Интерактивная доска и ее дидактические возможности. Что такое "интерактивная доска" и для чего она нужна

Сегодня в образовании стремятся максимально использовать современные технологии, среди которых на первом месте находится интерактивная доска. Это так называемый сенсорный экран, основная часть которого обязательно присоединяется к ПК, таким образом, чтобы проектор передавал изображение с доски на монитор. Итак, давайте рассмотрим, как работать с интерактивной доской.

Интерактивная доска по своим функциям представляет собой сочетание обыкновенной доски и монитора компьютера. Чтобы управлять приложениями, которые запущены на компьютере, можно просто дотронуться до поверхности доски. При помощи неё можно работать в сети Интернет, открывать файлы и писать сверху приложений, используя для этого специальные маркеры. После того как работа с доской будет закончена, можно сохранять зафиксированные материалы и загружать их.

Впервые интерактивная доска была показана миру в 1991 году. Именно преподаватели впервые решили использовать в своей профессиональной деятельности интерактивную доску. Ведь именно такие технические новинки помогают делать уроки интересными и увлекательными.

Что представляет из себя доска

Доска – это только часть интерактивного комплекса, который состоит из проектора и доски. Специальное крепление проектора способствует уменьшению количества теней и бликов на доске. Так как его не стоит закреплять на потолке, его стоимость будет несколько ниже, чем у обычного проектора.

Перед тем, как начать работу с проектором, его необходимо правильно закрепить и подсоединить к компьютеру. Затем выбирается необходимый размер изображения, передаваемый проектором. Он должен идеально подходить под размеры доски. Калибровка экрана производится каждый раз, когда он передвигается.

Как правильно работать с доской

В зависимости от того, какая доска используется при работе, можно управлять ею либо при помощи специального маркера, либо пальцами. Специальными редакторами можно выделять тексты, делать пометки и корректировки. Подойдя к доске, докладчик может выделять текст, подчеркивать основные фразы, рисовать или же корректировать нарисованное прямо на экране. На экране монитора автоматически дублируется надпись и сохраняется в памяти компьютера. Применение интерактивной доски позволяет при помощи рук вносить коррективы в текстовый или графический файл.

Некоторые комплектации интерактивных досок имеют в своём арсенале несколько маркеров разных цветов, а также ластик для мобильного удаления надписей.

Изготовители интерактивных досок применяют совершенно разные способы производства таких изделий. Главное их отличие друг от друга – это технология изготовления пишущего инструмента на доске. Сегодня на рынке интерактивных досок существуют такие разновидности технологий, как:

  • основывающаяся на матрице резисторного характера;
  • сочетающая ультразвуковую и инфракрасную технологию;
  • основывающаяся на наличии электромагнитных волн;
  • оптическая технология;
  • лазерная технология.

Интерактивные доски могут применяться не только в сфере преподавания. Они рассчитаны на большие аудитории. Можно использовать такие доски и в бизнесе для проведения презентаций и демонстрации готовых работ своим контрагентам.

Также доски позволяют облегчать работу с детьми, имеющими ограниченные возможности. Способность интерактивных досок сохранять информацию в режиме реального времени и передавать по каналам связи очень часто используется различными военными ведомствами. Кроме того, это имеет немалое значение для кризисных и мобильных центров.

Следующая структура, использующая в своей деятельности интерактивные доски – это государственная. Программы могут быть продемонстрированы многотысячной аудитории посредством интерактивной доски. Использование интерактивной доски позволит в процессе проведения презентации продукта добавить в файл необходимую информацию и сохранить её на носителе. Докладчик не привязан к месту управления проектом и может управлять файлами презентации прямо на поверхности интерактивного экрана.

Интерактивное обучение

Как сообщают многочисленные исследования, интерактивные доски реально помогают достичь успехов в учебе. Такие доски позволяют заинтересовать учеников и студентов использованием различных видео и аудио приемов. Усвоение материала, представленного на поверхности интерактивной доски, происходит гораздо быстрее.

Кроме того, интерактивные доски не требуют большого количества свободного пространства. Проектор может закрепляться либо на потолке, либо на специальной подставке. Существуют так называемые доски с обратной проекцией, которые позволяют избежать различных проблем, которые возникают при подключении монитора к проектору, так как такие доски составляют с проектором единую систему. Имеются и мобильные доски, которые не закрепляются на поверхности стены. Их можно переносить из одного помещения в другое. Современные методы и средства обучения доступны каждому и управление ими не доставляет никаких неудобств.

Как правильно настроить экран

Перед тем, как запускать интерактивную доску в работу, необходимо произвести калибровку экрана. Этот процесс является основным, который вводит в заблуждение, если вы не знаете, как пользоваться интерактивной доской. Калибровка делается для того, чтобы правильно настроить экран, который управляется прикосновением. Для того чтобы её провести успешно, необходимо нажать одновременно и держать две кнопки на мышке и на клавиатуре до тех пор пока не появится экран для калибровки. Теперь вам останется только правильно нажимать на крестики, которые будут появляться на экране. Нажимать можно как при помощи специального маркера, так и с помощью прикосновения к доске.

Таким образом, рано или поздно перед любым продвинутым педагогом встаёт вопрос относительного того, как использовать интерактивную доску правильно. Но современные тенденции развития образования требуют от педагога использования в его профессиональной деятельности современных методов обучения, среди которых на почетном месте находится использование интерактивной доски. Пользоваться ею не тяжелее, чем обыкновенным сенсорным телефоном или планшетом, так как принцип работы один и тот же, только в данном случае перед работой необходимо произвести калибровку, которая выполняется также очень легко. Помочь в усвоении самых сложных предметов сегодня сможет именно интерактивная доска. Инструкция по ней очень проста и примитивна, поэтому освоить её будет по силам каждому.

Современные гаджеты не устают удивлять нас все новыми возможностями. Их можно применять с большой пользой, особенно в том, что касается обучения детей. Одно из таких устройств – интерактивная доска – популярный электронный инструмент, который вывел работу с проектором и компьютером на новый уровень, чем завоевал большую популярность в школьных учреждениях. Использование электромагнитного устройства делает обучение в разы интереснее, а учителя получают расширенные возможности для наглядной демонстрации новых знаний.

Что такое интерактивная доска

Сенсорный экран размером с большой телевизор – это и есть специальное электронное устройство под названием интерактивная доска. Работает оно только в комплекте с компьютером и проектором. Все три аппарата соединяются между собой для того, чтобы изображение с компьютера оказывалось выведенным на доску. Простые касания поверхности маркером или пальцем позволяют работать с картинкой на экране так, словно вы работаете на компьютере с помощью мыши.

Виды

Интерактивные доски отличаются по способу установки проецирующего устройства. На досках прямой проекции проектор крепится перед экраном, а обратная разновидность означает, что проектор устанавливается за ним. Следующее важное отличие – активное или пассивное электронное подключение. Первое означает, что мультимедийная доска соединяется с устройствами с помощью проводов. Второе является совершенно самостоятельным и не нуждается в установке кабелей. Каким будет устройство, зависит от технологии создания.

Возможности

Мультимедийная среда открывает перед нами безграничные возможности по обмену и получению информации. Выведенная на сенсорный экран, она становится доступной одновременно большой группе людей. Это незаменимо в процессе обучения и в деловой сфере при проведении презентаций. При работе с устройством вы получаете возможность:

  • писать и сохранять информацию в отдельных файлах;
  • пользоваться сенсорной панелью инструментов;
  • выделять, менять местами, группировать объекты на экране;
  • кроме статических, демонстрировать динамические изображения, слайды, видео;
  • активно использовать электронные технологии и любую информацию с компьютера для создания интерактивных занятий.

Принцип работы

Работа с экраном осуществляется в зависимости от электромагнитных технологий. Выделяют две разновидности. По одной – работают пальцем, по другой – стилусом или тем, и другим. На поверхности экрана расположены датчики, которые ответственны за определение мест касания. Оборудование с инфракрасными датчиками распознает любой предмет, который подносится близко и воспринимает его, как компьютерную мышь. Есть разновидность экранов, работа по которым проводится маркерами.

Купить интерактивную доску

Данные устройства отличаются установленным на них программным обеспечением. Программы определяют возможности работы. В зависимости от того, для кого предназначена доска, приобретайте соответствующий прибор. Базовые основы работы являются максимально простыми и адаптированы для любого пользователя. Отдельные разновидности установленных программ могут потребовать освоения специальных навыков.

Для школы

Электронная система Classic Solution Dual Touch с успехом заменит простую школьную доску и мел. На ней можно работать двумя способами - пальцем или электронным маркером:

  • название модели: Classic Solution V83;
  • цена: 33000 р.;
  • характеристики: оптическая технология, габариты – 1710×1240×36 мм (83"), активная область ”– 80", вес – 15,7 кг, поверхность матовая, антибликовая, подключается по принципу "plug and play", скорость передачи 120 точек в секунду, время касания неограничено, работает с Windows XP / Windows 7;
  • плюсы: благодаря сенсорной технологии Multi-touch, могут работать одновременно 2 человека;
  • минусы: не обнаружены.

Другая сенсорная доска представлена производителем Yesvision. В ее основе лежит оптическая система. Эта технология используется, чтобы превратить любой предмет в инструмент для работы с экраном:

  • название модели: Yesvision BS80;
  • цена: 38000 р.;
  • характеристики: диагональ – 80", рабочая поверхность–155×112см, не чувствительна к нажатию, поддерживает работу двумя касаниями, интерфейс – USB 2.0, в комплектацию входит указка, крепление на стену, программное обеспечение;
  • плюсы: работа осуществляется рукой или любым непрозрачным предметом;
  • минусы: не обнаружены.

Еще одна популярная модель выпускается американским производителем Mimio. Работа с ней осуществляется не только как с сенсорным экраном, но как с обычной магнитно-маркерной доской:

  • название модели: Mimio Board ME 78;
  • цена: 39500 р.;
  • характеристики: проводное подключение, диагональ –78", разрешение – 4800 x 9600, используются инфракрасная, ультразвуковая технологии, подходит для Windows, Macintosh и Linux, вес – 42 кг, в комплекте настенное крепление, кабели;
  • плюсы: гарантия 5 лет;
  • минусы: может работать только 1 человек.

Для детей дошкольного возраста

Оптимальное сочетание цены и возможностей представляет собой доска для проектора Classic. Она идеально подходит для дошкольных учреждений, потому что на ней могут работать несколько детей одновременно:

  • название модели: Classic Board CS-IR-85ten;
  • цена: 41 725 р.;
  • характеристики: инфракрасная технология, диагональ – 78"", вес –25 кг, размеры –176x128x4,5 см;
  • плюсы: воспринимает любой предмет, палец, стилус, магнитная рабочая поверхность, допускает касание 6 пользователей;
  • минусы: не обнаружены.

Недорогие экраны предлагает производитель ScreenMedia. Это современные сенсорные устройства для детского сада, с помощью которых можно организовать познавательные занятия:

  • название модели: ScreenMedia M-80;
  • цена: 29 922 р.;
  • характеристики: рабочая поверхность – 1670 х 1170 мм, диагональ –80"";
  • плюсы: износоустойчива;
  • минусы: не обнаружены.

Специально для ребенка можно приобрести удобное мультимедийное устройство от ActivTable в виде стола. Интерактивный экран является столешницей, на которой можно включить в игру одновременно шесть человек. Он распознает до 12 касаний за раз:

  • название модели: ActivTable 2.0;
  • цена: 530 823 р.;
  • характеристики: используется ультразвуковая, инфракрасная технологии, диагональ – 46", разрешение – 4096x4096, вес –72,5 кг, ширина рабочей области – 1020 мм, высота –572 мм, 6 встроенных браузеров, подключаются 6 наушников,
  • плюсы: есть возможность оценивать работу каждого участника в отдельности, беспроводное подключение к интернету;
  • минусы: высокая стоимость.

Для рисования

Польский производитель Esprit предлагает многофункциональную доску. Ее можно использовать как сенсорный экран и как обычную школьную доску, на которой пишут маркерами сухого стирания:

  • название модели: Esprit TIWEDT50;
  • цена: 52 500 р.;
  • характеристики: оптическая технология, USB-кабель на 4,5 м, телескопическая указка, работает с Windows XP SP3, Windоws 7, Windоws 8, диагональ – 50", распознает 2 касания;
  • плюсы: эмалированная поверхность с антивандальными свойствами;
  • минусы: не обнаружены.

Российский производитель ABC Board M-64 предлагает доску, устойчивую к царапинам. Она используется как интерактивный экран, поверхность для рисования обычными маркерными предметами, для крепления магнитов:

  • название модели: ABC Board M-64;
  • цена: 54000 р.;
  • характеристики: микроточечная технология, диагональ – 64", рабочая поверхность– 875 х 1185 мм, количество пользователей – более 2-х;
  • плюсы: походит для работы не электронными чертежными инструментами, встроенный аккумулятор;
  • минусы: не обнаружены.

Электронная доска от бельгийского производителя PolyVision – это три в одном. Приобретая ее, вы получаете интерактивную, магнитную, маркерную поверхности:

  • название модели: PolyVision eno flex 2620A;
  • цена: 92 650 р.;
  • характеристики: микроточечная технология, диагональ – 78", интерактивная площадь –1180x1580 мм, две дополнительные створки, одновременная работа тремя стилусами;
  • плюсы: антивандальная металлокерамическая поверхность;
  • минусы: не обнаружены.

Как выбрать интерактивную доску

Приобретая интерактивные доски для школы или проектной организации, вы совершаете ответственный шаг, поскольку от этого будет зависеть качество работы. При выборе покупки ориентируйтесь на следующие факторы:

  • Универсальность. Выбирайте продукцию, подходящую для интерактивной и обычной работы.
  • Средства управления. Выбирайте тот товар, на котором можно работать любым предметом.
  • Программное обеспечение. Оно сильно отличается, профиль может настраиваться под нужные дисциплины (математику, физику).

Видео

1. Что такое интерактивное оборудование

Интерактив (от англ. interactive - взаимодействующий) - взаимодействие с пользователем в процессе работы и немедленная реакция на действие пользователя.

Докладчик во время выступления не должен находиться возле компьютера, мыши и клавиатуры, поэтому его выступление будет более живым и ориентированным на слушателей. Работа с интерактивной доской и оборудованием предполагает непосредственное взаимодействие с отображаемыми элементами электронной презентации. Применение такого оборудования способствует обмену и усвоению информации на качественно новом уровне. Можно показывать видео, слайды и одновременно рисовать, делать пометки, чертить схемы и т.д. и все это не отходя от доски и не прерывая диалога с аудиторией. В конце выступления каждый желающий может получить запись всего действия и просматривать ее у себя дома на компьютере. Использование интерактивного оборудования дает возможность обсуждать коллективно рабочие вопросы, обеспечивает вовлеченность всех участников конференции или процесса обучения

2. Cферы применения интерактивного оборудования

Современное программное обеспечение, позволяет интегрировать большинство текстовых, графических и даже мультимедийных материалов на интерактивную доску, проектор, дисплей посредством компьютера или ноутбука. Интерактивное оборудование с успехом применяется в проведении совещаний, презентаций, в организации учебного процесса, выставок, различных массовых мероприятий. Наиболее перспективны для применения досок следующие сферы:

А. Учреждения образования.

Не стоит забывать, что помимо привычной доски, любой преподаватель использует в своей работе достаточно большое количество учебного материала. Интерактивное оборудование позволяет во многом избавить людей этой профессии от необходимости всегда иметь при себе множество справочных или учебных материалов. Работа на интерактивной доске обеспечит удобство обеспечения как в детском саду или начальной школе, так и старших классах и ВУЗах.

Б. Силовые структуры и оперативные службы.

Силовые структуры и различные оперативные службы смогут применять интерактивное оборудование для наглядного планирования своих действий, используя для этого необходимые схемы или карты и наглядно демонстрируя расстановку позиций.

В. Публичные мероприятия и организации их проводящие.

Плюсы интерактивных панелей.

За счет отсутствия необходимости использовать проектор - снижается стоимость владения (нет необходимости менять фильтры, лампы и выгорающую матрицу). Яркий свет от проектора больше не ослепляет докладчика. Нет необходимости проводить калибровку и настройку, подгонять проецируемое изображение под ширину доски.

Простота установки, не требует специальной настройки. Панель можно установить вертикально, положить на поверхность горизонтально. Позволяет работать с документами и изображениями с помощью идущего в комплекте пера или пальцами одному или двум пользователям. В отличии от инсталляций в которых задействованы проекторы Интерактивные дисплеи существенно менее чувствительны к освещению в помещении. Их легко установить сразу после покупки. Так как данная интерактивная система не нуждается в проекторе, вам не нужно беспокоиться о лампах или фильтрах, что существенно облегчает обслуживание дисплея и снижает общую стоимость владения.

5. Рекомендации по установке интерактивного оборудования.

Заранее, до покупки, стоит присмотреть место инсталляции, исходя из которого, следует выбирать параметры оборудования. Необходимо тщательно продумывать расположение всех задействованных элементов и их подбор. Прежде чем выбрать интерактивное оборудование, которое в дальнейшем будет использоваться для демонстрационной работы, необходимо подробным образом проанализировать для каких целей и в каких условиях планируется использовать тот или иной товар. Именно от вашей непосредственной деятельности будет зависеть, как выбрать наиболее эффективную интерактивную доску и другое оборудование.

Нюансы установки интерактивного оборудования с применение проектора.

А. Оптимальный вариант - проектор никому не мешает, ведущий не заслоняет экран.

Б. Возможный вариант - проектор никому не мешает, ведущий заслоняет экран.

В. Не удобный вариант - проектор занимает отдельное место, ведущий заслоняет экран.

Стоит отметить, что в качестве экрана маркерная доска может быть не очень удобна. В случае если ее рабочая поверхность имеет глянцевое покрытие, возможно появление бликов во время работы. Экран, представляя собой не закрепленную не твердую поверхность, также может оказаться не вполне удобным.

Таким образом следует учитывать следующее:

  • чем выше и ближе проектор к экрану, тем лучше;
  • интерактивную доску лучше вешать не на солнечной стороне во избежание потери контрастности;
  • слева и справа от доски или дисплея должно быть свободное место;
  • оптимально располагать проектор так, чтобы он не занимал отдельного места и не мешал участникам;
  • ведущий (учитель) не должен заслонять изображение на экране;
  • необходимо заранее рассчитать размеры и места расположения всех элементов и коммуникаций.

6. Нюансы выбора оборудования.

Для использования интерактивных досок и систем вам потребуется следующее оборудование:

  • компьютер (персональный, ноутбук или нетбук);
  • короткофокусные, ультракороткофокусные проекторы (предпочтительно, именно эти категории, поскольку они позволяют сделать работу наиболее комфортной);
  • крепления для проекторов;
  • подставки для интерактивных досок;
  • подставки для проекторорв и ноутбука (крепление на потолок может оказаться невозможным;
  • маркеры для белых досок (для электромагнитной и инфракрасной доски).
Также будут полезны средства по уходу (чистящие салфетки и спреи), сетевые фильтры для подключения к сети.

Документ-камера.

Это электронное устройство, предназначенное для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию.

Преимуществом документ-камеры является возможность отображать на большом экране мелкие детали, шрифт, картинки или же документ, который находится в единственном экземпляре. Документ-камеру можно подключить к компьютеру, проектору, телевизору. Поэтому помещение, в котором предстоит провести урок или конференцию не обязательно должно быть оснащено большим количеством оборудования, чтобы все прошло успешно. Отображает документ-камера в режиме реального времени. Это значит, что вся аудитория может одновременно следить за тем, что происходит на экране. Помимо вывода информации на экран, с помощью документ-камеры можно фотографировать и сохранять снимки.

Перспективы применения обширны. Теперь в режиме реального времени возможно транслирование идеального качества изображения абсолютно любых объектов, включая трехмерные. Демонстрация для обширной аудитории опытов, экспериментов и прочих практических действий на таких уроках как физика, химия, биология больше не будет проблемным мероприятием. Документ камера транслирует ваши действия на экран и все присутствующие в аудитории смогут одинаково хорошо следить за вашими действиями. Мало того, это изображение можно транслировать не только на экран (хотя и теперь это осуществляется, но уже с помощью мультимедиапроекторов) - его, благодаря наличию разнообразных интерфейсов, можно ввести в компьютер, передавать по Интернету, демонстрировать на экранах телевизоров. К тому же большинство современных моделей документ-камер имеет несколько аудио-видео входов, за счет чего появилась возможность использовать их в качестве мультимедийного коммутатора. Но и это еще не всё: при передаче изображений в компьютер Вы можете их записывать - как в формате фотографий, так и в формате видеоматериалов, а если при этом подключить микрофон - можно записывать и видео со звуком. Таким образом, урок, проведенный с использованием документ-камеры остается не только в виде план-конспекта в Ваших архивах, но и превращается в дополнительное учебное пособие, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться еще не раз.

Подробнее познакомиться с моделями и их характеристиками, Вы можете в разделе - .

Основные факторы выбора интерактивного оборудования.

А. Бюджет.

Стоимость интерактивного оборудования может сильно отличаться. Как интерактивные доски, так и системы позволяют задействовать уже имеющееся проекционное оборудование. Наиболее простым решением с точки зрения капиталовложений является интерактивная система.

Б. Освещенность помещения.

Во избежание потери контрастности, интерактивное оборудование с использованием проектора, должно быть установлено с учетом освещенности. Интерактивные дисплеи не требовательны в этом вопросе.

В. Потребность в комплексном решении.

В данном случае можно говорить об интерактивном проекторе, комплекте и дисплее; кроме компьютера (и возможно мелких аксессуаров) вам ничего не понадобиться.

Г. Мобильность.

Необходимость организации презентации в различных точках, заставляет остановиться на интерактивном проекторе. Являясь относительно портативным устройством, он создаст интерактивное изображение на любой удобной поверхности. При этом он требует минимум дополнительных устройств.

Д. Универсальность расположения.

Интерактивные дисплеи и проекторы позволят работать с изображением как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.

Е. Универсальность применения.

Интерактивные доски могут быть использованы как обычные маркерные доски.

Ж. Необходимость использовать универсальные средства управления.

Возможность управления любым предметом, включая пальцы, придает дополнительное удобства. Вы можете реализовать эту опцию, используя резистивные и инфракрасные интерактивные доски, а также интерактивные дисплеи.

З. Необходимость управления только специальным устройством.

Случайное касание доски может нарушить ход презентации или урока. Интерактивные системы и доски на основе электромагнитной технологии, реагирующие только на специальный маркер, не отреагируют, если вы обопретесь на область презентации, случайно дотронетесь или решите применить чертежные принадлежности.

И. Простота инсталляции.

Наиболее простыми в установке будут интерактивный проектор и дисплей. Абсолютным лидером в этом вопросе можно считать дисплей, поскольку он не потребует специальной калибровки, как все интерактивное оборудование, работающее на основе проектора.

К. Масштабы презентации.

Интерактивное оборудование, работающее на основе проекторов (интерактивные доски, системы, комплекты, проекторы) позволяют достигать наибольшего размера изображения. В условиях выступления перед большой аудиторией этот фактор наиболее важен.

Технологии не стоят на месте, и даже привычные для нас вещи меняются до неузнаваемости или уступают место новым, более современным аналогам. Так, обычная школьная доска уже не отвечает требованиям сегодняшней педагогики, и ее вытесняет интерактивная доска. Какие у нее отличия от ее предшественницы с мелом, и чем она лучше - читайте в статье.

Что такое интерактивная доска?

Это учебный инструмент, который позволяет демонстрировать изображение с компьютера на экране при помощи цифрового проектора. Преподаватель может управлять информацией с ПК непосредственно на доске, используя специальную ручку (по такому принципу работала первая интерактивная доска Smart Board) или свой палец в качестве мыши (так работает большинство досок последних поколений). Учитель или ученик может перемещать, открывать, копировать объекты, а также делать от руки заметки, которые потом можно преобразовать в текст и сохранить. Также все действия, которые происходят на компьютере, подключенном к проектору, будут показаны на большом экране.

Зачем она нужна?

Интерактивная доска — это мощный инструмент, который позволяет привнести инновации в стандартные методы преподавания и улучшить взаимодействие между разными участниками учебного процесса. Она дает возможность интегрировать разный медиаконтент в уроки.

Но возникает вопрос, является ли экономически выгодным оборудование классов такой техникой, которая стоит от 1100 до 3000 долларов (не включая цену дополнительного оборудования)? Ответ на этот вопрос - да. Это дешевле, чем оснащать каждое учебное место компьютером или требовать от учеников приносить свой ноутбук или планшет. А ведь использование компьютерной техники на уроке сегодня является не просто данью моде, а необходимостью.

Однако такие доски используют не только классические учебные заведения. Тренинговые центры разных направлений оснащают свои классы интерактивными досками, а ведущие компании используют их для более продуктивных обсуждений и обмена информацией между своими сотрудниками. Это могут быть как совещания по запуску новых продуктов, так и обсуждения итогов деятельности и построение новых планов.

История изобретения

Супружеская пара из Канады Нэнси Ноултон и Дэвид Мартин первыми представили миру эту идею. У Нэнси был опыт работы в школе, а у Девида было несколько бизнесов, один из которых - продажа проекторов. Однажды между ними завязался диалог, в котором они обсуждали сложности коллективного обучения. Оба применили свои знания, и в 1986 году появилась инновационная интерактивная доска Smart Board. За этим последовало основание одноименной компании (1987 г.), и в начале 90-х было запущено массовое производство. В 1992 г. компания Smart Board стала сотрудничать с Intel, что только ускорило ее развитие и распространение по всему миру. Сегодня управлением устройствами при помощи касания никого не удивишь, но более чем 20 лет назад это была революционная технология.

Позже появились и другие производители — ActivBoard, eBeam, DualBoard, Mimio, StarBoard, Promethean, но интерактивная доска Smart Board стала настолько распространенной, что часто название компании используется как синоним для этого вида техники. Ее можно встретить как в классах Великобритании, так и в школах Индии.

Какие функции имеет доска нового поколения?

Учитель или ученик может писать, рисовать, чертить, добавлять примечания, выделять текст или определенную область экрана, а затем сохранять полученные изображения и предоставлять ученикам для дальнейшего изучения.

Также можно проигрывать видео, запускать обучающие видео, открывать веб-сайты и программы.

Но не стоит забывать, что сама по себе интерактивная доска - это всего лишь предмет, который заинтересовать и обучить детей не может. Залогом успеха является тщательная подготовка урока и подборка материала со стороны учителя, лишь тогда он сможет полностью использовать весь потенциал современных технологий и дать ученикам больше знаний.

Использование интерактивной доски на уроках разных дисциплин

Вот как можно применить новое оборудование на занятии:

  • На биологии учитель может продемонстрировать рисунок строения уха, подписать названия его частей, объяснить материал, а затем выслать этот файл ученикам или выложить на школьном сайте для скачивания.

  • На уроке труда можно включить видео, которое объясняет, как делать поделку. Используя специальную программу, можно разбить экран и одновременно демонстрировать несколько роликов, чтобы учащиеся могли делать разные проекты.
  • Физика и химия станут понятнее и интереснее с использованием многочисленных обучающих видео, начиная от фильмов об астрономии или об оптических принципах устройства глаза, и заканчивая небольшими программами, которые могут показывать, например, как шарик отскакивает от разных поверхностей.
  • Интерактивная доска полностью меняет представление об уроке географии. Учитель может использовать Google Maps и демонстрировать ученикам карты любого масштаба и с высоким уровнем детализации всего земного шара, одновременно открывая фотографии, которые сделаны на изучаемой местности. Кроме того, он может провести виртуальную экскурсию по знаменитым городам, используя сервис «Просмотр улиц».

Просто о сложном

Но не стоит предполагать, что только для дисциплин, где используется много визуального материала (карты, рисунки, видео и т. д.) нужна интерактивная доска.

Математика с начальных классов может стать ближе и понятнее детям, если использовать специальные обучающие игры. А для детей старше пригодятся анимационные видео, которые объясняют умножение со скобками, алгебраические уравнения и т. д. Построение правильных и аккуратных графиков становится гораздо проще, учитель может наслаивать их друг на друга, вводить новые значения переменных и менять их во время урока.

Педагогам нравится, что они могут заранее написать все необходимые примеры и не тратить на это драгоценное время урока. При необходимости даже спустя полгода можно открыть файл по нужной теме и обновить материал. Время, которое тратится на написание, стирание информации на доске, минимизировано. Также преподаватели отмечают, что за счет этого они почти все время стоят лицом к детям, а это способствует поддержанию дисциплины и внимания у них.

Поэтому можно утверждать, что интерактивная доска - это шаг к более интересному и продуктивному обучению.

Что такое интерактивная доска?

Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления.

Что такое интерактивная доска?

https://pandia.ru/text/79/164/images/image002_6.jpg" alt="Работа" align="left" width="140" height="111 src=">Достаточно подключить интерактивную доску к компьютеру и проектору, чтобы получить возможность работать с изображением от любого источника. Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков.

Как работают с интерактивной доской?

С помощью специального электронного маркера или даже пальца можно делать пометки поверх проецируемого на доску изображения, которые будут сохраняться в специальный файл на компьютере. Докладчик может не только выделять с помощью маркера фрагменты изображения на экране, но и вносить исправления в текст, управлять компьютерными приложениями маркером или пальцем как компьютерной мышью, использовать многочисленные функции, делающие выступление или презентацию более живой и наглядной.

Какие бывают интерактивные доски?

Производители интерактивных досок используют разные технологии для определения положения пишущего инструмента на доске.

Видеокамера" href="/text/category/videokamera/" rel="bookmark">видеокамер . При применении этой технологии существенно повышаются быстродействие и точность позиционирования курсора, увеличиваются функциональные возможности. Эта технология реализована в досках SmartBoard.

Инфракрасная и ультразвуковая технологии - снабжение поверхности доски инфракрасными и ультразвуковыми датчиками, определяющими положение маркеров и ластика. Пишущая часть маркеров вставляется в специальную оправу, взаимодействующую с датчиками. Инфракрасные и ультразвуковые датчики могут быть встроены в насадки, которые при креплении на обычную маркерную доску превращают ее в интерактивную. Недостаток технологии в том, что такие доски подвержены воздействию со стороны посторонних источников излучений.

В основе лазерной технологии лежит использование двух инфракрасных лазеров, расположенных на верхней кромке доски, которые отслеживают движущийся по поверхности маркер. Лазерные сканеры, принимая отраженный сигнал от нанесенных на маркерах ободков, определяют точное положение маркера. Эта технология используется в интерактивных досках компании Polyvision.

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры.

Кроме того, интерактивные доски могут быть прямой и обратной проекции. Существуют также интерактивные насадки для плазменных мониторов, превращающие их в сенсорные плазменные экраны.

При прямой проекции проектор светит "снаружи", со стороны докладчика.

В досках обратной проекции проектор расположен за просветным интерактивным экраном в специальном корпусе.

Где применяются интерактивные доски?

Область применения интерактивных досок и панелей весьма обширна.

В сфере образования они дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Возможность передачи данных по сети Internet делает электронную интерактивную доску великолепным инструментом для дистанционного обучения.

Возможность сохранять нанесенные изображения в виде файла и обмениваться ими по каналам связи делает интерактивные доски удачным решением для оборудования ситуационных и кризисных центров.

Другой широкий сектор применения интерактивных досок - деловые презентации, совещания и семинары. Помимо работы со стандартной деловой графикой, эти средства идеально подходят для демонстрации широкой аудитории программного обеспечения или интернет-сайта. В этом случае докладчик жестко не "привязан" к компьютеру, мыши и клавиатуре, поэтому выступление становится более живым и ориентированным на слушателей.

Интерактивные доски находят все более широкий спрос со стороны туристических агентств, использующих их для демонстрации клиентам, выбора и согласования туристических маршрутов.

Как использовать интерактивную доску

Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске.

Чтобы максимально использовать все возможности интерактивных досок, необходимо следующее:

Составляющие оборудования:

Интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор

Вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах.

Также надо уделить внимание

· Установке

· Эксплуатации/гарантии

· Безопасности

· Подключению к школьной сети и Интернету

Важно помнить, что возможны дополнительные траты, которые необходимо предусмотреть при использовании интерактивной доски. Например, могут понадобиться запасные лампы для проектора. Они дорогие, но работают очень долго.

Для чего нужна интерактивная доска?

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

Однако, преимущества использования интерактивной доски для учащихся и преподавателя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио - и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения.

Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.

Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.

Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей.

Еще одним из примеров эффективного использования интерактивных технологий может служить пример изучения истории Второй Мировой войны, в частности Холокоста. На предыдущем занятии учащиеся обсуждали вопрос о том, что такое пропаганда и как она может применяться при оказании нужного воздействия на людей. Теперь же учащиеся будут рассматривать, как нацисты использовали пропаганду во время Второй Мировой войны на практике. Преподаватель показывает три плаката, которые были найдены в Интернете и помещены в презентацию, на каждом Гитлер изображен по-разному.

На первом плакате – Гитлер в окружении детей. Он одет в нацистскую форму, а в углу плаката виднеется край нацистского флага. Гитлер играет с детьми и выглядит очень дружелюбно.

Преподаватель использует «прожектор», инструмент интерактивной доски, который позволяет выделить только небольшой участок изображения, чтобы обратить на него внимание учащихся. Перед тем, как спросить учащихся, во что он одет и какое впечатление оставляет этот человек, преподаватель предлагает тщательно изучить изображение.

Затем он все больше и больше открывает плакат и просит учащихся прокомментировать то, что они видят, задавать вопросы. Потом приглашает учащихся к доске, чтобы они могли добавить комментарии поверх изображения. Теперь плакат виден целиком вместе с комментариями. Преподаватель приветствует внимание учащихся к деталям, чтобы как можно основательнее проанализировать изображение.

Этот процесс повторяется при работе с двумя другими плакатами. На них Гитлер уже не выглядит так дружелюбно. Преподаватель направляет учащихся в нужное русло, предлагая анализировать приемы, которые были использованы в плакатах, сравнивать разные подходы к изображению диктатора.

На последнем слайде, преподаватель может сразу показать все три изображения, так чтобы их легче можно было сравнить. Полагаясь на предыдущие знания о Германии того времени, учащиеся обсуждают смысл каждого плаката и то, для какой аудитории они предназначались.

Интерактивная доска позволяет показать все изображения в цвете и манипулировать ими – писать поверх них, изменять в размере – что в данном случае, полностью соответствует потребностям преподавателя.

На занятии по теме «Перестройка в России» учащиеся ознакомились с основными событиями, происходившими в этот период, а на следующем занятии преподаватель просит систематизировать полученные знания. Преподаватель предлагает провести обсуждение, чтобы помочь учащимся закрепить то, что они прошли и подготовиться к следующему заданию.

Преподаватель открывает файл на интерактивной доске и показывает всему классу то, что он приготовил к уроку. Эта подготовка заняла у него не более 10 минут. Затем он дает учащимся время и включает на экране секундомер, который имеется в некоторых программных обеспечениях. В течение определенного времени учащиеся работают, разделившись на небольшие группы, решая какие слова можно сгруппировать и к какой проблеме их отнести. Преподаватель может разрешить им пользоваться своими записями.

Через 5 минут каждая группа выбирает своего «представителя», который идет к интерактивной доске, чтобы расставить ключевые слова, определяющие характер процессов перестройки, а затем пояснить свой выбор. В данном примере ключевые слова по одной из проблем учащиеся поместили внутрь круга. После этого начинается обсуждение, почему в классификацию вошли именно эти события и люди, и почему они были проблемой в постсоветской России. Некоторые слова могут быть использованы дважды. Преподаватель может построить это задание, как игру, предлагая хорошо ответившему учащемуся выбрать того, кто следующим пойдет к доске. В конце занятия учащиеся сортируют слова и придумывают заголовки для каждой «проблемы».

Интерактивная доска позволяет по-разному переставлять объекты – так учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия. Замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.

Это задание можно провести и с помощью традиционных методов, например, используя карточки и клейкую ленту. Однако, для того, чтобы работать с ними не один раз, их надо где-то сохранить. Электронная версия позволяет хранить все на одном компьютере, делиться материалами с коллегами и быстро их изменять, приспосабливая для разных занятий, а «вывесить» их на интерактивной доске преподаватель сможет буквально за считанные секунды.