Когнитивно-поведенческая психотерапия. Мультимодальный опросник жизненной истории Мультимодальная терапия

Курс предлагает знакомство с основами мультимодальной терапии творчеством в области помогающих отношений. Мы рассмотрим феноменологию творчества и творческого процесса. Органы чувств, модальности воображения и модальности выразительных искусств: их связь и специфику.

Слушатели узнают о роли субъектного подхода и мультимодального подхода к трансформации, обучению, сопровождению и исцелению. Научатся создавать структуру сессии (занятия, встречи) в индивидуальной и групповой работе с различным контингентом в сфере помогающих отношений.

Разберемся в понятиях имагинальная и буквальная реальности; Арт-Аналогия; Поэтическое мышление; Эстетический Отклик; Высокая чувствительность при базовом мастерстве; Интермодальный переход и т.д. и узнаем о роли Игры Воображения как процесса трансформации в терапии, образовании, социальной работе и в других сферах помогающих отношениях.

Слушатели получат базовые навыки выразительных искусств. Методы перехода из одной модальности воображения в другую (образ, звук, слово, ритм, движение, действо), с целью поддержки, усиления и развития творческого исследования. Узнают о техниках работы в выборе траекторий перехода от модальностей воображения к арт-формам: поэзия, танец, рисунок, музыка, театр. Будут рассмотрены помогающие отношения в процессе Со-Творчества и в Арт-продукте (создание артистического (творческого) продукта).

По завершению семинара – индивидуальный творческий проект «Однажды я проснул(а)ся(ь)»

По завершению программы выдается сертификат участия ОТДП ИППиП.

Тема 1. Мультимодальный подход в терапии творчеством. Введение. (8 ак.ч.).

Тема 2. Основные понятия, принципы и методы, лежащие в основе мультимодального подхода в терапии творчеством. (8 ак.ч.).

Тема 3. Специфика включения арт-модальностей в практику помогающих отношений. (8 ак.ч.).

Эта программа предназначена для всех специалистов, использующих или желающих использовать творчество и разные виды выразительного искусства (танец, музыка, театр, поэзия, визуальные искусства) в собственной профессиональной деятельности: для психологов и психотерапевтов; педагогов и преподавателей арт-дисциплин; социальных работников и специалистов по специальной педагогике; бизнес-тренеров, медиаторов и консультантов; медицинских работников и др. Эта программа для желающих познакомиться с данным направлением.

Семинар состоит из трех дней и составляет 24 акад. часа.

Можно выбрать любой семинар

При ранней оплате за месяц до начала курса стоимость –р..

Оплата должна быть произведена не позднее чем за 7 дней до начала курса.

Буренкова Елена Валентиновна

Преподаватель на программе высшего образования «Психология» и «Клиническая психология» ИППиП; Ведущая ознакомительного семинара «ТДТ: целостность души и тела», мастер-класса «Арт-методы в психологическом консультировании», «Истории рассказанные куклой: Куклотерапия и кукла в психотерапии» (ИППиП).

Метро Электрозаводская, Семеновская наб. д.3/1, кор.6.

Записаться или задать вопрос:

Главное меню

Наши преимущества:

  • Практическая направленность
  • Лучшие российские и зарубежные преподаватели-практики
  • Уникальные программы
  • Программы основаны на лучших российских (советских) достижениях в области практической психологии
  • Основан в 1991 году

Консультант по поступлению:

Контактная информация:

ул. Ярославская, д.13,

Об институте

Высшее образование

Дополнительное образование

Контактная информация:

ул. Ярославская, д.13,

ПН-СБ: 09::00

НОЧУ ДПО «Институт Практической Психологии и Психоанализа» имеет бессрочную лицензию на право оказывать образовательные услуги в сфере профессионального образования №, выданную на основании приказа Департамента образования г. Москвы от 27 апреля 2016 года.

Политика в отношении обработки персональных данных © 2016 НОЧУ ДПО Институт Практической Психологии и Психоанализа, г. Москва

Международная программа профессиональной переподготовки «Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра Воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений» (руководитель - к.пс.н., доцент Буренкова Е.В.).

(совместный проект кафедры танцевально-двигательной психотерапии Института Практической Психологии и Психоанализа и Института Терапии Выразительными искусствами L’Atelier(Швейцария))

Приглашаются на обучение специалисты, использующие творчество и разные виды искусства в своей практике: психологи и психотерапевты, педагоги и преподаватели арт-дисциплин; социальные работники и специалисты по специальной педагогике; бизнес-тренеры, медиаторы и консультанты; медицинские работники и другие.

Приглашаем всех кто хочет познакомиться с направлением мультимодальная терапия творчеством на вводные курсы с 16 по 18 февраля 2018 года или с 18 по 20 мая 2018 года.

Программа предназначена для специалистов, использующих творчество и разные виды искусства в своей практике:

  • Психологов и психотерапевтов;
  • Педагогов и преподавателей арт-дисциплин;
  • Социальных работников и специалистов по специальной педагогике;
  • Бизнес-тренеров, медиаторов и консультантов;
  • Медицинских работников.
  • Наличие навыков (от начальных до профессиональных) в одном из видов искусств (живопись, скульптура и др визуальные искусства, танец, театр, музыка и т.д.) желательно.
  • Наличие профессиональной деятельности в сфере помогающих отношений (психология, педагогика, медицина, социальная работа), в которой используется творческое выражение.
  • Расширить представление о возможностях игры, воображения и применения выразительных искусств для решения актуальных задач в собственной профессии помогающих отношений.
  • Познакомить с основными методами мультимодальной терапии творчеством для работы с детьми, взрослыми, семьями, группами, сообществами и организациями.
  • Сформировать представление о мультимодальном подходе в терапии творчеством.
  • Познакомить с основами философии и методологии мультимодальной терапии творчеством, а также сформулировать основы понимания, философии и феноменологии творчества.
  • Cформировать навыки использования мультимодальности (переход от одной арт-модальности к другой) и интермодальности (переход из одной арт-модальности в другую) в практике помогающих отношений.
  • Cформировать навыки использования игры воображения и принципов выразительных искусств в сфере профессий помогающих отношений: психологии, психотерапии, медицины, педагогики и социальной работы.

Даты приема документов и начала обучения:

  • Обучение проходит в виде блоков из серии трехдневных семинаров и дистанционных вебинаров. Занятия проходят с 10.30 до 18.15 по пятницам, субботам и воскресеньям.
  • Программа состоит из 6 блоков. Каждый семинар имеет целостную и завершенную форму, но при этом логически продолжает темы предыдущих.

По окончании обучающей программы выдается диплом установленного образца о переподготовке по программе «Основы мультимодальной терапии творчеством».

Программа аккредитована Ассоциацией ТДТ , Ассоциацией Интермодальной Терапии Искусствами.

Стоимость программырублей

Время работы на очном семинаре: 10.30 – 18.15 (8 ак.ч.)

Администрация оставляет за собой право вносить изменения в программу и сообщать об этом заблаговременно.

Руководитель программы: Буренкова Елена Валентиновна , к.пс.н., доцент, зав.отделением Танцевально-двигательной психотерапии НОЧУ ДПО «Институт практической психологии и психоанализа», танцевально-двигательный терапевт, специалист в области интермодальной терапии творческим выражением, музыкотерапии, куклотерапии и др.

Супервизор программы: Шенкель (Рок) Изабель (Швейцария), Ph.D., CAGS - сертифицированный преподаватель и супервизор в области интермодальной терапии творческим выражением (CAGS), супервизор Института Выразительных искусств «L’ATELIER». Клоунесса и пластическая актриса, ученица основателей этого подхода – Паоло Книлла (Швейцария) и Дарии Халприн, директора Тамалпа Института в Калифорнии, США. Автор монографии «Le clown thérapeute» (фр.)

Студентов, выпускников и вольнослушателей кафедры мы приглашаем к участию в Мастерской Art-Ателье Алены Буренковой

Мультимодальная терапия творчеством

«ОСНОВЫ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСТВОМ. ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА В ПРАКТИКЕ ПОМОГАЮЩИХ ОТНОШЕНИЙ»

Набор переносится на 2018 – 2019 учебный год. В этом году приглашаем всех желающих на вводные курсы в Основы Мультимодальной Терапии Творчеством и на семинар «Рукотворная кукла и психотерапия».

О ПРОГРАММЕ: Эта годичная международная программа профессиональной переподготовки является совместным проектом кафедры танцевально-двигательной психотерапии Института практической психологии и Психоанализа и Института Терапии Выразительными искусствами “L’ATELIER” (Швейцария).

Познакомить с основными методами мультимодальной терапии творчеством для работы с детьми, взрослыми, семьями, группами, сообществами и организациями в различных сферах помогающих отношений.

Сформировать навыки применения игры воображения и выразительных искусств для решения различных задач в помогающих отношениях: в образовательной, социальной, коррекционной, психотерапевтической и профилактических целях.

ДЛЯ КОГО: Приглашаются на обучение специалисты, использующие творчество и разные виды искусства в своей практике: психологи и психотерапевты, педагоги и преподаватели арт-дисциплин; социальные работники и специалисты по специальной педагогике; бизнес-тренеры, медиаторы и консультанты; медицинские работники и другие.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПУСКНИКИ ПРОГРАММЫ:

Сформируют начальное представление о междисциплинарном подходе в терапии творчеством;

Познакомятся с основами философии и методологии мультимодальной терапии творчеством, а также сформулировать основы понимания, философии и феноменологии творчества и принципов выразительных искусств;

Обретут навыки применения игры воображения и выразительных искусств в сфере профессий помогающих отношений: психологии, психотерапии, медицины, педагогики и социальной работы.

Обучение представляет собой последовательную серию очных и дистанционных семинаров (252 ак.ч.) по следующим темам:

  • Введение в междисциплинарный подход в терапии творчеством. Основные идеи, принципы школ терапии творческим выражением (П. Книлла, С.Левина, Ш. МакНиффа, Н. Роджерс, М. Бетенски)
  • Основные процессы в терапии выразительными искусствами: деконструкция и трансформация.
  • Жизнь как Творчество. Основы выразительных искусств
  • Ее величество Игра & Его Высочество Творчество. Мультимодальный подход в создании пространства Игры Воображения в практике помогающих отношений.
  • Открывая пространство творчества: навыки настройки на креативный процесс в терапии выразительными искусствами.
  • Мультимодальный подход и Выразительные искусства в сфере психологии, психотерапии, медицины, педагогики и социальной работы.

В процессе обучения для студентов программы проводятся и дистанционные семинары по темам программы и ведется сопровождение в профессиональной практике с использованием методов мультимодального подхода в терапии творчеством.

РАСПИСАНИЕ СЕМИНАРОВ ПО ПРОГРАММЕ:

Семинар 1. «Введение в междисциплинарный подход в терапии творчеством. Основные идеи, принципы школ терапии творческим выражением» (П. Книлла, С.Левина, Ш. МакНиффа, Н. Роджерс, М. Бетенски), 24 ак.ч.

Семинар 2. «Основные процессы в терапии выразительными искусствами: деконструкция и трансформация». (24 ак.ч.)

Семинар 3. «Жизнь как Творчество. Основы выразительных искусств». (24 ак.ч.)

Семинар 4. «Ее величество Игра & Его Высочество Творчество. Мультимодальный подход в создании пространства Игры Воображения в практике помогающих отношений». (24 ак.ч.)

Семинар 5. «Открывая пространство творчества: навыки настройки на креативный процесс в терапии выразительными искусствами». (24 ак.ч.)

Семинар 6. «Мультимодальный подход и Выразительные искусства в сфере психологии, психотерапии, медицины, педагогики и социальной работы». (24 ак.ч.)

ДИПЛОМ: По окончании обучающей программы выдается диплом установленного образца о профессиональной переподготовке в сфере мультимодальной терапии творчеством.

Буренкова Алена (Елена) Валентиновна, к.пс.н., доцент. Сертифицированный специалист в области интермодальной терапии выразительными искусствами, музыкотерапии, арт-терапии, куклотерапии. Профессиональный член Ассоциации танцевально-двигательной терапии (АТДТ), IEATA, EEATA, РОО «Арт-терапевтическая Ассоциация», Ассоциации Креативной Психологии (Санкт-Петербург), член Президиума Федерации психологов образования РФ. Соучредитель Российской Ассоциации Интермодальной Терапии Выразительными Искусствами.

Изабель Шенкель (Швейцария) - PhD, CAGS - экспрессив–арт коуч, преподаватель-супервизор, соучредитель Института Коучинга Synopia Sarl (Женева), клоунесса. Она обучалась у основателя подхода Expressive Arts Therapy – Паоло Книлл (Швейцария) и Дарии Халприн, директора Тамалпа Института в Калифорнии, США. Автор книги “Le clown thérapeute”.

Отправить заявку на поступление;

Заполнить анкету и представить профессиональное резюме на 0,5 -1 стр (шрифт Times New Roman 12 c полуторным межстрочным интервалом) по эл.почте (в теме письма указать «Поступление в программу «Мультимодальная терапия творчеством»)

ДОКУМЕНТЫ: Для поступления в обучающую программу необходимы следующие документы:

копия диплома о полученном ранее высшем образовании и приложения к диплому;

фотографии 3×4 (2 шт.).

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: 9 месяцев (252 ак.часа)

Юлия Гончарова, администратор учебных программ

Записаться на программу:

Программы:

Директория для членов АТДТ:

Отзывы:

Я преподаю хореографию у детей. В нашей работе очень важно умение расслабиться, примерить на себя другие качества движений и социальные роли. Этот курс помог мне осуществить это. Буду использовать в своей работе некоторые задания-упражнения, которые помогут раскрепостить детей, научить их работать в парах, снять «зажим» и др.

Несмотря на то, что давно работаю хореографом на этом курсе, я получила много ПОЛЕЗНОЙ и НОВОЙ информации из области танцевальной импровизации. Познакомилась с таким направлением психологии, как танцевальная терапия. Узнала различные способы владения своим телом, снятия физических и эмоциональных напряжений и т.д. Обязательно буду использовать полученные знания в своей работе хореографа. Очень благодарна ВАМ за ВОЗМОЖНОСТЬ ОТКРЫТЬ себя и ПРИМЕНИТЬ ЭТО НА ПРАКТИКЕ!

Расписание текущих программ:

«АССОЦИАЦИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ»

РОО «Центр Изучения психологии движения и танца»

/ Мультимодальная терапия

Мультимодальная психотерапия представляет собой применение принципов и техник (основывающихся главным образом на данных социальной, когнитивной и экспериментальной психологии, а также на клиническом опыте) для уменьшения страданий людей и увеличения адаптивности жизни. Задачи, решаемые данным направлением психотерапии, могут быть охарактеризованы как обучающие, а основное внимание уделяется интраличностному функционированию, процессам и интерперсональным взаимодействиям (социальным и семейным системам). Для достижения устойчивых изменений необходим широкий спектр навыков, позволяющих справляться с жизненными трудностями. Индивид должен также обладать ощущаемой им самим эффективностью «Я». Тщательная оценка предполагает изучение BASIC ID* клиента.

Поскольку основное внимание уделяется обучению и формированию навыков совладания с трудными жизненными ситуациями, выяснению символических значений или предполагаемых вытеснен-

*BAS1C ID - сокращение, составленное из первых букв слов benaviors, affective reactions sensations, images, cognitions, interpersonal relationship, and drugs or biological factors (поведение, аффективные реакции, ощущения, образы, когнитивные элементы, межличностные отношения и медикаментозные препараты или иные биологические факторы).

ных комплексов отводится мало времени. Теория социального научения в ее наиболее полном и наиболее разработанном варианте (Бандура) составляет теоретическую базу, в основе которой лежат психологические исследования в нескольких областях. Предпочтение отдается техникам, хорошо зарекомендовавшим себя на практике (например, моделированию, научению на основе наблюдений, тренировке навыков социального поведения, методу «захлестывающей экспозиции», десенситизации, методам саморегуляции, когнитивного реструктурирования, методам релаксации), но эффективная психотерапия требует, кроме того, запаса клинической мудрости.

Мультимодальная психотерапия - это и искусство, и наука. Психотерапевты данного направления постоянно ведут поиск эмпирически обоснованных методов изменений. Относясь с уважением к результатам клинических и эмпирических исследований, они основываются в своей работе также на личном опыте, интуиции и идиосинкразических навыках общения. Такой эклектический подход к выбору используемых техник требует тщательной оценки поведенческих трудностей, испытываемых клиентом, его аффективного дистресса, сенсорного дискомфорта, негативных образов, когнитивных искажений, межличностных проблем и биологических нарушений. Таким образом, в центре внимания попеременно оказываются то индивид, то его социальное окружение.

Техники и цели психотерапии бывают различными в разных случаях. Иногда необходима всего лишь поддержка и ободрение. В других случаях клиент нуждается и в устранении определенных дефицитов (и с ним, например, следует провести тренинг по развитию уверенности в себе). Иногда хорошим выбором становится сочетание гипноза с методом обратной связи. Суть в том, чтобы с помощью мультимодальной оценки определить, кто или что принесет данному индивиду наибольшую пользу. Большинство применяемых техник заимствованы из когнитивно-поведенческой психотерапии, поскольку проведенные исследования показывают: при многих нарушениях они оказываются наиболее эффективными. Но широко используются также техники из других направлений. (Например, из гештальт-терапии, психодрамы, психотерапии реальностью и трансактного анализа). При этом использующий их психотерапевт не обязательно должен принимать соответствующие теоретические концепции. Идеальная цель заключается в том, чтобы обеспечить адекватные «совпадающие» реакции клиентов, минимум аффективного дистресса, способность к чувственному удовольствию и радости, позитивный образ «Я», рациональные убеждения, любящие и вознаграждающие межличностные отношения, а также следование привычкам здорового образа жизни (речь идет, например, о хорошем питании, физических упражнениях и отдыхе). Основная цель - переход клиента от неуверенности в себе к осознаваемой эффективности собственного «Я». Функционирование индивида, которое мы называем компетентным, требует не только определенных навыков и умений, индивид должен также верить в свою способность эффективно использовать их.

Похоже, что не существует достаточно убедительных данных, на основании которых психотерапевты могли бы определять, когда действует принцип «чем больше, тем лучше» или когда узко сфокусированные уни- или бимодальные интервенции принесут больше пользы, чем мультимодальная психотерапия. В каких случаях, например, когнитивная психотерапия является необходимой и достаточной? Когда достаточным будет поведенческий тренинг, направленный на изменение привычек? Как может психотерапевт судить, готов ли клиент к определенным процедурам? Такие критические замечания касаются, разумеется, не только практики одной лишь мультимодальной психотерапии, но и всех психотерапевтических направлений.

Поскольку мультимодальная психотерапия исходит из того, что каждый человек уникален и психотерапия должна соответствовать особенностям каждого индивида, мультимодальный психотерапевт лишен такой роскоши, как опора на некую общую теорию, которой он мог бы руководствоваться в терапии. Психотерапевт-роджерианец точно знает, что ему делать с любым клиентом: дать ему большую дозу тепла и эмпатии, применяя при этом в основном недирективный подход. Но первая задача, возникающая перед мультимодальным психотерапевтом, заключается в том, чтобы составить план, соответствующий целям клиента. Мультимодальный психотерапевт должен приводить стиль своей работы в соответствие с потребностями различных людей.

Основной вопрос, с которым мы сталкиваемся, звучит так: насколько «директивным» и насколько «поддерживающим» должен быть психотерапевт? Ховард, Нейнс и Майерс показали, что четыре возможных сочетания (низкий уровень директивности/высокий уровень поддержки, низкий уровень директивности/низкий уровень поддержки, высокий уровень директивности/высокий уровень поддержки, высокий уровень директивности/низкий уровень поддержки) отвечают потребностям различных клиентов, а также изменяющимся во времени потребностям одного клиента. Но здесь необходимо основательно думать, планировать и оценивать. Мультимодальному психотерапевту предстоит решать, когда и как он будет конфронтировать, взращивать, восхищаться, подкреплять рефлекс, игнорировать или наказывать в ответ на ту или иную реакцию клиента.

Есть психотерапевты, работающие только с парами или семьями. Мультимодальный же психотерапевт должен решать, какая психотерапия принесет наибольшую пользу его клиенту - индивидуальная, диадическая, триадическая, семейная, групповая или же определенное сочетание всех этих видов. Вот почему некоторых психотерапевтов мультимодальный подход пугает и они заявляют, что он требует от них слишком многого. Может ли один человек быть экспертом во всех вопросах? Разумеется, не может. И тем не менее, если стоять на позициях философии антиперфекционизма, которой мы придерживаемся, то можно стремиться к тому, чтобы быть специалистом достаточно широкого профиля и овладеть разнообразным набором техник и приемов. В мультимодальной психотерапии исходят из того, что клиент получит больше пользы, работая с психотерапевтом, который достаточно хорош во многих областях, чем с психотерапевтом - высококлассным специалистом в одной-двух областях.

В сущности, мультимодальный подход в весьма высокой степени соответствует требованию, выдвинутому Милтоном Эриксоном: «Каждый человек - уникален. Поэтому психотерапия должна осуществляться так, чтобы соответствовать потребностям именно этого человека, а не пытаться приспособить индивида к прокрустову ложу той или иной гипотетической теории человеческого поведения» (Зейг, 1982).

Арнольд А. Лазарус является профессором в Школе прикладной и профессиональной психологии для аспирантов университета штата Нью-Джерси. Степень доктора психологии он получил в 1960г. в университете Витватерсранд (Иоганесбург, Южная Африка). Лазарус лауреат нескольких премий, в том числе премии Американского совета профессиональной психологии. Он член редакционных советов десяти журналов, автор или составитель одиннадцати книг, около 150 статей и глав в книгах.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Мероприятие

Мультимодальная терапия творчеством

Информация

Данная программа – это последовательное изучение основ мультимодального подхода в терапии творчеством через практику применения арт-методов в работе с личными и профессиональными вопросами.

В ходе программы участники познакомятся с основными принципами и концепциями недирективных подход в арт-терапии:

 Концепция интермодальной терапии выразительными искусствами (Expressive Arts Therapy) (П. Книлл, Ш. МакНифф, С. Левин);

 Человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств Н. Роджерс);

 Феноменологический подход в арт-терапии (М.Бетенски).

Участники в процессе обучения овладеют технологиями создания пространства творчества и игры для решения профессиональных задач в собственной профессии и для детей и для взрослых, познакомятся с мульти-, интер- и полимодальным переходом в искусстве. Место: Новосибирск, Россия Показать ещё..

В книге всемирно известного психотерапевта излагаются принципы и методические приемы разрабатываемой им терапевтической модели, приводятся примеры терапевтических сессий.
Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов, специализирующихся в этих областях.

Члтать не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы, но чтобы мыслить и рассуждать. Фрэнсис Бэкон
Язык формирует наши мысли, он дает цвет и форму нашим желаниям; он строит или разрушает наши взаимоотношения; он дает непрерывность нашей личности в том или другом отношении. Это все есть, несмотря на то, осознаем мы это или нет.
Жак Бпрзун
Арнольд А. Лаза рус, доктор философии -член Академии клинической психологии, заслуженный профессор психологии Рутгерского университета, где он преподает в Высшей школе прикладной и профессиональной психологии. До этого работал в Стэнфордском университете, Темплской высшей медицинской школе и Йельском университете. Был президентом нескольких профессиональных ассоциаций и объединений и получил много наград за свой вклад в клиническую теорию и терапию, включая премию выдающемуся психологу отделения психотерапии Американской психологической ассоциации и почетную премию Американской коллегии профессиональной психологии. В 1996 году доктор Лазарус первым получил престижную ежегодную премию dimming Psyche за новаторство и обширный вклад в эффективную психотерапию. Почетный член Национальной академии практики. Помимо академической и научной деятельности с 1959 года ведет активную психотерапевтическую практику. Автор 16 книг и свыше 200 профессиональных и научных статей. Состоит в редакционной коллегии двенадцати научных журналов; ведет активную лекционную и преподавательскую деятельность в США и за рубежом.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (С. Франке)...............................................................11
Вступление................................................................................17
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ....................................19
BASIC I. D.................................................................................19
Рассмотрение BASIC I. D. в перспективе...............................22
Формула.....................................................................................24
Что такое краткосрочная терапия............................................26
Критерии отбора.......................................................................29
Восемь препятствий.................................................................31
Первичное интервью в краткосрочной терапии....................33
Пять мифов о психотерапии....................................................34
Широта или глубина?.........................................................34
Взаимоотношения «терапевт-клиент».............................35
Обобщение..........................................................................36
Пересечение границ...........................................................37
Неподатливость и «сопротивление».................................38
Стиль взаимоотношений..........................................................39
ГЛАВА 2. ЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРИИ.........42
Два примера...............................................................................43
От одной модальности к мультимодальным горизонтам......46
Подробнее о границах..............................................................48
ГЛАВА 3. ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД? .. 56
Рассмотрение BASIC I. D. в перспективе...............................59
Факторы времени......................................................................64
Модальный профиль.................................................................67
ГЛАВА 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ................................................70
Наблюдения и конструкты.......................................................72
Семь конструктов......................................................................74
Ассоциации и связи между событиями............................75
Моделирование и имитация..............................................76
Бессознательные процессы...............................................76
Защитные реакции.............................................................76
Личностные аспекты..........................................................77
Метакоммуникации............................................................78
Пороги.................................................................................80
Методологический эклектизм и экспериментально подтвержденные процедуры..........................................................81
ГЛАВА 5. МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ 1 ... 87
Построение моста.....................................................................91
Отслеживание............................................................................97
ГЛАВА 6. МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ 2... 105
Вторичная оценка BASIC I. D...............................................105
Структурный профиль............................................................108
ГЛАВА 7. ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ
КРАТКОСРОЧНОЙ РАБОТЫ...............................112
Факсы, электронная почта, телефонные звонки, письма.... 113
Минимизация временных затрат...........................................114
Обучение..................................................................................115
Элегантные решения..............................................................120
К состоянию существования без обобщенного Я................123
ГЛАВА 8. АКТИВНОСТЬ И ИНТУИЦИЯ.............................125
Случай 1. Кошка и одиночество............................................128
Случай 2. Внешность..............................................................130
ГЛАВА 9. ДВА ПРИМЕРА РАБОТЫ: НАРУШЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОГО ВЛЕЧЕНИЯ И ДИСТИМИЯ........134
Нарушения сексуального влечения.......................................135
Оценка нарушения сексуального влечения....................135
Описание клинического случая: нарушение сексуального влечения..............................................................138
Мультимодальное лечение дистимии....................................150
Дистимические нарушения.............................................150
Принципы лечения...........................................................152
Пример из практики.........................................................157
Дистимия: когнитивные факторы...................................159
Путешествие во времени........................................................165
ГЛАВА 10. СУПРУЖЕСКАЯ ТЕРАПИЯ.................................169
Эффективные техники............................................................170
Оценка супружеской пары.....................................................173
Первый этап работы...............................................................174
Опросник супружеской удовлетворенности.........................176
Временные ограничения........................................................179
Другие терапевтические техники..........................................181
Существенные моменты терапии..........................................184
Магическое соотношение................................................184
Как сказать «нет!»............................................................184
Аналогии и метафоры......................................................186
ГЛАВА 11. ПРИМЕРЫ ПУСТОЙ ТРАТЫ ВРЕМЕНИ.........190
Эпилог......................................................................................201
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................206
Приложение 1. Мультимодальный опросник жизненной
истории................................................................206
Приложение 2. Опросник структурного профиля......................222
Приложение 3. Расширенный опросник структурного
профиля...............................................................224
Приложение 4. Опросник супружеской удовлетворенности.....229
Приложение 5. «Некоторые типы эклектизма и интеграции:
давайте осознавать опасность» (ст. 1995 г.).....231
Список источников........................................................................245
Список литературы........................................................................247
Именной указатель........................................................................254
Предметный указатель..................................................................255

Мультимодальная терапия (multimodal therapy)

Многие клиницисты используют многомерные и многогранные процедуры обследования и лечения, к-рые они часто обозначают термином М. т. Однако, хотя деятельность большинства психотерапевтов внешне выглядит эклектичной и мультимодальной, лишь немногие в действительности являются мультимодальными терапевтами. Это отличие является весьма важным. Эффективный терапевт обычно проводит некоторую модификацию клинических процедур в зависимости от любой из большого числа переменных. М. т., по существу, является той терапией, к-рую, в отличие от деклараций своей деятельности, опытные психотерапевты проводят в действительности. Поскольку М. т. прошла четко определенное ист. развитие, имеет соответствующую систематизированную теорию и широкий репертуар технических приемов, она может вытеснить системы, ограничивающие свободу и инициативу психотерапевтов, и позволить обойтись без эклектицизма, широко распространенного сейчас в психотерапии.

Мультимодальный подход предлагает интегративный план обследования и лечения, в к-ром пациент рассматривается целостно в рамках своего соц. окружения. Этого достигают, не жертвуя точностью оценки. Людей беспокоит множество специфических проблем, решение к-рых предполагает широкий спектр определенных вмешательств. Обращаясь к уникальным переменным, мультимодальные психотерапевты избегают «втискивания» клиентов в устоявшиеся лечебные процедуры. Вместо этого они индивидуализируют лечебный процесс с тем, чтобы более полно соответствовать ожиданиям и другим личным требованиям клиента. Они используют операциональные средства для того, чтобы «говорить на языке клиента».

Мультимодальное обследование клиента предполагает оценку каждой области профиля BASIC I. D.: поведения (В = behavior), аффекта (А = affect), ощущений (S = sensation), умственных образов (I = imagery), когниций (С = cognitions), межличностных отношений (I = interpersonal relationships) и медикаментозных/биолог. факторов (D = drugs / biological factors). Тщательное изучение каждой из этих семи модальностей дает представление о главных ингредиентах психологической конституции чел. Оценить взаимодействие между различными модальностями - напр., как определенные паттерны поведения влияют на аффективную сферу или, наоборот, подвергаются влиянию аффектов, ощущений, мысленных образов, когниций и значимых отношений, - значит очень многое узнать об индивидууме и его соц. связях.

Один из наиболее важных тактических приемов, используемых в М. т., называется трекинг (tracking - прослеживание). Некоторые люди склонны вызывать у себя отрицательные эмоции тем, что фиксируются сначала на ощущениях (S) (напр., легком головокружении и усилении сердцебиения), с к-рыми они связывают негативные когниций (С) (напр., мысли о болезни и смерти), после чего у них сразу появляются аверсивные образы (I) (напр., представления о больничной обстановке и страдании), завершающиеся кульминацией в виде дезадаптивного поведения (В) (напр., лишенного необходимости избегания). Приведенная выше последовательность - SCIB - требует иной стратегии лечения, чем другой паттерн, напр., BICS. Прослеживая точную последовательность событий, ведущих к аффективному расстройству, психотерапевт способствует пониманию клиентом значения предшествующих звеньев патогенетической цепи и делает его способным к самостоятельному принятию адекватных мер.

Компетентный Мультимодальный психотерапевт конструирует профили модальностей, которые служат «планом терапии». Когда лечение заходит в тупик, для решения более специфических проблем используются профили второго порядка (Second Order BASIC I. D. Profiles). При лечении в стационаре используются и некоторые дополнительные методы М. т.

Можно отметить и противоположную тенденцию, которая становится заметной в когнитивизме начиная с работ А. Бандуры и А. Бека, большего внимания к "внутренним факторам" и большей терпимости к альтернативным подходам. Так, А. Лазарус, например, после многолетней борьбы с субъективизмом и интерпретационизмом в психотерапии совершенно справедливо ставит под сомнение возможность четкого разграничения "фактов и фантазий" в процессе терапии и развивает свою концепцию мультимодальной терапии (ММТ) , в которой пытается определить возможности использования более широкого спектра терапевтических вмешательств (Lazarus, 1981).

Отдавая должное тому предположению, что клиническая практика должна строго придерживаться принципов, процедур и результатов психологии как экспериментальной науки, мультимодальное направление выходит за рамки бихевиоральной традиции, добавляя уникальные процедуры диагностики, глубоко и детально рассматривая сенсорный, когнитивный, межличностный факторы, фактор воображения и результаты их взаимодействия. В основе ММТ предположение, что пациенты обычно обеспокоены множеством специфических проблем, к которым также следует подходить при помощи разнообразных специфических методов.

Мультимодальная диагностика подразумевает оценивание следующих областей личности (сокращенно BASIC I.D.):

· B(ehavior) = поведение;

· A(ffect) = эмоции;

· S(ensation) = ощущения;

· I(magery) = воображение;

· G(ognition) = мышление;

· I(terpersonal relationships) = межличностные отношения;

· D (rugs/biology) = лекарства/биология.

Таким образом, BASIC I.D. - это аббревиатура названий каждой из этих модальностей. Важно помнить, что D означает не только наркотики, лекарства или другие фармакологические вмешательства, но еще и питание, гигиену, физические упражнения и все основные физиологические (в том числе и патологические) воздействия.

Сторонники этого одного из наиболее современных подходов в когнитивно - бихевиоральной терапии считают, что ММТ - персональна и индивидуальна. Этот подход характеризует тщательное рассмотрение индивидуальных исключений из общих правил и принципов; такое исследование предполагает применение для каждого человека соответствующих вмешательств. Клиническая эффективность определяется гибкостью, многосторонностью и техническим эклектизмом терапевта.

Оставаясь технически эклектичной, ММТ основывается прежде всего на теоретической базе теории социального научения Бандуры, в то же время опираясь на общую теорию систем Берталанфи и теорию групп и коммуникаций Ватцлавика.

Бо́льшая часть нашего опыта - это движения, эмоции, ощущения, воображение, мышление и взаимосвязь одного с другим; человеческая жизнь - это продукт внешнего поведения, аффективных процессов, ощущений, образов, умозаключений, межличностных отношений и биохимических функций.

Предполагается, что BASIC I.D. охватывает темперамент и личность человека, и все - от гнева, досады, отвращения, жадности, страха, горя, благоговения, презрения и скуки до любви, надежды, веры, оптимизма и радости - можно объяснить, рассматривая компоненты и их взаимосвязи в рамках BASIC I.D. человека. Также необходимо помнить и учитывать факторы, которые не включены в BASIC I.D., такие как социокультурные, политические и другие факторы макросреды. Несмотря на то что внешние факторы не являются предметом психотерапевтического лечения и психологической помощи, сторонники этого подхода считают, что "психопатология и общество неразрывно связаны"; хотя этот подход происходит в основном от бихевиоральной терапии, рационально - эмотивной терапии и когнитивной терапии, существует шесть особенностей, характерных только для ММТ:

  1. Специфическое и всестороннее внимание, уделяемое всем модальностям BASIC I.D.
  2. Использование диагностики BASIC I.D. второго порядка.
  3. Использование модальных профилей.
  4. Использование структурных профилей.
  5. Обдуманное сочетание процедур.
  6. Прослеживание пускового механизма определенной модальности.

Форма, стиль, ритм терапии приспосабливаются, насколько возможно, ко всем выявленным потребностям клиента. Главным вопросом для ММ-терапевта или консультанта является следующий: "Кто или что требуется этому конкретному человеку?" Например, одни клиенты лучше воспринимают теплого и отзывчивого терапевта, другим нужны более дистантные и формальные взаимоотношения.

Пример

Клиент: "Мне кажется, что Молли прибегает к тому, что я называю маневром высшего уровня, фактически всегда, когда мы спорим. Иными словами, я не смещаюсь на низший уровень, но выгляжу как самый низший человек на эволюционной лестнице".

Терапевт: "Как возникает это чувство?"

К.: "Я понимаю, почему она это делает. Точно так ее мать вела себя с ее отчимом. И Молли во многом очень сильно похожа на свою мать".



Т. (сопровождая когнитивный уклон клиента ): "Итак, Молли имитирует свою мать и использует ее тактики; делает ли она еще что-нибудь, что напоминает ее мать?"

К.: "Ну есть пара вещей, которые приходят на ум сразу же..." (клиент размышляет о приписываемых сходствах между Молли и ее матерью ).

Т. (присоединяясь ): "Когда Вы думаете об этой связи Молли с матерью и о том способе, которым она Вас подавляет, Вы что-нибудь чувствуете или ощущаете в своем теле?"

К.: "Прямо сейчас у меня возник комок в желудке".

Т.: "Вы можете полностью сконцентрироваться на напряжении в желудке? Вы можете сфокусироваться на этом комке?"

К.: "Это похоже на спазм".

Т.: "Где-нибудь еще в теле Вы чувствуете напряжение?"

К.: "Я чувствую, что плотно сжал челюсти".

Т.: "Сконцентрируйтесь на напряжении в желудке и челюстях и скажите мне, какие чувства или картины приходят Вам на ум?"

К.: "Я чувствую печаль, я думаю, в основе этого тот факт, что я боюсь, что мои взаимоотношения с Молли могут быть копией брака ее родителей".

Т.: "Расскажите мне, пожалуйста, поподробней о Ваших страхах и чувстве печали" (Lazarus, 1981, р. 132).

Некоторым клиентам особенно подходят тихие, пассивные, рефлексивные слушатели; другие хотят работать с активными, директивными и прямолинейными терапевтами. Некоторым клиентам, возможно, нужны различные терапевтические стили в разное время. Как терапевту следует оценить, что вероятнее всего приведет к успеху: пассивная рефлексия или открытое обсуждение? Ответ можно найти главным образом наблюдая влияние различных применяемых тактик и учитывая влияние скрытых и явных ожиданий клиента. Даже эффективный терапевт будет делать ошибки при оценке ожиданий клиентов и в примененных тактиках, но способные терапевты, отмечая эти ошибки, изменят курс терапии. Составив детальный модальный профиль (диаграмму, описывающую излишки и дефициты в BASIC I.D. клиента), ММ-терапевт прибегает к двум основным процедурам: присоединению и прослеживанию.

Присоединение - это процедура, при которой терапевт работает в предпочитаемой модальности клиента, расширяя ее до того масштаба, который кажется наиболее продуктивным. Например, вместо вызова клиенту или даже прямого указания на его определенную особенность (например, склонность сдерживать свои чувства, воздвигая интеллектуальные барьеры, как это будет показано ниже в выдержке из сессии) ММ-терапевты считают, что лучше сначала войти во "владения" клиента, а затем мягко направить его/ее в другие, потенциально более значимые области (см. пример).

Терапевт хотел сразу уйти в сферу эмоций, но вместо этого некоторое время следовал желанию клиента подробно останавливаться на когнитивных компонентах. Неудачная настройка на модальность клиента часто приводит к чувству отчуждения - клиент чувствует себя непонятым или может прийти к заключению, что терапевт "говорит на другом языке". Таким образом, ММ-терапевты начинают там, где находится клиент, а затем строят "мост" в более продуктивные с точки зрения терапевтического процесса сферы рассуждения.

Пример

Пример I.BSCA пускового механизма можно увидеть на общественном собрании при большом скоплении людей, где какой-то человек оскорбляет одного из своих друзей (/) и выходит из комнаты (В). Он начинает чувствовать жар и дрожь, и у него возникает сильная головная боль (S). Затем он сожалеет, что действовал агрессивно и импульсивно, но начинает рационализировать свое поведение (С). И тем не менее он приходит к выводу, что он глупый и неуравновешенный человек. Вскоре он начинает впадать в депрессию (A).

Прослеживание - это тщательное исследование пускового механизма различных модальностей. Например, некоторые клиенты склонны генерировать отрицательные эмоции, подробно останавливаясь сперва на ощущениях (S): например, у данного клиента головокружение сопровождается слабым сердцебиением, к которому он присоединяет негативные умозаключения (Q - например, идеи о своей болезни и смерти. За ними немедленно следуют устрашающие образы (Г) (например, образы больниц и смертельных заболеваний), достигая апогея в неадекватном поведении (например, преувеличенное избегание или абсолютный уход от определенной сферы жизни).

Другие клиенты склонны использовать другой пусковой механизм: они могут быть склонны демонстрировать "CISB"-образец (когнитивно - образно - сенсорно - поведенческий синдром), а не только что приведенную выше сенсорно - когнитивно - образно - поведенческую последовательность или "I.BSCA"-порядок (межличностно - поведенческо - сенсорно - когнитивно - эмоциональный), или любые другие комбинации.

Исследования панических расстройств выявили следующие связи: за неприятными телесными ощущениями, экспериментально вызванными у испытуемых, следовали "фантазии о катастрофах", завершаясь сильными паническими приступами. Или, например, возбуждение и гнев часто являются пусковыми стимулами, за которыми следуют телесные ощущения (головокружение, затруднение дыхания), а за ними - когнитивные оценки, достигая апогея в паническом приступе.

Человек не имеет одного определенного фиксированного пускового механизма, он может генерировать отрицательные эмоции в одной последовательности, а в другой раз следовать иному образцу. Кроме того, разные эмоции запускаются разными пусковыми механизмами. Так, например, когда клиент испытывает тревогу, он обнаруживает, что активируется "CISB"-последовательность, а когда он в депрессии - устанавливается "IBI.S"-порядок. Большинство людей, однако, говорят о своей довольно стабильной склонности к определенному пусковому механизму. Прослеживая определенную последовательность случаев, которые привели к эмоциональному расстройству, терапевт дает возможность клиенту достичь озарения относительно предыдущих случаев. Прослеживание также дает возможность отобрать наиболее подходящие техники для терапии.

Обсуждая данный подход, следует еще раз подчеркнуть, что, безусловно, большинство подходов в психотерапии имеют общие черты. Связь или терапевтические отношения развиваются обычно в ходе психотерапии, и большинство систем занимают позицию взаимоуважения и внимания к человеку. В основном терапевты работают как помощники, которые осуществляют прямое или непрямое руководство с целью помочь своим клиентам. Общепринято, что часто необходимо изменить как самовосприятие клиента, так и его восприятие мира. Например, как и в психоанализе, в ММТ считается, что разрешение конфликта необходимо для успешного лечения, однако Лазарус подчеркивает необходимость различения таких составляющих, как понятие "конфликт", его источники, функции, результаты и общее влияние, равно как и лучшие способы поведения в конфликтах и решения их.

Как подчеркивают ММ-терапевты, односторонние процедуры типа "релаксации, медитации, методик крика, гипноза, психодрамы, ребефинга или других вмешательств того же рода" или даже комбинации подобных вмешательств (которые могут подаваться как "эклектичная" психотерапия) являются антитезисом ММТ, которая считает, что психологические проблемы человека многогранны и многоуровневы, и предусматривает коррекцию девиантного поведения, негативных чувств, ощущений, навязчивых образов, иррациональных убеждений, стрессовых взаимоотношений и физиологических трудностей.

Когнитивно - бихевиоральная терапия так тщательно, как предлагается в ММТ, не исследует сенсорную и образную модальности; бихевиоральные терапевты недостаточно чувствительны к системам взаимосвязей личности (межличностным факторам) или невыраженным эмоциям (аффективным реакциям).

Когнитивная терапия Бека делает акцент на дисфункциональных мыслях и компенсаторных реакциях, но, с точки зрения представителей ММТ, недостаточное внимание уделяет специфическим сенсорным компонентам, богатому набору процедур работы с образами, а также межличностным связям клиента. Признавая заслуги К. Роджерса, ММ-терапевты отмечают, что его психотерапевтическая ориентация, возможно, совершенно противоположна ММТ: если клиентцентрированный подход предлагает искренность, эмпатию и бескорыстную заботу терапевта по отношению ко всем клиентам и считает эти "облегчающие условия" необходимыми и достаточными для терапевтического роста и изменений, то мультимодальная теория подчеркивает, что люди имеют разнообразные потребности и ожидания, которые образуются из-за разного склада характера и требуют широкого спектра стилистических, тактических и стратегических действий от терапевта. Более того, ММ-терапевты заявляют, что никакие эмпатия, искренность или бескорыстная забота не заполнят пробелы, оставленные в процессе воспитания (бихевиоральные и установочные дефициты), которые требуют направленных научения, тренировки, моделирования, формирования. Естественно, когда ММ-терапевт консультирует клиента, которому нужен не больше, но и не меньше, чем бескорыстный, искренний и эмпатичный слушатель, ничто не мешает этому терапевту использовать положения Роджерса или рекомендовать клиенту клиентцентрированного коллегу. ММ-терапевт постоянно спрашивает себя: "Что работает, для кого и в каких обстоятельствах?", так как он целенаправленно пытается определить, какой тип взаимодействия предпочтителен для данного клиента. В этой ориентации терапевтическая гибкость и многосторонность ставятся превыше всего, поскольку не существует единого подхода к проблемам людей. Например, акцент на эмпатии и теплоте в отношениях с клиентом, который предпочитает дистантные, формальные, деловые отношения между людьми, вероятно, будет препятствовать лечению. В некоторых случаях вместо попытки привязать клиента к терапии ММ-терапевты могут предписать ее отсутствие.

Пример

ММ-терапевты консультировал и женщину средних лет, которая в течение многих лет периодически наблюдалась у терапевтов. Она жаловалась на неясную тревогу, депрессию, напряжение и общую неудовлетворенность жизнью. После проведения процедуры оценки BASIC I.D. ей дали следующий совет: "Используйте те деньги, которые вы тратите на терапию, для того, чтобы нанять горничную для уборки вашего дома, чтобы раз в неделю брать уроки тенниса, встречаться с друзьями за кофе или легким завтраком. Строго соблюдайте такой режим 4 разных дня каждую неделю и после 2 месяцев жизни в таком ритме, пожалуйста, позвоните нам и сообщите, радовались ли вы жизни, уменьшились ли Ваши напряжение, тревога и депрессия". Результат был позитивный.

Многие терапевты считают, что нужна гибкость: так, Дж. Хейли утверждал, что "умелый терапевт подходит к каждому новому клиенту с той позиции, что, возможно, по отношению к данному человеку и ситуации необходима уникальная процедура" (Haley, 1987, р. 10).

В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скиннера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики:

· ее цель - помочь человеку стать способным реагировать на жизненные ситуации так, как он хотел бы реагировать; это осуществляется путем увеличения объема желаемого поведения и уменьшения или исключения нежелательных поведения, мыслей, чувств;

· позитивные терапевтические отношения в процессе психотерапии являются необходимым, но не достаточным условием эффективности психотерапии;

· предполагается, что большинство проблем возникают из неполного или ошибочного процессов социального научения;

· взаимоотношения между терапевтом и клиентом скорее отношения типа "тренер - тренируемый", чем "доктор, лечащий пациента";

· перенос научения (генерализация) из терапевтического процесса в повседневную жизнь клиента считается не автоматическим, а целенаправленным процессом, который осуществляется посредством выполнения закономерной последовательности заданий, в том числе и домашних;

· терапевты склонны избегать языка фиксированных диагностических категорий, черт и глобальных описаний в пользу поведенческих и операциональных описаний;

· жалобы и симптомы пациента принимаются как реальность и объект психотерапии, а не как репрезентаторы скрытых проблем и внутриличностных конфликтов пациента;

· соблюдается принцип "психотерапевтического контракта", когда психотерапевт и пациент в процессе начальной стадии работы приходят к единому мнению относительно конкретных целей психотерапии и к договоренности относительно объективных (поведенческих) критериев того, что цель достигнута.

Таким образом основными идеями и ценностями когнитивно - бихевиорального подхода, оказавшими влияние на формирование социальной работы данной ориентации (cognitive-behavioural social work ), являются следующие:

· рациональность-иррациональность человеческого поведения;

· возможность управления поведением;

· принцип взаимного детерминизма внутренних и внешних факторов поведения;

· возможность и важность самоконтроля, саморегуляции, самоподкрепления, самооценивания, самоосознания поведения;

· самоэффективность поведения;

· возможность прогнозирования будущего поведения;

· "психическое здоровье": конструктивный альтернативизм, готовность к инкорпорированию нового опыта, интерес к самому себе, общественный интерес, фрустрационная устойчивость, гибкость, принятие неопределенности, ориентация на творческие планы; рациональное, реалистичное, "научное" мышление; принятие самого себя; ответственность за свои эмоциональные проявления.