Как написать сценарий к короткометражке. Как написать удачный сценарий короткометражного фильма. Как лучше работать над сценарием? Записывать ручкой в блокнот, или лучше в ворд-документе на компьютере или может есть какая-нибудь программа

Для того что бы написать хороший сценарий нужно придерживаться определенных правил. Процесс написания сценария короткометражных фильмов имеет свои особенности.

Вот так выглядит примерная инструкция:

1. Перед началом съемки короткометражного фильма необходимо убедиться, что проект может быть воплощен в реальность, позволяют ли финансовые средства. Если средства не позволяют качественно поставить трюки и спецэффекты их количество следует уменьшить или вовсе отказаться.

2. Затем определитесь с сюжетом. В процессе написания короткометражного сценария есть положительный момент: можно писать что угодно, т.к. вас не ограничивают какие либо. Важно помнить некоторые основные факторы: фильм должна состоять из трех элементов — ситуация, персонаж и проблема. Поскольку фильм короткометражный, он имеет временные ограничения, потому целесообразно что бы повествование велось об одном человек и в настоящее время.

3. «Показывайте, не рассказывайте» — это золотое правило сценарного ремесла, так учат нас великие сценаристы. Перед написанием сценария вы должны детально продумать сюжет. Данный вид фильма полностью описает обстоятельства, поэтому лучше в нем рассказывать о знакомом событии, день рождения, свадьба или первый день в школе, чтобы не пришлось тратить время на описание события в ущерб главной сюжетной линии. История, рассказанная в картинках — самый экономичный способ передачи информации.

4. Второе место среди сюжетов по популярности использования - путешествие реальное или вымышленное. Чаще всего основа сюжета фильма судьба главного героя, благодаря этому зритель может путешествовать вместе с ним и как бы испытывать его эмоции и чувства. Чаще всего самая успешная короткометражка определяется отдельным моментом, который случается с героем. Придумайте этот ключевой момент!

5. Также до написания сценария следует продумать — кем будет герой, его характер, какие проблемы он будет решать, и как это должен воспринимать зритель. С какой стороны правильнее преподнести историю, будет ли она поучительной и так далее.

6. Телезрители должны с самого начала понимать — о чем фильм, а для этого режиссеру необходимо хорошо разбираться в сюжетной линии. В фильме за основу берется проблема главного персонажа

Задумав снять короткометражный фильм вы должны помнить, что у вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление. Если средняя длинна полнометражного фильма 120 минут, из которых 15 занимает начало, 90 минут- развитие и кульминация и минут 5 финал, то короткометражный фильм длится обычно 10-20 минут. Получается, в ситуацию нужно входить очень быстро, чтобы зритель сориентировался, кто есть кто и что происходит. Начало короткометражного фильма может быть самым разным. Оно может сразу сообщать о ситуации, как например новелла "Дикие истории": один человек на автомобиле обгоняет на пустой дороге другого и показывает ему неприличный жест - все понятно и сюжет развивается дальше. Другой случай, когда ситуация понятна, но в ней сохраняется еще некоторая интрига. Пример: короткометражка "Паук" - юноша и девушка едут в машине, они в ссоре - мы понимаем наличие конфликтной ситуации, но не знаем причину.

По сути, одна минута короткометражки - это 10 минут полнометражного фильма. За это время нужно успеть раскрыть сюжет, заставить зрителя сопереживать героям, сделать историю реалистичной и захватывающей.

Какие приемы используют для создания короткометражек

При написании сценарий для короткометражных фильмов используют различные приемы. Перечислим некоторые из них.

Переворот. Возьмем экранизацию новеллы О.Генри "Деловые люди". Фильм начинается с некой, достаточно простой, истории А: грабитель залезает в дом спящего человека, и зритель сразу понимает кто здесь сильный, а кто слабый. Тут мы делаем переворот и начинаем историю Б, где сильный становится слабым, а слабый сильным - у нашего грабителя случается приступ радикулита. Другой пример: два киллера с целью убийства влезают в дом, где живет одинокая мать с ребенком, но тут случается неожиданный переворот - ребенок на самом деле монстр и мама его просто охраняет, спасая человечество.

Доведение ситуации до абсурда. Примером можно взять уже упомянутую короткометражку "Паук". Юноша и девушка в ссоре, потому что юноша любит шутить, но не всегда удачно. И вот они приезжают на автозаправку, он покупает цветы для примирения и, заодно, резинового паука, которого кладет в бардачок машины. В какой-то момент девушка лезет в бардачок за картой, натыкается на паука, и в панике выскакивает из машины на проезжую часть, где ее сбивает проезжающий мимо автомобиль. Врач из приехавшей скорой пытается оказать ей помощь, но, наткнувшись на паука, кричит и по неосторожности втыкает шприц в глаз главному герою. Череда событий, происходящих по сюжету фильма, с каждой минутой делают ситуацию все более гротескной, доводя до грани абсурда.

То, что нельзя называть. Для того чтобы экранизировать какое-то понятие, слово или состояние души, необходимо говорить о нем, не называя. Одним из способов рассказать о чем-то - говорить о противоположном. Допустим мы хотим осветить "страсть к путешествиям". Если мы будем говорить о человеке, который постоянно находится в одном месте, то мысль о путешествиях возникает, но гораздо интереснее, рассказать о человеке, который сидит в одном месте и при этом путешествует. Например, водитель скоростного поезда, который находится в постоянном движении, провел всю жизнь в дороге и хотел хотя бы на минутку выйти из кабины. Параллельно мы можем рассказывать о пассажире соседнего вагона, который был в дальней поездке и мечтает поскорее вернуться домой, но из-за потасовки в вагоне кто-то нажимает стоп-кран. Поезд останавливается среди поля, машинист выходит, видит прекрасный мир и бросает поезд, отправляясь в путешествие.

Способ говорить о чем-то не называя очень понятно и красочно показан в рассказе Х. Борхеса "Сад расходящихся тропок".

Выбор сюжета

По какому принципу мы выбираем темы для короткометражек? Иногда идея фильма приходит внезапно, иногда просто является выводом из той темы, на которую изначально хотелось снимать. Иногда автору хочется просто получить опыт в каком-либо жанре или стиле: драма, фэнтези, любовная история. Для написания сценария мы можем взять любое слово, сюжет или этическую задачу, фантазируя над их представлением. Главное, пишите о том, что вызывает у вас эмоции, что близко по духу, а не о том, что хочет зритель.

Наверное, каждый человек, который брал в руки камеру с возможностью съемки видео, рано или поздно задумывается (быть может, мечтает) о создании своего собственного фильма. Хотя бы короткометражного.

Естественно, не так все просто, как в фантазиях, и съемка кино – это очень трудоемкая, ресурсоемкая и затратная вещь. Но сейчас не об этом. Сейчас хотелось бы поговорить о том, с чего однозначно стоит начать, приступая к съемке короткого метра. А именно – об идее и сценарии.

Это, конечно же, очевидно – не выйдешь же ты в город и не станешь снимать что попало. Но я лично знаю многих людей, которые так и делают. Если ты снимаешь короткий ролик на минуту, без сюжета, а просто раскадровку под музыку, то можно строить линию или в голове, или уже на этапе поста. Снимая же серьезный короткий метр, стоит все-таки подойти к этому более серьезно.

Если идея либо есть, либо нет, то со сценарием нужно просто тренироваться.

Итак. Зачем мы пишем сценарий для короткого метра? Для того чтобы его снять. Зачем мы хотим его снять? Для себя или для участия в конкурсе? В любом случае, регламент короткометражки – от 5 до 45 минут. Поэтому, начиная стучать по клавиатуре или скрипеть пером, стоит контролировать объем и не заходить в дебри сюжетных перепетий. Идеальное время – 5-10 минут. Это именно тот хронометраж, который позволит не заскучать зрителю, быть принятым на фестивале короткого кино, и главное – без лишних затрат сделать повествование интересным, красиво его снять и смонтировать.

Когда вы пишите сценарий для короткометражного кино, помните главное – вам это еще снимать. Лично у меня часто бывает так: я разгонюсь, напишу сценарий на обзор, а потом, уже в процессе съемки, пытаюсь понять, зачем я это писал и как это снимать. В принципе, те же вопросы задает мне и наш оператор. Поэтому рассчитывайте свои силы как оператора.

Можно расписать погони, перестрелки, взрывы, падения метеоритов или медицинскую операцию на открытом сердце. А вот снять все это не представится возможным. Кстати, даже если вы примерно представляете себе, как вы смонтируете погоню на машинах, имея в арсенале и понимание хромакеинга, и несколько автомобилей для съемки, лучше делать скромнее, но качественнее. А дешевые спецэффекты вызовут только смех.

Кстати, то же самое стоит помнить и о диалогах. Если человек захочет слушать, он включит радио. А в 5 минутах ролика хочется смотреть. Экспериментируйте с визуальными образами.

Если вы все-таки прочитали предыдущие строки и дошли сюда, стоит отметить, что положительную роль в вашем визуальном рассказе сыграет создание конфликта, напряжения, диллемы – чего-то такого, что подогреет интерес к фильму. Естественно, можете прямо на этапе создания сценария продумать и дополнительные интершумы, которые позволят придать напряженности атмосфере.

Избегайте заезженных рассказов – постарайтесь придумать что-то свое, что-то, что будет близким вам по духу, что поможет раскрыть потенциал короткого метра в полном объеме. Попробуйте посмотреть на проблему с другого ракурса, продумать альтернативные пути – все это сделает ваш фильм только интереснее.

И, конечно же, помните о тех правилах, . В вашем распоряжении всего пять-десять минут, поэтому все пункты вам придется воплощать в жизнь в условиях малого хронометража. Это сложнее, но в то же время позволит одарить ваших персонажей более яркими, насыщенными характерами, которые, при правильном подходе, позволят получить действительно достойный результат.

В следующем выпуске мы поговорим о том, что нужно продумать для того, чтобы создать короткометражный фильм своими силами, подробно разберем подготовительную фазу и попробуем обсудить все трудности, которые могут возникнуть на этом этапе.

Вот вам несколько литературных сценариев короткометражных фильмов. В них соблюдены основные принципы кинодраматургии:

1.Наличие характеров у основных персонажей.

2.Сюжетная тайна, которая должна держать внимание зрителя.

3.Лаконизм диалогов.

4.Расчет на соучастие зрителя, на его догадки и активный поиск смысла истории.

5.Точные нужные детали, подробности.

6.Доступность реализации, преобладание интерьеров, минимум простейших декораций.

7.Описание действия в настоящем времени.

8.Доля иронии как залог долголетия кинопроизведения.

Сценарий короткометражного игрового фильма «Щи»

ИНТ. Закусочная. День.

В закусочной самообслуживания возле лотка, где лежат пирожные с фруктовым желе, стоит негритенок лет девяти. В тот момент, когда он уже приготовился схватить лакомство и убежать, раздается старушечий голос.

СТАРУШКА

Мальчик...

Он испуганно оборачивается. Невдалеке за столиком сидит перед обеденным подносом седая женщина, держит в руке блистер с таблетками.

СТАРУШКА

Мальчик, принеси, пожалуйста, стакан воды вон оттуда.

Негритенок направляется к бойлеру, берет пластиковый стаканчик, нажав на рычаг, наливает воду, несет ее старушке.

НЕГРИТЕНОК (предупреждает)

Вода очень холодная.

Старушка принимает лекарство.

СТАРУШКА

Спасибо, дорогой... Садись... Ты хотел фруктовое пирожное?

Мальчик смотрит на поднос с обедом, стоящий перед старушкой: салат, суп, компот.

НЕГРИТЕНОК

Я люблю щи.

Женщина роется в кошельке, достает две монеты.

СТАРУШКА

Как тебя зовут?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА

Вот тебе, Саша, двадцать рублей. Поди, купи щи...

Старушка приступает к своему обеду, а негритенок идет на раздачу, получает тарелку супа, берет ломтик хлеба и ложку...

СТАРУШКА

Иди, иди сюда.

Мальчик садится к ее столу и начинает есть.

НЕГРИТЕНОК

Вы богатая?

СТАРУШКА

Я пенсионерка.

Он с пониманием кивает и затем говорит после паузы.

НЕГРИТЕНОК

У меня брат тоже пенсионер.

СТАРУШКА (удивляется)

Он настолько тебя старше?

НЕГРИТЕНОК

У него голова трясется.

СТАРУШКА (сочувственно)

Вот как!... И он такой же, как ты, темненький и курчавый?

НЕГРИТЕНОК

Да... И он... У нас мама белая.

СТАРУШКА

НЕГРИТЕНОК

Папа во Франции... Мама к нему ездит.

СТАРУШКА

А почему же он не с вами?

НЕГРИТЕНОК

Он говорит – ему здесь холодно.

СТАРУШКА

НЕГРИТЕНОК

Мне не холодно... Я же русский.

Негритенок заканчивает есть щи и встает.

НЕГРИТЕНОК

Спасибо... Ну, я пойду?

СТАРУШКА

Ты в каком классе?

НЕГРИТЕНОК

Во втором.

СТАРУШКА

А кем хочешь стать?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА (удивляется в очередной раз)

Поэтом? И ты пишешь стихи?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА

Ну, почитай.

Негритенок принимает торжественную позу, собирается с мыслями, вспоминает.

НЕГРИТЕНОК (начинает декламировать)

Зима... Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь...

Сценарий короткометражного игрового фильма «Европа плюс»

Просторный светлый двор новенького 16-этажного дома. Детская площадка с пестрыми конструкциями. Клумба со свежепосаженными цветочками. Молоденькие липки держатся за крепкие колья. Аккуратный бетонный забор окружает площадку для мусора, на которой стоят стройно четыре новеньких разноцветных контейнера. На каждом контейнере эмалированная табличка. На зеленом – «Пищевые отходы», на желтом – «Бумага», на синем – «Металлы», на красном – «Стекло», на черном – «Пластик». Отдельно к забору прикреплен маленький контейнер с надписью «Duracell».

Вдоль этого парада движутся старушка и мальчик. У каждого в руках большой пакет с мусором. Они внимательно читают надписи на табличках и старательно раскладывают по контейнерам то, что полагается туда класть. И уходят...

Музыкальная лирическая пауза.

В просторный чистый двор бесшумно въезжает новенький изящный мусоровоз. Металлической ловкой лапой он подхватывает один за другим все контейнеры и ссыпает все их содержимое в свой просторный блестящий кузов... И так же бесшумно уезжает...

На заборе остается лишь случайно забытый маленький контейнер с надписью «Duracell»…

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! ПРОРОЧЕСКИЙ КАМЕНЬ "ВЗГЛЯД ДЬЯВОЛА" ("Blick Teufel") "В истории человечества, начиная со времен Адама
и заканчивая [моментом наступления] Конца Света,
нет ничего более страшного,
чем [появление и властвование] Даджала [Антихриста]."
Пророк Мухаммад, Мир ему и благословение Аллаха.
"Каждый Пророк, который был послан Господом ко всем народам, предупреждал их о появлении Даджаля." (Сахих от Бухари, Fiten 27). Ассаламу алейкум, братья и сестры! Мир Вашему Дому! По Воле Аллаха меня зовут Мухаммад Али. Я, Гражданин Союза Советских Социалистических Республик Киушкин Евгений Иванович, 1969 года рождения. Я родился в секретной войсковой части в легендарных Брянских лесах, где служил офицером мой отец, а мама работала физиком и математиком. По Воле Аллаха, я в десятилетнем возрасте обнаружил в лесу секретный подземный фашистский бункер Адольфа Гитлера и возобладал Знаниями и предметами материальной и духовной культуры Человечества, которые, по Воле Аллаха, я безвозмездно на протяжении всей своей земной жизни приношу в Дар людям и миру. По Воле Аллаха, я - военный изобретатель и создатель Особого Электромагнитного Оружия Массового Поражения - Щит моей Родины (с 1986 г.), крупнейший Коллекционер, обладатель и даритель всех утраченных культурных и культовых исторических ценностей и реликвий всего Человечества (с 1979 г.). Продолжение следует... Геологический возраст величайшего нерукотворного Знамения от Аллаха, Пророческого Камня " Взгляд дьявола" - 25 млн.лет. По Воле Аллаха, последними надёжными обладателями и хранителями Пророческого Камня "Взгляд дьявола" стали Богоугодные и Боговерные Чеченцы-Мусульмане, принявшие Ислам от последнего Посланника Аллаха - Пророка Мухаммада, Мир ему и благословение Аллаха. Да благословит нашего Пророка Аллах и приветствует! В суровые времена гонений и преследований Избранные Аксакалы Аллаха ушли в труднодоступные места спасительных гор со Священным багажом от Аллаха. Тогда Пророческий Камень "Взгляд дьявола" со своим Святым Преданием был чудесным образом спасён и вновь обретён Мусульманской Уммой, людьми, Человечеством. В качестве назидания ниспосланное Аллахом Святое Предание Пророческого Камня "Взгляд дьявола" гласит: "И прольётся последний Свет с Небес, и отразится тьмой лик дьявола во плоти, и явится сам дьявол". ...Шёл 1934 год. В Берлине скрытно воцарился оккультизм. Изобретались новая гитлеровская религия, высокая философия нацизма, вера в избранность и превосходство с использованием Древних Знаний, фактов и сведений. Фанатики Третьего Рейха охотились за Тайнами Мироздания и Секретами Человечества. Специальное подразделение гитлеровцев под легендой горных туристов методично обшаривало "Кавказский хребет". Геринг ждал подтверждений липецких рассказов курсанта лётной школы и топографическую карту с нанесёнными разведданными. В 1942 году фашисты вернуться в Святые Тайники Кавказских Старцев. Но "липецкий след", добытой информации, как один из многих приведших нацистов на Кавказ в поисках Святых Сокровищ, Священных Знаний, многочисленных сведений, легенд и преданий. Были и "тибетский", и "африканский" и даже "казанский", и..! На пути к Святым Сокровищам фашисты были беспощадны! В 1942-43 гг. гитлеровцы на Кавказе разорили Схроны и Тайники Боговерных людей-передатчиков. Святые Сокровища и Культурные Ценности с территории Кавказа по приказу Фюрера Третьего Рейха Адольфа Гитлера изучались и концентрировались в Германии, а весной в апреле-мае 1945 года были переправлены Отто Скарцени воздушными караванами на хранение в огромный секретный подземный бункер "Хаген" ("Hagen") единой системы немецких подземных сооружений под Белорусско-Украинско-Брян