Коллективный проект по дорогам сказок. Внеурочная деятельность: проект " По дорогам сказок". Образовательная область «Речевое развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Проект в средней группепо развитию речи

«По дорогам сказок»

Воспитатель: Тарасова Г.Н.

Введение

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет в содержании разнообразная художественная деятельность -изобразительная,музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

Осваивают способы их внешнего выражения,

Осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Цель проекта -Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Задачи

1.Создать условия для развития творческой активности детей,

организация выступленийдетей средней группы перед младшими и родителями.

2.Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

3. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания

детей о театре, его истории, устройстве,театральных профессиях, костюмах, атрибутах,

театральной терминологии.

4.Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности.

5.Формировать в группе творчески развивающую предметную среду.

6.Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

7.Приощать родителей к театрально- культурной жизни ДОУ.

Формы и методы работы:

    Чтение художественной литературы,

  • Игры – драматизации,

    Слушание музыкальных произведений,

    Творческие мастерские,

    Просмотр сказки, презентации,

    Рассматривание иллюстраций к сказкам,

    Заучивание стихов,

    Театрализованная деятельность.

Обеспечение реализации проекта:

Психолого-педагогические ресурсы:

Воспитатели

Дети 4-5 лет,

Родители.

Материально-технические ресурсы:

Сказки, иллюстрации

Аудио, видеоматериалы,

Мультимедийная техника

Костюмы для театрализованной деятельности

Атрибуты для разных видов театров

Срок реализации проекта: долгосрочный (09. 2016 – 05.2017г.)

Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный

Анализ имеющегося материала

Пересмотр литературы, аудио материала

Составление списка необходимого материала

Включение в календарно-тематическое планирование мероприятий по реализации проекта

Список необходимого методического материала

Дополненный календарно-тематический план

Тарасова Г.Н.

Создать интерес у участников проекта

Составление плана мероприятий по реализации проекта совместно с детьми

Информирование родителей о проекте на родительском собрании

Заинтересованность детей и родителей

Воспитатель

Сбор и анализ информации для реализации проекта

Сбор атрибутов для театрализованных игр

Подбор дидактических игр

Подбор материала для тетрализации

Список имеющихся и недостающих материалов, атрибутов

Воспитатель,

родители

2этап: Основной Диагностика

Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный

Создать условия для реализации проекта

Подбор аудио-, видеоматериала

согласно списку;

Подбор сказок для драматизации, театрализованных игр;

Сказки и иллюстрации к ним;

Аудио-, видеоматериалы;

Игры – драматизации;

Воспитатель

Обогатить среду

Книги – сказки для драматизации,

Коллекция аудио материала,

Игрушки и атрибуты для театрализованных игр.

Обогащённая среда

Воспитатель,

родители

Обогатить знания детей о театре,

Совершенствовать исполнительские умения

Просмотр видео материала,

Чтение художественной литературы (сказок),

Творческие мастерские,

Дидактические игры,

Заучивание стихов,

Слушание музыкальных произведений,

Отгадывание загадок о героях сказок,

Драматизация сказок «Три медведя», «Соломенный бычок», «Колобок», «Рукавичка»

Показ сказки «Три медведя» для младших детей.

Развитие речи (улучшение)

Воспитатель,

родители

Включение родителей в педагогический процесс

Привлечь родителей к сбору атрибутов, костюмов для игр драматизаций,

Активное участие родителей в реализации проекта.

Воспитатель,

родители

3этап: Итоговый. Диагностика

Мероприятия

Ожидаемый результат

Ответственный

Анализ и подведение итогов по проекту

Анализ работы по проекту,

Выставка детских работ,

Фото отчёт о проекте в родительском уголке и на сайте группы.

Отзывы родителей о проекте.

Фотовыставка

Воспитатель,

родители

План реализации проекта

Мероприятия

Результат

Подготовительный этап

Анализ имеющегося материала

Сентябрь 2016

Список имеющихся и недостающих материалов.

Информирование родителей о проекте

Октябрь 20016

Готовность родителей оказать помощь в проекте.

Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта.

Октябрь 20016

План-сетка мероприятий.

Основной этап

Создание развивающей среды в группе.

Настольный театр,

Кукольный

Театр на фланелеграфе

Пальчиковый

На палочках(от мороженого)

На стаканчиках и др.

Обогащённая среда.

Чтение художественной литературы (сказок):

-«Три медведя»

-«Соломенный бычок»

-«Три поросёнка»

-«Под грибом»

-«Зимовье зверей»

Сказок К. Чуковского….

Знакомство со сказками, решение речевых задач.

Слушание сказок

По прочитанным сказкам,

О видах театров (кукольный, драматический, театр зверей,...)

Кто работает в театре

Как вести себя в театре

Сентябрь-май

Решение речевых и познавательных задач.

Творческая мастерская:

Рисование «Мишка - косолапый», по сказкам

Коллективная аппликация «Афиша для театра»,

Лепка по сказкам

Ноябрь, январь, март,

Октябрь, декабрь,май

Развитие художественно-творческих способностей

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Ноябрь-май

Развитие речевых и творческих способностей детей.

Игры – драматизации:

Игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей,

Инсценировки сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя». «Соломенный бычок», «Рукавичка»

Каждую неделю

Развитие артистических навыков

Выбор сказки для драматизации, распределение ролей.

Заучивание стихов к сказкам

Изготовление родителями атрибутов и костюмов к сказкам

По мере необходимости

Подготовка к драматизации

Совершенствование артистических навыков

Показ сказки «Три медведя» младшей группе.

Просмотр сказки «Колобок на новый лад»

(драматизация детьми старшего возраста).

Закрепление правил поведения в театре.

Подведение итогов реализации проекта

Итоговое мероприятие «В гостях у сказки»:

Показ детьми сказки «Рукавичка»

Создание фотоматериала о реализованном проекте. Создание лэпбука «Сказки»

фотовыставка

Ожидаемый результат проекта

    Обогащённая среда в группе.

    Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций.

    Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.

    Расширение словарного запаса, развитие связной речи.

    Активизация творческих способностей детей.

    Активное участие родителей в жизни группы.

Елена Викторовна Сафонова
Проект «По дорогам сказок»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта :

По доминирующему методу : информационно- творческий

По количеству участников : групповой

По продолжительности : долгосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта : октябрь- май.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка .

Сказка - средство эмоционально- волевого развития и духовно- нравственного воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка , как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок , часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки . Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой раннее болезнью- интернетоманией.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне.

Возраст 5-6 лет.

Цели :

Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;

Приобщить детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи :

Образовательные : учить развивать сюжет, использовать «сказочные » языковые средства; формировать творческое рассказывание , умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли ; содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Развивающие : развивать традиции семейного чтения; развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни , умение делать нравственный выбор. Развивать эстетический вкус, умение видеть и беречь красоту.

Воспитательные : создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение придти на помощь в трудную минуту; помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро- зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, простота- хитрость) и правил доброй, совестливой жизни. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Интеграция областей : «Познавательное развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально- коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Предполагаемый результат :

Дети должны :

Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

Знать и называть прочитанные сказочные произведения , их авторов, тексты, персонажей, мораль;

Знать различные виды театров и уметь показывать их;

Уметь использовать различные средства выразительности;

Уметь самостоятельно выбирать сказку , проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

Пути реализации проекта :

Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом » .

Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, авторских) .

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам .

-пересказ прочитанных произведений.

Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками .

Инсценировки сказок , игры- драматизации.

Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам .

Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров .

Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей .

Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствие с возрастом) .

Загадки о сказках , героях сказок .

Викторина по сказкам .

Работа с родителями :

Выставка детского творчества, сотворчество детей и родителей : конкурс рисунков «Моя любимая сказка » .

Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок .

Совместное участие родителей и детей в них.

Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок ) .

Помощь в пополнении книжного уголка сказками .

Продукт проекта : фото и видеоматериалы.

Роль родителей в реализации проекта : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные знания на практике.

Участие специалистов в реализации проекта : организует образовательную деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Этапы проведения проекта :

1 этап : Вводный.

Определение темы проекта .

Формулирование темы и определение задач.

Подбор материла по теме проекта .

Составление плана проекта .

2 этап : Подготовительный.

Подготовка материалов : сказки , картинки и иллюстрации к сказкам . Разработка конспектов, сценариев. Привлечь родителей к изготовлению костюмов.

3 этап : Основной.

Выполнение проекта : проведение ОД, бесед, праздников и развлечений, проведение викторин, подвижных и дидактических игр, чтение художественной литературы. Разгадывание загадок по сказкам .

4 этап : Заключительный.

Проведение викторины «По дорогам сказок » . Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка » .

Составление портфолио проекта .

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе, расширили кругозор о сказках , их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять , иллюстрировать, инсценировать.

Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Тема : «Эти мудрые русские сказки » .

2. Показ детям I младшей группы настольного театра «Курочка ряба» , «Репка» , кукольного театра «Колобок» .

3. Беседа «Русские народные сказки »

1. Беседа «Что такое басня»

2. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» .

3. Постановка спектакля к празднику «Осени» «Стрекоза и муравей» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание : сочиняем сказку про Деда Мороза ».

2. Чтение сказки Ш . Перро «Золушка» .

3. Постановка спектакля к Новому году по сказке «Золушка» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Пересказ по произведению русской народной сказки «У страха глаза велики» .

2. Вечер загадок.

1. Чтение сказки «Дюймовочка» .

2. Разучивание ролей к спектаклю «Дюймовочка» .

Тема : «Творческое рассказывание «Кто такой Чебурашка» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Чтение художественного произведения «Как аукнется, так и откликнется» по мотивам сказки «АЙОГА» Е. Благинина, «Посидим в тишине» .

2. Чтение сказки «Дюймовочка»

1. Чтение сказки В . Катаева «Цветик- семицветик» .

2. Постановка спектакля «Цветик- семицветик» к проекту «Радужный мир» .

3. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание «Придумай небылицу» .

1. Викторина «По дорогам сказок » .

2. Выставка рисунков «Моя любимая сказка » .

Ресурсное обеспечение проекта .

Методическое :

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»

ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»

ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.

Л. П. Макарова, В. Г. Рябчикова «Театрализованные праздники для детей»

Издательство «Учитель» Воронеж 2003г.

«Праздники и развлечения в детском саду» Москва «Вако» 2004г.

«Зимние праздники в детском саду» Е. И. Морозова 2008г.

Т. Н. Липатникова «Праздник начинается»

Ярославль. 2001г.

«1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов

Ярославль. 2001г.

О. Узорова, Е. Нефедова «Загадки. Планета детства»

ООО «Издательство Астрель» 2006г.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка» - детский сад «Аленушка».

ПРОЕКТ

(для детей средней группы)

Выполнила: КЛОЧИХИНА М.Ю.

воспитатель первой квалификационной

2016г.

Тип проекта.

Творческо-исследовательский

Долгосрочный (октябрь2015-март 2016)

Групповой.

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, анализ прочитанных произведений (авторизация, анализ сюжета сказок, героев и их поступков).

Участники проекта.

Дети средней группы, воспитатель, родители.

Цель проекта:

развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности, приобщение детей к книге, формирование активного читателя.

Задачи проекта:

Дети:

Продолжать знакомить со сказками и авторами литературных произведений;

Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

Обогащать и расширять словарный запас детей.

Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

Развивать артистические способности;

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

Формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Приобщать детей к социальному взаимодействию (детская библиотека, школа);

Родители:

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

Развитие совместного творчества родителей и детей;

Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Актуальность темы.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Содержание проекта строится на принципах:

* Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

* Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

* Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

* Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

* Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

* Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

* Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

* Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

* Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

* Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

* Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

* Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Планируемый результат:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

Развитие интереса к русской литературе;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

Содействие творческому развитию детей;

Развитие эмоциональной отзывчивости;

Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

    Этап - Подготовительный (разработка проекта).

(октябрь)

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

ПОЗНАНИЕ

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Знакомство с автором сказок, его биография или интересные факты из жизни.

КОММУНИКАЦИЯ

Непосредственно образовательная деятельность по сказкам В.Сутеева «Путешествие по сказкам». Использование книг групповой библиотеки для домашнего чтения. Постановка сказки Сутеева «Под грибом» с последующим показом детям младшего дошкольного возраста.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Анализ развития сюжетной линии в сказках, характеристика героев сказок.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – рисуем понравившегося сказочного героя, иллюстрации к книжкам-малышкам собственного сочинения.

ТРУД

Ремонт книг в книжном уголке.

МУЗЫКА

Разучивание песен, слушание музыки и сопоставление ее с характерами героев.

Работа с родителями

Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Чтение книг, взятых в групповой библиотеке; индивидуальные посещения детской библиотеки; изготовление книжек-малышек; подготовка костюмов к постановке сказки «Под грибом»; изготовление шапочек-масок героев из сказок Сутеева

II. Этап – творческо - исследовательский.

(ноябрь-февраль)

Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

Выполнение проекта.

III. Этап – Заключительный (март)

Презентация книжек-малышек (совместное творчество детей и родителей)

Театрализация сказки «Под грибом»

Открытый показ организованного образовательного события «Путешествие по сказкам Сутеева»

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата

Обобщение результатов работы.

Пути реализации проекта:

1 Пополнение содержания групповой библиотеки сказками разных жанров с помощью акции «Книга – детям!» с учащимися Гимназии.

2. Совместное творчество детей и родителей – «книжки-малышки» Оформление выставки «книжек-малышек».

3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

5. Чтение сказок В.Сутеева. Анализ прочитанных произведений.

6.Постановка сказки Сутеева «Под грибом».

7. Организованное образовательное событие «Путешествие по сказкам Сутеева».

Содержание работы с детьми:

    Беседы «Сказки -добрые друзья», «Мои любимые сказки»

    Чтение разных сказок;

    Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

    Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

    Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

    Самостоятельное составление сказок.

    Рассказывание сказок собственного сочинения.

    Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

    Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

    Загадки о сказках, героях сказок.

    Викторина по сказкам.

    Посещение выставки « Мои любимые сказки», знакомство с книгами сказок, имеющихся в книжном уголке группы.

    Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

    Драматизация сказки « Под грибом».

Содержание работы с родителями:

    Опрос - анкетирование « Сказки в жизни вашего ребенка »

    Беседа с родителями « Знакомство с проектом ».

    Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

    Чтение сказок с детьми.

    Придумывание и создание «книжек-малышек».

    Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

    Консультация для родителей « Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки? »

Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы).

Заключение

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

Коллективный проект

"По дорогам сказок".

МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды.

Учитель начальных классов,


Введение.

Аннотация проекта. Проект для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.
Тип проекта: поисково – творческий.Тип проекта по предметной области: литературное чтение.Тип проекта по форме: коллективный (работа в группах).Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.
Продукт: презентация "По дорогам сказок".
Основополагающий вопрос: Почему люди любят сказки?
Актуальность. Работа по данному проекту обусловлена тем, что 50% учеников начальных классов имеют большие потребности в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, создании яркой и неожиданной картины мира. Участники проекта имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия с родителями и педагогами, ощутить радость от совместной работы и полученных результатов труда.
Работа над сказками даёт следующие результаты: Повышает концентрацию внимания; Создаёт положительный настрой; Снимает эмоциональное напряжение; Способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом, изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполняемости, дарит великую эстетическую радость.
Цели: - раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок; - продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; - формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты Задачи: знать характеристику сказки, как жанра, её определение; виды сказок; в чем заключаются характерные признаки сказки; развивать мышление, память, речь и творческое воображение; анализировать художественное произведение; уметь сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами. Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выступления и презентация по проекту.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный этап (погружение в проект). Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта. Затем учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации. (Проводится в виде « мозгового штурма»: все предлагают свои идеи, совместно с учащимися отбирается наиболее подходящие). В результате на доске прописываются заготовки для будущего проекта. Дети делятся по желанию на четыре основные группы: 1-ая - Что такое сказка? 2-ая - Какие бывают сказки? 3-ая - Что несет в себе сказка? 4-ая - Почему люди любят сказки? Определяется поиск источников информации и список используемой литературы.
II. Основной этап создания проекта. 1-ая группа - Формулирование определения сказки. В ходе исследования были найдены следующие формулировки: 1) Сказка – это научно – фантастическое произведение. 2) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. Группой была выбрана вторая формулировка.Также группой было выяснено, какие вымышленные герои и фантастические предметы чаще всего встречаются в сказках. Ребята оговаривают какие рисунки по теме "Положительные и отрицательные герои" необходимо вставить в презентацию. Было также предложено вставить и фотографии о групповом мини – проекте "Моя книжка – малышка". 2-ая группа - Создание классификаций сказок по различным признакам. Предлагаемые признаки классификации: 1) По авторству 2) По видовым особенностям. Группой были выбраны оба признака. Ребята оговаривают составные части сказки: присказка, зачин, завязка, концовка, дают им характеристики и приводят примеры. 3-ая группа Определение главной направленности сказок: что несет в себе сказка?После обсуждения прочитанных сказок, делается вывод о том, что сказка – это поучительная история, которая обязательно должна научить читателя хорошему. Составляется список тех положительных качеств, которые воспитываются в читателе через сказку. 4-ая группа. Проводит анкетирование среди одноклассников, сверстников, взрослых на тему "Почему вы любите сказки?". После этого группа выясняет наиболее часто приводимые анкетируемыми ответов. Делает вывод по поставленному вопросу.
III. Трансляционно – оформительский этап - Работа над презентацией "Пр дорогам сказок"- Оформление проекта- Работа над текстом защиты проекта IV. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. - Написание сценария защиты проекта

Защита проекта.

II. Основная частьУченик 4. (Слайд 5) Для предстоящих исследований наш класс разбился на несколько групп, которые занимались изучением следующих вопросов:- что такое сказка?- какие бывают сказки?- что несет в себе сказка?- почему люди любят сказки?
Ученик 5. (Слайд 6) Первый вопрос, который мы раскрыли – "Что такое сказка?" Из нескольких найденных определений мы составили свою формулировку:Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Ученик 6. (Слайд 7) Знакомясь с многочисленными героями сказок мы пришли к выводу, что большинство из вымышленные и их не встретишь в реальной жизни. Это - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Русалка, Фея, Волшебник, Джинн, Великан…Героям в сказках помогают не только волшебные силы, но и предметы, которые обладают сказочной силой - Зеркало, Волшебная палочка, Сапоги скороходы, Ковёр – самолёт, Клубок, Яблоко.
Ученик 1. (Слайд 8) В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои.Вот так видят героев сказок наши ребята. (Слайд 9-12) А вот какие книжки у нас получились в результате мини – проекта "Книжки-малышки".(Слайд 13-14)
Ученик 2. (Слайд 15) На вопрос «Какие бывают сказки?» мы ответим так:Сказки делятся на народные и авторские. Они бывают - волшебные, бытовые и сказки о животных. Ученик 3. (Слайд 16-19) Мы прочитали некоторые из них и выяснили, что некоторым народным сказкам соответствуют авторские сказки. Например,1.Колобок (русская сказка) – Виталий Бианки. Лесной Колобок - Колючий бок.2.Золотая рыба (индийская сказка) - А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.3.Снегурочка (русская сказка) - В. Даль. Снегурочка4.Сивка- бурка (русская сказка) - П. П. Ершов. Конёк- Горбунок
Ученик 4. (Слайд 20) В ходе исследования мы выяснили, что сказка состоит из 4 компонентов: присказка, зачин, завязка, концовка.
Ученик 5. (Слайд 21) Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.
Самые известные зачины: «Жили-были….,В некотором царстве, в некотором государстве…
Далее следуют завязка (сказочные события, происходящие в сказке).Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка . Например: - И я там был, и мёд я пил, по усам текло, а в рот не попало.
Ученик 6. (Слайд 22-23) Сказки – это поучительные истории. Они учат нас уму-разуму.Сказки учат различать добро и зло справедливости храбрости честности дорожить дружбой Не даром сказано в народной мудрости: "Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Ученик 1. (Слайд 24) Мы провели анкетирование среди одноклассников, сверстников и взрослых и пришли к следующим выводам:большинство опрошенных считают, что сказки они любят- за счастливый конец и победу добра над злом,- за встречу с волшебным миром,- за урок доброты и любви- за их мудрость.
III. Заключение. Сказки слушать я люблю,Маму вечером молю:Почитай мне эти сказки,Я потом закрою глазки,Будет сниться мне во сне,Будто на лихом конеЯ скачу на бой с Кощеем,Или с трёхголовым Змеем.Побеждаю в сказке зло,Людям делаю добро.
Все ребята это знают –Сказки в жизни помогают:Быть нам честными всегда,Не бояться никогда,Слабым помогать в пути,К людям с добротой идти.
IV. Тест для зрителей "Знаешь ли ты сказки?" Презентация.

Список литературы

Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка, М., ИздательствоПропп В.Я. , Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая школа», 1966.Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.Антология семейного чтения (в 10 т., т.8). Волшебное дерево, 2007.Детская энциклопедия. М., 1977.

Использованные в проекте материалы.

Архив учебных программ и презентаций www.o-detstve.ruru.wikipedia.org/nsportal.ru/

(Старшая группа)

Актуальность: - Взаимодействие семьи и детского сада.

Развитие художественно – творческих и речевых способностей детей через составление своих рассказов, сказок.

Развитие театральной и музыкальной деятельности.

Умение оформлять свои рассказы, сказки через книжки-самоделки.

Использование книжек-самоделок для других видов проектов.

Цель:

Задачи:

Адресат: - Для творческих отчётов воспитателям, специалистам.

Для различных конкурсов по развитию художественно-творческих способностей.

Для дизайна различных конкурсов.

Для благотворительных видов деятельности.

Краткая аннотация: В данном проекте дети учатся в сотрудничестве с педагогами и родителями творчески подходить к развитию своих речевых способностей. Дети активно участвуют в создании детских книжек-самоделок. В ходе презентации дети учатся выступать перед аудиторией, рассказывать об этапах своей проектной деятельности, о результатах своих творческих изысканий. Реализация данного проекта воспитывает у детей позитивное отношение к результатам своего труда и желанием продолжать этот вид творческой деятельности. Также использовать эти книжки-самоделки на выставках, в конкурсах и в благотворительных целях.

Паспорт проекта «По дороге к сказке»

Цель: Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.

Задачи: - Учить пересказывать р.н.с., составлять небольшие рассказы, сказки.

Учить инсценировать сказки в различных видах театров.

Учить делать поделки, атрибуты для театральной деятельности.

Создать условия для проектно-исследовательской деятельности.

Вид проекта : т ворческий.

Реализация проекта

Разделы программы Виды детско-взрослой деятельности.
Речь и речевое обучение Составление небольших рассказов, небылиц (Про мою любимую собаку, Лиса и заяц и т.д.).
Художественная

литература

Чтение и пересказ р.н.с. «Три поросёнка», «Серебряное копытце», «Сивка – Бурка». Заучивание стихов по программе.
ИЗО Лепка по сюжетам сказок. Совместная работа с родителями: поделки из природного и бросового материала «Герои сказок». Конкурс рисунков «Любимая сказка».
Музыка Слушание музыкальных сказок «Муха-Цокотуха», «Три поросёнка», «Кошкин дом». Разучивание музыкальных, ритмичных движений к инсценировке сказок.
Театрализованная

деятельность

Инсценировка сказок: «Три поросёнка», «Муха-Цокотуха», «Кошкин дом», «Волшебные краски». Презентация проекта «По дороге к сказке».

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Время реализации проекта: Долгосрочный проект. Сентябрь 2014г. - декабрь 2014 г.

Аннотация к проекту: Усвоение данной темы проекта построено на эмоционально-чувственном восприятии детей. Сказка занимает важное место в духовном развитии ребёнка. На примере героев сказок дети получают нравственные уроки, учатся сопереживать, находить решение в проблемных ситуациях, т.е. быть социально адаптированными. Используя полученные навыки, дети переходят к творческому процессу: совместно с родителями и педагогами сочиняют сказки, создают к ним иллюстрации, выступают перед слушателями.

Этапы реализации проекта

Этапы Деятельность детей Деятельность педагога
Подготовительный - Слушание сказок.

Рассматривание

иллюстраций.

Д/и «Угадай сказку».

Разучивание сказок.

- Чтение сказок.

Показ различных видов театров.

Разучивание стихов, песен, потешек.

Помощь в инсценировке.

Формулирование

проблемы.

- Принятие проблем,

осмысление поставленных задач.

- Подвести детей к постановке проблем, на основе накопленных знаний, умений.
Систематизация

информации о

- Научиться в

самостоятельных творческих

работах соблюдать структуру

сказки, подчёркивать

нравственные уроки произведений.

- Познакомить со структурой сказки, о волшебных героях и предметах.
Практическая

деятельность детей.

- Рисование эпизодов сказок, любимых героев.

Разучивание ролей к играм-драматизациям.

Составление небольших рассказов, сказок.

- Сов. работа с родителями:

Разучивание ролей.

Изготовление костюмов.

Совершенствовать актёрские навыки (речь, движения).

Оформление. - Изготовление книжек-

самоделок.

Изготовление атрибутов к спектаклям.

- Сов. работа с родителями:

Консультации по изготовлению книжек – самоделок.

По работе над ролью:

выразительность образов.

Составление самостоятельных рассказов, небылиц, сказок.

Презентация. - Участие в показе книжек-самоделок.

Небольшие рассказы, сказки, сочинённые самостоятельно.

Представляют результат деятельности.

- Помощь детям и родителям в творческом процессе.

Вступительная часть по презентации проекта.

Организация.

Проведение презентации.

Используемая литература:

  1. Т.А.Сидорчук «Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения» №3, 2005г.
  2. Н.П.Флигонтова «Метод проектов», «Ребёнок в детском саду» №4, 2003г.
  3. Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» Москва 2005г.
  4. А.В.Щёткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва 2007г.

Ход презентации проекта.

Звучит песня из к/ф. "Там, на неведомых дорожках" слова Ю. Кима, музыка В. Дашкевича «Приходите в гости к нам». Дети заходят в зал в костюмах и масках зверюшек.

1 ребёнок: Вы послушайте нас, гости

Что хотим вам рассказать:

Это вовсе не наука

Сказки вместе сочинять.

Нужно только постараться

Воображение включить,

Дружно всем зачин придумать

И концовкой завершить.

Дети становятся в круг и исполняют психотренинг «Лесная полянка».

Жарким днём лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой - лосихой топал лосёнок, (Идут, громко топая.)

За мамой - лисицей крался лисёнок, (Идут крадучись.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в приседе.)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут.)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети гулять хотят. (Останавливаются.)

(Ребята показывают в движениях, в мимике, в пластике различных зверей: зайца, волка, белку, медведя и т.д.)

2 ребёнок: По дороге к нашей сказке

Все тропиночки прошли,

Мы читали дружно книжки,

Рисовали от души,

Часто музыку включали,

Много пели и плясали.

Ребёнок показывает выставку детских рисунков «Мой любимый сказочный герой», а также книжки - самоделки.

Дети показывают свои книжки и озвучивают свои сочиненные расказы и сказки.

Муха

Жала-была муха.Она зимовала между рамами окна.Пригрело солнышко, и муха проснулась. Влетела в форточку и зажужжала. Жужжит и летает по комнате и кухне. Я попытался её поймать, но она вдруг исчезла. Через несколько дней солнышко вновь выглянуло и пригрело, муха тут как тут-жужжит. Забавно было наблюдать, как она моется: лапки потерает передние, потом задние, крылышки встряхивает. Муха первая принесла на своих крылышках весну. Я не стал её обижать-пусть летает.

Мой Чарли

Жила-была одна семейка. Дело было зимой, решили навестить Балёлю (бабушка Зоя). На ступеньках, в подъезде старшая сестрёнка заметила крошечный, тёмный комочек. Это оказался совсем маленький щеночек с голубыми глазами. Папа сказал: «Заноси его домой!». С тех пор щенок живёт у нас, мы назвали его Чарли. Мы все ухаживаем за пёсиком и дрессируем его. Чарли умеет выполнять разные команды. Мы весело играем с ним, по вечерам устраиваем представления. Это мой Чарли! Не проходите мимо брошенных животных, вы можете стать отличными друзьями!

Рекс и снежинка

Жил-был песик Рекс. В одно прекрасное зимнее утро пошёл Рекс гулять. Смотрит, в воздухе кружится, переливаясь на солнышке,

что-то такое красивое и пушистое.

Гав, как тебя зовут? – спросил Рекс.

Я – Снежинка. Давай поиграем! Попробуй догони меня!

И весело тявкая, Рекс помчался за снежинкой.

Он чуть было не поймал её, но уткнулся носом в сугроб.

Апчихи! Ты где, Снежинка?

Я здесь… и здесь… и здесь! Нас здесь много! Мы летали, кружились и вот, собрались в кучу и получился сугроб.

Здорово!- ответил Рекс. И начал играть с сугробом, весело подкидывая снег.

Так Рекс играл со снежинками всю зиму. Но вот, солнышко стало светить ярче и ярче, на улице становилось всё теплее. Одним утром, когда Рекс вышел гулять, он увидел, что сугроба нет.

Снежинка, ты где?- спросил Рекс.

Я здесь, - послышалось где-то рядом.

Ой, кто ты?

Мы – снежинки. Только растаяли на солнышке и превратились в ручеёк!

Ой, как здорово! – воскликнул Рекс. Он звонко тявкнул и погнался за ручейком.

3 ребёнок:

Театральные спектакли

Посещали мы не раз,

Сами мы покажем сказки,

Мы артисты просто «класс»!

Звучит музыка И.Красёва из музыкальной сказки «Муха-Цокотуха», дети встают в хоровод и исполняют танец с цветами.

4 ребёнок:

Все друзья к нам приходите,

Наши книжки посмотрите.

Здесь на выставке у нас

Разнообразие для глаз.

Наши книжки хороши,

Их читаем от души.

Малышам и мамам дарим

Никого не забываем.

5 ребёнок:

Если конкурс вдруг случится,

Можем здесь мы отличиться.

Наши сочинения

Всем на удивление.

А теперь друзья от нас

Дарим книжки просто «клас»!

Звучит песня из к/ф. "Там, на неведомых дорожках" слова Ю. Кима, музыка В. Дашкевича «Приходите в гости к нам». Дети дарят свои книжки - самоделки гостям.