Поговорки пословицы конспект. Конспект открытого занятия "пословицы и поговорки о труде". Открыли тетради, записали число, классная работа

КОНСПЕКТ УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема. ЗАГАДКИ.

ПОСЛОВИЦЫ И

ПОГОВОРКИ.

учитель 2-Ж класса

МБОУ «Школа-лицей» №3

г. Симферополя

Осадчая Н. В.

Тема. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Цель:
-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать навыки чтения;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.
Оборудование: плакаты с пословицами, учебник «Маленькая дверь в большой мир», карточки (текст для речевой разминки, кроссворды), рисунки детей.

Ход урока:

    Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) .
    Прозвенел уже звонок-
    Начинается урок!
    В путешествие пойдём,
    В необычную страну мы попадём.
    Слушай, думай, наблюдай,
    Страну нашу отгадай!

А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.
Прочитайте его.
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)

    Речевая разминка .

Летит птица –

Не крылата, не перната,

Кто её убьёт,

Тот человеческую кровь прольёт.

Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают).

Какие слова непонятны?

Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой).

Прочитайте текст по памяти. (Текст закрыть)

Определите жанр текста (Это загадка.)

Кто знает отгадку? (Это комар.)

Как вы догадались?

В какую страну мы совершим путешествие? (В страну загадок, пословиц и поговорок.)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)
Пословицы и поговорки - это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
- Как вы объясните, что такое загадка?(Ответы детей).

Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.

IV . Работа по теме урока.

К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

Все эти произведения называются фольклором.

Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)

Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.

Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.

А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок.

Наша первая остановка «Остров загадок».


Работа по группам.

(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова – только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали).

Кроссворд для первой группы.

    Прыгун-трусишка:
    Хвост-коротышка,
    Глазки с косинкой,
    Ушки вдоль спинки,
    Одежка в два цвета –
    На зиму, на лето.(Заяц.)

    Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова.)

    Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг. (Грач.)

    Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка.)

    Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

    С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза.)

    Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса.)

(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач. )

Кроссворд для второй группы.

    Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд).

    Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)

    Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)

    Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд.)

    Что в решете не унесёшь? (Вода.)

    По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (Волна.)

    Он без рук и без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник.)

    Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)

    Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце. )

Кроссворд для третьей группы.

    Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)

    Во лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

    Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Бусинки зелёные,

Сладкие, ядрёные.(Горох.)

    Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

    Синий мундир, белая подкладка,

В середине – сладко. (Слива.)

    Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох.)

    Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром. )

    Жёлтая курица в огороде дуется. (Тыква.)

    Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина.)

(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром. )

Кроссворд для четвёртой группы.

    На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

    В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик.)

    Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

    Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её… (Сорока.)

    Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

    Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)

    Клюв огромный, как крючок,
    Но об этом всё - молчок.
    Я встречаю здесь зарю.
    В небе голубом парю,
    И летаю выше гор,
    Узнаёте? Я -…(Орел)

    Не рак, не рыба,

Не зверь, не птица,

Кто его убьёт,

Тот свою кров прольёт. (Комар.)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)

(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар. )

Кроссворд для пятой группы.

    Между двух светил я в середине один. (Нос.)

    Не часы, а тикает. (Сердце.)

    Белые овечки глядят из-под печки. (Зубы.)

    Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

    Горшочек умён,

Семь дырочек в нём. (Голова.)

    Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)

    У двух матерей

По пяти сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы.)

    Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся. (Муха.)

(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха. )

(После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Если какие-то загадки останутся неразгаданными, тогда они предлагаются всему классу.)

V . Физкультминутка.

Наша вторая остановка «Танцевальная».

Солнечные зайчики

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок

И забился в уголок.

VI . Продолжение работы по теме урока.

Наша третья остановка «Город пословиц ».

Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)

В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)

Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)

Как вы понимаете слово пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)

Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника.

(Учитель объясняет детям почему так говорят.)

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.

VII . Закрепление изученного.

Работа в парах.

На листах пословицы по темам.

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба - великая сила.

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Терпенье и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Пословицы об учении

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Ученье свет, а не ученье тьма.

Повторенье - мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Своя земля и в горсти мила.

Жить - Родине служить.

(Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).

Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

- Четвёртая остановка «Любознайкино».

В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки?

- Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Назови пословицу по предметам

Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!
ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)
КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)
ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)
ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)
КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)
ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)
Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.

Труд человека кормит а товарища выручай.

Не спеши языком лень портит.

Сам пропадай от того и наберёшься.

Глаза боятся торопись делом.

С кем поведёшься а руки делают.

Сверьте работу с эталоном

– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) ПОСЛОВИЦА.

Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):

(Яблоко от яблони недалеко падает)

(Любишь кататься – люби и саночки возить)

(Семеро одного не ждут)

- Мы подъехали к остановке «Поэтической».

Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).

Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

VIII . Рефлексия:

Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.

Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.

IX . Подведение итогов урока.

Вот подходит к концу наш урок.

Остановка конечная «Город мудрецов».

Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

Что такое пословицы и поговорки?

О чём бывают пословицы и поговорки?

Чему учат нас эти мудрые изречения?

Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

XI . Домашнее задание.

Конспект урока " Пословицы и поговорки".
Литературное чтение 2 класс
Автор: Кленова Екатерина Викторовна
Описание: Данный урок ­ урок открытия новых знаний предназначен для 2
класса, программа "Школа России". Конспект урока разработан по ФГОС.
Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности.
Цель: познакомить учащихся с пословицами и поговорками, как яркой
образной форме народного творчества.
Задачи: развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки,
обогащать словарный запас, воспитывать умение высказывать своё мнение.
Ресурсы:
­ компьютер, проектор, принтер, доска; презентация к уроку;
­ конверты с заданиями для работы в группах;
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Учитель: расшифруйте слова, написанные на доске.
ц л с и о ы о п в и в и о п к о р о г
Всё верно – пословицы и поговорки.
Учитель: Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного
народного творчества – о пословицах и поговорках. Кто знает, что такое
пословицы и поговорки? (Заслушиваются ответы учащихся)
Работа со словарём.
­Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У
вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и
пословицы. (Дети отвечают)
На слайде появляются такие же определения. (Поговорка­это краткое
народное изречение, в которой отражается народная мудрость.

Пословица­ это краткое народное изречение с поучительным
содержанием.)
­Послушайте стихотворение:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится­
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
(Учащиеся вспоминают известные им пословицы, поговорки)
3.Работа по теме урока
­Как отличить пословицу от поговорки? (Ответы детей)
(Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь
насмех», «Землю красит солнце, а человека ­ труд». Часто эти части
рифмуются. Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое
сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым,
обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка –
перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
­Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и
поговорки. Возможно, возникли они в древности и сопровождали жизнь
народа на всем протяжении его истории. Ведь пословицы украшают речь,
делают ее яркой, образной.
Учитель: (Работа по интерактивной доске) Сейчас я прочитаю
стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки.
Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласиться,
Что без труда мечта мертва;

Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот кто правду прямо скажет;
Что долг день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут. (10)
(Объяснение пословиц)
4. Физкультминутка
(Дети имитируют все движения паучка.)
Паучок с лавки упал,
Ненароком лапку сломал.
В городскую лавку сходил
И другую лапку купил.
5. Продолжение работы по теме урока.
­ Каждая группа получает задание и в течение нескольких минут его
выполняет, а затем отчитывается о проделанной работе.
1 задание: вставить рисунки в пословицу
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
2 задание: Составь пословицы:
сколько волка ни корми
век живи
любишь кататься
лучше поздно
семь бед
6. Работа по учебнику.
один ответ
чем никогда
век учись
он все в лес смотрит
люби и саночки возить
­ Прочитайте пословицы и поговорки на с.26­27 учебника. Почему так
говорят? (Ответы детей)
­Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки? (Ответы детей)
­ Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что
мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен,
и, благодаря им, русский язык стал более выразительным и образным.
­Ребята, как вы думаете, есть ли пословицы у других народов? (Ответы
детей)
­Конечно, каждый народ на протяжении своего существования составлял свои
пословицы, поговорки.
Например: зарубежная ­ Восток ли, Запад ли, а дома лучше. А русская ­ В
гостях хорошо, а дома лучше.
Или ­ Бесполезно плакать над пролитым молоком. Русская ­ Слезами горю не
поможешь.
У удмуртского народа тоже есть свои мудрые изречения. Может кто­то из вас
их знает? (ответы учащихся дополняет учитель)
 Когда в семье согласья нет, всяк сам себе хозяин.
 В недружной семье даже за столом спиной друг к другу сидят.
 Мольба матери и со дна моря тебя вытащит.
 Молодой делает, старый ­ советует.
7. Закрепление изученного материала

План-конспект внеурочного занятия по ФГОС на тему:

«Пословицы и поговорки».

Подготовила и провела: Чащина Ю.В.

Название объединения: «Страна книг» ,

Цели:

Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и башкирского народа.

Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по иллюстрации, по коротким поучительным рассказам)

Развивающие : развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи.

Воспитательные : воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Здоровьесберегающая – снять усталость, театральная физкультминутка.

Время: 45 мин.

Ход занятия:

    Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии объединения «Страна книг».

Настроение, каково? Во!

Все такого мнения? Все без исключения !

Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

- Может ляжем, отдохнем? Лучше песенку споём!

А) Споем нашу внеурочную песню . 3 мин

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись поскорей.

Поприветствуем гостей. Здравствуйте.

-Я надеюсь, что:

Мы работать будем дружно,

С делом справимся в пути!

Чтобы, гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Учитель: Чтобы занятие начать, хочу загадки загадать. А вы по первым буквам отгадок угадаете тему нашего занятие и попробуете поставить цели этого занятия. Запишите, эти слова в столбик и вам легче будет прочитать слово. 5 мин

    Чок, чок, пятачок

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок,

Кто же это? Угадай!

Это (поросенок ) слайд 1

    Стройный, быстрый, рога.

Ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это? ( олень ) слайд 2

    Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он.

Ты узнал кто это? (слон ) слайд 3

    Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса ) слайд 4

    Летом в огороде, свежие, зеленые.

А зимою в бочке: желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы) слайд 5

    Не ботинки. Не сапожки.

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегать можем только зимой,

Утром в школу, а потом – домой. (валенки) слайд 6

    В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла она за капитаном прытко,

Шьет, зашивает и колется колко.

А зовут капитана (иголка) слайд 7

    Проживают в трудной книжке хитроумные братишки

Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры) слайд 8

    Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

И однажды из болота вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит) слайд 9

Учитель: какое слово у вас получилось?

Пословица . Слайд 10.

Посмотрим значение слова пословица в электронном словаре Ушакова .

А зачем надо изучать пословицы?

Посмотрите видоеролик о пословицах. 3 мин

А какие пословицы знаете вы? А откуда они появились? Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?

Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. (слайд 11 - 12)

Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих пор.

В народе говорят, что маленькая капелька знаний –это к мудрости маленькая ступенька. Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, чуть мудрее.

Учитель: - первое задание «Доскажи пословицу» Устно.

Я читаю начало, а вы говорите окончание этой пословицы. За каждый правильный ответ, рисуете в тетради «смайлик». 3-4 мин.

    Был бы обед,… а ложка сыщется.

    Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.

    Кто любит лгать, … того нельзя в друзья брать .

    Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.

    За много дел не берись, … а в одном отличись.

    Не нужен клад, … если в семье лад.

    Не говори – не умею, … а говори – научусь.

    Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.

    Глупая голова … ногам покою не дает.

    Без дела жить … только небо коптить.

    Готовь сани летом, … а телегу зимой.

    Где родился, … там и пригодился.

Учитель: вот и второе задание.

Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах.

Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов. (работа на листочках) 5-6 мин

    Два сапога - тара.

    Ус хорошо, а два - лучше.

    Один в золе не воин.

    Трус своей лени боится.

    Толочь в ступе соду.

    Полк в овечьей шкуре.

    Мы сами с ушами.

    От бобра бобра не ищут.

    В здоровом теле здоровый пух.

    Крутиться как булка в колесе.

    На безрыбье и бак - рыба.

    Яйца куницу не учат.

Взаимопроверка по экрану.

Какие из поговорок вам знакомы и что они обозначают?

- Учитель: пришло время третьего задания.

Его вы будете выполнять в группах.

На доске будут появляться иллюстрации к пословицам . Работа по картинкам.

Вам надо догадаться, какая пословица в них зашифрована.

Вы вытягиваете номер иллюстрации и пробуете отгадать, какая пословица там зашифрована.

Учитель: Все старались, все молодцы. А как вы думаете пословицы придумывал только русский народ? Попробуйте прочитать пословицы на башкирском языке.

    Атмаган куян, асмаган казан. (перевод) Зая ц не убит, котел не подвешен .

(русская пословица) Медведь в лесу, а шкура уже продали .

2. Науалагы торнага алданып, кулындагы сэпсекте ыскындырма. (Перевод) Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке.

Л учше синица в руке, чем журавль в небе.

3. Биш тинлек куян – ун тинлек зыян

(перевод) Зайца - на пять копеек, убытка - на десять

Русская пословица: Овчинка выделки не стоит .

Учитель : -рассказ о сборнике пословиц и поговорок башкирского народа.

Без труда не появится еда. (без труда не получишь рыбку из пруда)

Играть играй, но работу не забывай. (делу время - потехе час)

Кто не спит, с добычей будет. (Кто рано встает, тому бог подаёт)

Здесь собрано огромное количество пословиц, поговорок, загадок нашего башкирского края. Это только один том (седьмой) из нескольких томов.

Учитель: - следующее задание – ваше домашнее задание.

вам были предложены сценки, надо было их инсценировать. А другие команды должны отгадать, какая пословица тут может скрываться.

1 сценка:

Купила мать сливы. Положила их на тарелку и ушла. Ваня очень хотел их съесть. Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. Мама пришла и увидела, что одной сливы не хватает.

Мама спросила:

Дети, никто не ел сливы?

Все сказали:

Нет!

И Вася сказал:

Нет!

Папа ответил:

Просто мама боится. Кто не умеет кушать косточки, тот может нечаянно проглотить косточки, а они ядовитые.

Ваня быстро ответил:

Я косточки не ел, я их выплюнул.

(шило в мешке не утаишь; правда в огне не горит и в воде не тонет)

2 сценка.

Пошел мужик на озеро и уронил нечаянно топор в озеро. Вынырнул водяной, подает

Ему золотой топор. Спрашивает: « Твой?». М

Нет! Не мой! – отвечает мужик.

Подает ему водяной серебряный топор.

Твой?

Нет! Не мой!

Подает ему тогда водяной простой топор.

Твой?

Да! Да! – обрадовался мужик.

Отдал ему водяной топор, да еще мешок золота в подарок ему за честность подарил.

(за правду – награда, за ложь – наказанье)

3 сценка.

Выбрали звери себе обезьяну в начальники.

Лиса пришла к ней и говорит:

Ты у нас начальник. Я нашла в лесу клад, только тебе покажу.

Пришли в лес. А там капкан стоит. Лиса говорит:

Сама не взяла вкусненькое, тебе оставила.

Сунула обезьяна лапу в капкан и попалась.

Тогда позвала лиса зверей и говорит:

Посмотрите какая обезьяна глупая, а вы ее в начальники выбрали.

(кто любит лгать, того нельзя в друзья брать)

Карточка с пословицами для сценок.

Выберите подходящую к сценке пословицу.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

За правду – награда, за ложь – наказанье.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Не рой яму другому – сам в нее упадешь.

Слово – серебро, молчание – золото.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не говори – не умею, а говори – научусь.

Изготовление книжки.

Учитель: -Вы сегодня большие молодцы. Много вы полнили заданий и с честью с ними справились. Я предлагаю вам составить свою книгу пословиц. Выберите с листочка те пословицы, которые вам больше всего понравились, которые вы запомнили и поняли.

Чтобы было красиво, аккуратно и необычно, я предлагаю вам одну пословицу вырезать из заготовки, а одну списать самим и так чередовать.

- Какие пословицы вы выписали и почему? (выборочное чтение)

Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы?

Для чего они нужны?

Каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А кто на какую вы решите самостоятельно. Я раздам вам карточки с изображением лестницы . Нарисуйте смайлик на той ступеньке на какой считаете нужно. Если все понравилось и все было понятно, рисуете себя повыше, если нет пониже. А смайлик покажет ваше настроение, с каким вы закончили это занятие.

с. 1
Учитель: Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Джидинская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района.

Дата проведения урока: 21.09.2009

Место проведения урока: МОУ «Петропавловская районная гимназия»

Класс: 6

Предмет: литература

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».

Пословицы и поговорки русского народа.

Цели урока:

Обучающие: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.

2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.

3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.

Развивающие: 1. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;

2. Развивать навык самостоятельной и групповой работы.

Воспитывающие: 1. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

2. Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.

Технологии: РКЧП, ТРИЗ, коммуникативная.

I. Организационный момент.

- Приветствие, знакомство, организация правильной посадки по группам, настрой учащихся на дружеску волну.

Я Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ДСОШ.

Говорят, «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но «Один в поле не воин», поэтому поддержите меня. Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»! (слайд)

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее личико (карточки есть у каждого).

II. Вызов.

Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать , корень как в слове дословный , суффикс из слова ученица , а окончание, как в слове рука. (пословица).(слайд)

Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Пословицы и поговорки русского народа. (слайд)

Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Многое вам известно из курса начальной школы. Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Личико с улыбкой – верно, без улыбки – неверно. Если утверждение неверно, попробуйте дать нужный ответ.

Верно ли что:


  • Пословица является народной мудростью. (+) (слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)(слайд, слайд)

  • Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)(слайд, слайд)

  • Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)(слайд, слайд)

  • В пословице есть ритм и рифма. (+)(слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)(слайд, слайд)
- Видите, «Глаза страшат, а руки делают», многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться. Помогите мне, скажите, чем будем заниматься на уроке? Итак, цели нашего урока. (слайд)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке. (слайд) Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. (слайд) Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. (слайд)

В чем же прелесть пословиц? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. (На слайде высказывания). « Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, - говорил философ Бэкон. А поэт А. Прокофьев писал:

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становится,

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы! (слайд)

- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

1 задание. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством. (слайд)

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Примеры ответов : “Сытое брюхо к учению глухо” – пословица, так как это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

“Семь пятниц на неделе” - поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода.

Давайте оформим наши знания в виде кластера, схемы. (слайд)


Задание 2. Для каждой группы у меня есть выражение. Внимательно прочитайте его и определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу. Работаем командой – «Один ум хорошо, а два лучше».

- «В здоровом теле – здоровый дух». Внимание к правильной посадке учащихся.

III. Осмысление содержания.

Откройте, пожалуйста, учебник, прочитайте выразительно пословицы первой группы. (слайд) Какова тема этих пословиц? А второй группы? Самостоятельно, по группам, определите темы остальных разделов пословиц. Обратите внимание на слова для справок на ваших партах. (Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость, учение). (слайды)

- «Делу время – потехе час. Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

Дыхательная гимнастика.

Давайте вплотную поработаем с текстами пословиц и поговорок. Для того чтобы охватить больше народной мудрости, мы разделились на группы: строители, конструкторы, редакторы, художники, народные мудрецы, каждая из групп выполняет свою учебную задачу. Найдите в папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, воспользуйтесь услугой консультанта. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы - 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи.

Выступления групп с ответами. (слайды)

IV. Рефлексия.

Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. (слайд) Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?

Составление синквейна? (слайд) Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.

У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь.

Чтение синквейнов.

Посмотрите, что получилось у меня. (слайд).

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Народная мудрость.

Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Именно поэтому Гоголь и говорил, что «…в пословицах все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, - все шевелящее и задирающее за живое…». А народ сам оценил этот жанр: «Пословица к слову молвится», «Пословица не в бровь, а в глаз», «Пословица – всем делам помощница». (слайд).

V. Домашнее задание. (слайд).

Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова (см. распечатку задания).

Подберите пять пословиц на тему: счастье, семья, дети (на выбор).

VI. Рефлексия самочувствия на уроке.

- Оценим нашу работу. (слайд)

Выберите личико, которое соответствует вашей работе на уроке, подпишите его и сдайте мне.

Мордашка с улыбкой – урок удался, я хорошо поработал.

Серьезная мордашка – не все получилось, могу работать лучше.

Грустная мордашка – совсем не работал на уроке, недоволен собой.

А я оцениваю вашу работу так.

Посмотрим, совпала ли моя оценка с вашей. Закройте глаза, опустите головы. Те, у кого оценки совпали, откройте глаза и поднимите головы. Спасибо. Теперь откройте глаза остальные. (слайд)

Я очень вам благодарна за урок. (слайд)

Приложение №1 – Презентация.

Приложение №2 – Задания к уроку.

Приложение №2

Задание 1. Коллективное.

Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

2. “Семь пятниц на неделе” - это …, так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Задание 2. Групповое.

Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу из прошлого задания.

Хороша кашка, да мала чашка.

Ума палата.

Без обеда не красна беседа.

Работать с огоньком.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Задание 3. Коллективно-групповое.

Прочитайте группу пословиц в учебнике на с. 13, определите тему.

Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость.
Задание 4. Групповое.

Для художников. Изобразите пословицу или поговорку рисунком. Пословицы и поговорки на выбор: «Лес рубят – щепки летят», «Медведь на ухо наступил», «Посадить в галошу», «Искать иголку в стоге сена». Для примера посмотрите на рисунок к пословице «Не рой другому яму, сам в нее попадешь».

Задание 4. Групповое.

Для строителей. Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения. («Кирпичи» ищите в папке).

Образец: даны части: «Отвяжись худая жизнь», «себя увеселить», «привяжись хорошая», «Добро сотворить». Собираем из них две пословицы: «Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая» и «Добро сотворить - себя увеселить».


Не узнав горя,

не узнаешь и радости.

От радости кудри вьются,

в печали секутся.

Поменьше говори,

побольше услышишь.

Добрый человек

в добре проживет век.

Кто хочет много знать,

тому надо мало спать.

Красна птица перьем,

а человек уменьем.

Не сиди сложа руки,

так не будет и скуки.

Задание 4. Групповое.

Для конструкторов. Соберите из деталей конструктора (отдельные слова) пословицы и поговорки. Собирая, руководствуйтесь цветом. (Детали ищите в папке).


Видит

око,

да

глаз

неймет.

Дорого,

да

мило,

дешево,

да

гнило.

Делить

шкуру

неубитого

медведя.

Семь

раз

отмерь,

один

раз

отрежь.

Близок

локоток,

да

не

укусишь.

Задание 4. Групповое.

Для редакторов. Восстановите пословицу из сложного предложения, расставьте необходимые знаки препинания.

Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.
Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.
Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.

Сделайте из поговорки пословицу, добавив нужные слова.

Чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.

Сделайте из пословицы поговорку, убрав некоторые слова.

И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

Задание 4. Групповое.

Для народных мудрецов. Подойдите творчески к пословицам: придумайте свое продолжение к первой части пословицы.

Образец. Есть пословица: «Не рой другому яму – сам в не попадешь», но можно придумать и свой конец:

Не рой другому яму – пусть сам работает.

Не рой другому яму – найди более интересное занятие.

Продолжи пословицы:

Не та дружба сильна…

Нет друга – ищи,…

Живи для людей - …

Кто гостю рад,…

Не всякому слуху верь,…

PoluboyarovaLM_P(prezent).ppt
с. 1

7 А класс Русский язык

Тема: «Пословицы и поговорки».

Задачи урока: формирование мотивации на учебную деятельность,

умение находить и различать пословицы и поговорки;

развитие коммуникативной способности учащихся,

орфографической зоркости, умение связывать предложение,

обогащать словарный запас и речь учащихся;

воспитание чувства ответственности за жизнь окружающих,

отрицательного отношения к бездушию, лицемерию;

повышение социальной активности учеников посредством

решение актуальных проблемных ситуаций; воспитание

интереса к языку.

Цель урока: формирование понимания и систематизации знаний,

соотнесение известного с новым; ознакомить с пословицами

и поговорками и умение работать с текстом.

Реквизит: выставка книг, карточки индивидуальные и раздаточные,

Тип урока: урок – игра «Электронная почта».

Вид урока: нестандартный урок.

Методы обучения: объяснительный, частично – поисковый, словесный.

Форма работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Ход урока

І. Побуждение.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- А теперь поздоровайтесь с гостями! Садитесь.

- Кто дежурный в классе?

- Кого нет в классе?

2. Сообщение цели и задачи урока.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

Сегодня наш урок будет необычным. Урок – игра «Электронная почта»

- У вас дома есть компьютер? (Да)

- А электронная почта? (Да)

- Что такое электронная почта?

(отправляем сообщение, переписываемся с друзьями, отправляем

рисунки, фото, музыку, но для этого нужно создать свой сайт.)

А в старину люди писали письма и отправляли через почту.

И это письмо ждали 3 - 4 дня. А сейчас всё это можно сделать через электронную почту и мгновенно получаешь письмо или сообщение.

- Тогда начинаем наш урок.

Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками.

Итак, начинаем нашу игру. Сейчас каждая группа должна выбрать название для своего сайта.

1 группа – храбрый лев 2 группа – мудрая сова 3 группа – умный щенок

І тур. « Домашнее задание»

Каждая группа зачитайте своё сообщение, которое пришло на ваш сайт:

Что вам было задано на дом? (с.146 упр.330. Допишите фразеологизм)

Сломя голову – быстро зарубить на носу – запомнить

Клевать носом – дремать в час по чайной ложке – мало

Сидеть, сложа руки – бездельничать сложить голову – погибнуть

Задирать нос – зазнаться от всей души - искренно

ІІ.Осмысление

ІІ тур. « Запомни и ты»

4. Новая тема.

1. Работа с текстом.

- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение: одна из трех групп должна показать театрализованное представление.

- Сегодня какая группа у нас выступает?

(наша 1 группа, но участвует все группы, так как много героев)

    Итак, начинаем наше представление. (с.154 упр.351) – выступление детей

    Дария: так давайте жить дружно, уважать друг друга и любить. С давних пор известно, что «дружба не покупается и не продается» и что дружба дороже всех богатств. Народ создал много мудрых пословиц и поговорок на эту тему. Дружба верна не лестью, а правдой и честью.

    Молодцы, ребята! Объяснение учителя.

    Пословицы и поговорки относятся к фразеологическим выражениям. Пословицы – это меткие народные изречения. Поговорки – это свернутые пословицы

2. Вопросно – ответная беседа.

- Цыплят по осени... Жизнь дана на добрые....

- Кто не работает, тот... У страха...

- Кашу маслом...

ІІІ тур. « Необычное сообщение»

5. Закрепление.

1. Письменная работа.

- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение:

Закончите начатые пословицы.

Пушинка к пушинке – станет мягко в корзинке.

Ум – хорошо, а глупость плохо.

Лес рубят – щепки летят

Тяжело в ученье – легко в бою

2. Игра «Как белка в колесе»

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Век живи – век учись

ІІІ. Рефлексия

І V тур. «Диалог в режиме « onlin е»

3. Самостоятельная работа с.153 упр.348

Следующее наше сообщение: Допишите пословицы.

Волков бояться – в лес не ходить. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Ум – хорошо, а глупость плохо. Поспешишь – людей насмешишь. Делу время – потехи час. Не спеши языком, а торопись делом. Тише едешь – дальше будешь. Век живи – век учись. Кто не работает тот не ест. Труд всегда дает, а лень портит.

V тур. «Агент »

4. Работа по группам

Вам надо отправить сообщение, другу используя пословицы.

(с.152 упр.345) – работа по карточкам.

1 группа – 2 пословицы.

2 группа – 2 пословицы.

3 группа – 2 пословицы.

1 группа – любишь кататься, люби и саночки возить. Яблочко от яблони далеко не падает.

2 группа – Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Лес рубят – щепки летят.

3 группа – Тяжело в ученье – легко в бою. У страха глаза велики.

5. Работа с одаренными детьми

с.154 упр.351 (в, а, в, б, б, б, а, б, а, а)

а) наряжают; а) в еде;

б) угощают; б) в беде;

в) считают; в) в счастье;

а) не ест; а) по труду;

в) крепко спит; в) по делам;

в) не испортишь; в) подождут;

а) красная рубаха; а) слова;

б) глаза велики; б) дела;

в) чуткие уши; в) поступки;

6. Работа со слабоуспевающими детьми

с.152 упр.344 (а, а, а, в)

7. Игра «Кто быстрее?»

Голодный как…(волк). Грязный как ….(свинья). Хитрый как …(лиса).

Здоров как ….(бык).

8. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чем занимались на уроке?

9. Домашнее задание: с.153 упр.349

1 группа

Любишь катат..ся, люби и саночки возит…Яблоч..ко от яблони далеко не пада..т.

2 группа

Чтобы рыбку с..есть, надо в воду лезт... Лес рубят – щепки л..тят.

3 группа

Т..жело в ученье – ле..ко в бою.

У страха глаза в..лики.

КАРТОЧКА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ

Цыплят по осени …. Друзья познаются ……

а) наряжают; а) в еде;

б) угощают; б) в беде;

в) считают; в) в счастье;

Кто не работает, тот… Суди не по словам, а ……

а) не ест; а) по труду;

б) всегда с заботою; б) по работе;

в) крепко спит; в) по делам;

Кашу маслом …. Семеро одного ……

а) заправлять опасно; а) не ждут;

б) как окрошку квасом; б) ждут;

в) не испортишь; в) подождут;

У страха …. Жизнь дана на добрые ……

а) красная рубаха; а) слова;

б) глаза велики; б) дела;

в) чуткие уши; в) поступки;

КАРТОЧКА

Пушинка к пушинке – …. Лес рубят - ……

а) станет мягко в корзинке; а) щепки летят;

б) и выйдет перинка; б) деревья губят;

в) не найдёшь серединки; в) природу не любят;

Ум – хорошо – …. Тяжело в ученье - ……

а) а глупость – плохо; а) подкрепись печеньем;

б) а два лучше; б) дождись развлеченья;

в) а способностей нет; в) легко в бою;