Зураб Соткилава - грузинский оперный певец: биография, семья, творчество. Зураб Соткилава: мне без музыки и пения не жить Зураб соткилава биография личная жизнь

Оперный певец, лирико драматический тенор, солист Большого театра России, Народный артист СССР и Грузинской ССР Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми (Абхазия). Отец - Лаврентий Соткилава - был историком, мать - Ксения Карчава - работала врачом.

С детства Зураб увлекался футболом. В 16 лет он вошел в состав команды юниоров сборной Грузии , затем стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, и Соткилаву приняли в основной состав тбилисского "Динамо".

Пением Зураб начал заниматься в юношеском возрасте с профессором тбилисской консерватории Николаем Бокучава. Занятия проходили в промежутке между футбольными тренировками и играми. После травмы, Соткилава не мог уже продолжать играть в футбол, и тогда решил целиком посвятить себя пению.

В 1960 году, по окончании горного факультета Грузинского политехнического института, он был принят в Тбилисскую государственную консерваторию имени

В. Сараджишвили. Сначала его голос определили как баритон, но, учась на третьем курсе, Соткилава попал в класс Давида Андгуладзе, который открыл у студента лирико-драматический тенор, что обусловило дальнейшие достижения молодого певца.

В 1965 году Зураб Соткилава с успехом окончил Тбилисскую консерваторию, в 1972 году - аспирантуру при Тбилисской консерватории.

По окончании консерватории он был принят в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили. Здесь Соткилава успешно дебютировал, исполняя ведущие партии в различных операх, среди которых "Тоска" и "Богема" Джакомо Пуччини, "Риголетто" Джузеппе Верди, национальные оперы "Абесалом и Этери" Захария Палиашвили, "Миндия" Отара Тактакишвили и другие.

В 1966-1968 годах Зураб Соткилава, как подающий большие надежды исполнитель, стажировался в театре "Ла Скала" под руководством Дженнаро Барра и Энрико Пьяцца, где подготовил партии герцога в опере "Риголетто" Джузеппе Верди, Хозе в "Кармен" Жоржа Бизе, Турриду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1973 году Соткилава дебютировал в Большом театре в партии Хозе в опере "Кармен".

В 1974 году певец был приглашен в оперную труппу Большого театра.

В Большом в разные годы он исполнял партии Манрико в опере "Трубадур", Радамеса в "Аиде", Ричарда в "Бале маскараде", Измаила в "Набукко" и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди, Марио Каварадосси в "Тоске" Джакомо Пуччини, Туридду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. В репертуаре певца есть и российские оперы: "Иоланта" Петра Чайковского, "Садко" Николая Римского Корсакова, "Борис Годунов" и "Хованщина" Модеста Мусоргского. Зураб Соткилава был первым исполнителем партий барона Каллоандро в "Прекрасной мельничихе" Джованни Паизиелло и Арзакана в "Похищении луны" Отара Тактакишвили.

В 1995 году он участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в постановке "Хованщины" в Большом театре в 2002 году.

Соткилава неоднократно выступал на сценах лучших оперных театров мира - Ла Скала, Лондонской королевской оперы, Баварской Штатс оперы, Дрезденской оперы, Норвежской оперы, Болонского театра Коммунале, оперных театров Лисео в Барселоне и Ля Фениче в Венеции. В 1970-1990 годах тенор совершал большие концертные турне по городам Европы, Великобритании, США и Японии.

В последние годы сольные выступления певца проходят в концертных залах Москвы и Санкт Петербурга, почти всех крупных городов России и ближнего зарубежья. В репертуаре концертов не только оперные арии, но и романсы Чайковского, Рахманинова, циклы немецких композиторов Штрауса и Вольфа, грузинские и русские народные песни, итальянские и испанские песни.

Зураб Соткилава ведет преподавательскую деятельность. В 1976-1988 годах он работал в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на кафедре сольного пения, с 1987 года - профессор кафедры. С 2002 года Соткилава возобновил преподавательскую деятельность в консерватории. Среди учеников мастера - Владимир Богачев, Владимир Редькин, Александр Федин и многие другие.

Соткилава был создателем и ведущим циклов передач на телевидении "Мастера оперной сцены" и "Клуб любителей оперы".

Зураб Соткилава удостоен многих премий и наград. В 1973 году певец был удостоен звания Народный артист Грузинской ССР, в 1983 году ему было присвоено звание Народный артист СССР.

В 1968 году ему была присуждена первая премия и приз "Золотой Орфей" на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. В 1970 году он получил II премию и серебряную медаль на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, Гран при и первую премию Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне.

За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву своим почетным членом.

В 1983 году он стал лауреатом Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, в 1998 году получил Государственную премию Республики Грузия имени Ш. Руставели.

Соткилава в области музыкального искусства за 2007 год в номинации "Классическая музыка".

Зураб Соткилава награжден орденами Знак почета (1971), Трудового Красного знамени (1976). Певец удостоен орденов России - "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001), III степени (2007); двух орденов Чести Республики Грузия (1997, 2007).

Со своей супругой, Элисо Турманидзе, Зураб Соткилава познакомился в Тбилисской консерватории , которую она окончила по классу фортепиано с красным дипломом. В семье тенора родились две дочери - Теа (1967 года рождения) и Кетино (1971 года рождения). Обе дочери окончили МГУ имени М.В. Ломоносова. Младшая дочь Кетино была соавтором некоторых музыкальных передач отца на телевидении.

В свободное время певец , а также другие игровые виды спорта.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Когда слышишь глубокий, могучий, заполняющий собой любой зал голос Зураба Соткилавы, то не верится, что знаменитый тенор, лауреат множества премий мечтал когда-то стать звездой… футбола, и лишь благодаря стечению обстоятельств мир получил вместо великого футболиста великого певца. Как же такое могло произойти? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, наверное, вспомнить всю жизнь Зураба Лаврентьевича, начиная с того мартовского дня 1937-го года, когда директор школы Лаврентий Соткилава стал самым счастливым человеком на Земле: еще бы, ведь у него родился сын.

Детство в тени войны

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился в 12 марта 1937 года Сухуми. Ксения Виссарионовна – мама Зураба – любила петь и играть на гитаре. Мелодичные грузинские песни – первое музыкальное впечатление раннего детства – Зураб узнал именно от мамы (отнюдь не певицы, а рентгенолога по профессии) и бабушки. По признанию певца, в то время ему, ребенку, и в голову не приходило, что когда-нибудь он сам начнет петь.

А потом была Великая Отечественная война. Как у всего поколения, она разделила детство маленького Зураба на «до» и «после». Но песни никуда не исчезли. Теперь их пели матери и жены тех, кто сражался за тысячи километров от родного дома; пели, собравшись под большим платановым деревом во дворе. В этих песнях звучала не только тоска и тревога, но и вера в победу. Не тогда ли Зураб впервые ощутил огромную силу музыки, исцеляющей души и дающей силу сердцам?

Футбол? Футбол. Футбол!

После Победы и возвращения отца на смену тревогам пришли обычные мальчишеские радости, главной среди которых был футбол. Дни напролет Зураб гонял по огромной поляне самодельный мяч, сделанный из корней травы. В 12 лет юного игрока заметили тренеры – и спортивная карьера стремительно шла в гору: в 16 лет он уже крайний защитник сухумского «Динамо», а в 1958 г. его зачисляют в основной состав тбилисского «Динамо». Параллельно Зураб учится в политехническом, но никто, и прежде всего он сам, не сомневается, что его будущее – спорт.

А потом был роковой матч в Югославии и полученный на нем перелом. Тогда Зураб смог преодолеть последствия травмы и вернуться в команду. Но новая травма – на этот раз на соревнованиях в Чехословакии – не оставляет никаких шансов. Из футбола пришлось уйти. И нужно было искать новое призвание, новую цель.

В каком-то смысле новое призвание нашло Зураба само, когда он еще играл в «Динамо». Пианистка Разумовская, друг семьи Соткилава, восхищалась его голосом и посоветовала ему пройти прослушивание у знакомого профессора Тбилисской консерватории.

Любопытно, что профессор сначала заинтересовался футбольными, а не вокальными возможностями Зураба. Соткилава доставал ему билеты на стадион, а профессор из благодарности давал ему уроки – до того момента, пока не стало ясно: у юного спортсмена есть огромный певческий потенциал. Правда, сам Зураб эту новость встретил со смехом: тогда для него существовал лишь футбол. И только когда от спорта пришлось отказаться, Соткилава всерьез взялся за подготовку к консерватории.

10 июля 1960 года он защитил диплом в политехническом институте, а 12-го пошел на вступительный экзамен в консерваторию.

В битком набитых коридорах консерватории абитуриент Соткилава неожиданно увидел красивую девушку в костюме кирпичного цвета – и влюбился. По признанию певца, он сразу понял, что эта девушка – ее звали Элисо Турманидзе – будет его женой. Но подойти к будущей пианистке, учившейся курсом старше, он не решался целых два года.

…Они вместе уже полвека – Зураб и Элисо. Жена – это не только друг и помощница, но и надежный тыл, так необходимый в непростой жизни артиста. В каждом интервью Зураб Лаврентьевич говорит слова благодарности жене, всегда поддерживавшей его во всем. А еще – подарившей двух дочерей: Теа и Кетино. Дочери не пошли по стопам отца, выбрав гуманитарные науки, а не музыку, но это не мешает отцу – а теперь уже и дедушке – обожать их и баловать внуков. Кстати, муж младшей дочери, Кети – известный грузинский оперный певец, так что есть надежда, что младший внук, Леван, когда-нибудь тоже выйдет на сцену.

Учебе в Тбилисской консерватории Зураб предался с такой же страстью, с какой прежде занимался футболом. И усилия его были вознаграждены: после ее окончания с партией Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» к нему приходит первая слава. Вскоре в Грузинский государственный театр оперы и балета начинают ходить «на Соткилаву». В 1966 году – новая удача: перспективного молодого человека направляют в Италию, в мечту все оперных певцов мира - в «Ла Скала». Двухлетняя стажировка у лучших мастеров сцены, помнивших таких звезд сцены как Карузо и Джильи, очень много дала Зурабу. В 1968 году к нему приходит первый международный успех: победа на болгарском фестивале «Золотой Орфей».

С этого момента победа следует за победой: Международный конкурс имени П.И. Чайковского – вторая премия; Международный конкурс вокалистов им. Ф. Виньяса – первая премия и «Гран-При»! А какие партии: в 1973 г. Зураб в Большом театре дебютирует в партии Хозе (через год он перейдет в этот театр из Грузинского театра оперы и балета); потом были Водемон из «Иоланты» Чайковского, Самозванец из «Бориса Годунова» Мусоргского, Туридду из «Сельской чести» Масканьи. Но отдельная страсть тенора – это Верди. Именно в его операх «Трубадур», «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло» гений Соткилавы раскрылся с полной силой, явив миру высочайший исполнительский уровень, неподражаемые эмоциональность и лиризм.

Со стороны могло показаться, что Зураб Соткилава – любимец судьбы, которому все давалось легко: бесконечные гастроли по всему миру, начиная с 1970-х гг.; блестящие партии на лучших оперных сценах, государственные награды, миллионы поклонников…

Но только сам певец может сказать, какой титанический труд стоит за кажущейся легкостью исполнения, какая длительная подготовка предшествует каждой премьере. И никто не знает, какие шрамы на душе оставила ранняя смерть родителей, а в начале 1990-х – война, пришедшая в родную Абхазию.

Не они ли, эти скрытые от посторонних глаз стрессы, спровоцировали развитие страшной болезни? Летом этого года газеты запестрели тревожными сообщениями: у знаменитого певца диагностирована опухоль поджелудочной железы. Но Соткилава не собирался сдаваться. После успешно проведенного лечения Зураб Лаврентьевич вернулся на сцену, а нам остается лишь пожелать ему долгих лет жизни.

В июле 2015 года Зураб Соткилава заявил о том, что тяжело болен онкологическим заболеванием. Врачи поставили диагноз - злокачественная опухоль поджелудочной железы. После операции в Германии и курса лечения в России певец вернулся к творческой деятельности, его первый после выздоровления концерт состоялся 25 октября 2015 года в Сергиевом Посаде.

Оперный певец Зураб Соткилава скончался 18 сентября 2017 года в Москве от рака поджелудочной железы.

Награжден главным призом фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария, 1968)
Награжден орденом «Знак Почета» (1971)
Награжден орденом Трудового Красного знамени (1976)
Почетный член Болонской академии музыки (Италия), избран «за блестящую трактовку произведений Верди»
Награжден орденом Чести Республики Грузия (1997)
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)

Родился в г. Сухуми (Абхазия, Грузия). В 1960 г. окончил Тбилисский политехнический институт, в 1965 г. — Тбилисскую консерваторию (класс Д. Я. Андгуладзе), в 1972 г. — аспирантуру при Тбилисской консерватории.Стажировался в театре «Ла Скала» (руководители — Д. Барра и З. Пьяцца, 1966-1968), где подготовил партии Герцога в опере «Риголетто» Дж. Верди, Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе, Турриды в опере «Сельская честь» П. Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1970 г. Е. Образцова и З. Соткилава стали первыми советскими певцами, выступившими на очень сложном Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне. Они получили золотые медали и приглашение остаться в Испании. Критики отмечали, что З. Соткилава — один из лучших оперных певцов «с блестящим по тембру голосом, прекрасной техникой, большой музыкальностью и экспрессией», что его голос и пение можно сравнить с голосом Марио дель Монако или ди Стефано в их лучшие годы. За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала З. Соткилаву своим почетным членом.

Педагогическая деятельность:

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской консерватории, с 1987 г. — профессор кафедры сольного пения. В 2002 г. возобновил преподавательскую работу в Московской консерватории. Среди учеников — В. Богачев, В. Редькин, А. Федин и другие.

Певец (лирико-драматический тенор)
Заслуженный артист Грузинской ССР (Грузии) (1970)
Народный артист Грузинской ССР (1973)
Народный артист СССР (1979)

Лауреат Международного конкурса вокалистов на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (I премия, 1968)
Лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, II премия)
Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1970, I премия и Гран-при)
Лауреат государственной премии Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983)
Лауреат государственной премии Республики Грузия имени Шота Руставели (1998)

Участие в жюри конкурсов:

Председатель жюри в номинации «вокальное искусство» Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1994). Председатель жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» (Анапа, 2000).

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1965-1974 гг. З. Соткилава — солист Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. В 1973 г. дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), с 1974 г. — приглашен в оперную труппу. В Большом театре он исполнил партии: Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского); Абесалом («Абесалом и Этери» З. Палиашвили); Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини); Манрико («Трубадур» Дж. Верди); Радамес («Аида» Дж. Верди); Отелло («Отелло» Дж. Верди); Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди); Хозе («Кармен» Ж. Бизе); Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили).

В 1995 г. участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы «Хованщина» в редакции Д. Шостаковича (дирижер-постановщик М. Ростропович, режиссер-постановщик Б. Покровский), исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в последней постановке «Хованщины» в Большом театре в 2002 г. (дирижер-постановщик А. Ведерников, режиссер-постановщик Ю. Александров).

На сцене Большого театра певец выступал с В. Атлантовым, Е. Нестеренко, Т. Милашкиной, И. Архиповой, М. Касрашвили, Е. Образцовой и другими выдающимися артистами. Много гастролирует за рубежом. Особенно часто выступал в Италии. Репертуар (в Большом театре):

  • Манрико («Трубадур» Дж. Верди)
  • Марио Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
  • Водемон («Иоланта» П. Чайковского)
  • Радамес («Аида» Дж. Верди)
  • Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили) — первый исполнитель
  • Отелло («Отелло» Дж. Верди)
  • Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Туридду («Сельская честь» П. Масканьи)
  • Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) — первый исполнитель в Большом театре
  • Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Измаил («Набукко» Дж. Верди)

Дискография

Фирмой «Sony» выпущены диски: «Итальянская классическая музыка» и «Русская классическая музыка».

Советский, российский и грузинский оперный певец, лирико-драматический тенор.

Биография Зураба Соткилавы

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми, Грузия. В детстве будущий знаменитый тенор серьезно увлекался футболом и в возрасте 16 лет уже играл на месте крайнего защитника в сухумском футбольном клубе «Динамо». В 1956 году, когда Соткилаве было 19 лет, он стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет, а через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо», но серьезные травмы, полученные им в 1958 году в Югославии и в 1959 году в Чехословакии, привели к завершению спортивной карьеры. После того как он оставил большой спорт, Соткилава поступил в Тбилисский политехнический институт на специальность «инженер-маркшейдер», а после него в Тбилисскую консерваторию, которую окончил в 1965 году. После завершения учебы в консерватории Соткилава начал выступать в труппе Грузинского театра оперы и балета имени З. Палиашвили, где проработал более 9 лет.

В 1970-м году Соткилава получил звание Заслуженного артиста Грузинской ССР, а в 1973-м был назван Народным артистом Грузинской ССР (1973).

Во время работы в грузинском Театре оперы и балета имени З. Палиашвили Соткилава также прошел стажировку в миланском «Ла Скала» у маэстро Дж. Барра и Э.Пьяцца.

Зураб Соткилава в Москве

В 1973 году Зураб Соткилава дебютировал с партией Хозе из оперы Жоржа Бизе «Кармен» в Большом, а уже на следующий год стал участником постоянной труппы театра.

В 1976 году Соткилава начал преподавательскую деятельность в Московской консерватории, которая продолжалась до 1988 года. Позже, в 2002 году, певец возобновил работу на кафедре консерватории.

Летом 2015 года певец рассказал, что тяжело болен: врачи поставили диагноз - злокачественная опухоль поджелудочной железы. Соткилава перенес операции, которую делали в Германии, а затем прошел курс лечения в России. После лечения певец вернулся на сцену: 25 октября 2015 года он дал концерт в Сергиевом Посаде.

Зураб Соткилава скончался в Москве 18 сентября 2017 года. Певцу было 80 лет. О кончине Зураба Лаврентьевича сообщил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Личная жизнь Зураба Соткилавы

Во время учебы в Тбилисской консерватории Соткилава познакомился со своей будущей супругой Элисо Багратиони , которая училась по классу фортепиано. Позднее Элисо стала его концертмейстером в сольных концертах. В браке у пары родились две дочерей: Тея и Кетино . Младшая Кетино стала соавтором некоторых музыкальных передач Соткилавы.

В свободное время певец увлекался футболом и снукером.

В разное время Зураб Соткилава награждался такими престижными премиями, как: главный приз фестиваля «Золотой Орфей», орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность, орден «Знак почета», орден Трудового Красного Знамени. Кроме того, Соткилава становился лауреатом Международного конкурса им. Чайковского, Международного конкурса вокалистов им. Виньяса в Барселоне, государственной премии Грузинской ССР им. З. Палиашвили и государственной премии Республики Грузия имени Шота Руставели. Итальянская Болонская академия музыки назначила Соткилаву почетным членом академии «за блестящую трактовку произведений Верди».

Биография
Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.
Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».
И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!
В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».
«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.
Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...
...В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!
Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»
В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».
Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.
В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.
После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».
30 декабря 1973 года Соткилава дебютировал на сцене Большого театра в партии Хозе.
«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.
Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.
«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»
Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».
Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.
«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».
Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...
В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.
«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.
«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.
Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.
Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.
Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».
С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.