Художник джон уильям уотерхаус картины. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Джон Уильям Уотерхаус (6 апреля 1849 — 10 февраля 1917 года) – английский художник, известный изначально картинами в академическом стиле, а затем как участник Братства Прерафаэлитов.

Он родился в 1849 году в Риме, где его отец работал художником. В 1850-х же годах его семья вернулась в Англию.

До поступления в школу Королевской академии в 1870 году Уотерхаус помогал отцу в своей студии. Его ранние работы были классическими в духе сэра Лоуренса Альма-Тадема и Фредерика Лейтона и были выставлены в Королевской академии, Обществе британских художников и галерее Дадли. В конце 1870-х и 1880-х годах Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию, где он рисовал жанровые сцены.

Вскоре он начал демонстрировать свои ежегодные летние выставки, сосредоточившись на создании больших холстов, изображающих сцены из повседневной жизни и мифологии Древней Греции.

Работы Уотерхауса в настоящее время представлены ​​в нескольких крупных британских галереях, и Королевская академия искусств организовала крупную ретроспективу его работ в 2009 году.

Очень мало известно о моделях художника — осталось лишь несколько писем, и, таким образом, на протяжении многих лет личности его моделей были тайной. Одно сохранившееся письмо указывает на то, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона «Пылающий июнь», также позировала для Уотерхауза. Есть информация о том, что известная итальянская модель, Анджело Колоссосси, также принимала участие в создании шедевров Уотерхауса.

У Уотерхауса и его жены Эстер не было детей. Эстер Уотерхаус пережила своего мужа на 27 лет, скончавшись в 1944 году в доме престарелых. Она похоронена рядом со своим мужем на кладбище Кенсаль Грин в северном Лондоне.

Джон Уильям Уотерхаус - классик английской живописи конца 19 - начала 20 века, один из самых дорогих и популярных художников в Великобритании (его картина "Святая Цецилия" на аукционе "Кристи" была продана за 6 млн. фунтов стерлингов). Но, вне зависимости от цены на его произведения, это просто очень хороший художник, который долго был в России не так знаменит, как того заслуживает. Он создал удивительную галерею женских образов, выбирая сюжетами своих картин мифы или старинные литературные произведения.

Леди из Шалота, 1884 (Леди из Шалота - Элейн или Лилиейная дева, персонаж легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, девушка, умершая от неразделенной любви к Ланселоту)

Уотерхаус всегда оберегал свою частную жизнь от чужих глаз, поэтому известно о нем немного, кроме самых основных вех биографии. И не осталось ничего, кроме нескольких случайно уцелевших писем, что могло бы прояснить тайны его жизни.

Судьба. 1900

Родился Уотерхаус в 1849 году в Риме, в семье художника, но вскоре его семья вернулась в Англию. Первые уроки живописи будущий художник брал у своего отца, а в 21 год поступил в Королевскую академическую школу при Королевской академии искусства. Ранние работы мастера, выставленные в Королевской академии и известных галереях, вызвали большой интерес к молодому художнику.

Святыня. 1895

Художник несколько раз посещал Италию, а после женитьбы на художнице Эстер Кенуорти в 1883 году обосновался в Англии. Интерес к его работам становился все более высоким, картины приобретались для лучших собраний, включая королевское.

Ламия. 1905

Двое детей художника рано умерли, тем не менее, его брак был счастливым - супруги, пережив общее горе, сплотились и посвятили жизнь друг другу.

Ясон и Медея. 1890


Офелия. 1889

Уотерхауса относили к символистам. Некоторые исследователи полагали, что он входил в состав прерафаэлитов, но официально художник не примыкал ни к каким художественным группировкам.

Душа розы. 1908

В 1885 году Уотерхаус был избран в Королевскую академию искусства, а через 10 лет стал академиком.

Нереида. 1901

За свою жизнь Уотерхаус написал более 200 картин на мифологические и литературные сюжеты.

Заклинательница. 1911

Последние годы художника осложнила тяжелая болезнь, но он продолжал все так же напряженно работать. В 1917 году он умер от рака. Жена пережила его на 27 лет.

Психея открывает дверь в сад Эроса. 1904

И еще несколько работ мастера:

Офелия. 1894


Борей. 1902


Магический шар. 1902


Ариадна. 1898


Рассказ из Декамерона. 1916


Миранда. Буря. 1916


Пенелопа и женихи. 1912


Полевые цветы. 1902


Прекрасная Розалинда. 1917

) - английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма . Известен своими женскими образами, которые заимствовал из мифологии и литературы.

Жизнь

Родился в Риме, в семье художников. Позднее они переехали в Лондон, где Уотерхаус прожил всю оставшуюся жизнь. Поначалу живописному мастерству его обучал отец, в 1870 году юноша поступил в Королевскую Академию художеств .

В ранних работах художника чувствуется влияние Альма-Тадема и Фредерика Лейтона . В 1874 году, в возрасте двадцати пяти лет, представил на выставке картину «Сон и его сводный брат Смерть », которая была хорошо встречена критикой и впоследствии выставлялась практически каждый год, вплоть до смерти художника.

В 1883 году Уотерхаус женился на художнице Эстер Кенуорти , чьи картины также появлялись на выставках Королевской Академии художеств. У них было двое детей, которые рано умерли, но, несмотря на это, брак был счастливым .

Изображен на британской почтовой марке 1992 года.

Модели для произведений искусства

Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника.

В 1908-1914 годах Уотерхаус создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах ("Миранда", "Тристан и Изольда", "Психея", "Персефона" и другие). В этих картинах художник пишет свою любимую модель, недавно идентифицированную исследователями творчества Уотерхауса, Кеном и Кэти Бейкр, как мисс Мюриэл Фостер. Очень немного известно о частной жизни Уотерхауса - только несколько писем сохранилось до нашего времени и, собственно, много лет персоналии его моделей оставались тайной. Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона "Пылающий июнь", позировала и для Уотерхауса.

Творчество

Одной из самых известных картин Уотерхауса считается «Леди из Шалот », посвященная Элейне из Астолата (она же Лилейная дева) - девушке, умершей от неразделённой любви к рыцарю Ланселоту , персонажу из легенд о короле Артуре и героине поэмы Теннисона «Волшебница Шалот » . Уотерхаус создал три варианта картины: в 1888, 1896 и 1916 годах.

Некоторые произведения

  • «Вопрошание оракула», 1884 (галерея Тейт, Лондон )
  • «Магический круг », 1886 (галерея Тейт, Лондон )
  • «Леди из Шалот», 1888 (галерея Тейт, Лондон )
  • «Офелия», 1889, 1894, 1910
  • «Улисс и сирены», 1891 (Национальная галерея Виктории, Мельбурн )
  • «Цирцея предлагает чашу Улиссу », 1891
  • «La Belle Dame sans Merci», 1893
  • «Сирена », ок. 1900
  • «Хрустальный шар », 1902
  • «Борей », 1903
  • «Нарцисс и Эхо», 1903
  • «Миранда - „Буря“ », 1916

Напишите отзыв о статье "Уотерхаус, Джон Уильям"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Уотерхаус, Джон Уильям

– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.

"Леди из Шалот", Джон Уильям Уотерхаус.


Джона Уильяма Уотерхауса часто называют последним прерафаэлитом. Прекрасные длинноволосые девы, мифологические и средневековые сюжеты, дикие травы и заросшие пруды роднят его работы с полотнами Милле и Россетти. Однако биография Уотерхауса сильно отличается от жизнеописаний романтиков и скандалистов XIX века.


"Ариадна".

Он родился на севере Италии в семье известных художников и первые годы жизни прожил в этой прекрасной солнечной стране. Ранние работы Уотерхауса наполнены ностальгией по Италии – рынки, руины, итальянские дворики…


Впоследствии он нередко писал своих героинь на фоне итальянских пейзажей, одевал их в тонкие античные платья, воплощал в своих полотнах образы нежной Психеи и коварной Цирцеи – героинь античной мифологии. В дальнейшем Уотерхаус часто возвращался в эти места, чтобы напитаться их животворящим воздухом.


С детства Джон был свидетелем творческой жизни римских художников и поэтов, наведывавшихся в гости к его родителям, долгие часы проводил в отцовской мастерской, где и получил первые уроки живописи. Атмосфера Рима располагала к занятию искусством. Юный Джон рос среди величественных скульптур и полотен великих художников. Можно сказать, у него не было выбора, кроме как пойти по стопам родителей и посвятить искусству всю свою жизнь.


Несмотря на очарование Рима, семья приняла решение вернуться в Англию. В двадцать один год Джон поступил в Королевскую Академию художеств, где не был замечен ни в бунтах, ни в особой тяге к экспериментам. Его обучение было ровным, но вполне успешным, и спустя годы Академия не раз предоставляла ему возможность выставлять работы в своих стенах.


В те годы самым высокооплачиваемым художником Великобритании был Лоуренс Альма-Тадема, изображавший повседневную жизнь Древнего Рима – в основном прекрасных молодых женщин в легких одеждах, предающихся неге на шкурах и среди рассыпанных розовых лепестков. Часть работ Альма-Тадемы посвящены античной поэтессе Сапфо и наполнены скрытым эротизмом, однако чопорная викторианская публика принимала каждое его полотно с неизменным восторгом. Первые работы Уотерхауса – отчетливое подражание Альма-Тадеме. Другой его «учитель» - прерафаэлит Фредерик Лейтон, чьи работы связаны с рыцарством, культом Прекрасной Дамы и британской историей.


Однако Уотерхаус довольно быстро выработал собственный стиль, опираясь не только на академизм, но и на творческую манеру импрессионистов – он не стремился к идеальной гладкости изображения, применяя зачастую широкие, грубые мазки, чтобы передать движение.


"Леди Шалот"(слева), "Моя сладкая роза

Одной из самых известных его картин стала «Леди из Шалот», написанная по мотивам легенды артурианского цикла. Бледная рыжеволосая девушка плывет по заросшей реке в старинной лодке, ее лицо исполнено страдания, а пейзаж проникнут тревогой.


Биографам неизвестна ни одна пикантная история из жизни Уотерхауса, он не был замешан в скандалах или интригах.


В отличие от большинства прерафаэлитов, не ввязывался он и в сомнительные истории с натурщицами – он приглашал позировать нескольких женщин, и все они отмечали его вежливость и корректность. Он никогда не флиртовал с женщинами, которых писал, и относился к ним с глубоким уважением.


Любой, кто хотя бы бегло ознакомился с творчеством Уотерхауса, может заметить, что часто он писал стройную рыжеволосую девушку с тонким профилем, напоминающую музу прерафаэлитов Лиззи Сиддал. Известно ее имя – Мюриэл Фостер, однако биография остается загадкой.


Несмотря на множество работ и эскизов, выдающих явное восхищение Уотерхауса красотой мисс Фостер, это увлечение было чисто художественным, эстетическим. Сердцем Джона Уотерхауса владела другая женщина.


Женщина с розами"(слева), эскиз к картине Офелия (справа).

В 1883 году он женился на успешной художнице Эстер Кенуорти. Их брак был крепким и счастливым, но оказался омрачен потерей двоих детей в раннем возрасте.
Многие исследователи ищут облик Эстер в работах Уотерхауса, но мнения разнятся – кто-то считает, что она изображена в образе леди Шалот, кто-то утверждает, что Уотерхаус никогда не писал жену в романтических образах.


Любимые героини Уотерхауса – леди Шалот, Офелия, Цирцея, Психея.


Его интересовали судьбы сильных, властных, ярких женщин.


В работах Уотерхауса женщины – не абстрактные образы, запечатленные «для красоты», они не кокетливы, иной раз невинны, а подчас суровы.


«Прекрасная беспощадная дама», соблазняющая рыцаря, выглядит скорее злой колдуньей, заманившей несчастного в свои сети.


Сочетание жестокости и невинности, сила личности, фатализм и загадка отличают героинь Уотерхауса. Здесь есть и влияние его жены – яркой, неординарной женщины, достигшей значительных успехов в той области, которая на рубеже веков еще была преимущественно мужской.


Уотерхаус написал более двухсот работ, вызывавших одобрение как членов Академии, так и непросвещенной публики. Критики отмечали, что своим успехом Уотерхаус, разумеется, обязан красоте своих натурщиц.


Однако искусствоведы отмечают его идеальную композицию, тонкую работу с цветом, умение сосредоточиться на внутреннем мире изображенной женщины. Он никогда не писал «красиво», украшательски, искренне восхищаясь и любуясь красотой природы, полевыми цветами и зарослями камыша. Он предпочитал писать цветы и пейзажи с натуры.


В последние годы жизни художник страдал от тяжелого онкологического заболевания, от которого и скончался в возрасте шестидесяти семи лет, не прекращая творить до тех пор, пока это было возможно. Эстер пережила его на двадцать семь лет.


В наши дни творчество Уотерхауса все так же восхищает зрителей, а вклад в развитие искусства Великобритании считается неоценимым.


В 1992 году его изображение появилось на британской почтовой марке. Коллекционеры готовы отдать любые деньги за то, чтобы получить одну из его работ – например, «Святая Цецилия» была продана за шесть миллионов фунтов стерлингов фонду Веббера. Многие молодые художники и фотографы, наши современники, вдохновляются живописью Джона Уотерхауса – и интерес к творчеству этого загадочного художника только возрастает.

В продолжение темы рассказ о том, кем они были - , рыжеволосые музы художников-прерафаэлитов

Уотерхаус Джон Уильям (Waterhouse John William), английский художник. Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. В начале 1870-х годов перед поступлением в Королевскую академическую школу Уотерхаус помогал отцу в его студии. Живописи и скульптуре Уотерхаус учился под руководством художника Пикерсгила. Ранние работы Уотерхауса на классические темы в духе сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона, были показаны в Королевской Академии искусства, Обществе британских художников и галерее живописи Дадли.

В конце 1870-х и 1880-х Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. После брака с Эстер Кенуорти в 1883 Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл. Там же проживали художники Артур Ракхэм и Патрик Колфилд. В 1884 Уотерхаус добивается признания, его картина Леди из Шалот (1884, Галерея Тэйт, Лондон) была приобретена сэром Генри Тэйт, после выставки в Академии. Живописные работы этого периода показывают рост интереса Уотерхауса к темам связанным с прерафаэлитами, особенно к созданию образов трагических или властных роковых женщин (Цирцея Инвидиоза, 1892; Клеопатра, 1890; Цирцея, завлекающая Одиссея, 1891 и другие картины), а также к живописи пленэра. В 1885 году Джон Уильям Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, академиком стал в 1895. Дипломной работой Уотерхауса стала картина Нереида (доработана мастером, окончательный вариант картины в 1901).

В середине 1880-х Уотерхаус много выставляется в галерее Гросвенор, Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Бирмингеме, Ливерпуле и Манчестере. Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как часть международного движения символистов. В начале 1890-х Уотерхаус начинает писать портреты. С 1900-х годов принимает активное участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств Англии. Живопись художника часто относят к прерафаэлитам, хотя Уотерхаус формально и не принадлежал к этому течению.

За свою жизнь Уотерхаус написал более двухсот картин на мифологические, исторические и литературные сюжеты. Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии. Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой. Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника).

В 1908-1914 годах Уотерхаус создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах (Миранда, Тристан и Изольда, Психея, Персефона и другие). В этих картинах художник пишет свою любимую модель, недавно идентифицированную исследователями творчества Уотерхауса, Кеном и Кэти Бейкр, как мисс Мюриэл Фостер. Очень немного известно о частной жизни Уотерхауса - только несколько писем сохранилось до нашего времени и, собственно, много лет персоналии его моделей оставались тайной. Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона Пылающий июнь, позировала и для Уотерхауса. Несмотря на страдания от наступившей болезни, Уотерхаус в течение последних десяти лет жизни продолжал активно заниматься живописью вплоть до своей смерти от рака в 1917 году. Жена художника Эстер Уотерхаус пережила мужа на 27 лет, скончавшись в частном санатории в 1944.