зло.

Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий

потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и

сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и

педагогам ДОУ.

Задачи:

Уточнить и обогатить знания детей о сказках;

Учить детей узнавать знакомые сказки;

Вызывать желание у детей помочь героям сказок;

Развивать интонационно-речевую выразительность;

Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;

Развивать умение действовать согласованно.

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

«Ловись,ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея –

волшебница (Крестная)

«Битый небитого везет" - Лисичка

Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван-

Царевич

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

«По щучьему велению, по моему хотению..." – Емеля

«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" -

Колобок

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." -Царица

"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка

«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед

травой." -Ваня (Иван-дурак)

Сценарий сказки: «Теремок»

для детей старшей группы

Цель : Всестороннее развитие детей через театрализованную деятельность.

Задачи :

Создание условий для развития творческих способностей через театрализованную

деятельность.

Формировать умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со

сценарием.

Развивать слуховое внимание, а также умение двигаться в соответствии с характером

Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.

Совершенствование познавательных процессов.

Материалы : шапочки зверей, макет теремка, игрушечная посуда, игрушечные

строительные инструменты.

Ход сценария

Ведущий; -Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок не высок, не высок! Бежала

мимо мышка-норушка

Мышка: Как красиво, пи-пи-пи, Что за домик впереди? (Стучит) Кто, кто в теремочке

Ведущий: - Нет ответа, только тишина.

Мышка: Ну что ж, буду жить в домике одна…

Ведущий: - Скачет лягушка квакушка

Лягушка: Ква, ква, ква, как грустно мне, Что за домик на бугре? (Стучит) Кто, кто в

теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: А я лягушка-квакушка

Мышка: Иди ко мне жить.

Лягушка: Рада жить с тобою я, Будем как одна семья!

Ведущий: - Скачет зайка

Зайка: -Скок, скок, скок, скок, Вижу домик-теремок. (Стучит) Кто, кто в теремочке

живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я мышка-норушка

Лягушка: Я лягушка-квакушка, а ты кто?

Зайка: А я зайчик-побегайчик.

Лягушка: Иди к нам жить Зайка: Буду рад жить с вами я, Будем как одна семья!

Ведущий: -Идёт лисичка сестричка

Лиса: Я лисичка, хвостик рыжий, Встану к домику поближе… Это что за теремок, Он

не низок, не высок? (Стучит) Кто, кто в невысоком живёт? Кто, кто в теремочке живёт?

Мышка : Я мышка-норушка

Лягушка: Я лягушка-квакушка

Зайка: Я зайчик-побегайчик, а ты кто?

Лиса: А я лисичка-сестричка

Зайка: Иди к нам жить Лиса: С вами жить? Как рада я! Будем как одна семья!

Ведущий- Идёт волчок-серый бочок.

Волк: Я волчок-серый бочок Прибежал на огонёк! (Стучит) Кто, кто в теремочке

живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я мышка-норушка

Лягушка: Я лягушка-квакушка

Зайка: Я зайчик - побегайчик

Лиса: Я лисичка-сестричка, а ты кто?

Волк: А я волчок - серый бочок

Лиса: Иди к нам жить Волк: Буду рад жить с вами я, Будем как одна семья!

Ведущий: - Идёт медведь косолапый

Медведь:- Я медведь, могу громко реветь! Впереди стоит домок, Он похож на теремок.

(Стучит) Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: -Я мышка-норушка

Лягушка: - Я лягушка-квакушка

Зайка: - Я зайчик - побегайчик

Лиса:- Я лисичка-сестричка

Волк: -Я волчок - серый бочёк, а ты кто?

Медведь: -Я медведь косолапый

Волк: -Иди к нам жить.

Медведь: -В дверцу мне не пройти, Где же место найти? Я полезу выше, Буду жить на

Ведущий: - Полез медведь на теремок, да и раздавил его. Только и успели выскочить из

него: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка,

волчок - серый бочок, да и медведь косолапый еле живой остался. И решили тогда

зверюшки построить новый теремок, да лучше прежнего построили и стали там

вместе жить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка -

сестричка, волчок - серый бочок да и медведь косолапый (Звери кланяются)

Ведущий:- Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец

Консультация для родителей:

«Как подружить ребенка с книгой»

Об интеллекте человека всегда судили по тому, сколько книг у него на полке. И,

конечно же, любому интеллектуально развитому родителю хотелось бы, чтобы его

Как научить ребенка любить чтение, чтобы в дальнейшем он предпочитал книгу

компьютеру и телевизору?

Прислушайтесь к нашим советам, в которых мы собрали опыт педагогов и мудрых

родителей.

Читайте сами. Конечно же, никакие ваши действия не возымеют эффекта, если вы на

собственном опыте не покажете ребенку, что читать действительно интересно. Как

правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребенка

за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если

ребенок в ваше отсутствие не сделает то же самое, швырнув книгу в дальний угол.

Начните собирать детские книги. Дополнительная статья расходов? Не совсем.

Поверьте, средства, вложенные в образование ребенка, дают самые большие доходы.

Делайте чтение привычкой Вставьте чтение в распорядок дня - читайте по нескольку

минут в день, когда ребенок спокоен, внимателен, восприимчив. Сделайте чтение книг

обязательной ежедневной традицией и не изменяйте ей. Это могут быть не только

чтения перед сном, но и чтение книг в середине дня, в то время когда ребенок обычно

спокоен. Сначала читайте небольшие сказки или рассказы, потом переходите к

историям с продолжением.

Исследования психологов доказали, что дети, родители которых читают им вслух

книги, имеют лучшую грамотность и развитые языковые навыки к моменту школьного

обучения. Кроме того, описывая события в повествовании и объясняя значение

истории, родители тем самым подталкивают ребёнка к любознательности, что

способствует формированию социальных навыков и лучшему пониманию

окружающего мира.

Выразительное чтение вслух помогает развить лексику, память, речь.

значение для ребенка, поэтому читайте медленно, произнося слова нараспев и ставя в

нужном месте ударения.

К самостоятельному чтению лучше всего переходить уже в 6-7 лет. Покупайте ребенку

книги с яркими картинками. Сначала опирайтесь на собственный вкус и свои детские

воспоминания, потом предоставьте ребенку право самому выбирать себе книжки.

Берите ребенка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему

хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьезной литературой. Пусть

для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочел.

Обязательно обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь у ребенка, что ему больше всего

запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он

финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтение текста, но и

умение его анализировать. Этот совет относится и к тому периоду, когда ребенок

чем он читает

Даже если ребенок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте

ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает

то, что нравится ему (например, фэнтези), а вы ему читайте те книги, которые вы

хотели бы, чтобы он тоже полюбил: книги Марка Твена, Жюля Верна, Фенимора

Купера и другие.

Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав сказку о

Щелкунчике, сводите ребенка на одноименный балет. Если ребенок увлекается

литературой о космосе, чаще ходите с ним в планетарий. Предложите обратный

порядок: посмотрев с ребенком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм

Держите библиотеку открытой. Держите небольшую, быстро обновляющуюся

библиотеку прочных детских книжек на полке, специально отведенной для ребенка,

откуда он мог бы достать их в любой момент.

Ограничьте пребывание ребенка у телевизора и компьютера. Вместо мультиков можно

предложить аудиокниги. Малыш может во время прослушивания заниматься своими

делами: рисовать, собирать пазлы, играть конструктором. Сообщите ребенку, кто автор

и как называется книга, которую он слушает. Вполне возможно, что следующую

что книга (даже аудио), лучше мультфильмов и компьютерных игр, потому что

позволяет самому контролировать создание образов, а не воспринимать готовое

Воспитывайте бережное отношение к книге. Прежде всего личным примером.

Консультация для родителей

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и

пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют

ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира

чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети

глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к

содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью

ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно

притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной

устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас,

помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех

этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь

эмоциональной, образной, красивой.

помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации.

Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда

запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно

использовать различные дидактические игры . Так же эти игры очень хорошо

помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и

диалогической речи.

Предлагаем рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать

последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения

двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что

говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в

сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом

заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить

колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на

обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше

запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на

понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит,

что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры

можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам.

Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения,

фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней,

уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то

стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в

сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино.

А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов

множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку

запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас

в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка

нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет

пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку

в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После

озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры : научить составлять предложения по предметным картинкам.

Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность

событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев,

различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи

можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса

и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он

определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и

составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя.

Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше

ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим

малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться,

разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную

жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой

сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие

способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к

В нашем учебнике «Родное слово» очень много сказок. Во втором классе мы начали читать сказки о животных. Прочитав несколько сказок, мы заинтересовались: какое животное чаще всего встречается в сказках? Так у нас появилась цель исследования : Выяснить, какое животное чаще всего является персонажем в русских народных сказках.

Мы поставили задачи :

1. Провести анкетирование учеников 2 классов и выяснить их предположения.

В процессе чтения сказок у нас возникли следующие вопросы :

1. Мы говорим «сказка» и понимаем это каждый по-своему. А что такое сказка с научной точки зрения?

2. Мы читаем сказки о животных. А какие вообще бывают сказки?

3. Почему русский народ сочинил столько сказок именно о животных? Необходимо выяснить, почему сказкам о животных отведено такое большое место в русском фольклоре.

4. Мы прочитали много сказок и заметили, что некоторые из них похожи и не только героями, но и происходящими событиями. Интересно, существует ли сходство сюжетов в сказках?

Всего в исследовании приняло участие 19 человек.

Мы выяснили, что наиболее часто персонажем русских сказок о животных является лиса. Почти так же часто встречается волк, а вот заяц и медведь чуть реже. Также мы отметили, что достаточно часто персонажами бывают и другие звери, птицы, насекомые.

В процессе работы мы узнали:

  • Что значит понятие «сказка» и какими синонимами можно его заменить.
  • Выяснили, какие виды сказок бывают.
  • Узнали, почему русский народ сочинил столько сказок о животных.
  • Выявили, что сказки бывают похожими не только героями, но и происходящими событиями.

Результаты нашего исследования можно увидеть:

  • В «Читательском дневнике».
  • Создан сборник «Наши сказки».
  • Создан сборник иллюстраций к сказке «Зимовье зверей».
  • Нарисованы мультфильмы к сказкам.
  • Инсценирована сказка «Колобок».

Но наше исследование на этом не закончилось, ведь у нас появились новые вопросы:

  • Повадки зверей (волк, лиса) в сказках такие же, как и в жизни?
  • Сейчас мы читаем сказки разных народов и увидели много общего с русскими народными сказками. Почему бывают так похожи сказки разных народов (Африки, Севера) и русские народные, ведь они родились в разных местах?

Елена Викторовна Сафонова
Проект «По дорогам сказок»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта :

По доминирующему методу : информационно- творческий

По количеству участников : групповой

По продолжительности : долгосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта : октябрь- май.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка .

Сказка - средство эмоционально- волевого развития и духовно- нравственного воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка , как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок , часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки . Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой раннее болезнью- интернетоманией.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне.

Возраст 5-6 лет.

Цели :

Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;

Приобщить детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи :

Образовательные : учить развивать сюжет, использовать «сказочные » языковые средства; формировать творческое рассказывание , умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли ; содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Развивающие : развивать традиции семейного чтения; развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни , умение делать нравственный выбор. Развивать эстетический вкус, умение видеть и беречь красоту.

Воспитательные : создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение придти на помощь в трудную минуту; помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро- зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, простота- хитрость) и правил доброй, совестливой жизни. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Интеграция областей : «Познавательное развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально- коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Предполагаемый результат :

Дети должны :

Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

Знать и называть прочитанные сказочные произведения , их авторов, тексты, персонажей, мораль;

Знать различные виды театров и уметь показывать их;

Уметь использовать различные средства выразительности;

Уметь самостоятельно выбирать сказку , проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

Пути реализации проекта :

Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом » .

Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, авторских) .

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам .

-пересказ прочитанных произведений.

Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками .

Инсценировки сказок , игры- драматизации.

Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам .

Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров .

Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей .

Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствие с возрастом) .

Загадки о сказках , героях сказок .

Викторина по сказкам .

Работа с родителями :

Выставка детского творчества, сотворчество детей и родителей : конкурс рисунков «Моя любимая сказка » .

Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок .

Совместное участие родителей и детей в них.

Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок ) .

Помощь в пополнении книжного уголка сказками .

Продукт проекта : фото и видеоматериалы.

Роль родителей в реализации проекта : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные знания на практике.

Участие специалистов в реализации проекта : организует образовательную деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Этапы проведения проекта :

1 этап : Вводный.

Определение темы проекта .

Формулирование темы и определение задач.

Подбор материла по теме проекта .

Составление плана проекта .

2 этап : Подготовительный.

Подготовка материалов : сказки , картинки и иллюстрации к сказкам . Разработка конспектов, сценариев. Привлечь родителей к изготовлению костюмов.

3 этап : Основной.

Выполнение проекта : проведение ОД, бесед, праздников и развлечений, проведение викторин, подвижных и дидактических игр, чтение художественной литературы. Разгадывание загадок по сказкам .

4 этап : Заключительный.

Проведение викторины «По дорогам сказок » . Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка » .

Составление портфолио проекта .

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе, расширили кругозор о сказках , их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять , иллюстрировать, инсценировать.

Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Тема : «Эти мудрые русские сказки » .

2. Показ детям I младшей группы настольного театра «Курочка ряба» , «Репка» , кукольного театра «Колобок» .

3. Беседа «Русские народные сказки »

1. Беседа «Что такое басня»

2. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» .

3. Постановка спектакля к празднику «Осени» «Стрекоза и муравей» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание : сочиняем сказку про Деда Мороза ».

2. Чтение сказки Ш . Перро «Золушка» .

3. Постановка спектакля к Новому году по сказке «Золушка» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Пересказ по произведению русской народной сказки «У страха глаза велики» .

2. Вечер загадок.

1. Чтение сказки «Дюймовочка» .

2. Разучивание ролей к спектаклю «Дюймовочка» .

Тема : «Творческое рассказывание «Кто такой Чебурашка» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Чтение художественного произведения «Как аукнется, так и откликнется» по мотивам сказки «АЙОГА» Е. Благинина, «Посидим в тишине» .

2. Чтение сказки «Дюймовочка»

1. Чтение сказки В . Катаева «Цветик- семицветик» .

2. Постановка спектакля «Цветик- семицветик» к проекту «Радужный мир» .

3. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание «Придумай небылицу» .

1. Викторина «По дорогам сказок » .

2. Выставка рисунков «Моя любимая сказка » .

Ресурсное обеспечение проекта .

Методическое :

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»

ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»

ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.

Л. П. Макарова, В. Г. Рябчикова «Театрализованные праздники для детей»

Издательство «Учитель» Воронеж 2003г.

«Праздники и развлечения в детском саду» Москва «Вако» 2004г.

«Зимние праздники в детском саду» Е. И. Морозова 2008г.

Т. Н. Липатникова «Праздник начинается»

Ярославль. 2001г.

«1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов

Ярославль. 2001г.

О. Узорова, Е. Нефедова «Загадки. Планета детства»

ООО «Издательство Астрель» 2006г.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка» - детский сад «Аленушка».

ПРОЕКТ

(для детей средней группы)

Выполнила: КЛОЧИХИНА М.Ю.

воспитатель первой квалификационной

2016г.

Тип проекта.

Творческо-исследовательский

Долгосрочный (октябрь2015-март 2016)

Групповой.

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, анализ прочитанных произведений (авторизация, анализ сюжета сказок, героев и их поступков).

Участники проекта.

Дети средней группы, воспитатель, родители.

Цель проекта:

развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности, приобщение детей к книге, формирование активного читателя.

Задачи проекта:

Дети:

Продолжать знакомить со сказками и авторами литературных произведений;

Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

Обогащать и расширять словарный запас детей.

Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

Развивать артистические способности;

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

Формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Приобщать детей к социальному взаимодействию (детская библиотека, школа);

Родители:

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

Развитие совместного творчества родителей и детей;

Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Актуальность темы.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Содержание проекта строится на принципах:

* Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

* Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

* Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

* Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

* Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

* Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

* Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

* Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

* Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

* Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

* Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

* Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Планируемый результат:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

Развитие интереса к русской литературе;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

Содействие творческому развитию детей;

Развитие эмоциональной отзывчивости;

Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

    Этап - Подготовительный (разработка проекта).

(октябрь)

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

ПОЗНАНИЕ

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Знакомство с автором сказок, его биография или интересные факты из жизни.

КОММУНИКАЦИЯ

Непосредственно образовательная деятельность по сказкам В.Сутеева «Путешествие по сказкам». Использование книг групповой библиотеки для домашнего чтения. Постановка сказки Сутеева «Под грибом» с последующим показом детям младшего дошкольного возраста.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Анализ развития сюжетной линии в сказках, характеристика героев сказок.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – рисуем понравившегося сказочного героя, иллюстрации к книжкам-малышкам собственного сочинения.

ТРУД

Ремонт книг в книжном уголке.

МУЗЫКА

Разучивание песен, слушание музыки и сопоставление ее с характерами героев.

Работа с родителями

Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Чтение книг, взятых в групповой библиотеке; индивидуальные посещения детской библиотеки; изготовление книжек-малышек; подготовка костюмов к постановке сказки «Под грибом»; изготовление шапочек-масок героев из сказок Сутеева

II. Этап – творческо - исследовательский.

(ноябрь-февраль)

Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

Выполнение проекта.

III. Этап – Заключительный (март)

Презентация книжек-малышек (совместное творчество детей и родителей)

Театрализация сказки «Под грибом»

Открытый показ организованного образовательного события «Путешествие по сказкам Сутеева»

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата

Обобщение результатов работы.

Пути реализации проекта:

1 Пополнение содержания групповой библиотеки сказками разных жанров с помощью акции «Книга – детям!» с учащимися Гимназии.

2. Совместное творчество детей и родителей – «книжки-малышки» Оформление выставки «книжек-малышек».

3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

5. Чтение сказок В.Сутеева. Анализ прочитанных произведений.

6.Постановка сказки Сутеева «Под грибом».

7. Организованное образовательное событие «Путешествие по сказкам Сутеева».

Содержание работы с детьми:

    Беседы «Сказки -добрые друзья», «Мои любимые сказки»

    Чтение разных сказок;

    Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

    Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

    Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

    Самостоятельное составление сказок.

    Рассказывание сказок собственного сочинения.

    Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

    Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

    Загадки о сказках, героях сказок.

    Викторина по сказкам.

    Посещение выставки « Мои любимые сказки», знакомство с книгами сказок, имеющихся в книжном уголке группы.

    Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

    Драматизация сказки « Под грибом».

Содержание работы с родителями:

    Опрос - анкетирование « Сказки в жизни вашего ребенка »

    Беседа с родителями « Знакомство с проектом ».

    Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

    Чтение сказок с детьми.

    Придумывание и создание «книжек-малышек».

    Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

    Консультация для родителей « Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки? »

Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы).

Заключение

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.