НОД «Путешествие в историю жилища человека. Детям об истории жилища. В каких домах раньше жили люди Игра «Пещера хорошо и плохо»

«Искусство первобытного человека» - Равнина Солсбери. Венера Милосская. Представьте, что вы первобытные люди. Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя. Жилище первобытного человека. Внутри круга устанавливали деревянные дуги (25-30 шт.). Кромлехи. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Первобытное искусство возникло 30-40 тысячелетий назад.

«История древнего человека» - Какой новый материал для изготовления орудий труда обнаружили люди? Охота, собирательство, рыболовство. «Аукцион». Охота. Кот в мешке. История в архитектурных памятниках (40). Лента времени (40). 2 миллиона лет назад. Необходимо было новое оружие. 20. 50. "Исторический поединок". Глину. История в символах и знаках (50).

«Древнейшие люди» - Южная Америка. Урок №1. Европа. История древнего мира. Рубило. Расселение древних людей России. Австралия. Древнейшие люди. Жилище древнего человека. Облик древнего человека. Азия. Северная Америка. Африка. Преподаватель истории Егоркина Е.М. План урока. Древнейшие орудия труда.

«Культура первобытного общества» - Различия в воспитании девочек и мальчиков. С возникновением религиозных верований элементы физической культуры связываются с религиозными обрядами. Цель – создать представление о физической культуре древних людей. Девочки заняты играми, отражающими быт и труд матери. Охота - важнейшая отрасль хозяйственной деятельности древнего человека.

«Первобытная культура» - Фетиш – иначе – талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Анимизм (от лат. animus - "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры. Первобытное искусство. Рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции.

«Первобытный мир» - Без одежды. Едят мелких животных. Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории. Посуда из глины. Осваивали планету. Прародина – колыбель. Что показалось трудным? Первые представления о добре и зле. Едят плоды. Простейшие жилища. Расселение первобытных людей по планете. Лук со стрелами. Что показалось непонятным?

Всего в теме 30 презентаций

«Экология жилища» - Современные электробытовые приборы – результаты научно-технической революции. Выводы или что входит в понятие «экологически чистое жилище». Моя любимая геопатогенная зона. Тема реферата: «Экология жилища». Изоляция подвалов, на полу не должно быть щелей. Отмечено отрицательное воздействие компьютеров на здоровье человека, прежде всего на зрение и нервную систему.

«Первобытный мир» - Знаем. Общины современных людей. Что мы хотели выяснить? Первое прирученное животное. Ранняя община людей современного вида. Едят мелких животных. Что показалось непонятным? Лук со стрелами. Живут в пещерах. В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки? Какие именно изменения в человеческом обществе произошли в эпоху первобытного мира.

«Жилища разных народов» - Что мы хотим узнать? В чём закономерность использования строительного материала для жилища? Влияют ли образ жизни и традиционные занятия народов на архитектурное содержание дома? Известно ли вам… Живут ли люди в домах из снега? Зачем некоторые народы переносят свои жилища с одного места на другое? Удачи юным исследователям!

«Культура первобытного общества» - Девочки заняты играми, отражающими быт и труд матери. Особую роль играла охота. Различия в воспитании девочек и мальчиков. Древней формой организации физического воспитания были игры. Физическая культура древних людей. В играх непосредственно воспроизводились элементы охоты или боя. Особенностью физической культуры первобытного общества.

«Воздух в помещении» - Помощь природы. Самый простой и традиционный способ - проветривание помещений. устранение внутриквартирных. Технические средства очистки воздуха. Многие виды растений эффективно очищают воздух в помещениях. Воздух закрытых помещений. Роза-царица цветов. Увлажненные листья поглощают газы в 2-3 раза интенсивнее сухих.

«Жилище человека» - Что нового вы узнали на занятии? Изба – традиционный дом русского человека. Обращение, а значит, приобщение к могущественным силам природы - духовный акт. Дом будущего. Н.В.Гоголь. Блиц - опрос. Вилла Адриана в Тиволи. Оцените свою работу? Своеобразие жилищных построек различных народов мира. Первые украшения - наскальные рисунки.

Светлана Шевлякова
НОД «Путешествие в историю жилища человека»

НОД «Путешествие в историю жилища человека»

(старшая группа)

Шевлякова Светлана Леонидовна,

МБДОУ № 85 «Малиновка»

комбинированного вида,

г. Северодвинск Архангельская область.

Цель – создать условия для развития у дошкольников представлений об истории жилищ различных народов.

Задачи:

Познакомить детей с первым жилищем древнего человека;

Дать понятие о том, какие жилища строил человек в зависимости от климата и условий проживания;

Расширять ориентацию детей в пространстве и во времени;

Закрепить умение соотносить тип жилища и человека;

Упражнять в образовании прилагательных от существительных, обозначающих строительные материалы;

Развивать творческое воображение;

Развивать любознательность;

Формировать коммуникативные качества, дружелюбие;

Воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков;

Воспитывать интерес к истории развития человека;

Интегрируемые образовательные области:

«Познание»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

Форма деятельности: подгрупповая деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Чтение художественной литературы

Форма проведения: игра-путешествие

Оборудование и материалы:

дидактическая игра «Рассели по домам» (картинки с изображением яранги, пещеры, иглу, первобытного человека, эскимоса, африканца, современного человека); кубики; мультимедийная презентация «Жилища человека».

Скажите пожалуйста, вы любите путешествовать?

А куда можно совершить путешествие?

А я сегодня предлагаю вам совершить путешествие не только в пространстве, но и во времени.

А вот в какое путешествие мы с вами отправимся, вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Нужен взрослым он, и детям,

Нужен людям всем на свете,

Защитит он нас от стужи,

И непрошенных гостей.

И к нему всегда стремимся

Мы вернуться поскорей.

Без него прожить нам трудно,

Свой рассказ веду о ком…

Вы конечно догадались,

Это наш любимый… (ДОМ)

Правильно, это ДОМ. Каждый человек нуждается в теплом и защищенном жилище, и мы сегодня с вами отправимся в путешествие по истории жилищ разных народов.

Наше путешествие начинается, закрывайте глазки (звучит музыка)

Итак, открывайте глазки. Может быть кто-то уже догадался где мы с вами оказались? (слайд «первобытный мир»)

Правильно, мы с вами оказались во времени, когда только-только появился человек. (слайд «Первобытный человек»)

Скажите пожалуйста, а где жил тогда первобытный человек?

Правильно, первобытные люди жили в пещерах.

Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.

Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал – искал и нашел ПЕЩЕРУ.

Пещера – это пустое пространство в горе (слайд «Изображение пещеры»).

Он принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель. Устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами животных. Очаг обогревал жилище, а на огне можно готовить пищу. Так пещера стала для далекого предка его первым домом (слайд «Первобытные люди в пещере»).

Игра «Пещера хорошо и плохо».

Подумайте и скажите, что хорошего произошло у человека с появлением пещеры, и чем все таки пещера отличается от современного дома.

Хорошо – защищает от опасных диких зверей; защищает от непогоды; служит местом для отдыха; можно на очаге приготовить пищу.

Плохо – дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в пещеру приходилось охранять от диких животных; не в любой местности были пещеры.

Наше путешествие продолжается, закрывайте глазки и мы с вами двигаемся дальше.

Посмотрите внимательно, кто может сказать, где мы с вами оказались?

(слайд «Снежная пустыня»)

Скажите пожалуйста, а могли в таких суровых условиях жить люди?

Оказывается, даже в таких тяжелых и трудных природных условиях человек приспособился выживать (слайд «Иглу»)

Вы уже догадались, из чего сделаны их необычные дома?

Правильно, эти жилища построены из снега и льда. А живут в таких домах ЭСКИМОСЫ, называется жилище эскимосов - «иглу». Они находят ровное место, очерчивают круг, складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые вырезают изо льда. В готовой стене прокапывают вход, выбирают снег. Все, иглу готово. Внутри жгут плошки с тюленьим жиром. Этот огня совсем недостаточно, чтобы растопить лед, наоборот чуть-чуть подтаявший лед смерзается еще крепче. А снежный пол и стены стараются укрыть звериными шкурами.

Игра «Дом эскимоса»

Представим, что эти кубики сделаны изо льда и построим дом как у эскимосов (дети выкладывают из кубиков «иглу»)

Молодцы, а кто запомнил, как называется дом изо льда?

Ну, а наше путешествие продолжается, закрывайте глазки.

Посмотрите, мы с вами оказались за полярным кругом, где очень длинная зима и совсем короткое лето (слайд «Тундра»).

Здесь живут такие народности, как – ненцы и чукчи. Эти кочевые народы испокон веков разводили оленей и занимались рыболовством и охотой (слайд «Народы севера»).

Без оленей не было бы у этих народов теплой меховой одежды и меховых сапог, а без теплой одежды в этом холодном краю очень плохо.

И строили они вот такие дома (слайд «Яранга и чум»)

Посмотрите, какие у них необычные дома. Называются эти дома – чум у ненцев и яранга у чукчей. Они очень похожи, только чум делают в виде шалаша, а ярангу в виде большого шатра. Основа этих домов деревянные шесты, которые покрывают оленьими шкурами. Внутри выгорожена комнатка, здесь люди едят и спят. А за пологом – кухня и кладовая. В железной печурке трещит огонь, в котле варится оленина.

Физкультминутка «Строим дом»

Что нам стоит дом построить?

Есть фундамент, можно жить? Нет.

И в своё окно глядим.

Крыша нас от непогод,

Всех укроет круглый год.

Из трубы идет дымок,

Мама пирожки печет:

«Угощайтесь!»

Ну что ж, немножко отдохнули и можно снова двигаться в путь. Закрывайте глазки и наше путешествие продолжается.

Кто догадался, где в этот раз мы с вами оказались? Правильно, это –Африка (слайд «Африка»)

А что вы знаете об Африке?

Все правильно, здесь действительно всегда лето и очень жарко. И живут здесь самые разные африканские племена (слайд «Африканские племена»)

В таких природных условиях не нужны очень теплые дома и люди строят себе вот такие жилища (слайд «Дома африканских племен»)

Какие причудливые дома они себе создают, некоторые похожи даже на домики гномиков.

Посмотрите внимательно, какие природные материалы они используют для постройки своих домов?

Действительно, в ход идут и листья пальмы, и глина, и бамбуковые ветви, и стебли тростника.

Игра «Четвертый лишний»

Я сейчас буду произносить цепочку слов, а вы должны внимательно слушать, найти лишнее слово и объяснить, почему оно здесь лишнее.

Жара, пустыня, снег, солнце.

Слон, бегемот, белый медведь, жираф.

Лев, крокодил, жираф, гепард.

Ананасы, бананы, кокосы, яблоки.

Но наше путешествие не заканчивается. Мы снова закрываем глазки… и оказываемся в привычном для нас мире (слайд «Современный город»)

Современные люди научились строить очень удобные и безопасные для своего проживания красивые дома. Это могут быть одноэтажные уютные домики для проживания одной семьи или многоэтажные небоскребы, где могут жить сразу очень много людей (слайд «Дом и небоскреб»)

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Я назову строительный материал и брошу мяч, а тот, кто ловит, отвечает какой дом можно построить.

Дом из камня - …. каменный

кирпича -

брёвен –

Вот и подошло к концу наше путешествие. И я хочу вам предложить очень интересное и трудное задание «Рассели людей по своим жилищам».

Вам необходимо правильно выбрать то жилище, в котором они проживают.

Молодцы, все справились с этим заданием.

В путешествии мы были.

Ничего не позабыли?

Руку ты мне протяни,

Что запомнил, расскажи!

Что вам понравилось в путешествии?

Назовите жилище первобытного человека?

Как называлось жилище эскимоса?

В каком доме ты хотел бы жить?

Молодцы, в следующий раз мы с вами познакомимся с другими интересными жилищами разных народов.


Дома в разные эпохи Рожденные до революции. Практически все здания до наших дней, уникальны. По современным меркам высота этих зданий небольшая, а в начале прошлого века даже семиэтажные дома считали небоскребами. Памятник архитектуры Савинское подворье, построен в 1907г. Довоенные сталинки. Сталинские дома – отнюдь не архитектурный термин. Сталинки – дома массовой застройки, обычно высотой от трех до семи этажей, из кирпича. Жилые дома сталинского времени – это лучшая архитектура в Москве, на тот момент, когда их создавали. Искусство украшения жилища за период истории человечества достигло значительных высот. Применение новых технологий и современных индустриальных методов позволяют повысить долговечность, декоративные и эстетические качества Зданий.








Задания 1 этапа игры Тема: Здания и сооружения 1.5. Назовите и покажите на рисунке архитектурно-конструктивные элементы здания 1.Подземная часть здания. 2.Нижняя часть наружных стен. 3.Горизонтальный выступ из плоскости стены. 4.Разделяет здание на этажи. 5.Они бывают внутренние и наружные. 6.Конструктивный элемент, предназначенный для перемещения между этажами. 7.Завершающая часть здания и защищающая его от воздействия атмосферных осадков. 8. Перекрытие, отделяющее верхний этаж от чердака. 9.Перекрытие, отделяющее первый этаж от подвала. 10. Она бывает чердачная и бесчердачная.


Первые орудия труда и механизмы Первобытные люди умели делать орудия труда из камня. Также в качестве инструментов они использовали и другие природные материалы – дерево и кости животных, которые расширили возможности человека в сооружении жилищ. Люди научились с помощью песка шлифовать камень, а также сверлить и пилить его














Сегодня все большую популярность приобретает выравнивание потолков и стен с помощью гипсокартон а, но в некоторых случаях лучше использовать монолитную штукатурку. Чаще всего применяют штукатурные смеси на гипсовой или цементной основе. Материалы К завершающему этапу строительства относится отделка зданий. Она придает зданиям законченный вид. В Древнем Египте стены выравнивали на основе гашеной извести, а в Древнем Вавилоне на основе гипса. А с глиной человек знаком очень давно, с незапамятных времен.


Задания 3 этапа игры Тема: Материалы Задание)Какой способ отделки поверхности является более индустриальным? а) отделка поверхности гипсокартонными листами б) отделка поверхности монолитной штукатуркой 2)В каких помещениях применяют облицовку гипсокартонными листами? а) в помещениях, где влажность воздуха не превышает 60% б) во всех помещениях 3)Каким способом выполняют сухую штукатурку? а) таким же способом, как и монолитную штукатурку б) способом крепления к каркасу 4)При каком способе отделки поверхности производительность труда выше? а) отделка поверхности мокрой штукатуркой б) отделка поверхности сухой штукатуркой 5)Для каких поверхностей применяют штукатурку? а) для облицовки фасада б) для облицовки внутренних поверхностей 6) Назвать начало схватывания быстротвердеющего гипсового вяжущего? а) 2 минуты б) 1 минута в) 20 минут


Задания 3 этапа игры Тема: Материалы 3.2. Как делятся растворы в зависимости от соотношения вяжущих? 3.3. Назвать, на каких рисунках показан состав компонентов простого и сложного раствора? 3.4. Назвать вяжущие вещества и заполнители? 3.5. Один из основных строительных материалов, без которого невозможно изготовить железобетонные конструкции Выбрать материалы, которые применяются как для приготовления Растворов, так и для окрасочных составов.



Первые люди:

  • появились на землях нашей Родины около 40 тысяч лет назад
  • их главными занятиями были охота и собирательство
  • простые орудия труда из дерева, камня и кости – рубила, скребки, костяные шилья
  • первыми жилищами человека были пещеры
  • жили люди первобытными стадами

Около 10 тысяч лет назад закончился ледниковый период

Люди дошли до Балтийского моря на западе и до Тихого океана на востоке. Пересекли полярный круг, а через Берингов пролив начали заселять Америку.



Стоянки и погребения людей каменного века:

  • Сунгирь (под Владимиром)
  • Капова пещера на Южном Урале (наскальные рисунки)
  • Льялово (около Зеленограда)


Постепенно хозяйство людей становилось производящим.

Человек научился разводить скот, обрабатывать землю, выращивать урожай.

Началось производство металла :

  • изделия из меди , наиболее мягкого и удобного для обработки металла;
  • бронза - сплав меди с оловом или другими добавками
  • железо


  • Фатьяново (близ Ярославля) – могильник бронзового века
  • Дьяково (около Москвы) – посёлок железного века

Возникали более крупные сообщества людей:

  • Несколько родственных семей составляли родовую общину.
  • Племя – объединение родовых общин с единой территорией, единым вождём, едиными традициями, верованиями и обычаями.

Занятия племён разнились между собой:

На юге, в степной зоне – скотоводство (пастбища);

Лесная полоса – земледелие (землянки – углублённые в землю хижины с каменными очагами; срубы – дома, строившиеся из брёвен)



Образовалось ремесло

Появился товарный обмен, когда племена с разным хозяйственным укладом начали обмениваться имевшимися у них продуктами или изделиями.


Языковая семья – объединение родственных языков

Языковые семьи, на языках которых говорят нынешние жители нашей страны сформировались в

III-II тысячелетиях до н.э.


ЗАДАНИЕ ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Языковая семья

Языки


Проверка правильности выполнения задания

Языковая семья

Языки

индоевропейская

русский, украинский, белорусский

финно-угорская

удмуртский, карельский, мордовский, марийский

тюркская

татарский, чувашский, башкирский

кавказская

языки жителей Кавказа

монгольская

бурятский, калмыцкий

палеоазиатская (древнеазиатская)

чукотский, эскимосский


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§1, записи в тетради