Пушкина "Дубровский" учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему. Вопросы по роману А.С.Пушкина "Дубровский" учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему Подготовка к тесту дубровский

Тест по роману «Дубровский». Вариант 1

Начало формы

1. В произведении «Дубровский» повествование ведется от лица:

1) Маши Троекуровой
2) младшего Дубровского
3) автора
4) К. П. Троекурова

2. О ком идёт речь?

Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.

1) Владимир Дубровский
2) Кирилла Петрович Троекуров
3) Андрей Дубровский
4) Шабашкин

3. Как называлось имение Дубровского?

1) Михайловское
2) Покровское
3) Кистенёвка
4) Ясная Поляна

4. О чьём имении идёт речь?

Он [Владимир] ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня.

1) Троекурова
2) Дубровского
3) Князя Верейского
4) Дефоржа

5. Узнайте героя по описанию.

«...в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

1) Дефорж
2) Троекуров

4) Заседатель Шабашкин

6. Почему Кистенёвка стала собственностью Троекурова?

1) Дубровский проиграл её Троекурову в карты.
2) Дубровский-отец подарил деревню Маше, своей будущей невестке.
3) Троекуров нечестно высудил Кистенёвку у Андрея Гавриловича Дубровского.
4) Троекуров купил Кистенёвку у разорившегося Андрея Дубровского.

7. Что стало причиной того, что Владимир Дубровский стал разбойником?

1) хотел разбогатеть
2) это была своего рода игра в Робин Гуда
3) хотел, чтобы его все узнавали
4) месть

8. Узнайте героя по описанию:

«...было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать».

1) князь Верейский
2) Кирилла Петрович Троекуров
3) Андрей Гаврилович Дубровский
4) Антон Пафнутьич Спицын

9. Что стало с Владимиром Дубровским в финале произведения?

1) продолжал разбойничать
2) оставил своих крестьян и уехал за границу
3) погиб
4) его поймали и посадили в тюрьму

Тест по роману «Дубровский» Вариант 2

Конец формы

Начало формы

1. Как звали главного героя произведения?

1) Александр
2) Владимир
3) Михаил
4) Евгений

2. Образ Кирилы Петровича Троекурова является олицетворением:

1) русского гостеприимства
2) верности дворянской чести

3) надменности, властолюбия и вседозволенности
4) справедливости и верности данному слову

3. Как называлось имение Троекурова?

1) Кистенёвка
2) Михайловское
3) Лысые Горы
4) Покровское

4. О ком идёт речь?

«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости»

1) Кирилла Петрович Троекуров
2) Андрей Гаврилович Дубровский
3) Владимир Дубровский
4) Антон Пафнутьич Спицын

5. Что стало причиной ссоры А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова?

1) обида
2) Дубровский отнял у Троекурова имение
3) Дубровский отказался охотиться с Троекуровым
4) они никогда и так не общались

6. Почему Владимир не позволил своим крестьянам расправиться с чиновниками?

1) пожалел чиновников
2) был согласен с их решением
3) крестьяне могли погубить и его, и себя
4) не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы

7. Владимир Дубровский попадает в дом Троекурова под видом:

1) учителя танцев
2) учителя словесности
3) француза Дефоржа
4) богатого жениха Маши

8. Почему Владимир Дубровский не помог Маше сбежать со свадьбы?

1) понял, что их затея бессмысленна
2) ограбил Антона Пафнутьича и был вынужден бежать
3) не любил Машу
4) испугался мести Троекурова

9. Почему Маша отказалась бежать с Владимиром Дубровским после венчания?

1) Она поняла, что не любит Дубровского.
2) Героиня боялась расстроить отца.
3) Маша хотела отомстить Дубровскому за то, что он опоздал.
4) Марья Кириловна уже была обвенчана с Верейским и дала ему клятву верности, нарушить которую не имела морального права.

Ответы:

Вариант 1

1 – 3

2 – 2

3 – 3

4 – 1

5 – 3

6 – 3

7 – 4

8 – 4

9 – 2

Вариант 2

1 – 1

2 – 3

3 – 4

4 – 3

5 – 1

6 – 4

7 – 3

8 – 1

9 – 4

Конец формы

Вопросы к главам 1-4 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

1. Как проходила жизнь Кирилы Петровича Троекурова?

2. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского?

3. Кому принадлежала деревня Кистеневка?

4. Как повел себя Андрей Гаврилович Дубровский на суде?

5. Какое решение принимает Владимир Дубровский, узнав о болезни отца?

2 вариант

1. На чем основывалась долгая дружба Троекурова и Дубровского?

2. Кому принадлежало Покровское?

3. Как Троекуров решил отомстить Дубровскому?

4. В какой момент умер Андрей Гаврилович Дубровский?

5. Как вел себя Троекуров после суда?

Вопросы к главам 5-7 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

1. Как ведут себя чиновники, приехавшие объявить крестьянам о решении суда? Как они разговаривают?

2. Почему Владимир Дубровский не позволяет своим крестьянам бунтовать? Что он им обещает сделать?

3. Кто решил запереть чиновников в горящем доме?

4. Какие слухи о разбойниках появились по всем окрестностям?

5. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

2 вариант

1. Как крестьяне в толпе реагируют на объявление чиновников, что их барин – Троекуров?

2. Как проводил время Владимир Дубровский в ночь пожара?

3. Какой милосердный поступок совершил кузнец Архип во время пожара?

4. Как Троекуров объяснял то, что разбойники не трогали его поместья?

5. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

Вопросы к главам 8-12 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

1. С какого момента Кирила Петрович Троекуров полюбил Дефоржа?

2. О чем рассказал за обедом у Троекурова его гость Антон Пафнутьич Спицын?

3. Какие приметы Дубровского были у исправника?

4. Как Дефорж относился к сыну Троекурова, Саше?

5. Как Дефорж-Дубровский поступил с Антоном Пафнутьичем?

2 вариант

1. Какой случай произвел большое впечатление на Марью Кириловну, после которого у нее стало меняться отношение к Дефоржу?

2. О чем рассказала за обедом у Троекурова его гостья Анна Савишна Глобова?

3. Почему гости не узнали в Дефорже Дубровского?

4. Как к Дефоржу относились в Покровском Троекуров, Саша, Маша?

5. Почему Дубровский отказался от своей мести Троекурову?

Вопросы к главам 13-18 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

1. Как развлекал князь Верейский Троекурова и Машу, приехавших к нему в гости?

2. Как Марья Кириловна восприняла решение отца выдать ее замуж за князя Верейского?

3. Как Троекуров узнал о том, что Маша поддерживает с Дубровским связь?

4. Удалось ли Саше помочь своей сестре?

5. Как чувствовала себя Марья Кириловна во время обряда венчания? Опишите ее мысли и состояние.

2 вариант

1. Опишите князя Верейского (внешность, возраст, состояние, манеры поведения).

2. О чем договорились Маша и Владимир Дубровский во время тайного свидания ночью?

3. Как Кирила Петрович отреагировал на мольбы Маши не выдавать ее замуж за князя Верейского?

4. Как вел себя рыжий мальчик, дворовый Дубровского, во время допроса Кирилы Петровича Троекурова?

5. Как вел себя князь Верейский во время нападения на карету Владимира Дубровского?

Вопросы к главе 19 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

Чем заканчивается произведение А.С.Пушкин «Дубровский»?

Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

2 вариант

С какой речью Владимир Дубровский обратился к своим крестьянам в конце произведения?

Как вы думаете, прислушались ли крестьяне к советам Дубровского после того, как он их покинул?


Контрольный тест по роману А.С.Пушкина

учитель русского языка и литературы

Баскакова Оксана Викторовна

А 1 .Выберите определение понятия «роман».

1. Большой эпический жанр, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в значительный период времени.

2. Произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

3. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

А 2 .Отметьте, для какого века русской действительности был характерен сюжет романа «Дубровский»?

1. Начало XVIII века

2. Середина XVIII века

3. Начало XIX века

4. Конец XIX века

А 3 .Выберите, как называлось родовое поместье Троекурова?

1.Покровское

2. Арбатово

3. Кистенёвка

4. Кусково

А 4 . Соотнесите описания персонажей с их именами

1.«Его богатство, знатный род и связи Андрей Гаврилович

давали ему большой вес в губерниях, Дубровский

где находилось его имение.

Соседи рады были угождать малейшим его прихотям;

губернские чиновники трепетали при его

2.«Излишества всякого рода

изнурили его здоровье и положили на нем свою Кирила Петрович

неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его Троекуров

была приятна, замечательна, а привычка быть всегда

в обществе придавала ему некоторую любезность,

особенно с женщинами…»

3. «…роста середнего, лицом чист, бороду бреет, Князь Верейский

глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.

Приметы особые: таковых не оказалось».

4. «...в залу вошёл, насилу передвигая ноги, Владимир Дубровский

старик высокого роста, бледный и худой,

в халате и колпаке».

А 5 . Какой чин имел Андрей Гаврилович Дубровский?

1.Поручик

2.Лейтенант

3.Генерал-аншеф

4.Рядовой

А 6 . Назовите эпизоды романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:

1. 2.
3.

А 7 . За что у Дубровского отобрали имение?

За незаконное владение

2. За неуплату налогов

3. По ложному доносу

В 1 . Напишите фамилию учителя, за которого выдавал себя Дубровский.

В 2 .Запишите какое слово пропущено в письме Дубровского?

«я терпеть шутки от Ваших … не намерен»

В 3. Запишите, какое понятие соответствует следующему определению?

Высокая нравственность, самоотверженность и честность; великодушие, рыцарство, возвышенность, святость.

С 1 . Дайте развернутый ответ на вопрос (не менее 50 слов):

« Почему А.С.Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа?»

Спецификация контрольных измерительных материалов

по литературе в 7 классе

Тест состоит из трех частей А, В и С. На их выполнение отводится 40 минут.

Часть А включает в себя вопросы (А1-А7) с выбором ответа, выявляющие знания библиографические, знания прочитанного текста, знания исторического материала, знания теории литературы.

Часть В включает в себя вопросы (В1-В3) с кратким ответом, требует написания слова или сочетания слов.

Часть С1 требует написания развернутого ответа на поставленный вопрос (не менее 50 слов).

Критерии оценивания ответа на задания

Каждый правильный ответ в части А оценивается в 1 балл, в части В - в 2 балла, максимальное количество 13 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С1

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа ученика характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, одна орфографическая ошибка, 1-2 пунктуационные ошибки;

Допущены 1-2 логические ошибки, 2 - 3 орфографические ошибки, 3-4 пунктуационные ошибки

Больше 3 логических ошибок, больше 4 орфографических и пунктуационных ошибок

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, выдвигает необходимые тезисы, приводит аргумент - фактические ошибки отсутствуют;
- ограничивается общими тезисами без подкрепления доводами (аргументами), допущены 1-2 фактические ошибки;

Учащийся обнаруживает понимание проблемы, но объясняет ее смысл поверхностно, упрощенно и допущено 3-4 фактических ошибок;

Учащийся не понимает поставленного вопроса или дает ответ, не соответствующий вопросу

Следование нормам речи

Допущена 1 речевая ошибка;

Допущено 2-3 речевых ошибок;

Допущено 4 речевых ошибок;

Допущено 5 и более речевых ошибок.

Максимальный балл

Максимальный балл за всю работу составляет 22 балла.

Оценки: «5» - 18 - 22 б.;«4» - 16 - 21 б.;«3» - 15 - 20 б.

Ответы:

А 4 - 1. Кирилла Петрович Троекуров

2. Князь Верейский

3. Владимир Дубровский

4. Андрей Гаврилович Дубровский

А 6 - 1. Сцена в суде

2. Пожар в Кистеневке

3. На псарне у Троекурова

В 1 - Дефорж

В 2 - холопьев

В 3 - благородство

Тест по роману А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

1. От лица какого героя ведется повествование в романе «Дубровский»?

1) Маши Троекуровой
2) младшего Дубровского
3)К. П. Троекурова
4) автора

2. Узнайте героя по описанию:

« Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.»

1) Владимир Дубровский
2)Шабашкин
3) Андрей Дубровский
4) Кирилла Петрович Троекуров

3. Как название носит имение Дубровского?

1) ) Кистенёвка
2) Покровское
3) Михайловское
4) Ясная Поляна

4. Об имении какого героя идёт речь?

« Он [Владимир] ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня.»

1) Троекурова
2) Дубровского
3) Князя Верейского
4) Дефоржа

5. Узнайте героя по описанию:

«...в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

1) Андрей Гаврилович Дубровский
2) Троекуров
3)Дефорж
4) Заседатель Шабашкин

6. Почему Кистенёвка стала собственностью Троекурова?

1) Дубровский проиграл её Троекурову в карты.
2) Дубровский-отец подарил деревню Маше, своей будущей невестке.
3) Троекуров нечестно высудил Кистенёвку у Андрея Гавриловича Дубровского.
4) Троекуров купил Кистенёвку у разорившегося Андрея Дубровского.

7. Что сделал Шабашкин, когда крестьяне Дубровского разошлись?

1) поблагодарил Владимира за спасение
2) пригрозил Дубровскому и его людям
3) накричал на них
4)засмеялся

8. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?

1) хотел разбогатеть
2) это была своего рода игра в Робин Гуда
3) хотел, чтобы его все узнавали
4) хотел отомстить

9. Узнайте героя по описанию:

«...было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать».

1) князь Верейский
2) Кирилла Петрович Троекуров
3) Андрей Гаврилович Дубровский
4) Антон Пафнутьич Спицын

10. Что стало с Владимиром Дубровским в финале произведения?

1) продолжал разбойничать
2) оставил своих крестьян и уехал за границу
3) погиб
4) его поймали и посадили в тюрьму

Вопросы викторины (на знание текста) по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

1) Покровское, Кистеневка, Арбатово - Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.

2) «Всегдашние занятия его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец...» О ком идет речь в этом фрагменте?

3) Как звали отца Владимира Дубровского?

4) Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?

5) Какой чин был у Троекурова?

6) Что отвечал отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?

7) Кто такой Тимошка?

8) Как звали псаря, обидевшего Дубровского?

9) «.. .я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а...». Вставьте в письмо Дубровского пропущенное слово.

10) Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?

11) Узнайте героев по описаниям:

а) «маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели... Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний»;

б) «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;

в) «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах »;

г) «толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком...»;

д) «человек лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, бороде, сущий портрет Кульнева».

12) Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?

13) Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».

14) «Приезд Троекурова и прием, ему оказанный, были уже известны всему околотку, и тамошние политики предвещали важные оному последствия». О каком событии идет речь и правы ли были «тамошние политики»?

15) «...я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на... . Как увидишь его, страх и трепет клонят ниц, а спина сама так и гнется, так и гнется». Кто и о ком это говорит?

Вставьте недостающее имя.

16) Основное занятие Маши Троекуровой.

17) Чему должен был учить француз Сашу?

18) «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?

19) Как звали Спицына?

20) «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?

21) Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маше в то время, на которое приходятся основные события романа?

22) «...красная шкатулка была точно пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли...».

Куда подевались деньги? Чья это была шкатулка?

23) Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?

24) Сколько лет было Верейскому?

25) Какую песню любил насвистывать Троекуров?

26) «...оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки...». Как звали мальчика?

27) «Славная весть, - сказал ему Кирила Петрович, - я поймал Дубровского».

О каком эпизоде идет речь?

Творческое задание (развернутый ответ в виде сочинения миниатюры)

Ключ к вопросам викторины:

1) Покровское -Троекуров; Кистеневка -Дубровский; Арбатово -Верейский.

2) О Кириле Петровиче Троекурове.

3) Андрей Гаврилович.

4) Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский.

5) Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.

6) «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».

7) Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.

8) Псарь Парамошка.

9) ...старинный дворянин...

10) «Дубровский... решился... проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту».

11) а) заседатель Шабашкин; б) Андрей Гаврилович Дубровский; в) мать Владимира Дубровского; г) Спицын; д) Дубровский, под видом генерала явившийся к Анне Савишне Глобовой.

12) Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.

13) Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.

14) Событие, о котором идет речь, - приезд Троекурова в Кистеневку и изгнание его Владимиром Дубровским. Последствия этого события - приезд в Кистеневку приказных и пожар.

15) «...на Кирила Петровича...» Дьячок говорит это о Троекурове.

16) Чтение романов.

17) Грамматике и географии.

18) О «шутке» с медведем.

19) Антон Пафнутьевич.

20) Троекуров Спицыну.

21) Дубровскому 22 года (23-й), Маше - 17 лет.

22) «...в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.

23) Три недели.

24) Около пятидесяти.

25) «Гром победы раздавайся».

26) Митя.

27) Эпизод, связанный с Митей.

Творческое задание (развернутый ответ в виде сочинения-миниатюры)

    Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значительные:

Честь - достоинство - месть - ненависть - любовь - благородство - приключение - страдание - деньги - красота - искусство - обжорство - смерть.

Возможный вариант ответа:

« Я считаю, что главное слово в романе - любовь. Владимир Дубровский любил отца, смерть его очень огорчила сына. Потом он полюбил Машу и тоже ее потерял.

Второе место, мне кажется, занимает слово «месть». После смерти отца Владимир хочет отомстить за него Троекурову, но любовь к Маше пересиливает ненависть.

Третьим важным словом я считаю «благородство». Дубровский отказывается от мести из-за любви к Маше, из-за нее он даже пощадил князя Верейского. Он дает слово своей любимой и не нарушает его».

    Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы думаете, что имеет большее значение в жизни главного героя и других персонажей?

Возможный вариант ответа:

«Воля - способность человека решать, какой жизненный шаг предпринять; судьба - необходимость поступить так, как вынуждают обстоятельства. В начале романа Владимир Дубровский - беззаботный офицер, его ждет блестящее будущее, о котором он пока не очень-то заботится. Однако уже первое жизненное испытание (письмо няни) заставляет его принять решение в соответствии с чувством долга. Решение Владимира уйти в разбойники - попытка изменить судьбу, которая несла ему бедность и унижение. Чувство любви к Маше заставляет его подчиниться ее воле, ее чувство долга перед нелюбимым мужем создает обстоятельства, которые оказываются сильнее Дубровского, несмотря на его попытки бороться с судьбой».

    Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)?

Возможный вариант ответа:

«Мне кажется, потому что Дубровский совершил грех. Хоть и во имя справедливости, но все равно грех. Владимир должен был расплатиться за свои «справедливые грехи» перед несправедливыми богатыми людьми. «Мы живем в несправедливом мире» - мне кажется, на эту мысль опирался Пушкин, когда пытался закончить роман. В таком мире невозможна счастливая развязка».