Отрытый урок "судьба человека". Креативный урок по изучению рассказа М. Шолохова «Судьба человека Открытый урок по литературе судьба человека

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБОУ СПО «ТТЭК»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ЛИТЕРАТУРА

«Судьба человека»

(по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»).

Преподаватель: Тряскова О.Ю.

Тема: Судьба человека.

(По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Цель урока : помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование : портрет М. Шолохова, текст художественного произведения, ассоциации – рисунки студентов к слову «судьба».

Опережающее задание : прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека», подготовить сообщения, написать лирическую миниатюру «Судьба человека», нарисовать ассоциации к понятию «судьба».

Методы обучения : словесные (аналитическая беседа); наглядные (ассоциации), кадры из фильма; практические (работа с текстом).

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

Так о чем же таком (глубоком) пишет М. Шолохов?

Запись в тетради темы урока .

II. Мотивация учебной деятельности.

На примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» показать, значимость слов: «любовь», «доброта», «прощение», «сила духа»…

III . Сообщение цели урока, эпиграфа.

Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, – не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

IV. Воспроизведение знаний учащихся .

    История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Перед тем, как обратиться непосредственно к разгадке тайны души, судьбы человеческой, хотелось бы дать слово девочкам. Чтение стихотворения:

Враги сожгли родную хату .

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел..."

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

"Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам..."

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

1945

М. Исаковский

2) Знаком сюжет? Таких, как этот солдат и герой Шолохова М. – Андрей Соколов, было множество .

Так почему же М.Шолохов обращается к этому (уже не новому сюжету). Вопрос об истории создания произведения.

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.

Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.

3) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой показал М. Шолохов обыкновенного человека, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом .

4) Обратимся к названию рассказа «Судьба человека».

Почему рассказ называется «Судьба человека», а не, например, Судьба Андрея Соколова? (война постучалась в каждый дом, таких солдат много).

Я просила вас дома посмотреть лексическое значение слова «судьба»?

( Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством ).

Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение. )

Работа с ассоциациями (см. Приложение № 1).

В каком же значении употребил данное слово М. Шолохов.

( Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов. Хотя фатум, рок все-таки преследуют нашего героя).

V. Работа по тексту рассказа

1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа? Опишите его внешность.

2. Почему Соколов начинает рассказывать свою историю жизни незнакомому человеку? (психологический момент: надо выговориться; легче рассказать человеку, которого никогда больше не увидишь (разговор в купе попутчиков).

3. Кратко вспомните историю жизни Соколова?

Соколов - Ирина ( два одиночества ).

Чего не может простить себе Андрей Соколов? (смотрим фрагмент из фильма – прощание на вокзале – деталь «глаза Ирины »).

4. Как складывается судьба Соколова на фронте?

Как попал в плен?

Эпизод в церкви: случай с предателем, врач, верующий.

У коменданта лагеря Мюллера.

5. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость .) (смотрим фрагмент из фильма – у коменданта Мюллера ).

6. Как вы понимаете слово « подвиг»?

Побег из плена – это подвиг?

( Подвиг – русск., героический, самоотверженный пост упок.)

8. Как складывается судьба Соколова после войны?

11. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни.)

12. Может ли человек, озлобившейся на людей, на жизнь, совершить такой поступок. (Смотрим фрагмент из фильма – сцена в грузовике: Андрей Соколов и Ванюша ).

13. Найдите в тексте и зачитайте, как изменилась жизнь А. Соколова и Вани. (Как будто оттаяла душа, спокойнее стало …)

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

14. Зачитывание лучших работ студентов. (Приложение № 2).

VI. Итоги урока

Выставление оценок, обоснование.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?

Список литературы:

    Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 3. «Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984). К 100-летию со дня рождения». Выставка в школьной библиотеке. Москва «Школьная библиотека», 2005. Автор-составитель: Московская М.В.. При участии Монаховой О.П.. Использованы материалы Вешенского музея-заповедника. Текстовая часть папки стр.1-5. Портреты. Методические рекомендации к альбому «Михаил Александрович Шолохов».

    С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 2008.

    Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2010.

    www . referatwork . ru

Приложение № 1 .

Ассоциации студентов к слову «судьба», со своим комментарием.

Проанализировав ваши работы, могу сказать, что условно их можно разделить на три группы:

    Судьба – это выбор, причем зависящий от человека.

Образ дороги – три пути – выбор.

    Судьба – это то, что дается нам свыше, рок, фатум.

Судьба – лабиринт – один выход (главное идти в том направлении)

    Судьба – опыт – мудрость – ум.

Если включить мозги – все получится.

Приложение № 2.

Работы студентов (отрывки лирических миниатюр на тему «Судьба человека).

Александр Гуркин.

Хочу начать свою лирическую миниатюру со слов «у каждого свой путь». Хочу поведать вам, что такое для меня судьба человека. Для меня это тяжёлый путь или дорога, со многими изгибами, ямами, поворотами, подъемами и склонами. При этом путь не освещён, ты не видишь дальше своего носа, ты не знаешь, что с тобой произойдет через год, неделю, день, час. Иногда ты даже не задумываешься, что будет через минуту. Каждому предназначен свой путь. И, если сделать рисунок из линий, каждая линия – это судьба одного человека, то получится очень сложная паутина, где можно увидеть, что люди связаны между собой судьбами. Иногда близкие тебе люди выбирают другой поворот, и вы теряете друг друга, не зная, на какое-то время или навсегда. Очень важную роль в судьбе играют друзья, родители, твое окружение, но только ты сам выбираешь свой путь, по которому тебе идти.

Валерия Терехина.

Для меня судьба человека – это его настоящее. Это то, чем и как он живет сегодня. Ведь если сегодня ты находишься в мире и согласии с окружающими, и главное с самим собой – то завтра, послезавтра, после послезавтра – это тоже мир, спокойствие и счастье. Мы сами творцы своей судьбы. А те, кто ноют, стонут, как жизнь не удалась, как все плохо – это лентяи. Да, да лентяи.

Екатерина Свистунова.

Что такое судьба? Я ещё ни разу не задумывалась над этим вопросом. Наверное, это всё, что происходит с нами на всём протяжение жизни. Некоторые считают, что судьба не зависит от человека и что она заранее предначертана. Некоторые вовсе не признают судьбу из-за собственных убеждений или религии. А вот я считаю, что человек сам строит свою судьбу. Всё зависит от желания. Всё в наших руках.

Разделы: Литература

Тема: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). 9-й класс.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека».

Методы обучения : словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «65-летию Великой Победы посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

Видимо, потому, что были молоды, война была временем подлинных и безусловных ценностей, где проверялась любовь, безусловная дружба. Люди были сплочены, объединены одной общей целью - уничтожить врага, мужественно защищали каждую пядь родной земли, в любой момент готовы отдать самое дорогое – жизнь за свободу Родины, показывая чудеса героизма и стойкости, мужества и несгибаемости русского духа, русского характера.

II Мотивация учебной деятельности

Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

III. Сообщение темы, цели урока, эпиграфа

Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

IV. Воспроизведение знаний учащихся

1) История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (Сообщение ученика.)

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.

2) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Прежде всего в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.

Есть свидетельства солдат, с которыми писатель встречался под Сталинградом. У одного из них был роман «Война и мир» Л. Толстого, где Шолохов оставил запись красным карандашом: «Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть слава Бородина вдохновит нас на ратные подвиги. Верю, реять красному знамени над рейхстагом! До встречи в Берлине. Ваш Шолохов».

Всякий раз новому пополнению, по приказу комбата, зачитывались, эти слова Шолохова, они заучивались наизусть.

3). История названия рассказа «Судьба человека». (Слово учителя.)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

V. Словарная работа

Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)

Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

VI. Работа по тексту рассказа

1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа?

Опишите его внешность.

2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция.)

3. Какова по настроению экспозиция рассказа? Какую роль здесь играет пейзаж?

(Экспозиция спокойна, нетороплива. Повествование от первого лица, взгляд, который подмечает множество подробностей весеннего дня (бездорожье, размокший снег, разлив реки, белые облака.)

4. Какова роль экспозиции?

(Она мотивирует рассказ Соколова, предваряя предельную искренность.)

5. Но только в этом ли ее значимость? Каков характер деталей, отобранных Шолоховым для описания внешности, мира и облика людей?

(Образ послевоенной весны; признаком уходящей зимы вторит напоминание об ушедшей войне; в облике людей: «солдатские ватные штаны», «новые солдатские ботинки», «ушанка»; вся картина мира как символ весеннего возрождения мира; глаза Соколова «словно присыпанные пеплом»); глаза Ванюши (светлые, как небушко)).

Вывод: экспозиция подготовила превращение рассказа о судьбе шофера А. Соколова в повествовании о судьбе человека.

6. Кратко вспомните историю жизни Соколова?

Соколов - Ирина (два одиночества).

7. Как складывается судьба Соколова на фронте?

Как попал в плен?
- Эпизод в церкви, случай с предателем.
- У коменданта лагеря Мюллера.
- «Наука ненависти» (в плену).

8. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

10. Как вы понимаете слово « подвиг»?

Побег из плена- это подвиг?

(Подвиг – русск., героический, самоотверженный поступок.)

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели.

В рассказе об этом Шолохов ничего не сказал.

И до конца в живых изведав,
Тот крестный путь, полуживым, -
Из плена в плен – под гром Победы
С клеймом преследовать двойным!

11. Как складывается судьба Соколова после войны?

12. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни. Рита Осянина - сын (мужское начало), «А зори здесь тихие…».)

13. Какой эпизод (эпизоды) рассказа можно назвать кульминацией? (У коменданта Мюллера. Усыновление Вани.)

14. В чем видит Шолохов истоки мужества своего героя? (Твердость, моральная стойкость, качества, воспитанные советской эпохой.)

15. В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? («Слово о полку Игореве», А. Толстой « Русский характер», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Лесков «Левша», Н. Чернышевский «Что делать?», Л. Толстой «Война и мир».)

16. Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? (Патриотизм, любовь к Родине).

17. Что вы вкладываете в это понятие? (Само понятие Родина, во имя долга перед которой герой готов на величайшее самопожертвование, в рассказе М. Шолохова предстает как очень емкое понятие. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на земле, на светлое будущее своей страны.)

18. Обращение к эпиграфу.

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.

И воистину справедливы слова Ф.Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.

VII. Итоги урока

Выставление оценок, обоснование.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа

в годы Великой Отечественной войны

(Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Цели:

  1. Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание
  2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
  2. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  3. Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
  4. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование : презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА:

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова - героя его рассказа «Судьба человека»)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Была война,

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

Эпиграф

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

Важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

Богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

Тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

Давайте обратимся к содержанию рассказа
- В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова .)

Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

(« Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365

В чём же видит Андрей Соколов счастье?

(Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

(У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.
- Как Соколов попал в плен? (текст)
- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
- В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Герой

Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Противопоставление свое

Взводный

Безропотно ожидает своей участи

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

Какая позиция ближе всего Соколову?

(Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

- Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

- В чём символическое значение этого эпизода? (тест) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

(“Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

Народная мудрость гласит: Г лаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

- «Словно присыпанные пеплом » - то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”

Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода.

Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

(Две сироты, жизни которых искорежены войной)

Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя» .)

Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя» . Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств )

Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

И последнее. Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ .

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.

ВЫВОД:

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Домашнее задание.
Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».


Конспект к уроку русской литературы "М. Шолохов "Судьба человека". Смысл заглавия рассказа. Характер главного героя" 7 класс

17.07.2015 5275 605 Головченко Раиса Викторовна

Цель урока: формирование понятия "судьба на примере литературных произведений М. Шолохова,

  • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова "Судьба человека”
  • формировать коммуникативные и информационные компетентности;
  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.
Гельвеций

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.
Народная мудрость

Ход урока

Орг. Момент

Стадия Вызов

- Как вы думаете, что есть «судьба»?

- Какие синонимы можно подобрать к этому слову?

- Можно ли изменить судьбу?

Называется цель урока, комментируется основная задача.

3-й слайд. Учитель литературы: Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция "Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.

Психолог: Я хочу продолжить мысль народной мудростью "Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу”.

Беседа с классом о том, что такое характер. Ребята называют черты характера, которыми обладают люди.

Обсуждение 4-го слайда .

6, 7-й слайд знакомит ребят и присутствующих с результатами опроса, который провели ученики класса под руководством психолога школы. Опрошены были взрослые люди от 25 до 40 лет. Ребята задавали им вопрос: "Что может кардинально повлиять на вашу жизнь”.

8-й слайд. Учитель литературы: И потеря близкого человека, и неизлечимая болезнь может сломить человека, а может его закалить. От чего это зависит? (От его характера, от его жизненной цели.)

Мы не раз читали стихотворения Э. Асадова. А сегодня на уроке я не случайно выбрала стихотворение именно этого поэта. (Ученик рассказывает биографию Э. Асадова (презентация)

9-й слайд. Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение.

Спешишь, кипишь в каком-то бурном раже!
А годы мчат суровой чередой.
И вот однажды не заметишь даже,
Как ты уже – на финишной прямой…

А в прошлые, упрямые годы
Душе хотелось и дерзать, и сметь,
Спешить, не остывая никогда,
Всего достичь, добиться и успеть!

А вот теперь, когда посыпал снег,
Ты дни как будто пробуешь сберечь,
Чтобы подольше, замедляя бег,
Той финишной черты не пересечь…

Почему стихотворение написано от 2-го лица (наставление писателя читателю).

  • Что значит "посыпал снег”? (Старость. )
  • Подберите контекстные синонимы. (Финишная черта. )
  • Найдите смысловые слова стихотворения. (Достичь, добиться, успеть, дерзать, сметь. )
  • Благодаря каким чертам характера преодолел все жизненные трудности поэт?

(Целеустремленность, напористость, трудолюбие, стойкость и др. )

10-й слайд. Еще раз обращаемся к результатам опроса, отмечая, что потеря близких может кардинально изменить судьбу.

11-й слайд. После вступительного слова учителя ученик рассказывает присутствующим биографию М.А. Шолохова (презентация ).

Кто является главным героем рассказа "Судьба человека”? (Андрей Соколов. )

  • На сколько логических частей делится жизнь главного героя? (3 части: до войны, во время войны, после войны. )

12-й слайд. Работа в группах. Учащиеся составляют кластер. (1-я группа: А. Соколов до войны; 2-я группа: А. Соколов во время войны, после войны).

13-й слайд. Психолог. Наше состояние передается и через музыку. Какому периоду жизни главного героя соответствует данный музыкальный отрывок? (До войны, музыка спокойная, мелодичная. )

Учитель литературы.

  • В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети. )
  • Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению. )
  • Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др. )

В его жизни гармония, спокойствие, ему большего и не надо.

14-й слайд Что меняет быт главного героя? (Война. )

  • Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим. )
  • Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость. )
  • Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен. )
  • Какие черты он проявил в плену? (Достоинство. )
  • Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви. )
  • А что же его ждет впереди? (Зачитываем отрывок из произведения. )
  • Что значит для человека дом? (Это очаг, крепость, защита. )

Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.

  • Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни. )

Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал выпивать.

  • Что изменило жизнь А. Соколова? (Встреча с мальчиком. )
  • Кто кого нашел? (Андрей Соколов обратил внимание на "оборвыша”. )

15-й слайд. В чем смысл названия рассказа?

Разбираем значение слова "судьба” по словарю Ожегова.

  1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
  2. Доля, участь;
  3. История существования кого-чего-нибудь;
  4. Будущее, то, что случится

Судьба – многозначное слово.

  • В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера. )
  • Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д. )

16-й слайд. Вручение М. А. Шолохову нобелевской премии.

17-й слайд.

Психолог с ребятами анализируют отрывок из произведения Алексея Черкасова и Полины Москвитиной "Конь рыжий”.

Судьбы, как тропы в глухолесье, – всегда разные.

Найдет человек сохатиную иль медвежью стежку – и пошел по ней. Потом удивляется: какая нечистая сила понесла его по такой дремучести, где сам черт ногу сломит?

Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.

Случается: человек долго ищет судьбу. Набьет ноги, не раз умоется горькою слезою; брызнет седина в голову, а ему все еще кажется - жизнь впереди!..

Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко, что многим возле него хоть водой окатывай: невмоготу припекает. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.

Есть судьбы легкие. Век проживет иной, ни разу не охнув. Есть трудные, когда, как говорят в народе, на бедного Макара все шишки валятся.

Сколько людей – столько судеб, все не охватишь.

18-слайд. Составляется копилка судьбы. (Ребята на интерактивной доске записывают черты характера, которые являются главными в жизни человека).

19-й слайд. Ученик рассказывает о судьбе Героя Великой Отечественной войны Ленкина Александра Николаевича, показывая презентацию .

20-й слайд. Заканчиваю урок стихотворением Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себе.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает по себе.

Подводятся итоги урока.

Домашнее задание. Прочитать по книге "Вокруг тебя - мир” отрывки из книги С. Алексиевич "Последние свидетели”, написать сочинение по теме "Война в судьбе ребенка”.

Тема: М.А. Шолохов "Судьба человека".

Судьба человека и судьба Родины.

Учитель Л.В. Антипина

Г. Красновишерск

Открытый урок по литературе в 9 классе

Тема: М.А. Шолохов "Судьба человека". Судьба человека и судьба Родины.

Технология личностно-ориентированного и развивающего обучения. Использование информационных технологий.

Цель:

Обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека";

Развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

^ Ход урока

1. Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи" (на экране)

Вставал вопрос в любые времена-
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звезд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале-
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить-
Раз есть она, то как её прожить?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его р-зе.

Учащиеся записывают тему урока (на слайде)

Вся жизнь писателя - это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: "Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою" (эпиграф) + (На экране)

Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов - академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Он автор "Донских рассказов", рассказов "Нахаленок", "Судьба человека" и др., романов "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину". Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965)

Учитель включает фрагмент видеозаписи, где показано вручение премии

Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

^ Показ презентаций (заранее подготовленные дети)

Обобщение учителя. Да, действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

^ 2. Работа над рассказом

Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова - "Судьба человека". В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

Мы видим с вами, ребята, что воспринимали этот рассказ по-разному, что о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка каждому. "У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье", - говорил писатель.

И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

Давайте обратимся к содержанию рассказа

Кому и почему Шолохов посвятил свой рассказ? (Реализация индивидуального задания)

(Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.)

Что вы можете сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

(Автор пользуется особым композиционным приёмом - рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.)

В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, "простого советского человека". Каковы же основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло герою выстоять?

(уч-ся называют основные вехи судьбы героя)

На доске

" Довоенная жизнь

" Уход на фронт и прощание с семьёй

" Гибель семьи

" Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

Довоенная жизнь

Какой была довоенная жизнь А.Соколова? (текст)

Как Шолохов рисует жизнь героя до войны? (выделяет наиболее важное в жизни, создаёт обобщённые картины: "Придешь с работы…", "Приходилось выпивать… , такие кренделя выписываешь…" Отобранными штрихами и чёрточками рассказывает об изменениях в жизни героя: "Вскорости у нас дети пошли"; "В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой" и т.д. Глаголы, в основном, прош. времени.

А почему именно так? (да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом. Перед нами эпический план изображения)

Уход на фронт и прощание с семьёй

Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический)

Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!.."

Какое изобразительное ср- во использовал здесь автор и почему? (градация - для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя - и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

Как Соколов попал в плен? (текст)

Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

Гибель семьи

Ещё одно испытание - гибель семьи.

Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала". Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что "жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа".)

Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности поколений.

Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном

Учитель читает отрывок.

Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово "терпеть" почти в том же значении, которое придавал ему Соколов: "…около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина". Литературовед Рыбинцев считал, что в шолоховском контексте глаголы "вытерпеть" и "преодолеть" являются синонимами. Я попросила Ипполитову С. выяснить с помощью словарей, так ли это.

Реализация индивидуального задания

(Народ часто слово "вытерпеть" употреблял в значении "преодолеть". В толковом словаре Даля слово "терпеть" определяется как "крепиться", "мужаться", "держаться", "стоять не изнемогая", "не унывая". Эти слова в устах А.Соколова не означают безропотности, покорности. Это слова настоящего мужчины, солдата, мужественного и сильного. Слово "вытерпеть" - ключевое, дополненное сначала словом "снести", затем - "преодолеть".)

Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата"? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные "не одному какому - либо социальному слою, но - народу. Поэтому и рассказ называется не "Судьба солдата", а "Судьба человека".)

Судьба А. Соколова - это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы. И у нас в посёлке есть люди, прошедшие этот ад. Вы знаете их?

Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом. Закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое сочинила Маша Дегелевич. В нём она выразила своё видение войны.

Итог урока:

Чем поучительна для вас история А.Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)

Написать рассказ «Андрей Соколов – главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Открытый интегрированный урок по литературе в 9 «А» классе.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 города Армавира Краснодарского края Болдырева Марина Ивановна.

Тема урока: М. А. Шолохов «Судьба человека». Судьба человека и судьба народа в годы ВОВ.

Цели:

Образовательные:

    Познакомить обучающихся с творчеством М.А. Шолохова, ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе;

    Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;

    Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны.

Развивающие:

    Развивать умение работать с художественным текстом;

    Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом;

    Развивать навыки анализа образов.

Воспитательные:

    Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну;

    Воспитывать гражданскую позицию обучающихся;

    Способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию, любви к другим.

Ход урока.

    Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.

Учитель литературы: Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

Евгений Евтушенко

Люди – хозяева своей судьбы.

Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.

Ларошфуко.

Жизнь прожить, не поле перейти.

Пословица.

Дети, перед Вами стихотворение и высказывания известных людей, а какая тема их объединяет? (Тема судьбы человека).

Вы правы ребята, и сегодня мы будем говорить о судьбе человека и судьбе народа в годы Великой Отечественной войны по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».

Как вы считаете, какие перед нами могут быть поставлены цели?

Сегодня мы проведем интегрированный урок литературы и кубановедения, и это будет не просто урок-исследование, а получение новых знаний и подготовка к предстоящему сочинению. И вся исследовательская работа должна быть отражена в маршрутных листах, которые лежат перед Вами на партах.

Вступительное слово учителя литературы.

Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой. Тема войны нашла отражение и в творчестве известного русского писателя Михаила Шолохова.

О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою». Эти слова Шолохова и будут эпиграфом к нашему уроку.

    Формирование новых знаний, умений, навыков.

    Сообщение подготовленных учеников о жизни и творчестве писателя.

Учитель литературы: Я заранее предложила подготовить сообщения о жизни и творчестве писателя. Сегодня мы коснемся только некоторых эпизодов его творческого пути.

Гукепшева Яна . Взросление Шолохова началось рано. Когда началась Великая отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшим многое человеком. Еще с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, гражданская война сделали его очень быстро взрослым. В 1922-м году на Дону, в родном крае писателя, было неспокойно, банды разоряли земли. И ему пришлось на донской земле воевать с бандитами.

Звучит музыка «Священная война».

Карабахцян Вартан . К 1941-му году у писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту родной страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы. В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

Учитель литературы. В 1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, навсегда оставшуюся у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие люди хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.

    Работа над содержанием.

Учитель литературы. Вставал вопрос в любые времена

Что жизнь такое? Для чего она?

Раз есть она, то как её прожить?

Эти вопросы волнуют каждого живущего на земле. Действительно, во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Вероятно и писателя они не оставляли равнодушным. Давайте обратимся к содержанию «Судьбы человека».

Кому и почему Шолохов посвятил рассказ?

(Реализация индивидуального задания).

Лера Подгорная. Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.

Учитель литературы. Что вы можете сказать о композиции этого произведения? (Автор пользуется особым композиционным приёмом – рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А. Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный).

Учитель литературы. Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшей – завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

Какие основные этапы жизни Андрея Соколова мы можем выделить? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь).

Довоенная жизнь.

Какой была довоенная жизнь А. Соколова? (Работа с текстом).

Учитель кубановедения.

Ребята какой факт биографии Андрея Соколова связан с Кубанью? (В 1924 году, спасаясь от голода, он приехал на заработки на Кубань).

Учитель литературы.

Как Шолохов рисует жизнь героя до войны? (выделяет наиболее важное в жизни, создает обобщенные картины: «придешь с работы…», «Приходится выпивать…», «Такие кренделя выписываешь…». Отобранными штрихами и черточками рассказывает об изменениях в жизни героя: «Вскорости у нас дети пошли…», «В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой…» и так далее. Глаголы в основном, прошедшего времени).

А почему именно так? (да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом. Перед нами эпический план изображения).

Уход на фронт и прощание с семьей. Война.

Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война).

Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический).

Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьей.

В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? (Помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!...)

Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (Градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему).

Плен.

Учитель литературы. Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

Как Соколов попал в плен? (Текст).

Как ведет себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства).

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа – всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

Почему Соколов решается на побег? (Целеустремленный, мужественный человек, настоящий мужчина).

Работа с маршрутным листом.

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победит в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чем символическое значение этого эпизода? (Фильм. Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

А о чем говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату).

Какие черты характера А. Соколова мы запишем в маршрутных листах? (Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству).

Гибель семьи.

Учитель литературы . Еще одно испытание – гибель семьи. (Работа с текстом).

И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется каким принципом поведения? («На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), охватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне подчеркивал, что «жертвы, принесенные во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа»).

Учитель литературы . Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нем утверждается идея органической преемственности поколений.

Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном.

Просмотр отрывка из кинофильма «Судьба человека».

Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?

Сможет ли Андрей вырастить из Ванюши достойного гражданина?

Найдите в тексте слова подтверждающие данное высказывание. (Около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина).

Как вы понимаете слово судьба?

А теперь посмотрите в электронном словаре толкование слова судьба.

Арутюнян Агаси посмотрит в энциклопедии «Кирилла и Мефодия». (Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни).

Троицкий Глеб посмотрит в толковом словаре Ожегова. (Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий).

Учитель кубановедения .

Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала ВОВ. Таких судеб миллионы. Не обошла стороной война и нашу Кубань. (Рассказ о братьях Игнатьевых).

Учитель литературы . Как вы думаете, что объединяет Андрея Соколова и братьев Игнатьевых? (Мужество, патриотизм, любовь к Родине).

Как судьба главного героя соотносится в судьбой всего народа? (А. Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом).

Чем поучительна для вас история А. Соколова? (Беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования).

Какая основная тема рассказа «Судьба человека?» (Человек на войне).

Идея рассказа? (Пройдя через самые тяжелые испытания, он сохранил главное – свое человеческое достоинство, любовь к жизни, отзывчивую чуткую душу, человечность).

Давайте вернемся к эпиграфу: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

Как вы думаете, удалось ли М. Шолохову воспеть народа-труженика, народа-строителя, народа-героя в рассказе «Судьба человека»?

Работа в группах, маршрутных листах.

Учитель кубановедения .

Расскажите свое мнение об уроке?

У Вас на партах лежат звездочки разного цвета. Если урок оставил равнодушным, крепите желтые звездочки. Заставил задуматься о жизни и судьбе человека - зеленые звездочки. Понравился – синие.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Андрей Соколов -главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека»».