Урок "введение в основы общей биологии". Основы общей биологии

Что такое наука биология? Говоря простым языком, это изучение жизни во всем ее разнообразии и величии. От микроскопических водорослей и бактерий до больших слонов и гигантских синих китов, жизнь на нашей планете представляет невероятное многообразие. Беря это во внимание, откуда мы заем, что является живым? Каковы основные характеристики жизни? Все это очень важные вопросы с одинаково важными ответами!

Характеристики жизни

К живым существам относиться, как видимый , и , так и невидимый мир бактерий и вирусов. На базовом уровне мы можем сказать, что жизнь упорядочена. Организмы имеют чрезвычайно сложную организацию. Мы все знакомы с замысловатыми системами основной - клеткой.

Жизнь может «работать» . Имеется введу не ежедневное разнообразие работы, а поддержание метаболических процессов, путем получения энергии в виде пище из окружающей среды.

Жизнь растет и развивается . Это означает больше, чем просто копирование или увеличение размера. Живые организмы также имеют возможность восстанавливаться при определенных типах повреждений.

Жизнь может воспроизводиться . Вы когда-нибудь видели размножение грязи или камней? Вероятней всего нет! Жизнь способна происходить только от других живых существ.

Жизнь может реагировать . Вспомните о том, как в последний раз вы ударялись какой-нибудь частью своего тела. Почти мгновенно следует болевая реакция. Жизнь характеризуется реакцией на различные стимулы и внешние раздражители.

Наконец, жизнь может адаптироваться и отвечать требованиям, предъявляемым окружающей средой.

Существует три основных типа приспособлений, которые могут возникать у высших организмов:

  • Обратимые изменения происходят как ответ на изменения в окружающей среде. Предположим, вы живете вблизи уровня моря и отправляетесь в горную местность. Вы можете начать испытывать затрудненное дыхание и увеличение частоты сердечных сокращений в результате изменения высоты. Эти симптомы исчезают, когда вы возвращаетесь к уровню моря.
  • Соматические изменения происходят в результате продолжительных изменений в окружающей среде. Используя предыдущий пример, если вы долго будете оставаться в горной местности, вы заметите, что ваш сердечный ритм начнет замедляться, и вы начнете нормально дышать. Соматические изменения также обратимы.
  • Окончательный тип адаптации называется генотипическим (вызванным генетической мутацией). Эти изменения происходят в генетическом составе организма и не обратимы. Примером может служить развитие устойчивости к пестицидам у насекомых и пауков.

Таким образом, жизнь организована, «работает», растет, размножается, реагирует на стимулы и приспосабливается. Эти характеристики лежат в основе изучения науки общей биологии.

Основные принципы современной биологии

Фундамент науки биологии, которая существует сегодня, основан на пяти основных принципах. Это теория клеток, теория генов, эволюция, гомеостаз и законы термодинамики.

  • : все живые организмы состоят из клеток. является основной единицей жизни.
  • : черты наследуются посредством передачи генов. расположены на и состоят из ДНК.
  • : любое в популяции, которое унаследована в течение нескольких поколений. Эти изменения могут быть небольшими или большими, заметными или не столь заметными.
  • : способность поддерживать постоянную внутреннюю среду в ответ на изменения окружающей среды.

Наука о закономерностях, единых для всего живого. Она изучает общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ независимо от их систематического положения. Чем отличается живое от неживого, каковы основные и общие для всех организмов закономерности жизненных явлений - ответ на эти вопросы составляет задачу общей биологии.

Обмен веществ и энергии между организмом и средой, способность к размножению, наследственность и изменчивость - неотъемлемые свойства всех организмов. Эти свойства - основа эволюции - необратимого исторического развития живой природы, которое сопровождается приспособлением организмов к условиям существования, образованием и вымиранием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом. В результате эволюции возник многообразный мир живых существ.

Различают несколько структурно-функциональных уровней организации жизни (живой материи). Нижний, наиболее древний - суборганизменный. Это уровень молекулярных структур, где проходит граница между живым и неживым. Следующий уровень - клеточный. Клетка, ее структуры и основные биохимические процессы сходны у всех организмов. За ним следует уровень целостного организма. Неотъемлемые свойства всех организмов - способность к размножению, наследственность и изменчивость. Более сложный уровень организации жизни - популяционно-видовой. Высший уровень - экосистемный, биосферно-биогеоценотический, на котором сообщества популяций животных и растений вместе с их средой обитания образуют функционально-структурное единство. Целостность экосистем (биогеоценозов, биосферы) обусловлена обменом веществ и энергии между ее компонентами.

Общая биология изучает законы, характерные для всех уровней организации жизни. Значение этой дисциплины исключительно велико как в формировании материалистического мировоззрения, так и в ряде жизненно важных областей человеческой деятельности. Она приобретает все возрастающее практическое значение для сельского хозяйства, лесной и рыбной промышленности, биотехнологии, медицины, для рационального использования естественных ресурсов и охраны природы.

Биология служит теоретической базой сельскохозяйственного производства. Многие ее разделы непосредственно связаны с растениеводством и животноводством. Обеспечение все увеличивающегося населения земного шара продовольствием невозможно без создания новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и продуктивных пород домашних животных. Достичь этого можно лишь зная законы наследственности и изменчивости. Благодаря открытиям в молекулярной биологии развивается биотехнология - производство ферментов, гормонов, кормовых белков, аминокислот с помощью микроорганизмов. Повышение плодородия земель, создание условий для получения устойчивых программированных урожаев - эти экологические задачи должны решать агрономы-биологи.

Биология изучает биологическую форму движения материи, т. е. совокупность организмов, живущих на , в том числе человека. Из-за огромного разнообразия представителей живого на Земле биология представляет собой комплекс различных биологических наук и включает ботанику, микологию (науку о грибах), зоологию, комплекс наук о человеке как биологическом объекте, общую биологию и другие науки. Ниже рассмотрены общие представления о биологии и ее составляющих.

Биология - комплекс наук, изучающих все живое вещество и организмы, им образуемые.

Какие науки включает в себя биология:

Ботаника - наука, изучающая биологические особенности растений. Совокупность всех растений на Земле называют флорой Земли. Традиционно вместе с растениями в курсе ботаники изучают грибы, вирусы, которые в строгом смысле не относятся к растениям, а принадлежат к другим царствам организмов. Так, грибы образуют особое царство Грибы, а наука о грибах называется микологией.

Зоология - наука, изучающая царство Животные.

Совокупность всех животных, населяющих Землю, называют фауной Земли. Принято говорить о фауне той или иной области, того или иного региона и т. д.

Биологические особенности человека изучает целый комплекс наук: анатомия, гигиена человека (несмотря на то что человек является структурной единицей царства Животные, он относится к , отряду приматов, семейству человекообразных обезьян, роду человек, виду человек разумный).

Общая биология - особый раздел биологии, изучающий наиболее общие закономерности биологической формы существования материи.

На современном этапе развития биологии общая биология представляет собой комплекс наук, состоящий из отдельных, достаточно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных наук: молекулярной биологии, цитологии, теории развития и размножения, генетики, селекции, эволюционной теории, экологии. В предмете Общая биология эти науки представлены в виде разделов, которыми в курсе Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности являются следующие:

1. Цитология - раздел, изучающий клетку, ее химический состав, биохимические процессы, протекающие в клетке, строение и функции отдельных органоидов клетки.

2. Учение об индивидуальном развитии - онтогенезе - раздел, включающий учение о размножении и развитии организмов (тесно связан с цитологией).

3. Генетика с основами селекции - раздел, рассматривающий закономерности наследственности, изменчивости, их материальные носители (генетика), принципы и методы выведения новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов (селекция); теоретической основой селекции является генетика.

4. Эволюционное учение (теория) - раздел, изучающий филогенез (историческое развитие видов); составной частью этого учения является дарвинизм; основой данного учения (теории) - генетика, селекция и другие биологические науки.

5. Экология с основами природоохранной деятельности - раздел, рассматривающий вопросы взаимосвязи организмов друг с другом, средой обитания, а также воздействие человека на Природу и пути преодоления негативных последствий этого воздействия.

Общая биология тесно взаимосвязана с комплексом медицинских и сельскохозяйственных наук, являясь, с одной стороны, их базой, а с другой - эти науки дают богатый фактический материал для иллюстрации общебиологических закономерностей. Знание и понимание вопросов общей биологии невозможно без владения знаниями математики, химии, физики, геологии, астрономии, философии и других наук естественного и гуманитарного циклов. Так, без знания основ органической химии невозможно понять ни молекулярную биологию, ни проблемы обмена веществ, лежащих в основе экологии, ни вопросы цитологии. Все это делает необходимым глубокое усвоение знаний как общебиологического характера, так и знаний других и естественно-математических и гуманитарных наук.

Знания общебиологических понятий и закономерностей имеют огромное значение для каждого человека, поскольку они являются базой для понимания основных проблем экологии (как специальной отрасли знаний), без овладения которыми современный человек не сможет выжить в постоянно усложняющейся экологической обстановке на нашей планете.

Учебник соответствует программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Учебник включает сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение.

Биология - наука о живом мире.

Биология - наука, которая изучает живой мир нашей планеты. Название этой науки произошло от двух греческих слов: bios - «жизнь»; logos - «учение». Поэтому биологию называют наукой о живом мире.

Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связи друг с другом и с неживой природой.

Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества - оно обеспечивало людям выживание. Им необходимо было знать, какие растения, животные, грибы опасны или ядовиты, а какие могут быть использованы в пищу, чем лечиться, из чего изготовлять одежду, охотничьи приспособления, орудия труда, из чего лучше строить жилье. Эти знания люди запоминали, передавали из поколения в поколение, позднее начали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, указывать места обитания, особенности использования, способы выращивания - культивирования.
Термин «биология» впервые был употреблен в 1779 г. немецким профессором анатомии Т. Рузом. В 1802 г. французский натуралист Ж.Б. Ламарк предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы.

Глава 1. Введение в основы общей биологии
§ 1. Биология - наука о живом мире
§ 2. Общие свойства живых организмов
§ 3. Многообразие форм живых организмов
Глава 2. Основы учения о клетке
§ 4. Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток
§ 5. Химический состав клетки
§ 6. Белки и нуклеиновые кислоты
§ 7. Строение клетки
§ 8. Органоиды клетки и их функции
§ 9. Обмен веществ - основа существования клетки
§ 10. Биосинтез белков в живой клетке
§ 11. Биосинтез углеводов - фотосинтез
§ 12. Обеспечение клеток энергией
Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
§ 13. Типы размножения
§ 14. Деление клетки. Митоз
§ 15. Образование половых клеток. Мейоз
§ 16. Индивидуальное развитие организмов - онтогенез
Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости
§ 17. Из истории развития генетики
§ 18. Основные понятия генетики
§ 19. Генетические опыты Менделя
§ 20. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
§ 21. Сцепленное наследование генов и кроссинговер
§ 22. Взаимодействие генов и их множественное действие
§ 23. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом
§ 24. Наследственная изменчивость
§ 25. Другие типы изменчивости
§ 26. Наследственные болезни, сцепленные с полом
Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
§ 27. Генетические основы селекции организмов
§ 28. Особенности селекции растений
§ 29. Центры многообразия и происхождения культурных растений
§ 30. Особенности селекции животных
§ 31. Основные направления селекции микроорганизмов
Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира
§ 32. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания
§ 33. Современные представления о возникновении жизни на Земле
§ 34. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни
§ 35. Этапы развития жизни на Земле
Глава 7. Учение об эволюции
§ 36. Идея развития органического мира в биологии
§ 37. Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира
§ 38. Современные представления об эволюции органического мира
§ 39. Вид, его критерии и структура
§ 40. Процессы видообразования
§ 41. Макроэволюция - результат микроэволюций
§ 42. Основные направления эволюции
§ 43. Основные закономерности биологической эволюции
Глава 8. Происхождение человека (антропогенез)
§ 44. Эволюция приматов
§ 45. Доказательства эволюционного происхождения человека
§ 46. Этапы эволюции человека
§ 47. Первые и современные люди
§ 48. Человеческие расы, их родство и происхождение
§ 49. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
Глава 9. Основы экологии
§ 50. Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы
§ 51. Общие законы действия факторов среды на организмы
§ 52. Приспособленность организмов к действиям факторов среды
§ 53. Биотические связи в природе
§ 54. Популяции
§ 55. Функционирование популяции и динамика ее численности
§ 56. Сообщества
§ 57. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
§ 58. Развитие и смена биогеоценозов
§ 59. Основные законы устойчивости живой природы
§ 60. Рациональное использование природы и ее охрана
Заключение Лабораторные работы Как работать с учебником Выходные данные.

Или биофилософия раздел философии, который занимается эпистемологическими, метафизическими и этическими вопросами в области биологических и биомедицинских наук, а также анализом и объяснением закономерностей развития основных направлений… … Википедия

Раздел философии, занимающийся анализом и объяснением закономерностей развития основных направлений комплекса наук о живом. Ф.б. исследует структуру биологического знания; природу, особенности и специфику научного познания живых объектов и… … Философская энциклопедия

Учреждение Российской академии наук Институт биологии гена РАН (ИБГ РАН) Основан 1990 Директор акад. П. Г. Георгиев Расположение … Википедия

Симметрия в биологии (биосимметрия). На явление С. в живой природе обратили внимание ещё в Древней Греции пифагорейцы (5 в. до н. э.) в связи с развитием ими учения о гармонии. В 19 в. появились единичные работы, посвященные С. растений… … Большая советская энциклопедия

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Общая биология (англ. General Biology … Википедия

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

I Биология (греч. bios жизнь + logos учение) совокупность естественных наук о жизни как особом явлении природы. Предметом изучения служат строение, функционирование, индивидуальное и историческое (эволюция) развитие организмов, взаимоотношения их … Медицинская энциклопедия

Физиолог; род. в 1860 г. Е 1877 г., по окончании Витебской гимназии, поступил в Петербургский университет на естественный факультет, который и кончил в 1882 г. В 1883 г. поступил в Военную медицинскую академию и, кончив в ней курс в 1886 г., был… … Большая биографическая энциклопедия

ВЕРИГО - ВЕРИГО, оронис и^Фиргунашвич (1Ь60 1£25), известный физиолог. В 1881 г. окончил Петербургский ун тет по естественному отделению физ. мат. факультета, а в 1886 г. Военно мед. академию. В ун тете работал в лаборатории проф. Сеченова по… …

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вериго. Вериго, Бронислав Фортунатович Дата рождения: 14 февраля 1860(1860 02 14) Место рождения … Википедия

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, комплекс дисциплин, составляющих содержание преподавания в фармацевтических школах (вузах и техникумах), имеющих целью подготовить кадры работников для изыскания, распознавания, изготовления, хранения и отпуска… … Большая медицинская энциклопедия

Билет № 1


. Клетка - структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы.

Цитология - это наука о клетке.

Клетка была открыта в 1665 году английским ученым Робертом Гуком. Основоположниками клеточной теории были ученые - Маттиас Шлейден, Томас Шванн и Рудольф Вирхов.

Все организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные. К одноклеточным относятся простейшие, бактерии, водоросли. К многоклеточным относятся животные, растения, грибы.

Клетки делятся на прокариоты и эукариоты .

Прокариотическая клетка не имеет оформленного ядра. Ее кольцевая хромосома (ДНК) лежит в цитоплазме. Клетки прокариот имеют мало органоидов, мембранных органелл нет. Цитоплазма неподвижна, т. к. нет микротрубочек. К прокариотам относятся бактерии и сине-зеленые водоросли.

Эукариотическая клетка имеет оформленное ядро, в котором находятся хромосомы - линейные молекулы ДНК, связанные с белками, в цитоплазме расположены различные мембранные органеллы. К эукариотам относят растения, животные и грибы.

Особенности строения клеток растений, животных и грибов.

Растительные клетки отличаются наличием клеточной стенки из целлюлозы. Имеют пластиды и вакуоли. Запасным углеводом является крахмал.

Животные клетки имеют клеточный центр. Запасным углеводом является гликоген.

Клетки грибов имеют клеточную стенку, содержащая хитин. Запасным углеводом является гликоген.

Строение клетки:

Любая клетка состоит из оболочки, цитоплазмы и органоидов.

. Плазматическая мембрана - основа клеточной оболочки, которая ограничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды. Клеточная стенка у растений и грибов.

2. Цитоплазма - это внутреннее содержимое клетки. В нее погружены все органоиды.

3. Органоиды - постоянные компоненты клетки, которые выполняют определенные функции. Органоиды бывают немембранные (рибосомы, клеточный центр, реснички и жгутики), одномембранны е (ЭПС, аппарат гольджи, лизосомы, вакуоли) и двумембранные (ядро, митохондрия, пластиды).

Немембранные органоиды:

Рибосомы - небольшие органоиды, состоящие из двух субъединиц - большой и малой. В состав субъединиц входят РНК и белок. Рибосомы находятся на шероховатой ЭПС, в митохондриях и пластидах. Функция рибосом - синтез белка.

Клеточный центр - органоид, который встречается только в животных клетках. Состоит из двух центриолей и лучистой сферы. Функция - участвует в процессе деления наследственного материала клетки.

Реснички и жгутики - органоиды движения, которые представляют собой своеобразные выросты цитоплазмы клетки.

Одномембранные органоиды:

Эндоплазматическая сеть - органоид, представляет собой сеть мембранных каналов и полостей. Два вида ЭПС - шероховатая и гладкая. Шероховатая ЭПС несет рибосомы. Функция - синтез белка. Гладкая ЭПС не несет рибосомы. Функция - синтез липидов и углеводов, образование лизосом, транспорт и запасание веществ.

Аппарат Гольджи - органоид, который образован системой канальцев, везикулой и полостей. Функция - модификация белков, которые поступают из ЭПС, образование лизосом, транспорт веществ.

Лизосомы - пузырьки, содержащие ферменты, участвуют во внутриклеточном пищеварении. Функция - расщепляют органические вещества и разрушают отмершие органоиды клетки.

Вакуоли - пузырьки, наполненные жидкостью. Характерны только для растительных клеток. Содержимое в вакуолях - клеточный сок. Функция - накопление органических веществ.

Двумембранные органоиды:

Митохондрия - органоиды овальной формы. Наружная мембрана митохондрий гладкая, а внутренняя имеет выросты - кристы. Матрикс - основное вещество митохондрий. Есть собственный ДНК. Функция - синтез АТФ.

Пластиды - органоиды, характерные только для растительных клеток. Внутреннее пространство пластид заполнено стромой. В строме находится пузырьки - тилакоиды, которые собраны в стопки - граны. Имеет собственный ДНК. Бывает 3 вида: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. Хлоропласты - зеленные пластиды. Функция - фотосинтез. Хромопласты - желтые, красные и оранжевые пластиды. Функция - придает лепесткам и плодам цветную окраску. Лейкопласты - бесцветные пластиды. Функция - накапливание крахмала и белков.

Ядро - крупный шаровидный органоид. В состав ядра входят ядерная оболочка и кариоплазма, содержащая хромосомы, ядрышко. Функции ядра - хранение и передача наследственной информации.

2. Решить задачу на анализирующее скрещивание.

Генотип одного из родителей известен, так как он рецессивный. Генотип другого родителя неизвестен, он может быть Аа или АА. Определяем неизвестный генотип. Если в потомстве соотношение доминантных и рецессивных особей по фенотипу будет равным 1:1, значит, неизвестный генотип будет гетерозиготным - Аа, а при единообразном поколении генотип будет гомозиготным - АА.


Билет № 2

клетка немембранный модификационный

1. Основные положения клеточной теории, ее значение.

1. М. Шлейден и Т. Шванн - создатели клеточной теории (1838).

Основные положения клеточной теории:

1.Все живые организмы состоят из клеток (исключение вирусы).

.Клетки сходны по химическому составу, строению и функциям.

.Все новые клетки образуется путем деления.

Значение клеточной теории: сходство строения, химического состава, жизнедеятельности, клеточного строения организмов - это доказательства родства организмов всех царств живой природы, общности их происхождения, единства органического мира.

2. Модификационная изменчивость, ее значение в жизни организма. Сравнить два комнатных растения одного вида и выявить у них различия по фенотипу.

Изменчивость - свойство организмов приобретать новые признаки в течении жизни.

Ее делят на наследственную (генотипическую) и ненаследственную (модификационную) .

Модификационная изменчивость - изменчивость организмов, возникающая под влиянием внешней среды и которая не затрагивает генотип.

Нормы реакции - пределы модификационной изменчивости признака; пределы, в которых может изменяться признак.

Широкая норма реакции - большие изменения признаков, например, надоев молока у коров, коз, массы животных.

Узкая норма реакции - небольшие изменения признаков, например, жирности молока, окраски шерсти.

Признаки модификационной изменчивости: качественные и количественные.

Качественные признаки - зависят от температуры, климата. Примеры: окраска шерсти животных, окраска цветков и плодов у растений. Имеет узкий предел изменчивости, поскольку являются жизненно важными (окраска животных играет защитную роль, окрашенный венчик цветка привлекает насекомых-опылителей).

Количественные признаки - зависят от влияния условий среды, от правильности кормления. Примеры: масса животного, величина удоя у крупного рогатого скота, размеры листьев многих растений и т. д. Они изменяются в довольно широких пределах. Но такие количественные признаки, как размеры сердца и мозга, имеют узкую норму реакции.

Значение:

1. Значение для организма - помогает приспосабливаться к изменению условий окружающей среды.

2. Значение для вида - помогает особям выжить в различных условиях.

Сравнение комнатных растений: Надо исходить из того, что каждый сорт имеет свой генотип. Значит, один сорт отличается от другого и по фенотипу (длина растения, размер листьев, окраска, остистость или ее отсутствие). Причины различий по фенотипу: различия в генотипе, в условиях выращивания, вызывающих модификационные изменения.


Билет № 3


. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.

Химический состав клеток растений и животных весьма сходен, что говорит о единстве их происхождения. В клетках обнаружено более 80 химических элементов.

Химические элементы, имеющиеся в клетке, делят на 3 большие группы : макроэлементы , мезоэлементы, микроэлементы .

К макроэлементы относятся углерод, кислород, водород и азот. Мезоэлементы - это сера, фосфор, калий, кальций, железо. Микроэлементы - цинк, йод, медь, марганец и другие.

Биологически важные химические элементы клетки:

Азот - структурный компонент белков и НК.

Водород - входит в состав воды и всех биологических соединений.

Магний - активирует работу многих ферментов; структурный компонент хлорофилла.

Кальций - основной компонент костей и зубов.

Железо - входит в гемоглобин.

Йод - входит в состав гормона щитовидной железы.

Вещества клетки делят на органические (белки, нуклеиновые кислоты, липиды, углеводы, АТФ) и неорганические (вода и минеральные соли).

Вода составляет до 80% массы клетки, играет важную роль :

·вода в клетке является растворителем

·переносит питательные вещества;

·с водой происходит удаление из организма вредных веществ;

·большая теплоемкость воды;

·испарение воды способствует охлаждению животных и растений.

·придает клетке упругость.

Минеральные вещества :

·участвуют в поддержании гомеостаза, регулируя поступление воды в клетку;

·калий и натрий обеспечивают перенос веществ через мембрану и участвуют в возникновении и проведении нервного импульса.

·минеральные соли, в первую очередь, фосфаты и карбонаты кальция, придают твердость костной ткани.

.Решить задачу на генетику крови человека.

ФенотипГенотип100JoJo2AA A0JaJa JaJo3BB BOJвJв JвJо4АВJаJв

Билет №4


. Белки, их роль в организме.

Белок -органические вещества, встречающие во всех клетках, которые состоят из мономеров.

Белок - высокомолекулярный непериодический полимер.

Мономером является аминокислота (20).

Аминокислоты содержат аминогруппу, карбоксильную группу и радикал. Соединяются аминокислоты между собой с образованием пептидной связи. Белки чрезвычайно разнообразны, например, в организме человека их свыше 10 млн.

Разнообразие белков зависит от:

.разной последовательности АК

От размера

От состава

Структуры белка:

Первичная структура белка - последовательность аминокислот, соединенных пептидной связью (линейная структура).

Вторичная структура белка - спиралевидная структура.

Третичная структура белка - глобула (клубочковидная структура).

Четвертичная структура белка - состоит из нескольких глобул. Характерна для гемоглобина и хлорофилла.

Свойства белков:

. Комплементарность : способность белка по форме подходить к какому-нибудь другому веществу как ключ к замку.

2. Денатурация : нарушение естественной структуры белка (температура, кислотность, соленость, присоединение других веществ и т.п.). Примеры денатурации: изменение свойств белка при варке яиц, переход белка из жидкого состояния в твердое.

3. Ренатурация - восстановление структуры белка, если не была нарушена первичная структура.

Функции белка:

Строительная:образование всех клеточных мембран

Каталитическая: белки - катализаторы; ускоряют химические реакции

Двигательная: актин и миозин входят в состав мышечных волокон.

Транспортная: перенос веществ к различным тканям и органам тела (гемоглобин - белок, входит в состав эритроцитов)

Защитная: антитела, фибриноген, тромбин - белки, участвующие в выработке иммунитета и свертывании крови;

Энергетическая: участвуют в реакциях пластического обмена для построения новых белков.

7. Регуляторная: роль гормона инсулина в регуляции содержания сахара в крови.

Запасающая: накопление белков в организме в качестве запасных питательных веществ, например в яйце, молоке, семенах растений.

2. Биологическое значение размножения организмов. Способы размножения. Укажите способы размножения следующих растений: пшеницы, картофеля, малины.

Размножение - воспроизведение себе подобных, которая обеспечивает продолжение существования вида. В основе размножения лежит генетическая информация, зашифрованная в ДНК.

Размножение может быть бесполое, вегетативное и половое.

Бесполое размножение -без участия половых клеток, большим количеством потомков, похожих на родителей.

Способы бесполого размножения

1) Деление клетки (бактерии).

2) Спорообразование

·Споры грибов и растений служат для размножения.

·Споры бактерий служат для переживания неблагоприятных условий и расселения (ветром).

3)Синзогония - образование клеток малярийного плазмодия в эритроцитах человека.

Вегетативное размножение - размножение с помощью вегетативных органов:

1) Почкование: дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (гидра, дрожжи).

2) Фрагментация : размножение частями тела (дождевой, кольчатый червь, ящерица).

3) Частями вегетативных органов:

üкорнями - малина

üлистьями - фиалка

üвидоизмененными побегами:

·луковицами (лук)

·корневищем (пырей)

·клубнем (картофель)

·усами (земляника)

·черенками (малина)

Половое размножение - с участием гамет (половых клеток).

Способы полового размножения:

) Слияние гамет (сингалия) .

2) Гермафродитизм - половые клетки находится в одном организме (дождевой червь, улитки)

3) Партеногенез: развитие из неоплодотворенной яйцеклетки (у тлей, дафний, пчелиных трутней).

Пшеница - половое (семенами)

Картофель - вегетативно (видоизмененный побег - клубнем); половое (семенами)

Малина - вегетативно (видоизмененный побег - корнем); половое (семенами); видоизмененный побег - черенками;


Билет №5


.Углеводы и жиры, их роль в организме.

Углеводы - органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода.

Общая формула -

Группы углеводов:

1.Моносахариды - простые углеводы, содержат одну молекулу сахара.

К моносахаридам относят: глюкоза, фруктоза, галактоза и др.

.Дисахариды - содержат 2 молекулы сахара.

К дисахаридам относят: сахароза, лактоза и др.

Полисахариды - содержат несколько молекул сахара.

К полисахаридам относят: крахмал, целлюлоза и др.

Функции углеводов:

1. Запасающая . Примеры: накопление крахмала в клетках клубней картофеля, корневищ многих растений; накопление в клетках печени гликогена;

2. Структурная. Пример: наличие клеточной стенки, состоящей из целлюлозы и играющей роль наружного скелета у растений.

. Энергетическая - способность молекул углеводов окисляться до углекислого газа и воды;

Жиры - сложное вещество, состоящее из глицерина и жирных кислот.

К липидам относят стероиды, терпены, фосфолипиды. Не растворимы в воде.

Функции жиров:

1. Энергетическая . Способность окисляться до углекислого газа и воды с освобождением энергии;

2. Структурная. Жиры входят в состав плазматической мембраны;

3. Запасающая . Способность жиров накапливаться в подкожной жировой клетчатке у животных, в семенах некоторых растений (подсолнечник, кукуруза и др.);

4. Терморегуляционная . Защита организма от охлаждения у ряда животных - тюленей, моржей, китов, медведей и др.;

5. Защитная . У животных защита организма от механических повреждений.

. Анаболизм. Реализация наследственной информации - биосинтез белка.

Обмен веществ (метаболизм)

Пластический обмен (анаболизм) (биосинтез) - это когда из простых веществ с затратой энергии образуются (синтезируются) более сложные.

Биосинтез - это процесс образования органических веществ из более простых соединений, протекающие в живых клетках с участием белков-ферментов.

Информация о первичной структуре белковой молекулы содержится в ДНК, которая находится в ядре эукариотических клетках. Одна цепочка - нить ДНК может содержать информацию о многих белках. Ген - участок ДНК, несущий информацию о строении одного белка. В молекуле ДНК записан код о последовательности аминокислот в белке в виде определенной последовательности нуклеотидов. При этом каждой аминокислоте в будущей белковой молекуле соответствует участок из трех нуклеотидов (триплет) в молекуле ДНК.

Биосинтез белка состоит из двух этапов:

1.Транскрипция - это переписывание генетической информации на иРНК (процесс происходит в ядре клетки)

.Трансляция - процесс сборки молекулы белка (процесс происходит в цитоплазме клетки на рибосомах)

Процесс транскрипции:

Специальный фермент находит ген и раскручивает участок двойной спирали ДНК. Фермент перемещается вдоль цепи ДНК и строит цепь иРНК в соответствии с принципом комплементарности. По мере движения фермента растущая цепь иРНК матрицы отходит от молекулы, а двойная цепь ДНК восстанавливается. Когда фермент достигает конца копирования участка, т.е. доходит до участка, называемого стоп-кодоном (кодон - триплеты иРНК), молекула иРНК отделяется от матрицы, т.е. от молекулы ДНК.

Процесс трансляции:

Образовавшиеся иРНК выходят из ядра через поры и оправляются к рибосомам. Рибосомы - сборочный аппарат. Рибосома скользит по иРНК и выстраивает из определенных аминокислот длинную полимерную цепь белка. Аминокислоты доставляются к рибосомам с помощью тРНК. Для каждой аминокислоты требуется своя тРНК, соответствующая определенному триплету иРНК (кодону) в молекуле тРНК, которая имеет форму «клеверного листа». У нее есть участок, к которой присоединяется аминокислота и другой триплетный антикодон (антикодон - триплет нуклеотидов на верхушке тРНК), который связывается с комплементарным кодоном в молекуле иРНК. Таким образом, цепочка иРНК обеспечивает определенную последовательность аминокислот в цепочке молекулы белка. Время жизни иРНК колеблется от 2 минут до нескольких дней. Затем иРНК разрушается под действием ферментов, а нуклеотиды используются для синтеза новой молекулы иРНК.

Таким образом, клетка контролирует количество синтезируемых белков и их тип.


Билет №6


Деление клеток - основа размножения и роста организмов. Роль ядра и хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.

Ядро и расположенные в них хромосомы с генами - носители наследственной информации о признаках клетки и организма. Хромосомы, в которых содержатся молекулы ДНК, играют важную роль в процессах клеточного деления, поскольку обеспечивают хранение и передачу генетической информации от одного поколения к другому.

Жизненный цикл клетки - промежуток времени от появления клетки в результате деления до ее разделения или гибели.

У эукариотических клеток ЖЦК делится на две основные стадии: интерфазу и митоз .

Интерфаза - период перед делением клетки.

В этот период в клетке удваиваются хромосомы, удваиваются органоиды клетки, накапливается энергия. В интерфазе происходит синтез белков, липидов, углеводов, АТФ.

Митоз - непрямое деление соматических клеток.

Фазы митоза:

1) Профаза

) Метафаза - хромосомы находятся по экватору клетки.

) Анафаза - нити веретена деления сокращается, растягивают хромосомы к разным полюсам.

) Телофаза - вокруг хромосом образуется ядерная оболочка, хромосомы раскручиваются, образуется две клетки.

Значение митоза:

1.образование из материнской двух дочерних клеток с таким же набором хромосом.

Рост организма и замена умерших клеток.

Регенерация утраченных частей (гидра, планария, у ящериц хвост)

2. Решить задачу на независимое наследование при дигибридном скрещивании.

При решении задачи надо учитывать, что в соматических клетках родителей и потомства за формирование двух признаков должно отвечать четыре гена, например АаВв, а в половых клетках два гена, например АВ. Если неаллельные гены А и В, а и в расположены в разных хромосомах, то они наследуются независимо. Наследование гена А не зависит от наследования гена В, поэтому соотношение расщепления по каждому признаку будет равно 3.1.


Билет №7


. Фотосинтез. Космическая роль растений.

Фотосинтез - процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. Суммарное уравнение фотосинтеза:

Зеленый цвет растений - это цвет химического вещества хлорофилла, который находится в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света. В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету и более длительная, темновая, в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется углевод (глюкоза).

ВопросыСветовая фазаТемновая фазаГде происходит?В гранах хлоропластаВ строме хлоропластаКакие основные процессы происходят?Фотолиз (расщепление) воды, выделение O2, образование АТФ и НАДФ+Н2Синтез глюкозыКакие вещества являются исходными?Н2О, НАДФ, АДФ, фосфорная кислотаНАДФ+Н2, СО2, АТФКакие вещества образуются в результате данной фазы?НАДФ+Н2, АТФ, О2С6Н12О6 - глюкозаЧто является источником энергии?светАТФКакие вещества катализируют реакции фотосинтеза?ферментыферменты

Значение фотосинтеза:

1. Воздух обогащается О2, поглощает СО2.

Дает пищу (энергию) для живого.

2. Решить задачу на наследование гемофилии.

Надо исходить из того, что гемофилия - рецессивный признак, ген гемофилии (h), ген нормальной свертываемости крови (H) находятся в Х-хромосоме. У женщин заболевание проявляется в случае, когда в обеих Х-хромосомах находятся гены гемофилии. У мужчин всего одна Х хромосома, содержание гена гемофилии в ней говорит о заболевании организма.

Билет №8


. Мейоз, его значение, отличие от митоза. Набор хромосом в гаметах и соматических клетках.

Клетки многоклеточных организмов можно разделить на соматические и половые . Соматические клетки - все клетки тела. Набор хромосом в соматических клетках называют диплоидным. У человека набор хромосом - 46.

Половые клетки - служат для полового размножения. Набор хромосом в половых клетках называют гаплоидным. У человека набор хромосом - 23.

Мейоз - деление половых клеток (гамет), при котором число хромосом становится гаплоидным.

Этапы мейоза: интерфаза, мейоз 1, мейоз 2 .

Интерфаза - период перед делением клетки. В этот период в клетке удваиваются хромосомы, органоиды клетки, накапливается энергия. В интерфазе происходит синтез белков, липидов, углеводов, АТФ.

Мейоз 1:

Профаза 1 - удвоенные гомологичные хромосомы сближаются друг с другом (конъюгация), затем обмениваются участками между гомологичными хромосомами (кроссинговер), после начинают расходиться.

Метафаза 1 - расположение пар гомологичных хромосом на экваторе.

Анафаза 1 - гомологичные хромосомы (каждая из двух хроматид) расходятся к полюсам клетки.

Телофаза 1 - формирование ядерной оболочки. Образование двух клеток.

Мейоз 2:

Профаза 2 - спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки, формируется веретено деление.

Метафаза 2 - хромосомы располагаются по экватору клетки.

Анафаза 2 - расхождение хроматид к полюсам клетки.

Телофаза 2 - формирование ядерной оболочки. Образование четырех гаплоидных клеток.

Значение мейоза: поддержание постоянного числа хромосом при наличии полового процесса, многообразие генетического материала.


Отличие митоза и мейоза:

СравнениеМитозМейозРазличияОдно делениеДва деленияВ метафазе все удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору раздельноГомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами)Нет конъюгации, кроссинговераЕсть конъюгация, кроссинговерУдвоение ДНК происходит в интерфазе, которая разделяет два деленияМежду 1 и 2 делением нет интерфазы, удвоения ДНК не происходитОбразуются 2 диплоидные (соматические) клеткиОбразуются 4 гаплоидные (половые) клеткиПроисходит в соматических клеткахПроисходит в созревающих половых клетках

. Дайте сравнительную характеристику растительной и животной клеток.


Растительная клеткаЖивотная клеткаКлеточная стенка из целлюлозыКлеточная стенка отсутствуетНаличие пластид, вакуолейОтсутствие пластид, вакуолейКлеточного центра нетКлеточный центр естьЗапасное вещество - крахмалЗапасное вещество - гликоген

Билет №9


. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных (на примере ланцетника).

Онтогенез - эмбриональный и постэмбриональный .

Эмбриональный период - период жизни организма с момента образования зиготы до рождения или выхода зародыша из яйца.

Этапы эмбрионального развития (на примере ланцетника):

1) дробление - многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри - бластулы , равной по размерам зиготе;

) образование гаструлы - двухслойного зародыша с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним (энтодермой).

) образование трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток - мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков;

) закладка отдельных органов - нейрула, появление органов - органогенез;


Органы, формирующиеся из зародышевых листков.

Зародышевые листкиНазвание частей и органов зародышаэктодермаНервная пластинка, нервная трубка, наружный слой кожного покрова, органы зрения и слуха, головной мозг, спиной мозгэнтодермаКишечник, легкие, печень, поджелудочная железамезодермаХорда, хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, кровеносные сосуды

. Рассмотреть готовый микропрепарат растительной клетки. Назвать ее основные части и их функции.

Надо приготовить микроскоп к работе: положить микропрепарат, осветить поле зрения микроскопа, найти клетку, ее оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропласты. Оболочка придает клетке форму и защищает ее от внешнего воздействия. Цитоплазма обеспечивает связь между ядром и органоидами, которые в ней располагаются. В хлоропластах на мембранах гран расположены молекулы хлорофилла, который поглощает и использует энергию солнечного света в процессе фотосинтеза. В ядре находятся хромосомы, с помощью которых осуществляется передача наследственной информации от клетки к клетке. Вакуоли содержат клеточный сок, продукты обмена, способствуют поступлению воды в клетку


Билет №10


Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование доминантных и рецессивных признаков. Генотип и фенотип. Закон расщепления признаков во втором поколении.

Правило единообразия гибридов первого поколения - при скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одному признаку(желтый и зеленый горох), все потомство гибридов первого поколения будет единообразным, похожим на одного из родителей (желтый горох).

Признак, проявляющийся у первого поколения и преобладающий развитие другого признака, был назван доминантным, а противоположный, т, е. подавляемый признак - рецессивным.

Закон расщепления признаков во втором поколении: при скрещивании двух потомков первого поколения между собой (двух гетерозиготных особей) во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом соотношении: по фенотипу 3:1, по генотипу - 1:2:1.

2. Биологические полимеры. Нуклеиновые кислоты - РНК

Биополимеры - высокомолекулярные соединения сложные по строению. К биополимерам относятся: белки, нуклеиновые кислоты и полисахариды.

Нуклеиновые кислоты - высокомолекулярные органические соединения, образованные остатками нуклеотидов.

2 типа нуклеиновых кислот - дезоксирибонуклеиновые (ДНК) и рибонуклеиновые (РНК) .

Строение РНК : азотистое основание (А,Г,Ц,У) - рибоза - остаток фосфорной кислоты.

3 вида РНК:

1. иРНК - считывает информацию с ДНК.

. рРНК - входит в состав рибосом.

. тРНК - кодирует и переносит аминокислоты к месту синтеза белка (на рибосомы).

РНК находится в ядре, митохондрии, рибосомах, цитоплазме, хлоропласте.

У РНК одинарная цепь.

Функции РНК: участие в биосинтезе белка.


Билет №11


.Послезародышевое развитие: прямое и непрямое.

Онтогенез - процесс индивидуального развития организма от зарождения до смерти. Он делится на 2 периода: эмбриональный и постэмбриональный .

Постэмбриональный период развития - период от рождения или выхода зародыша из яйца до смерти. Постэмбриональное развитие подразделяется на - прямое и непрямое развитие :

. Прямое развитие - рождение потомства, которое внешне похоже на взрослую особь. У человека бывает: дорепродуктивный период (рост, развитие, половое созревание), репродуктивный период (стадия зрелости), пострепродуктивный период (стадия старости).

Примеры: человек, птицы, млекопитающие, пресмыкающие (черепахи, крокодилы), рыбы.

. Непрямое развитие (у насекомых) - рождение потомства с превращением. Бывает полное превращение и неполное превращение.

Полное превращение: яйцо - личинка (гусеница) - куколка - взрослая особь (имаго).

Примеры: бабочки, жуки, мухи, пчелы.

Неполное превращение: яйцо - личинка - взрослая особь (имаго).

Примеры: саранча, кузнечик.

2. Решить задачу на определение аминокислот в молекуле белка с использованием таблицы генетического кода.

Надо учитывать, что синтез молекулы белка происходит на матрице иРНК. Тройки нуклеотидов - триплеты в иРНК кодируют определенные аминокислоты. Отрезок молекулы иРНК следует разделить на триплеты, найти в таблице генетического кода кодируемые ими аминокислоты и записать под триплетами иРНК, а затем соединить аминокислоты между собой. Получим отрезок молекулы белка.


Билет №12


Наследственная изменчивость, ее виды. Виды мутаций, их причины. Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции.

Наследственная изменчивость - изменчивость организмов, которая закрепляется в генотипе и передается потомкам. Наследственная изменчивость делится на генотипическая и цитоплазматическая .

Цитоплазматическая изменчивость - изменения в ДНК и РНК в пластидах и митохондриях.

Генотипическая изменчивость - изменения в генотипе. Она подразделяется на комбинативную и мутационную .

Комбинативная изменчивость - возникает при перекомбинации (перемешивании) генов отца и матери. Причины перекомбинации генов - перекрест и обмен участками гомологичных хромосом.

Мутационная изменчивость - форма изменчивости, вызванная мутациями.

Мутация - случайно-возникшие стойкие изменения в генотипе.

Виды мутаций:

1. Генные мутации - изменения генов в результате замены азотистых оснований в структуре ДНК.

Примеры: гемофилия, дальтонизм, анемия и др.

2. Хромосомные мутации - изменения в структуре хромосом.

Примеры: альбинизм.

3. Геномные мутации - изменения всего набора.

Причины мутаций: излучение; окружающая среда, ультрафиолетовые лучи, лекарственные препараты;

Роль мутаций в эволюции: изучение происхождения; выведение новых сортов полиплоидов; мутация является резервом для эволюции.


ХарактеристикаПрокариотыЭукариотыКлеточная стенкаТолстая. Клеточная стенка состоит из муреина. Макромолекулярный полимер, характерен для прокариот. Муреин выполняет защитную функцию. У растений и грибов клеточные стенки жесткие, у растений - из целлюлозы, а у грибов из хитинаЦитоплазма не подвижна, т.к. нет микротрубочекЦитоплазма подвижнаОрганоид мало, мембранных органоидов нет.Органоидов много, большинство окружены мембраной.Кольцевая ДНК находится в цитоплазме, нет оформленного ядра и хромосом, нет ядрышкаЛинейные молекулы ДНК, связанные с белками, образуют хромосомы внутри ядра. Есть ядрышкоДыханиеУ бактерий - в мезосомах. Мембранные структуры прокариот, похожи на митохондрии у эукариот. Аэробное (кислородная среда), в митохондриях.ФотосинтезХлоропластов нет, происходит в мембране.В хлоропластах.

.Дайте сравнительную характеристику прокариотам и эукариотам.


Билет №13


. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование.

В клетках организмов содержится двойной набор гомологичных хромосом, которые называют аутосомами, и две половые хромосомы.

У женщин в каждой клетке тела 44 аутосомы и две половые хромосомы ХХ, у мужчины - те же 44 аутосомы и две половые хромосомы Х и У.Если при оплодотворении яйцеклетка встретится со сперматозоидом, содержащим Х хромосому, то появится зародыш женского пола, а если со сперматозоидом, содержащим У хромосому, то образуется зародыш мужского пола. Определение пола у человека зависит от отсутствия или наличия У хромосомы в сперматозоиде, оплодотворяющую яйцеклетку.

Половые хромосомы Х и У содержат большое количество генов, определяющих наследование целого ряда признаков. Признаки, определяемые генами, находящимися в половых хромосомах называют сцепленным с полом. Примерами являются рецессивные признаки гемофилии и дальтонизма, которые в основном проявляются у мужчин, т.к. в У хромосоме нет аллельных генов. Женщины болеют такими болезнями только в том случае, если и от отца и от матери они получили такие признаки. Такие болезни, как гипертрихоз и облысение проявляются только у мужчин, т.к. эти болезни наследуется только в У хромосоме, поэтому женщины не могут болеть.

2. Обмен веществ и энергии в клетке.

Обмен веществ (метаболизм) - это совокупность всех химических реакций, которые происходят в организме. Метаболизм состоит из 2 групп: катаболизм (энергетический обмен) и анаболизм (пластический обмен).

Энергетический обмен (катаболизм) (распад, дыхание) - это когда сложные вещества распадаются (окисляются) до более простых, и при этом выделяется энергия , необходимая для жизнедеятельности.

Этапы энергетического обмена:

1) Подготовительный этап

Происходит в пищеварительной системе. Полученные с пищей БЖУН разлагаются до простых органических веществ (аминокислот, глюкоз и т.п.). Энергия, которая при этом выделяется, рассеивается в виде тепла (АТФ не образуется).

2) Бескислородный (анаэробный гликолиз)

Происходит в цитоплазме. Кислород не требуется. Глюкоза окисляется до двух молекул пировиноградной кислоты (ПВК), при этом образуется 4 атома водорода на переносчиках НАДах и энергия на 2 АТФ.

3)Кислородный (аэробный гликолиз)

Кислородное дыхание <#"justify">Этапы ЭОГде происходитИсходные веществаКонечные веществаЭнергияПодготовительный Цитоплазма; пищеварительный каналБ, Ж, У, НКАК, Г и ЖК, ГлюкРассеивается в виде теплаБескислородныйцитоплазмаГлюкПировиноградная кислота2 АТФ; 60% - рассеивается в виде тепла, 40% - запасаетсяКислородныймитохондрияПировиноградная кислотаОкисление до СО2 и Н2О36 АТФ

Билет №14


Вирусы - неклеточная форма жизни, особенности их строения и функционирования. Вирусы - возбудители опасных заболеваний.

2.Классификация вирусов:

по составу: ДНК-содержащие (оспа, герпес); РНК-содержащие «ретровирусы» (грипп, краснуха, ВИЧ, бешенство)

по строению: простые (вирус табачной мозаики); сложные (грипп, ВИЧ)

3.Этапы жизнедеятельности вируса:

) прикрепление к клетке; 2) растворение ее оболочки или мембраны; 3) проникновение внутрь клетки, 4) синтез вирусных белков 5) гибель клетки и выход вирусов наружу;

Вирусные заболевания:

- человека (черная оспа, ветряная оспа, грипп, герпес, бешенство, энцефалит, гепатит, СПИД, астма, воспаление легких)

животных (ящур, бешенство, чума)

- растений (мозаика, карликовость, скручивание листьев)

. Наследственные заболевания человека, их предупреждение.

Причины наследственных заболеваний - дефекты в генетическом аппарате (мутация)

Наследственные заболевания бывают 3 вида:

1) Генные заболевания : изменение последовательности нуклеотидов в ДНК.

Примеры: прогерия (рак старения), гипертрихоз и др.

) Хромосомные заболевания : нарушение структур хромосом:

Примеры: Синдром Дауна (21), Синдром Эдвардса (18).

3) Тератогенные заболевания : окружающая среда, наркотики, лекарственные препараты

Примеры: отставание в развитии, врожденные пороки сердца;

Предупреждение наследственных заболеваний:

а) медико-генетическая консультация

б) обследование будущих родителей; не родившего ребенка


Билет №15


. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Понятие о гетерозисе, полиплоидии.

Селекция -

Основными методами селекции растений относят гибридизация и отбор.

Отбор:

. Искусственный отбор:

Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления.

Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией.

2. Естественный отбор играет определяющую роль, так как на любое растение в течение всей его жизни действует целый комплекс факторов окружающей среды.

Гибридизация:

. Инбридинг (близкородственное скрещивание) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние!

2. Аутбридинг (неродственное скрещивание) - скрещивание особей одной или разных сортов, направленное на поддержание или улучшение признака сорта. Метод аутбридинга используется для получения эффекта гетерозиса.

Гетерозис - явление, при котором гибридные особи превосходят родительские формы. У гетерозиса повышенная жизнеспособность и продуктивность гибридов первого поколения.

Полиплоиды - растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Естественные полиплоиды - пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы.

2. Решить задачу на сцепленное с полом наследование.

Надо учитывать, что наследование признаков, контролируемых генами, расположенными в Х-хромосоме, будет происходить иначе, чем контролируемых генами, находящимися в аутосомах. Например, наследование гена гемофилии связано с Х-хромосомой, в которой он расположен. Доминантный ген Н обеспечивает свертываемость крови, а рецессивный ген h - несвертываемость. Если женщина имеет в клетках два гена hh, то у нее проявляется болезнь, если Hh - болезнь не проявляется, но она является носителем гена гемофилии. У мужчин гемофилия проявляется при наличии одного гена h, так как у него всего одна Х-хромосома.


Билет №16


. Основные методы селекции животных.

Селекция - наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных и культурных растений, а также штаммов микроорганизмов.

Особенности селекции животных:

1. Характерно половое размножение.

Количество особей в потомстве невелико.

Затруднительно выведение чистых линий, т.к. животные не способны к самооплодотворению.

Методы селекции животных:

1. Индивидуальный отбор - выделение отдельной особи с нужным признаком.

. Гибридизация:

Межвидовая гибридизация (проявление гетерозиса) : гибридизация особей, принадлежащих к разным видам, родам, с целью объединения у гибридов ценных наследственных признаков:

Кобыла × осел ? мул; осел × зебра ? зеброид; собаковолк;

Межвидовые гибриды животных чаще всего бывают бесплодными.

Внутривидовая гибридизация:

Аутбридинг (неродственное скрещивание) - между одной или разными породами

Примеры: восточно-европейская овчарка, немецкая овчарка, шотландская овчарка (колли)

Инбридинг (близкородственное скрещивание) - приводят к ослаблению животных, понижение устойчивости, заболеваемость.

2. Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя.

Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, отличающихся двумя признаками.

Мендель скрестил чистую линию желтого гладкого гороха с чистой линией зеленого морщинистого. Все потомство получилось желтым гладким.AABB x aabb(AB) (ab)AaBb

Мендель дал этому потомству самоопыляться. В потомстве второго поколения получилось расщепление 9:3:3:1.AaBb x AaBb(AB) (AB)


ABAbaBab AB AABB ж.г.AABb ж.г.AaBB ж.г.AaBb ж.г.AbAABb ж.г.AAbb ж.м.AaBb ж.г.Aabb ж.м.aBAaBB ж.г.AaBb ж.г.aaBB з.г.aaBb з.г.abAaBb ж.г.Aabb ж.м.aaBb з.г.aabb з.м.


A_B_ желтые гладкие

A_bb желтые морщинистые

aaB_ зеленые гладкие

aabb зеленые морщинистые

Третий закон Менделя (закон независимого наследования): расщепление по каждой паре признаков происходит независимо от других пар признаков.

Билет №17

1. Селекция микроорганизмов. Биотехнология.

Селекция - наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных и культурных растений, а также штаммов микроорганизмов.

Микроорганизмы - мельчайшие организмы, различаемые только под микроскопом.

Микроорганизмы:

1) бактерии: туберкулез, холера, чума

) вирусы: грипп, ОРЗ, СПИД

) грибы: себорея, парша

) простейшие: дизентерия, лямбиоз

) цианобактерии

Использование микроорганизмов:

1. Новые методы продления срока годности кисломолочных продуктов.

Получение вакцин, антибиотиков, лекарств.

Получение бактериальных удобрений.

Использование в промышленности (ароматизаторы)

Особенности селекции микроорганизмов:

1. Неограниченное количество материала

Мало генов и хромосом

Высокая степень выживаемости

Методы селекции микроорганизмов:

1. Искусственный мутагенез

Молекулярная гибридизация

Искусственный отбор

Биотехнология - наука, которая использует живые клетки и биологические процессы для получения вещества, которые необходимы человеку.

Генная инженерия: перенос ДНК одного организма к другому (инсулин, гормоны роста и др.)

Клеточная инженерия: выращивание новых клеток и тканей

Биологическая инженерия

2. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности

Гены, локализованные в одной хромосоме, оказываются сцепленными, т. е. наследуются преимущественно вместе, не обнаруживая независимого распределения (закон Моргана).

Гены, обусловившие признаки серое тело - длинные крылья и черное тело - короткие крылья, наследуются вместе, или оказываются сцепленными между собой - следствие локализации генов в одной и той же хромосоме.

Перекомбинация генов обусловлена тем, что в процессе мейоза при конъюгации гомологичных хромосом они иногда обмениваются своими участками.

Биологическое значение перекреста хромосом: создаются новые наследственные комбинации генов, повышается наследственная изменчивость, которая поставляет материал для естественного отбора.

Основные положения хромосомной теории наследственности (Т. Х. Морган)

1.Гены расположены вдоль хромосом в линейном порядке.

.Каждый ген занимает в хромосоме определенный участок (локус.

.Все гены одной хромосомы образуют группу сцепления.

.Сцепление между генами, расположенными в одной хромосоме, нарушается вследствие кроссинговера.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.