Всегда окружает время в нем. Проблема ценности времени. Проблема внимательного отношения ко времени. (ЕГЭ по русскому). для оформления тезиса

сочинение 2016 года по направлению «Время»

Время…Время - это своеобразная верёвочка, соединяющая начало и конец.И вокруг этой тонкой нити проходит жизнь. У времени есть одна особенность - оно неустанно движется вперёд и никогда не возвращается. Время не существует без человека, но оно существует вообще…

Как можно победить время и обессмертить себя?

В силах человека сделать жизнь наполненной и интересной.

Почему мы помним имена людей, живших задолго до нас? Именно сейчас мне хочется вспомнить А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, И. Бунина и С. Есенина, Владимира Маяковского и Бориса Пастернака, М. Цветаеву и А. Ахматову…

У каждого из этих поэтов было своё время. Почему же они сумели победить это время?

Мы гордимся их именами, гордимся тем, что они жили в нашей стране и прославили русскую литературу.

Александр Сергеевич Пушкин - один из ярких представителей времени первой четверти девятнадцатого века. Но он входит в жизнь каждого из нас, в наше время, с самого раннего детства, когда мы слушаем его замечательные сказки. А потом читаем его прекрасные стихи, в которых видим, находим и чувствуем всю гамму сильных человеческих чувств. Свобода и нежность, любовь и дружба, тоска и боль - всё волновало поэта. Это волнует и нас, современных читателей и почитателей таланта Пушкина. Он победил своё время. Пушкин и сейчас с нами, в двадцать первом веке!

Иван Алексеевич Бунин и Борис Пастернак тоже победили своё трудное время прежде всего тем, что подняли русскую литературу на вершину мировой славы. Им обоим была присуждена самая престижная премия в области литературы - Нобелевская премия. И сейчас, в наше время, произведения Бунина и Пастернака мы с интересом читаем и перечитываем.

Владимир Маяковский. Его стихи входят в наше читательское сознание с детства. Мы читаем «Что такое хорошо и что такое плохо». Читая произведения поэта в школе, мы начинаем видеть трудное время, в которое жил поэт,- время революции. Узнаём, что поэт принял революцию и написал об этом: «Я всю свою звонкую силу поэта Тебе отдаю, атакующий класс!». К Маяковскому можно относиться по-разному. Но мы понимаем, что этот человек победил своё время,
потому что темы и проблемы, затронутые поэтом, волнуют нас до сих пор, сейчас, в двадцать первом веке. Идеалы, святыни, нравственные вопросы и ориентиры, о которых писал поэт, значимы и для нас, для сегодняшнего времени. Наиболее близка мне любовная лирика В. Маяковского. Она достигла таких чувственных вершин, что поэту не хватает обычных слов для выражения – слишком серыми и бесцветными кажутся они. И у поэта появляются слова –гиганты: громада-любовь, любовища. Он не умеет чувствовать мелко. Владимир Маяковский привлекает читателя своей неповторимостью, своим новаторством в поэзии, восхитительным миром фантазии:

А вы

ноктюрн сыграть

смогли бы

на флейте водосточных труб?

Маяковский - поэт и борец, который далеко заглядывал в будущее время и уделял внимание своим потомкам.

Его стихи не обесценились до сих пор и напоминают нам, какое место и сегодня, в двадцать первом веке, занимает его творчество, напоминают нам о поэте и гражданине, который сумел пережить своё трудное время.

А.С. Пушкин, Бунин и Пастернак, В. Маяковский - какие все разные… Но объединяет всех их то, что они победили своё время и до сих пор остаются с нами.

Школьное сочинение на тему время русского поэта и писателя 21 века Данила Рудого.

Всем ясен смысл слова время , когда спрашивают “Сколько времени?”, но что же содержит в себе понятие “время”? Во все времена на этот вопрос отвечали по-разному. Для Платона время – это божественная вечность, разделенная небесными телами на дни, месяцы, годы; Аристотель видел во времени число, меру движения и покоя; а Альберт Эйнштейн писал о времени как о физической реальности, меняющей свой бег вследствие движения тел. Это уже не время, а времена!

В самом общем виде можно сказать, что время – это порядок непрерывной череды сменяющих друг друга явлений, порядок постоянно изменяющихся состояний физических тел, Вселенной – одним словом, бытия. Время – это живущий мир.

Сочинение на тему Время

Главное свойство времени в том, что оно длится , то есть непрерывно и беспрестанно течет . Оно безостановочно. Астроном и физик работают со временем “на лету”, фотографируя некое явление, регистрируя спектр вспышки или всплеск на мониторе радиотелескопа. “Остановись, мгновение!” – говорят они вслед за доктором Фаустом. И при этом всегда отмечают с предельно доступной точностью моменты наблюдения: время начала и окончания наблюдения, а также его продолжительность. Без пометки времени любой результат астрономических наблюдений – рисунок, фотография или регистрограмма самописца – не имеет научной ценности. И наоборот, все возрастающая точность измерений времени одних и тех же явлений природы иногда приводит к новым открытиям.

Время невозможно остановить. Его можно замедлить для экипажа и для вещей, передвигающихся в космическом корабле с околосветовой скоростью. Согласно специальной теории относительности Эйнштейна , чем больше скорость, тем больше замедление. В самом корабле, на себе, на своих часах экипаж в полете не заметит никаких изменений, но встреча на родном космодроме с бородатыми старцами, которые придутся космонавтам правнуками, убедит их в том, что время на Земле и в полете текло по-разному.

Можно оградить пространство, но не время. На старое место можно вернуться, время же необратимо. Мы можем беспрепятственно путешествовать в будущее – со скоростью человеческой жизни или же, обгоняя остальных, внутри космического корабля, но запрет на путешествие в прошлое категоричен. Попав в прошлое, человек или вещь могли бы привести к абсурду события нашего времени. Время необратимо, а это значит, что уже невозможно изменить порядок раз проделанных ходов, невозможно поставить следствие раньше его причины. “В одну и ту же реку нельзя войти дважды “, говорил древнегреческий философ Гераклит. “И река уже не та, и я изменился “.

Однако во времени существуют повторные, периодические процессы, такие как удары сердца, качание маятника, пульсация звезды, приливы и отливы в океане, вращение планеты. Все обороты Земли, как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца, были бы по времени строго одинаковыми, если бы… Если бы вокруг был полный вакуум, не было бы электрических и магнитных полей, не существовало бы никаких других небесных тел, оказывающих на Землю свое гравитационное влияние, если бы она не сжималась, если бы внутри не происходили никакие процессы, если бы человек не строил на ней водохранилищ, не поворачивал реки вспять и вообще сидел бы тихо… Иными словами, если бы Земля не испытывала никакого внешнего воздействия, тогда и планета вращалась бы вечно, и время Вселенной сделалось бы обратимым . Но, как вы знаете – более того, постоянно ощущаете! – это не так. Поэтому приходится мириться с таким течением времени и положением дел, которые мы имеем.

История взаимоотношений человека и времени представляет собой постоянные и многотрудные попытки разума разделить общий и безостановочный поток времени на определенные, более-менее понятные и конкретные отрезки. С некоторого момента человеку перестало хватать банальной градации на день (бодрствование) и ночь (сон). Постепенное усложнение человеческого разума вело к все увеличивающейся потребности в более подробной конкретизации. Так на свет появились часы.

Часы

Сочинение на тему Время | ГНОМОН

Первыми часами, изобретенными человеком, были солнечные, которые часто называются гномоном . Они представляли собой палку, воткнутую в землю вертикально или же под небольшим углом. С субъективной точки зрения землян, солнце не стоит на месте, а движется по небосводу, и тень от гномона движется в обратном направлении. Наблюдая за перемещением тени, древние люди и заключали, который час. Более совершенные модели гномона можно было взять собой. Например, индийские факиры пользовались специальными многогранными посохами со шнурком, позволявшими весьма точно определять время в любое время года. Известно, что в разное время года солнце движется по небу по-разному, причем изменяется как угол, на которое оно восходит, так и продолжительность светового дня.

Недостатки солнечных часов очевидны: они всецело зависят от светила, и потому, стоит ему скрыться за тучей ли же зайти за горизонт на ночь, как определение времени становится невозможным.

Сочинение на тему Время | КЛЕПСИДРЫ

Следующим усовершенствованием стали хорошо известные и по сей день песочные часы , появившиеся около 250 г. до нашей эры. Через узкое отверстие медленно сыплется песок, так что, используя разное его количество, можно добиться того, что он будет высыпаться, например, за один час. Завести такие часы очень просто – их достаточно всего лишь перевернуть. Песочные часы используются до сих пор на кораблях. Существует даже специальный термин “склянки” – им обозначаются удары в судовой колокол, совершаемые каждый полчаса вахтенными. Кстати, самые лучший песок для песочных часов, согласно древним летописям, получается из мраморных опилок, если их девять раз прокипятить с вином, каждый раз снимая пену, после чего высушить на солнце.

В 800 г. нашей эры арабский халиф Гарун аль-Рашид послал в подарок Карлу Великому механические часы, однако европейцы долгое время не могли научиться делать их самостоятельно. Лишь после 1300 г. механические часы стали выпускаться в Северной Италии и южной Германии. В таких часах шестерни, регулирующие движение стрелок, приводились в действие медленно опускающимися гирями, а не водой. Подобные часы были установлены на башнях кафедральных соборов, чтобы их видели все жители города.

Еще один прорыв был осуществлен в 1550 г., когда вместо гирь начали использоваться спиральные пружины, что позволяло делать часы компактными. Их уже ставили не только на церковных колокольнях, но и в домах.

Однако ни одно из этих механических устройств, приводимых в движение водой или гирями, не было предельно точным. Людям было достаточно, если удавалось определить время с точностью до часа: на большинстве часов того времени вообще присутствовала только одна стрелка, часовая.

Сочинение на тему Время | МАЯТНИКОВЫЕ ЧАСЫ ГАЛИЛЕЯ

В 1650 г. самые лучшие механические часы ошибались во времени в среднем на 5 минут в сутки. Чтобы сделать механизм более точным, нужно было найти что-то более стабильное, чем капающая вода или опускающиеся гири.

Поворотный момент произошел в 1581 г., когда 17-тилетний итальянский мальчик по имени Галилео Галилей , находясь в одном из Пизанских соборов вместо того, чтобы слушать молитву, заметил, как под потолком качается огромная люстра – а качалась она исключительно равномерно, что Галилей проверил по собственному пульсу. Так был изобретен маятник.

Маятник (что в переводе с латыни означает “раскачивание”) действительно раскачивается из стороны в сторону в заданное время, причем время качения зависит от длины маятника. А длину можно отрегулировать так, чтобы он совершал свое качение с точностью до секунды. Такой маятник открыл французский математик Марен Мерсенн ; длина его составила около 85 сантиметров.

В 1657 г. голландский астроном изобрел часы, в которых висящие гири заставляли маятник двигаться, и постоянное движение маятника (а не самих гирь, как это было раньше) и обеспечивало работу часов. Такие часы были гораздо надежнее всех предшественников: даже первые маятниковые часы спешили и отставали не более чем на десять секунд в день. К 1730 г. отклонение было сведено к 1 секунде, к 1830 г. до одной десятой, к 1885 г. – до одной сотой, а к 1925 г. до одной пятитысячной секунды.

Однако маятниковые часы нельзя было использовать на борту корабля, поскольку ка чка не позволяет маятнику совершать свои колебания за равные промежутки времени. К счастью для мореплавателей, существует предмет, по размерам даже меньший, чем маятник, который движется так же равномерно даже в нестабильных условиях. Из отпускной стали была сделана так называемая волосковая пружинка, (изобретенная тем же Гюйгенсом в 1675 г.), которая сжимается и ослабляется при постоянных ритмичных движениях. Если такая пружина непрерывно движется, медленно раскручивая основную пружину, она приведет в действие механизм маленьких часов, которые могут поместиться в кармане и выдержать корабельную качку. Сначала такие часы были карманными , так как носились в карманах, чаще всего жилетных, тогда как дамам приходилось обходиться без часов. Однако после Второй Мировой войны ввиду удобства стало популярно носить часы на запястье.

Календарь

Сочинение на тему Время | КАЛЕНДАРЬ

Проследив основные этапы усовершенствования часов, самое время поговорить и о календаре как таковом – ведь одними часами невозможно охватить период времени, превышающий сутки.

Мерить жизнь сутками вообще достаточно неудобно. Если кто-то скажет, что он, к примеру, жил в каком-то городе около 4400 дней, это вызовет недоумение. Вероятно, еще первобытные люди чувствовали потребность в более продолжительном периоде, чем день. И, тогда как длительность дня определялась движением Солнца, в основе календаря лежат фазы Луны.

В отличие от Солнца, Луна изменяется . Конечно, не сама по себе, а с той же субъективной точки зрения землян. Связано это с особенностями вращения и обращения: Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца соответственно. Точное время, за которое Луна совершает полный кругооборот, составляет в среднем 27 дней 7 часов 43 минуты и 11,5 секунд. Этот промежуток времени называется звездным месяцем . Однако он не равен тому времени, за которое луна проходит все фазы от новолуния через полнолуние до следующего новолуния – этот промежуток составляет 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 секунды. Именно этот период и используется с древности для измерения времени.

Во времена римлян понтифики (первосвященники) сторожили молодой месяц, и при его появлении торжественно провозглашали начало нового цикла. На латыни “провозгласить” звучит как “каларе”, поэтому первый день каждого месяца называли календами. Отсюда и произошло слово календарь , которым изначально называли таблицу, показывающую различные месяцы.

Однако, при всех своих достижениях в этой области, римляне разбили месяц очень нелогично. Более того, числа они считали не по порядку, как это делаем мы, а назад. К счастью, римская система не сохранилась, и сейчас мы пользуемся системой вавилонской. Вычислив, что период между любыми двумя фазами составляет около семи дней, вавилоняне выделили неделю . Кстати, слово “неделя” имеет тевтонское происхождение и означает “изменение”. Конечно же, изменение Луны.

Сочинение на тему “Время”

Появление недели как таковой потребовало выделение внутри ее отдельных дней, причем каждый день получил свое название. Римляне в качестве названий использовали имена небесных тел: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. В некоторых языках романо-германской группы индоевропейской семьи названия дней недели до сих пор соответствуют им.

Наконец, последнее, наиболее крупное деление, входящее в год – это сезон. На заре своего существования, когда человек был охотником, месяца вполне хватало, однако ситуация изменилась, когда он перешел к производящему ведению хозяйства и начал самостоятельно выращивать продукты питания. В отличие от охоты, сельское хозяйство в бо льшей степени зависит от изменения времени. Земледелец должен знать, когда наступит благоприятная погода для сева или уборки урожая. Кстати, само словосочетание “время года” пришло из латинского языка и означает в переводе “время посева”.

Для большей части Земли существуют четыре времени года – зима, весна, лето и осень. Их выделение и обособление не требовало выдающихся технических или интеллектуальных достижений: достаточно было просто наблюдать на изменениями природы, чтобы понять ее нехитрый цикл, всегда остающийся неизменным. Первые земледельцы заметили, что в течение каждого такого времени года на небе сменяются три луны, а значит, каждый сезон продолжается три месяца. Четыре времени года и составляют те двенадцать месяцев, к которым мы привыкли.

Заключение сочинения на тему “Время”

Наблюдая за попытками человека упорядочить течение времени, сделать его для себя более понятным, нельзя не отдать дань уважения пытливому разуму, заставляющему прогресс двигаться вперед. Но вместе с тем нельзя также и удивиться времени как таковому, для которого не существует ни рамок, ни границ, а его единственный порядок – постоянное движение вперед с непостижимой скоростью. Останется ли время после нашей гибели, или же оно субъективно настолько, что существует только в нашем сознании – мы никогда этого не узнаем.

Может быть, оно и к лучшему.

Вам понравилось это сочинение на тему время? Оставьте комментарий и поделитесь впечатлениями с другими!

Общая информация от ФИПИ:

«Время » – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Каждое из направлений - сплошная абстракция. Хорошо это или плохо, не мне судить. Конечно, в этом есть определенные плюсы, потому что подобрать тут можно какое угодно произведение. Но вы должны понимать, что дело тут далеко не только в них, а в умении писать, видеть важное, нужное, что пригодится вам для раскрытия темы. И будут ли они вообще напрямую пересекаться со временем - вопрос, который останется без ответа вплоть до 2 декабря. Да, будет пробный в ноябре, но если судить по прошлому году, то ничего общего между этими темами нет. Поэтому ваше дело малое - читайте и пишите.

Сколько поговорок вы вспомните, в которых упоминается слово "время"? Их масса. Первая, которая приходит на ум, - "Время лечит". Оно заживляет, но, увы, не омолаживает. Выше уже обозначено, с каких позиций вам, возможно, придется рассуждать, поэтому мы попробуем сейчас коротко пробежать по некоторым озвученным произведениям .

В "Отцах и детях " время поделило героев на 2 лагеря: тех, чья "песенка спета", говоря словами Базарова, и тех, кому предстоит прожить еще не один десяток лет. Время здесь беспощадно. Николай Петрович старается быть на одной волне со своим любимым сыном, постоянно занимаясь самообразованием, однако с горечью понимает, что мировоззрение и мироощущение разнятся, хоть и сказывается здесь давление Базарова.
Когда Тургенева спрашивали, почему он уготовил именно такой финал для своего героя - Евгения Базарова, то он ответил, что для него еще не пришло время, слишком рано он появился, слишком мало сторонников и людей, которые были бы способны поддержать его, поэтому никакой другой участи автор придумать не смог. Время выступило барьером для главного героя, именно он один смог его преодолеть, тогда как все остальные, кто был с ним, предпочли остаться наблюдателями.

Три тысячи шестьсот пятьдесят три дня - именно столько провел в сталинских лагерях Иван Шухов, герой повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича ". В основу повествования легло описание всего лишь одного дня, непродолжительные 18 часов, в которых отразилась жизнь тысяч людей, беззащитных и бесправных. В мире сталинских лагерей свои правила и законы, время здесь - наказание, оно течет медленно и совершенно однообразно, ему нет ни начала, ни конца. К десяти годам, которые получал среднестатистический зек ГУЛАГа, могли легко прибавиться дополнительные 5-10 лет. Поэтому для всех сюда попавших жизнь делилась на до и после...

Время – это не только научное, но и философское понятие. Поэтому это направление считается одним из самых сложных среди предложенных в 2015 г. Для того чтобы наши ученики успешно написали сочинение, предлагаем достаточно большой объём учебно-методического и справочного материала, которым можно воспользоваться при раскрытии той или иной темы. И, конечно, БОНУСЫ!!! Образцы вступлений по разным темам (для многих – это самый трудный этап, ведь часто ребята не знают с какой яркой образной фразы или цитаты начать декабрьское сочинение, чтобы сразу представить его в выигрышном свете) и образец самого сочинения, написанные методистами.

Что такое "время"? Как его определяют толковые словари?

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой:
1) Одна форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире (в философии). 2) Продолжительность происходящего или существующего, измеряемая годами, месяцами, днями; последовательная смена часов, дней, лет.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля:
Длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:
Форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера длительности всего совершающегося.

Что нам напоминает о теме "время"?

Календарь – одно из 4-х важнейших открытий человечества (Огонь, Колесо, Письменность, Календарь).

Появился в 3000 году до н.э. - Определение продолжительности года - 360 дней - по наводнениям Нила и восходу Сириуса (Египет.)

Пирамиды Египта.
- Влюблённые, назначающие свидания под часами.
- Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем».
- Вечная мерзлота. Сказка Г-Х. Андерсена «Снежная королева», Кай, собиравший слово «вечность».
- Песня Роберта Рождественского «Не думай о секундах свысока».
- Музыка Георгия Свиридова, звучащая в телепрограмме «Время».
- Песня из кинофильма «Земля Санникова».
- Песня Юрия Визбора «Песня про ходики».

Какие темы могут быть 2-го декабря 2015 г.?

В форме вопроса В форме цитаты В форме назывного предложения В форме повествовательного предложения
Какую жизнь можно считать прожитой не зря? "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё". (Фалес Милетский) Герой своего времени Жизнь, не напрасно прожитая
Что значит жить, опережая время? «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица) Взгляд через века Память неподвластна времени
Что значит родиться не в своё время? «Времена не выбирают...» (А.Кушнер) О скоротечности времени Время – лучший лекарь душевных ран
Историческое время – стрела или вихрь? «Единственной мерой времени является память». (Владислав Гжегорчик) Потерянное время Победившие время
Какое оно, время? «На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец) Человек и эпоха Время может отнять у нас все, кроме любви
Что неподвластно времени? «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С. Тургенев) Старая фотография Писатель – летописец истории страны
Надо ли торопиться жить? «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак) Время поиска Истинные нравственные ценности – на века
Можно ли победить время? «У влюблённых обыкновенно часы бегут вперёд». (Уильям Шекспир) Ценности времени Воспоминания помогают жить.

Наброски будущих сочинений...

Тема «Потерянное время». Вариант 1.
Вступление. Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да...
Потерянное время мстит за себя. Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.
Аргумент 1 – «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца.
(Автор, пытаясь достучаться до людей, всем сюжетом своей сказки говорит: «Не тратьте время попусту, оно назад не вернется!»)
Аргумент 2 – И.А.Гончаров «Обломов».

Заключение.
Можно вспомнить слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: «Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день».

Тема «Потерянное время». Вариант 2.

У прошлого есть запах, вкус и цвет,

Стремление учить, влиять и значить,

И только одного, к несчастью, нет –

Возможности себя переиначить.

Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям - «гарикам». (Вступление – 40 слов).

Вступление.
У каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь. (тезис – 64 слов). В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Аргумент 1– рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч».
Аргумент 2 – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума».

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом. (фрагмент стихотворения)


Заключение.
К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам...(80 слов) .

Варианты вступлений к теме «Победившие время...»

Пример Советы к аргументации
День приближается к концу. Обычный осенний день... А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок... В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время...». Странное название... Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку... Пушкин, Лермонтов, Толстой... Так вот же они, победившие время! М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И.С.Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе» А.Н. Островский, пьесы
Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.И. Куприн «Гранатовый браслет» И.А. Бунин «Чистый понедельник» «Лёгкое дыхание» В.Г. Распутин «Уроки французского»
Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает... Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память. А.А. Фадеев «Молодая гвардия» Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу?

Так можно начать сочинение... Или завершить.

Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)

Становится новое старым,
потом промчатся года -
И старое сменится новью:
так было, так будет всегда. (Рудаки)

Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)

Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)

Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)

Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)

Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).

Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

Время лечит все раны. (Русская пословица)

Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

Цитатный материал

«Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии)
«Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С.Кушнер)
«В наши подлые времена человеку совесть нужна» (Н.Коржавин)

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Завтра! Завтра!»
Как пуст, и вял, и ничтожен почти всякий прожитой день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами!
И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на неё, на себя, на будущее… О, каких благ он ждёт от будущего!
Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитой день?
Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять - и хорошо делает.
""Вот завтра, завтра!"" - утешает он себя, пока это ""завтра"" не свалит его в могилу.
Ну, а раз в могиле - поневоле размышлять перестанешь.
Комментарий: следует обратить внимание на слова и синонимичные сочетания слов, обозначающие время (завтра – каждый день – будущее) После прочтения стихотворения вывод напрашивается сам: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и а ночь, и луна – всё это вдруг вспомнилось ему...

И. Губерман
У прошлого есть запах, вкус и цвет,
Стремление учить, влиять и значить,
И только одного, к несчастью, нет –
Возможности себя переиначить.
***
Всему на свете истинную цену
Отменно знает время – лишь оно
Сметает шелуху, сдувает пену
И сцеживает в амфоры вино.

Ф.И. Тютчев
О Время! Вечности подвижное зерцало! –
Все рушится, падёт под дланию твоей!..
Сокрыт предел твой и начало
От слабых смертного очей!..
Века рождаются и исчезают снова,
Одно столетие стирается другим;
Что может избежать от гнева Крона злого?
Что может устоять пред грозным богом сим?..

Иосиф Бродский

Век на исходе. Бег
времени требует жертвы, развалины…
Подай ему чувства, мысли, плюс
воспоминания. Таков аппетит и вкус
времени. Не тороплюсь,
но подаю. Я не трус; я готов быть
предметом из
прошлого, если таков каприз
времени, сверху вниз смотрящего - или -
через плечо -
на свою добычу…

Г.Р. Державин.
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

Стихотворение написано за два дня до смерти поэта.

Павел Великжанин
Время уходит сквозь пальцы, как кровь,
Хлещет струей из разорванной раны,
Стрелки царапают вечность… Но вновь
Молча застыли громады-курганы.
А за кулисой театра теней
Лишь силуэты скользят вдохновенно,
Тихо колеблется маятник дней,
Словно дыхание спящей Вселенной.

А.Кушнер

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.
Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму

Время - это испытанье.
Не завидуй никому.
Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

А.А.Ахматова

Что войны, что чума? - конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда-то наречен?

О. Хайям
Коль день прошел, о нем не вспоминай,
Пред днем грядущим в страхе не стенай,
О будущем и прошлом не печалься,
Сегодняшнему счастью цену знай!

Б.Слуцкий

Счастье - это круг. И человек
Медленно, как часовая стрелка,
Движется к концу, то есть к началу,
Движется по кругу, то есть в детство,
В розовую лысину младенца,
В резвую дошкольную проворность,
В доброту, веселость, даже глупость.
А несчастье - это острый угол.
Часовая стрелка - стоп на месте!
А минутная - спеши сомкнуться,
Загоняя человека в угол.
Вместо поздней лысины несчастье
Выбирает ранние седины
И тихонько ковыряет дырки
В поясе - одну, другую,
Третью, ничего не ожидая,
Зная все.
Несчастье - это знанье.


Пословицы

«Счастливые часов не наблюдают» (А.С. Грибоедов)
Время лечит все раны.
Делу – время потехе – час.
Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь.
Много воды утекло с тех пор.
Время на время не приходит.
Время деньгу дает, а на деньги времени не купишь.
Москва веками строилась.
Спешить не спеши, а поторапливайся.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Время красит, безвременье старит.
Был бы друг, а время будет.
День придёт - и заботу принесёт.
Солнышко нас не дожидается.
Поспешишь - людей насмешишь.
Наскоро делать - переделывать.
Тише едешь - дальше будешь.
Время придет, и час пробьет.
Торопиться жить, скоро умереть.
Дважды в год лето не бывает.
Время - деньги.
Всему свое время.
Делу время, а потехе час.
Лучше поздно, чем никогда.
Всякому овощу свое время.
Лучше поздно, чем никогда.
Час упустишь, годом не наверстаешь.

Фразы, которые могут пригодиться...

1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере.
2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры.
3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.
4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.
5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель)
6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Образец сочинения на тему

«Время – ткань, из которой состоит жизнь» (Б.Франклин)

Нас всегда окружает время. Мы – в нём! Нет ни одного человека, который бы жил отдельно от времени. Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше... И никто из нас не может ни повернуть вспять своё географическое время, ни изменить... Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение или ускорить! Это зависит от «качества» жизни. Такое время описывается во многих художественных произведениях. (61 слово)

Вспомним героя романа Ивана Александровича Гончарова Илью Ильича Обломова. Его жизнь происходит на наших глазах. Вот мы видим маленького Илюшу, который растёт подвижным ребёнком. А вот Обломов уже на службе. Но домашний и избалованный, он быстро разочаровывается в жизни чиновника. Спешка, суета, ежедневный приход на службу быстро утомляют Илью Ильича, и он сначала уходит в отпуск на основе «медицинского свидетельства», а затем и вовсе подаёт в отставку. И постепенно «прирастает» к дивану. Писатель в нескольких частях показывает «биографическое время» героя – этапы его жизненного пути.

Первая часть длится несколько часов, и всё это время Илья Ильич либо лежит, либо сидит на диване. Время для него остановилось. Затем во второй и третьей частях время стремительно нарастает: приехал Штольц, друг детства, поднял Обломова с дивана, познакомил с Ильинской. Под влиянием Ольги происходит пробуждение главного героя. И время действия здесь – несколько месяцев. Жизнь Ильи Ильича наполнена движением. Наконец, четвёртая часть – Выборская сторона. Здесь Обломов проводит долгие восемь лет. Долгие! Время вновь останавливается, потому что герой возвращается в то состояние, в котором мы видим его в начале романа: он лежит на диване и ничего не делает. И, что самое страшное, ему комфортно – на диване, в халате, в мечтах... Поэтому совершенно неважно, сколько времени он живёт у Пшеницыной, важно другое: сонный покой обволакивает Обломова, настоящее и прошлое сливается и перемешивается в неизменяемое, застывшее время, которое остановилось: каждый день похож на прошедший.

Так на протяжении романа мы видим, как Обломов замедляет или ускоряет своё время. А остановив время, герой останавливает и саму жизнь: «ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести». (271 слово)

К какому же выводу я пришла, размышляя над предложенной темой «Время – ткань, из которой состоит жизнь»? Думаю, стоит согласиться с высказыванием Б.Франклина, политического деятеля США: наша жизнь состоит из тонких нитей- мгновений, и от каждого из нас зависит, насколько крепкими и долговечными будут эти нити, насколько интересной будет наша жизнь, проспим мы ли её, как Обломов, или
проживём ярко и интересно...(60 слов)

Всего: 392 слова

Стали известны направления, по которым для выпускников составят темы сочинений. Совет по вопросам проведения итогового сочинения, который возглавляет Наталия Дмитриевна Солженицына, определил пять тематических направлений: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь", "Год литературы в России".

По желанию сочинение могут писать и выпускники прошлых лет, - пояснили "РГ" в Минобрнауки. - Темы разрабатываются в закрытом режиме.

Большинство учеников с сочинением справились и почти не превышали допустимое число ошибок - 5 на 100 слов. Другое дело, каким слогом и стилем они писали творческие работы. Учителя об этом не очень-то хотят рассказывать, а вот вузовские педагоги от сочинений не в восторге. В Московском городском педуниверситете проверили 1300 работ.

К сожалению, большинство сочинений шаблонные и напоминают по структуре часть С из ЕГЭ, - рассказал ректор Игорь Реморенко. - Почти у всех последний абзац начинается так: "В заключение хочу сказать..."

Известный писатель Андрей Аствацатуров, который преподает в вузе, рассказал "РГ", с какими знаниями по литературе вчерашние школьники приходят в вузы: "На экзамене узнаешь от студента, что современниками Пушкина были поэт Батюшкин и Боратышкин. Бывает и что-нибудь посмешнее...". Впрочем, стоит ли удивляться, если все предыдущие годы учеников просто натаскивали на тесты?..

Советы выпускникам

"Время" . В центре рассуждения человек и время, общество и эпоха.

"Дом" . Это единство малого и большого, соотношение материального и духовного, внешнего и внутреннего.

"Любовь" . Тут есть возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира.

"Путь" . Это и дорожные впечатления, и раздумья о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

"Год литературы" . Темы будут обращены к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Здесь понадобятся читательский кругозор и умение рассуждать о большой литературе.

C сайта ФИПИ

Прямая речь

Наталия Солженицына:

Направления даны не для учеников, а для учителей и разработчиков тем. Ученики же будут писать сочинения на конкретные темы. Всего будет подготовлено не менее 300 разных тем сочинений. Почему так много? Темы будут разными для каждого часового пояса. Те, кто получат "незачет", смогут переписать работы в феврале и мае, и темы не будут пересекаться с теми, что были в основной день.

Каждый ученик в день экзамена получит 5 конкретных тем, которые он сможет раскрыть на выбранных им самим произведениях. В сетях паникуют: а что если человек, раскрывая тему любви, захочет взять "Лолиту" или "Пятьдесят оттенков серого"? Ну, если выпускника это волнует, пусть лучше пишет, чем загонять его в подполье с его переживаниями, однако я сомневаюсь, что в реальности такое произойдет. К тому же книги эти теперь маркируются знаком "18+" в соответствии с законом о защите детей о нежелательной информации, впрочем, дискуссия о применениях этого закона продолжается. Но направление "Любовь" порождает десятки тем: это и любовь к своей профессии, к родителям, к Родине, большой или малой, это может быть любовь к животным, к горам или морю, к живописи или музыке, любовь может быть светлая и трагическая, эгоистическая и жертвенная.

Некоторые учителя предлагают рядом с темами давать авторов, на которых можно опираться, раскрывая тему. Такого не предполагалось, мы всячески старались уйти от школьного литературоведения, от навязывания детям шаблонов. Обсудить, каких авторов и какие произведения взять, раскрывая ту или иную тему, учитель может на уроках. Допустим, укажем мы трех-четырех авторов к теме сочинения. Слабого ученика это не спасет, а сильного только стреножит.

Компетентно

Елена Зинина, ученый секретарь Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):

Комментарии к направлениям составлены таким образом, чтобы они не подсказывали темы сочинений, но при этом давали бы определенные ориентиры, показывали различные возможные ракурсы формулировок. Более конкретный комментарий мог бы провоцировать на разработку репетиционных тем сочинений, разного рода шпаргалок, в том числе и силами недобросовестных издательств. Темы станут известны за 15 минут до начала сочинения. Уверяю вас, они будут несложными. Разрешается использовать художественное произведение, отечественное или зарубежное, фольклор, мемуары, публицистику, стихотворные произведения. Требование: в сочинении не меньше одного стихотворения. Использовать религиозную литературу, в том числе Библию, Коран, не запрещено.

Какие сочинения писали гимназисты в начале ХХ века

Слово как источник счастья.

Почему жизнь сравнивают с путешествием?

Родина и чужая сторона.

О скоротечности жизни.

Какие предметы составляют богатство России и почему?

О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

Замирание нашего сада осенью.

Встреча войска, возвратившегося из похода.