Кто ведет раскопки. Самые страшные археологические раскопки. Польские раскопки — Карпатская версия Трои

Делать вскрытие земли приходится потому, что земельный покров нарастает, скрывая артефакты. Основными причинами этого нарастания являются:

  1. накопление мусора в результате человеческой деятельности;
  2. перенос частиц грунта ветром;
  3. естественное накопление органических веществ в почве (например, в результате гниения листьев);
  4. осаждение космической пыли .

Разрешение на раскопки

Раскопки по своей природе приводят к уничтожению культурного слоя. В отличие от лабораторных экспериментов, процесс раскопок неповторим. Поэтому во многих государствах для производства раскопок требуется особое разрешение.

Раскопки без разрешения в Российской Федерации являются административным правонарушением .

Цель раскопок

Цель раскопок - изучение памятника археологии и реконструкция его роли в историческом процессе. Предпочтительно полное вскрытие культурного слоя на всю его глубину, независимо от интересов конкретного археолога. Однако процесс раскопок очень трудоёмок, поэтому зачастую производят вскрытие лишь части памятника; многие раскопки длятся годами и десятилетиями.

Особым видом раскопок являются так называемые охранные раскопки , которые в соответствии с требованиями законодательства проводят перед строительством зданий и сооружений, так как в противном случае возможно находящиеся на месте строительства археологические памятники будут утеряны безвозвратно .

Археологическая разведка

Исследование объекта раскопок начинается неразрушающими методами, в том числе обмерами, фотографированием и описанием.

Иногда в процессе разведки для измерения толщины и направления культурного слоя, а также с целью поиска объекта, известного из письменных источников, делаются «зондажи» (шурфы) или траншеи. Эти методы портят культурный слой и потому их применение ограничено.

Технология раскопок

Для получения целостной картины жизни в поселении предпочтительно вскрытие одновременно большой сплошной площади. Однако, технические ограничения (наблюдение за разрезами слоя, удаление земли) налагают ограничения на размер раскапываемого участка, так называемого раскопа .

Поверхность раскопа нивелируется с разделением на квадраты (обычно 2х2 метра). Вскрытие ведут пластами (обычно по 20 сантиметров) и поквадратно с применением лопат и иногда ножей. Если на памятнике легко прослеживаются слои, то вскрытие ведётся по слоям, а не по пластам. Также при раскопках построек археологи часто находят одну из стен и постепенно расчищают постройку, следуя за линией стен.

Механизация применяется лишь для удаления грунта, не относящегося к культурному слою, а также для больших курганных насыпей. При обнаружении вещей, погребений или их следов вместо лопат применяются ножи, пинцеты и кисточки. Для сбережения находок из органических веществ используется консервация их прямо в раскопе, обычно с помощью залития их гипсом или парафином. Пустоты, оставшиеся в земле от полностью разрушившихся предметов, заливают гипсом, чтобы получить слепок исчезнувшей вещи.

Изучение далекого прошлого в обязательном порядке сопровождается тщательной фотографической фиксацией всех стадий расчистки археологических остатков. На территории в Российской федерации требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя строго регламентируются «Положением о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчётной документации». Отчет непременно должен содержать:

  • полное описание исследуемого памятника археологического наследия и его топографический план, изготовленный с применением геодезических инструментов;
  • данные о распределении массового материала на вскрытой площадке с приложением статистических таблиц (списков) и рисунков вещей;
  • подробную характеристику методики раскопок, а также каждого изученного захоронения, всех выявленных объектов (тризны, жертвенники, кенотафы, подстилки, подсыпки, кострища и прочее) с указанием размеров, глубин, формы, конструктивных деталей и элементов, ориентировки, нивелировочных отметок;
  • информацию о специальных анализах, выполненных с привлечением антропологов, биологов, геологов и т. д.;
  • разрезы ям и иных углублений с обозначением особенностей их заполнения;
  • стратиграфические профили бровок и стенок;

Важнейшее значение придается качеству прилагаемых чертежей, которые в последнее время все чаще создаются с применением современных компьютерных технологий . Следует указать на необходимость и планиграфических наблюдений.

См. также

Напишите отзыв о статье "Раскопки"

Примечания

Источники

Литература из Исторической энциклопедии:

  • Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967
  • Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки М., 1959
  • Спицын A. A., Археологические раскопки, СПБ, 1910
  • Crawford О. G. S., Archaeology in the field, L., (1953)
  • Leroi-Gourhan A., Les fouilles préhistoriques (Technique et méthodes), P., 1950
  • Woolley C. L., Digging up the Past, (2 ed), L., (1954)
  • Wheeler R. E. M., Archaeology from the Earth, (Harmondsworth, 1956).

Ссылки

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.

Отрывок, характеризующий Раскопки

– Круши, ребята! – приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.
В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его всё более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.
Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.
Из за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из за свиста и ударов снарядов неприятелей, из за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из за вида крови людей и лошадей, из за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
– Вишь, пыхнул опять, – проговорил Тушин шопотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, – теперь мячик жди – отсылать назад.
– Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что то.
– Ничего, гранату… – отвечал он.
«Ну ка, наша Матвевна», говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
– Ишь, задышала опять, задышала, – говорил он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
– Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:
– Что вы, с ума сошли. Вам два раза приказано отступать, а вы…
«Ну, за что они меня?…» думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
– Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
– Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием.
Это был князь Андрей. Первое, что он увидел, выезжая на то пространство, которое занимали пушки Тушина, была отпряженная лошадь с перебитою ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых. Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», подумал он и медленно слез с лошади между орудиями. Он передал приказание и не уехал с батареи. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий.
– А то приезжало сейчас начальство, так скорее драло, – сказал фейерверкер князю Андрею, – не так, как ваше благородие.
Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину.
– Ну, до свидания, – сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину.
– До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! прощайте, голубчик, – сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.

Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом. Становилось темно, и тем яснее обозначалось в двух местах зарево пожаров. Канонада стала слабее, но трескотня ружей сзади и справа слышалась еще чаще и ближе. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб офицер и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина. Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда итти, и делали ему упреки и замечания. Тушин ничем не распоряжался и молча, боясь говорить, потому что при каждом слове он готов был, сам не зная отчего, заплакать, ехал сзади на своей артиллерийской кляче. Хотя раненых велено было бросать, много из них тащилось за войсками и просилось на орудия. Тот самый молодцоватый пехотный офицер, который перед сражением выскочил из шалаша Тушина, был, с пулей в животе, положен на лафет Матвевны. Под горой бледный гусарский юнкер, одною рукой поддерживая другую, подошел к Тушину и попросился сесть.

Вопрос необходимости проведения раскопок, их площади и места решается на основе данных разведки в зависимости от конкретных потребностей реставрации и степени сохранности памятника. Различают три типа вскрытий — траншеи, шурфы и раскопы (рис.41, 42, 43).

41. Собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря. Результаты раскопок в интерьере. Убраны наслоения конца XVII— XVIII вв. в алтарной и центральной частях, открыты первоначальные полы, алтарные сооружения, срубленные пилястры и т.п.
1 — современный бетонный пол;
2 — подсыпка под полы XVIII— XIXвв.;
3 — древесный тлен пола конца XVII (?) в.;
4 — подсыпка под тленом;
5 — известковая проливка под кирпичный пол XVI(?)—XVIIвв.;
6 — остатки выкладок кирпичного пола;
7 — основание алтарной преграды XVI—XVII вв.;
8 — кирпичные полы алтаря XVI—XVII вв.;
9 — основания престолов XVI—XVII вв.;
10— служебные ниши алтаря;
11 — основание жертвенника;
12— фундамент алтарной преграды;
13 — песчаный выброс (материковый), подсыпка под пол XVI в.;
14— слой монастыря XIV— XVI вв. со следами древнейшего деревянного храма;
15 — плиты-надгробия на уровне кладбища XV в.;
16— сохранившиеся части пилястр;
17— общий план храма с указанием раскопанной части



42. Исследования остатков несохранившейся стены Государева двора в Коломенском с помощью шурфов и траншей
Траншея А — пример прорезки упавшей стены с целью восстановления первоначальной высоты и декора фасада при сохранившейся цокольной части;
траншея Б — пример прослеживания трассы стены по рву от разобранного фундамента;
траншея В — пример определения момента прекращения строительства по стратиграфии.
Полное отсутствие строительных остатков на дневной поверхности закладки фундамента и выше доказывает, что кирпичная часть стены не возводилась
1 — белокаменный фундамент;
2 — кирпичная кладка стены;
3 — лицевая часть рухнувшей кладки в профиле;
4 — строительный мусор во рву от разобранного фундамента;
5 — дерн XVIII—XX вв.;.
6 — культурный слой после разборки стены (XIX—XX вв.);
7 — культурный слой конца XVII в. (после сооружения стены);
8 — слой строительства стены;
9 — материк


43. Вскрытая раскопками алтарная апсида северного притвора церкви Михаила Архангела в Смоленске. Пример тщательной зачистки раскопа

Траншея как инструмент разведки незаменима при исследовании ансамблей с незначительной мощностью слоя. Она применяется для поиска утраченных сооружений или их частей, для установления взаимосвязи отдельных построек и участков. Посредством траншей решаются задачи изучения рельефа и организации территории ансамбля в древности. В случае обнаружения древнего сооружения необходимо развернуть участок траншеи в раскоп, достаточный по размеру для полного его изучения. Сооружение ни в коем случае не должно разрушаться в целях углубления или продолжения траншеи. На памятниках многослойных, с мощным культурным слоем (от 1 м и более) траншеи вредны, так как задевают многочисленные объекты и прорезают их, не позволяя полностью исследовать или хотя бы понять, что это. Траншеи вдоль периметра стен, с точки зрения археологии, нежелательны.

Траншеи часто прокладываются на территории реставрируемых объектов в ходе приспособления. Их следует использовать для археологической разведки, так как отказаться от прокладки все равно невозможно. Вскрытие культурного слоя траншей проводится вручную до материка на ширину не менее принятой в археологии (1,5—2 м). Только по завершении археологического исследования в зоне коммуникаций можно допускать к работе механизмы. Этот порядок не следует подменять простым археологическим надзором, за исключением случаев, когда культурный слой и план территории хорошо известны и обнаружение древностей маловероятно.

Понятие шурфа в археологии достаточно строго и применимо отнюдь не к любой ямке произвольной формы и профиля, вырытой на памятнике. Под шурфом понимается небольшой прямоугольный раскопчик площадью от 1x1 до 4x4 м. Меньшие шурфы нельзя закладывать на памятниках даже с очень тонким культурным слоем, при больших размерах шурф почти всегда уже рассматривается как раскоп. На памятниках архитектуры изолированные друг от друга шурфы допустимы для решения инженерно-технических задач. Шурфы не должны быть излишне многочисленными, так как они дают крайне отрывочную информацию, не позволяют разобраться в плане встреченных в земле сооружений и даже в стратиграфии.

Основное средство археологического исследования памятника широкой площадью — раскоп, т.е. прямоугольный участок поверхности, послойно раскопанный до материка (нетронутого человеческой деятельностью грунта). Обычная площадь раскопа — от 100 до 400 м2. Абсолютный размер зависит от задач исследования и мощности культурного слоя. Раскопы должны позволять как можно полнее обследовать реставрируемый памятник или ансамбль, увязав отдельные участки его территории один с другим и получив не только общую стратиграфическую картину, но и детальное представление о планах исчезнувших построек или частей здания. Утраченные части, тем более целые сооружения, можно исследовать только широкой площадью, т.е. раскопом. Раскоп обязателен при больших земляных работах (вертикальной планировке) или при удалении грунта из внутренней части памятника.

Траншеи и раскопы нужно располагать так, чтобы они примыкали к стене здания своей узкой стороной — это единственная возможность связать слои сооружения с окружающей толщей культурного слоя. Окопка зданий только по периметру или откапывание возле них многочисленных, не связанных друг с другом шурфов безнадежно вырывает сооружения из культурного слоя, вредит не только этому слою как историческому источнику, но и самим памятникам архитектуры, губит хранившуюся в слое информацию.

Раскопки ведут вручную послойно-поквадратным методом, принятым в археологии, с обязательной переборкой или просеиванием земли и с зачистками по каждому снятому «штыку». Находки каждого слоя отбираются, описываются, зарисовываются и хранятся по слоям и квадратам (или шурфам, участкам, помещениям и т.п.). Каждая находка должна быть точно зафиксирована на своем месте в вертикальной и горизонтальной плоскостях, причем отсчет глубин, как и вообще на раскопках, ведут от единого репера. Собирают все находки, в том числе массовый керамический и строительный материал, а не только «наиболее интересные» — индивидуальные и архитектурные. (Находки — государственная собственность и должны после обработки поступить в музей.) Следует внимательно следить за структурой вскрываемого слоя — цветом, консистенцией, количеством песка, глины и перегноя, включениями остатков строительства (щепа, Дерево, камень, кирпич, известь, раствор), следов горения (уголь, зола, обожженная почва) и пр.

Достоверность и полнота стратиграфической информации во многом зависят от тщательности разбивки и зачистки раскопов. Они должны быть распланированы и привязаны на местности с высокой степенью точности, иметь прямые углы и параллельные прямые стороны. Стенки раскопов должны быть идеально вертикальными и тщательно защищенными для фиксации. Схему наслоений обводят прямо по зачистке, а затем образовавшиеся линии переносят на чертеж. Аналогично — для послойных планов: тщательная горизонтальная зачистка позволяет прочесть в земле контуры ям, пятна выбросов, края рвов. Важное требование методики — изучение всех вскрываемых пластов культурного слоя, а не только относящихся к истории изучаемого памятника. Следует помнить, что даже очень поздний памятник может располагаться над археологическим объектом: языческим могильником, стоянкой каменного века и т.д. Раскоп следует довести до материка, Даже если непосредственно интересующие архитектора слои остались выше. Исключение составляют раскопки памятников в городах с многометровым культурным слоем, где от основания фундамента до материка может быть разрыв в метр и более. Опускание раскопа на такую глубину опасно для сохранности здания.

Исследование верхних, наиболее поздних слоев также важно. Они несут информацию о жизни изучаемого памятника в новое и новейшее время, вплоть до современности. Материал XVIII— XIX вв. вызывает растущий интерес историков — этнографов, искусствоведов, музееведов. Делаются первые попытки создания единой археолого-этнографической шкалы. У исследователей-реставраторов, работающих с поздним слоем в черте развивающихся городов, есть неповторимая возможность обогатить эти науки новой информацией. Историки гораздо лучше знают древности каменного, бронзового и железного веков, чем вещи позднего средневековья (XIV—XVII вв.), которых мало в музеях и на которые до недавнего времени при раскопках не обращали должного внимания.

Одно из основных правил полевой методики — проводить все археологические работы только в присутствии, при участии и под руководством обладателя Открытого листа (ведущего исследователя). Категорически запрещено передоверять надзор за работой прорабам, рабочим-реставраторам и т.д. Ни в коем случае нельзя ограничиваться предварительными указаниями работающим и последующей фиксацией. Следует постоянно и внимательно руководить ходом работ, одновременно осуществляя всестороннюю фиксацию своих наблюдений и выводов. Информация не содержится в памятнике в готовом виде, она лишь возникает в мозгу исследователя как результат осмысления наблюдений и фиксируется самим же исследователем. Поэтому при работах ни в коем случае не следует спешить, слой должен удаляться методично, так, чтобы было время на фиксацию открывающихся ситуаций.

Чтобы понять историю здания, необходимо уяснить порядок наслоений как самого памятника, так и культурного слоя, понять их последовательность, соотнесенность, взаимную зависимость, т.е. разобраться в стратиграфии. Обычно можно проследить до пяти наиболее типичных основных пластов. Первыми снизу идут слои строительства здания, для которых характерны обильные выбросы материка или более древнего слоя из фундаментных рвов, выравнивающие подсыпки для полов, проливки глины, раствора, извести, слои отесков кирпича, камня, щепы и связанные с ним элементы строительной площадки (известковые ямы, творила, иногда обжигательные печи, разного рода мастерские). Уровень этого строительства перекрывает верхний обрез фундамента, иногда им оказывается закрыта и часть цоколя. В этом уровне следует постараться выяснить конструкцию первоначальных крылец и наружных лестниц (очень часто перестраиваемые части здания) и раннюю планировку окружающей территории. Необходимо помнить, что отметки древнейшего пола и дневной поверхности 1) за стенами здания совпадают далеко не всегда. Находки в строительном слое обычно не старше самой постройки; таким образом, даты находок и здания взаимно проверяются или определяются.

Выше уровня возведения здания и над полом идут слои обживания, обычно гумусные, относительно горизонтальные. Они могут включать ряд новых полов, настеленных поверх изначального, с заключенным между ними мусором и под-сыпками, а снаружи — слои мелких ремонтов, отмосток, крылец, дорожек, водостоков и т.п. На этом этапе начинаются нарушения первоначальных строительных слоев, так как в них рыли ямы, обусловленные эксплуатацией здания и территории. В пласт обживания включаются слои капитальных ремонтов, частичных разрушений, перепланировок, перестроек и т.п., иногда существенно искажавших облик первоначальной постройки. В них сочетаются остатки древних строительных материалов от разборок и новые, использованные при реконструкциях.

Следующий пласт связан с окончательным разрушением здания или его части и образован обычно массой завала. Это груды обломков от провалившейся кровли, упавших блоков кладки стен и сводов, подчас с золой и углем, указывающим в этом случае на причину разрушения. Такие слои уходят наклонно вниз от уцелевших участков стен и надежно перекрывают верхний (т.е. последний) жилой слой, так что по содержимому его легко установить дату разрушения.

Четвертый пласт образуют, в сущности, те же руины, но постепенно сглаживаемые под воздействием атмосферных явлений. Углубления между неплотно лежащими обломками постепенно затягиваются, зарастают дерном. Под слоем развала образуются тонкие ленточки натеков и намывов, включающие мелкие строительные остатки. Этот слой может местами иметь линзы, отложившиеся при периодическом использовании сохранившихся частей руинированного здания как укрытия, временного жилья. Последний пласт — это следы разборки руин для добычи строительных материалов, очистки площади под новое строительство и т.п. Обычно легко проследить траншеи или ямы от выборки камня, ходы кладоискателей, следы работ археологов XVIII— XIX вв., если они были. Сюда же будут относится и результаты современных работ.

Разумеется, эта схема стратиграфии слишком обща, чтобы в неразработанном виде использоваться на любом памятнике. Для того чтобы ближе подойти к конкретной стратиграфии участка и иметь возможность представить жизнь памятника на определенный период, в археологии используют понятие строительного яруса (или горизонта), которым описывается комплекс одновременно бытовавших сооружений (хотя бы и с разной датой возникновения). Внутри яруса выделяются строительные периоды, каждый из которых, связан с определенной, конкретной древней строительной деятельностью на памятнике, и потому каждый из них имеет свою дневную поверхность. Установление этих поверхностей, их относительная и абсолютная датировка — вот ядро любого археологического исследования памятника архитектуры. Например, первый строительный

пласт должен быть обязательно подразделен на два уровня — до начала строительства и к моменту «ввода в эксплуатацию» готового здания. Часто они существенно отличаются один от другого (причем с разных сторон здания бывает разная картина). Встречаются искусственные подсыпки, выравнивающие почву или меняющие рельеф, иногда довольно мощные, но бывают и случаи срезки грунта перед началом работ. Обычно же разница между двумя поверхностями определяет количество выброса из рва (хорошо читаемого благодаря охристому цвету материка, если до него докопались) и мусора от строительных работ.

Конечно, для архитектурного археолога небезразличны и история, и вид участка до постройки реставрируемого здания. Что здесь было? Пустошь или обжитое место? Как оно использовалось? Изменилась ли здесь жизнь с возведением изучаемого здания? Предшествовало ли ему аналогичное по функциям и что с ним случилось?

Во втором и третьем пластах, которые характеризуют время существования здания и потому обычно мощнее первого пласта, число промежуточных дневных поверхностей резко возрастает, тем более что кроме ремонтных и строительных периодов здесь приходится выявлять и «нестроительные» уровни, фиксирующие те или другие исторические моменты в жизни поселения (например, большие пожары). Выделив все промежуточные дневные поверхности и расположив их между строительными периодами в пределах одного из ярусов, исследователь получает относительную датировку, т.е. узнает, какой ремонт произошел до, а какой— после пожара, как соотносятся друг с другом во времени отдельные пристройки и т.п. Чтобы получить абсолютные даты для поверхностей, лучше всего увязать хотя бы несколько слоев с данными письменных источников. Особенно важны для этого прослойки угля и золы, маркирующие уровень крупных пожаров, отмеченных в летописях или ледовых документах.

Чрезвычайно важно создать прочную хроностратиграфическую решетку строительных ярусов всего комплекса, так как в этом случае абсолютные даты, связанные с конкретными постройками или слоями, позволяют вычислить остальные с некоторой долей приближения. Этот метод перекрестной стратиграфии применим и на одном здании для соотнесения во времени разных его частей. Пласты четвертого и пятого периодов стратиграфически гораздо проще, главное в них— содержимое самого завала, так как именно здесь, в грудах строительного мусора, содержится часто все необходимое для восстановления конструкции и декора здания. Разборку завалов следует рассматривать как частный случай археологического исследования и вести со всем возможным вниманием, сортируя попадающиеся материалы (блоки с резьбой, профилированные блоки, лекальный кирпич, кирпич с клемами, кирпич с фасадов кладки и из ее внутренней части, кирпич без следов раствора, использовавшийся для мощения, печной кирпич, изразцы, половая плитка, черепица и т.д.) с тем, чтобы произвести потом замеры, подсчеты, зарисовки, отбор коллекционных экземпляров.

Намеченная здесь схема стратиграфии слоя на практике читается исследователем как раз наоборот, ведь раскопки ведутся сверху: от слоев поздних, слоев разрушений и разборок— к древним строительным. Поэтому при раскопках нужно постоянно помнить о поставленных стратиграфических задачах и собирать материал для их решения, подробно изучая и фиксируя снимаемые слои. Затем материал можно скорректировать по профилям раскопа.

К сожалению, картина стратиграфии почти никогда не бывает простой и ясной, как на схеме. Городской слой (около древних зданий в особенности) многократно перекапывался. Наиболее частые случаи перекопов — это различные хозяйственные и производственные ямы (колодцы, погреба, подвалы, мусорные ямы, творила, отстойники), котлованы и рвы под фундаменты более поздних построек. Для монастырских и церковных комплексов характерны могильные ямы, склепы и т.п., сильно повреждающие слой. Наиболее поздние нарушения слоя — это приямки, оставшиеся после ремонта фундаментов, реставрационных или исследовательских работ XIX—XX вв., коммуникационные траншеи и т.п.

Эти повреждения равномерно откладывающегося слоя приводят не только к разрывам в горизонтальной стратиграфии, но и к проникновению поздних материалов в ранние слои и в материк. Они также «выносят» на поздние дневные поверхности ранние вещи в составе выброса из ям. Если эти ямы, перекопы и выбросы упустить, не выделить, то вся абсолютная датировка, да и стратиграфия в целом безнадежно запутаются. Чем раньше и полнее выявятся ямы, тем лучше. Иногда темный гумус слоя неотделим по цвету от заполнения ямы, но обычно яму выделяют светлые материковые вкрапления или «цветная» граница— за счет древней древесной обшивки или обмазки, обжига стенок и т.п. Яму почти всегда можно найти по более рыхлому заполнению и иному составу находок, особенно строительному мусору, кухонным остаткам и печным выбросам. Нетрудно определить яму даже в самом перекопанном слое, если она попадает в профиль, а также при прорезании ею строительного горизонтального слоя. Затем яму выбирают, не повреждая окружающий слой, фиксируют ее профиль, форму, размеры, заполнение, сделанные находки. Очень важно установить уровень, с которого вырыта яма, и период заполнения. Чем чаще перекопы, чем больше ям (когда они многократно нарушают друг друга, распутать их очень трудно), тем сложнее задача исследователя. Бывают случаи полного разрушения стратиграфии участка, тогда приходится искать возле памятника другое, лучше сохранившееся место; как правило, оно находится. Если культурный слой чрезмерно испорчен, древние слои имеет смысл поискать внутри постройки или под руинами ее не сохранившихся частей. Обычно они сохраняются возле крылец, сходов, дверей зданий и под дорожками, если их направление долго не менялось.

1) Дневной поверхностью в археологии называют уровень, сформировавшийся в определенный период в результате длительного обживания.

Время чтения: 5 мин

Раскопки доступны не только ученым! Для всех романтиков, с детства грезящих о том, чтобы прикоснуться к историческим артефактам не в музее, а в «дикой природе», сегодня есть шанс воплотить свою мечту.

Во второй половине XX века археологические раскопки стали превращать в необычные музеи под открытым небом. В экспозиции музеев-скансенов демонстрируют жилье и быт крестьян новейшей эпохи или очень давнего времени. Например, каменного и бронзового веков. Так археология стала составной частью туристической индустрии. А раскопки превратились в источники дохода.

Идея оправдала себя. Воссозданная хижина или крепостная стена позволяет человеку непосвященному получить представление о древних людях быстрее, чем описания в тысячах книг. Как правило, найденные экспонаты демонстрируются тут же. Для них возводят специальные павильоны.

LifeGid рассказывает о нескольких популярных археологических музеях под открытым небом. Итак, раскопки манящие.

  • Новости археологии — 10 главных открытий года, которые нельзя пропустить

Раскопки у Боденского озера

У берегов Боденского озера археологи нашли остатки построек, возводившихся на протяжении каменного и бронзового веков (4000—800 гг. до н. э.). Когда-то местным жителям понравились дома на сваях, стоящие на прибрежном мелководье. Так можно было спасаться от врагов и хищников. Рядом с остатками жилья были найдены ткани, челноки, телеги.

Реконструкция домов на сваях началась еще в 1922 году. А в наши дни Музей свайных жилищ в поселке Унтерульдинген стал популярным центром познавательного туризма. Он включает в себя мультимедийные экспозиции и множество типов построек. Все они тщательно воссозданы на основе многочисленных археологических исследований. Плюс красивейшие виды на Боденское озеро и предгорья Альп. Самые настырные посетители могут увидеть реальные остатки древних свай, которые сейчас находятся под водой.

Лучшее время для посещения Музея свайных жилищ — весна, а особенно — золотая осень, до середины октября. Стандартная экскурсия длится примерно час.

Где: Pfahlbauten Museum, Strandpromenade 6, 88 690 Uhldingen-Muhlhofen.
Цена вопроса: Билет для взрослых — € 10, дети в возрасте 5—15 лет — € 6.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Рецепт дня — полезные кокосовые кексы без сахара для детей в школу

Поместье Ледяного человека — раскопки в Альпах

В 1991 году пара немецких пенсионеров обнаружила у подножия ледника Симилаун промерзлый труп. Туристы сфотографировали его и сообщили спасателям. Мрачную находку отправили в Институт судебной медицины в Инсбруке. А там выяснилось, что ученые имеют дело дело с ледяной мумие. Возраст ее — не меньшее 4 тыс. лет…

Так началась история Этци. Или, как его еще называют, Ледяного человека. Со времен открытия гробницы Тутанхамона археологическая находка не вызывала такого ажиотажа в прессе. Журналисты отвели душу. О жизни и смерти Ледяного человека выдвигались версии одна нелепее другой. Впрочем, археология (и многие другие науки) обогатилась новыми знаними. Просле того, как были проведены детальные исследования находки. Сегодня Этци нашел свое последнее пристанище в специально построенном для него музее в Южном Тироле (Италия).

Реконструкция одежды Эци. Музей естественной истории в Вене

И хотя Ледяной человек покинул Австрию, память о нем в долине Эцталь сохранена. В том числе в таком интересном месте, как «Поместье Этци». Это миниатюрный музей, в большей степени ориентированный на детей. Знакомство с ним займет около часа. Здесь есть жилища и предметы быта эпохи, когда жил Этци. Отдельная небольшая экспозиция уже вполне серьезно рассказывает о знаменитой находке на леднике Симилаун.

После «Поместья Этци» стоит посетить расположенную рядом экспозицию хищных птиц. И прогуляться к самому высокому в Тироле водопаду Штубенфаль.

Где: Otzi village, 6441 Umhausen, Austria
Цена вопроса: Взрослые — € 9,9, дети в возрасте 5—15 лет — € 6.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Афродизиаки — все, что нужно знать. Польза, вред и правила приема
  • Экранизации украинских книг — кино о Кузьме и 3D по Лесе Украинке

Раскопки и целый парк — Раннее Средневековье в Марле

Археопарк «Музей эпохи варваров» открылсяв Марле, городке на севере Франции, еще в 1991 году. За такой длительный период музей приобрел впечатляющие масштабы.

Как следует из названия, главная его специализация — археология раннего Средневековья. В пределах парка есть большой некрополь (VI—VII вв.), реконструированные франкское поселение. Плюс ферма эпохи Меровингов (династия франкских королей, правивших в V—VIII вв.). А под экспозицию археологических находок отведена отреставрированная средневековая мельница (XII в.).

Также в «Музей эпохи варваров» включен «археологический огород». В нем выращиваются культурные растения, типичные для этого регионавремен Меровингов. Также можно увидеть домашних животных и пищу, характерные для той эпохи. Хорошо представлена так называемая экспериментальная археология — реконструкция забытых ремесел, навыков и технологий.

«Музей эпохи варваров» необычен тем, что там нет собственной инфраструктуры — ни парковок, ни кафе. Здесь только археология. Дело в том, что музей находится в городской черте, и организаторы решили не распыляться ни на что, кроме основной цели.

Где: Musee des Temps Barbares, Moulin de Marle F. 2 250 Marle
Цена вопроса: Билет для взрослых — € 6, дети в возрасте 12—18 лет — € 3.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Пост и еда — из каких продуктов можно получить белок и сколько
  • Квартира за биткоины: все ньюансы покупки и подводные камни
  • Тайна тиары царя скифов Сайтаферна — подделка в Лувре из Одессы

Польские раскопки — Карпатская версия Трои

Музей «Карпатская Троя» находится на окраине городка Тшциница в Подкарпатском воеводстве. Здесь реконструирована часть одного из самых древних укрепленных поселений в Польше. Его возраст — 4 тыс. лет.

Комплекс «Карпатская Троя» состоит из классического музея под открытым небом. Он включает в себя участок реконструированной крепостной стены с воротами и поселениями различных эпох, от бронзового века до раннего Средневековья. Рядом — небольшой, хорошо оборудованный экспозиционный центр. Здесь обстоятельно представлена археология этих мест.

Где: Karpatska Troja, Trzcinica 646, 38—207 Przysieki
Цена вопроса: Билет для взрослых — 18 злотых (€ 4,15), пенсионеры и школьники — 13 злотых (€ 3).

Былое величие Хаттусы — раскопки по-турецки

Руины Хаттусы, столицы древнего государства хеттов, расцвет которой пришелся на конец бронзового века, находятся вдалеке от курортных побережий. Посещать эти места удобнее в ходе путешествия в Каппадокию.

На просторном пологом склоне находятся остатки огромного города. А внизу, под горой, видна восстановленная часть крепостной стены из кирпича-сырца.

Вообще Хаттуса интересна тем, что реконструкция крепости выглядит хоть интересно, но все же уступает по эффектности уцелевшим воротам и скульптурам. Они до сих пор охраняют входы в древний город. Сфинксы и львы выглядят очень впечатляюще.

Где: Bogazkale, Turkey
Цена вопроса: Входной билет для взрослого — около € 4.

Удивительный мир трипольцев — украинские раскопки

Историко-культурный заповедник «Трипольская культура» посвящен загадочным гигантскиму поселениям древности. Оно существовало в этих местах около 6 тыс. лет назад. В нем было около 3 тыс. домов и 12 тыс. жителей.

В Легедзино (село в Тальновском районе Черкасской области Украины) уже много лет серьезно занимаются реконструкцией жилищ этого загадочного «мегаполиса». Первые результаты уже представлены посетителям.

Хотя музей под открытым небом еще не завершен, поездка сюда даст представление о том, как выглядела жизнь трипольцев несколько тысяч лет назад.

Реконструкция жилища трипольцев

Где: с. Легедзино, Тальновский р-н, Черкасская область
Цена вопроса: Входной билет для взрослых — 20 грн.

Что читают с этим материалом сегодня?

Продолжаю начатую тему несостоятельности версий толщины и состава (глины) культурных слоев, которые обнажаются при археологических раскопках
Ранее размещенные материалы:

Костенки
В начале 2007 года научный мир планеты потрясла сенсация. При раскопках около села Костенки Воронежской области выяснилось, что найденным находкам - примерно 40 тысяч лет назад.

Видимо, эту дату археологи придумали по причине глубины залегания находок. Т.к. даже с учетом всех проведенных радиоуглеродных датировок – возраст сомнительный по одной причине: ученые до сих пор не знают содержание радиоактивного углерода в атмосфере прошлого. Был ли этот показатель константой или менялся? И отталкиваются от современных данных.

Я бы обратил внимание на месте археологов именно на глубину залегания артефактов. Именно они – говорит об катаклизме. Как сами археологи не могут увидеть этого объективного факта?
Хотя сами же об этом пишут, а выводы – опускают:

Оказывается, при катаклизме-потопе была сильная вулканическая деятельность! Слой пепла – солидный, при учете того, что до ближайшего вулкана – тысячи километров. Значит, из-за такой задымленности атмосферы - была длительная и суровая зима!

Кости животных. Как и в случае с мамонтами – огромное кладбище.

«Лошадиный» слой IV «а» со стоянки Костенки 14. Раскопки А.А. Синицына

Слой костей мамонтов со стоянки Костенки 14. Раскопки А.А. Синицына

На конференции 2004 года осматривают разрез стоянки Костенки 12

Раскопки на р.Ангара (Иркутская обл.-Красноярский край)
Здесь толщину «культурного слоя» можно объяснить разливами реки в прошлом. Но такое количество глины и песка река нанести не может, она скорее смоет его и унесет ниже по течению. Считаю, вода долго стояла, а потом река промыла себе пойму в этих отложениях. Итак:

Раскоп на памятнике Окуневка

Археологические раскопки Усть-Ёдарма

Раскопки на месте строительства нефтепровода Куюмба-Тайшет на стоянках эпохи палеолита и неолита "Ельчимо-3" и "Матвеевская площадь" в Нижнем Приангарье на левом и правом берегах Ангары

А нашли вот это:

Железные наконечники стрел! В эпоху палеолита и неолита!!??

Всего было раскопано около 10 тыс. кв. м, глубина раскопок - 2,5 м.
На раскопках археологи нашли порядка 10 стрел XIII–XV века с железными наконечниками. Все стрелы находились в одном месте, что удивило археологов.

И сразу омолодили находку до XIII–XV века! Т.е. это выглядит так. Если при раскопках археологи находят только изделия из кости, каменные примитивные предметы и орудия труда – это неолит или даже палеолит. А если изделия из бронзы – бронзовый век. Из железа – никак не раньше XIII века! А то и после прихода Европейцев, после Ермака.

Вот на такой глубине:

находят вот такие изделия из железа:

Остатки каменных строений на Ангаре под слоем глины

Если вернуться к тому, какой толщины и как выглядит именно культурный слой, то посмотрите на эти фото:

Раскопки в Новгороде

Почти до основания сгнивший сруб в перегное на поверхности земли – все как и должно быть (Новгород)

Раскопки святилища Усть-Полуй, ЯНАО

Стенку, забор из бревен просто срезало потоком воды или селевыми массами. Т.е. стену не сожгли, она не сгнила, бревна одновременно сломаны у основания

Археологический музей Берестье, Беларусь

«Бере́стье» - уникальный археологический музей в городе Бресте (Беларусь), на мысе, образуемом рекой Западный Буг и левым рукавом реки Мухавец, на территории Волынского укрепления Брестской крепости. Музей был открыт 2 марта 1982 года на месте археологических раскопок, проводившихся с 1968 года. В основе музея - вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII века. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологами раскопаны улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения, находящиеся на площади около 1000 м². В экспозиции представлено 28 жилых бревенчатых зданий - одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев (в том числе две из них сохранились на 12 венцов). Деревянные постройки и детали мостовых были законсервированы специально разработанными синтетическими веществами.

Вокруг вскрытого древнего посада размещена экспозиция, посвящённая жизненному укладу славян, населявших в древности эти места, представлены археологические находки, сделанные в ходе раскопок - изделия из металлов, стекла, дерева, глины, кости, ткани, в том числе многочисленные украшения, посуда, детали ткацких станков. Вся экспозиция находится в крытом павильоне площадью 2400 м².

После раскопок объект обнесли строением и накрыли стеклянной крышей. Но посмотрите, он на 3-4 м находится ниже современного уровня поверхности земли. Древние были настолько дикими, что строили городища в ямах? Опять культурный слой? Как мы выяснили – он таким не бывает при том возрасте, что дают строениям.

Вот так могло выглядеть городище


Тротуар явно сделали при реконструкции из тех остатков кровли и т.д., что откапали, но не знали куда пристроить…


Железный топор, найденный при раскопках


Инструмент


Найденная обувь из кожи. Этот факт говорит, что катастрофа здесь произошла совсем недавно. Но возможен вариант, что грунт изолировал обувь от кислорода и этому он обязан такой сохранности.


Стеклянные браслеты. Так в каком веке появилось стекло?


Интересен факт находки черепов кота, собаки, лошади и зубра. Вопрос: их захоронили рядом с жилищами (или выбросив рядом черепа съеденного зубра и лошади) или всех их накрыло волной-селем? И так быстро, что даже кошки и собаки не смогли почувствовать угрозу, как обычно они чувствуют землетрясения и попытаться убежать.