Очерк об учителях «Большое видится на расстоянье. Спасибо вам, мой дорогой учитель! член кружка «Русское слово»

Слово о директоре.

Этот очерк был написан за два года до публикации на сайте. Героиня очерка, Александра Арсентьевна Стерхова, 12 сентября 2015 года отметила свой 80-й год рождения. Она ушла на заслуженный отдых в 2014 году, но в школе по-прежнему помнят и любят её.

Снова Первое сентября. Заливается первый звонок, и нарядные школьники торопятся занять свои места в светлых, сверкающих свежей краской,украшенных зеленью и новы ми жалюзи классах.Уютно и празднично в школе, где всё готово к новому учебному году:предметные кабинеты,оснащённые современной оргтехникой,многочисленными пособиями;прекрасная библиотека, торжественной тишиной встречающая первых посетителей; просторная столовая,продуманным дизайном больше похожая на уютное кафе.Всё радует глаз,всё подчинено главной цели:создать для школьников-гимназистов идеальные условия для учебы и отдыха.К этому стремились и вложили много сил и средств и родители,и учителя, и, по мере сил, сами ребята.Но главный вдохновитель всех дел школы-гимназии,творческий наставник коллектива,его душа – директор Гвардейского УВК Александра Арсентьевна Стерхова.

Нет в Симферопольском районе более заслуженного человека,чем наш директор.55 лет отдала она педагогике !Учительское поприще для Александры Арсентьевны – не просто работа, это поистине великое Служение благородному делу воспитания новы х поколений.Сотни выпускников с благоговением произносят имя своего любимого Директора.Гвардейской школе посвятила Александра Арсентьевна более сорока лет .На базе маленькой гарнизонной школы создала она новый многопрофильный учебный комплекс, из года в год выпускающий в большую жизнь всесторонне подготовленных,отличающихся крепкими знаниями учеников.269 золотых и серебряных медалистов – гордость УВК и,конечно, Александры Арсентьевны.До 80% выпускников каждый год поступают в высшие учебные заведения.24 кандидата и доктора наук воспитала Гвардейская вторая под руководством директора А.А.Стерховой.Конкурентноспособность УВК во многом обусловлена высокой квалификацией педагогов, чему Александра Арсентьевна уделяет особое внимание:методический рост учителя,по её мнению, – главная задача руководства школы.Кропотливо и умело направляет директор учё бу и становление каждого члена коллектива.Много сил и энергии отдаёт она работе с молодыми учителями, тонко и мудро корректирует деятельность опытных наставников.

Особая черта Александры Арсентьевны –обострё нное чувство нового.Самые передовы е педагогические находки, методические инновации находят отражение в практике работы Гвардейского УВК.Создание «Школы здоровья»,участие в программе «Открытый мир», использование инновационных компьютерных технологий в преподавании – всё это внедрено и осваивается в школе- гимназии по инициативе или при содействии директора.

Ни для кого не секрет,насколько трудно у крепля ть материальную базу школы в условиях кризиса.Роль директора в этом процессе является решающей.Александра Арсентьевна неутом имо ищет новые возможности,устанавливает связи со спонсорами,находит отклик и поддержку родителей.Благодаря её самоотверженной деятельности расцветает Гвардейский УВК.Оснащены новейшей техникой информационно-методический центр, учебные кабинеты, два компьютерных класса.Красивы и уютны классы и рекреации школы, обновляён спортивный зал.Ухоженный пришкольный участок радует разнообразием растений и пышным убранством клумб.

Сорок лет руководства школой! Много это или мало? Для детей эта цифра – вечность, для УВК –этап становлення, для директора – жизнь.

Жизнь… Была ли она счастливой? Конечно! С самого детства Саша мечтала стать учителем. Ещё в трудные школьные годы в раненном войной Симферополе Сашенька помогала подругам учить уроки, затевала игры «в школу». И отступало на второй план, заглушалось постоянное чувство голода, общее для всех ребят той страшной поры…

Восемь классов закончила с отличием и вместе с подругой поехала поступать в педагогическое училище в Калининград. Никогда не забудется тот счастливый июньский день, когда директор училища вручил ей первый диплом. «Вы поистине родились в рубашке учителя», – его слова звучали, как школьный колокольчик!

И вот первая школа! Под Калининградом, в гарнизоне Чкаловск, начался большой путь педагога. Там встретила Александра и женскую свою судьбу. Молодой чернобровый штурман с нетерпимо синими глазами сумел завоевать сердце юной учительницы. Его звали Герман. Умный, серьёзный, внимательный – может быть, это о нём мечтала она, бродя с подругами по узким улочкам старого города, напоёнными запахом цветущей сирени? Свадьбу сыграли скромную, в кругу друзей. Так она обрела новую профессию – жены офицера, верной подруги и спутницы в суровой службе военного. Сын Игорёк родился ещё в Калининграде, а уже через год Германа направили на Высшие офицерские курсы в Ригу. Новые назначения – новые переезды, новые военные городки.

Дальний Восток. Гарнизон Монгохто – мечта романтика: ближайший городок, Ванино, в 20-ти километрах, кругом море тайги и сопки, сопки... Такие места навсегда остаются в сердце… Неизвестный юморист назвал единственную улицу гарнизона Театральной. В свободное от полётов время лётчики с семьями собирались в Доме офицеров, организовывали незабываемые вечера, играли в шахматы. Но самый любимый отдых – на природе: среди сосен и папоротников собирали бруснику и грибы, пели песни под гитару. Дружбе тех далёких лет остаются верны навсегда. Там, в Монгохто, Александра Арсентьевна прошла настоящую школу жизни, становления – и в семье, и в профессии. Там вырос Игорь, совершенствовал мастерство Герман Павлович. Там Сашенька стала сначала учителем начальных классов, а потом, после окончания педагогического института в Комсомольске-на-Амуре, - завучем и директором. Признательность и уважение окружающих – главная награда молодому директору. И любовь детей – школьников, особенно самых дорогих, которыми Александра Арсентьевна руководила с первого по восьмой класс, до перевода мужа. По всей стране разъехались ребята, но и сейчас, через сорок лет, шлют они своему любимому учителю весточки о себе и о своей благодарности за её огромную роль в воспитании их лучших качеств. Игорь Кочаловский, уже капитан I ранга в отставке, в стихах признаётся в любви дорогому для него человеку – первому учителю, а Галина Крылова, директор школы в Санкт-Петербурге, звонит через тысячи километров, чтобы услышать ставший родным голос любимого наставника.

Сорок лет Александра Арсентьевна живёт и работает в Гвардейском. Здесь окончил школу её любимый сын Игорь, отсюда он уехал учиться, стал, как и отец, военным лётчиком. Они были удивительно похожи – отец и сын: статные, красивые, синеглазые. Нежность и уважение дорогих людей – главная составляющая успеха директора А.А. Стерховой. Понимание, поддержка мужа, забота сына и невестки Татьяны, любовь внуков и правнучки – великое счастье женщины, её опора в жизни. Даже сейчас, когда Германа Павловича нет рядом, её окружают его картины, написанные в последние годы жизни, и их тепло помогает Александре Арсентьевне вспоминать только самое светлое в жизни.

Вот она стоит на торжественной линейке в школе – красивая, стройная, ухоженная, уверенная в себе. Необыкновенная, мужественная и прекрасная женщина! Своей интеллигентностью, высокой культурой и благородной простотой она сумела создать вокруг себя атмосферу взаимопонимания, творчества, поиска. За многолетнюю плодотворную деятельность А.А. Стерхова награждена «Орденом Трудового Красного Знамени». Конечно, это не предел! От всей души желаем директору новых побед, свершений и достойной оценки её труда. Счастья Вам, дорогая Александра Арсентьевна!

А.А. Фищук, учитель русского языка и литературы

Тапасханова Лариса Мусабиевна,
ученица 11 класса МКОУ СОШ
с.п.п.Звёздный Чегемского района
Кабардино-Балкарской Республики

Учитель … Нет профессии добрей


Учитель…Нет профессии добрей. Учитель открывает нам двери в удивительный мир знаний, человеческих отношений, нравственных ценностей. Учитель – самый верный друг. Именно учитель придёт на помощь в самую трудную минуту, протянет руку помощи. Сначала мне казалось, что это как игра: стоять у доски, писать мелом, проверять тетради, читать, рассказывать, смотреть в глаза сразу целому классу. Став старше, я поняла, что труд учителя напряжённый, ответственный и очень важный. Мы такие разные, у каждого свой мир. Шалуны, задиры, порой придумываем отговорки, порой обманываем. И каждого учитель должен выслушать, понять, научить, простить.

Наверное, ни для кого не секрет, что одним из самых трудных школьных предметов является русский язык, особенно в школах, где русский язык изучается как неродной. Я родилась и воспитывалась в балкарской семье.

Высоко в горах живёт моя бабушка, с ней мы общаемся на своём родном балкарском языке, но когда я приезжаю в свой посёлок с таким символическим названием Мир, я слышу другой, ставший моим вторым языком – русский. Я уже и не смогу, наверное, вспомнить, как произошла моя первая встреча с русским языком, и не представляю свою жизнь без него. Это как чистый горный воздух, как яркое солнце, отражающееся в наших уникальных Голубых озёрах и неумолкающих Чегемских водопадах, как песни моей матери. Замечательный балкарский поэт Кайсын Кулиев писал:

Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир, и широкий,
Чарующий русский язык.


Уроки русского языка. Я не открою истину, если скажу, что любовь к предмету, интерес неразрывно связаны с профессиональным мастерством учителя, его увлечённостью, его стараниями. Каким должен быть учитель русского языка? Я с уверенностью могу сказать: таким, как наша Калайтанова Наталья Владимировна. Родилась она в г.Арциз Одесской в области 1958г. в семье военнослужащих. Судьба офицерских семей – переезжать с места на место. Вот так и семья Натальи Владимировны в 1965г. переехала к новому месту службы родителей в г.Хабаровск-47. Здесь она пошла в первый класс, здесь в 1975г. окончила школу, а затем - учёба в Хабаровском Государственном педагогическом институте. Это были замечательные годы: сотрудничество на Дальневосточной радиостанции «Юность», работа в студенческом путинном отряде на Курильском острове Шикотан походы в театры, на художественные выставки и концерты, участие в институтских капустниках, занятия в вокальном кружке и кружке журналистики. Незабываемые студенческие годы! Получила диплом - и снова в путь. В 1979г. родителей перевели в г.Нальчик-20. Сначала она работала в филиале Краеведческого музея - доме-музее украинской писательницы Марко Вовчок старшим научным сотрудником. Да, писательница провела здесь последние годы жизни. Здесь же, недалеко от маленького домика, находится её могила. Наталья Владимировна с увлечением рассказывала нам, каким необыкновенным человеком была Марко Вовчок, о её знакомстве и переписке с такими известными писателями и поэтами, как Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Жорж Санд. Однажды на пороге дома-музея появился невысокий пожилой человек. Им оказался известный поэт Али Шогенцуков. Так началось знакомство с творчеством поэта, ведь раньше Наталья Владимировна практически мало знала о литературе народов нашей Республики. Наталья Владимировна с гордостью показывает сборник стихов поэта с дарственной надписью.

Когда же представилась возможность преподавать в школе, Наталья Владимировна, не раздумывая, согласилась. «Я прежде всего учитель», - говорила она своим родным, которые не могли понять, почему она решила сменить такую интересную, как им казалось, работу. Более тридцати лет преподаёт она русский язык и литературу в нашей школе. За многолетнюю плодотворную работу в системе народного образования Кабардино-Балкарской Республики, значительный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения она неоднократно награждалась грамотами Чегемского Муниципального района КБР, Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. Но о своих достижениях Наталья Владимировна не любит говорить, её больше радуют достижения учеников. Её ученики становились победителями и призёрами районных, региональных, Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Она радуется их успехам, с гордостью рассказывает о каждом. А Кагаева В.В., учитель русского языка и литературы, и Воропай А.А., учитель английского языка, - учителя нашей школы, её бывшие ученики.

Встреча учителя и ученика происходит на уроке. Нужно ли изучать русский язык или достаточно того, что мы знаем родной язык? Ответы могут быть самые разные: одни скажут, что русский язык очень трудный, и им легче общаться на родном языке, другие – русский язык вообще не нужен, потому что они живут в Кабардино-Балкарии и не собираются никуда уезжать, а значит достаточно знания родного языка. Я не могу согласиться с таким утверждением. Я живу в республике, где два коренных народа, и они должны общаться, а делать это лучше на русском языке. Кроме того, русский язык даёт нам возможность обмениваться своими мыслями и чувствами с представителями других народов, слушать радио, смотреть телевизор, общаться в интернете, изучать мировую культуру. Некоторые ребята из нашей школы профессионально занимаются в ансамбле народного танца «Балкария». Часто с концертами они выезжают в другие города и страны. Они с радостью рассказывали, как, находясь на гастролях в Турции, бродя по улицам Стамбула, они услышали русскую речь. И сразу так светло стало на душе, как будто побывали на Родине. Да, жизнь очень разнообразна, в ней много интересного. Каждый народ через свой язык передаёт красоту своих обычаев, культуры, души. Но в жизни современного человека русский язык играет не меньшую роль. Наша балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова пишет об этом:

Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
…………………………
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.


Для меня уроки русского языка – это уроки истины, поисков, счастья общаться со своими ровесниками разных национальностей. Ведь наша школа многонациональная, она находится на территории нескольких войсковых частей ВВ. Состав учеников часто меняется: родителей переводят к новому месту службы. Уезжают друзья, но благодаря знанию русского языка, мы легко можем делиться своими радостями и успехами. И эту радость дарит нам наша Наталья Владимировна. Помню, как впервые я пришла в 5-й класс. Новые предметы, разные учителя… Мне было очень страшно. Но вот прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. Она улыбнулась, и сразу стало так легко, словно солнышко заглянуло в школьное окно. Начались годы нелёгкого труда, труда постижения законов русского языка. Скучные правила превратились в рисунки и коротенькие стихотворения, которые легко запоминались. Всевозможные правила руки, окна (справа – с окна, влево – на окно), звезды (над каждым лучиком по кругу написаны согласные буквы, а между лучами гласные - Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ – после этих букв пишется суффикс -чик-, воз - возчик, так легко запомнить). У нас были специальные табличные тетради. Мы любили в них работать. Рисовать, писать, пробовать сочинять. Конечно, наше «творчество» было далеко от совершенства, но нам казалось, что это подлинные шедевры. Наталья Владимировна поддерживала нас во всех наших начинаниях. Я ждала каждый новый урок с нетерпением. Однажды открылась дверь, и в класс вошла фея Здрасте. Конечно же, это была старшеклассница. Но мне тогда казалось, что это настоящая фея. Потом она приходила к нам ещё и ещё, знакомила нас с правилами поведения в школе и за её пределами. А праздники, которые устраивали в честь той или иной части речи! Мы придумывали девизы, рисовали гербы и представляли себе ту или иную часть речи как некое живое существо. Наталья Владимировна предоставляла нам возможность самим составлять тексты графических и буквенных диктантов, составлять индивидуальные карточки для своих товарищей. Но самая большая радость – это побывать в роли учителя. Мы составляли вопросы, вызывали к доске, ставили оценки и комментировали их. С помощью опорных конспектов мы составляли ответы к темам уроков. Я увлекалась рисованием и посещала школу искусств, может, поэтому мне нравилось писать сочинения по картинам. Наталья Владимировна вводила нас в мир прекрасного, ведь не всегда есть возможность побывать в художественной галерее. Но на уроках всегда использовались репродукции художников; если это был пейзаж или натюрморт, обязательно подбирались стихотворения о природе, иногда звучала классическая музыка. Я тогда удивлялась: откуда наша учительница знает и о живописи, и о композиторах и с таким увлечением рассказывает нам о различных оттенках цветов, комментирует музыкальные произведения.

Были у нас и уроки-праздники. Приходила бабушка-рассказушка, вынимала из корзинки волшебный клубок с лингвистическими сказками, которые сочиняли мы сами, а обрабатывала их Наталья Владимировна. Были песни, инсценировки, викторины, но не простые: то на пути нас встречала полянка с подснежниками, то чудо-дерево с волшебными листочками. Мы по очереди подходили к дереву или на полянку, срывали листок или подснежник с заданием, записывали правильный вариант на доске, собирали первый «весенний букет». Это сейчас, став почти взрослой, я понимаю, что сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. И все эти качества характеризуют нашу учительницу как талантливого педагога.

Мы подрастали, и менялись формы работы на уроке. Наталья Владимировна учила нас самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения, отстаивать активную жизненную позицию. Работа в группах прививала нам такие качества, как коллективизм, терпимость, взаимовыручка, ответственность за себя и своих друзей. Исследовательская работа, составление презентаций, умение анализировать и использовать на уроках дополнительную литературу позволяют нам почувствовать себя взрослыми, самостоятельными людьми. Состязания ораторов, дискуссии, круглые столы, ролевые игры – это одна из ступенек в мир, который нас ждёт за окном. «Не могу я жить в покое» - это о нашей учительнице. Учёба продолжается, когда кончаются уроки. Разве можно забыть предметные декады! Они позволяют пробудить живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь.

Для Натальи Владимировны главное - привить любовь к языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а ещё просто воспитать человека, нужного своей стране.

Особый интерес вызывают заседания любителей словесности, где мы учимся творить: создавать рассказы, очерки, стихи, вести поисковую работу, результатом которой становятся наши выступления на научно-практических конференциях, творческие работы на всероссийских и республиканских конкурсах, на заседании любителей словесности «Проба пера». Эта работа буквально заражает творческим настроением, становится праздником неожиданности, удивления, радости, зажигает в каждом искру надежды на успех.
Много лет Наталья Владимировна была руководителем школьного театра. Да, именно театра. Вместе с ребятами знакомились со сценариями, распределяли роли, шили костюмы, подбирали музыкальное оформление, делали декорации. Ставили настоящие спектакли, на которые приходили не только дети, но и взрослые. Да, это было просто чудо. Чудо, которое живёт рядом с нами. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Имя ему - спектакль. К сожалению, я сама не участвовала в постановках нашего школьного театра, но спектакли «Кошкин дом», «Золушка», «Снежная королева» запомнились мне, тогда ещё ученице 2-го класса, наверное, надолго. Я верила, что это не ученики, а настоящие герои. И мне очень жалко было бездомных котят, которых выгнала тётя Кошка, я радовалась, когда принц нашёл свою Золушку, мне так хотелось, чтобы сердце Кая оттаяло и снова стало добрым. Выросли котята, Кай стал офицером и нашёл свою любовь, а Золушка… Золушка не рассталась со сценой. Наташа Каграманян (Кравцова) окончила наше училище искусств, затем Щукинское в Москве, а теперь покоряет сцену Музыкального театра в родном Нальчике, иногда с труппой приезжает к нам со спектаклями. Я вижу, как встречаются две Натальи, мило беседуют, словно две подружки. Наталья Владимировна всегда интересуется судьбой своих «птенчиков», так ласково называет она своих выпускников.

Театрализованные литературные вечера, концерты, выпускные – ни одно мероприятие не обходится без Натальи Владимировны. Наступает вечер, зажигаются свечи, а в актовом зале звучат вечно живые волнующие строки М.Ю.Лермонтова: «Мне нужно действовать…», раздаются звуки фортепиано и чарующие романсы, а также песни, которые сочиняют вместе со своим учителем ребята, заполняют весь зал. Творчество, неустанный поиск, горящие глаза, лучезарная улыбка - такой знают и любят её ученики и коллеги.

«Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ищущего ума, развитие воли» – вот девиз Натальи Владимировны, вот к чему должен стремиться каждый педагог.

Уже больше двадцати лет на торжественных мероприятиях учителя исполняют гимн нашей школы, который они сочинили сами.

Ты для них будешь самым правильным,
И другим ты не смеешь быть,
И не только мудрёным правилам -
Нужно счастью детей учить.
Нарисуй им дорогу звёздную,
Научи их шагать по ней.
Если люди для счастья созданы,
Детям счастье нужно вдвойне.

Наталья Владимировна учит нас не только орфографии и пунктуации. Её уроки – это уроки, честности, любви, добра, терпимости, уважительного отношения к культуре других народов, это уроки дружбы и справедливости, это наша звёздная дорога, по которой мы делаем первые шаги во взрослую жизнь.

Каким должен быть учитель русского языка? С уверенностью могу сказать: «Таким, как Наталья Владимировна».

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

ДУША ЧЕЛОВЕКА

«Лечит слово, трава и нож» - сказал Гиппократ, и «слово» поставил первым в этом ряду.
Есть люди, которые врачуют словом. К ним принадлежит Еникова Любовь Захаровна, одна из ярких личностей в УТОСе, в организации, где трудятся слепые и полузрячие люди. Она работает и в городском обществе инвалидов, руководит первичной организацией слепых; она и помощник депутата Верховной Рады Крыма Лютикова В. М.
Симпатичная блондинка, невысокая, фигуристая, с крепким, боевым характером, она знакома многим руководителям предприятий города, бизнесменам, потому что часто хлопочет перед ними о своих подопечных, беспомощных людях.
Какова история её жизни? Родилась в 1944 году на Смоленщине. Детство провела в Крыму.
Гнали немцы пленных через небольшое крымское село, и уже хотели их перестрелять, потому что у несчастных кончились силы, да потом решили раздать их, желающим взять к себе местным жителям. Мама нашей героини, имея на руках голодных детей, не выдержала, сжалилась и забрала раненого пленного. Каким-то чудом удалось выжить всем. Спасённый мужчина стал отцом Любы, которую односельчане звали «сибирячкой» - оттуда был родом солдат.
Деревня, труд в поле, дома, рано начала готовить, помогая маме по хозяйству. Да и младшие дети были у неё на руках. Но больше всего смышлёная девочка любила читать. В свободное время - в библиотеку, к книгам! Когда Любе было 12 лет, в местной газете появилась фотография её с подругами, с подписью: «Лучшие читательницы библиотеки».
Но злая доля уже ждала свою жертву. У костра в походе сидят школьники. Кто-то что-то бросает в костёр… взрыв… боль в глазу… Инвалидность. И сразу сузилось не только поле зрения, но и возможности.
Закончила школу и поступила на работу в Джанкойский УТОС. А потом в Симферополь переехала, а там, в обществе молодых девушек и парней, кипела обычная жизнь. Крым, его горы всегда манили к себе людей, независимо от того, как они видят. И молодёжь ходила в походы. Слепые шли, держась за лямки рюкзаков слабовидящих, а те рассказывали им о том, что было вокруг. И невидящие люди представляли себе те красоты, которые их окружают. Люба шла уверенно, пока не показалась опасная тропа рядом с обрывом. Отступать некуда, с помощью товарищей, кое-как преодолела этот ужас. Дала себе слово больше никогда не ходить в походы, но, конечно, всё продолжалось.
А ещё пришли на выручку шахматы. Играла хорошо, а всё это давало радость и осознание своей полноценности. Была чемпионкой Крыма по шашкам. На фотографии, в команде Украины по шахматам, одна девушка - Люба Еникова. В 1971 году перворазрядница Любовь Захаровна - чемпион Украины по шахматам. Причём, не только с женщинами, но с мужчинами она сражалась на равных.
«Сколько поездила по всему Союзу, - везде нас очень хорошо встречали, со сколькими интересными людьми познакомилась, сколько всего повидала!» - улыбаясь, рассказывает Любовь Захаровна.
- Как же совсем слепые играют? Это же надо на память представлять всю доску, все фигуры!
- Да, многие помнят хорошо, некоторые трогают фигуры руками, чтобы вспомнить, где что стоит.
- А любовь свою тоже в УТОСе встретили?
- Нет, он зрячий. Это был брат моей подруги. Когда поженились, я стала мечтать о ребёнке. И вот уже забеременела, а врач ни в какую: рожать нельзя - последнее зрение потеряешь. Пришла на работу и плачу. Женщины бросились утешать, спрашивают, в чём дело. Я объяснила. Все стали смеяться, говорят: «Нам никому рожать не разрешают - рожаем. Не бойся! Зато ребёнок будет.»
Родила двоих девочек, красивых, здоровых. Уже замужем, есть внуки. Семья сложилась.
Каждая слабовидящая женщина в этой критической ситуации делает выбор - или ребёнок и потеря зрения, или бездетность. Иногда везёт: и ребёнок, и немного зрения. А если женятся двое слепых, то выбор вдвойне страшен; здесь они ещё решают и судьбу третьего: будет ли он зрячим. Говорят, что если в этой паре у одного слепота приобретённая, то если ребёнок будет группы крови этого родителя, он родится зрячим, если нет - слепым.
Наша героиня мужественно шла по жизни. Дома порядок, чистота; шьёт, готовит, занимается ремонтом, весёлая, общительная. На работе - уважение.
С 1970 года переехала в Керчь и работает в Керченском УТОСе. Много лет - комендант общежития УТОС. Как вторая мама молодым, с их проблемами и ограниченными возможностями.
«А я и женихов им искала, и невест, детей крестила, утешала, как могла.
А один раз, под Новый год, звонок. Пришли мои голубчики ко мне праздновать, человек 15 - всё общежитие пожаловало. И накормила всех, и напоила, и нашла, что сказать.»
Она напитывала их любовью своего горячего сердца, и молодёжь училась мужеству жить с бедой по имени слепота.
Инвалиды с детства лучше адаптируются в жизни, чем те, на которых это обрушится в разгар её, а то и на склоне лет. Почва уходит из-под ног.
Получив инвалидность, приходят к Любови Захаровне, вступать в общество слепых. Они в отчаянии. Она же поговорит, пошутит, поддержит, поставит на очередь, а потом и вручит человеку - палочку, «говорящие» часы и магнитофон с приёмником. Сразу мир веселее становится.
А ещё неугомонная Любовь Захаровна готовит разные весёлые праздники, и какие талантливые сценарии пишет! Были вечера: «Цветы в легендах и сказаниях», «Русский романс» и «Русский чай», встречи с поэтами литературного объединения «Лира Боспора», вечер, посвящённый Дню Победы, - всего не перечислишь!
А в Евпатории Керченский УТОС на фестивале представил «Поле чудес» на тему «История Крыма», что получило всеобщее одобрение. И об авторе сценария заговорили. Республиканский Совет решил провести семинар по передаче опыта работы территориальной первичной организации УТОС г. Керчи.
Еникова написала сценарий «Астрология. Знаки Зодиака».
С участниками семинара проводились игры, экскурсии по городу. Приезжие воодушевлённо перенимали опыт и благодарные, разъехались во все концы Крыма.
В День инвалидов в столовой СРЗ полно народу. Это собрались инвалиды по зрению. Им показывают концерт, угощают вкусными блюдами. Люди танцуют и поют. Бывает, на такие «огоньки» собирается до ста человек.
А на тематических вечерах в общежитии устраиваются костюмированные представления. И костюмы шьёт Еникова, и готовит на 50 человек Любовь Захаровна, и репетиции проводит. Чтобы всё было хорошо, чтобы всё было отлично. Чтоб люди согрели души и была радость в их жизни.
Не перечесть добрых дел прекрасного человека, обаятельной женщины Любови Захаровны Ениковой. 10 лет в этом году исполняется первичной территориальной организации общества слепых, возглавляемой ею. Здесь, рядом с нею, трудятся её верные помощники: секретарь Остроухова Тамара Константиновна, заместитель председателя Авдеева Лидия Ефимовна, председатель совета ветеранов войны и труда Астахова Тамара Сергеевна, председатель бытовой комиссии Лупырь Владимир Анатольевич, Прощенко Елена Константиновна.
Конечно, не все крыши отремонтированы и не все заборы; не всем инвалидам ещё поставлены телефоны и оказана материальная помощь; не самая богатая библиотека для слепых в обществе. Но всё, что в силах сделать, делается.
Фаина Раневская писала: «Я не понимаю, почему люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.» Может, кто-нибудь «постесняется», и тогда…
А пока…
На встрече с инвалидами городской голова Осадчий О. В. наиболее заслуженным из них вручал подарки. Л. З. Ениковой достался аппарат для измерения давления. Она поблагодарила и сказала: «Я не возьму его домой, оставлю в обществе: люди будут приходить на приём и мерять давление.» Из зала раздалось: «Как Любовь Захаровна с нами возится - с капризными, ворчливыми, старыми… Выслушает, поможет и поднимет настроение обязательно!»
Я присоединяюсь к этим словам. Любовь Захаровна врачевала и мою душу.

СЕМЬЯ - ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЯ

130 лет тому назад в Керчи открылась гимназия - очень важное событие для всех горожан. И примерно в это же время родился мальчик - радость только для его родителей, однако, через 25 лет керчане будут его называть детский доктор Гартенштейн. Сохранились устные рассказы старожилов о нём. «Всегда приходил в хрустящем белом халате и, как только подходил к ребёнку, тот сразу начинал улыбаться и сразу выздоравливал, потому что доктор излучал столько любви, доброты и надежды на то, что всё будет хорошо!»
Прошло какое-то время, и в семье доктора тоже родился мальчик. Доктор с детства учил его музыке. Мальчик вырос и керчане стали его называть виолончелист Гартенштейн. Великим музыкантом он не стал, да и работал служащим, но вечерами в его квартире собирались музыканты, и они играли классику. Уютные вечера дома - это для семьи и друзей, но хотели слушать и другие люди. В выходные дни на бульваре, на месте бывшего Зелёного театра, была установлена так называемая эстрадная раковина, и керченский любительский симфонический оркестр услаждал слух гуляющих у моря и отдыхающих. Это было давно, до войны.
В ту пору жил в Керчи композитор Дрейзин, который написал знаменитый вальс «Берёзка». Он играл вместе с Гартенштейном и молодые семьи были дружны.
А жена Гартенштейна жила до замужества в большой семье, и было их три сестры. Молодые девушки привлекали внимание миловидностью и весёлым нравом. Шёл трудный 1920 год, гражданская война, в городе то белые, то красные, но молодость всегда молодость. Я цитирую отрывок из рассказа Виктории Александровны Гартенштейн:
«1920 год. Как-то раз прозвенел звонок и появился один из кавалеров в сопровождении юноши невысокого роста, некрасивого, с шапкой чёрных кудрей и выразительными глазами. «Знакомьтесь, молодой поэт, московский, сбежал на юг от мобилизации.» - Так был представлен незнакомец. Он сразу пришёлся по душе всем трём сёстрам, а когда узнал их имена, весело рассмеялся и попросил перо и бумагу. Через несколько минут был готов экспромт:
За бухарского эмира выйдет Мирра,
За простого муэдзина выйдет Дина,
А за тенора Италии
Замуж выскочит Ассалия.
Перед уходом, его спросили, как же его имя, и он ответил: Самуил Маршак.»
Героиня моего очерка - дочь девушки, которой Маршак прочил итальянского мужа, стал же им виолончелист Гартенштейн.
Семья жила дружно, детство Вики проходило безоблачно. Улица 23 мая, на которой стоял их домишко, недалеко от театра, куда любознательная девочка часто ходила. Музыка, звучащая дома, митридатские улочки, вид на море - душе простор. Училась девочка легко. Потом, в эвакуации, поступила в Московский технологический институт, но пришлось бросить: болела мама. Может и хорошо, что бросила. Поступила в Крымский пединститут, закончила с отличием и стала учительницей русского языка и литературы. Маленького роста, симпатичная, с умными, внимательными глазами, она пришлась по душе озорным школьникам, и её слушали и слышали. Строга и интересна.
Была ещё работа в офицерской школе. Вот где было трудно. Ученики старше её, прошедшие войну боевые офицеры, стеснялись своих двоек и троек. Они ловили её в коридоре и смущённо объясняли, что не могут идти домой с плохими оценками - стыдно перед детьми.
Подрастал и свой сын, помогала его воспитывать мама. С мужем разошлись, отец погиб на фронте. Больше не было музыкальных вечеров дома. Но во время отпусков Виктория Александровна лихорадочно восполняла духовный голод поездками в Ленинград, где можно было окунуться в мир театров, музыки, музеев. Потом, когда сын учился в Москве, он к приезду мамы доставал билеты на интересные спектакли, в филармонию. Мать и сын - большие друзья, духовный мир их близок и богат.
А между отпусками была любимая работа, и весь летний багаж впечатлений, окрашенный работой души, дарился детям. Виктория Александровна искала глаза учеников, в которых горел огонёк любознательности, стремления к познаванию мира, и им уделяла особое внимание. «Моя слабость - умные детки.» Многие из её выпускников поступили в престижные ВУЗы Москвы, Ленинграда, Киева. Много среди учеников и творческих людей. Оксана Сердюк - завуч школы искусств - ученица Виктории Александровны. У учительницы даже сохранилась в памяти переписка в стихах между нею и Оксаной. Московский художник Нелицкий, выпускник школы им. Дубинина, сам уже пенсионер, написал музыку на стихи своей учительницы Гартенштейн и на праздновании её 80-летия исполнил песню, чем тронул до глубины души Викторию Александровну. Её ученицы Зинаида Ленивцева и Лариса Чеснокова стали учительницами и тоже работали в школе им. Дубинина. Они навещают своего старшего друга, и отношения эти тянутся всю жизнь. И многие её другие ученики, приезжая в Керчь, стараются повидаться, поговорить, и каждый раз приятно поражаются ясностью ума, памятью, умением быть в курсе интересных дел, культурных событий. Виктория Александровна - тонкий знаток литературы, выйдя на пенсию, стала читать лекции и проводить беседы в библиотеках и на разных производствах. Этой просветительской работой она занимается много лет. В последние годы участвовала в редактировании сборников «Лира Боспора», пишет стихи и рассказы.
Годы не щадят внешность людей, но душу можно уберечь от старости. Виктория Александровна стремится познавать, общается с людьми, помогает больной одинокой соседке. И бывает особенно рада, когда раздаётся звонок и появляется очередной двоечник по русскому языку и просит помощи. «Как я люблю детей!» А ещё -


ЧТО Я ЛЮБЛЮ

Мокрый асфальт и пустынные пляжи,
Книжный развал и высокие кряжи,
Тихую музыку, кашки цветенье,
Ранней весной соловьиное пенье.

Нравятся мне и музейные залы,
И галерей восковая прохлада,
И мастеров вдохновенных полотна,
Книжек ряды, установленных плотно.

И не могу я сдержать восхищенья,
Если увижу я зодчих творенья:
Строгую готику, ранний ампир
И ренессанса торжественный пир.

Вижу я Летнего сада ограду
И вековые дворцы Ленинграда,
Вижу Андреевский киевский спуск,
Будто я чувствую это на вкус.

И совершенно особое чувство
Будит во мне тех поэтов искусство,
Что рождено, как природы цветенье
И как души распустившейся пенье.
Но отлетел от меня в одночасье
Призрак простого семейного счастья.

Говорит о себе Виктория Александровна.

ЖИТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

В литературной гостиной библиотеки им. Белинского часто выступает Беба Анатольевна Цигельман. Её рассказы о писателях и поэтах интересны, эмоционально насыщены, а чтение стихов наизусть, которых она знает ещё с юности великое множество, просто завораживает. Начитанная и остроумная, весёлая и дружелюбная, она всегда в радость людям.
Дома у Бебы Анатольевны прекрасная библиотека, книги во всех комнатах. И часто в этой квартире звучит классическая музыка, магнитофон почти не выключается. «Я всё делаю под музыку», - говорит она.
Любовь к музыке передала и дочери - та стала музыкантом, вторая дочь унаследовала от мамы любовь к медицине и стала врачом. Мечтала об этом с детства: лечила кукол и уговаривала братика, бегущего от «укола»: «Не убегай, дай мне попку!». Сын закончил институт культуры. Муж - ветеран, недавно умер. А дети разъехались и шумная квартира опустела.
- Конечно, дети меня зовут к себе, но я никуда не поеду. Здесь у меня друзья, бывает по 18 визитов в день.
Да, голубоглазую кудрявую, невысокую женщину, врача-педиатра, знают в Камыш-Буруне многие. Недавно Беба Анатольевна отметила 80-летний юбилей. Панченко Нина Ивановна, в прошлом заведующая детской поликлиникой, а ныне врач-фтизиатр детского санатория, работала с Бебой Анатольевной. Она рассказывает: «Это врач от Бога. Как она любит детей, свою работу! Могла поладить с любой, самой скандальной мамой. А какой профессионализм! Она работала в роддоме и её часто вызывали по ночам, если ребёнку было плохо. Однажды за ней заехала «скорая», а дело было зимой, и привезли Бебочку в одном сапоге и в одном тапке, без колгот. Это так она торопилась к малышу.»
17 лет проработала Беба Анатольевна в роддоме Орджоникидзевского района микропедиатром. Она принимала и осматривала крошек, которые только что появились на свет. Не всем везло. Были недоношенные дети с малым весом. Раньше у них не было будущего. Беба Анатольевна выходила многих и дала им вторую жизнь. Потом она сделала альбом - пособие для медсестёр «Недоношенные дети». На первой странице альбома - имена тех, кого назвать можно: Вольтер, Руссо, Дарвин, Гюго. А далее - имена маленьких керчан (только с одной буквой: Федя Д.), указан их скромный вес при рождении, а далее идут фотографии ребёнка 10, 15 лет и свадебные фотографии. Потому что и до сей поры они её не забывают, дарят цветы, поздравляют с днём рождения и подписывают фотографии «Дорогой бабушке». Одному из своих маленьких пациентов она дала свою кровь, и всем - любовь, энергию жизни. «А сколько она «раздышала» - в безжизненные комочки вселила свой дух!», - пишет о ней врач Панченко.
Опыт, богатый медицинский опыт и опыт великий милосердия и сострадания передала Беба Анатольевна медсёстрам медучилища им. Галины Петровой, где она проработала 7 лет. Девушки подарили ей альбом, тиснённый золотом, на обложке написано: «Участник вечера встречи «Герои моего очерка». А внутри есть слова А. П. Чехова - он сказал о труде врача: «Профессия врача - это подвиг, она требует чистоты души, чистоты помыслов». «Этим высоким требованиям Вы соответствуете и этим вызываете у нас восхищение» - подписались учащиеся 75 группы 1979 года выпуска.
50 лет прожила Беба Анатольевна в Керчи и работала до 1995 года. В трудовой книжке мало записей, но много благодарностей, в том числе, и за участие в художественной самодеятельности, где и пела, и танцевала, и юморные стихи и песни сочиняла, - заводила и душа любого праздника.

И до сих пор она кипит,
Чего-то где-то сочиняет,
На вечеринках, «Огонька»
Бесценным юмором блистает.

Это Панченко говорит о своей коллеге.
Блестящая жизнь в самом высоком смысле слова. Счастливое детство: отец - директор «Артека», на фотографии красивая загорелая девочка в спортивной форме - капитан волейбольной команды - это Беба. После войны - голодная юность. Но - студентка Крымского мединститута. И вскоре любовь и муж, единственный на всю жизнь, и трое детей, и внуки, и правнуки. И ещё нуждающиеся в ней люди.
Одна из одиноких женщин врачей заболела, и Беба Анатольевна 10 лет помогала ей, поддерживала и морально, и чем могла, кормила, и не бросила до самого конца.
И до сих пор к ней идут за помощью со своими бедами и соседи, и инвалиды, и знакомые, несут и больных животных - помогает, утешает. Да вот и сейчас, мы разговариваем, а Беба Анатольевна извиняется: «Мне надо идти делать укол ребёнку».
Не нажила ни денег, ни богатства, ни орденов - только бесконечную любовь людей, которые знакомы с этой великодушной и прекрасной женщиной, и зовут её камыш-бурунцы ласковым именем Бебочка.

Галина Михайловна Ременникова - учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Любинская СОШ № 3», р. п. Любинский, Омская область.

Галина Михайловна - победитель ПНПО «Образование» «Лучший учитель Российской Федерации - 2007», Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель - 2009», Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 2009, 2010 гг. Увлечения: цветоводство, психология, поэзия.

«Беглый очерк беспокойного сердца»

Истинное назначение человека - жить, а не существовать.
Джек Лондон

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Д. Левитанский

Не знаю, почему ни учёные, ни писатели не договорились насчёт того, с какого возраста человек отчётливо себя помнит. Но какова бы ни была точка отсчёта, помню одно: передо мной всегда была дворовая детвора. Мои разновозрастные друзья пока понятия не имели об учителях и учениках. В детский сад я пошла только за год до школы, так как мест в детских садах было недостаточно. Впрочем, это нисколько не наводило на грусть ни меня, ни моих друзей. Из всей дворовой команды я первая пошла в школу. И тогда не только я, но и мои друзья стали отчётливо понимать, что такое школьные уроки и кто такой Учитель.

В моих руках всегда был принесённый из школы кусочек мела. Во дворе стоял весёлый гомон, а потом, по сигналу кем-то принесённого звонка, замирал, и наступала тишина. Все рассаживались. И вот стройными рядами появлялись написанные мною буквы и числа. Для моих друзей это была игра. А для меня? Вряд ли я задумывалась над этим. Никто не проводил профессиональный отбор, этого не будет и потом. Учителем надо родиться.

У нас было всё как в настоящей школе: и уроки, и перерывы на обед (их позже назовут горячими завтраками). У меня не было часов, но были перед глазами детские лица и глаза. Именно они, глаза, учат нас понимать ребёнка. Уже позже в институте, изучив психологию и педагогику, я узнала и о познавательных процессах, и многое другое... А пока… на завтрак никто не торопился по другой причине. Я частенько угощала детей горячим хлебом и мёдом. Хлеб выпекали в местной пекарне. Он всегда был пышным и горячим. Мы вдыхали смешанный запах хлеба и мёда и были счастливы. Этот счастливый мир и называется Детство.

Мой профессиональный выбор был вполне осознанным: педагогический институт. В водовороте студенческой жизни я не заметила, как пролетели четыре года. Интересная студенческая жизнь, научные конференции, студенческие олимпиады - всё позади. Я молода, полна энергии и творческого порыва.

И вот первые уроки.

Нам каждый год встречать и провожать,
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать,
И с каждым мигом становится лучше.

Моя трудовая жизнь складывалась удачно и успешно. Я стремительно продвигалась по карьерной лестнице. Год 1988. Мне ещё только 26. А я уже директор крупной сельской школы в Республике Казахстан. Но!

Следом за новыми историческими понятиями: «перестройка», «гласность», «новое политическое мышление» придут другие - ГКЧП, развал Союза ССР. В новой системе ценностей не осталось места комсомолу, партии…

А за плечами уже немалый педагогический опыт, опыт руководителя, и в сердце всё та же неподдельная любовь и привязанность к детям. Но многое рушится так неожиданно, что на мгновение задумываешься и о смысле жизни, и об отданных семи годах работы директором. Находясь в сложнейшей ситуации, начинаешь понимать: а может начать всё сначала.

Меняется время, я меняю место жительства, но неизменной для меня остается главная жизненная задача - воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Я просто очень люблю свою работу. Помните, И. Кант утверждал, что «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью».

Мы часто смотрим на небо, усыпанное мерцающими звёздами. Но они так далеко, а я всегда хотела зажигать звёзды здесь, на Земле.

…Ведь, если звёзды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?..
…Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

В моей педагогической практике были, есть звёзды и звездочки, и я уверена, их будет много. Мне удивительно везёт. Все они разные, и в этой их неодинаковости - их уникальность, их индивидуальность. В этой непохожести - неповторимость, творческий потенциал и оригинальность, яркость и необыкновенность каждого.

А ещё я считаю, что каждый человек должен оглядываться назад. «Для чего?» - спросит обыватель.

Мы нынешние - продукты прошлого. Мы взяли из прошлого главное - себя, свой опыт. Прошлое - это путь, по которому мы пришли в настоящее. И от этого пути отказываться нельзя. В сущности, мы затрагиваем две стратегии жизни. Предположим, кому-то больше импонирует персонаж древнегреческой мифологии. Птолемей (наперёд мыслящий) символизирует жажду новаций, открытость к неопределённому и опасному будущему. Другой брат Эпиметей (мыслящий прошлым) желал сохранить то, что было, воспроизводил вещи и порядки, хорошо испытанные временем.

Я считаю, что прошлое и будущее неразрывны. В моей практике были талантливые и действительно одарённые ребята. Они есть и сейчас, уверена, будут и в дальнейшей моей профессиональной деятельности.

Мои ученики - это особый мир. Я многому у них учусь. Детский мир такой богатый и разнообразный! Судьбы моих бывших учеников всегда в моей памяти. Анастасия Г. - талантливая и способная старшеклассница. Но она лишена материнского внимания и заботы. За асоциальное поведение маму Анастасии лишили материнства.

Вместе со своей ученицей я прожила творческую жизнь длиною в два года. Девушка успешно защитила два научных исследования: «Определение типа ситуации обучения» и «Отношение школьников к учению». Они отмечены экспертной комиссией областной НПК НОУ «Поиск», и Анастасия дважды стала лауреатом конференции.

Успех Марины М. на поприще науки и творчества был ещё труднее. Когда мы познакомились, то она была конфликтным и эмоционально несдержанным подростком. Возможно, сказалось то, что многие годы её воспитывал только отец. Но исследование «Научить ребёнка читать! Как?...» стало для неё знаковым. Она одержала победу, прежде всего, над собой. Поняла, что надо ежедневно серьёзно заниматься наукой, учиться, воспринимать правильно и неудачи, и победы. Я смотрела на Марину во время вручения Диплома лауреата и думала о том, сколько их в моей жизни юношей и девушек, так рано повзрослевших из-за семейных драм.

А вот передо мной стоят трое юношей: Иван Ж., Руслан Ю. и Александр Ш. Я смотрела на этих взрослых парней и видела, что и у них тоже проблемы. С ними я прожила необыкновенные часы общения. Исследование «Криптография без секрета» (или «Математические загадки детективного сюжета») стало первой в моей профессиональной практике работой, позволившей красиво соединить одновременно детские исследования в области литературы, математики и информатики. Ребята привезли несколько победных наград с областной конференции, научили лично меня многим премудростям информационных технологий. Да, это было недавно, это было давно!

Каждый раз я анализирую ситуации и размышляю, какой прием воспитания трудных подростков мною использован. Каким было моё очередное действие, успешно повлиявшее на судьбу, на поведение и позиции ученика? Какие профессиональные трюки были более действенными? И отвечаю - исследовательский. Именно этот подход изменяет взгляды, мотивы, поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков «трудного».

Все жизненные ситуации не похожи друг на друга. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. Но неизменным будет одно - помощь будет оказана.

Дети с искалеченной судьбой. «Трудные дети». «Группа риска»… Что стоит за этим всеми известными и давно привычными терминами? Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы.

Вся моя педагогическая деятельность - это большой проект «Трудные дети», рассчитанный на объединение всех специалистов вокруг данной проблемы. Не стоит акцентировать внимание на терминах «проблемные» и «трудные» дети, надо искать причины появления этого «феномена». К сожалению, необходимо признать, что чаще всего причина появления данной проблемы происходит по вине взрослых (учителей, родителей). И это не только результаты исследований учёных, это и личный опыт работы. Ситуация в государстве поменялась. На проблему появления такой категории детей надо взглянуть по-новому. Моя педагогическая деятельность - это постоянный поиск новых технологий для разрешения сложных ситуаций. Я постоянно ищу алгоритмы работы в так называемых проблемных зонах.

Исследовательский подход, который я использую в своей профессиональной деятельности, вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные темы, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Мои учащиеся овладевают культурой самоисследования, исследования собственной учебной деятельности.

Всю работу по подготовке юных исследователей я веду с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, через организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Это мудрое решение позволяет мне готовить к выступлениям учащихся на областные и всероссийские научно-практические конференции.

Школа - это моя жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится, если, конечно, приложишь определенные усилия. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки - это все так мне нравится! Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, придумываешь.… Бывают разочарования - не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?

Я помогаю своим ученикам приобщаться к миру науки, приобретать навыки исследовательской работы, столь необходимой при обучении в высших и средних специальных учебных заведениях. «Если много и упорно трудиться, обязательно придет успех», - говорю я своим ученикам. И вот у моих юных исследователей появляются свои первые публикации. «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе, идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту», - напоминаю я снова и снова слова Конфуция.

Мои ученики понимают, что они «должны стремиться к знанию не ради споров, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Я всегда несу ответственность за судьбу ребенка, который унесет в большой мир не только знания, не только ошибки и сомнения, но и частичку меня.

Учитель! В моей профессиональной деятельности было всё: взлёты и падения, снова подъём, снова каждодневная работа, прежде всего, над совершенствованием своего профессионального уровня. Какие бы неопределённости и трудности ни встречались в моей жизни, я никогда не испытывала даже малейшего желания уйти из профессии. Наоборот, сложности меня закаляли, моё желание учить и быть рядом с детством никогда не исчезало. Наверное, я просто люблю детей, ведь они такие разные! Я просто люблю свою работу, ведь меня поддерживает самая великая сила - сердца моих учеников.

Но я точно знаю: никем другим я не стала бы работать! Я даже и сейчас думаю: а может я больше ничего и не умею - просто умею учить детей. И для меня нет ничего дороже. Так буду же своей работой наслаждаться, обладая великой силой учителя - владеть сердцами своих учеников!

Завтра будет новый школьный день. И снова завтра в классе на меня будут смотреть глаза моих учеников. Ведь я - Учитель!

Вы знаете,
мне по-прежнему верится,
что если останется жить земля, -
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.

Наверное, пора ставить точку в «беглом очерке». Но снова и снова я вчитываюсь в мудрости древнего Востока.

К одному известному мастеру спорта по борьбе пришёл ученик, чтобы поучиться у него этому искусству. Многие годы он тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. «Учитель, - спросил ученик в один прекрасный день, - есть что-нибудь такое, чему бы ты ещё мог меня научить?»

«Ты научился всему, чему бы я мог тебя научить», - сказал мастер.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить на ринге своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок. После длительной, спокойной и равной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки и победил его.

«Странно, - сказал побеждённый, тяжело переводя дыхание, - я научился у тебя всему, но как же случилось, что ты одолел меня тем приёмом, которого я не знал?»

«Юный друг, - сказал мастер, - всё верно! Всему, что я мог, я тебя научил. Только этот единственный приём приберёг для сегодняшнего дня».

Я, мои коллеги, поделилась с Вами весьма бегло. Рамки данного очерка не позволили мне описать судьбы многих моих воспитанников. Но даже если бы и была возможность, то всегда останется хотя бы одно, что принадлежит только мне. Теперь всё.