Объемные композиции в архитектуре зданий. Лекции - основы архитектурной композиции. Вращающиеся небоскребы и кочующие дома

Композицией (от лат. compositio - составление, соединение, связывание) называют построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - это важнейший организующий элемент всякой художественной формы, придающий произведению единство и целостность.

Архитектурной композицией называют определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое. Закономерное расположение нескольких или многих зданий в сочетании их с внешним пространством также составляют еще более сложную композицию - ансамбль.

Таким образом, в широком смысле под композицией понимается художественная структура архитектурного произведения, художественно выразительная система форм, вытекающих из конкретного содержания и раскрывающих определенный идейно-художественный замысел. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление идеи произведения.

Архитектурная композиция строится на закономерностях искусства и науки, определяясь в каждом случае конкретными функциональными, эстетическими и технико-экономическими требованиями. Формула - строить удобно, прочно, экономично и красиво, выражающая задачи архитектуры, определяет и основы архитектурной композиции, которая является таким образом воплощением единства формы и содержания. Целью архитектурной композиции и является достижение этого единства.

Разнообразные требования, предъявляемые к архитектурным сооружениям, иногда приходят в противоречия друг с другом. Так, необходимость в каком-то случае применения дорогих отделочных материалов противоречит экономичности, задуманное объемно-пространственное решение не вписывается в существующее окружение, желание создать большие свободные пространства без промежуточных опор усложняет конструктивное решение и т. д. Задача композиции- примирить все противоречия. Ведь одно и то же здание может быть решено разными композиционными приемами. Мастерство архитектора и заключается в том, чтобы найти лучший из них. В этом важную роль играют талант, интуиция.

Вместе с тем, чтобы овладеть мастерством композиции, архитектору нужно знать ее закономерности, которые являются основой архитектурной грамоты. В архитектуре, так же как, например, в литературе, где знание грамматики не делает любого человека писателем или поэтом, но для литературного творчества это знание необходимо.

Теория архитектурной композиции составляет часть общей архитектурной науки. Ее содержанием является исследование закономерностей строения формы (формообразования). Она образует как бы переходную ступень от общей теории к практике, умению, творческому мастерству.

Закономерности, исследуемые в теории композиции, называют категориями или элементами композиции. К этим категориям относятся: объемно-пространственная структура, тектоника, средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, пропорции, масштабность, контраст и нюанс и т. д.).

Объемно-пространственная структура и тектоника - главные, первичные категории архитектурной композиции, непосредственно связанные с функциональной ориентацией и конструктивным строением архитектурного произведения. Эти две взаимосвязанные категории - пространство и формирующая его оболочка - в произведениях архитектуры неразделимы.

Симметрия и асимметрия, ритм, пропорции и другие средства гармонизации служат для художественной организации пространственной формы. С их помощью она приводится в соответствие с особенностями и психофизиологическими закономерностями восприятия человеком. И если первые две категории являются специфической принадлежностью произведений архитектуры, то средства гармонизации используются и в других видах искусств - графике, живописи, скульптуре.

Основным законом теории композиции является закон единства содержания и формы архитектурного произведения, закон гармоничного единства всех его частей. Если есть единство, то есть и целостность композиции, нет единства - нет композиции. Одним из главных средств создания единства является соподчинение частей композиции, их взаимная согласованность, связь и гармония. Поиски единства композиции - профессиональная задача архитектора.

Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры.

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей -красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Одним из важных средств архитектурной композиции является тектоника . Соглашаясь с мнением известного архитектора А.К.Бурова, будем рассматривать тектонику как результат «пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции». Тектоника – это художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника проявляется во взаимном расположении частей здания, его пропорциях, ритмическом строе и т.д. Категория тектоники имеет исторический характер.

Тектоника. Слово тектоника - tek-tonikos греческого происхождения и в переводе обозначает «относящийся к строительству». Тектоника - одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы.

Всякий архитектурный замысел осуществляется определенными техническими средствами. Каждое сооружение приобретает ту или иную форму и становится материальной действительностью только в конструкции. Конструктивная система, под которой понимается взаимосвязь несущих и несомых элементов - стен, колонн, перекрытий, составляет основу здания. Однако конструкция сама по себе еще не является архитектурой. Только художественно осмысленная и пластически разработанная, она превращается в архитектурную форму.

Правдивое выявление и воплощение в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия ее основных элементов и называют тектоникой в архитектуре. А пластически разработанную конструктивную систему, воплотившуюся в архитектурные формы, называют тектонической системой.

Следовательно, тектоника образно раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, показывает отражение в ней объективных закономерностей работы конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб, художественное выражение прочности, устойчивости, равновесия.

С помощью художественной выразительности формы архитектор может подчеркнуть работу конструкции, а для этого он должен хорошо понимать и чувствовать особенности конструкции, ясно «видеть» направление и характер усилий в каждом ее элементе.

В качестве наглядного примера перехода конструкции в тектоническую систему можно привести греческий ордер (рис. 1).

Первоначальная древнейшая стоечно-балочная конструкция, выполненная, как предполагается, сначала в дереве, а затем в камне, определялась только закономерностями статики. Эта система хорошо выполняла свою функцию несения нагрузок, но не имела художественной выразительности. Уже с древних времен эта система начала подвергаться пластической обработке. Но особого совершенства в этом достигли греческие зодчие, создавшие на основе стоечно-балочной конструкции совершенную тектоническую форму - ордер, в котором наглядно отражается статическая сущность стоечно-балочной конструкции и дается образное выражение работы ее материала - камня.

Расширяющаяся снизу вертикальная опора - колонна - отражает нарастание нагрузки книзу. Капитель наглядно подчеркивает место передачи нагрузки с балки-архитрава на колонну, она как бы спокойно, но при полном напряжении сил воспринимает нагрузку. Это напряжение подчеркивает упругая линия эхина в дорическом ордере. Вертикальная кривая, образующая колонны - энтазис, каннелюры - все элементы ордера направлены к зрительному выявлению статической сущности этой системы.

Рис. 1. Греческий дорический ордер. Парфенон

Рис. 2. Примеры различной тектонической трактовки ордерной системы: а - египетский храм; б - готический собор

Образование тектонических форм - сложный исторический процесс, отражающий социальные и материальные закономерности развития общества. С развитием строительной техники и науки, применением новых строительных материалов постепенно вырабатываются новые тектонические представления.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению - функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими.

Основными компонентами архитектурной среды являются пространство, объем, который формирует это пространство, и поверхность, формирующая объем и пространство. По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем выделяют три основных вида объемно-пространственной композиции: фронтальную, объемную ипространственную.

Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции . Композиция – это латинское слово, означающее составление или сочетание. Архитектурная композиция – построение (здания или сооружения), предполагающее установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.

В сложный процесс создания архитектурной композиции входят: разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решения его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом и интерьером, между внешним обликом здания и окружающей среды.

Архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей.

Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем . Сочетание этих двух компонентов образует объемно-простраственную структуру здания .

Видимый снаружи объем здания может быть различной формы и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых представляет самостоятельный объем.

Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственная. Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, так как внешний объем зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Взаимосвязи между внутренним пространством и внешним объемом очень многообразны. Они для каждого отдельного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначение здания и художественными задачами. При этом обязательным условие должно быть композиционное единство между пространством здания и его внешним объемом. Единство обычно не достигается, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и формам внутреннего пространства, или, наоборот, когда внутреннее пространство не получает во внешнем облике соответствующего композиционного выражения. Примером этого служит ГУМ в Москве. Его фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры сооружения.

Могут быть случаи когда внутреннее пространство относительно внешнего объема может иметь ничтожно малые размеры или вовсе отсутствовать. Например: мемориальные сооружения (памятники), ведущую роль в композиции играют идейно-художественная выразительность.

Другой случай, когда внутреннее пространство может существовать без видимого внешнего объема. К нему относятся подземные сооружения (метро, погреба, подземные гаражи.)

Особую группу составляют здании и сооружения, в которых внутреннее пространство, хотя и имеется, но недостаточное или малодоступное восприятию (котельные тепловых электростанций, внутреннее пространство которых занято технологическим оборудованием; склады сыпучих материалов и жидкостей). Однако и в этом случае композиционное единство между внутренним пространство и внешним объемом не должно нарушатся.

Основы архитектурной композиции

Архитектурная композиция – это система создания проекта и самого объекта архитектуры. При проектировании и строительстве зданий, как известно, архитекторам необходимо увязывать три стороны в единой гармоничной композиции: с одной стороны – удобство и пользу (функциональная задача), с другой – прочность и экономичность (конструктивная задача), с третьей – красоту форм (художественно-эстетическая задача). Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих – главная задача архитектуры. Для изучения закономерностей архитектурной композиции необходимо ознакомиться со свойствами архитектурно-пространственных форм, которые являются объективными. Основные свойства объемно-пространственных форм (зданий и сооружений) следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса. К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет. 1. Геометрический вид определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер (например, куб или шар). Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоскостной характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер. Кроме этого вид формы определяется стереометрическим характером очертания поверхности фигуры. В связи с этим композиционные элементы можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями (куб, параллелепипед). Ко второй относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани (пирамиды, призмы, многогранники). Третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями (шар, цилиндр, конус и др.). К четвертой группе относятся разнообразные сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности. В архитектурной композиции чаще всего используется первая группа фигур. 2. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю может быть горизонтальным, вертикальным, фронтальным, профильным, ближе, дальше, выше, ниже зрителя. 3. Величина архитектурной формы – это свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами. 4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. В художественно-композиционном плане масса рассматривается как массивность. Наибольшей массивностью обладают кубические и шарообразные плотные формы и меньшей – многопустотные, плоские и гладкие. 5. Фактура – это объемный характер поверхности архитектурной формы, который непосредственно воспринимается зрителем. При этом, фактурой можно считать характер поверхности различного масштаба – от шероховатости до степени расчлененности плоскости фасада многоэтажного здания. 6. Светотень. Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объема, поверхности и пространства. Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45 градусов к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль освещения (естественного и искусственного) очень важна в создании художественного образа как экстерьера, так и интерьера. Естественный свет, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света, создает радостное настроение, но в рабочих и учебных помещениях слепит, в интерьерах храмов создает впечатление символического божественного свечения. Искусственное освещение внешних форм архитектуры используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда исторических памятников. В интерьере искусственное освещение встречается в качестве различных осветительных приборов, которые иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи. 7. Цвет в архитектурных композициях – это свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности). В архитектуре цвет связан с основной композиционной темой. Сочетая холодные и теплые цвета, насыщенность и количество цвета, можно иллюзорно расширить пространство, создать ощущение простора или, наоборот, приблизить к зрителю объемы, организующие пространство. Одним из важных средств архитектурной композиции является тектоника. Соглашаясь с мнением известного архитектора А.К.Бурова, будем рассматривать тектонику как результат «пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции». Тектоника – это художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника проявляется во взаимном расположении частей здания, его пропорциях, ритмическом строе и т.д. Категория тектоники имеет исторический характер. Основными компонентами архитектурной среды являются пространство, объем, который формирует это пространство, и поверхность, формирующая объем и пространство. По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем выделяют три основных вида объемно-пространственной композиции: пространственную, объемную и фронтальную. Пространственная композиция характеризуется доминированием пространства над элементами, формирующими его. В подобных сооружениях при восприятии оценивается в первую очередь качество пространственного решения, а не элементы, которые организуют это пространство. Объемные формы и поверхности, образующее это пространство могут развиваться по вертикальной, фронтальной или глубинной координатам (в последнем случае композицию называют глубинно-пространственной). Ощущение глубины усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов (например, в романских или готических храмах). При этом само пространство воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития этого пространства. Объемная композиция представляет собой форму, равномерно развитую по трем координатам. Она воспринимается со всех сторон, при движении зрителя вокруг нее. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс форм относительно зрителя, характер членения ее поверхности и массы. Если архитектурное сооружение состоит из нескольких обособленных объемов, то возможны варианты доминантного и бездоминантного соподчинения этих объемов. Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум координатам, горизонтальной и вертикальной. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней (например, фасады зданий). По видам фронтальная композиция может быть различной: соотношение длины и высоты по фронту близко к равенству, либо контрастно с преобладанием горизонтальной или вертикальной координаты. Вертикально устремленный фасад выглядит более динамичным по сравнению со спокойным и уравновешенным горизонтальным фасадом. Фронтальная композиция может быть симметричной и асимметричной, в ней может доминировать один объем, подчиняя себе другие элементы композиции, либо основу композиции могут составить несколько объемов, находящихся в нюансных отношениях. Композиция всякого архитектурного сооружения обладает чертами и признаками всех трех указанных ее видов при доминировании того или иного. Но нельзя забывать о том, что при определении вида композиции решающим становится местоположение зрителя и, соответственно, его восприятие этого сооружения. Например, здание Александринского театра в Санкт-Петербурге воспринимается со стороны парка, а особенно со стороны улицы архитектура К.Росси, как пример пространственной композиции. Само здание театра доминирует в этом ансамбле, благодаря своему местоположению, а также объемной композиции. В то же время объемная композиция, воспринимаемая при движении вокруг театра, на каждом из четырех фасадов представляет пример фронтальной композиции на основе симметрии. В решении интерьера театра мы также видим сложную пространственную композицию, состоящую из нескольких внутренних пространств, подчиняющихся функциональной идее театрального здания с доминированием пространства зрительного зала. В истории архитектуры бывают случаи последующих перестроек зданий, которые меняют первоначальные композиционные замыслы. Например, здание Смольного института в Санкт-Петербурге было задумано как фронтальная композиция, с акцентом на главный фасад, организующий обширную площадь перед зданием. Позже на площади был разбит сад, который частично закрыл фасад, а в начале 20-х годов ХХ века перед зданием были сооружены пропилеи, образовавшие вместе с аллеей, ведущей к памятнику Ленина и главному фасаду, глубинно-пространственную композицию. Внешний облик здания (экстерьер) во многом зависит от внутреннего пространства (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля). Интерьер зависит от функционального назначения здания, определяется особенностями его конструкций. Существуют разные схемы композиции интерьера: 1) зальная – все основные функции здания сосредоточены в одном помещении (храмы, супермаркеты); 2) центрическая – группировка небольших помещений вокруг главного, большого (театры, концертные залы); 3) анфиладная – помещения примыкают друг к другу с дверными проемами, расположенными по одной оси (дворцы, выставочные залы); 4) коридорная – помещения расположены с одной или двух сторон коридора (учебные, административные здания); 5) секционная – композиция состоит из нескольких изолированных помещений-секций (секционные жилые дома); 6) смешанная – зальная, центрическая, анфиладная композиция образуют единый, цельный интерьер. Одной из важных проблем в создании художественного образа архитектуры является соотношение экстерьера и интерьера, проблема архитектурной массы и пространства. Она имеет разные варианты решения: соответствие, доминанта, контраст и др. Однако во всех случаях художественное решение интерьера должно способствовать раскрытию, выявлению задуманной в архитектуре идеи. Ансамбль в архитектуре – это совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбль не всегда возникает сразу, на основе единого замысла. Иногда он создается на протяжении длительного времени, разными архитекторами, в разных исторических стилях. Но он обладает художественным единством, целостностью и гармонией. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. По мнению Т.Л.Кильпе, пространственная композиция ансамблей может быть нескольких типов: глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади или улицы; замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой; свободное пространство без строгих границ; панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки. Один из главных приемов построения архитектурного ансамбля – это организация его композиционных доминант. Ими могут быть здания, выделяющиеся своими большими размерами и выразительным архитектурным обликом, исторические монументы и памятники, центры площадей. При этом важным является верно соизмерить все части ансамбля и определить четкие соотношения между свободной территорией и зданиями.

Композицией (от лат. compositio - составление,
соединение, связывание) называют построение
художественного произведения, обусловленное его
содержанием и назначением и во многом определяющее
его восприятие. Композиция - это важнейший
организующий элемент всякой художественной формы,
придающий произведению единство и целостность.
Архитектурной композицией называют определенное
закономерное расположение и сочетание всех внешних
и внутренних элементов здания, гармонично
согласованных между собой и образующих единое целое.
Закономерное расположение нескольких или многих
зданий в сочетании их с внешним пространством также
составляют еще более сложную композицию - ансамбль.

Средства архитектурной композиции

Единство архитектурного произведения
достигается рядом композиционных и
художественных средств. Простейшее
средство создания единства - придание
объему здания простой геометрической
формы. В сложном ансамбле здания
единство достигается соподчинением:
главному объему (композиционному
центру) подчиняются второстепенные
части здания. Композиционными
средствами являются также тектоника
(художественно выявленное
конструктивное строение здания) и
ориентация (или направленность) частей
архитектурного сооружения в сторону
композиционного центра.

Важное средство достижения
единства и художественной
выразительности композиции в
архитектуре - симметрия.
Симметричными считают
тождественные элементы формы
относительно точки (центра), оси или
плоскости симметрии. Применяют в
архитектуре и асимметрию.
Средством создания единства в
асимметричных композициях
является зрительное равновесие
частей по массе, фактуре, цвету и пр.
Роль асимметрии в композиции
архитектурных форм состоит в
выявлении динамики
художественного образа сооружения.
В сложных композициях могут
сочетаться симметрия и асимметрия

Доминанта - главенствующая идея, основной
признак или важнейшая составная часть чеголибо. В композиции- это не всегда самый
крупный элемент, это может быть самая
мелкая обособленная форма, создающая
пластический конфликт.
Одно из средств создания композиционного
единства - масштабность: соразмерность
формы и ее элементов по отношению к
человеку, окружающему пространству и
другим архитектурным формам.
Важное средство приведения элементов
архитектурных форм к единству - ритм
(соразмерность, стройность), с помощью
которого достигается необходимая
соразмерность и выразительность
произведения архитектуры. Ритм - это
изменяющееся повторение в композиции.
Другими средствами художественной
выразительности в создании единства
композиции являются контрастные и
нюансные отношения элементов формы, а
также отношения равенства, или
тождества.

Виды архитектурной композиции

Различают четыре вида
архитектурной
композиции:
фронтальную;
объемную;
высотную;
глубиннопространственную.

Фронтальная композиция

В основе композиции лежит распределение элементов формы
по двум координатам: вертикальной и горизонтальной.

Фронтальная композиция отличается
преобладанием размеров по
протяженности здания над размерами
по глубинной координате. В связи с
этим построение композиции внешних
объемов осуществляется
преимущественно в фасадных
плоскостях. Фронтальные композиции
присущи большинству дворцовых и
учебных зданий. При размещении
таких зданий в застройке учитывается,
что для обеспечения целостного
восприятия их фронтальности
необходимо свободное пространство
перед ними (площадь, парадный двор).
Плоскостность фронтальной
композиции обогащают
включением отдельных
объемных или глубинных
элементов. В качестве
последних используют такие
функциональные элементы
зданий, как сквозные
проезды, галереи, лоджии,
эркеры, выступающие
объемы групп входных
помещений и прочие.

Объемная композиция

Объемная композиция представляет собой форму, развитую
по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.

Присуща большинству зданий
цирков, крытых рынков, крытых
спортивных сооружений или
выставочных павильонов.
Размещение объектов объемной
композиции в застройке должно
обеспечивать возможность
всестороннего обзора и в свою
очередь требует согласование форм
всех фасадов. Визуальному
выявлению объемной формы
способствует применение
вертикальных членений фасадов
благодаря их ритмичным
Объемная композиция
сокращениям в перспективе.
всегда взаимодействует с
окружающей средой.
Среда может
увеличивать или
уменьшать
выразительность одной и

Высотная композиция

Высотная композиция отличается преобладанием
размера высоты сооружения над его размерами в плане.

Высотные композиции присущи древним
культовым и оборонительным зданиям и
сооружениям (храмы, колокольни, минареты,
крепостные башни) и современным
высотным офисам, гостиницам, а также
инженерным сооружениям -
телевизионным, водонапорным,
радиобашням. В высотных сооружениях
композиционно выявляется ведущая роль
вертикальной координаты с помощью
соответствующей системы членений и их
пропорциональной согласованности.
В архитектуре прошедших веков ведущим
приемом гармонизации высотного объема
служило его членение на ярусы,
массивность которых убывала по высоте, а
высоты ярусов пропорционально
согласовывались с учетом перспективных
искажений их действительных размеров
при восприятии композиции с основных

Глубинно-пространственная композиция

В основе художественного облика этой композиции - расстановка
объемов в пространстве, где пространство преобладает над
элементами, а зритель воспринимает этот облик целиком.

Глубинная или глубинно-пространственная
композиция отличается развитием
преимущественно по глубинной координате. Ее
применяют в целях организации продольноосевых пространств в градостроительстве или
интерьеров анфиладного типа. В
градостроительстве характерно ее применение
для обеспечения архитектурного единства
относительно узких продольно-осевых уличных
пространств, ориентированных на
расположенный в глубине этого пространства
главный объект. Для усиления единства
композиции фасады зданий обстраивающих
улицу проектируют одинаковыми.
Такое
композиционное
построение может
относиться как к одному, так
и к группе зданий.
Существует два основных
вида глубинного
пространства:
внутреннее(интерьер)
и внешнее(архитектура
ансамблей). В развитую
глубинно-пространственную

Ансамбль в архитектуре

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды,
приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.
Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную
композицию ансамблей делят на несколько типов:
- глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться
вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. Эта
перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо
приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может
быть главным элементом по отношению к окружающему;
- замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой. К этому
виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади,
внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
- свободное пространство без строгих границ, в котором здания
располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных
линейных границ площади или улицы;
- панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы,
раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка.

Глубинно-пространственная перспектива

Свободное пространство

В этом случае элементом, определяющим пространственную
среду, служат природные границы или периметральные

Замкнутое пространство

Панорама

В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт
застройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях
совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли

Один из основных приемов построения архитектурного
ансамбля - постановка его композиционных узлов:
зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом,
композицией или являющихся историческими
памятниками архитектуры; монументов, посвященных
важным событиям и видным деятелям. Крупными
композиционными узлами в ансамбле городской
застройки могут быть центры площадей.
Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-

Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-

пространственную .

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам

в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, фасады

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.

На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота

горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для

обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и

бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В

архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного проема служило его членение на ярусы,

массивность которых убывало по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений

их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубиной координате. Такая

композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих

продольно осевое построение. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие

пространство на ряд последовательных планов.



Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания

(интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно

разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные.

Существуют разные схемы композиции интерьера :

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере

принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать

различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений

появляется проблема создания разнообразия художественных решений . Большую роль здесь играют отделочные

материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального

и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте

архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным

оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая

определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.

Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

Глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;

Замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

Свободное пространство без строгих границ;

Панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов : зданий,

выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры;

монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле

городской застройки могут быть центральными.

Билет 4

Архитектурный ансамбль.

Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble - целостность, связность, единство) - по определению

БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты,

набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства».

Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.

Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф

местности (например, церкви, котрые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные

ансамбли включают водоёмы.

Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.

Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли,

складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию

так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей

могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.

Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но

и скульртуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Площадь Декабристов с фигурой

Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).

Ансамбль Коломенского

до сих пор сохраняет большую силу эстетического воздействия.

Архитектура и пространство - это две основные категории, художественное сочетание которых всегда

разрешалось зодчими как важнейшая и вместе с тем наиболее сложная проблема. От того, насколько

полноценно использовано зодчими окружающее пространство в создании архитектурного образа, зависит

сила и глубина его художественно - эмоционального воздействия.

русского севера, гениально воплощенным в камне. Весь архитектурный слой памятника нацелен "на

деревянное дело"; подобные объемные композиции - почти буквальные прототипы этого храма - стоят

в северных селах, не оставляя сомнения в общности их композиций, одновременно объясняя истоки

национальной самобытности церкви Вознесения. На мощном, крестообразном в плане основании путем

своеобразно выполненных переходов вырастает восьмерик, который завершается шатром, уникальным по

изысканности силуэта. Гармоническая форма шатра прекрасно выражает устремление архитектурных масс

памятника вверх и одновременно создаёт их уравновешенность, придавая композиционному строю храма

необходимое свойство "спокойствия в движении".

Композиция памятника наполнена стремительностью как бы оправдывая посвящение храма Вознесению:

создают это движение композиции, вертикали пилястр, раскреповок, но форма завершающего шатра

придаёт общему построению покой; в достигнутой гармонии противоположностей заключена удивительная

сила эстетического воздействия этого памятника, не оставляющего никого равнодушным.

И ещё одна особенность свойственна этому храму, взметнувшемуся ввысь более чем на 60 метров,

венчающему высокий береговой холм Москвы - реки, - непревзойдённое единство целого: зодчий

лепит архитектурный объём столпа, не разрушая его общей формы кристалла. Своеобразен, например,

художественный приём перехода от основания к восьмерику, выполненный поясом из трёх расположенных

один над другим килевидных кокошников. Приём использования диагональной кривой в переходных

элементах архитектурной композиции распространён в зодчестве многих стран, но здесь мастер

трёхкратным повторением формы кокошника создаёт удивительный рисунок этого перехода, который

снизу представляется слегка выпуклым, упругим, усиливающим впечатление динамики архитектурных

масс. Одновременно такой приём обеспечил неразрывность, слитность объединяемых архитектурных форм

столпа храма. Выше та же форма наклонной, диагональной кривой использована в венце кокошников,

аналогично декорируя переход от восьмерика к шатру.

Основой выразительности храма служит геометрически чистая форма гигантского кристалла, состоящая

из основания, восьмерика и шатра, скомпонованных слитно и неделимо; все вспомогательные

декоративные элементы нигде не нарушают эту основную форму, лишь способствуя впечатлению её

целостности. Есть ещё одна интересная общая закономерность композиции памятника, в значительной

мере способствующая созданию органичности его облика; в построении храма чётко прослеживается

пирамидальность и одновременно с ней постепенное - с высотой - упрощение объёмных архитектурных

форм. Действительно, самый нижний ярус представляет собой обширную, усложнённую в плане аркаду

основания, несущую террасу - гульбище с широко раскинувшимися, ниспадающими лестницами -

входами. Вторым ярусом служит крестообразный в плане ниспадающими лестницами - входами. Вторым

ярусом служит крестообразный в плане объём с многочисленными уступами раскреповок; это достаточно

сложная объёмная форма, однако заметно проще сложного и пространственно развитого нижнего яруса

храма. Третий ярус - восьмерик имеет ещё более простую форму, лишь незначительно обогащённую

выступающими на его гранях пилястрами, а завершающий шатёр выполнен в геометрической форме.

Подобная композиция прекрасно увязывается с землёй, придаёт построению храма убедительную

органичность - естественный рост вверх, а наиболее простые геометрические формы верхних ярусов

прекрасно «читаются» с более отдалённых точек обозрения. Поразительно художественное совершенство

храма Вознесения: можно ещё и ещё раз вникать в сложный язык архитектурной выразительности и

открывать новые и новые закономерности и тонкости мастерства, позволившие этому памятнику занять

достойное место среди шедевров мирового зодчества.

Ансамбль Лувра.

Ансамбль Сиены.

Ансамбль Пизы(колокольня- храм- баптистерий связаны колоннами и цветом).