«Гуси-лебеди» главные герои. «Гуси лебеди» — анализ русской сказки Главные герои сказки гуси лебеди

" есть - есть и другие сказки, в которых одними из действующих героев являются гуси-лебеди.

Есть 2 основных сюжета:

1. Сказка "Гуси-лебеди"
Муж и жена уехали на ярмарку и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом, «загулялась-заигралась» и бросила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди. Девочка пустилась за ними в погоню и в конце концов нашла братца в избушке Бабы Яги.

По сути сюжет сказки - отображение обряда инициации (обряд, знаменующий переход на новую ступень развития, например перевод подростков в класс взрослых), субъектом которой в первоисточнике является похищенный брат, но в дальнейшем эта роль переходит к сестре. Соответственно сами образы гусей-лебедей, скорее всего, восходят к древним мифологическим представлениям о птицах-психофорах (то есть, переносящих души в загробный мир).

Но и в этой сказке есть свои "версии"...
У Афанасьева сестрица не нашла бы брата, если бы ей не помог мудрый ёжик.
В обработке А. Н. Толстого она находит его сама.
У Афанасьева она просто прокрадывается к избушке и уносит братца.
В обработке А. Н. Толстого она заходит в избушку, беседует с Бабой Ягой и т.п., и только улучив момент, когда та не видит - убегает с братом.

2. Сказка "Ивашко и ведьма" (либо "Лутоня", либо "Терешечка")
Сказка эта записана многократно и в большом количестве вариантов, главный ее герой носит различные имена (Ивашко, Лутоня, Терешечка).

Вот некий обобщенный вариант:
У старика со старухой не было детей. Однажды зимой старик отправился в лес по дрова. Нарубив дров, старик прихватил с собой еще и лутошку, липовый чурбачок. Дома он положил лутошку под печку (иногда на печку) и через некоторое время деревяшка превратилась в мальчика. (В некоторых вариантах старик специально отправляется за этим чурбачком, потом углем рисует на деревяшке личико, а старуха пеленает ее и укладывает в люльку.) К лету мальчик подрос и отправился на озеро удить рыбу. Старик сделал для него челнок - белый (серебряный), с красными (золотыми) веслами, а старуха дала ему белую рубашку с красным пояском . Днем мальчик плавает по озеру, а вечером подплывает к бережку, чтобы отдать старухе пойманную рыбу и переменить рубашечку и поясок. Баба Яга подманивает его к берегу и уносит в свою избушку. Там она поручает своей дочке изжарить мальчика, но ему удается обмануть Ягишну, сунуть ее саму в печь, выбраться из избушки и забраться на дерево. Яга принимается грызть или рубить ствол. В последний момент героя сказки спасают гуси-лебеди. Пролетающая стая сбрасывает мальчику "по перышку" и он мастерит из них себе крылья (т.е. обращается в птицу), либо последняя птица подхватывает его. Как бы то ни было, герой благополучно возвращается к себе домой.

В литовском варианте этой сказки, пролетающая вместе с лебедями ведьма, похищает его, приняв за лебедя.
В образе птиц покидают этот мир и заколдованные братья из сказки Ханса Кри́стиана А́ндерсена (Ганс Христиан) « » .

А самое интересное, что в мифах южноамериканских индейцев, обитающих в джунглях Амазонки, южноамериканская ведьма занимается сексуальными домогательствами, а дерево, где спасается герой, пытается перегрызть с помощью зубастых гениталий. По мнению исследователей, в южноамериканском мифе закодированы некоторые характерные особенности, присущие матриархальным отношениям

Из всего этого ясно видно, что гуси-лебеди бывают "плохие" и "хорошие" .
"Плохие" гуси-лебеди воруют ребенка и уносят его к Бабе Яге (сказка "Гуси-лебеди"), а "хорошие" - помогают мальчику убежать от Яги и вернуться домой (сказка "Ивашко и ведьма").

Истоки сюжета
Чтобы разобраться в истоках сюжета этих сказок надо обратиться к мифологии =)

Аполлон каждый сезон путешествовал на колеснице, запряженной белоснежными лебедями . Поздней осенью он улетал в блаженную страну Гиперборею (сверх-север), чтобы весной вернуться назад в Дельфы. Почти у всех народов северного полушария "север" ассоциировался со смертью, поэтому Гиперборея понятие не географическое, а мифологическое.
*Получается, что "плохие" гуси-лебеди уносят Братца к Бабе-Яге - то есть приговаривают к смерти.

В довесок можно вспомнить и миф о Зевсе, представшем перед Ледой в образе лебедя.

А теперь обратимся к сказке о "добрых" гусях-лебедях. Мальчика Ягишна пытается отправить в печь, он убегает и забирается на дерево, а затем то ли превратившись в птицу, то ли верхом на ней он возвращается в наш мир.

Лебеди являются неотъемлемой частью шаманских обрядов, и считалось, что именно они несут душу шамана в нужном направлении.
Алтайские шаманы пели о гусе: "Когда устанешь, пусть будет тебе конем. Когда соскучишься, пусть будет тебе товарищем, производящий вихри на горе Сумер, обмывающийся в Молочном озере."
У тюрков и угрофиннов Гусиной или Лебединой дорогой называется Млечный путь.
*Видим, что "хорошие" гуси-лебеди напротив возвращают Ивашко в нужном направлении, то есть домой.

Гуси-лебеди
В мифологической символике образ гусей-лебедей прекрасно подходит для роли медиатора, связывающего казалось бы взаимоисключающие базисные символы любой мифологии: верхом и низом, летом и зимою и, как следствие, между мужским и женским, жизнью и смертью.

Птицы (верх), но связанные с водой (низ); приносящие весну, но имеющие белоснежное оперение.
У айнов (народ, проживающий в настоящее время на острове Хоккайдо) лебедя называли "дух снега".
По словам киргиз лебедь приносит снег и холод.
В Англии, когда шел снег, говорили, что на небе щиплют гусей.

Русская народная примета:
Лебедь к снегу летит, гусь - к дождю.

Если зимой гуси-лебеди превращаются в снег, то весной, наоборот, снег превращается в гусей, лебедей.
У кетов (малочисленный коренной народ Сибири) Мать-Томэм весной выходит на берег Енисея и потрясает рукавами над рекой, из рукавов сыплется пух и превращается в гусей, лебедей, уток, которые летят на север.

Следует отметить, что гуси и лебеди далеко не во всех случаях выступают как синонимы - зачастую они противопоставлены друг другу как нижнее - верхнему, чужое - своему.

Селькупы (народ, живущий на севере Западной Сибири) считали, что в то время, как гуси и остальные перелетные птицы посылаются Небесной Старухой им в пищу, лебедей убивать нельзя. По представлениям кетов и селькупов лебеди понимали человеческую речь.

У многих народов Зауралья гуси и лебеди являлись тотемными животными.
У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя.
У монголов считалось, что первые люди были сделаны из лебединых лап.

Баба-Яга
К уже перечисленным женским персонажам, связанным с гусями-лебедями, остается добавить русскую Бабу Ягу . Эти птицы охраняли ее избушку так же, как гуси охраняли храм Юноны Капитолийской (те самые гуси, которые спасли Рим).

В современном обиходном языке слово "Яга" звучит как ругательство. В древности же было совсем не так. Ба́ба-яга́ принадлежала к категории Великих Матерей, хозяек подземного мира, связанных не только со смертью, но и с производительными силами природы.

В некоторых сказках типа "Гуси-лебеди" сестра видит похищенного братца, играющего золотыми яблочками, которые в европейской мифологии связаны с вечной молодостью, половой силой продолжением рода.

Русская Яга - хозяйка яблоневого сада, яблоками или другой снедью заманивает она мальчика к себе, а в некоторых вариантах сказки он и сам забирается к ней в сад.

Поскольку в мифе животное-атрибут какого-либо персонажа четко не противопоставляется самому персонажу, хозяйка нижнего мира иногда выступает в виде гигантской птицы (*мне представляется, что Баба-Яга сама превращалась в гусей-лебедей в одноименной сказке и похищала братца) .

Насколько тесно на Руси гуси-лебеди были связаны с представлением о загробном мире свидетельствуют народные песни, обычно относимые к историческому жанру - "Песни о татарском полоне". Старую женщину пленивший ее татарин заставляет "три дела делати: первое дело - кудель прясти, второе дело - лебедей (иногда - гусей-лебедей) стеречь, а третье дело - дитю качать".

Вглубь истории
В начале первого тысячелетия до нашей эры в Средней Европе появляется новая символика. По всей территории от Черного до Балтийского морей археологами обнаруживаются изображения колесниц, запряженных гусями или лебедями . Водоплавающая птица служила солнечным символом, связывающим небесную и земную сферы, символом плодородия.

Археологический материал и более позднего времени достаточно богат "лебединой" темой и позволяет проследить ее значимость в том числе и на территориях, заселенных восточными славянами или их предшественниками. Около села Пожарская балка, близ Полтавы, раскопана ритуальная костровая площадка, датируемая VI в. до н. э. , на которой под слоем золы обнаружены около 15 2-метровых(!) изображений лебедей.

Заключение
Вот вам и гуси-лебеди, вот вам и русская народная сказочка =)
Любая сказка - это не "развлекушечки" для детишек, а некий фольклорный миф определенного народа, через который раскрываются понятия о добре и зле, о религии и о социуме...

Гуси-лебеди как мне кажется априори не могут быть "плохими" или "хорошими", так как они несут в себе некое божественное участие. Гуси-лебеди и та молния Зевса, что поражает за провинность (в случае с братцем и его сестрицей это наказание ей за то, что она не слушала родителей и не следила за братцем), и то спасение, которое Боги даруют смертным (Ивашко как бы молился, когда сидел на дереве, сгрызаемым Ягишной, и Боги услышали молитвы и послали своих ангелов).

Ссылки
В основном при написании поста мною была использована публицистическая Валерия Ронкина - очень советую ознакомиться с ней более пристально, так как я выделил из этой статьи интересующую меня линию гусей-лебедей, но многое осталось "за кадром". Так что дерзайте;)

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку.

Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

1.Братец
2.Сестрица
3.Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
4.Баба Яга
5.Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»

Начало сказки традиционное:
Зачин (Жили – были….) Экспозиция (наказ родителей)
Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

, Александра Снежко-Блоцкая , Александр Коваленков Художники Лев Мильчин , Надежда Строганова , В. Нечаева , еще

Знаете ли вы, что

  • Качественная динамика персонажей в фильме достигнута благодаря скурпулезной прорисовке реальных людей и птиц, снятых на кинопленку.
  • В исходной сказке гуси-лебеди уже имеют плохую репутацию, девочка обнаружила похищение, когда они лишь мелькнули вдалеке и сделала вывод о преступлении.
  • Колдунья в подлинной истории отвлекала мальчика - дала ему играть золотыми яблочками, а не просто сидеть на лавке.
  • В источнике Машенька отказывала встреченным персонажам, поэтому единственным, кто оказал ей помощь, был ежик, а в мультфильме каждый новый герой содействовал счастливому финалу.
  • Согласно сказке, торопливой девочке пришлось потом умолять речку, яблоньку и печку, чтобы они спрятали ее от преследователей, в советском мультике наоборот - все они с радостью откликаются в благодарность за ранее оказанные услуги.
  • Великий исследователь сказок Владимир Пропп доказал, что «Гуси-лебеди» - это продолжение истории «Ивашка и ведьма» о найденном мальчике, причем его гипотезу подтверждают даже времена года, точно соответствующие логике сюжета. На этой основе предполагается, что оба ребенка, скорее всего, приемные, а Баба Яга давно охотится за мальчиком, которого похищала дважды, и стремится вернуть девочку - свою родную дочь, чье настоящее имя Аленка.
  • Хозяйка избушки на курьих ножках в мультфильме представлена злой, но в древности ее расценивали как одну из праматерей, владычицу подземного мира, управляющую плодородием. Поэтому неслучайно, что именно ежик, роющий норы, указывает Машеньке самый точный путь.
  • Гуси-лебеди также трактовались в древности как потусторонние птицы.

Больше фактов (+5)

Ошибки в мультфильме

  • Шансы, что у мамы-брюнетки родятся белокурые дети, очень малы, однако оба главных героя платиновые блондины.
  • Обувь у девочек и Бабы Яги, судя по контуру и цвету, похожа на лапти, но на ногах они могут держаться только с помощью перевязок, во время бега они бы слетели.
  • Ключ колдунья использует только как свисток: двери волшебной избушки без замка и открываются по ее велению.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Машенька с маленьким Ванечкой провожают родителей в город. Отец наказывает дочке беречь брата и не уходить со двора. Девочка усаживает малыша на травку и бежит играть с подружками на полянке.

Вдруг прилетают гуси-лебеди, могучие птицы с огромными крыльями. Они перепугали детей и на глазах главной героини унесли ее братика.

Машенька растерялась: со двора ей запрещено уходить, но и Ванечку она должна была сберечь. Выбор сделан: одинокий ребенок помчался за преследователями.

На пути встретилась волшебная печка. Тяжело дыша, она попросила вынуть из нее ржаные пирожки. Несмотря на то, что надо торопиться, добрая девочка сжалилась и достала тяжелый противень.

Печка подсказала дальнейший путь похитителей. Но может ли маленькая девочка успеть за могучими птицами?

Ее ждала новая встреча - с яблоней, которая попросила избавить от тяжелых плодов. Сострадательная девочка помогла деревцу и получила новую подсказку о полете лебедей.

Дорога завела девочку в мрачную чащу. Главная героиня уже готова была отчаяться, но добрый ежик просто так показал ей оставшийся путь - к избушке Бабы Яги, по чьему приказу и был похищен Ванечка.

Машенька прокралась к окошку, у которого сидел брат, подхватила его и бросилась прочь. Колдунья подняла тревогу, и вот уже гуси-лебеди преследуют детей.

Однако благодарная речка, добрая яблонька и теплая печка помогли беглецам. С помощью хитрости девочка отпугнула птиц и вернулась домой, правда, для этого пришлось пожертвовать любимым платочком.

В последних кадрах счастливые дети наслаждаются гостинцами, которые родители привезли из города.

Все мы любим слушать истории, а уж сказочные и подавно! Толкованием сказок занимались и занимаются многие психологи аналитического направления: Ханс Дикман, Мария-Луиза фон Франц, Сибилл Биркхойзер-Оэри, Кларисса Пинкола Эстес. Их продолжают изучать мифологи, лингвисты, историки и другие ученые. А рассказывать сказки начали с самого зарождения человеческого общества!

Магия сказки

Задавались вопросом, почему сказки с течением времени не только не ушли в небытие, но продолжают жить и остаются популярными?

Веками человечество мучают одни и те же экзистенциальные вопросы. Кто я? Зачем я здесь? Что главное в моей жизни? Чего я не должен упустить, чтобы моя жизнь наполнилась смыслом? Что первично: дух или материя? Как объяснить сложные категории - пространство и время, почему солнце восходит и заходит, что такое жизнь и смерть? Как объяснить смену времен года? Как понять такие категории, как «добро» и «зло»? Как устроена жизнь?

Жить в необъясненном непонятном мире страшно, поэтому древние люди пытались искать ответы. Изначально у человечества не было столько инструментов и столько информации, как сейчас, а устройство мира было таким же. И наши предки старались разъяснить жизнь через наблюдение за природой, людьми, через интуицию, в том числе через домысливание и откровенное фантазирование. Так из многих разрозненных частей создается общая картина мира. И появляется миф. После по крупицам добытую информацию передавали потомкам из уст в уста как великую ценность, слагая сказки.

Здесь надо понимать, что народные сказки не сочиняли специально. Они появлялись с течением жизни, многократно отшлифовывались через пересказы, поэтому изобилуют символами, понятными для нашего бессознательного, но, к сожалению, не для нашего узкого сознания. Поэтому сказки не так-то просто понять!

Когда мы со своим мышлением пытаемся натянуть древние сказки на современные знания, как старый чулок на ногу, они тут же рассыпаются в прах. Теряются все их очарование и притягательность, а тайна ускользает. У сказок нет того практического смысла, который мы хотим извлечь, объясняя со своей рациональной точки зрения: тот герой хороший, а тот плохой, и мораль в сказке такая-то.

Сказка не поддается обычной житейской логике, она не линейна, и, что очень важно, для нее не характерна назидательность. В сказочных историях зашифровано сакральное знание о жизни, о мире, о людях, о смерти, о душе. И аналогично тому, как эволюционирует мир, какие этапы он при этом проходит, такие этапы развития соответствуют созреванию души человека. Поэтому сказочные метафоры нам так близки, а сказки, все без исключения, затрагивают нас на невероятной глубине!

Через понимание событий сказки мы сможем понять себя. Жизненно необходимо знать миф или сказку, определяющие нашу внутреннюю жизнь, чтобы оказывать влияние на течение текущих событий и по возможности не совершать роковых поступков. Вот почему сказка жила, продолжает и будет жить среди нас.

Если мы будем относиться к ней как к серьезному инструменту, то ее мудрость прольется на нас золотым дождем, и через понимание сакрального смысла сказки мы сможем постичь свою душу и свои нынешние духовные потребности. В самом конце я дам вам отличное практическое упражнение, связанное с вашей любимой сказкой, и вы сможете сами убедиться в вышесказанном.

А теперь приглашаю вас в путешествие по известной с детства русской народной сказке «Гуси-лебеди».

«Гуси-лебеди»

Была ли она в числе ваших любимых в детстве? Смотрели вы одноименный мультик? Перечитывали вы эту сказку? О чем вы думали, когда читали своим детям и когда ее вам читали родители? Что представляли себе? А теперь каверзный вопрос: как вам кажется, о чем она? Вроде бы все ясно: сестра ослушалась родителей, а после спасает своего брата от съедения Бабой-ягой, хеппи-энд и все счастливы.

Но я бы не стала так торопиться с выводами! Мало того, что там есть какие-то непонятные гуси-лебеди, злая Баба-яга в избушке на курьих ножках, что придает особенный колорит этой истории, да еще и говорящие печка, яблоня и молочная река с кисельными берегами. Все это наводит меня на мысль, что есть здесь в чем разобраться, что я и предлагаю вам сделать прямо сейчас.

Напомню, что существует несколько версий этой сказки: народная, в обработке Александра Афанасьева и в обработке Алексея Толстого. Они немного разнятся в том, кто оказался помощником девочки, но в целом сюжет одинаковый.

Сейчас благодаря популяризации трансактного анализа все знакомы с понятиями «Внутренний ребенок», «Родитель» и «Взрослый». Понятие субличностей, на которые опирался Ассоджиоли в своем «Психосинтезе», тоже на слуху. Мы же при анализе этой сказки будем опираться на понятия аналитической психологии, мифологии, символдрамы и психоанализа. И вы увидите, как раскроется глубинный театр и сказка из плоской вмиг станет яркой, выпуклой, имеющей иное значение, и вы узнаете совсем других «Гусей-лебедей».

Анализировать сказку будем на субъектном уровне, то есть так, как будто все персонажи этой сказки существуют внутри одной личности. И поскольку главная героиня - девочка, то рассматривать сказку мы будем с точки зрения феминной (женской) психологии.

Налетели гуси-лебеди

«Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький».

Началось все с того, что в обычной крестьянской семье мать, отец уезжают на ярмарку, а старшую дочь просят следить за братом, и в награду ей посулили привезти гостинец - платочек. Сестрица, несмотря на наказ родителей, убежала гулять и прозевала брата. Боясь родительского гнева, бежит неведомо куда его выручать.

Гуси-лебеди - птицы не простые, а со смыслом. В сказках часто именно они служат Бабе-яге, крадут детей по ее велению. Иногда она их морит голодом, пока они не принесут ей хорошую добычу, лакомый кусочек. Если мы будем рассматривать по отдельности символику гуся и лебедя, то увидим много схожего, а в кельтской традиции так вообще они взаимозаменяемы.

И гусь, и лебедь - это солярные символы: древние люди с их прилетами и отлетами связывали приход весны или зимы. Известно, что Аполлон, бог Солнца в античной мифологии, летал на лебедях. Гуси спасли Рим. И гусь, и лебедь - птица-проводник в мир умерших.

Водоплавающие птицы издавна пользовались особым почтением у славян, поэтому они наряду с соколом, ласточкой и голубем часто используются в древней свадебной символике. О них слагали ритуальные песни, что «летят-де гуси-лебеди через сад-виноград и роняют обручальные кольца», предсвадебные причитания о сговоре сватов жениха и невесты и, собственно, свадебные песни. Серый гусь обычно сравнивался с женихом, тогда как невеста, конечно, с белой лебедью.

«Самый яркий пример у русских - знаменитая песня с параллелизмом о двух летящих птичьих "стадах" со словами “Отставала лебедь белая от стада лебединого… / Приставала ко серым гусям”, исполнявшаяся в конце довенчального этапа», - писал Т.А. Бернштам в своей книге «Птичья символика в традиционной культуре восточных славян». Противопоставление присутствует потому, что невеста и жених по старинным обычаям не могут принадлежать к одному роду.

А.В. Гура писал так: «В Астраханской губернии на свадьбу приглашают словами: "Пожалуйте к нашему князю хлеба-соли покушать, белого лебедя порушить!" Под лебедем здесь имеется в виду свадебный хлеб - каравай с искусным украшением в виде пары лебедей, гусей или голубей. Всех этих птиц считали символами крепкого союза» .

Мотивы гусей, лебедей присутствовали в древних вышивках и коврах. «На подолах женских рубах, концах свадебных полотенец и постельных пологов изображались обычно абстрактные символы водоплавающих и домашних птиц под собирательными названиями "павы", "петуны"» (Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник).

Но все же разница между ними есть, и она существенная. Гуся нашим предкам удалось приручить, одомашнить, потому он чаще символизирует домашние и женские сферы жизни, а лебедь так и остался диким, свободным, отражая дух независимости, некоего благородства, изящества. Гуся употребляли в пищу, а стрелять в лебедя считалось большим грехом.

В этой мифологической стае дикая птица противопоставляется домашней, как род жениха противопоставляется роду невесты, и объединяется в одной совокупности. Данный союз противоположностей позволяет им жить в двух мирах - обыденной проявленной Яви, как гуси, и далеком мире небытия - Нави, как лебеди.

Брат и сестра в сказках символизируют союз мужской и женской противоположностей, глубинную связь Анимы и Анимуса внутри личности. Гуси-лебеди забирают мальчика, разлучая тем самым сестру и брата, и уносят его в царство мертвых, к Бабе-яге, о ней мы еще подробно здесь поговорим.

Героиня этой сказки теряет связь со своей маскулинной, духовной частью. Ее дух словно уносится в мир Бабы-яги. Душа и дух разъединены, и девочке придется пройти суровые испытания, чтобы снова их соединить.

С точки зрения психологии глубоко в бессознательное погрузилась духовная установка. В реальной жизни это мы можем увидеть, когда человек стремится только к материальным благам или ежедневно печется лишь о хлебе насущном, забывая о духовной составляющей жизни. Тогда все его разговоры сводятся к пустой болтовне, от которой не становится тепло на душе и невозможен близкий контакт.

Маскулинная часть нашей героиней потеряна, произошло расщепление на мужскую и женскую части. Что это значит? Мы видим подобное пагубное разделение в так называемой современной «ведической традиции», где каждому из супругов отведена определенная роль: женщина должна быть красивой и рожать детей, а мужчина - реализовывать себя в социуме и зарабатывать деньги.

Оно бы недурно, но если женщина отрицает свою мужскую часть, не реализует свой творческий потенциал, то это неизбежно закончится глубоким кризисом. И потому хорошо развитый Анимус у женщины - это и возможность быть успешной во внешнем мире, овладение мужской энергией, а не ее отрицание, умение ассимилировать ее в свою жизнь и умение осознать истинную природу бытия.

Теперь девочке предстоит хорошенько потрудиться, чтобы вернуть брата домой, что на психологическом языке означает в перспективе узнать и полюбить свой Анимус снова и стать от этого по-настоящему целостной.

Путь туда. Печь - архетип Великой Матери

«Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь».

В сказках печь всегда находится вне дома, в чистом поле, например, или в лесу, как здесь. Стоит сама по себе, растоплена и полна ритуальной пищи.

Печь всегда особо почиталась у славян, поэтому в избах наших предков стояла ровно посередине, играя роль и центра, и границы между тем миром и этим. Это сугубо материнский символ, на глобальном уровне она выступает как модель пещеры, потому что пещера - это самое раннее жилище людей, посредине которого разводили очаг. Наряду с этим она является и символом мирового дерева.

Печь давала тепло, пищу, уют в доме, вдобавок в некоторых местностях ее использовали в качестве бани и рядом с ней, над ней и внутри нее лечили недуги. Известен древний обряд перепекания, связанный с печью: недоношенных, больных детей заворачивали в ржаное тесто и на лопате клали в прогретую теплую печь, как бы «перепекали». Отсюда появляется еще трансформирующая функция русской печки. И народный фольклор это подтверждает поговорками: «Печка парит, печка жарит, печка душу бережет».

Также печь выступает как символ триединого мира - небесного, земного и загробного. Наши предки верили, что через печную трубу совершается связь с «тем светом», и если приложить к ней ладони, то можно пообщаться с давно умершими предками, попросить у пращуров защиту и силу. Низ печи связывался с миром мертвых, там хоронили послед, выкидыши, а середина же печи - ее топка, хайло - связывалась с миром живых.

Поэтому печь считалась сакральным атрибутом в доме. Рядом с ней было запрещено богохульствовать, врать, браниться, на ней нельзя заниматься сексом, оттого на печи спали старики да дети малые. А в микрокосме печь - модель женщины, матери, носительницы жизни.

Это отражает и народный фольклор: «Печь нам мать родная», «На печи все красное лето» , и обращение к ней не иначе как «печка-матушка»! Заметьте, что поддержание огня и приготовление пищи традиционно считались чисто женским занятием: «Бабья дорога - от печи до порога» . Поэтому совершенно логично, что она мыслится как одно из проявлений символов архетипа Матери-богини. Естественно, эта мысль зародилась во времена матриархата.

На языке юнгианской психологии это один из символов архетипа Великой Матери. Эрих Нойманн в книге «Архетип Великой Матери» дает подробную характеристику всем модусам архетипа. А я лишь напомню, что этот архетип состоит из четырех частей, две из которых молодые и две старые, умудренные опытом; две добрые и две темные, пожирающие.

К доброй пожилой Матери относятся Деметра - богиня плодородия в античной мифологии, Изида - в египетской, Мария-Богородица, всякая добрая пожилая старушка в сказках.

Злая старая Мать - это ведьма, Баба-яга, Геката, горгона Медуза, злая мачеха, злая фея в сказке «Спящая красавица», богиня Кали, пожирающая младенцев.

Добрая юная Мать - дева Мария, Ева как мать всех людей, крестная фея в «Золушке», богиня Лада в славянской мифологии, Афродита - богиня красоты.

Молодая темная дева - развратная, холодная, неспособная на настоящие чувства, соблазняющая и забирающая душу: Лилит, Шамаханская царица, Снежная Королева, Хозяйка медной горы.

В чем разница между этими полюсами? В том, что на позитивном полюсе - добро, плодородие, богатство, творчество, здоровье, на противоположном - болезнь, смерть, зло, бедность, депрессия, пустота. Но в том и вcе дело, что не бывает одного полюса без другого! И негативный полюс служит преображению героя, он устремляет к борьбе, заставляет его идти вперед, к осознанию себя.

В сказке «Гуси-лебеди» архетип Великой Матери представлен в разных ипостасях: это и печь, и яблонька, и молочная речка, и даже Баба-яга как отражение его разных сторон. В нашей истории печь, яблоня и речка поворачиваются разными сторонами к девочке, как дающим боком, так и не дающим.

Они играют роль заботливого, укрывающего и защищающего начала: на обратном пути они в прямом смысле укрывали собой детей от погони, - и вместе с тем весьма требовательного («Съешь моего ржаного пирожка, тогда и спрячу»), проявляя свои амбивалентные качества, как трава мать-и-мачеха или «достаточно хорошая мать». А вот Баба-яга - это однозначно негативный аспект Великой Матери, о ней мы тоже поговорим отдельно.

А теперь вернемся к печи. И этот вопрос, который мучает всех: что за спесь, почему девочка не ест ржаных пирожков, которые ей преподнесла печь? Это происходит по нескольким важным причинам.

Печь, в которой пекут хлеб и готовят пищу, мыслится как алтарь, место евхаристии. Любая еда раньше считалась причастием к тотему, духу пищи. Поел еды - набрался сил через общение с духами. Это, несомненно, преображающая сила. И пирожки, которые испеклись в этой печи, можно отнести к трансформации, которая происходит, когда с подобной энергией взаимодействуешь.

Наша героиня сейчас на этапе взросления, ее задача - отделиться от материнского бессознательного, ибо «печка нежит, а дорожка учит». Она еще в том состоянии, когда продолжительная связь с матерью для нее только губительна. И ее слова «А у моего батюшки и белые не едятся» можно пояснить так: жизнь в родной семье олицетворяет сознательную рафинированную часть ее жизни, а мир символов - бессознательное, неопознанное, а потому огромное и пугающее. И плоды бессознательного - пирожки - сейчас для нее слишком неподъемны и грубы, она не сможет их переварить (понять истинную ценность). Но все изменится на обратном пути.

Лесная яблоня

Далее на пути девочке встретилась лесная яблоня, полная плодов. Это дикое дерево с грубыми маленькими кисло-горькими плодами, и тем не менее именно оно стало прародительницей для сортовых яблонь. Яблоня здесь выступает символом самой Природы-матери.

Растения, как и животные, со времен язычества нередко выступают прообразами богов для человека. Их наделяли живой душой, в их честь устраивали целые ритуалы-празднества, им поклонялись, их боготворили и приписывали особую силу. Взять хотя бы яблоки: они молодильные, с помощью которых можно исцелить все болезни и вернуть себе молодость, покатать по блюдцу, чтобы увидеть предстоящие события.

Этот момент отражен в русской народной «Сказке о серебряном блюдечке и наливном яблочке»: «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота».

В «Крошечке-Хаврошечке» корова просит закопать свои кости в земле после смерти, и на том месте вырастает пышная яблоня. В сказке «Иван-царевич и Серый волк» у батюшки Ивана есть сад с золотыми яблоками, за которыми охотится Жар-птица.

Для алхимиков яблоко было чем-то особенно волшебным, поэтому символизировало процесс познания и фантастический пятый элемент.

В христианской традиции это древний символ греха, искушения и познания добра и зла, словно плод с древа из райского сада. Ева соблазнила Адама съесть его, и они увидели другой мир, узнали другую истину, за что были сурово наказаны Богом изгнанием из рая.

В сказке «Гуси-лебеди» яблоня предлагает девочке плод в обмен на то, что она скажет ей, куда гуси-лебеди понесли мальчика. Она не просит, а дает, но девочка не хочет брать! А все потому, что ей не хочется знать кислую дикую правду мира.

Ей лучше, если она ест садовые яблочки из сада своего батюшки, видит полуправду, когда она находится под покровительством и защитой своих родных. Но когда ты вышел во внешний мир, то твоя задача - найти в нем свою опору. Девочка сейчас нецелостная, ее всего половина, поэтому она не в силах вынести настоящую правду, принять мир таким, как он есть, и в этом смысл ее отказа.

Но есть здесь и другое. В славянской традиции яблоки принято было давать при сватовстве: их отсылали родственникам жениха - если невеста была согласна, то яблоки были спелые и красивые, а если нет, то зеленые и недобрые.

Считается, что яблоня - дерево женской силы. Оно дарит нам, женщинам, сексуальность и чувственность, пробуждает материнский инстинкт. И не случайно, ведь оно является символом Афродиты - богини сексуального наслаждения, удовольствия и любви. Плод яблони придает плодовитость невесте, а потому ветка яблони используется при изготовлении свадебного дерева, которое в народе называют «гильце».

Девочка хотя и добрачного возраста, но понимает, что рано ей до прохождения инициации думать о сексуальных утехах, рождении детей, идентифицироваться со зрелой женщиной, поэтому только на обратном пути она съедает предложенный плод.

На обратном пути девочка, по некоторым версиям сказки, к тому же снимает весь урожай с дерева, помогая яблоне освободиться от тяжести, и здесь я вижу параллель с Иисусом. Так как яблоко наряду с другими значениями символ Христа, искупившего своей жизнью все грехи человечества. В августе отмечается Яблочный Спас, другое название этого праздника - Преображение Господне, во время которого принято в первый раз за сезон вкушать яблоки. Для героини это может символизировать акт спасения, собственного исцеления, преображения.

Молочная река с кисельными берегами

Следующей, у кого просила девочка помощи, была молочная река с кисельными берегами. С точки зрения мифологии эта картина совсем не странная, ибо молочная река с кисельными берегами считалась символом рая в царстве мертвых, где не нужно думать о пропитании, где все есть в изобилии. Она существовала в разных сказках, к примеру, в «Сказке о царе Горохе»: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох» .

Владимир Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» пишет о ней так: «Сюжет о молочных реках с кисельными берегами, как воплощение мотива изобилия, является древним, имеет аналоги в разных культурах и отображает представления об идеальной счастливой стране. Так, по наблюдению английского антрополога Дж. Фрэзера, в полинезийской культуре встречается подобный мотив, но с реками из масла кокосового ореха».

Здесь же имеется в виду овсяный кисель с молоком, который употребляли в пищу наши предки. А также молочная река напоминает Млечный путь на небе, что древние считали проявлением Небесной Матери. Поэтому, с одной стороны, это, несомненно, аспект дающей заботливой щедрой матери, символ жизни, ведь материнское молоко - первая пища, которую ест младенец.

Но есть прямо противоположная сторона: тот же кисель часто служил ритуальной едой, им заканчивали трапезу на поминках. Поэтому встреча с молочной рекой для девочки как встреча с амбивалентностью матери, как дающей, так и забирающей жизнь.

В подтверждение этой идеи следующий факт: для наших предков река - не просто водный поток. По реке Смородине славяне отправляли мертвых в последний путь на плоту или на лодке, оттого она мыслилась как граница между миром живых и миром мертвых. В Древней Греции это были реки Стикс и Лета, Нил у египтян, у ворот скандинавского царства мертвых Хель течет река Гьёлль. Исток реки часто связывали с верхним миром, а устье - с нижним.

И сами поиски братца сестрицей в этом смысле удивительным образом схожи с мифологическими сюжетами спуска в нижний мир. Так Орфей спускается за своей возлюбленной Эвридикой в царство Аида, для чего Харон перевозит его через реку Стикс.

Как видим, молочная река с кисельными берегами весьма неоднозначный символ: с одной стороны, олицетворяет собой материнскую доброту, заботу, а с другой - забвение и смерть. На психологическом языке это означает знакомство с теневыми аспектами Матери. Ведь на самом деле Мать как дает жизнь, так ее и забирает, и в этом смысле понятно, когда мы говорим о земле, воде или природе в целом.

На пути туда, до посвящения, девочка не готова смотреть на тень Матери, ведь в некотором смысле это и ее тень тоже. Только зрелый целостный человек может смотреть на нее открыто, воспринимать объект целостно, а не фрагментарно.

Сивилл Биркхойзер-Оэри отмечает: «Не распознав черт темной Матери в самой себе, она (женщина) подвергается риску идентификации только с ее светлой стороной. Однако она все равно проживает эту темную, теневую сторону, но делает это бессознательно; иначе говоря, и она сама, и окружающие ее люди подвергаются серьезной опасности».

Для того чтобы так воспринимать себя, нужно иметь большое мужество, укрепить свое эго, знать границы Я и не-Я, а для этого ей нужно соединиться с о своим структурирующим мужским началом.

3 + 1

Заметьте, что на пути девочки встретились три материнских символа, не пять, не два, а именно три.

Это число издавна считается важным, поэтому в сказках мы встречаем тридевятое царство, тридесятое государство, три желания, трех братьев, три испытания, как и в нашей истории. Вспомните еще трех богатырей, тройку лошадей, всем знакомое пушкинское «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».

Это число отражается во времени как прошлое, настоящее и будущее, в пространстве - как длина, ширина, высота. Известно, что и «Бог любит троицу». Кстати, в христианстве тройка также священное число. В Писании сказано о трех дарах волхвов Христу, трех образах Преображения, трех крестах на Голгофе, трех днях смерти Христа, трех богословских добродетелях: вере, надежде, любви.

Богинь судьбы в разных мифологиях тоже по три. В античной мифологии выделяют три ипостаси Великой Матери: Персефону, Деметру и Гекату, которые соответствуют рождению, жизни и смерти и изображаются как девочка, невеста и старуха.

Соединяя все три части архетипа воедино, мы видим, что печь связана с небом через свою трубу, яблоня с землей через свои корни, а молочная река с кисельными берегами - это река, текущая в мир мертвых. Это как вся жизнь. И с каждой из них нашей героине нужно было научиться взаимодействовать по-своему. И когда она девочка, и когда женщина, и когда старуха. На символическом языке произошло знакомство с целым миром, Вселенной. При этом взаимодействии героиня получает сакральное знание, которое включит в свою жизнь.

Произошла встреча с нуминозным, а это может случиться только при соприкосновении с архетипом, и если сознание не подготовлено, то это чрезмерно суровое испытание. Чем мы более нарушены, травмированы изнутри, если наше эго слабое, инфантильное, требует постоянной поддержки извне, тем более подвержены риску не справиться со своими чувствами во время такой встречи. Попросту говоря, нам нужно сначала научиться зарабатывать деньги для себя, устроить свою жизнь, а после думать о голодающих в Африке.

Девочка всякий раз по пути «туда» отвечала отказом на все предложения помощи, что на психологический язык можно перевести так: таким поведением она укрепляла свое эго, все больше отделяясь от материнского бессознательного. Происходит некий закономерный акт инфляции, необходимый для развития личности. И, несомненно, при этом она берет на себя большую ответственность.

Помните, что настоящий клад находит только тот, кто его ищет и трудится? В Таро число «три» соответствует аркану «Императрица», что символизирует живое творческое женское начало, обновление, радость жизни. Поэтому, пройдя этот важный экзамен на зрелость, девочка открывает в себе неиссякаемый источник, из которого все время рождается новое.

Но среди персонажей сказки есть еще Баба-яга. Кто она на самом деле?

Встреча с Бабой-ягой

Что видит девочка, когда приходит к избушке Бабы-яги? Старая страшная бабка прядет кудель, а на лавочке сидит братец, играет с серебряными яблочками.

Баба-яга имеет несколько имен - Ягибиха, Ягишна, Баба-йога. Избушка ее стоит всегда в дремучем лесу, куда нужно продираться сквозь плотные заросли деревьев и колючих кустов. Такой лес всегда вызывал неподдельный ужас у наших предков, так как мыслился ими как граница между мирами. Они представляли себе, что Баба-яга - богиня, которая сопровождает умерших с этого света на тот, и потому наделяли ее безграничными возможностями.

Она дает мальчику играть с серебряными яблоками, что отражает народные представления о том свете, где растут золотые яблоки на серебряных деревьях. Существует также старое название яблони - «серебряный сук», что происходит от поверья, что яблоки растут на серебристых ветвях и обладают свойствами бессмертия.

Отметим, что избушка стоит на курьих ножках. Игра слов нас привела к куриным лапам, тогда как, по мнению этнографа Д. Зеленина: «Древние славяне погребальные сооружения ставили на столбах, которые окуряли дымом можжевеловых веток, отсюда и "курьи"».


Надо заметить, что Баба-яга во многих сказках прядет пряжу или кудель, что наводит меня на мысль о трех пряхах из сказок братьев Гримм или богинях судьбы Мойрах из античной мифологии, они же - Парки у римлян или Норны у древних скандинавов. Они пряли и перерезали нить жизнь, определяя судьбу.

У славян считалось, что роженицы, или суджаницы, определяли судьбу новорожденного. И Баба-яга в сказке «Гуси-лебеди» пряла кудель, что отражает ее прогностическую функцию и неотвратимость. Заметили, что во многих русских сказках именно Баба-яга дает герою заветный клубочек, который выведет его на верный путь?

Здесь, когда девочка заходит в избу (повествование в обработке А.Н. Толстого), старуха поручает ей прясть, а сама уходит топить баню. Случайно ли это? Детям еще рано покидать этот свет - обрывать нить судьбы, поэтому нужно, чтобы прядение не останавливалось, а также старуха дает им выбор: уйти или остаться.

За прядение временно взялась мышка. Она, как известно, считается одним из хтонических животных, ведь ее нора находится в земле. Хитрая мышь знает много секретов нижнего мира. Девочка сначала кормит мышку, а после слушается ее совета. И это не единственная сказка, где так происходит. В одной из самых древних, «Мачеха и падчерица», когда девушка приходит к медведю, именно мышка помогает ей обмануть медведя-смерть, обыгрывая его в жмурки.

Девочке непременно нужно было повидаться с Бабой-ягой, но зачем? Сложив все части вместе, можно сделать вывод, что встреча с этой старухой символически отражает встречу с собственной смертью. Целостный человек всегда включает аспект смерти в свою жизнь. Это переосмысление, приобретение новых ценностей, и девочка понимает, что она не вернется после такого испытания прежней.

И да - про количество персонажей, которые встречаются на пути девочке: три плюс один будет четыре, а это число земли, число завершенности и стабильности. Баба-яга - это четвертая часть архетипа Великой Матери в этой сказке. Как говорит Юнг, «четвертый надевает на троичное мышление оковы реальности».

Четвертый элемент соединяет противоположности и создает новое единство.

Их стало четыре, чтобы девочка смогла осознать свою реальность такой, как она есть, избавиться от детских иллюзий, расширить сознание за счет присоединения частей из бессознательного. И это уже не та маленькая девочка, что шла в гущу леса в поисках брата.

Обратный путь

Сестра схватила брата и потащила вон из избушки. Но на этом история не закончилась, потому что Баба-яга приказала гусям-лебедям мчаться за беглецами. То есть мало себе вернуть свою часть, важно ее присвоить и сберечь, оттого на обратном пути героиню ожидали не меньшие опасности.

Вы заметили, что на пути за братом девочка несговорчива, не проявляет должную скромность и почтение перед великими символами (печь, яблоня и речка)? Она рассчитывает только на себя в поисках пропавшего брата.

Так и в реальной жизни: когда мы все рационализируем, не придавая подобающего значения интуитивному знанию из бессознательного, то оно нас наказывает, накрывая тенью с головой.

Юнг говорил: «Многие люди ошибочно переоценивают роль воли и полагают, что ничто не может произойти в их собственном разуме без их решения и намерения». А слышали же поговорку «хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах» или «человек полагает, а Бог располагает»? Они как раз об этом! А у глубоко верующих, напротив, есть такое выражение, как «Господь управит». Истина же где-то посредине.

Изначально наше бессознательное имеет огромную мощь, и если мы ему не оказываем необходимого почтения и уважения, не приносим жертву (а жертвой здесь могут быть и гордыня, и многословие, и желание посплетничать, желание ускорять события или собственная лень), не обращаем внимания на подсказки из снов, на синхронию мира, то нам и ответ держать.

Но вернемся к сказке! Возвращаясь, девочка снова встретилась с теми же символами, но в обратном порядке, и эта очередность здесь важна.

По дороге туда сначала была печь как символ рождения, затем яблоня как символ жизни и река как символ смерти. Словно вся жизнь прошла до смерти в ускоренном варианте. На обратном пути она сперва отведала киселя у молочной реки, затем лесного яблочка, а закусила ржаным пирожком.

Эти действия отражают символическую смерть у реки, потом жизнь у яблони, а после, влезая внутрь печи, как бы «перепекаясь» - трансформируясь, снова рождается для жизни в проявленном мире, мире сознания. И именно после перерождения в печи гуси-лебеди прекратили погоню и оставили девочку в покое.

Кстати, вам не кажется, что девочка ведет себя крайне странно? Угощения все те же, и на пути за братом она от них отказывается, а по пути домой ест все, что предложили ей архетипические герои. А нашим предкам бы так не показалось, ибо они знают истину: сестрица на пути «туда» ведет себя как непосвященная, не получившая инициацию, потому и не получает помощи от сверхъестественных сил.

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.

Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братика на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.

Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, по­садили на крылья и унесли.

Вернулась Маша, глядь - братца нету!

Ахнула она, кинулась туда, сюда - нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала - братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами горю не по­можешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит - метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, бросилась догонять

Бежала, бежала, видит - стоит в поле печка. Маша к ней:

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Подбрось в меня дровец,- говорит печка,- тогда скажу!
Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила.

Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше. Видит - стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись стоять тяжело!

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала.

- Молочная речка - кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Упал в меня камень, - отвечает речка,-мешает молоку дальше течь.
Сдвинь его в сторону - тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Отломила Маша большую ветку, сдвинула камень. Зажурчала речка, сказала Мате, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит - сидит под пеньком еж.

Ежик, ежик, - спрашивает Маша,-не видал ли ты, куда гуси-лебеди по­
летели?

Ежик говорит:

Куда я покачусь, туда и ты иди!

Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березками. Ка­тился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша - си­дит в той избушке Баба-яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золоты­ми яблочками играет.

Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.

Немного спустя глянула Баба-яга в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей:

Скорей, гуси-лебеди, летите в погоню!
Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели.

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад - увидела гусей-лебедей... Что делать?

Побежала она к молочной речке - кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют ее...

Речка, речка,- просит Маша,- спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрята­ла.

Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.

А гуси-лебеди увидали ее - воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне:

Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покру­жились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать.

Бежит она, несет братца, уж недалеко и до дома... Да на беду гуси-лебеди снова увидали ее и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут, того и гляди Ванюшку из рук вырвут... Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:

Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла.

Гуси-лебеди к печке подлетели и давай заслонку открывать, да не тут-то бы­ло. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем верну­лись к Бабе-яге...

А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибе­жала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.

Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Гуси-лебеди».

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки фигурки персонажей сказки (Машу, Ванюшку, отца с матерью, стаю гусей-лебедей, печку, яблоню, ежа) и декорации (избушку на курьих нож­ках, дом, поле, лес, реку, лошадь с телегой) и устанавливают их на под­ставки.

Цели занятия

Воспитательные - формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры; вырабатывать учебные на­выки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая); воспитывать чувст­во ответственности за свои поступки; понимание, что хорошо, а что плохо.

Обучающие - совершенствовать общую моторику; активизировать употреб­ление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, предло­га «между», наречий «слева» и «справа»; закреплять порядковый счет.

Развивающие - развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать за­гадки, осмыслять события сказки.

Оснащение:

Фигурки персонажей сказки - Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печ­ка, яблоня, еж, отец с матерью (см. вклейку, рис. 16, 22, 29, 31-36);


ножках, а в ней Баба-яга, река (см. вклейку).

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали, дети, встали в круг, слева друг и справа друг». Сами встаньте в центре этого круга и, обращаясь к од­ному из детей, спросите у него: «Кто стоит слева от тебя?» Затем спросите малы­ша о том, кто стоит справа от него. Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что он стоит, например, между Петей и Катей. По очереди опросите всех детей. Ко­гда дети ответят на вопросы, они садятся на стульчики, расставленные полукру­гом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что сегодня они будут слушать рус­
скую народную сказку «Гуси-лебеди». Прочитайте или расскажите детям сказ­ку, одновременно перемещая фигурки персонажей на фоне декораций.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Куда уехали отец с матерью?

Что перед отъездом велели Маше родители?

Послушалась Маша родителей?

Что сделала Маша после отъезда отца с матерью?

Кто унес братца Ванюшку?

Что сделала Маша, когда увидела, что братец исчез? Кого увидела Маша в поле? Что спросила Маша у печки? О чем попросила Машу печка? Помогла ли Маша печке? А как печка помогла Маше? Кого еще встретила в поле Маша? О чем яблоня попросила Машу?

У кого еще спрашивала Маша, куда гуси-лебеди полетели? Чем Маша помогла речке?

Кто в дремучем лесу привел Машу к Ванюшке? Где сидел Ванюшка?

Что сделала Маша, когда увидела братца? Кого послала Баба-яга в погоню за Машей и Ванюшкой? Кто прятал Машу с Ванюшкой от гусей-лебедей? Назови их по порядку. Успели ли Маша с Ванюшкой вернуться домой до приезда родителей? Когда Маша поступила плохо, а когда хорошо?

Как ты думаешь, если бы Маша не стала помогать печке, яблоне и речке, по­казали бы они ей, куда гуси-лебеди полетели?

А ты помогаешь другим? Вспомни, кому ты помог. Расскажи об этом.

4.Подвижная игра «Баба-яга». Предложите детям принять участие в по­движной игре «Баба-яга». Обозначьте на полу линией место избушки на курьих ножках.

Выберите ребенка на роль Бабы-яги, используя для этого считалку-драз­нилку:

Баба-яга,

Костяная нога, С печки упала, Ногу сломала.

«Баба-яга» садится на корточки в «избушку» и изображает, что спит, а все остальные дети в это время еще раз хором произносят дразнилку про нее. Когда прозвучит последнее слово, «Баба-яга» просыпается и бежит догонять детей. Пойманный ребенок становится ее помощником и уходит вместе с ней в избуш­ку, где они находятся, пока дети вновь произносят дразнилку. После этого «Ба­ба-яга» и ее помощник - первый гусь из стаи гусей-лебедей - выбегают из из­бушки и ловят детей.

Пойманных игроков приводят в избушку на курьих ножках, и они пополня­ют стаю гусей-лебедей. Когда «гуси-лебеди» и «Баба-яга» переловят всех детей, игра заканчивается.

5. Загадки. Выставьте на столе фигурки персонажей сказки: печку, яблоню, ежа и гусей-лебедей; предложите детям отгадать загадки про них.

Длинные шеи, красные лапки, Щиплют за пятки - беги без оглядки.

(Гуси)

Круглое румяное Течет, течет - не вытечет,

С дерева достану я. Бежит, бежит - не выбежит.

(Яблоко с яблони) (Река)

Бабушка седа-бела, Между сосен, между елок

Зимой каждому мила. Ходят-бродят сто иголок.
Из трубы летят колечки - (Еж)

Это дым из нашей... (печки).

Когда загадки будут отгаданы, спросите у детей, кто из этих сказочных пер­сонажей помогал Маше найти братца Ванюшку. Кто первым, вторым, третьим и четвертым показывал Маше, куда полетели гуси-лебеди?

6. Назови ласково. Поставьте на стол фигурку Маши и предложите детям на­
звать ее ласковыми именами - например, Машенька, Машечка, Машуня. Затем
выставьте фигурку Вани и также предложите детям дать ему ласковые имена:
Ванечка, Ванюша, Ванюшка, Ванюшечка. Аналогично дети подбирают ласко­
вые названия к словам «печка», «яблоня», «река», «еж».

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Гуси-лебеди».


Цели занятия

Воспитательные - формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе и подвижной игре; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Обучающие - совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную мото­рику; совершенствовать навыки игры с мячом, умение правильно пользоваться карандашом, обводить цифры; учить детей четко произносить и отличать на слух разные звукоподражания; закреплять лексико-грамматические умения и навыки (образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, подбирать глаголы к существительным); совершенствовать связную речь детей; закреплять счетные навыки, знание цифр в пределах пяти, совершенствовать пространст­венные представления.

Развивающие - развивать у детей слуховое и зрительное внимание, форми­ровать фонематический слух на уровне звука и слова; учить детей отгадывать загадки; развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мячом.

Оснащение:

Декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьих

Демонстрационные рисунки «Стая гусей-лебедей» (рис. 50, с. 105) и «Похо­жие слова» (рис. 52, с. 106);

Листы с индивидуальным математическим заданием «Сколько гусей-лебе­дей?» (рис. 51, с. 105) по количеству детей;

Красные карандаши по количеству детей.

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг». Сообщите детям, что сейчас они будут придумывать друг для друга ласковые имена. Обратитесь к одному из малышей и попросите его ласково назвать имя того, кто стоит от него справа. Ребенок поворачивает го­лову направо и ласково называет своего соседа. Названный малыш в свою оче­редь произносит имя следующего ребенка, стоящего от него справа. Когда все дети назовут своего соседа справа, они могут садиться на стульчики, стоящие по­лукругом около стола.

2. Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пере­сказ сказки «Гуси-лебеди». Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Жес­том давайте детям понять, чья очередь продолжать рассказ. Сами последова­тельно выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей во время пересказа возникают затруднения, задайте ему наводящий вопрос или начните следую­щую фразу сами.

3.Подвижная игра с мячом «Кто что делает». Предложите детям поиграть в подвижную игру с мячом. Предложите малышам «выйти на лужок и сделать кружок». Сами возьмите мяч и встаньте в центре круга. Объясните детям прави­ла игры: вы будете бросать им мяч и одновременно называть имя одного из геро­ев сказки «Гуси-лебеди», ребенок, поймавший мяч, должен бросить его обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Напри­мер, взрослый бросает мяч и говорит: «Гуси-лебеди», а ребенок возвращает мяч взрослому, добавляя глагол: «Летят».

Возможные варианты сочетаний:

Отец с матерью - уехали, вернулись, гостинцы привезли;

Маша - посадила Ванюшку на лужок, побежала искать братца, спросила
у печки, куда полетели гуси-лебеди, подбросила в печку дровец, подняла яблоне
ветки, сдвинула в речке камень, несет Ванюшку;

Ванюшка - сидит на травке, летит с гусями-лебедями, играет золотыми
яблочками;

Гуси-лебеди - летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ва­нюшку;

Печка - печет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

Яблоня - растет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

Речка - течет, журчит, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;

Ежик - фыркает, катится, показал дорогу;

Баба-яга - пряжу прядет, кличет гусей-лебедей, послала вдогонку гусей-
лебедей.

4. Узнай по голосу. Выставьте на столе фигурки гусей-лебедей, печки, ябло­ни, речки и ежа. Познакомьте детей со звукоподражаниями: гуси-лебеди кри­чат- «га-га-га»; печка пышет жаром - «пых-пых-пых»; яблоня шелестит лис­точками- «ш-ш-ш» (звук произносить длительно, на одном дыхании); речка бежит по камешкам- «с-с-с» (звук произносить длительно, на одном дыхании); еж фыркает - «ф-ф-ф» (звук произносить длительно, на одном дыхании).

Затем произнесите эти звукоподражания по одному и предложите детям отга­дать, чьи это голоса. Дети называют сказочного героя и показывает его фигурку. Если дети безошибочно отгадывают звуковые загадки, предложите им самим по очереди загадывать их друг другу.

5. Сколько гусей-лебедей? Покажите детям демонстрационный рисунок
«Стая гусей-лебедей» (рис. 50, с. 105). Предложите малышам сосчитать, сколько
в стае гусей-лебедей. Выдайте детям листы с индивидуальным математическим
заданием «Сколько гусей-лебедей?» (рис. 51, с. 105).

Предложите малышам начертить в рамочке столько же палочек, сколько гу­сей-лебедей на рисунке. А затем выбрать среди других и обвести соответствую­щую цифру.

6. Слушай и показывай. Покажите детям демонстрационный рисунок «Похо­жие слова» (рис. 52, с. 106). Попросите внимательно слушать и показывать на
картинках те предметы, которые сейчас будут названы. Затем спросите одного
из детей: «Где дом? (Ребенок показывают соответствующее изображение.) Где
дым? (Ребенок показывает.)»

Аналогично по картинкам задайте вопросы другим детям к парам созвучных слов: «трава - дрова», «яблоко - яблоки», «пирожок - рожок», «печка - реч­ка».

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.


ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Гуси-лебеди».


Цели занятия

Воспитательные - учить детей согласовывать свои действия при проведе­нии коллективной инсценировки; стимулировать развитие творческой индиви­дуальности детей; учить дошкольников понимать эмоциональное состояние дру­гого человека по его мимике и жестикуляции.

Обучающие - совершенствовать мимику и общую моторику детей; стимули­ровать использование прилагательных, характеризующих разные эмоциональ­ные состояния человека, в речи детей; развивать у детей понимание сложносо­чиненных, сложноподчиненных предложений и предложений с однородными членами; совершенствовать чувство ритма.

Развивающие - развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь взрослого; развивать связную речь детей.

Оснащение:

Фигурки персонажей сказки - Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печ­ка, яблоня, речка, еж, отец с матерью (см. вклейку, рис. 16, 22, 29, 31-36);

Декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьих
ножках, а в ней Баба-яга, река (см. вклейку);

Большое настенное зеркало.

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Спросите у детей, ка­кую русскую народную сказку они рассказывали на прошлом занятии. Сооб­щите, что сегодня вы все вместе будете показывать спектакль по сказке «Гуси-лебеди».

Распределите между детьми роли Маши, Ванюшки, родителей, печки, ябло­ни, речки, ежа и гусей-лебедей (если детей меньше, чем персонажей сказки, то последние из перечисленных ролей возьмите на себя).

2. Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­
ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказы­вайте декоратору, куда поставить нужную декорацию; указывайте на артиста,
чья очередь говорить; если необходимо, подсказывайте слова его роли.

3. Психогимнастика. Предложите детям изобразить перед зеркалом с помо­щью мимики и жестикуляции разные эмоциональные состояния человека (для
этого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуаль­ные зеркала). Разучите с детьми мимические позы, выражающие разные на­
строения:

Печаль - губы сжать, уголки губ опустить вниз; брови слегка свести к пе­реносице, уголки бровей слегка опустить, голову опустить, руки безжизненно
свесить вдоль туловища;

Радость - широко улыбнуться, глаза слегка прищурить, всплеснуть ру­ками;

Страх - рот приоткрыть, глаза расширить, брови поднять до предела, вы­
ставить перед собой руки;

Злость - оскалиться, нахмурить брови, наморщить нос, руки согнуть в лок­тях и сжать кулаки.

Затем спросите у детей, какая Баба-яга (злая), и предложите малышам изо­бразить ее.

Потом дайте задание детям показать, какие лица были у Маши и Ванюшки, когда их догоняли гуси-лебеди. (Испуганные.)

Какая была Маша, когда она искала братца? (Печальная.)

Какая стала Маша, когда нашла Ванюшку? (Радостная.)

(Когда дети разучат все упражнения психогимнастики, заберите у них инди­видуальные зеркала.)

Дайте задание мимикой поочередно изображать разные эмоции. Не спеша на­зывайте их: печаль, радость, злость, страх, радость.

4. Слушай внимательно. Предложите детям слушать вас внимательно и най­ти ошибки, если они будут. Если что-то сказано неправильно, дети должны ка­чать головой из стороны в сторону и хором говорить: «Нет, нет, нет». Если же ошибок нет, малыши кивают головами и повторяют: «Да, да, да».

Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да.)

Налетели гуси-лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет.)

Маша печке помогла - дровец в нее подбросила. (Да, да, да.) Маша яблоньке помогла - яблочки на нее повесила. (Нет, нет, нет.) Маша кисельной речке - молочные берега помогла: камень сдвинула. (Да, да, да.)

Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да.)

Схватила Маша Ванюшку и скорей побежала домой. (Да, да, да.) Видит Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет.) Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей: печка, яблоня, реч­ка и Баба-яга. (Нет, нет, нет.)

Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом села. (Да, да, да.)

5. Урок гусиного языка. Предложите детям научиться говорить на гусином
языке. Для этого нужно все повторять вслед за гусями-лебедями. Покажите ма­лышам фигурку «стая гусей-лебедей» и дайте индивидуальное задание одному
из детей произнести: «Га-га (пауза), га». Ребенок сначала слушает, а потом повто­ряет, копируя ритмический рисунок. Остальные дети следят за правильностью
ответа своего товарища, а педагог уточняет у них, верно ли отвечающий ребенок
повторил гусиные слова.

Дайте задание следующему ребенку повторить другую фразу на гусином язы­ке: «Га-га(пауза), га-га».

Гусиные высказывания для остальных детей будут звучать так: га (пауза), га­га; га-га (пауза), га-га (пауза), га; га (пауза), га-га (пауза), га; га-га (пауза), га (пауза), га-га.

Если дети правильно воспроизводят ритм, скажите им, что теперь они в со­вершенстве овладели гусиным языком.

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.