Произведения для детей 5 лет. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой

В возрасте от 5 до 6 лет дети уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет. Дети в 5 лет и 6 лет с огромным удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на темы нравственности, жизни своих сверстников, окружающей природы и героических событий, описанных в книгах. Они начинают проявлять большой интерес к научно-познавательной и исследовательской литературе.

Список книг для детей в 5 и 6 лет:

  1. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки, сказки народов мира
  2. Толстой Л. Акула. Пожарные собаки. Филипок. Булька. Мильтон и Булька
  3. Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке
  4. Андерсен Г. X. Гадкий утенок. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Волшебный холм. Новый наряд короля. Дорожный товарищ. Принцесса на горошине. Дочь болотного царя. Калоши счастья. Маленький Клаус и Большой Клаус. Русалочка. Огниво. Сундук-самолет. Старый дом. Суп из колбасной палочки. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди (и другие)
  5. Ершов П. Конек-Горбунок
  6. Маяковский В. Тучкины штучки
  7. Михалков С. Непоседы. А что у вас? Если. Фома
  8. Маршак С. Цирк. Баллада о королевском бутерброде. Веселые чижи. Багаж. Старушка
  9. Киплинг Р. Сказки
  10. Аксаков С. Аленький цветочек
  11. Катаев В. Цветик-семицветик
  12. Яснов М. Утренняя песенка. Пейзаж с луной. Подходящий угол. Спасибо! Хомячок
  13. Грозовский М. Сурок
  14. Коваленков А. Почему медведь зимою спит
  15. Пивоварова И. Мой храбрый лев. Волшебная палочка. Про шляпу
  16. Сапгир Г. Шел садовник. Туча. Моя семья. Ночные страшилки. Месяц
  17. Пляцковский М. Как ослик Алфавит учился старших уважать. Мамина песенка. Как попался кот на удочку
  18. Лунин В. Когда я взрослым стану
  19. Усачев А. Веселая мышка. Сколько ног у осьминога
  20. Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса (Как оживить сказку. Братец Лис и Братец Кролик и другие)
  21. Драгунский В. Друг детства. Заколдованная буква. Он живой и светится...
  22. Мошковская Э. Я пою. Ботиночный врач. Ну и что, ну и что... Какие бывают подарки
  23. Цыферов Г. Большой одуванчик. Град. Одинокий ослик
  24. Остер Г. Вредные советы. Бабушка удава. Ненаглядное пособие
  25. Бианки В. Лесные были и небылицы
  26. Степанов В. Что за птица. Маленький рост. Кто хозяин? Рыжий пес. Снегирь. Пеликанские острова
  27. Берестов В. Знакомый. Заячий след
  28. Барто А. Бестолковый Рыжик Иванов А. Про Фому и суслика
  29. Братья Гримм. Бременские музыканты. Волк и семеро козлят. Горшочек каши. Бабушка Метелица. Король-лягушонок, или Железный Генрих. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. Синяя Борода
  30. Родари Д. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы
  31. Хармс Д. Стихи для детей. Плих и Плюх
  32. Булычев К. Приключения Алисы (Путешествие Алисы. Заповедник сказок. Миллион приключений. Конец Атлантиды. Подземная лодка. Алиса и крестоносцы. Война с лилипутами
  33. Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Лённеберги
  34. Вестли А. Мама, папа, восемь детей и грузовик
  35. Милн А. Винни Пух и все-все-все. Баллада о королевском бутерброде
  36. Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог Марранов. Желтый туман. Сказки тысячи и одной ночи (Семь путешествий Синдбада-морехода. Повесть о скитаниях принца, ставшего нищенствующим дервишем. История о Медном городе. Абдаллах Земной и Абдаллах Морской. Абу Кир и Абу Сир. Рассказ про Ала ад-Дина и волшебный светильник. Истории о яйце птицы Рух и сокровищах пирамид и другие)
  37. Гофман Э. Щелкунчик и мышиный король
  38. Шварц Е. Сказка о потерянном времени
  39. Перро Ш. Кот в сапогах. Спящая красавица. Золушка, или Хрустальная туфелька
  40. Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
  41. Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка
  42. Пантелеев Л. Буква «ты». Фенька. Две лягушки (и другие)
  43. Житков Б. Что я видел. Рассказы
  44. Чаплина В. Вайгач. Питомцы зоопарка
  45. Бабич И. Мои знакомые звери
  46. Голявкин В. Тетрадки под дождем
  47. Алешковский Ю. Кыш и Два портфеля
  48. Носов Н. Фантазеры. Затейники. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Коли и Миши
  49. Коллоди К. Приключения Пиноккио
  50. Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
  51. Губарев В. Королевство кривых зеркал
  52. Хаит А. Приключения кота Леопольда
  53. Научно-популярные энциклопедии для детей

Многие родители задаются вопросом «Что почитать ребёнку 6 лет?» Я собрала список книг для ребенка 6 лет. Список получился большим. Конечно же не обязательно читать все книги. Нужно прислушиваться к интересам ребенка. Например, мои дети не любили сказка с феями, волшебниками, коврами-самолетами и т.п. Но любили сказки про Незнайку и Карлсона. Так что выбирайте!
1. Николай Носов.
Рассказы, Приключения Незнайки и его друзей (все части).
2. Виктор Драгунский.
Денискины рассказы.
3. Ян Ларри.
Необыкновенные приключения Карика и Вали
4. Дик Кинг-Смит.
Сказки-повести о животных.
5. Андрей Усчев.
Умная собачка Соня
Жили-были ежики
Школа снеговиков
Чудеса в Дедморозовке

33 кота
Умная собачка Соня
Чудеса в дедМорозовке
6. Софья Прокофьева.
Приключения желтого чемоданчика
Лоскутик и Облако
Пока бьют часы
Сыщик в обном башмаке
Приключение плюшевого тигра
7. Сельма Лагерлеф.
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
8. А. Волков:
«Волшебник изумрудного города»,
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты»,
«Семь подземных королей»,
«Огненный бог Марранов»,
«Желтый туман»,
«Тайна заброшенного замка».
9. Астрид Линдгрен
Малыш и Карлсон (3 части),
Приключения Эмиля из Леннеберги,
Эмиль и малышка Ида,
Пеппи Длинныйчулок.
10. Алан М
«Вини-Пух и все-все-все» (все части).
11. Ян-Олав Экхольм

Людвиг четырнадчатый и другие».
12. Юрий Дружков
Приключения Карандаша и Самоделкина.
13. Анне-Катрине Вестли.
Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик,
Маленький подарок Антона.
14. Григорий Остер.
38 попугаев,
Вредные советы.
15. Лаймен Баум.
Волшебник страны Оз.
16. Алексей Толстой.
Золотой ключик или приключения Буратино.
17. Карло Коллоди.
Приключения Пиноккио.
18. Диана Сабитова.
Мышь Гликерия
Цветные и полосатые дни
19. Туве Янсон.
Все о Муми-троллях
20. Токмакова
Аля, Кляксич и буква «А»
Может, Нуль не виноват?
М21. Сергей Георгиев
Фыфрики и бубрики
22. В. Бианки:
«Лесные были и небылицы»,
«Муравьишка» и другие.
23. Сергей Георгиев.
Главный секрет,
Лучший друг,
Грустное дерево
24. Любовь Воронкова
Маша-растеряша
25. Лебедева.
Как маша поссорилась с подушкой,
Приключение огуречной лошадки
26. Г. Х. Андерсен «Сказки»:
«Гадкий утёнок»
«Снежная королева»
«Стойкий оловянный солдатик»,
«Волшебный холм»,
«Новый наряд короля»,
«Дорожный товарищ»,
«Принцесса на горошине»,
«Дочь болотного царя»,
«Калоши счастья»,
«Маленький Клаус и Большой Клаус»,
«Русалочка»,
«Огниво»,
«Сундук-самолет»,
«Старый дом»,
«Суп из колбасной палочки»,
«Дюймовочка»,
«Штопальная игла»,
«Дикие лебеди» и др..
27. П. Ершов
Конёк-горбунок.
28. Р. Киплинг «Сказки».
29. Сергей Аксаков
Аленький цветочек.
30. В. Катаев
Цветик-семицветик.
31. Джоэль Ч. Харрис:
Сказки дядюшки Римуса:
Как оживить сказку,
Братец Лис и Братец Кролик
32. Ян Экхольм
Тутта Карлссон Первая и единственная,
Людвиг Четырнадцатый, и другие.
33. Братья Гримм:
Бременские музыканты,
Горшочек каши,
Бабушка Метелица,
Король-лягушонок или Железный Генрих,
Мальчик-с-пальчик,
Белоснежка и семь гномов,
Синяя Борода» и другие.
34. Дж. Родари:
Приключения Чиполлино,
Путешествие Голубой Стрелы,
Сказки по телефону
35. Д. Хармс:
Стихи для детей,
Плих и Плюх.
36. В. Маяковский
Что такое хорошо и что такое плохо.
37. Э.Т.А. Гофман
Щелкунчик и мышиный король.
38. Е. Шварц
Сказка о потерянном времени.
39. Шарль Перро «Сказки»:
Кот в сапогах,
Красная Шапочка,
Спящая красавица,
Золушка, или хрустальная туфелька.
40. Саша Чёрный
Дневник Фокса Микки.
41. А. Балинт
Гном Гномыч и Изюмка
42. Л. Пантелеев:
Буква «ты»,
Фенька,
Две лягушки. и др.
43. Б. Житков
Что я видел, рассказы
44. В. Гаршин
Лягушка-путешественница. и др. сказки
45. К. Грэм
Ветер в ивах
46. В. Чаплина
Питомцы зоопарка
47. И. Бабич
Мои знакомые звери
48. В. Голявкин
Тетрадки под дождем
49. Юрий Сотник
Как я был самостоятельным
50. Мира Лобе
Городок Вокруг – да – Около
51. Томин Юрий:
Шел по городу волшебник
Карусели над городом
К этим книгам можно добавить энциклопедии и познавательные книги по возрасту.ожет, Нуль не виноват?

Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

Какие книги читать детям 5-6 лет

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

Используемая литература.
1. Гурович М. М. Ребенок и книга. - Детство-пресс, 2004. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт-Петербург, 1997.
3. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: -Психологический журнал.-2001.
4. Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына - М.: Лист, 1999.

Как учить стихи.

Мы легко запоминаем то, что эмоционально « пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее.

Заучивать наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время выученное не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.

И добиться успеха в жизни

Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко « пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

Совет № 1

Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного.

Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, плаксивое, тревожное.

При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.

Совет № 2

Чтение стихотворения в « различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного, известного ребёнку.

Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете Вы задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами.

Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа «Чудо». Попросите детей для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначить её тем же номером, что и номер строки.

1. Ты ещё не видел чуда?

2. Никогда не видел чуда?

3. Вот беда – не видел чуда!

Так сходи и посмотри.

4. Ты увидишь просто чудо

Удивительное чудо:

Там, где магазин « Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт у перекрёстка

Пробивается берёзка.


Первые книжки учат ребенка сопереживать героям, отличать добро от зла, раскрывают перед ним горизонты, ведут в неведомые страны реальные и фантастические, развивают образное мышление. Очень важно родителям правильно подобрать для детей книжки, которые бы учили детей «разумному, доброму, вечному». Ниже представлен обзор лучших книг для детей 4-5 лет.

Какие читать книги детям 4-5 лет: лучшие художественные произведения

С. Михалкова «Праздник непослушания»

Это замечательное произведение, написанное советским детским писателем С. Михалковым, полезно будет прочитать не только детям, но и взрослым. Это сказка о том, что для мирного сосуществования взрослых и детей необходим компромисс. Сюжет сказки, казалось бы, незатейлив. Непослушный мальчик наказан мамой и закрыт в комнате. В окошко его комнаты стучит воздушный змей, зацепившийся хвостом за водосточную трубу. Этот змей уносит обиженного малыша в город, который покинуло все взрослое население из-за непослушания детей. Дети оставлены на произвол судьбы, они стали хозяевами положения. Но дети не знали, что свобода «это осознанная необходимость» и превратили ее в анархию, что повлекло за собой неприятные последствия. Они объелись мороженным, заболели и поняли, что жить без взрослых не могут. Змей, на котором прилетел мальчик, отнес письмо детей взрослому населению города, в котором дети просили их вернуться обратно. Взрослые возвратились к взаимному счастью детей и их самих.

А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Эта повесть фактически пересказ сказки Френка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Но этот пересказ неоднократно дорабатывался, менялась сюжетная линия, вводились новые персонажи, так что конечный результат уже значительно отличался от первоисточника. Основная сюжетная линия — это приключения девочки Элли и ее верного друга — собаки по кличке Тотошка. Элли и Тотошка по воле злой волшебницы Гингемы перенесены вместе с домом в далекую страну. Вернуть их домой может только волшебник Изумрудного города Гудвин. По пути к Гудвину, Элли встречает Железного Дровосека, который, по его мнению, лишен сердца. И еще она знакомится с ожившим пугалом Страшилой, который уверен, что ему недостает ума и Трусливым Львом, который из-за трусости не может выполнить свою миссию и стать царем зверей. Все они идут к Гудвину, чтобы он решил их проблемы. По пути они переживут множество захватывающих приключений. В конце-концов окажется, что Гудвин никакой не волшебник и не может исполнить их желания. Но самое главное каждый из них понял, что они давно обладают тем, о чем мечтали. Просто нужно было в это поверить.

Если ваш ребенок уже знаком с произведением Алексея Толстого «Золотой ключик»(оно входит в список рекомендуемых ), то познакомьте малыша с другим произведением о деревянном человечке. Речь идет о сказке Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» .

Астрид Анна Эмилия Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок», «Эмиль и малышка Ида»

А. Линдгрен — замечательная шведская писательница, известная далеко за пределами свой страны. Созданные ей литературные герои горячо любимы детворой уже не одного поколения. Особенной популярностью пользуются Малыш и его антипод Карлсон, который появляется в жизни малыша в самые трудные ее моменты. И, несмотря на то, что Карлсон хвастлив и эгоистичен, он умеет собственным жизнелюбием вселить оптимизм в Малыша и втянуть его в забавные приключения. И именно потому, что этот литературный персонаж не тянет на звание героя, он получился особенно живым и привлекательным.

Владимир Короленко «Дети подземелья»

Обязательно следует прочесть эту пронзительную повесть своему ребенку. Она не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Существует адаптированная версия для детского чтения, которая называется «В дурном обществе» . Это повесть о том, как сын судьи, нелюбимый своим отцом и предоставленный самому себе, знакомится с детьми-сиротами, живущими в подземелье. Брат самоотверженно заботится о своей больной сестре и уходит искать ей пропитание в город, оставляя ее одну. Мальчик из хорошей семьи старается всеми силами помочь этим бездомным детям, но не находит понимания ни у своего отца, ни у общества. Несмотря на все усилия мальчиков, малышка тихо уходит из жизни. Мало найдется произведений для детей и о детях, которые оставили бы такой неизгладимый след в сердце ребенка. Повесть заставит сопереживать, научит сочувствию.

Дик Кинг-Смит «Найти белую лошадь», «Мышонок по имени Вольф», «Леди Кошка»

Эти произведения замечательного английского детского писателя, переведенные на 12 языков мира, расскажут ребенку о животных в очень веселой и интересной манере. Самому автору не пришлось ничего выдумывать, он прожил на ферме всю свою жизнь и знал жизнь животных не понаслышке. Он наблюдал ее ежедневно и после 50-ти лет изложил все свои наблюдения в очаровательных сказках для детей. Увлекательные сюжеты и прекрасная манера изложения делает их желанными для семейного прочтения.

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на луне»

Замечательная трилогия советского детского писателя очень рекомендуется к прочтению в семейном кругу. Забавные приключения Незнайки, враля и фантазера, который ничему не хотел учиться и из-за этого постоянно попадал впросак. Его антипод Знайка, умница и непререкаемый авторитет для всех жителей Цветочного города, заставит детей задуматься о пользе образования и получения различных навыков и умений. Волшебный мир коротышек из цветочного города не оставит детей равнодушными и принесет им много удовольствия и новых эмоций.

Сельма Лагерлеф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»

Эту сказку Сельма Лагерлеф написала уже будучи знаменитой писательницей и лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Но именно эта сказка принесла ей мировую известность и признание читателей. И, хотя она задумывалась, как учебная, она должна была рассказать детям о Швеции, ее географии, традициях, сказка оказалась настолько интересной и увлекательной, что дидактика отошла на второй план. Книга построена на народных сказках и легендах и повествует о путешествии маленького мальчика Нильса со стаей диких гусей, ведомых старой мудрой уткой Аккой Кебнекайзе. До этого путешествия он был озорником и не сильно интересовался тем, что его озорство кого-то обижает или приносит неудобство. Но после всего, что пришлось ему узнать и пережить, он стал совершенно другим человеком. А главное, что он научился дружить.

Джанни Родари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в Стране лжецов», «Путешествие голубой стрелы», «Как путешествовал Джованино»

Итальянский детский писатель, лауреат литературной премии имени Ганса Христиана Андерсена внес в мировую копилку детской литературы неоценимый вклад. Герои его сказок — это борцы за свободу и справедливость, они борются с такими человеческими пороками, как жадность, вымогательство, ложь. Таков Чиполлино, ведущий борьбу с Синьором Помидором за домик дядюшки Тыквы, таков и Джельсомино, обладатель необычайно сильного голоса вступивший в борьбу с лжецами. Эти книжки интересны сами по себе и обладают неоспоримым воспитательным эффектом.

Алан Милн «Вини Пух и все-все-все»

Увлекательная дилогия главным героем, которой является плюшевый мишка по имени Вини Пух. Самое интересное, что у этого сказочного героя есть прототип. Это любимая игрушка сына Милна Кристофера Робина, который тоже является участником сказочных событий. Действие происходит в Стоакровом лесу – это мир зверей. В детской комнате Кристофера Робина – это мир игрушек. Книги Милна выросли из игр и устных рассказов сыну. В этой книге прекрасно сосуществуют игрушки, звери, люди, природа. Забавные приключения плюшевого мишки пришлись по нраву детворе всего мира.

Софья Прокофьева «Лоскутик и Облако»

Это трогательная сказка о маленькой сиротке по имени Лоскутик. Звали ее так потому, что платье ее постоянно латалось и состояло из одних лоскутиков. Ей не посчастливилось жить в стране, которой правил жестокий и жадный король, продававший воду своим подданным. Но однажды ей улыбнулось счастье, и она повстречалась с облаком, которое спасла от пересыхания. А облако помогло Лоскутику и жителям страны справиться с жестоким королем. Сказка написана прекрасным языком, все персонажи описаны так талантливо, что будто живые встают перед глазами. Книжка учит добру, дружбе и взаимопомощи.

Ян Олаф Экхольм «Тута Карлссон Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый и другие»

Эти книжки шведского детского писателя о дружбе лисенка с цыпочкой. Двое малышей из враждебных лагерей полюбили друг друга и сумели противостать вековой вражде лис и кур. Сказка убеждает читателя во всесилии любви и дружбы.

Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино», «Чебурашка и крокодил Гена», «Вниз по волшебной реке»

Книги Успенского рекомендованы к чтению детям от 5-ти лет и старше. Прекрасный ироничный язык, которым написаны эти книжки, яркие, запоминающиеся персонажи делают эти книги народными любимцами. Кто не знает Матроскина или Чебурашку, или крокодила Гену? Но знают их в основном, как героев мультсериалов. А зря. Нужно обязательно ознакомить детей с первоисточником, т.е. с книгами. Дети получат массу удовольствия.

Григорий Остер «Тридцать восемь попугаев», «Вредные советы»

Сказка «Тридцать восемь попугаев» рассказывает о дружбе обезьяны, слоненка, удава и попугая. Она интересна тем, что чисто по-детски интерпретирует некоторые слова и понятия. Например, длину удава измеряют не в привычных нам мерах длины, а в попугаях. А мартышка хочет получить свой привет, как нечто ощутимое, и очень обижена, что привет ей не передают. Детям нравится в этих персонажах узнавать себя. Ну, а вредные советы из одноименной книги приводят малышей в полный восторг. Ведь там советуют делать то, что строго-настрого запрещено взрослыми.

Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Это сказка о том, что в одном городе оживают два человечка – Карандаш и Самоделкин. Все, что рисует карандаш оживает, Самоделкин может собрать и построить все, что угодно. Но нарисованные Карандашом персонажи доставляют им много неприятностей, они живут своей неправильной жизнью. О приключениях героев сказки и оживших персонажей стоит почитать детям. Им наверняка это будет интересно.

Сказки А.С. Пушкина

Для детей 4-5-ти лет рекомендованы к прочтению «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане». Сказка о рыбаке и рыбке повествует о безграничности жадности и тщеславии старухи, жены рыбака, о всемогуществе Золотой Рыбки и беспредельном терпении, смирении самого старика-рыбака. И о том, к чему приводит безграничная жадность. Ну, очень поучительно! А сказка о царе Салтане рассказывает детям и взрослым, как плохо жить чужим умом. О дворцовых интригах и приключениях жены царя Салтана и ее сына Гвидона, изгнанных из дворца по наущению врагов. Сказки занимательны и написаны великолепным языком гениального поэта.

Развивающие книги для детей 4-5 лет: лучшие пособия для обучения

Земцова О.Н. Умные книжки для 4-5 лет. Что нас окружает. Познаем мир.

«Умные книжки» — это целая серия , 3-4 лет, 4-5 лет. Эти книги обучают детей познавать мир, знакомят с основами математики, учат ориентироваться в пространстве, знакомят детей с буквами, расширяют их словарный запас, развивают память и мелкую моторику детей.

С детьми возраста 4-5 лет желательно регулярно заниматься по следующим книжкам Земцовой:

  1. Земцова О.Н. умные книжки 4-5 Цифры и числа. Учимся считать.
  2. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 Найди отличия. Развиваем память
  3. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 Запомни картинки. Развиваем память.
  4. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 Веселые часы. Называем дни, недели, месяцы.
  5. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 Ожившие буквы. Учимся грамоте.
  6. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 От слова к рассказу. Развиваем речь.