Функции главных институтов общества. Основные институты общества, их функции

ЛЕКЦИЯ № 17. Социальные институты

1. Понятие социального института
2. Виды социальных институтов
3. Функции социальных институтов
4. Базовые характеристики социальных институтов
5. Развитие социальных институтов и институциализация

1. Понятие социального института

Социальные институты — устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:
1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;
2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;
3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;
4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы. Например, когда мы говорим, что школа — это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении — организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.

2. Виды социальных институтов

Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).
Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:
1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;
2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;
3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;
5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

3. Функции социальных институтов

Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:
1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;
2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;
3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;
4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

4. Базовые характеристики социальных институтов

Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюрк- гейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:
1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности — даже деревьями, столами и телефонами, — каждая из которых находится вне индивида;
2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;
3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;
4) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию — т. е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

5. Развитие социальных институтов и институциализация

Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость — это, пожалуй, самый верный критерий зрелости и надежности общества. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, возникновение новых социальных институтов; во-вторых, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.
Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.
Важнейшими предпосылками институциализации — формирования и становления нового института — являются:
1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;
2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;
3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей — своих и соотносимых с ними). Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Следовательно, институциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.

Социальный институт: что это

Социальные институты выступают в качестве исторически сложившихся и устойчивых форм организации совместной деятельности людей в одном сообществе. Данный термин авторы и исследователи употребляют в отношении разнообразных сфер. Сюда входит образование, семья, здравоохранение, государство и многие другие.

Возникновение социальных институтов и их охват широких слоев населения и различных сфер жизнедеятельности человека связано с очень сложным процессом формализации и стандартизации. Этот процесс носит название «институциализация».

Замечание 1

Институциализация является очень многофакторной и структурированной, и включает в себя ряд ключевых моментов, о которых нельзя не упомянуть при изучении социальных институтов, их типологии и основных функций. Одним из ключевых условий, которое предшествует появлению социального института, является социальная потребность со стороны населения. Это связано с тем, что социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей. Основная цель такой деятельности – удовлетворение основных социальных, экономических, политических и духовных потребностей населения.

Разнообразие социальных институтов было объектом изучения многих социологов. Все они старались найти сходства и отличия в функционале социальных институтов и их назначении в обществе. Таким образом, они пришли к выводу о том, что каждый социальный институт характеризуется наличием конкретной цели своей деятельности, а также определенными функциями, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели и реализации конкретных задач. Помимо этого, участник каждого социального института обладает своим социальным статусом и ролью, что также немаловажно, поскольку таким образом человек в один период своей жизни может иметь сразу несколько социальных статусов и ролей (отец, сын, муж, брат, начальник, подчиненный и прочие).

Типы социальных институтов

Социальные институты имеют достаточно разнообразную типологию. Авторы также предлагают различные подходы к определению видовой и типологической особенности институтов.

В зависимости от функциональных качеств социальные институты могут быть следующих видов:

  1. Социально-экономические институты. К ним относятся собственность, обмен, процесс производства и потребления, деньги, банки и различные хозяйственные объединения. Социальные институты этого типа обеспечивают всю совокупность производства, распределения, обмена и потребления общественных и экономических ресурсов;
  2. . Их деятельность направлена на установление и дальнейшую поддержку определенных форм политической власти. Сюда входят государство, политические партии и профсоюзы, которые обеспечивают политическую деятельность, а также ряд общественных организаций, преследующих политические цели. По сути, совокупность данных элементов и составляет всю политическую систему, существующую в конкретных обществах. обеспечивают воспроизводство, а также сохранение идеологических ценностей, стабилизируют социальные и классовые структуры общества, их взаимодействие друг с другом;
  3. Социально-культурные и воспитательные институты. Их деятельность конструирует принципы усвоения и дальнейшее воспроизводство культурных и социальных ценностей. Также они необходимы для того, чтобы индивиды приобщались и включались в определенную субкультуру. Социокультурные и воспитательные институты влияют на социализацию индивида, причем это касается как первичной, так и вторичной социализации. Социализация происходит через усвоение основных социальных и культурных норм и стандартов, а также на защиту конкретных норм и ценностей, их дальнейшую трансляцию от старшего поколения младшему;
  4. Нормативно-ориентирующие институты. Их целью является мотивация нравственной и этической основы личности человека. Вся совокупность этих институтов утверждает в сообществе императивные общечеловеческие ценности, а также специальные кодексы, которые регулируют поведение и его этику.

Замечание 2

Помимо вышеперечисленных существуют также и такие, как нормативно-санкционирующие (право) и церемониально-символические институты (иначе они называются ситуационно-конвенциональными). Они определяют и регулируют ежедневные контакты, а также акты группового и межгруппового поведения.

Типология социальных институтов определяется и сферой действия. Среди них выделяются следующие:

  • Регуляционные социальные институты;
  • Регулятивные социальные институты;
  • Культурные социальные институты;
  • Интегративные социальные институты.

Функции социального института

Функции социальных институтов и их структура разрабатывалась очень многими авторами. Для нас представляет интерес классификация Я. Щепаньского, так как она является наиболее стандартной и актуальной в современном обществе:

  1. Социальные институты удовлетворяют основные потребности населения в целом и отдельной личности в частности;
  2. Социальные институты регулируют отношения между социальными группами;
  3. Социальные институты обеспечивают непрерывный процесс жизнедеятельности индивида, делают его целесообразным, а также общественно значимым;
  4. Социальные институты соединяют действия и отношения индивидов, то есть содействуют возникновению социальной сплоченности, что предотвращает кризисные и конфликтные ситуации.

Замечание 3

К иным функциям социальных институтов относится улучшение и упрощение процессов адаптации, выполнение важных стратегических задач общества, регламентация в процессах использования значимых ресурсов, обеспечение общественного порядка и структурирования повседневной жизни индивидов, согласование интересов каждого члена общества с интересами государства (стабилизация общественных отношений).

Э. Дюркгейм и за ним Р. Мертон утверждали, что о функциях социальных институтов надо судить не по намерениям и целям людей, вступающих во взаимодействие, а по гем общественным последствиям (полезным или вредным), которые возникают в результате институциальных взаимодействий. Роберт Мертон предложил разделить последствия деятельности социального института на функции и дисфункции.

Кризис российского института семьи, о котором активно заговорили с конца 1980-х гг., связан как раз с возрастанием дисфункций этого института: значительное увеличении числа разводов, серьезные проблемы с воспитанием детей, неэффективное распределение внутрисемейных ролей и т.п. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов расшатывает общественный порядок и может породить дезорганизацию всей социальной системы. Если социальный институт работает нормально, так, как положено, то плюсов (функций) у него намного больше, чем минусов (дисфункций).

Деятельность социальных институтов порождает множество различных функций (и дисфункций) или, иначе говоря, институты являются полифункциональными. В социологической литературе принято выделять универсальные и специфические функции.

Универсальные функции являются общими для всех социальных институтов. К ним относятся:

  • 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она осуществляется через систему норм, предписаний, правил поведения, характерных для конкретного социального института, что позволяет стандартизировать и формализовать поведение людей, задавая рамки их деятельности. В результате поведение людей делается предсказуемым, а общественные отношения становятся стабильными и упорядоченными.
  • 2. Регулятивная функция. Общая задача совместной деятельности большого числа людей имеет не один, а множество вариантов решений, и это обстоятельство вызывает необходимость в регулировании человеческой деятельности в том направлении, которое наиболее полезно обществу. Регулятивная функция состоит в согласовании взаимоотношений между членами общества с помощью норм, образцов, эталонов поведения и контроля за их соблюдением.
  • 3. Интегративная функция. В сложноустроенной социальной системе неизбежно возникает потребность в объединениях членов общества, которые обеспечивали бы ее стабильность и целостность. Нормами, ролевыми комплексами, правилами и санкциями социальные институты сплачивают членов социальных групп, организаций, связывают их отношениями взаимозависимости и взаимоответственности. Интегративные процессы в рамках социальных институтов упорядочивают систему взаимодействий, координируют деятельность людей, позволяют создавать сложные организации.
  • 4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не обладало механизмом передачи социального опыта. Социальные институты транслируют и общественные отношения, и различные виды деятельности. Трансляция осуществляется как во времени (т.е. от поколения к поколению), так и в пространстве, когда к определенной деятельности подключаются новые группы людей.
  • 5. Коммуникативная функция. Через социальные институты передается определенная информация и создаются условия для общения отдельных индивидов. Общение в социальных институтах имеет свою специфику: это формальное, ролевое общение. Институты во многом предопределяют характер общения, задают повод и основные его способы. Социальные институты различаются по своим коммуникативным возможностям.

Например, есть институты, созданные для передачи информации (газеты, радио, телевидение). В ряде институтов возможность распространения информации затруднена (производство конвейерного типа). В одних институтах возможен активный способ получения информации (наука, образование), в других – пассивный (радио, телевидение).

Специфические функции существуют наряду с универсальными. Это функции, которые характерны не для всех, а лишь для некоторых социальных институтов. Например, установлением порядка в обществе занимается государство, обучением и подготовкой к профессиональной деятельности – институт образования; открытия в различных сферах познания связаны с наукой, а за здоровьем граждан следит институт здравоохранения.

Помимо универсальных и специфических в социологи выделяют явные и латентные функции социальных институтов.

Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт как система самовозобновляемых взаимодействий. Это необходимые, осознанные, ожидаемые, преднамеренные и очевидные функции. Явные функции официально декларируются, они записаны в кодексах и уставах, закреплены в системе статусов и ролей, приняты сообществом причастных людей и контролируются обществом. Поскольку явные функции всегда провозглашены и связаны с довольно строгими традициями или процедурами (президентская клятва, наказы избирателей, принятие специальных законов о социальном обеспечении, образовании, прокуратуре и т.п.), они являются более формализованными и подконтрольными обществу. Члены общества, например, могут спросить у депутатов о причинах невыполнения предвыборных обещаний, а у властей о расходовании собранных налогов.

Латентные функции – это такие результаты действий социальных институтов, которые не были запланированы заранее, поскольку они являются неосознаваемыми некоторое время или не осознаются вообще. Это как бы "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, не являющуюся "родной" для него).

Например, явными функциями высшей школы являются подготовка специалистов высшей квалификации по различным профессиям, усвоение господствующих в обществе стандартов – ценностных, моральных, идеологических, подготовка молодежи к различным социальным ролям. Неявными, латентными последствиями выступает воспроизводство социальной стратификации или закрепление социального неравенства, которое прямо связано с получением высшего образования.

Еще один пример: закон о запрещении игорного бизнеса в качестве явной функции предполагает прекращение широкого распространения азартных игр, а в качестве латентной функции может привести к созданию подпольных игорных заведений.

Таким образом, латентные функции можно рассматривать как побочный продукт деятельности социального института, они могут быть как позитивными (функциями), так и негативными (дисфункциями). Значение латентных функций в жизни общества велико. Только с помощью изучения скрытых последствий деятельности социальных институтов можно получить полную и истинную картину общественной жизни. Без анализа латентных функций представление о роли конкретного института в социальных процессах будет ограниченным и прямолинейным, а значит, неточным.

Каждый социальный институт выполняет не одну-единственную функцию, а целый комплекс, в который могут входить функции (позитивные последствия) и дисфункции (негативные последствия); универсальные и специфические; явные и латентные функции. Кроме того, одну и ту же функцию могут выполнять сразу несколько институтов. Например, воспитанием кроме семьи занимаются институты образования, религии, армии, СМИ, государства. Полифункциональность институтов приводит к тому, что функции различных социальных институтов пересекаются или же реализуются параллельно. Производство, правительство, образование, религия, семья, потребление, торговля – все эти институты находятся во взаимодействии и взаимовлиянии.

Например, потребности экономики привели в индустриальных странах к широкому росту грамотности, а затем к увеличению квалифицированных специалистов; эффективное производство через налоги формирует бюджет, из которого государство направляет средства на бесплатное общее образование и поддержание высшей школы. И наоборот, чем выше качество образования, тем выше будет квалификация специалистов, работников, тем более сложные технологии они смогут освоить, что скажется на эффективности экономики.

Функции, которые выполняют социальные институты, не являются неизменными. Со временем могут исчезать одни функции и появляться новые, часть функций может перемещаться к другим институтам, может меняться (увеличиваться или уменьшаться) объем функций. Так, государство при возникновении выполняло довольно узкий круг функций, связанный с безопасностью. Современное государство решает значительный объем задач. Кроме проблем безопасности оно занимается социальным обеспечением различных категорий граждан, сбором налогов, регулированием различных сфер общества: экономики, здравоохранения, образования и т.д.

Состояние социальных институтов является значимым показателем (индикатором) социальной стабильности общества. В стабильном обществе социальные институты обладают четкими, понятными, неизменными функциями. В нестабильном обществе, напротив, функции социальных институтов многозначны, нечетки, изменчивы.

Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Условия появления системы социальных институтов:

а) в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте;

б) общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Социальные институты – 1) элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулирования общественной жизни; 2) ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества; 3) определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Основные черты (признаки) социального института:

1. Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию.

2. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур.

3. Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий (поведения) в соответствии с этими нормами и образцами.

4. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели.

5. Обладает определенными средствами (материальными и человеческими ресурсами) и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

6. Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Структура социального института включает: социальные группы и организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности; совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; систему символов, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т. д.); идеологические обоснования деятельности социального института; социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества

Типы социальных институтов классифицируют:

1. По сферам жизни общества: а) экономические (разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т. д.); б) политические (государство, армия, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество); в) стратификации и родства (класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство); г) культуры (школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь).

2. В зависимости от их сферы деятельности: а) реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков; б) регулятивные институты определяют границы независимости личности, ее действий для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

3. По функциональным качествам.

4. По времени существования и др.

Социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций.

Типы функций социальных институтов

А) Общие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым; 2. Регулятивная функция – выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т. е. социальный институт как элемент социального контроля); 3. Интегративная функция – процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп; 4. Транслирующая функция – передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям; 5. Коммуникативная функция – распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

Б) Отдельные функции:

– социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.);

– социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья);

– социальный институт производства средств существования выполняет созидательную функцию;

– социальный институт права выполняет функцию разработки правовых документов и ведает соблюдением законов и правовых норм и т. д.

В) Р. Мертон предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции. Явные – приняты официально, признаны и контролируются обществом; скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно. При расхождении этих функций возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества, так как наряду с официальными институтами формируются «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (институт рабства), а другие – появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации (процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах).

Основные социальные институты

1. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. Институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Функции: экономическая, репродуктивная, воспитательная и т. д.

2. Социальные институты политики: осуществляют реализацию политической власти. Внутренние функции: хозяйственная, стабилизационная, координационная, обеспечения защиты населения и др.; внешние функции: обороны, международного сотрудничества и др.

3. Экономические институты : институт собственности, система торговли и распределения, финансовая система, система страхования и другие виды систематизированной экономической активности. Экономика как социальный институт обеспечивает людей материальными условиями существования, является систематизирующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Основная функция: производство и распределение товаров и услуг.

4. Образование – социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Образование способствует социализации индивида и развитию личности, содействует ее самореализации. Функции: адаптационная, профессиональная, гражданская, общекультурная, гуманистическая и т. д.

5. Право – социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

6. Религия – как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики. Функции: мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая, общекультурная и др.

Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня (например, суд – институты адвокатуры, прокуратуры, судейства). Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность – удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т. д.).

Подразумевает Спенсеровский подход и Вебленовский подход.

Спенсеровский подход.

Спенсеровский подход назван по имени Герберта Спенсера, который нашел много общего в функциях социального института (сам он называл его социальным учреждением ) и биологического организма. Он так и писал: «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры». Итак, по Спенсеру, социальный институт - это организованный тип поведения и деятельности человека в обществе . Попросту говоря - это особая форма общественной организации, при изучении которой необходимо делать упор на функциональные элементы.

Вебленовский подход.

Вебленовский подход (по имени Торстейна Веблена) на понятие социального института несколько отличается. Он делает упор не на функции, а на нормы социального института: "Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств". Попросту говоря, ему были интересны не функциональные элементы, а сама деятельность , цель которой удовлетворение потребностей общества.

Система классификации социальных институтов.

  • экономические - рынок, деньги, оплата труда, банковая система;
  • политические - правительство, государство, судебная система, вооруженные силы;
  • духовные институты - образование, наука, религия, мораль;
  • семейные институты - семья, дети, брак, родители.

Кроме того, социальные институты делят по своей структуре на:

  • простые - не имеющие внутреннего деления (семья);
  • сложные - состоящие из нескольких простых (например, школа, в которой есть множество классов).

Функции социальных институтов.

Любой социальный институт создан для достижения какой-либо цели. Именно эти цели и определяют функции института. Например, функция больниц - лечение и здравоохранение, а армии - обеспечение безопасности. Социологи разных школ выделяли множество разных функций в стремлении их упорядочить и классифицировать. Липсет и Ландберг смогли обобщить эти классификации и выделили четыре основные:

  • функция воспроизводства - появление новых членов общества (главный институт - семья, также другие институты, с ней связанные);
  • социальная функция - распространение норм поведения, образование (институты религии , обучения, развития);
  • производство и распределение (промышленность, сельское хозяйство, торговля, также государство);
  • контроль и управление - регулирование отношений между членами общества путем выработки норм, прав, обязанностей, а также системы санкций, то есть штрафов и наказаний (государство, правительство, судебная система, органы охраны общественного порядка).

По типу деятельности функции могут быть:

  • явные - официально оформленные, принятые обществом и государством (учебные заведения, социальные учреждения, зарегистрированные брачные отношения и т.д.);
  • скрытые - деятельность скрытая либо непреднамеренная (криминальные структуры).

Иногда социальный институт начинает осуществлять несвойственные ему функции, в этом случае мы можем говорить о дисфункции этого института. Дисфункции работают не на сохранение социальной системы, а на ее разрушение. Примеры - криминальные структуры, теневая экономика.

Значение социальных институтов.

В завершение стоит сказать о важной роли, которую играют социальные институты в развитии общества. Именно характер институтов определяет успешное развитие или упадок государства. Социальные институты, особенно политические, должны быть общедоступными, - если же они носят закрытый характер, то это приводит к дисфункции остальных социальных институтов.