Морские звания и должности. Какие есть воинские звания вмф россии по возрастанию

Выдержка из приказа Федерального агентства морского и речного транспорта от 5 декабря 2013 г. № 84 “Об утверждении формы одежды, правил ношения, знаков различия, норм и порядка обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта"

VIII. ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ должностных лиц

8.1 Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству подразделяются на:
а) нарукавные знаки;
б) наплечные знаки;
в) нагрудные нашивки.
8.2. В соответствии с замещаемой должностью установлены следующие знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству:
15 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
14 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
13 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
12 должностная категория - 1 широкий и 2 средних галуна;
11 должностная категория - 1 широкий и 1 средний галун;
10 должностная категория - 1 широкий галун;
9 должностная категория - 4 средних галуна;
8 должностная категория - 3 средних галуна;
7 должностная категория - 2 средних и 1 узкий галун;
6 должностная категория - 2 средних галуна;
5 должностная категория - 1 средний галун;
4 должностная категория - 4 узких галуна;
3 должностная категория - 3 узких галуна;
2 должностная категория - 2 узких галуна;
1 должностная категория - 1 узкий галун.

IX. ОПИСАНИЕ ОБРАЗЦОВ ЗНАКОВ РАЗЛИЧИЯ

9.1. Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству представляют собой:
а) нарукавные знаки:
б) наплечные знаки:
Наплечные знаки различия представляют собой съемную колодку из шерстяной ткани черного цвета, на которую нашиваются знаки различия из галуна золотого цвета по должностным категориям.
Наплечные знаки различия располагаются на плечах при ношении форменной шерстяной куртки, тропического костюма, рубашек и женских форменных блуз. Допускается ношение наплечного знака с полем белого цвета на рубашке (блузе) белого цвета.
Размеры наплечного знака: длина 14 см (для женщин - 12 см), ширина 5 см. Наплечные знаки различия изготавливаются съемными и крепятся малой форменной пуговицей.
Ширина галуна: широкого - 3 см, среднего - 1,3 см и узкого -0,6 см. Просвет между галунами 0,3 см.
Верхний галун образует петлю в виде ромба размером по горизонтали: для среднего галуна - 4,5 см, для узкого - 4 см.
На наплечных знаках различия размещаются: для 14 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства, а для 15 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства в обрамлении двух лавровых ветвей, наложенных на нашивки из галуна в нижней части погона согласно рисунку.
Наплечные знаки различия рядового состава нашивок из галуна не имеют.

ТАБЕЛЬ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ ФОРМА ОДЕЖДЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ПО ДОЛЖНОСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ.
10.1. ФЛОТ.
10.1.1. Транспортные самоходные, сухогрузные, пассажирские и нефтеналивные суда дальнего и малого плавания, транспортные железнодорожные и автомобильные паромы, ледоколы, спасательные суда (мощностью более 2000 э.л.с.), гидрографические (свыше 1000" БРТ) и учебные суда, транспортные буксирные суда дальнего плавания

Старший помощник капитана, первый помощник капитана,главный (старший) механик, помощник капитана по учебной части

Второй помощник капитана, помощник капитана по пассажирской части, старший инженер-оператор, инженер-гидролог, второй механик, электромеханик по общесудовому электрооборудованию, старший электромеханик, инженер-электрорадионавигатор, начальник радиостанции

Третий помощник капитана,третий механик, второй 5 электромеханик, второй электромеханик по общесудовому электрооборудованию, рефрижераторный механик, первый радиооператор, администратор пассажирской службы, помощник капитана по пожарной части

Четвертый помощник капитана, пятый помощник капитана, помощник капитана по хозяйственной части, четвертый механик, третий электромеханик, четвертый электромеханик, третий электромеханик по общесудовому электрооборудованию, ремонтный механик, крановый механик, механик по судовым системам, радиомеханик, электрорадионавигатор, второй радиооператор, боцман

10.1.2. Транспортные буксирные суда малого плавания, спасательные суда (мощностью менее 2000 л. с.), транспортные несамоходные суда дальнего плавания, гидрографические суда (менее 1000 БРТ).

10.1.3. Транспортные несамоходные суда малого плавания, буксиры, паромы, катера и боты,самоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, плавучие самоходные краны и перегружатели

10.1.4. Катера, мотоботы, мотолодки с двигателями малой мощности, несамоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, несамоходные краны и перегружатели

10.1.5. Самоходные земснаряды технического (дноуглубительного) флота

Багермейстер-капитан

Старший помощник багермейстера, старший помощник капитана, старший (главный) механик

Второй помощник багермейстера — второй помощниккапитана, второй механик, старший электромеханик

Третий помощник багермейстера — третий помощник капитана, третий механик, второй и третий электромеханики по общесудовому электрооборудованию, начальник радиостанции

Четвертый помощник багермейстера — четвертый помощник капитана, четвертый механик, четвертый электромеханик, начальник радиостанции, боцман, радиооператор

10.1.6. Несамоходные земснаряды, самоходные грунтоотвозные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.7. Брандвахты, несамоходные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.9. Плавучие доки

10.2. ПАРОХОДСТВА.

10.2.1. Начальник пароходства

10.2.2. Заместитель начальника и главный инженер пароходства, начальник управления флота в составе пароходства (на внутреннем хозрасчете)

10.2.3. Заместитель начальника управления флота; начальник службы: перевозок и движения флота, портового хозяйства и морских путей судового хозяйства, мореплавания, ледокольного флота и арктических операций, материально-технического снабжения, коммерческой, технической, по обслуживанию транспортного флота; начальник отдела: кадров, организации работы с моряками загранплавания, технического, второго; главный: диспетчер, штурман, технолог, иачальник ХЭГС, помощник начальника пароходства по технике безопасности

10.2.4. Капитан-наставник

10.2.5. Начальник отдела управления флота, заместитель начальника службы, отдела, указанных в п. 3 раздела; начальник: электрорадионавигационной камеры, базы резерва плавсостава, базы технического обслуживания флота, отдела в службе; главные специалисты в службах, указанных в п. 3 раздела; старший морской инспектор, механик-наставник

10.2.6. Начальник сектора в службе, указанной в пп. 3 и 5 раздела, старший девиатор, морской инспектор, групповой инженер-диспетчер, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер ХЭГС, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер службы портового хозяйства, инспектор (инженер) по кадрам, инженер технического отдела, инженер по технике безопасности; начальник радиоцентра, радиостанции, заведующий кабинетом

10.2.7. Инженер-диспетчер по флоту, инспектор (инженер) по кадрам, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер ХЭГС, инженер по технике безопасности, девиатор, заместитель начальника и главный инженер радиоцентра, радиостанции

10.2.8. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер), начальник городской билетной кассы, старший кассир городской билетной кассы

10.2.9. Кассир и дежурный справочного бюро городской билетной кассы

10.3 УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОГО ФЛОТА.

10.3.1. Начальник управления

10.3.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.3.3. Главный штурман, капитан-наставник

10.3.4. Начальник службы: перевозок и движения флота, судового хозяйства, мореплавания, материально-технического снабжения, по обслуживанию транспортного флота; помощник начальника управления; начальник отдела: технического, второго, кадров; главный диспетчер, начальник ХЭГС

10.3.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; старшие: девиатор, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер службы судового хозяйства, морской инспектор, инженер технического отдела, инженер по технике безопасиости, инспектор по кадрам, механик-наставник

10.3.6. Начальник электрорадионавигационной камеры, инженер по технике безопасности, девиатор, инженер-диспетчер по флоту, инспектор по кадрам

10.3.7. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер)

10.4 МОРСКИЕ ПОРТЫ.

I кат.

II кат.

III кат.

10.4.1. Началник порта

10.4.2. Заместитель начальника, главный инженер порта

10.4.3. Капитан порта

10.4.4. Начальник отдела: механизации, грузовой и коммерческой работы, помощиик начальника порта по технике безопасности, главный диспетчер, начальник портового флота; начальник участка: связи, грузового района, нефтеналивного района, грузового и пассажирского портового пункта, морского вок зала, заместитель капитана порта

10.4.5. Старший лоцман

10.4.6. Старший: инспектор по расследованию аварий судов, диспетчер, инженер по технике безопасности, капитан портового надзор заместитель: главного диспетчера, начальника отдела, подразделения, указанного в п.4 раздела, начальник смены портнадзора, заместитель начальника морского вокзала

10.4.7. Лоцман

10.4.8. Диспетчер,старший инспектор и инспектор портового надзора, начальник пассажирского портового пункта, инженер по технике безопасности

10.4.9. Дежурный по морскому вокзалу

10.5. УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИХ ПУТЕЙ И ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

10.5.1. Начальник управления

10.5.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.5.3. Багермейстер—капитан-наставник, начальник землечерпального каравана

10.5.4. Начальник службы: пути, механико-судовой; начальник: технического отдела, морской инспекции; помощник начальника управления по технике безопасности; начальник технического участка

10.5.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; начальник: морского канала, дистанций пути; механик-наставник, старший инженер по технике безопасности

10.5.6. Начальник партии, морской инспектор, групповой инженер-механик; заместитель начальника: морского канала, дистанции пути; девиатор, инженер по технике безопасности

10.6. ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОТРЯДЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ, СУДОПОДЪЕМНЫХ И ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ (АСПТР).

Отряд I группы

Отряд II группы

10.6.1. Начальник отряда

10.6.2. Заместитель начальника и главный инженер отряда

10.6.3. Капитан-наставник

10.6.4. Начальник отдела: главного механика, аварийно-спасательных и буксирно-перегонных работ, начальник территориальной группы отряда, механик-наставник

10.6.5. Заместитель начальника отдела, указанного в п. 4, начальник береговой базы; старший: водолазный специалист, производитель работ, морской инспектор; старший инженер: по подводно-техническим, судо-подъемным, подводно-взрывным и аварийно-спасательным работам, по технике безопасности

10.6.6. Диспетчер по флоту, мастер водолазных работ, инструктор-водолаз, инженер по технике безопасности

10.7. ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ БАЗЫ.

10.7.1. Начальник гидрографической базы

10.7.2. Групповой капитан, капитан-наставник

10.7.3. Заместитель начальника и главный инженер базы

10.7.4. Начальник: лоцманской службы, экспедиции, отряда, партии, электрорадионавигационной камеры; механик-наставник, групповой механик, старший инженер службы надзора за судами по предотвращению загрязнения арктических морей; девиатор; старший диспетчер, начальник маяка I класса, старший лоцман

10.7.5. Заместитель начальника экспедиции, отряда, партии, начальник лоцманской вахты, маяка II и III классов; старший: диспетчер, инженер по технике безопасности; топограф; лоцман

10.8. РЕГИСТР РФ.

10.8.1. Управление Регистра
Директор

Заместитель директора

Главный инженер

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела, главный специалист

Ведущий, старший инженеры

10.8.2. Инспекция Регистра РФ
Начальник бассейновой инспекции

Заместитель начальника бассейновой инспекции, начальник инспекции

Заместитель начальника инспекции, главный инженер-инспектор

Старший ииженер-инспектор

Инженер-инспектор

10.9 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ХОЗРАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

10.10. АДМИНИСТРАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.

10.11. В/О «СОВСУДОПОДЪЕМ».

10.12. В/0 «МОРПАСФЛОТ».

10.12.1. Председатель объединения

10.12.2. Заместитель председателя объединения

10.12.3. Начальник отдела: эксплуатации и коммерческой работы, обслуживания пассажиров, эксплуатации местного пассажирского флота

10.12.4. Помощник председателя, начальник центральных морских касс

10.12.5. Заместители начальников отделов, указанных в п.3 раздела

10.12.6. Старший экономист по билетным операциям, старший диспетчер по пассажирским операциям

10.12.7. Диспетчер по пассажирским операциям

10.12.8. Старший билетный кассир, кассир центральных морских касс

10.13. ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.13.1. Начальник училища, ректор

10.13.2. Заместитель начальника училища, проректор, начальник учебного отдела, начальник (декан) факультета, начальник (заведующий) кафедры, профессор кафедры, начальник научно-исследовательского отдела, начальник филиала училища, института

10.13.3. Заместитель начальника (декана) факультета, начальник отдела кадров, начальник (заведующий) производственной практики, заместитель начальника филиала училища, института, начальник учебно-консультационного пункта, начальник учебных мастерских, доцент, старший преподаватель, заведующий аспирантурой, ученый секретарь

10.13.4. Преподаватель, учебный мастер

10.13.5. Инспектор по плавпрактике

10.13.6. Лаборант, комендант, боцман

10.14. СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.14.1. Начальник училища, директор техникума

10.14.2. Заместитель начальника училища, заместитель директора техникума, начальник (заведующий) отделения по специальности

10.14.3. Руководитель физического воспитания, начальник (заведующий) мастерских, начальник (заведующий) производственной практики, председатель цикловой комиссии, начальник (заведуюший) учебно-консультационного пункта, заместитель начальника отделения по специальности, старший преподаватель

10.14.4. Начальник отдела кадров, мастер производственного обучения

10.14.5. Лаборант, комендант, боцман

10.15. МОРЕХОДНЫЕ ШКОЛЫ.

10.16. В/0 «СОВФРАХТ».

10.17. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА.

10.17.1. Министр

14 с гербом

10.17.2. Заместитель министра

10.17.3. Член Коллегии

10.17.4. Начальник управления, Главной морской инспекции, начальник канцелярии

10.17.5. Заместитель начальника и главный инженер управления, замсститель начальника Главной морской инспекции, канцелярии; главный штурман ММФ; заместитель председателя Научно-технического совета; начальник самостоятельного отдела, помощник министра

10.17.6. Заместитель начальника самостоятельного отдела, начальник отдела в управлении и в Главной морской инспекции, помощник первого заместителя министра, ученый секретарь Научно-технического совета, заместитель начальника отдела, ведущий инспектор Главной морской инспекции

10.17.7. Заместитель начальника отдела в управлении, главный специалист, помощник заместителя министра

10.17.8. Ведущий инженер управления: эксплуатации флота и портов, технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов; ведущий инженер по технике безопасности

Каждая деталь военной униформы наделена практическим смыслом и появилась на ней не случайно, а в результате определённых событий. Можно сказать, что элементы форменной одежды военнослужащих имеют одновременно исторический символизм и утилитарное назначение.

Появление и развитие погон в Российской империи

Мнение, что погоны происходят от части рыцарских лат, предназначенной для защиты плечей от удара, является одним из самых распространённых заблуждений. Простое изучение доспехов и армейских мундиров прошлого, со второй половины XII и до конца XVII века, позволяет сделать вывод, что ничего подобного не существовало ни в одной армии мира. На Руси даже строго регламентированная форма стрельцов не имела ничего похожего для защиты плечей.

Погоны российской армии впервые были введены императором Петром I в период между 1683-1698 годами и имели сугубо утилитарное значение. Солдаты гренадёрских полков и фузилёры использовали их как дополнительное крепление для ранцев или патронных сумок. Естественно, что погоны носили исключительно солдаты, и только на левом плече.

Однако уже через 30 лет, по мере увеличения родов войск, сей элемент распространяется по войскам, служа ещё того или иного полка. В 1762 году эту функцию за погонами закрепляют официально, начиная украшать ими мундиры офицеров. В то время в армии Российской империи нельзя было найти универсальный образец погон. Командир каждого полка мог самостоятельно определять его тип плетения, длину и ширину. Нередко состоятельные офицеры из видных аристократических семей носили полковой знак различия в более роскошном варианте - с золотом и драгоценными камнями. В наше время погоны российской армии (картинки представлены ниже) являются желанным предметом для коллекционеров военной униформы.

Во времена правления императора Александра I погоны приобретают вид матерчатого клапана с чёткой регламентацией цвета, креплений и декора в зависимости от номера полка в дивизии. Погоны офицеров отличаются от солдатских только обшивкой золотым шнуром (галуном) по краю. Когда в 1803 году вводят ранец, их становится 2 - по одному на каждое плечо.

После 1854 года начинают украшать не только мундиры, но также плащи и шинели. Таким образом, за погонами навсегда закрепляется роль "определителя чинов". К концу XIX века солдаты начинают использовать вещевой мешок вместо ранца, и дополнительное крепление на плечах больше не требуется. Погоны избавляются от креплений в виде пуговиц и намертво вшиваются в ткань.

После распада Российской империи, а вместе с ней и царской армии, погоны и эполеты на несколько десятилетий исчезают с военной формы, признанные символом "неравноправия трудящихся и эксплуататоров".

Погоны в РККА с 1919 до 1943 года

СССР стремилось избавиться от "пережитков империализма", к которым также причислили звания и погоны российской армии (царской). 16 декабря 1917 года декретами ВЦИК и СНК "О выборном начале и организации власти в армии" и " Об уравнении в правах всех военнослужащих" все ранее существовавшие армейские ранги и знаки отличия были отменены. А 15 января 1918 года руководство страны приняло декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

Некоторое время в армии новой страны действовало странное смешение военных символов. Например, известны знаки различия в форме нарукавных повязок красного (революционного) цвета с надписью должности, аналогичного тона полоски на рукавах гимнастёрки или шинели, металлические или суконные звёзды разных размеров на головном уборе или груди.

С 1924 года в РККА звания военнослужащих предлагалось узнавать по петлицам на вороте гимнастёрки. Цвет поля и окантовки определялся родом войск, и градация была обширной. Например, пехота носила малиновые петлицы с черным обрамлением, кавалерия - синие с черным, связисты - черные с жёлтым и т. д.

Петлицы высших командиров РККА (генералитета) имели цвет поля по роду войск и обшивались по краю узким золотистым шнуром.

В поле петлиц располагались покрытые красной эмалью медные фигуры различной формы, позволяющие определить звание командира РККА:

  • Рядовые, младший командный состав - треугольники со стороной в 1 см. Появились они только в 1941 году. А до этого военнослужащие этих рангов носили "пустые" петлицы.
  • Средний командный состав - квадраты размером 1 х 1 см. В повседневном обиходе их чаще называли "кубиками" или "кубарями".
  • Старший командный состав - прямоугольники со сторонами 1.6 х 0.7 см, получившие название "шпалы".
  • Высший командный состав - ромбы высотой 1.7 см и шириной 0.8 см. Дополнительными знаками различия для командиров этих рангов были шевроны из золотого галуна на рукавах форменной одежды. Политический состав добавлял к ним крупные звёзды из красного сукна.
  • Маршалы Советского Союза - 1 большая золотая звезда в петлицах и на рукавах.

Число знаков варьировалось от 1 до 4 - чем больше, тем выше звание командира.

Система обозначения рангов в РККА часто подвергалась изменениям, что сильно запутывало ситуацию. Нередко из-за перебоев со снабжением военнослужащие месяцами носили устаревшие или даже самодельные знаки. Однако система петлиц оставила свой след в истории военной униформы. В частности, погоны в Советской армии сохранили расцветку по родам войск.

Благодаря Указу Верховного Совета СССР от 6 января 1943 года и Приказу Наркома обороны № 25 от 15 января 1943 года погоны и звания вернулись в жизнь военнослужащих. Эти знаки различия просуществуют до распада СССР. Будут меняться цвета поля и канта, форма и расположение нашивок, но в целом система останется неизменной, и впоследствии по схожим принципам будут созданы погоны российской армии.

Военнослужащие получили 2 вида таких элементов - повседневные и полевые, имеющие стандартную ширину 6 см и длину 14-16 см в зависимости от вида одежды. Погоны небоевых частей (юстиция, военные ветеринары и медики) были намеренно заужены до 4.5 см.

Определение рода войск шло по цвету окантовки и просветов, а также стилизованному символу на нижней или средней (для рядового и младшего составов) части погона. Палитра их менее разнообразна, чем до 1943 года, но основные цвета сохранились.

1. Окантовка (шнур):

  • Общевойсковые (военкоматы, военные учреждения), пехотные части, мотострелки, интендантские службы - малиновый.
  • Артиллерия, танковые войска, военные медики - алый.
  • Кавалерия - синий.
  • Авиация - голубой.
  • Прочие технические войска - чёрный.

2. Просветы.

  • Командный (офицерский) состав - бордо.
  • Интенданты, юстиция, техническая, медицинская и ветеринарная службы - коричневый.

Обозначали звёздочками разного диаметра - для младших офицеров 13 мм, для старших - 20 мм. Маршалы Советского Союза получили 1 крупную звезду.

Погоны повседневного ношения имели золотое или серебряное поле с тиснением, жестко закреплённое на твёрдой суконной основе. Они использовались также на парадной форме, которую военнослужащие надевали для торжественных мероприятий.

Полевые погоны для всех офицеров выполнялись из шелка или полотна цвета хаки с соответствующей званию окантовкой, просветами и знаками. При этом их рисунок (текстура) повторял узор на повседневных погонах.

С 1943 года и до распада СССР воинские знаки различия и форма подвергались неоднократным изменениям, среди которых особо стоит отметить следующие:

1. В результате реформы 1958 года повседневные погоны офицеров стали изготавливаться из тёмно-зелёного сукна. Для знаков различия курсантов и рядового состава было оставлено всего 3 цвета: алый (общевойсковые, мотострелки), голубой (авиация, ВДВ), черный (все прочие рода войск). Просветы офицерских погон могли быть только голубыми или алыми.

2. С января 1973 года на всех видах погон солдат и сержантов появились литеры "СА" (Советская армия). Несколько позднее у матросов и старшин флота появились обозначения "СФ", "ТФ", "БФ" и "ЧФ" - Северный флот, Тихоокеанский флот, Балтийский и Черноморский флот соответственно. В конце этого же года литера "К" появляется у курсантов военных образовательных учреждений.

3. Полевая форма нового образцы, названная "афганкой", вошла в обиход в 1985 году и широко распространилась среди военнослужащих всех родов войск. Её особенность состояла в погонах-хлястиках, которые являлись элементом куртки и имели одинаковый с ней цвет. Носившие "афганку" пришивали на них нашивки и звёздочки, и только генералам были положены специальные съёмные погоны.

Погоны российской армии. Основные черты реформ

СССР прекратил своё существование осенью 1991 года, а вместе с ним исчезли погоны и звания Создание Вооруженных Сил России началось с Указа Президента № 466 от 7 мая 1992 года. Однако этот акт никак не описывал погоны российской армии. До 1996 года военнослужащие носили знаки различия СА. Более того, путаница и смешение символов встречались вплоть до 2000 года.

Военная форма РФ почти целиком разрабатывалась на советском наследии. Однако реформы 1994-2000 годов привнесли в неё несколько изменений:

1. На погонах сержантского состава (старшин и матросов флота) вместо поперечных лычек из тесьмы появились металлические угольники, расположенные острой стороной вверх. Кроме того, служащие флота получили крупную литеру "Ф" в их нижней части.

2. Прапорщики и мичманы имели сходные с солдатскими погоны, обшитые цветным галуном, но без просветов. Многолетняя борьба этой категории военнослужащих за право на офицерские знаки различия была обесценена в один день.

3. Почти не произошло изменений у офицеров - разработанные для них новые погоны российской армии почти полностью повторяли советские. Однако их размеры уменьшились: ширина стала 5 см, а длина - 13-15 см в зависимости от вида одежды.

В настоящее время звания и погоны российской армии занимают достаточно устойчивое положение. Основные реформы и унификация знаков различия завершены, и в ближайшие десятилетия армию РФ не ожидают какие-либо значимые изменения в этой сфере.

Погоны курсантов

Учащиеся военных (военно-морских) образовательных заведений в обязательном порядке носят повседневные и полевые погоны на всех видах своей формы. В зависимости от одежды (кители, зимние пальто и шинели) они могут быть нашивными или съёмными (куртки, демисезонные пальто и рубашки).

Курсантские погоны представляют собой полоски плотного цветного сукна, обшитые по краю золотистой тесьмой. На полевом камуфляже армейских и авиационных училищ в 15 мм от нижнего края в обязательном порядке нашивается литера "К" желтого цвета высотой 20 мм. Для прочих видов учебных заведений обозначения следующие:

  • МКК - Морской кадетский корпус.
  • КК - Кадетский корпус.
  • Н - Нахимовское училище.
  • Символ якоря - курсант флота.
  • СВУ - Суворовское училище.

На поле погон учащихся также располагаются металлические или нашивные угольники, обращённые острым углом вверх. Их толщина и яркость зависят от звания. Образец погон со схемой расположения знаков, представленный ниже, принадлежит курсанту военного вуза в звании сержанта.

Кроме погон, принадлежность к военным учебным заведениям и положение курсанта можно определить по нарукавным эмблемам с символом-гербом, а также по "курсовке" - угольным нашивкам на рукаве, число которых зависит от времени обучения (год, два и т. д.).

Погоны рядовых и сержантов

Рядовые в наземной армии России - это низшее В войсках ВМФ ему соответствует ранг матроса. Добросовестно несущий службу солдат может стать ефрейтором, а на корабле - старшим матросом. Далее эти военнослужащие способны перейти в сержантский ранг для сухопутных сил или старшинский для ВМФ.

Представители низших воинских составов армии и флота носят погоны похожего образца, описание которых состоит в следующем:

  • Верхняя часть знака различия имеет форму трапеции, в пределах которой располагается пуговица.
  • Цвет поля погон ВС РФ имеет тёмно-зелёный цвет для повседневной формы и камуфляжной для полевой. Моряки носят черное сукно.
  • Цвет канта свидетельствует о роде войск: голубой для ВДВ и авиации, а красный для всех прочих. ВМФ обрамляет свои погоны белым шнуром.
  • В нижней части повседневных погон, в 15 мм от края, располагают литеры "ВС" (Вооруженные Силы) или "Ф" (флот) золотистого цвета. Полевые же обходятся без подобных "излишеств".
  • В зависимости от звания в рамках рядового и сержантского составов на погоны прикрепляются остроугольные лычки. Их количество и толщина тем больше, чем выше положение военнослужащего. На погонах старшины (высший ранг сержантского состава) также находится эмблема войск.

Отдельно стоит упомянуть прапорщиков и мичманов, чьё шаткое положение между рядовыми и офицерами в полной мере отражено в их знаках различия. Для них погоны российской армии нового образца словно состоят из 2 частей:

1. Солдатское "поле" без просветов, обшитое цветным галуном.

2. Офицерские звёздочки по центральной оси: 2 для обычного прапорщика, 3 - для старшего. Аналогичное количество знаков предоставляется просто мичманам и старшим мичманам.

Погоны младшего офицерского состава

Низший офицерский состав начинается с младшего лейтенанта, а завершает его капитан. Звезды на погонах, их количество, размер и расположение идентичны для сухопутных войск и ВМФ.

Младших офицеров отличает один просвет и от 1 до 4 звёздочек в 13 мм каждая по центральной оси. В соответствии с Указом Президента РФ № 1010 от 23 мая 1994 года, погоны могут иметь следующие цвета:

  • Для белой рубашки - погоны с полем белого цвета, эмблемами и золотистыми звёздами.
  • Для зелёной рубашки, повседневных кителя, куртки и шинели - зелёные знаки различия с просветами по роду войск, эмблемами и звёздами золотого цвета.
  • Для ВВС (авиация) и повседневной верхней формы - погоны синего цвета с голубым просветом, эмблемой и звёздочками золотистого цвета.
  • Для парадного кителя любого рода войск - знаки различия серебряного цвета с цветными просветами, галуном и золотыми звёздами.
  • Для полевой формы (только ВС) - камуфляжные погоны-хлястики без просветов, с серыми звёздами.

Таким образом, для младших офицеров существует 3 вида погон - полевые, повседневные и парадные, которые они используют в зависимости от вида носимой формы. У морских офицеров имеются лишь повседневные и парадные.

Погоны среднего офицерского состава

Группа званий ВС начинается с майора и заканчивается полковником, а в ВМФ - с капитана 3 ранга до соответственно. Несмотря на различия в наименовании званий, принципы построения и расположение знаков различия остаются практически идентичными.

Погоны российской армии и флота для среднего состава имеют следующие отличительные особенности:

  • В повседневном и парадном вариантах текстура (тиснение) более ярко выражена, практически агрессивна.
  • По погонам идут 2 просвета, удалённые от краёв на 15 мм и друг от друга на 20 мм. На полевых они отсутствуют.
  • Размер звёздочек составляет 20 мм, а число их варьируется от 1 до 3 в зависимости от звания. На погонах полевой формы их цвет приглушен с золотистого до серебряного.

Офицеры средних рангов ВС также располагают 3 видами погон - полевыми, повседневными и парадными. Причём последние имеют насыщенно-золотой цвет и нашиваются только на китель. Для ношения на белой рубашке (летний вариант формы) предусмотрены белые погоны со стандартными символами различия.

По проведённым опросам, майор, звезды на погонах которого одиноки (и ошибиться в определении звания очень сложно), является самым узнаваемым военнослужащим у той части населения, что никак не связана с военной сферой.

Погоны высших офицеров ВС

Звания в сухопутных войсках претерпели значительные изменения при создании армии Российской Федерации. Указ Президента № 466 от 7 мая 1992 года не только отменил ранг Маршала Советского Союза, но и прекратил разделение генералов по родам войск. Вслед за этим коррективам подверглась униформа и погоны (форма, размер и знаки отличия).

В настоящее время офицеры высшего эшелона носят следующие виды погон:

1. Парадные - поле золотистого цвета, на котором расположены шитые звёзды в количестве, соответствующем рангу. У генералов армии и маршалов РФ в верхней трети погон расположены гербы армии и страны. Цвет окантовки и звёзд: красный - для сухопутных войск, голубой - для авиации, ВДВ и военно-космических сил, васильковый - для ФСБ.

2. Повседневные - цвет поля синий для высших офицеров авиации, ВДВ и ВКС, для прочих же - зелёный. Присутствует окантовка шнуром, только у генерала армии и маршала РФ есть ещё и обводка звезды.

3. Полевые - поле цвета хаки, а не камуфляжное, как у других категорий офицеров. Звёзды и гербы - зелёные, на несколько тонов темнее фона. Обводка цветным кантом отсутствует.

Отдельно стоит остановиться на звёздах, что украшают погоны генералитета. У маршалов страны и генералов армии размер их составляет 40 мм. Причём у последнего символ имеет подложку из серебряных лучшей. Звезды всех прочих офицеров меньше - 22 мм.

Ранг военнослужащего, согласно общему правилу, определяется по числу символов. В частности, украшает 1 звезда, генерал-лейтенанта - 2, а генерал-полковника - 3. При этом первый из перечисленных стоит по своему положению ниже всех в категории. Причиной тому - одна из традиций советского времени: в армии СССР генерал-лейтенанты были заместителями генералов войск и брали на себя часть их функций.

Погоны высших офицеров ВМФ

Руководство военно-морскими силами РФ представлено такими званиями, как контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал и адмирал флота. Поскольку полевая форма в ВМФ не предусмотрена, эти чины носят только повседневные или парадные погоны, которые обладают следующими особенностями:

1. Цвет поля торжественного варианта - золотой с зигзагообразным тиснением. Погон при этом обрамляет чёрный кант. В повседневных погонах цвета меняются местами - черное поле и золотой шнур по краю.

2. Высшие офицеры ВМФ могут носить погоны на белых или кремовых рубашках. Поле погона при этом соответствует цвету одежды, а кант отсутствует.

3. Число шитых звёзд на погонах зависит от звания военнослужащего и увеличивается в зависимости от его повышения. Главное отличие их от аналогичных знаков в сухопутных войсках - это подложка из серебряных лучей. Традиционно самая большая звезда (40 мм) у адмирала флота.

При разделении войск на ВМФ и ВС предполагается, что одни плавают, а другие передвигаются по земле или в крайнем случае по воздуху. Но на самом деле Военно-морские силы неоднородны и, кроме корабельных команд, включают береговые войска и морскую авиацию. Это разделение не могло не отразиться на погонах, и если первые относят к сухопутным родам войск и имеют соответствующие знаки различия, то с флотскими лётчиками всё значительно сложнее.

Высшие офицеры морской авиации, с одной стороны, носят звания, аналогичные генералитету ВС. С другой, их погоны соответствуют форме, установленной для ВМФ. Отличает их лишь голубой цвет канта и звезда без лучевой подложки с соответствующим оформлением. Например, парадные погоны генерал-майора морской палубной авиации имеют золотое поле с лазурной окантовкой по краю и обводкой звезды.

Кроме погон и самой униформы, военнослужащие выделяются множеством иных знаков различий, среди которых нарукавные знаки и шевроны, кокарды на головных уборах, символы родов войск в петлицах и нагрудные символы (знаки). Все вместе они могут сообщить осведомлённому человеку основную информацию о военном человеке - род войск, звание, срок и место службы, предполагаемый объём полномочий.

К сожалению, большинство людей относятся как раз к категории "неосведомлённых", потому обращают внимание на самую заметную деталь формы. Погоны российской армии в этом деле - достаточно благодарный материал. Они не перегружены лишней символикой и однотипны для разных родов войск.

(по порядку от матроса до высшего командования) по большей части восходят к появившимся в течение периода СССР.

Немного истории – флотские звания и табель о рангах

Как известно, в последние году правления Петра I был введен в действие табель о рангах. Он представлял собой таблицу, где должности гражданской и военной службы были разделены на четырнадцать рангов. Впрочем, флотские чины не были включены в каждую строку таблицы.

XIV ранг среди морских чинов получал мичман, соответствовавший коллежскому регистратору, прапорщику, корнету и артиллерийскому штык-юнкеру. В начале правления Павла I звание мичмана стало относиться к XII рангу. Также к этому рангу относилось существовавшее до 1732 года звание унтер-лейтенанта.

Флотский лейтенант относился к X рангу до 1884 года, после чего до этого ранга был повышен мичман. Звание лейтенанта, в свою очередь, стало относиться к IX рангу.

Люди, сумевшие дослужиться до VIII ранга во флоте Российской империи, приобретали право на личное дворянство. К таким должностям относились капитаны первых трех рангов и старший лейтенант, появившийся на флоте незадолго до Первой мировой войны. К V рангу относился чин капитана-командора, окончательно упраздненный в 1827 году. Среди знаменитых носителей этого звания был первопроходец Витус Беринг.

Достижение на службе IV ранга открывало перед человеком двери в потомственные дворяне. На флоте люди, достигшие четвертого и более высоких рангов, командовали флотскими соединениями: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал и генерал-адмирал.

Также сюда относился не прижившийся на русской почве чин шаутбенахта, которого сменил контр-адмирал. Примечательно, что это морское звание использовал как псевдоним сам первый русский император – «шаутбенахт Петр Михайлов». К III рангу относился генерал-кригскомиссар флота, в обязанности которого входило финансовое обеспечение морских сил. Звание упразднили в 1817 году. Высшее звание генерал-адмирала за историю Российской империи получили шесть человек. Три из них были представителями императорской фамилии.

Хотя табель о рангах прекратила действие после создания СССР, многие звания вновь появились во флоте Советского Союза и позже Российской Федерации.

Основные категории флотских званий

По своему составу служащие военного флота могут быть разделены на следующие группы:

  • Призывной и контрактный состав.
  • Младшие офицеры.
  • Старшие офицеры.
  • Высшие офицеры.

Граждане России, проходящие срочную службу на флоте, получают звание матроса. Оно примерно соответствует рядовому в сухопутных войсках. Матросы появились на флоте Советского Союза в 1946 году. До этого низшее воинское звание военно-морских сил называлось «краснофлотец».

Следом идет звание «старший матрос», которое соответствует «ефрейтору» наземных войск. Старший матрос командует группой или служит помощником старшины. Звание старшего матроса могут получить служащие, хорошо соблюдающие дисциплину и свои обязанности.

Четыре следующих звания соответствуют сержантским званиям сухопутных сил:

  • Старшина первой статьи.
  • Старшина второй статьи.
  • Главный старшина.
  • Главный корабельный старшина.

Следом за старшинами идут «мичман» и «старший мичман». Эти флотские звания соответствуют званиям прапорщика и старшего прапорщика.

Современное деление флотских званий восходит к указу Президиума Верховного Совета СССР, вышедшему в 1943 году. Он утверждал деление офицерского состава на младший, старший и высший. Указ включал звания для каждой группы, сохранившиеся до настоящего времени.

Младшие офицеры флота нашей страны называются: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант. Младший лейтенант может руководить боевым постом. Более старшие представители этой категории офицеров могут быть помощниками командира корабля четвертого ранга или даже командовать таким кораблем.

Старший офицерский состав включает капитанов первого, второго и третьего рангов. Также их могут называть каптри, кавторанг и каперанг. Эти представители офицерского состава могут командовать военными судами, имеющими соответствующий ранг.

В современном российском флоте ранг боевого корабля определяется на основе сложности управления, численности состава и боевой мощи. К первому рангу относятся крейсеры, атомные подводные лодки и авианосцы. Второй ранг включает большие десантные корабли, миноносцы, большие ракетные корабли.

К третьему рангу относятся малые ракетные и противолодочные суда, средние десантные корабли, тральщики. Четвертый ранг включает малые десантные суда, торпедные катера.

Высшие офицерские звания флота нашей страны были впервые установлены в 1940 году указом Президиума Верховного Совета. Это привычная нам система:

В сухопутных войсках этим званиям соответствуют (по возрастанию) генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал армии. Контр-адмирал может руководить эскадрой или служить помощником командующего флотилией. Вице-адмирал может командовать флотилией или оперативной эскадрой, а также служит заместителем командующего флотом. Во главе отдельного флота стоит адмирал. В современной России один адмирал флота, который является главнокомандующим морскими силами нашей страны.

Звание «адмирал флота» было введено в Советском Союзе в 1940 году. Оно соответствовало «генералу армии». Ни один из флотоводцев страны советов не получил его в тот момент. Фактически высшим званием был адмирал.

В 1944 году его получили два флотоводца. Первым был Николай Кузнецов, занимавший в тот момент пост Народного комиссара флота. Он входил в Ставку Верховного главнокомандующего, и действия Николая Кузнецова по командованию флотом страны были успешны. В 1945 году звание «адмирала флота» получил Иван Исаков, руководивший в годы войны до ранения главным морским штабом.

В 1955 году вышел дополнительный указ, корректировавший высшие флотские звания страны советов. К званию «адмирал флота» добавлялось «Советского Союза». Обладатели этого чина имели право носить «Маршальскую Звезду» - знак отличия, введенный в 1940 году.

Этот высший морской чин был упразднен в 1993 году, потому что страны, которая упоминалось в его названии, больше не существовало. Высшее звание морских офицеров стало снова «адмирал флота».

Введенный в 1955 году чин был персональным. В истории советского государства только три человека получили звание «Адмирал флота Советского Союза». Сразу после введения нового военного чина его получили Н.Г. Кузнецов и И.С. Исаков. Через год Кузнецов попал в опалу и лишился высшего звания. Его вернули флотоводцу уже посмертно в годы Перестройки. В 1967 году высшего флотского звания удостоился Сергей Горшков, прошедший войну в чине контр-адмирала и руководивший строительством и перевооружением флота в послевоенные годы.

Звание Адмирала флота Советского Союза соответствовало в 1960-1990-е годы званию Маршала СССР. В свою очередь, находившийся рангом ниже «адмирал флота» соответствовал генералу армию и маршалу рода войск.

Главнокомандующий военно-морскими силами нашей страны может носить чин адмирала или адмирала флота. Так, первый морской офицер, занимавший эту должность в постсоветской России, Феликс Громов, стал в 1992 году главнокомандующим, будучи адмиралом. Звание адмирала флота он получил спустя четыре года, незадолго до отставки.

Следующие главнокомандующие (Владимир Куроедов и Владимир Масорин) заняли этот пост, будучи адмиралами, и после этого получили более высокий чин. Владимир Высоцкий и Владимир Чирков были главнокомандующими, оставаясь в звании адмирала. Также и действующий главнокомандующий Владимир Королев сохраняет звание адмирала, полученное в 2013 году.

Начальники Главного штаба флота, являвшиеся первыми заместителями главкома, как правило, носили звание вице-адмирала или адмирала. Андрей Воложинский, начавший службу на этом посту в 2016 году, сохраняет звание вице-адмирала.

Военно-морской флот современной России стал преемником флота . Большинство высших морских офицеров начали службу еще в советском флоте. По этой причине звания на флоте в современной России (по порядку от матроса до адмирала) не претерпели принципиальных изменений, по сравнению с советским периодом.

Служащим в ВМС Российской Федерации, которые способны взять ответственность за командование воинским составом, присваиваются звания на флоте. Каждое из них имеет характерные знаки отличия. Чтобы получить конкретное звание, человек, находящийся на службе, должен доказать свою значимость и показать рвение к дальнейшему повышению.

Морские звания в военно-морском флоте делятся на несколько категорий:

  • Призывники контрактной и срочной службы;
  • Младшие офицеры;
  • Старшие офицеры;
  • Высшие офицеры.

За каждым военнослужащим, который входит в одну из вышеуказанных категорий, закреплены определенные обязанности. Он должен четко следовать уставу и не пренебрегать задачами, выполнение которых является его первостепенной целью.

Звания

Воинские звания делятся на корабельные или же морские и войсковые. Первые могут быть присвоены служащим надводных и подводных сил. Войсковые относятся к лицам, которые проходят службу в воздушно-десантных, сухопутных и космических войсках.

Закон «О воинской обязанности и военной службе» РФ (Российская Федерация) устанавливает воинское звание для военных МВС.

Матросы


В морфлоте самое низшее звание – матрос

Младшее звание в ВМС – это матрос. В ВМФ оно соответствует рядовому, которое дают военнослужащему сухопутных войск. Его получает призывник срочной службы. Также звание дается контрактникам, которые только начинают знакомиться с военным делом.

Далее следует старший матрос. По значимости он равен ефрейтору в армии. Такое звание получает военнослужащий, который ни разу не нарушил дисциплину и ответственно относится к собственным обязанностям. Нередко старший матрос становится помощником или даже заместителем старшины второй статьи.

Старшины

Самым младшим званием в старшинском составе является старшина второй статьи. Военнослужащий такой категории может рассчитывать на разрешение командовать отделением.

Старшиной первой статьи становится моряк, который по рангу располагается выше, чем старшина первой статьи. Он является командиром отделения. Такого звания удосуживаются военнослужащие, которые сумели показать хорошие результаты в процессе выполнения боевых задач. Также их характеризуют высокие организаторские способности.

Мичманы


Погоны мичмана

Звание мичмана получает моряк, который успел пройти ряд обучающих курсов и программ. Ему соответствует ранг прапорщика в сухопутных войсках. Мичман считается ответственным за выполнение боевых обязанностей и организационных дел.

Выше его по рангу идет старший мичман. Это звание является аналогичным старшему прапорщику в армии. За ним закреплены те же обязанности.

Младшие офицеры

Младший лейтенант занимает начальную ступень в офицерском составе. Это правило распространяется как на морские, так и на сухопутные войска. Военнослужащему с таким званием могут быть поручены обязанности командира поста или целого взвода. Все зависит от его профессиональных навыков и дисциплины.

Флотское звание старший лейтенант дается моряку, который с хорошей стороны проявил себя во время службы обычным лейтенантом. Если военнослужащий продолжит давать отличные показатели, то он сможет стать помощником капитана морского судна.

Завершает младший офицерский состав капитан-лейтенант. Это высшее звание, которое в Российской Федерации соответствует рангу капитана роты в армии. Моряк имеет право стать заместителем капитана корабля. Также ему открывается перспектива стать командиром роты, в расположение которого попадает несколько сотен подчиненных.

Старшие офицеры


Капитан в морфлоте имеет право занимать командные должности на военных судах

Капитан третьей категории является аналогом майора в армии Российской Федерации. В число обязанностей входит командование кораблем, который соответствует его рангу. К нему относятся противолодочные, десантные, торпедные суда, а также тральщики.

Капитаны второго ранга по значимости являются такими же, как и подполковники в сухопутных войсках. Такое звание получают командиры ракетных и десантных кораблей, а также миноносцев.

Капитан первой категории морского флота имеет право командовать кораблями, которые отличаются сложным управлением и большой военной мощью. Речь идет об атомных подводных лодках, крейсерах и авианосцах.

Высшие офицеры

Начинает ранг высших офицеров контр-адмирал. В его распоряжении находится корабельная эскадра. Также военнослужащий с таким званием может временно занимать место командира флотилии. Контр-адмирал по своей значимости и обязанностям соответствует генерал-майору в сухопутной армии.

В России предусмотрено звание вице-адмирал. Этот военнослужащий может замещать адмирала. По значимости он находится на уровне с генерал-лейтенантом в сухопутных войсках. В подчинении у вице-адмирала находятся флотилии.

Адмирал, которому в сухопутной армии соответствует генерал-полковник, на ранг выше вице-адмирала. Он контролирует и руководит действиями флота.

Адмиралом флота может стать военнослужащий, которому удалось положительно проявить себя в процессе выполнения стратегических, боевых и организационных задач.

Знаки различия


Адмирал флота – высшее звание в военно-морских силах

У флота России имеются две категории погон. Одни из них предназначены для офицеров, а другие – для младшего состава.

У матросов, мичманов и старшин повседневная одежда имеет синий цвет. Иногда она украшена окантовкой серебристого тона. На погоне присутствует вышитая буква «Ф». У мичманов парадная рубашка окрашена в бежевый цвет. Парадную форму дополняют серо-черные нашивные погоны, китель и пальто.

Офицеры носят белую парадную рубашку, которая дополнена съемными погонами без окантовки. Они имеют золотистый цвет. Также представлена бежевая парадная рубашка с погонами, которые соответствуют тону одежды. К ней идет повседневное пальто и китель. Последний вариант формы дополнен погонами черного цвета, которые украшены желтой окантовкой. По важному случаю офицеры надевают парадный китель, на котором присутствуют золотистые погоны с окантовкой в черных тонах.

Согласно законам и порядкам Российской Федерации военнослужащие ВМФ имеют знаки отличия, представленные в таблице. Эти данные касаются только РФ.

Звание Знаки отличия
Матросы Погоны без отличительных знаков. У старших матросов на них присутствует поперечная полоса, она же галун.
Старшины Желтые галуны и лычки. Количество галунов зависит от категории старшины. У главного военнослужащего этого звания присутствует широкий продольный галун.
Мичманы Погоны с вертикальными нашитыми полосами без просветов. Иногда присутствуют канты. Имеются небольшие звездочки в количестве 2 или 3 штук.
Младшие офицеры Погоны с желтой полосой вертикального типа и одним просветом. Присутствуют звезды размером 13 мм. Количество звезд зависит от звания.
Старшие офицеры Погоны с двумя просветами. Они дополнены звездами, размер которых достигает 20 мм. Количество звездочек зависит от звания старшего офицера.
Высшие офицеры Погоны без просветов. Они украшены звездами, которые в размере достигают 22 мм. Самая большая звезда присутствует на погонах адмирала флора. Она равняется 40 мм.

У речников и моряков погоны выглядят именно таким образом. Военнослужащие речного и морского флота имеют еще одни знаки отличия – нарукавные. Они обязательно должны присутствовать на форме, а именно на кителях. Нарукавными знаками отличия принято считать звезды и полосы желтого цвета. Их представляют в таких вариантах:

  1. Младшие и старшие офицеры – сплошная нашивка.
  2. Высший состав – внутри звезды находится якорь.

Количество полос и их ширина зависит от звания военнослужащего.

В каких еще подразделениях присваиваются флотские звания


Морская авиация имеет аналогичные звания, как и военно-морские силы

В порядке (с определенной последовательностью) присуждения знаков отличия и званий ВМФ участвуют несколько частей:

  1. Береговая охрана.
  2. Морская пехота.
  3. Морская авиация.

Каждое из этих подразделений военнослужащих отвечает за конкретный спектр задач. Например, пехота ответственна за оборону военных объектов, авиация занимается обнаружением и уничтожением вражеских воздушных конструкций, а береговая охрана обороняет базы флотов страны.

Как присваиваются звания

Звания присваиваются военнослужащим в соответствии с установленными сроками.

Важно! Моряку могут дать новое звание досрочно, если он проявит особое усердие к службе.

Военнослужащим ВМФ присваиваются звания через такие сроки:

  • Старший матрос – через 5 месяцев;
  • Старшина второй статьи – через 1 год;
  • Главный старшина – через 3 года;
  • Мичман – через 3 года;
  • Младший лейтенант – через 2 года;
  • Лейтенант и старший лейтенант – через 3 года;
  • Капитан 3 категории – через 4 года;
  • Капитан 2 и 1 категории – через 5 лет.

Высшие чины присваиваются через год службы в прежнем звании. Чтобы добиться повышения, моряк должен проявлять себя как хороший специалист, который готов браться за ответственные задачи и грамотно их выполнять.

Чтобы точно знать, как по уставу положено обращаться к военнослужащему, необходимо разбираться в званиях. Звания в армии России и погоны обеспечивают ясность во взаимоотношениях и позволяют разобраться в субординации. В Российской Федерации есть как горизонтальная структура — войсковые и корабельные звания, так и вертикальная иерархия — от рядового состава — до высшего офицерского.

Рядовой состав

Рядовой — это низшее воинское звание Российской армии. Причем, получили солдаты это звание в 1946 году, до этого к ним обращались исключительно, как к бойцам, либо – красноармейцам.

Если служба несется в гвардейской воинской части или на гвардейском корабле, тогда при обращении к рядовому, стоит добавить так же слово «гвардии» . Если, Вы хотите обратиться к военнослужащему, находящемуся в запасе и имеющего диплом о высшем юридическом, либо медицинском образовании, тогда Вам следует обращаться — «рядовой юстиции» , либо«рядовой медицинской службы» . Соответственно, к тому, кто находится в запасе или отставке стоит добавить соответствующие слова.

В корабельном составе, званию рядового соответствует матрос .

Только старшие солдаты, которые лучше всего несут военную службу, получают звание Ефрейтор . Такие солдаты могут исполнять обязанности командиров, во время отсутствия последних.

Все добавочные слова, которые были применимы для рядового, остаются актуальными и для ефрейтора. Только в Военно-морском флоте, этому званию соответствует Старший матрос .

Тот, кто командует отделением, либо боевой машиной, получает звание Младший сержант . В некоторых случаях, это звание присваивается наиболее дисциплинированным ефрейторам при увольнении в запас, если во время службы не было предусмотрено такой штатной единицы. В корабельном составе – это «старшина второй статьи»

С ноября 1940 года в советской армии появилось звание для младшего командного состава – сержант . Оно присваивается курсантам, которые успешно прошли обучение по программе подготовки сержантов и закончили его с отличием.
Так же рядовой может получить звание — младший сержант , который показал себя достойным для присвоения очередного звания, либо при увольнении в запас.

В ВМФ сержанту сухопутных войск соответствует звание старшина .

Следующим идет Старший сержант, а на флоте – главный старшина .



После этого звания, идут некоторые пересечения сухопутных и морских сил. Потому что после старшего сержанта, в рядах российской армии появляется Старшина . В обиход это звание вошло в 1935 году. Его заслуживают только лучшие военнослужащие, которые отлично служили на сержантских должностях в течение полугода, либо при увольнении в запас, звание старшины присваивается старшим сержантам, аттестованным на отлично. На корабле это — главный корабельный старшина .

Следом идут прапорщики и мичманы . Это особая категория военнослужащих, приближенная к младшим офицерам. Завершают рядовой состав, старший прапорщик и мичман .

Младший офицерский состав

Ряд званий младшего офицерского состава армии России начинается со звания младший лейтенант . Звание это присваивается учащимся последних курсов и выпускникам высших военных учебных заведений. Однако, в случае нехватки офицеров, звание младшего лейтенанта может так же получить выпускник гражданского ВУЗа.

Лейтенантом может стать только младший лейтенант, отслуживший определенное количество времени и получивший положительный документ об образовании. Далее – старший лейтенант .

И замыкает группу младшего офицерского состава – Капитан . Это звание звучит одинаково, как для сухопутных, так и для корабельный войск.

Кстати, новая полевая форма от Юдашкина обязала наших военнослужащих дублировать знаки отличия на груди. Бытует мнение, что «недомерки» из руководства, не видят званий у наших офицеров на плечах и это сделано для их удобства.

Старший офицерский состав

Старший офицерский состав начинается со звания Майор . На флоте, этому званию соответствует Капитан 3 ранга . Следующие звания ВМФ будут только повышать ранг капитана, то есть званию сухопутного Подполковника будет соответствовать Капитан 2 ранга , а званию Полковника Капитан 1 ранга .


Высший офицерский состав

И завершает иерархию воинских званий в армии России высший офицерский состав.

Генерал майор или Контр-адмирал (на флоте) – такое гордое звание носят военнослужащие, которые командуют дивизией — до 10 тысяч человек.

Выше Генерал–майора стоит Генерал-лейтенант . (Генерал-лейтенант выше Генерала-майора потому, что у генерала-лейтенанта на погонах две звезды а у Генерала-майора одна).

Изначально в советской армии, это было скорее не звание, а должность, ибо Генерал-лейтенант являлся помощником генерала и брал на себя часть его функций в отличии, от Генерала-полковника , который может лично замещать старшие должности, как в Генеральном штабе, так и в министерстве обороны. К тому же, в вооруженных силах России, Генерал-полковник может являться заместителем командующего военным округом.

И, наконец, самый главные военнослужащий, имеющий высшее воинское звание в армии России – это Генерал армии . Все предыдущие звенья обязаны подчиняться именно ему.

О воинских званиях в видео формате:

Ну что салага, теперь разобрался?)