Пять интересных фактов и преданий о Салавате Юлаеве (2 фото). Пять интересных фактов и преданий о Салавате Юлаеве (2 фото) Национальный герой башкирии

Салават Юлаев – национальный герой Башкирии, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Почему же он так почитается в Башкирии? Потому что это наиболее яркая личность, в истории Башкирии дошедшая до наших дней. Во все времена неразделимую суть башкирского воина составляла отвага, любовь к лошадям, песне, родным просторам, древним обычаям и священной вере предков. Идеал башкирского народа тех веков – воин-певец. Именно таким и был Салават Юлаев. Но известно о нем немного.

Заговорили о нем в XX веке - на заре русского коммунизма после создания Башкирской Автономной Социалистической Республике (БАССР). Наверное, Салават Юлаев был ярким примером борца из башкирского народа и нужен был пример. Башкирская АССР стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Но при этом, ссылаясь на нехватку в Башкирии инженерных кадров, отрезали от исконно башкирских земель весь куст южноуральских заводов в пользу Челябинской области: Симский, Усть-Катавский, Катав-Ивановский, Юрюзанский, Саткинский, Златоустовский и их заводские поселки. Это были те земли, за которые воевали Салават Юлаев, его отец Юлай Азналин и их соратники.

Но этот земельный конфликт произошел еще раньше - до рождения Салавата Юлаева. Главное действующее лицо в нем – Шаганай Барсуков, старшина Шайтан-Кудейской волости до 1743 года. Вероятно, его фамилия происходит от слова «бурхык» (в пер. с башк. – барсук) - это прозвище его отца, данное ему за копание шахт и шурфов. Барсук, имея подземное жилище, выкапывает наружу все, что в горе содержится, и дает знать о горных внутренностях. Барсуки и башкиры были в то время главными действующими лицами в области поиска металлических руд. Незлобивый зверь барсук, рудокопщик Бурхык, его сын рудознатец Шаганай и железоделательный Симский завод, расположенный на их землях – это звенья одной «железной» цепи. Возможно, что из-за своего рудокопного подземного дела род Шаганая и его отца Бурхыка получил свое прозвище Шайтан, а та часть Кудейской волости, где они проживали, после разделения стала называться Шайтан-Кудейской волостью.

Не случайно именно заводчик Матвей Мясников вел переговоры об отводе земли под стройку Симского железоделательного завода. И не только потому, что Шаганай легче шел на сделку. Это была вотчинная земля Шаганая и его родственников, им она принадлежала. Юлай Азналин, отец Салавата, с другой частью башкир-вотчинников попытался опротестовать эту сделку по купле-продаже земли, совершенную Шаганаем, но суд не только ему отказал, но и приговорил к штрафу. Именно тогда отношения между семействами Азналы и Шаганая накалились.

Второй конфликт родов произошел в 1771-1772 годах. Старший сын Шаганая был Рысбай, участвовавший в 1762 году в отводе земли заводчикам Симского завода Твердышеву и Мясникову. Юлай Азналин был в боевом походе в Польше и на старшинской должности оставил вместо себя молодого Салавата. Тут то и произошла стычка Рысбая Барсукова и Салавата Юлаева. Видимо, Рысбай не воспринял Салавата на старшинской должности.

Дальнейшие события развивались аналогично известной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Родилось новое поколение, в котором молодые люди из враждующих родов полюбили друг друга, несмотря на многолетнюю вражду, и поженились. Один из сыновей Салавата, женился на дочери Рысбая. Девушка под именем Усиктете с крутым нравом сумела потушить пожар кровной вражды, длившейся без малого целый век.

Биография Салавата

Но вернёмся к Салавату Юлаеву. Устоявшейся датой рождения Салавата Юлаева считается 1752 год (хотя некоторые исследователи говорят 1754 год). Отец Салавата Юлай Азналин был старшиной Шайтан-Кудейской волости Уфимского уезда после Шаганая Барсукова. Волость объединяла нынешние деревни Идрис (Идрисово), Юнус (Юнусово), Алька (Алькино), Шаганаево (ныне Юлаево), и ныне уже несуществующие Текеево и Азналино. Известно, что Салават родился в деревне Текеево и много времени в детстве проводил в деревне своего деда – Азналино. П.С. Паллас в своих путевых записках отметил эту деревню: «Между первых взгорьев нашли мы ручей Кулмяк, у него находится маленькая башкирская деревушка из шести дворов, плотина и крупяная мельница…» Основал её влиятельный вотчинник Шайтан-Кудейской волости Бикбулат Тюкаев (Текеев), участвовавший в сделке по сдаче в оброк на 60 лет земли для Симского завода. В договорной записи по этой сделке упомянуты влиятельные вотчинники, состоящие между собой в родстве: Идрис Девятков, Алка Пулатов (Алексей Булатов), его отец Бикбулат Тюкаев, и другие. Деревня Текеево предположительно возникла в XVII веке при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, и в 1730-х годах была наиболее известным населенным пунктом в округе, центром волости. Поэтому Юлай и Салават и указали ее местом своего рождения, что было естественным для полукочевого образа жизни башкир того времени.

Деревня Азналино. Художник А.Т. Загидуллин, 1992 г., холст, масло

Известно точно, что мать Салавата была дочерью муллы и была образованной женщиной. Своих детей она с ранних лет обучала грамоте. Возможно из-за того, что Салават научился рано читать и писать, он рано начал сочинять стихи. До наших дней дошло около пятисот поэтических строк, написанных Салаватом Юлаевым. Глядя на отца, на его непримиримую борьбу с несправедливым расхищением башкирских земель, это оказало на Салавата Юлаева большое влияние. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно поэтому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта.

Потом был конфликт с родом Шаганая. Подлило масло в огонь и без того кровной вражды родов нарушение царскими властями некоторых условий договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.). И это неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. И вот, жажда свободы, справедливости привели Салавата в ряды повстанцев.

В ноябре 1773 года Салават Юлаев добровольно перешел на сторону Емельяна Пугачева. Всего год находился он в пугачевском войске, но навсегда вошел в историю России. Когда Салават появился перед Пугачевым, ему было всего 19 лет. Юный башкирский воин быстро завоевал доверие, и в декабре 1773 году Пугачев произвел Салавата в полковники, в июне 1774 - в бригадиры (генералы). Салават участвовал в 28 сражениях, был трижды тяжело ранен. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск, но 25 ноября 1774 был взят в плен, судим и сослан в крепость Рогервик на Балтийском море (ныне город Балтийск (в пер. от эст. – Палдиски) в Эстонии), где пробыл 26 лет до своей смерти в 1800 году.

Картина "Допрос Салавата Юлаева"

17 марта 1775 года российская императрица Екатерина II объявила манифест, предавший пугачевский бунт «на вечное забвение и глубокое молчание». Родные деревни сподвижников Пугачева уничтожались карателями, среди них были Текеево и Азналино. Были переименованы все места, связанные с этими событиями, река Яик переименовалась в Урал. Восстание Пугачёва стало последним массовым крестьянским и казацким восстанием в России вплоть до начала XX века. Но память о Салавате Юлаеве у башкирского народа вырвать не удалось.

Память о Салавате Юлаеве

Долгое время даже неизвестно было, где родина Салавата Юлаева. Краеведы, опросив старожилов, изучив исторические материалы и старые карты, записали шежере (родословная, летопись) рода Салавата Юлаева и установили место расположения деревни Текеево (Текей), в которой родились Салават и его отец Юлай. Текеево находилось при слиянии речек Кускянды и Хары Кундуз. В 1936-1938 годах в чистом поле на родине Салавата был построен новый райцентр – Малояз (по имени ближайшей речки). Район активно развивался, жизнь в районе стала налаживаться, колхозы и совхозы получали хорошие урожаи. Начали строиться новые дома, школы, клубы, детсады, дороги. Именно тогда, в предвоенные годы, начали строить дорогу Кропачево - Месягутово. Её проложили по старинному Сибирскому тракту времен Екатерины II, тянущемуся из Москвы через Уфу и Екатеринбург в сибирские города и каторги.

Местность деревни Текеево. Художник А.Т. Загидуллин, 1991 г., холст масло

22 июня 1941 года было воскресенье, в райцентре начался Сабантуй. Но праздничное настроение людей вскоре омрачилось сообщением о том, что фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В стране была объявлена всеобщая мобилизация. Вся тяжесть тыловой работы в районе легла на плечи стариков, женщин и детей. В последующие годы все становилось труднее и труднее. Весь выращенный хлеб отправляли на фронт, не отставляя даже на посадку.

В 1943 году произошел коренной перелом в ходе войны. Государство предприняло ряд дополнительных мер для усиления патриотического воспитания бойцов и тружеников тыла. Тогда и вспомнили о национальных чувствах башкир, о традиционном боевом духе, не раз проявленном ими в тяжелые для родины дни. В войсковых частях в периодах затишья между боями демонстрировали фильм «Салават Юлаев» с Арсланом Мубаряковым в главной роли. Бойцы видели на экране свою родину, ощущали боевые традиции предыдущих поколений, патриотические чувства переполняли их. Не забывали и о тружениках тыла. В 1943 году в целях увековечения памяти национального героя башкирского народа Малоязовский район был переименован в Салаватский, и с тех пор он с честью носит имя славного батыра.

Кадры из фильма

После войны в 1952 году Башкирский обком ВКП(б) решил провести юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения Салавата Юлаева, и это было неожиданно для общественности. Реальная ситуация была просто удручающей. Даже место проведения юбилейных торжеств вызывало споры. Еще не было установлено место рождения Салавата. Дело в том, что в протоколах допроса Салавата и Юлая указано, что оба они родились в деревне Текей. Некогда деревня с таким названием существовала на территории Салаватского района при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, но была сожжена карателями в далеком 1774 году. Деревня с похожим названием Тикей сохранилась до наших дней на территории современного Иглинского района возле Уфы у трассы М5 «Урал». До пугачевского бунта Юлай был старшиной на территории, входящей и в Шайтан-Кудейскую, и в Кубовскую волости. Деревня Тикей относилась к Кубовской волости и на этом основании руководство Нуримановского (на момент 1952 г.) района заявило свои претензии на право считаться родиной Салавата. Но кроме схожести в названии, ничто не связывало деревни Тикеево с Салаватом Юлаевым. Позже было доказано, что именно в Салаватском районе находится родина Салавата и Юлая.

В том же 1952 году в Уфе и Малоязе установили бюст, созданный Тамарой Нечаевой. Работая над образом, Т. Нечаева создала много скульптурных набросков с натуры, выполнила ряд этюдов с художника А. Лутфуллина и артиста А. Мубарякова, который после успешного исполнения им роли Салавата в фильме «Салават Юлаев» стал олицетворением национального героя. Народный артист СССР Арслан Мубаряков родился в 1908 году, значит в 1951-1952 годах, когда скульптор работала над бюстом, ему было 43-44 года. Салавату Юлаеву в годы его боевой деятельности было всего 20-22 года. Бюст представлял собой лик мужчины, возраст которого ровно в два раза превышал возраст героя. В два раза! И это не могло не бросаться в глаза людям, знавшим историю Салавата Юлаева. Это, конечно, является главным недостатком скульптуры. К сожалению, «мубарякизация» Салавата, заложенная Т. Нечаевой, стала не лучшей традицией. В последующих скульптурных и художественных изображениях Салавата стали представлять сорокалетним мужчиной. Таков, например, Салават в известной скульптуре, сотворенной С.Д. Тавасиевым и установленной в Уфе на крутом берегу реки Белой .

Памятник в Уфе

Но большая нелепость произошла при проведении мероприятий, посвященных 200-летию Салавата Юлаева, был совершен исторический подлог - деревню Шаганай, основанную одним из знатных башкир того времени Шаганаем Барсуковым, всю жизнь верно служившим царской власти и кровному врагу Юлая Азналина, переименовали в Юлаево, назвав именем повстанца Юлая Азналина. Установлено, что Юлай Азналин никакого отношения к деревне Шаганай не имел и никогда там не жил.


В месте, где когда-то находилась деревня Текеево, в 1960-х годах учитель географии из близлежащей деревни Алькино Тархан Загидуллин вместе с детьми из своего краеведческого кружка сложил здесь из кирпичей памятный обелиск. В то же время начал образовываться на общественных началах музей. Естественно, музей никак не финансировался и держался на энтузиазме. Популярность школьного музея в деревне Алькино росла, увеличивалось количество экспонатов. Сюда стали привозить гостей, интересовавшихся судьбой Салавата. Тогда руководством района было принято решение о размещении музея в районном центре. Количество посетителей еще больше возросло за счет экскурсий отдыхающих из санатория "Янган-Тау" , туристов, проплывающих по Юрюзани, школьников, студентов. Тогда созрело решение о строительстве отдельного здания для Музея Салавата Юлаева.

Закладка первого камня Музея Салавата Юлаева осуществилась в 1984 году. Но вскоре в стране начались великие преобразования и строительство приостановилось. Ну как можно было смириться с тем, что на родине героя все еще нет музея? Позже нашлись спонсоры. Немного переделали проект здания, и стройка продолжилась. В архитектурном решении музея стали доминировать классические формы. В основу композиции заложена конструкция башкирской юрты. Центральная часть здания стала поддерживаться слева и справа шестью арочными проемами под скульптуры. Первоначально предлагалась тема «Сподвижники Салавата Юлаева: Кинзя Арсланов, Юлай Азналин, Кинзафар Усаев и другие». Но не было никаких сведений о физическом облике этих людей. Тогда возникла идея создать скульптуры-символы. Композиция скульптур приобрела аллегорическое звучание: «Борьба», «Призыв», «Победа, «Прощание», «Песня» и «Память». Этими шестью образами описывается жизненный путь Салавата Юлаева.

Открытие музея состоялось 15 июня 1991 года. С вступительным словом к собравшимся обратился Риф Xайруллович Вахитов - человек, на плечи которого легла вся тяжесть организаторской работы по созданию музея:

«Наш современник Мустай Карим о нашем батыре пишет: «Чем же все-таки объяснить, что в течение двух столетий Салават остается первым башкиром, превратившись в символ своей нации? Видимо, прежде всего, его человеческая личность соответствовала требованиям того времени и тех событий. Соединение в нем двух качеств - поэта и воина - отражало духовный облик самого народа. И поэтому не удивительно, что его славное имя живет в сердцах соплеменников. Оно стало нарицательным, означая высокий смысл любви и верности своему народу, своей Родине».

6 декабря 1774 года

8 октября 1800 года .

Память о Салавате Юлаеве

Город Салават в Башкортостане


Ледовый дворец спорта в Уфе

Салавату Юлаеву посвящены:

Орден Салавата Юлаева

Памятники:

Другое:

08.10.1800

Салават Юлаев

Национальный Герой

Сподвижник Пугачева

Новости и события

В Уфе открыт памятник Салавату Юлаеву

В городе Уфа республики Башкортостан на высоком берегу реки Белая 17 ноября 1967 года состоялось открытие памятника национальному герою Салавату Юлаеву. Монумент является скульптурным произведением советского скульптора-монументалиста Сосланбека Тавасиева, который трудился над ним более 30 лет. Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн у него всего три опорные точки. Высота модели достигает 9,8 метров.

Национальный герой Башкирии Салават Юлаев умер на каторге

Башкирский национальный герой, поэт-сказитель, подвижник Емельяна Пугачева Салават Юлаев умер на каторге 8 октября 1800 года. Будучи молодым, Салават был мобилизован на борьбу с Емельяном Пугачевым. Однако вскоре, вместе с отрядом Юлаев перешел на сторону восставших, которые вели осаду Оренбурга. Юлаев руководил многими событиями в восстании Пугачева, принимал участие в более чем двадцати сражениях. Из-за предательства Салават Юлаев оказался арестован. На допросах не выдал никого из своих товарищей. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору Салават Юлаев, вместе с отцом, Юлаем Азналиным подвергнут наказанию кнутом и клеймению, после чего отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик.

Арестован башкирский национальный герой Салават Юлаев

Национальный герой Башкирии Салават Юлаев арестован 6 декабря 1774 года из-за предательства. Команда поручика Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику Тимашеву и был взят под стражу. Ещё до ареста, жёны и дети Юлаева схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников. На допросах Салават не выдал никого из своих товарищей, ни на кого не наговаривал, пытаясь облегчить свою участь.

Салават Юлаев родился 27 июня 1754 года в деревне Текеево, Оренбургская область. Мальчик происходил из знатного рода, в каждом поколении которого имелись тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания с начала XVIII века.

История Салавата началась в октябре 1773 года, когда молодой человек мобилизовался на борьбу с Емельяном Пугачевым. Однако вскоре, вместе с отрядом Юлаев перешел на сторону восставших, которые вели осаду Оренбурга. До ноября 1774 года руководил восстанием в Башкирии. В середине января 1774 года его отряд присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Пугачева и вместе штурмуют город Кунгур. За верную службу 3 июня 1774 года Емельян присвоил Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров.

Юлаев руководил многими ключевыми событиями данной войны, принимал участие в более чем двадцати сражениях. Им и его отрядом взяты Симский и Катавский заводы. Также осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжег Красноуфимскую крепость. Салават ни разу не допустил полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.

В конце марта - начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском. После поражений, которые нанес Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требованиям прекратить сопротивление и сдаться, Салават продолжил восстание на территории Башкортостана.

Герой-башкир известен также как поэт-импровизатор. Его произведения, сохранившиеся благодаря записям со слов сказителей в XIX веке являются одним из выдающихся явлений ранней башкирской литературы. Стихи Юлаева призывали народ к борьбе с угнетателями, воспевали красоту родного края, народ и его древние обычаи, священную веру предков и любовь.

Из-за предательства, команда поручика Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, 6 декабря 1774 года настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику Тимашеву и был взят под стражу. Ещё до ареста, жёны и дети Юлаева схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников.

На допросах Салават не выдал никого из своих товарищей, ни на кого не наговаривал, пытаясь облегчить свою участь. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 26 июля 1775 года Салават, вместе с отцом, Юлаем Азналиным подвергнут наказанию кнутом и клеймению. Скованные по рукам и ногам 13 октября 1775 года, на двух подводах под охраной они были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик.

Национальный герой башкирского народа, поэт, сподвижник Емельяна Пугачева, символ современного Башкортостана Салават Юлаев скончался на каторге 8 октября 1800 года .

Память о Салавате Юлаеве

Национальный герой башкирского народа, является символом современного Башкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.

Действует Музей Салавата Юлаева в родных местах Салавата: в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан; филиал музея расположен в селе Алькино.

Именем Салавата Юлаева названы:

Город Салават в Башкортостане
Салаватский район в Башкортостане
Хоккейный клуб «Салават Юлаев»
Ледовый дворец спорта в Уфе
Улицы и проспекты Салавата Юлаева во многих городах России, Украины

Салавату Юлаеву посвящены:

Опера «Салават Юлаев», написанная Загиром Исмагиловым и поэтом Баязитом Бикбаем в 1955 году

Балет «Горный орел» («Урал бөркөтө», 1959 год, либретто и музыка Х. Ф. Ахметова и Н. Г. Сабитова, хореография К. Д. Карпинской)

Фильм «Салават Юлаев», снятый в 1941 году в СССР режиссером Яковом Протазановым.

В Республике Башкортостан учреждены:

Орден Салавата Юлаева

Государственная премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1967 года).

Памятники:

Памятник Салавату Юлаеву у здания парламента РБ (ул. Заки Валиди 40).

Первый в республике памятник-бюст Салавату работы Т. П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах - в Салаватском районе в 1952 году.

В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди установлен в эстонском городе Палдиски.

В Уфе 17 ноября 1967 года открыт памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора С. Д. Тавасиева. Изображение этого памятника попало на герб Башкортостана.

Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области была установлена в 2005 году.

Памятники-бюсты установлены в Салавате (бюст С.Юлаева),Баймаке, Сибае, Аскарово.

В Красноуфимске 28 июня 2008 года открыт памятник национальному герою, который установлен на улице Салавата Юлаева.

Другое:

Именем «Салават Юлаев» назван двухпалубный теплоход

В 1919-1920 годах политический отдел Башкирской отдельной кавалерийской дивизии издавал газету «Салават».

В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-противотанковый артиллерийский полк, бронепоезд и другие подразделения.

Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, удмуртских и марийских писателей.

... читать ещё >

Заметки на полях о башкирском герое

Сегодня, 12 июня, в Башкирии отмечается тройной праздник - День России, День Уфы и начало Дней Салавата Юлаева. Именно башкирскому национальному герою, имя которого продолжает вызывать бурные споры , посвятил сегодняшнюю авторскую колонку «Реального времени» уфимский историк Салават Хамидуллин. Колумнист раскрывает личность Юлаева не только как славного батыра, но и как поэта, духовного наставника и мусульманского мученика.

Салават - национальный герой Башкортостана. Его имя носят город, сельский район, хоккейный клуб, улицы и проспекты. О нем написаны десятки книг и научных статей. Однако многие из них грешат однобокостью, попытками подогнать исторический материал под современные им концепции. В царское время его изображали «вором и злодеем», в советское время - едва ли не революционером, а в либеральную эпоху 90-х гг. из него пытались вылепить банального . Но он не был ни тем, ни другим, ни третьим.

Русский бунт - бессмысленный и беспощадный?

Пугачевщина была антиправительственным движением. Как к этому должны относиться мы, ныне живущие? Осуждать восставших за то, что они осмелились выразить свой протест непарламентскими методами? Но ведь государство не оставило им иных средств, кроме как взять в руки оружие, чтобы донести свой глас до власть предержащих.

Симбирский купец Иван Грязнов, служивший у Пугачева главным полковником, писал: «Всему свету известно, сколько во изнурение приведена Россия, от кого же, вам самим небезызвестно. Дворянство обладает крестьянами, но, хотя в Законе Божием и написано, чтоб они крестьян содержали, как детей, но они не только за работника, но хуже почитали собак своих, с которыми гоняли за зайцами. Компанейщики завели премножество заводов и так крестьян работою удручили, что и в ссылках того никогда не бывало, да и нет...».

В просвещенный XVIII век Россия была единственной страной, в которой подавляющая часть коренного населения, а не привезенного из заграницы, подобно американским неграм, находилась в рабстве. Такое положение дел не могло не быть питательной средой для мятежей. Нужна была лишь соответствующая идеологическая платформа. И она нашлась.

Донской казак Емельян Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся» царем Петром Федоровичем, и народ охотно в это поверил. Так что Пугачевщина, говоря словами А.С. Пушкина, была бунтом беспощадным, однако далеко не бессмысленным. Другое дело, что правящая элита государства сделала ошибочные выводы из произошедших событий - окончательно законсервировала крепостную систему вместо того, чтобы проводить реформы.

Допрос Салавата (1955 г.). Худ. А.А. Кузнецов

Идея башкирского восстания

«Неужели-то проклятая сволочь не образумится? Ведь не Пугачев важен, да важно всеобщее негодование», - писал генерал А. Бибиков литератору Д. Фонвизину. Действительно, всеобщее негодование охватило все слои населения: крепостные крестьяне стонали под рабством, в которое они были окончательно ввергнуты вольностями, дарованными дворянству Екатериной II; горнозаводские рабочие - под тяжким игом подневольного труда; поволжские инородцы - татары, чуваши, марийцы, удмурты - страдали от национального угнетения. Однако не они были движущей силой, движения.

Секретарь Пугачевской военной коллегии Алексей Дубровский на допросе показывал: «Во всем возмущении и начатии дела состоят причиною яицкие казаки, которые, сообщась заедино думою с башкирцами, хотели отменить учиненную якобы им обиду от бояр...».

Чем были недовольны башкиры? Стремительная индустриализация, охватившая край, больно ударила по их интересам. В результате прямых конфискаций и неравноправных сделок, совершенных под административным давлением оренбургских губернаторов, башкиры лишились миллионов десятин земли и лесных угодий. К тому же еще не зажили раны прежних восстаний.

Писатель и этнограф XIX века Филипп Нефедов на примере отца Салавата Юлая Азналина, старшины Шайтан-Кудейской волости, описал настроения башкирской знати накануне восстания: «Юлай был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный <...>. Местные власти относились к башкирскому старшине с доверием; недаром же Юлай участвовал в погоне за калмыками и ходил в Польшу усмирять польских конфедератов <...>. Но башкирский старшина в действительности далеко не был тем, чем он так искусно умел казаться. На глазах у Юлая пылали башкирские селения, разорялся край; у него самого купцом Твердышевым отнята земля под Симский завод <...>. Истый башкир, горячо любивший родину, Юлай не мог оставаться равнодушным зрителем; он маскировал свои чувства, но в душе оставался недоволен и таил месть. От такого отца родился Салават».

Относительно истинного происхождения Пугачева башкиры ничуть не заблуждались. После войны сотник Бала-Катайской волости Упак Абзанов на допросе показывал: «Зная, что Пугачев из злейших разбойник, башкирские старшины повиновались ему единственно льстясь лестным его обещанием, что он может возвратить в здешних местах заселившую землю и что господ никого не будет, а всякий сделается самовластным», т. е. свободным и равноправным.

Башкирские воины. Худ. А.О. Орловский (posredi.ru)

«Салават наш был герой»

9 ноября 1773 года у деревни Юзеевой повстанческое войско, состоявшее из казаков и башкир, внезапно атаковав, разбило авангард корпуса генерала Кара, командующего войсками первой карательной экспедиции. В самый критический момент сражения, башкирская конница князя Уракова, шедшая на помощь Кару, в полном составе перешла на сторону противника близ деревни Биккулово. Среди них был молодой воин Салават Юлаев.

Получив от Пугачева чин полковника, он отбыл на родину, чтобы возглавить движение на Сибирской дороге Башкирии. Здесь он в короткие сроки собрал отряд и, двинувшись на север, 12 января 1774 года без боя взял Красноуфимскую крепость. Далее он отправился к Кунгуру, тогдашней столице Пермского края, и возглавил все повстанческие силы.

Одновременно с Салаватом к городу со своим отрядом прибывает табынский казак и пугачевский бригадир Иван Кузнецов, на дочери которого Оксане, по сценарию фильма Якова Протазанова «Салават Юлаев» (1941 год), якобы женился Салават-батыр. 23 января 1774 года пугачевцы предприняли генеральный штурм Кунгура: Кузнецов с одной тысячей крестьян и казаков при шести пушках двинулся с юга, а Салават, у которого было 3 тысячи башкир и 10 пушек, ударил с севера. В одном месте юлаевцам удалось пробить брешь в крепостной стене и ворваться в город, но гарнизон сумел отбить атаку башкир. Затем было еще несколько штурмов, но крепость устояла. Именно в дни яростной осады города среди местного русского населения родилась песня:

Салават наш был герой,
Смело он ходил на бой,
Три кольчуги надевал,
И к Кунгуру подступал,
Сорок пушек заряжал,
Да в Кунгур-крепость стрелял.

В это же самое время походный старшина Бурзянской волости и повстанческий главный полковник Каранай Муратов осаждал Мензелинск и Елабугу, а упомянутый Иван Грязнов с группой башкирских предводителей, среди которых были старшины Айлинской, Кара-Табынской, Бикатинской волостей Иса Токтагулов, Юламан Кушаев, Базаргул Юнаев и другие, захватил Челябинск. Таким образом, сложилось четыре повстанческих лагеря Оренбургский, Мензелинский, Кунгурский и Челябинский, действовавших автономно.

Обелиск в честь победы над Пугачевым в Кунгуе. Фото wikipedia.org

Пугачев и Салават

В марте 1774 года к Оренбургу, осажденному главной армией Пугачева, подошли войска второй карательной экспедиции под командованием генерала Бибикова. Узнав о планах Пугачева тайно бежать в Персию, башкиры заявили ему: «Ты нас уверял, что ты государь, и обещал, Оренбург взяв, сделать, чтоб губернии не быть, чтоб мы были оной не подвластны. А теперь хочешь бежать и нас оставить на такую же пагубу, которую за мятеж терпели отцы наши, которых казнили смертью. И так мы до того времени тебя никуда не упустим, покуда ты действительно не исполнишь своего обещания».

Они удержали Пугачева от бегства, поэтому восстание затянулось еще на целый год. По приглашению старшины Бушман-Кыпчакской волости Кинзи Арсланова «царь» ушел в глубь Башкирии, где в короткие сроки было собрано новое 10-тысячное войско. Начался второй этап Пугачевщины. А.С. Пушкин писал: «Башкирцы не унялись. Старый их мятежник Юлай, скрывшийся во время казней 1741 года, явился между ими с сыном своим Салаватом. Вся Башкирия восстала, и бедствие разгорелось с вящей силой».

Войска шести царских генералов - Щербатова, Фреймана, Станиславского, Деколонга, Голицина, Рейнсдорпа - были скованы действиями отрядов Караная Муратова, Каскына Самарова, Мурата Абралова, Аладдина Бектуганова, Юламана Кушаева и других башкирских предводителей. Это обстоятельство позволило подполковнику Санкт-Петербургского карабинерного полка И.И. Михельсону сосредоточиться исключительно на преследовании Пугачева. Идя к нему наперерез, 5 мая он встретился с Салаватом.

А.С. Пушкин писал: «Михельсон <...> продолжал путь, несмотря на всевозможные препятствия, и 5 мая у Симского завода настиг толпу башкирцев, предводительствуемых свирепым Салаватом...». Следующий бой с Салаватом произошел близ деревни Ерал.

Михельсон докладывал: «Жители объявили мне, что злодеи, собравшись в великом числе, имев несколько пушек, только мало пороху, от деревни в четырех верстах на поле меня ожидают <...>. Приближаясь к ним, они, начав стрельбу, прямо кинулись на моих передовых. Злодеи, не уважая нашу атаку, прямо пошли к нам навстречу, однако помощью божьей по немалом от них супротивлении были обращены в бег...».

3 и 5 июня объединенные силы Салавата и Пугачева дали два сражения Михельсону, об исходе которых каждая из сторон заявила как о своей победе. Так или иначе отряду Михельсона, потрепанному в череде боев, пришлось отступить в Уфу. Именно это обстоятельство дало возможность повстанцам уйти от погони и прорваться к Казани. На радостях Пугачев присвоил Салавату звание бригадира, т. е. бригадного генерала.

«Взятие Казани Пугачевым» (1847 г.). Худ. Ф. Моллер (cultobzor.ru)

И один в поле воин

Салават в казанском походе участия не принимал, так как был ранен под Осой и был вынужден отбыть домой для излечения. 10-тысячной башкирской конницей (из 20 тысяч человек всей пугачевской армии) при штурме губернского центра командовал повстанческий генерал Юламан Кушаев. По свидетельству участника тех боев башкира Айлинской волости Хамзы Баязитова, у стен Казани «башкирцы находились впереди пугачевской толпы, будучи чрезвычайно порублены». После сожжения города башкиры попрощались с «царем» и вернулись на родину, а Пугачев, переправившись через Волгу, двинулся дальше.

Пушкин писал: «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием». 24 августа 1774 года Михельсон разбивает Пугачева под Царицыном (ныне Волгоград, - прим. ред. ) и вскоре самозваный царь оказывается в плену. К осени 1774 года восстание почти прекращается.

Активное сопротивление продолжает лишь один Салават. 18 сентября близ села Бураево башкирский батыр внезапно атаковал отряд подполковника И.К. Рылеева, приведя его в смятение: «Дерзкий прожект столь был сделан с их злодейскими мыслями противу вверенных мне войск вреден, которых я от такого вероломного народу никогда не воображал, однако ныне видел в настоящем деле».

22 сентября у деревни Норкино отряд Рылеева вновь подвергся нападению, о чем тот сообщал: «Будучи ж на марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою имел прежестокое сражение, у которого было злодейской толпы до трех тысяч человек».

18 октября 1774 года главнокомандующий карательными войсками генерал-аншеф П.И. Панин обратился к башкирам с последним ультиматумом, требуя в знак «своего истинного покаяния» выдать «главного между башкирским народом теперь возмутителя Салаватку». Однако это не подействовало.

Тогда 27 октября к нему от имени Екатерины II лично обратился начальник секретных комиссий генерал-майор П.С. Потемкин: «<...> башкирскому старшине Салавату Юлаеву. С крайним прискорбием извещаюсь я, что ты до сего времени в злобе и ослеплении погружаешься <...>. Я, будучи уполномочен всемилостивейшею ея величества поверенностию, уверяю тебя, что получишь тотчас прощение. Но если укоснеешь еще за сим вещанием, то никакой уже пощады не ожидай». Следует отметить, что правительство ни к одному из мятежников не обращалось с подобным предложением. Однако Салават отверг его. Как затем выяснило следствие, он и его ближайшие соратники дали клятву, «чтоб им до самой их погибели находиться в беспокойствии и не покоряться». 25 ноября 1774 года мятежный батыр был схвачен.

Лик Салавата

Факты биографии и боевого пути Салавата известны благодаря архивным документам, по которым трудно реконструировать его личность. Пушкин охарактеризовал его «свирепым Салаватом». Гораздо больше в этом отношении дают очерки историка и краеведа Руфа Игнатьева (1818-1886), а также уроженцев Урала писателей Филиппа Нефедова (1832-1902) и Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852-1912), которые писали, что называется по горячим следам, когда были живы, если не сами пугачевцы, то их дети и внуки. Именно поэтому их характеристики являются слепками с того образа Салавата, который сформировался в народном сознании и который, как нам кажется, наиболее близок к своему прототипу.

Филипп Нефедов писал: «…Мысль об освобождении родины не давала ему покоя и звала на дело, манила на подвиг. Освободить Родину! Сколько чарующего, обаятельного для многих умов в этой мысли; но выступить борцом за ее осуществление мог только поэт, каким был Салават. В своем религиозно-поэтическом настроении он не раз слышал самого Бога, повелевавшего ему восстать на врагов и освободить Родину».

В свое время Мустай Карим и Расул Гамзатов, народные поэты Башкортостана и Дагестана, воспевая образы героев своих народов, сравнивали друг с другом Салавата Юлаева и имама Шамиля. Однако мысль о схожести образов вождя горцев и вождя башкир впервые была высказана еще в XIX веке Руфом Игнатьевым, который, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот, вроде какого-нибудь Кази-муллы или Шамиля <...>. Пытки, наказания кнутом и ссылка придали Салавату эпитет мученика».

Таким образом, культ Салавата сформировался у башкир еще в XIX веке, хотя он не был самым знаменитым предводителем в период Пугачевщины, не говоря уже о вождях предыдущих башкирских восстаний XVII-XVIII веков. Ореол мученика, пострадавшего за весь народ, затмил собой образы остальных батыров прошлого. Мамин-Сибиряк в своих «Приваловских миллионах» описал сцену, вероятно, подсмотренную где-то во время его уральского детства: «<...> в тихом воздухе таяла и стыла башкирская монотонная песня, рассказывавшая про подвиги башкирских богатырей, особенно о знаменитом Салавате...».

Руф Игнатьев, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот...»

Поэт Салават

Салават был поэтом, хотя оригиналы его стихов, по всей видимости, не дошли до нашего времени. Они сохранились лишь в виде русских подстрочных переводов, включенных в произведения Руфа Игнатьева, Филиппа Нефедова и других. В свою очередь названные авторы получили подстрочники от Абдуллы Давлетшина - подполковника, дворянина и бывшего начальника I кантона Башкирского войска. Куда подевались тексты стихов на языке тюрки, с которых осуществлялся перевод на русский язык, неизвестно. Нефедов писал: «Салават - представитель не одной грубой физической силы. Он - ученый и поэт. Он знает Коран и шариат, перед юношей почтительно склоняют головы старики, о нем все говорят, и начитанности его удивляются не только муллы, но даже сами ахуны...». Стихи Салавата проникнуты мыслью о божьей мудрости, создавшей этот прекрасный мир, а потому долг батыра - защищать свою родную землю. Судьба джигита - в руках Родины, а судьба Родины - в руках джигита.

Я гляжу на цепи гор
В нашем благостном краю,
И, вбирая их простор,
Божью милость познаю.
Песней небо раскололось -
Соловей поет в долу;
Как азан, звенит твой голос,
Богу вознося хвалу.
Не зовет ли на молитву
Верных мусульман?
Провожает меня в битву,
Мой Урал, родимый стан.

Проведя 25 лет на каторге в балтийском порту Рогервик (город Палдиски, Эстония, – прим. ред. ), Салават Юлаев умер 26 сентября 1800 года. Последними строками поэта-воина, приписываемыми ему, было стихотворение «Я не умер, башкиры!»:

Ты далёко, Отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!

Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры!

Салават Хамидуллин

Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин - историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990-1991 годы - корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991-1995 годы - редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года - корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.

16 июня – День рождения национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. Когда началась Крестьянская война, Салават в составе взбунтовавшегося сводного башкиро-мещерякского отряда из 1 200 человек, предназначенного властями для использования в операциях против войска Е. Пугачева под Оренбургом, перешел 10 ноября 1773 года на сторону повстанцев. Чем и как закончился этот решительный шаг для него и его войска – всем известно.

В честь дня рождения батыра мы решили вспомнить несколько интересных фактов и преданий, связанных с его именем.

Планета «Салават»

С именем Салавата Юлаева в Башкирии связано много географических мест и объектов. Его имя носят родной район героя, улицы и проспекты, хоккейный клуб, теплоход и многое другое.

Гордое имя батыра носит и один из городов республики. Мало кто знает, что в честь этого города названа малая планета № 5546, которая находится в 392 млн км от Солнца и в 200 млн км от Земли. Диаметр планеты около 11 км. Блеск в оппозиции 16 звездной величины.

Планета была открыта 19 декабря 1979 года бельгийским астрономом А. Дебеоном и названа им в честь г. Салават после посещения БАССР в 70-х годах. На территории Башкирии планету можно наблюдать с помощью телескопа.

Революционер с кличкой «Салават Юлаев»

Аугусто Лопес (около 1940, Манагуа – около 1980) – революционер. Примкнул к движению против диктатуры президента Никарагуа А. Сомосы в середине 1950-х годов. Член Никарагуанской социалистической партии, входил в состав Сандинистского фронта национального освобождения. Революционер носил партийную кличку «Салават Юлаев». В конце 60-х годов посетил Москву.
Клад Салавата

Согласно русскому преданию, записанному участниками экспедиций Челябинского педагогического института в 1949 году, Салават оставил на Южном Урале много кладов, но конкретное место не указывается: «Обычно он уходил с кем-нибудь из своих воинов и закапывал клад в укромном месте». Достать их было трудно, потому что все они были заговоренными («Не дайся клад двенадцати головам», т. е. первые 12 человек, нашедших клад, должны погибнуть, и только 13-й мог завладеть им) и охранялись духом воина, который мог воплощаться в разные образы. Обычно являлся в виде женщины в красном платье, которая бродит рядом с тем местом, где зарыт клад, а при приближении людей исчезает.

В другом предании говорится, что Салават, отступая, зарыл клад около д. Идельбаево Салаватского района РБ. «Перед смертью, – говорится в предании, –один из сопровождавших Салавата воинов рассказал сыну о кладе. Позже его потомки искали этот клад, но не нашли». Предание опирается на реальные исторические события, связанные с захватом заводов повстанцами, но исторических документов о закопанном кладе не найдено.

Жены и дети Салавата

В башкирском и русском фольклоре, а также в фольклоре других народов Урала бытует множество преданий, в которых рассказывается о женах Салавата Юлаева и его возлюбленных. Согласно преданиям, у Салавата было две жены: Амина и Зулейха. По другим фольклорным материалам, жен батыра звали Амина, Зулейха, Гульбазир, Айхылыу, Маудия, Буранбикэ (последние три имени упоминаются в записях фольклористов один раз). В записях Ф. Нефедова (1880) названо два имени: Зулейха и Буранбикэ.

Мотив жен Салавата прослеживается и в предании «Как был пленен Салават». Существуют предания, где говорится, что во время восстания Пугачева Салават Юлаев полюбил русскую девушку, которая родила ему сына («Салават и Екатерина Михайловна»). Бытуют также предания о женитьбе Салавата на калмычке, чувашке, татарке. Эти сюжеты являются свидетельством симпатии к национальному герою других народов, участвовавших в повстанческом движении.

В произведениях самого героя, который был и поэтом, сведения о женах и возлюбленных встречаются в стихотворении «Зулейха» и песне-четверостишии, отразившей обычай левирата, согласно которому в случае смерти старшего брата младшего женили на енге (жене старшего брата).

Из сохранившихся документов следует, что у Салавата Юлаева было три жены. Еще до его ареста жены и дети были схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников. Одна из жен с сыном находилась под стражей в городской комендатуре у полковника С. Мясоедова. Второго сына, по словам Салавата, «взял генерал, который на квартире стоит у секретаря (генерал-майор Ф. Фрейман). А прочие жены и дети разобраны большими (представителями местных властей и офицерами)». О дальнейшей судьбе членов семьи Салавата неизвестно. Имена жен и детей в документах не названы.

Салаватов ключ

Это русское предание записано в 1973 году В. Сидоровым от жителя города Сатка Челябинской области Г. Нестерова. В предании говорится о ключе, находящемся на склоне Пьяной горы, около Саткинского завода, у которого произошла встреча Салавата с Пугачевым. «Народ назвал этот ключ "Салаватовым" из-за любви к нему, ведь он русских не обижал», – говорится в предании, тем самым подчеркивается дружеское отношение русского населения к Салавату Юлаеву.

Юноша, произведенный в бригадиры его войска в 20 лет, стал не только исторической фигурой, но и легендой. Хотя батыр и поэт воевал меньше 2 лет и встретил смерть на каторге, без него башкирская культура выглядела бы совсем иначе.

Детство и юность

Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.

Памятник Салавату Юлаеву у дома Госсобрания / Википедия

Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.

Юлай Азналин был безграмотным, но сыну обеспечил возможность учебы. Точно не известно, где и как Салават учился: возможно, в исламских религиозных школах, возможно, у частных учителей. Однако юноша был обучен чтению и письму, знал язык тюрки, да и с русским затруднений не испытывал. От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.

Крестьянская война и восстание

Когда Емельян Пугачев поднял восстание и начал Крестьянскую войну, его сторонники вели агитацию в башкирских войсках. В результате 10 ноября 1773 года Салават Юлаев вместе с отрядом в 1200 человек не стал выступать против войска самозваного «Петра III», а перешел на его сторону. Так же поступил и отец будущего героя.