Копинг-поведение и механизмы совладания со стрессом. Теория «копинга»: история и развитие. Психологическая реакция на болезнь. Копинг-стратегии

Стратегии преодоления стресса стали предметом теоретических и практических исследований сравнительно недавно, хотя, по словам Р. Лазаруса, стресс и его преодоление – это «две стороны одной медали», а совладание со стрессом – центральная проблема здоровья.

Понятие «копинг» - преодоление стресса – было относительно четко определено в начале 1980-х годов, когда было установлено, что в промежутке между стрессором и ответом организма и личности лежат определенные процессы, опосредованные опытом реакций на стрессовые ситуации. Один из основоположников теории копинга Р. Лазарус рассматривает копинг-стратегии как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом.

Существуют эмоциональные, физиологические, поведенческие и социальные корреляты, которые информируют о тех или иных копинг-процессах и дают возможность их измерить как в лабораторных условиях, так и в реальной жизни.

По признаку успешности совладания со стрессом принято выделять эффективные (конструктивные) и неэффективные копинг-стратегии.

Целенаправленное поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, названо активным копинг-поведением. Формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, рассматриваются как паллиативное, пассивное копинг-поведение.

Таким образом, преодоление стресса , - это процесс, при котором индивидом совершаются попытки:

Изменить или ликвидировать проблему;

Уменьшить ее интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему;

Облегчить воздействие стресса путем отвлечения на что-либо или с помощью других различных способов его преодоления, таких, как употребление транквилизаторов, алкоголя, физические нагрузки и др.

Предполагается, что копинг выполняет две основные функции: регуляцию эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами , вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). В первом случае копинг представляет собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Поведение, направленное на устранение угрозы (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему. Обе функции проявляются в большинстве стрессовых ситуаций, а их соотношение зависит от того, как оценивается обстановка. Если ситуация воспринимается как принципиально изменяемая, то включается проблемно-ориентированный копинг, а если она кажется неуправляемой, то используются эмоционально-ориентированные стратегии.



Типы защитных стратегий могут проявляться в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сфере.

С ними связана смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей или замещающей проблему.

Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, горя, злости или к подчеркнутому оптимизму, уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а в ряде случаев, напротив, наблюдается полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на окружающих.

В интеллектуальной сфере совладание со стрессом базируется на развитом абстрактно-логическом и теоретическом мышлении, умении работать с информацией, нередко без опоры на конкретную жизненную ситуацию.

Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов, понимаемых как относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка. К личностным копинг-ресурсам относят Я- концепцию, локус контроля, низкий нейротизм (психологическая устойчивость), эмпатию, аффилиацию (ориентацию на общение, потребность в коммуникации) и некоторые другие психологические свойства.



Психологическая защита личности. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (по А.Фрейд), их адаптивное и дезадаптивное значение, роль в формировании психической и соматической патологии.

Понятие психологической защиты (ПЗ) обязано своим происхождением психоаналитической теории и ее основателю – З.Фрейду. Впервые оно было сформулировано в 1894 г. Концепция психологической защиты используется практически во всех психотерапевтических школах. Тем не менее, отсутствуют общепринятые определения и классификация психологической защиты и не до конца понятна ее роль в формировании расстройств личности и невротических симптомов.

Согласно Фрейду, защитные механизмы являются врожденными; они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта». Первоначально механизмы ПЗ рассматривались как средства разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Впоследствии, исходя из разработанной психоаналитической теории личности, они стали пониматься как функции Эго, отвечающие за интеграцию и адаптацию при угрозе целостности личности. Единственный механизм, который З.Фрейд рассматривал как «не невротический», «здоровый» путь трансформации инстинктивных импульсов – сублимация . Он считал, что именно сублимация обеспечивает развитие человеческой культуры, способствуя разрядке энергии инстинктов в социально приемлемых формах поведения и позволяя заменить потребности, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, социально одобряемыми целями, а инстинктивное поведение - способами поведения, принятыми в обществе.

А. Фрейд попыталась обобщить и систематизировать знания о механизмах ПЗ, накопившиеся к середине 40-х годов XX в. В базовую концепцию З.Фрейда были внесены определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних, т.е. социогенных, конфликтов; эти механизмы стали рассматриваться как продукты развития и научения; наконец, было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. А.Фрейд, К. Хорни (1993) и Э. Александер (1950, 1980) реконструировали теорию механизмов ПЗ, видя их источник в борьбе между собой двух стремлений к безопасности и удовлетворению потребностей, которая и вызывает вытеснение.

Механизмы ПЗ развиваются в онтогенезе как средства адаптации и разрешения психологических конфликтов, а наиболее мощным критерием их эффективности является ликвидация тревоги.

Соответственно ПЗ является способом интрапсихической адаптации. Ее цель – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.

Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на протективные (вытеснение, отрицание, регрессия, реактивное образование) и дефензивные (рационализация, интеллектуализация, изоляция, идентификация, сублимация, проекция, смещение). Первые считаются более примитивными, они блокируют поступление конфликтной и травмирующей личность информации в сознание. Вторые допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее наиболее «безболезненным» для психики образом.

Виды психологической защиты:

1. Вытеснение (аналог подавления) в бессознательное нежелательной информации или психотравмирующих обстоятельств, вызывающих тревогу. З.Фрейд считал его главным способом защиты инфантильного Я, не способного противостоять соблазнам. Неприемлемый импульс (мысль, желание) становится в результате действия этого защитного механизма бессознательным. Психовегетативные компоненты эмоциональной реакции сохраняются, несмотря на отсутствие поведенческой реализации.

2. Отрицание фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств, внутреннего импульса или собственного качества. Оно характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности, когда очевидное для окружающих не принимается самой личностью.

3. Проекция – неосознаваемые и неприемлемые для личности собственные свойства, чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Проекция часто связана с агрессией (например, ханжество).

4. Интеллектуализация («рационализация») – устранение неприятных переживаний при помощи псевдологических, псевдоразумных установок, рассуждений, чрезмерно «умственный» способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации.

5. Замещение – перенесение подавляемых негативных эмоций (гнева) на менее опасные или более доступные объекты, чем тот, который вызвал эти переживания.

6. Регрессия – возврат к примитивным, дезорганизованным формам реагирования; замена решения субъективно более сложных задач на относительно более простые в трудных, фрустрирующих ситуациях. Характеризуется изменением мотивационно-потребностной сферы в сторону большего упрощения и доступности, сочетается с импульсивностью, слабостью самоконтроля.

7. Реактивные образования (гиперкомпенсация) – устранение субъективно неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений (например, чрезмерная опека может быть реактивным образованием по отношению к бессознательному безразличию, черствости, жестокости).

Психологическая защита и механизмы совладания со стрессом различаются по ряду признаков :

Механизмы психологической защиты не адаптированы к требованиям ситуации и являются ригидными, в то время как копинг-механизмы, техники эмоционального самоконтроля обладают пластичностью и приспосабливаются к ситуации;

Механизмы психологической защиты «близоруки», они дают возможность только разового снижения напряжения (принцип «здесь» и «сейчас»), тогда как копинг-стратегии рассчитаны на перспективу;

Для механизмов психологической защиты характерно искажение оценки действительности и самого себя; техники же самоконтроля основываются на реалистическом восприятии окружающего мира, а также объективном отношении к самому себе.

Таким образом, человек реагирует на стрессовое событие либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями. Основным отличием защитных механизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых. Копинг-стратегии принято считать более высокоорганизованными и сложными защитными нормами поведения. Они могут выступать как осознанные целостные варианты бессознательных защит и/или включать их как составные элементы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности / Е.С. Калмыкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. - М., 1988. - 150 с.

2. Квасенко А.В. Психология больного / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. - Л.: Медицина, 1980. - 184 с.

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 386 с.

4. Менделевич В.Д. Адаптационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологич. журн. – 1996. – Т. 17, № 4. – С. 107-115.

5. Михайлов А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях /А.Н. Михайлов, В.С. Ротенберг // Вопр. психологии. - 1990. - № 5. - С. 106-111.

6. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности: Пособие для врачей и психологов / Ин-т им. В.М. Бехтерева; сост. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. - СПб., 1995. - 16 с.

7. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 125 с.

8. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л.: Медицина, 1984.

9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.

10. Lazarus R.S. Psychological stress and coping in adaptation and illness / R.S. Lazarus // Int. J. Psychiat. Med. - 1974. - Vol. 5. - P. 321-333.

(от англ. coping - совладание). Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.
Впервые термин «coping» был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание К.-м. (М. с.) было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус (Lazarus R. S., 1966) определял К.-м. (М. с.) как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.
В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана (Lazarus R., Folcman S., 1984, 1987), выделяются базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание» и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и за эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В. М., 1994).
Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события. Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.
Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и К.-м. (М. с.). При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.
Цели К.-м. (М. с.) могут быть различными у пациента, психотерапевта и лиц из ближайшего окружения больного. Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Основными целями использования психотерапевтом К.-м. (М. с.) пациента является развитие позитивного отношения к мотивации больного к лечению, его активное сотрудничество в терапии, эмоциональная устойчивость и терпеливость в процессе терапии. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Психотерапевту важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных К.-м. (М. с.).
Типы (модальности) К.-м. (М. с.) могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного. К когнитивным стратегиям относятся следующие К.-м. (М. с.): отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере («со мною Бог»); придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности.
Эмоциональные стратегии К.-м. (М. с.) проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональной разрядки - отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляции - подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества - доверия с передачей ответственности психотерапевту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью; сохранения самообладания - равновесия, самоконтроля.
Поведенческими стратегиями К.-м. (М. с.) являются следующие: отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание - стремление избегать «погружения» в процесс лечения; компенсация - отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например совершить путешествие; уединение - пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество - ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.
Наряду с Бернским опросником «Способы преодоления критических ситуаций» Хайма (Heim Е.), описанным выше, при исследовании механизмов совладания применяется также психодиагностическая методика «Индикатор стратегий преодоления стресса», созданная Амирханом (Amirhan J. Н.) в 1990 г. и адаптированная В. М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет собой самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание) и их выраженность - структуру совладеющего со стрессом поведения.
Из описания К.-м. (М. с.) видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру активности (конструктивности) - пассивности (неконструктивности). Наиболее продуктивными из них при проведении психотерапии являются: активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе, активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ болезни и ее последствий, разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания), стоицизм и терпеливость, сохранение самообладания, противостояние болезни, эмоциональная разрядка и альтруизм. Нередко психотерапевту трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента К.-м. (М. с.).
См. также СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ.

  • - Начиная с раннего возраста, практически каждый из нас сталкивался с переживанием непродолжительной, сравнительно умеренной Б., вызванной порезами, укусами насекомых, незначительными ожогами, ушибами, болезнью...

    Психологическая энциклопедия

  • - Копинг - поведение - форма поведения - , автор А. Маслоу - . Готовность индивида решать жизненные проблемы...

    Психологический словарь

  • - Нем.: Abwehimechanismen. - Франц.: mechanismes de defence. -Англ.: mechanisms of defence. - Исп.: mйcanismes de defensa. - Итал.: meccanismi di difesa. - Португ.: mecanismos de defesa. Различные типы операций, характерные для психологической защиты...

    Словарь по психоанализу

  • - устройства для придания стволу орудия требуемого положения в пространстве и фиксации его в этом положении перед выстрелом...

    Словарь военных терминов

  • - устройства для выполнения операций по подготовке оружия к очередному выстрелу...

    Словарь военных терминов

  • - насосы, вентиляторы и т.п. с электрическим или другим приводом. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - понятие психоанализа, означающее способы психич. защиты сознательного «Я» от опасных влечений и импульсов, вступающих в конфликт с социальными нормами и установками...

    Философская энциклопедия

  • - англ. mechanisms, defense; нем. Schutzmechanismen...

    Энциклопедия социологии

  • - психологические и психопатологические феномены, обусловленные деятельностью филогенетически более старых уровней психики и не достигающие уровня сознательной психической деятельности...

    Большой медицинский словарь

  • - Этимология. Происходит от англ. coping - совладение. Автор. А.Маслоу. Категория. Форма поведения. Специфика. Готовность индивида решать жизненные проблемы...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - генетические механизмы внешней среды, способствующие уменьшению или блокированию обмена генами между разными популяциями или популяционными системами...

    Экологический словарь

  • - трюмные механизмы, обслуживающие главные машины, котлы, а также палубные механизмы, предназначенные для обслуживания судовых устройств...

    Морской словарь

  • - устройства для придания стволу орудия, пулемета и т. д. требуемого положения в пространстве и фиксации его в этом положении перед выстрелом...

    Морской словарь

  • - Этим именем называются механизмы, в которых, при движении одной точки по окружности или по дуге окружности, некоторая другая точка движется по прямой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - условное название системы психофизиологических предпосылок, позволяющих человеку строить осмысленные высказывания и понимать чужую речь. В основе М. р. лежат функциональные физиологические системы,...

    Большая Советская энциклопедия

  • - машины,...

    Словарь синонимов

"КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (́МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ)" в книгах

Глава 22 Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

Глава 22 Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов Людям часто приходится сталкиваться с ситуациями внутреннего напряжения и дискомфорта. Реагируют они на это двумя способами: строя сознательные копинг-стратегии

3.1. Детские стратегии совладания с горем

Из книги Бесследно пропавшие… Психотерапевтическая работа с родственниками пропавших без вести автора Прайтлер Барбара

3.1. Детские стратегии совладания с горем Реакции детей на потерю близкого человека различны в зависимости от их возраста. Краткий обзор таких возрастных реакций, который представляет интерес также и в контексте насильственных исчезновений, дает Джэнис ван Декстер (van

Глава 2 Эго-ориентированный подход к исследованию защиты и совладания

автора Либина Алена Владимировна

Глава 2 Эго-ориентированный подход к исследованию защиты и совладания С точки зрения эго -ориентированных исследователей (Vaillant, 1977; Menninger, 1963; Haan, 1963, 1969, 1977; Kroeber 1963) , совладание является наиболее зрелым процессом эго, или Я, свидетельствующим о самом высоком уровне

Глава 4 Эго-ориентированная классификация совладания, защиты и фрагментации Нормы Хаан

Из книги Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации автора Либина Алена Владимировна

Глава 4 Эго-ориентированная классификация совладания, защиты и фрагментации Нормы Хаан Предложенная Нормой Хаан классификация механизмов эго, аналогично иерархической модели Джорджа Вейлланта, базируется на эго -ориентированной концепции. Отличительной особенностью

Глава 12 Возрастные особенности и половые различия в предпочтении защиты и совладания

Из книги Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации автора Либина Алена Владимировна

Глава 12 Возрастные особенности и половые различия в предпочтении защиты и совладания На следующем этапе проведения международного исследования Совладающего Интеллекта проверялась гипотеза о возрастной динамике изменения репертуара стратегий совладания и защиты. В

Копинг в сравнении с экспрессией

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Копинг в сравнении с экспрессией Ниже приводится краткое описание различий между копинг - новедением и экспрессивным поведением.Целенаправленное или бесцельное. Копинг - поведение по определению является целенаправленным и мотивированным; экспрессия часто бывает

Когнитивные копинг-утверждения

автора Маккей Мэтью

Когнитивные копинг-утверждения Вам также необходимо сформулировать копинг-утверж­дения для каждой точки стресса в вашей последовательности событий. Эффективные копинг-утверждения напомнят вам о том, что вы способны справиться с ситуацией, и смогут пред­ложить особые

12. КОПИНГ ПРИ ПОДВЕРГАНИИ

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

12. КОПИНГ ПРИ ПОДВЕРГАНИИ Полное излечение от любой фобии зависит от успешного подвергания себя основным элементам своего страха в ре­альной жизни. В одиннадцатой главе вы научились разра­батывать иерархию внушающих страх ситуаций и мысленно представлять эти сцены,

Эгозащитные механизмы - механизмы психологической защиты

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Эгозащитные механизмы - механизмы психологической защиты Механизмы эгозащиты впервые были описаны Анной Фрейд (1936–1966). Не все психологи и психиатры принимают психоаналитические концепции и идею активного бессознательного. Д. Хамлин (1985), профессор философии

15.8. Диагностика копинг-стратегий

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

15.8. Диагностика копинг-стратегий Тест жизнестойкости. С. Мадди. Адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой. Направлен на диагностику психол. факторов успешного совладания со стрессом, а также снижения и предупреждения внутр. напряжения в стрессовой ситуации. Согласно

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ Э.ХАЙМА

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ Э.ХАЙМА ОписаниеМетодика предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов

1. Стратегии совладания с инцестом

Из книги Убийство души. Инцест и терапия автора Виртц Урсула

1. Стратегии совладания с инцестом Защитные механизмы и вопрос о смыслеКак женщины справляются с травматической ситуацией инцеста отца и дочери, какие стратегии совладания помогают им перерабатывать ее, какую роль играет в этом процессе поиск смысла?Копинг –

Что такое копинг-стратегии, или Что мы можем сделать со стрессом

Из книги Антистресс в большом городе автора Царенко Наталья

Что такое копинг-стратегии, или Что мы можем сделать со стрессом В предыдущих главах уже говорилось о том, что для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии.Основоположники

Как ребенок вырабатывает механизмы совладания с семейными секретами

автора Кардер Дэйв

Как ребенок вырабатывает механизмы совладания с семейными секретами Семейная дисфункция передается от поколения к поколению. Этот процесс условно можно разделить на шесть этапов, которые приведены в таблице 3.1.Когда ребенок растет в семье, где взаимоотношения

Копинг–механизмы

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Копинг–механизмы Людям, выросшим в дисфункциональных семьях, меняться крайне сложно. Если у человека выработана одна жесткая копинг–стратегия, которая не годится для новых или изменившихся обстоятельств, то любые перемены вызывают ужасающее чувство одиночества. Как

Люди часто сталкиваются с ситуациями внутреннего напряжения и стресса. На любой дискомфорт человек реагирует двумя способами: выстраивая копинг-стратегии и применяя психологические защиты. Копинг-стратегии это способы деятельности, которые помогают адаптироваться в сложной ситуации и удержать психологическое равновесие.

Откуда появился термин

Копинговые стратегии - это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Стрессовая ситуация характеризуется тревогой, сложностью, неопределенностью. Стратегии копинга дают возможность справиться с тяжелой проблемой. Стратегия может быть эмоциональная или поведенческая. В русской психологической школе используют понятие «переживание» или совладающее поведение. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм.

Термин появился в психологии в начале шестидесятых годов прошлого века. Его применил Л. Мерфи, он обозначил им преодоление детских кризисов развития. Спустя несколько лет когнитивный психолог Ричард Лазарус в своей книге описал стратегии совладания со стрессовыми факторами.

Классификация стратегий

Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:

  • проблемно-ориентированный;
  • эмоционально-ориентированный.

В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.

Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:

  1. Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
  2. Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
  3. Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
  4. Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
  5. Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
  6. Обращение к помощи окружающих и близких людей.
  7. Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
  8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.

Базисная стратегия и ресурсы

Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:

  • разрешение проблем;
  • избегание;
  • поиск поддержки.

Базисные ресурсы копинга это:

  • Я-концепция;
  • эмпатия;
  • аффилиация;
  • локус контроля;
  • когнитивные ресурсы.

Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.

Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют без особого вреда для личности.

Совладающее поведение

Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии - это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.

Теория копинг-поведения - это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения - поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.

В теории копинг-поведения существуют непродуктивные копинг-стратегии. К ним относится копинг-поведение в стрессовой ситуации путем избегания проблемы, неспособности выйти из нее с достоинством.

Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе. Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм.

Диагностическая методика для определения стратегий

Диагностическая методика разработана Амирханом, он выделил три группы копинг-механизмов. Это разрешение проблем, поиск социальной помощи, избегание.

Эффективным будет применение всех трех стратегий. В некоторых ситуациях человек сам способен справиться с проблемой, в другом случае ему будет нужна помощь. Иногда он может избежать трудностей, только подумав о неблагоприятных последствиях его действий.

В индикаторе копинг-стратегий учитываются все механизмы копинга. Таким образом, совладающее поведение можно определить как выработку плана и предпринимаемые действия при психологической угрозе. Стили и стратегии совладания относятся к сфере сознательного поведения, с помощью них человек справляется с жизненными проблемами.

Опросник относится к удачным инструментам для исследования важных процессов в стрессовом поведении человека. Пройти опросник можно самостоятельно или с помощью психолога. С помощью методики осознаются копинг-стратегии личности. Узнать свой стиль поведения при стрессе можно с помощью диагностической методики «Индикатор копинг-стратегий ».

Видео: лекция Алексея Щавелева «Управление стрессом»

25. Психологическая защита и совладание - механизмы овладения поведением.

Психологи́ческая защита - понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

По мнению многих авторов (Савенко, Урсано; Фрейд, Хорни) ,набор защитных механизмов человека уникален и характеризует уровень адаптированности личности. Защитные механизмы действуют в подсознании, они искажают, отрицают или фальсифицируют действительность и активизируются в ситуации стресса, конфликта, фрустрации или психотравмы. Цель психологической защиты – снижение эмоционального напряжения, редукция тревоги и обеспечение регуляции направленности поведения (Березин, 1988).

Этот процесс был впервые исследован в психоанализе, где, как известно, появилось понятие защитных механизмов, которые служат защите от тревоги и страха, и описаны их различные формы. Автоматическое использование человеком определенной защиты или набора защит является результатом по меньшей мере четырех факторов: 1) врожденного темперамента; 2) природы стрессов, пережитых в раннем детстве; 3) защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры; 4) усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит (Мак-Вильямс, 1998). В данном ответе за основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.

Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защитам «низшего порядка», относятся те, что имеют дело с границей между собственным Я и внешним миром.

Люди, личность которых описана психоаналитическими наблюдателями как организованная на невротическом уровне, опираются в основном на зрелые защиты второго порядка. При этом они используют также и примитивные защиты.

Первичные защитные механизмы

    Всемогущий контроль - восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.

    Диссоциация - отделение себя от своих неприятных переживаний.

    Интроекция, в частности Идентификация с агрессором - бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

    Отрицание - полный отказ от осознания неприятной информации.

    Примитивная идеализация - восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

    Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование - уход от реальности в другое психическое состояние.

    Проективная идентификация - когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.

    Проекция - ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.

    Расщепление Эго - представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.

    Соматизация, или конверсия, - тенденция переживать соматическийдистрессв ответ на психологическийстресси искать в связи с такимисоматическимипроблемами медицинской помощи.

Вторичные защитные механизмы

    Аннулирование или возмещение - бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.

    Вытеснение, Подавление или Репрессия - в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.

    Вымещение, Замещение или Смещение - в бытовом смысле «поиск козла отпущения».

    Игнорирование или Избегание - контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

    Идентификация - отождествление себя с другим человеком или группой людей.

    Изоляция аффекта - удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

    Интеллектуализация - неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

    Компенсация или гиперкомпенсация - прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрациив одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

    Морализация - поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

    Отыгрывание, отреагирование вовне или Разрядка - снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

    Поворот против себя или аутоагрессия - перенаправление негативного аффектапо отношению к внешнему объекту на самого себя.

    Раздельное мышление - совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

    Рационализация - объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

    Реактивное образование - защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

    Реверсия - проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.

    Регрессия - возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

    Сексуализация или Инстинктуализация - превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

    Сублимация - перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

В психотерапевтической литературе психологическая защита, как психологическая категория, нередко рассматривается как понятие близкое копинг-поведению, или совладающему поведению (Лазарус). Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине ХХ в. Под «копингом» (от англ. to cope – справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека с ними справиться (Neal).

Активные действия повышают вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. По представлениям А. Маслоу, совладающее поведение можно противопоставить поведению экспрессивному.

Выделяются следующие типы совладающего поведения:

● разрешение проблем;

● поиск социальной поддержки;

● избегание.

Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная Я-концепция, позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и некоторые другие.

При воздействии стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации: угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус (Lazarus, 1991) рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими удовольствие ситуациями. Процессы совладания – это часть эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. Затем осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится выбор одного из трех типов стратегии совладания:

● непосредственные активные поступки с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство);

● косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутренних или внешних препятствий, например, вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

● совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение с транспортными средствами, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

от англ. coping - совладание). Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.

Впервые термин "coping" был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание К.-м. (М. с.) было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус (Lazarus R. S., 1966) определял К.-м. (М. с.) как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.

В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана (Lazarus R., Folcman S., 1984, 1987), выделяются базисные копинг-стратегии: "разрешение проблем", "поиск социальной поддержки", "избегание" и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и за эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В. М., 1994).

Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события. Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и К.-м. (М. с.). При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.

Цели К.-м. (М. с.) могут быть различными у пациента, психотерапевта и лиц из ближайшего окружения больного. Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Основными целями использования психотерапевтом К.-м. (М. с.) пациента является развитие позитивного отношения к мотивации больного к лечению, его активное сотрудничество в терапии, эмоциональная устойчивость и терпеливость в процессе терапии. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Психотерапевту важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных К.-м. (М. с.).

Типы (модальности) К.-м. (М. с.) могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного. К когнитивным стратегиям относятся следующие К.-м. (М. с.): отвлечение или переключение мыслей на другие, "более важные" темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере ("со мною Бог"); придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Эмоциональные стратегии К.-м. (М. с.) проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональной разрядки - отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляции - подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества - доверия с передачей ответственности психотерапевту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью; сохранения самообладания - равновесия, самоконтроля.

Поведенческими стратегиями К.-м. (М. с.) являются следующие: отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание - стремление избегать "погружения" в процесс лечения; компенсация - отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например совершить путешествие; уединение - пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество - ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Наряду с Бернским опросником "Способы преодоления критических ситуаций" Хайма (Heim Е.), описанным выше, при исследовании механизмов совладания применяется также психодиагностическая методика "Индикатор стратегий преодоления стресса", созданная Амирханом (Amirhan J. Н.) в 1990 г. и адаптированная В. М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет собой самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание) и их выраженность - структуру совладеющего со стрессом поведения.

Из описания К.-м. (М. с.) видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру активности (конструктивности) - пассивности (неконструктивности). Наиболее продуктивными из них при проведении психотерапии являются: активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе, активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ болезни и ее последствий, разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания), стоицизм и терпеливость, сохранение самообладания, противостояние болезни, эмоциональная разрядка и альтруизм. Нередко психотерапевту трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента К.-м. (М. с.).

См. также Стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перре.