Поликлет скульптор древней греции. Образ атлета в греческой скульптуре. «Дорифор» Поликлета: описание

Главной задачей прогрессивного искусства 5 в. до н. э. было правдивое изображение человека - сильного, энергичного и, вместе с тем, полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было показать бойца и победителя, свободного гражданина, осознавшего превосходство своего строя и культуры над старыми культурами Востока и варварским миром. Эти задачи требовали развития реалистической формы, совершенного знания пластической анатомии, умения передать любое движение, выразительный жест. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, имел некоторые внешние черты, близкие к искусству Востока. Для архаического искусства характерны: статичность, торжественность, декоративность в трактовке одежды, локонов волос и бороды, в рисунке глаз. В искусстве 5 в. до н. э. создается новый идеал красоты, который существовал и в следующие столетия, изменяясь лишь в частностях. Уже к 470 г. до н. э. мы видим, как в ведущих центрах греческого искусства складывается определенный тип лица: продолговатый, но округлый овал, прямая переносица, прямая линия лба и носа, плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазом, губы, довольно пухлые, красивого рисунка, без улыбки; общее выражение лица спокойное и серьезное. Волосы трактованы мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму черепа; складки одежды теперь становятся «эхом тела». В первое десятилетие 5 в. до н. э. в греческом искусстве усиливается борьба нового стиля с пережитками старого, архаического, уже не отвечавшего новым требованиям.

Создание правдивого и глубоко значительного типического образа человека как нормы и образца для каждого человека-гражданина имело для греческой классики большее значение, чем раскрытие индивидуального человеческого характера. В этом заключалась огромная сила и, вместе с тем, границы реализма греческой классики. Поэтому и в олимпийских скульптурах вполне реальные и различные душевные состояния носят обобщенный характер, в них нет сколько-нибудь сложных и психологически углубленных переживаний.

Лицо человека еще не заняло по отношению к человеческому телу преимущественного или исключительного права на передачу душевной жизни. Она в равной мере выражена во всем теле, во всех его движениях, включая и мимику лица.

Эта особенность в значительной мере определила и своеобразный характер развития портрета в греческой классике. Первоначально наиболее распространенным видом портретной (по своему назначению) скульптуры была статуя победителя на олимпийских состязаниях. Но победитель, с точки зрения древних греков, удостаивался статуи за то, что своей победой утверждал славу родного города, за то, что он выступал как мужественный и примерный гражданин, становясь образцом для других. Статуя победителя заказывалась городом-государством для прославления победи-теля, но вместе с тем и для прославления города, представителем которого на состязаниях был победитель. Естественно, что именно в таком плане он и изображался художником. Доблестный дух в гармонически развитом теле – это считалось самым ценным в человеке.

С наибольшей силой творческие искания ранней классики, ее поиски героических, типически-обобщенных образов выразились в деятельности великого греческого скульптора Мирона. Подлинные работы Мирона до нас не дошли.

Мирон. Около середины 5 в. до н. э. работал выдающийся греческий скульптор Мирон родом из Элевфер в Беотии. Вся деятельность же его протекала в Афинах. Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владел пластической анатомией и свободно передавал сложные движения. В Дискоболе (Дискобол описан очень точно Лукианом (2 в. до н. э.) и был узнан в 19 в. по многим римским повторениям, наилучшие из которых дали основание для реконструкции утраченного оригинала) Мирон выбрал смелый художественный мотив - кратчайшую остановку между двумя сильными движениями . При сильном напряжении всего тела лицо юноши поражает своим совершенным спокойствием. Передача мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы исказить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасного и доблестного греческого гражданина.

Упруго согнувшись и крепко упираясь ногой в землю, юноша отбросил назад руку с диском. Еще мгновение, и тело, как пружина, стремительно распрямится, рука с силой выбросит диск в пространство. Мгновение покоя придает монументальную устойчивость образу, но в этом мгновении сочетаются завершившееся движение и предощущение всего последующего движения, действие героя охватывается во всей его законченной полноте, во всей его цельности. Конкретная жизненность движения слита с ясной законченностью, целостностью образа, что так близко было греческому эстетическому сознанию , считавшему прекрасным только то, что ясно выражало основную сущность явления. Композиция статуй сводит сложный и противоречивый мотив движения к немногим ясным и жизненно убедительным жестам, дающим ощущение сосредоточенной, сконцентрированной силы. Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола», как и вообще в скульптуре классики, сохраняется единая точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное богатство статуи. Композиционное построение решено художником несколько плоскостно, как бы в виде рельефа, но все-таки каждая сторона статуи полно раскрывает замысел автора. (Не рассчитана на рассмотрение ее с нескольких сторон, композиция сразу рассыпается)

Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта греческого классического мировосприятия, определяющая меру этической ценности человека. Образы Мирона, так же как и замысел западного олимпийского фронтона, вырастают на той же почве, которая еще в 6 в. до н.э. породила двустишие:

Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье.

То и другое умей доблестно в сердце носить.

Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силу страсти и придающей ее выражению достойную человека форму, нашло свое особенно ясное выражение в созданной Мироном для Афинского акрополя скульптурной группе «Афина и Марсий». Согласно мифу, Афина среди раз-личных направленных на благо людям изобретений создала двойную флейту. Но когда она заиграла на ней, то услышала смех других богинь. Склонившись над источником, она увидела в своем отражении, как во время игры уродливо раздулись ее щеки. Афина бросила флейту и прокляла ин-струмент, нарушающий прекрасную гармонию человеческого лица. Силен Марсий, пренебрегая проклятием Афины, кинулся подбирать флейту. Мирон изобразил то мгновение, когда Афина, уходя, гневно обернулась на ослушника, а Марсий в испуге отпрянул назад.

Снова, как и в «Дискоболе», взято краткое мгновение, в котором заключено наивысшее напряжение действия, и снова в выбранной ситуации содержится полное раскрытие всего события. Вместе с тем здесь впервые в истории скульптуры, да и в истории искусства вообще, показано столкновение разных характеров.

Этот конфликт наглядно раскрывает как подлинные характеры персонажей, так и существо их взаимоотношений. Как в зерне содержится все растение, так и в этой мифологической скульптурной группе заключена возможность всего дальнейшего пути развития реалистической сюжетной композиции, показывающей взаимоотношения характеров, связанных общим действием, единым жизненным событием.

В этой группе Мирон предстает перед нами как мастер ярких и острых характеристик. Лесной демон с звероподобным лицом, резкими жестами противопоставлен юной, но выдержанной Афине.

Афина и Марсий являются как бы антиподами. Это характеры, прямо противоположные друг другу. Движение стремительно откинувшегося назад и взмахнувшего руками силена грубо и резко; его сильное тело лишено гармоничности. Властное и гневное, но сдержанное движение Афины полно естественного и строгого благородства. Лицо Марсия грубо: выпуклый лоб, звериные уши, приплюснутый нос делают его в какой-то мере типическим обобщением уродства. Лицо разгневанной богини выдает гнев лишь презрительно полуопущенными губами, суровостью взгляда. Гнев должен умеряться сдерживающей силой норм и законов, следование которым и определяет достоинство общественного человека. Голова Афины – яркий пример совершенного слияния в скульптурной форме физической и духовной красоты человека. Строгая соразмерность пропорций, ясный, открытый взгляд, естественность выражения – все сливается в единый, полный жизни и гармонии образ.

В целом мироновская группа «Афина и Марсий», как и олимпийские фронтоны, образно у-верждает идею превосходства разума, человеческого начала над противостоящими им стихийными, инстинктивными силами. Композиция эта является апологией Афины, покровительницы города Афин, образно воплощающей идею Афинского государства.

Возможно, что эта группа была помещена на Акрополе также и потому, что Марсий, почитаемый во враждебной Афинам Беотии, был выставлен здесь в обидном свете. Конечно, афиняне не в этом видели основную художественную ценность группы. Однако то, что в образную мифологи-ческую форму естественно и закономерно воплощались и политические страсти, – очень характер-но для искусства того времени.

О произведениях Мирона, не дошедших до нас даже в копиях, можно судить по отзывам античных писателей.

Известно, что он изобразил прославленного аргосского бегуна Лада, добившегося победы в состязании ценой собственной жизни (он умер от разрыва сердца, добежав до цели). Об этой статуе можно судить по дошедшей до нас эпиграмме неизвестного поэта:

Полон надежды бегун: на кончиках губ лишь дыханье.

Видно: втянувшись вовнутрь, полыми стали бока.

Бронза стремится вперед за венком; не сдержать ее камню.

Ветра быстрейший бегун, чудо он Мирона рук.

Из литературных источников известно, что Мирон сделал гигантскую статую сидящего Геракла, а также изображение коровы, восхитившее современников близостью натуре.

К произведениям, родственным по духу искусству Мирона и образующим переход от фронтонов Олимпии к искусству высокой классики, относится рельеф аттического мастера, изображающий Афину, опирающуюся на копье (около 460 г. до н.э.).

В этом рельефе хорошо передано состояние ясной и светлой думы, в которую погружена Афина. Строгий ритм складок пеплоса Афины оттеняет свободную и естественную грацию ее движения. Легкий наклон фигуры вперед усиливает ощущение непринужденного покоя и только что закончившегося движения.

Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, Мирон освободился от последних отзвуков архаической условности, от угловатой резкости движений и одновременно от резкого подчеркивания деталей, к которому прибегали иногда мастера второй четвер-ти 5 в. до н.э., желавшие таким путем придать особенную правдивость и естественность своим статуям. Именно в творчестве этого аттического мастера окончательно сливаются ионическая и дорическая художественные традиции. Мирон стал мастером, синтезировавшим в своем творчестве ос-новные качества реалистического искусства ранней классики.

Поликлет

Ярчайшим представителем Пелопоннесской школы 5 в. до н. э. был Поликлет родом из Сикиона. Деятельность его протекала в Аргосе, работы его находились во многих городах Греции. Он побывал в Афинах, где вышел победителем в конкурсе на статую амазонки.

Поликлет прежде всего был наибольшим формалистом из всех мастеров классического стиля. Его интересовало не содержание образа, а проблема формы. Искусство его лишено всякой эмоциональности. Поликлет, мастер бронзовой скульптуры, был не только ваятель, но и теоретик искусства. Он написал сочинение «Канон» (известное нам лишь по более поздним источникам) о пропорциях человеческого тела. Согласно созданной им пропорциональной системе человеческой фигуры голова составляла 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6. Такие пропорции уже были в архаической скульптуре, но строгий стиль внес в них существенные изменения, уменьшив высоту лба увеличив подбородок. Он стремился к золотой середине в пропорциях. Но на ценителей искусства того времени его идеал был несколько приземист и тяжеловесен. Фигуры его, по выражению древних, были «квадратными», т.е. корпус был широким, массивным, общие пропорции приземистые. Воплощением его канона была статуя юноши-копьеносца - «Дорифор» (Неаполь). Это обнаженный юноша атлетического сложения с лицом спокойным и классически прекрасным.

"Дорифор" (Копьеносец) - одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции. Ученые спорят, кто изображен на самом деле? Если атлет, победитель пятиборья, то у него слишком тяжелое и длинное копье. Некоторые видят в нем Ахилла. Подобный спор мало соответствует искусству Поликлета. Он ставил для себя абстрактную задачу – изобразить идеальное атлетическое тело (а вот для Мирона важно было изобразить тематический или физический мотив) Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли "каноном Поликлета", тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии. НО здесь принципиальное отличие – Мирона и Пифагора интересовало проблема стремительного движения. Поликлет решает задачу стремительного покоя, более сложную. Решение найдено за счет того, что левая нога отставлена не вперед или в сторону, а назад и она чуть касается земли, а не опирается на нее всей ступней. Т.О. тело Дорифора двигается во всех трех измерениях – вертикально (средняя ось тела изгибается кривой линией); горизонтально – разница высоты коленей и плеч; движение из глубины – посредством копья и шага левой ноги. Главным стержнем этого ритма является контрапост - противопоставление правой и левой ноги, разное положение рук, т.е правой контур фигуры замкнут и спокоен, а левый открыт и полон движения. ПОликлет избегает деталей мускулатуры(которые прельщали Мирона и Пифагора) трактует тело в обобщенных плоскостях, Дорифор не имеет никаких признаков индивидуальности. Волосы на голове Дорифора уже перестали быть пассивным орнаментом, они обладают свое пластической массой. У Поликлета специфика – раздвоение волос по середине лба. Именно Поликлет является подлинным создателем классического стиля в греческой скульптуре.

Позднее, чем «Дорифор», и под несомненным влиянием аттического искусства была создана статуя победителя, увенчивающего себя повязкой, - «Диадумен» (Афины, Национальный музей). В своих работах Поликлет показал внутреннюю подвижность человеческой фигуры. Обычно для своих статуй он избирал краткую остановку между двумя шагами. Вся тяжесть тела перенесена на одну ногу, ей соответствует напряжение приподнятой руки. "Диадумен" (Атлет, увенчивающий голову победной лентой) - известная статуя Поликлета, была создана в 420-410 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям. Пропорции мощного тела Диадумена - те же, что и у Дорифора, но в противоположность спокойствию Дорифора в фигуре Диадумена больше экспрессии, движение более сложно: руки свободно движутся на уровне плеч, держа концы победной ленты. Но точно так же как у Дорифора, вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левая отставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова - вправо и несколько вниз. НО шаг гораздо эластичней, решительней и шире. В Диадумене канон «атлета в покое», ранее воплощенный в Дорифоре, получил дальнейшее развитие, заключая в себе элемент спокойного движения. Арифметические пропорции, лежащие в основе композиции тела, здесь гармоничнее и тоньше, руки, движущиеся на уровне плеч и держащие концы ленты, освобождают торс, придавая стройность и большую свободу всей фигуре атлета. Все статуи Поликлета так же созданы для рассмотрения с одной точки зрения (спреди), но каждая статуя – это новый шаг в стремлении овладеть пластическим объемом. Диадумен в этом плане есть стремление преодолеть гнет плоскости и развернуть свои движения в трехмерном пространстве. Но несмотря на то что Поликлет сильно опередил своих современников, бросается в глаза и его дефект – полное пренебрежение к содержанию образа. Во имя выразительного контрапоста Поликлет жертвует органической натуральностью мотива. (и широкий шаг, и далеко раскинутые руки находятся в самом резком конфликте с желанием атлета повязать голову лентой)

«Раненая амазонка» Поликлета (Берлин) чрезвычайно близка «Дорифору» и «Диадумену». "Раненая Амазонка", статуя, занявшая первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям. Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз. Амазонка мягче и свободнее чем Дорифор, но в ней еще нет той мягкости которая есть в Диадумене» Она изображена в позиции шага, но она не шагает, а стоит опираясь на пилястр. Этот мотив опоры новый для греческой скульптуры и вполне справедливо рассматривается как изобретение Поликлета. Контрапост так же последовательно проведен как и в Дорифор. Все функциональные мотивы распределены накрест. Тектоника статуи подчеркивается складками хитона, они решены со всех сторон одинаково (в середине и по краям прямые складки, соединенные волнами изгибающихся складок. Новым так же является мотив поднятой руки и положенной на голову. Поликлет всегда стремился дифференцировать руки, вовлечь их в общую динамику тела. Поднимая руку амазонки скульптор заставил ее и раскрыть свою рану (он опять пожертвовал тематической правдой во имя формальной, чисто пластической красоты))

Поликлет, древнегреческий скульптор

Поликлет (Polэkleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики. Работал в Аргосе. Творчеству Поликлета свойственно тяготение к художественной нормативности, которое выразилось в его сочинении "Канон" (сохранилось 2 фрагмента). Под влиянием учения Пифагора Поликлет стремился математически обосновать и воплотить идеальные пропорциональные отношения человеческой фигуры, создать возвышенный гармонический образ человека - гражданина полиса. Статуи Поликлета ("Дорифор". или "Копьеносец", около 440 до н. э.: "Раненая амазонка", около 440-430 до н. э.; "Диадумен", около 420-10 до н. э.). выполненные преимущественно в бронзе, утрачены и известны по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Несколько тяжеловатые по пропорциям, исполненные внешнего покоя и скрытой внутренней динамики, они построены на принципе взаимоуравновешивающего перекрёстного движения различных частей тела (так называемых хиазм): поднятому плечу соответствует опущенное бедро (и наоборот). Совершенство, обобщённость и классическая ясность пластики сочетаются в них со свободной непринуждённостью композиции . Поликлет создавал также монументальную хрисоэлефантинную скульптуру (статуя Геры в святилище Герайон в Аргосе). Подлинные темы произведений Поликлет неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла и т. д.). Поликлет имел многочисленных учеников и последователей и оказал решающее влияние на развитие древнегреческой скульптуры.

Самое знаменитое произведение Поликлета - «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка - одной шестнадцатой, высота лица - одной десятой.

В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние - к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела.

В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» - ранний пример классического контрапоста (отитал. contrapposto - противоположность), приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.

25 вариант

1 задание

Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой. Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо - это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

Если Мирона увлекала проблема правдивого и убедительного изображения движения, то скульптор Поликлет ставил в своем творчестве иные цели. Создавая статуи спокойно стоящих атлетов, скульптор стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. В своих поисках Поликлет шел от внимательного изучения жизни. Созерцая фигуры обнаженных атлетов, скульптор обобщал свои впечатления и в конечном счете создал художественный образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания в глазах граждан города-государства.

Скульптор Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки - одну десятую, ступня - одну шестую. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой. «Успех художественного произведения, - утверждал Поликлет, - получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем, отлитой около 450-440 годов до н. э. Могучий обнаженный атлет - Дорифор («Копьеносец») - изображен в сполопной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слетка повернув голову, смотрит в даль. Кажется, что юноша толькочто нагнул вперед и остановился. Красота человека становится для нею мерой ценности разумно устроенною мира.

Поликлет утверждает мысль о том. что каждый человек должен совершенствовался, чтобы служить своему народу. Гражданственный пафос Полпклета перекликается с характеристикой идеальностью гражданина, которую мы находим у греческого писателя Лукиана: «Более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье». Передовые греческие мыслители V века до н. э. называли подобных людей «прекрасными и доблестными».

Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты. Воспроизведения этой скульптуры стояли во многих городах Древней Эллады, в тех местах, где юноши занимались гимнастическими упражнениями. До наших дней «Дорифор», самое великое произведение скульптора Поликлета, остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Поликлет.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна

2018
Поликлет Старший - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в
Аргосе в 5­м веке до нашей эры.
Его самая знаменитая работа Дорифор (копьеносец), иногда еще называющаяся
"каноном Поликлета", по аналогии с его письменным трактатом, который она по сути и
воплощает. В основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной
неравномерности движения тела, так называемый хиазм или иначе называют
контрапост. Хиазм в скульптуре - это поза, при которой, например, при переносе
тяжести тела на правую ногу правому поднятому бедру соответствует левое поднятое
плечо, а левому опущенному бедру - правое опущенное плечо. Возникает
перекрестная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху,
покой - наоборот.

По легенде статуя была сделана в честь победителя на олимпиаде. В то время было
правило, по которому честь преподнести статую победителю разыгрывалась между
несколькими скульпторами. К определенному моменту скульпторы ваяли статую, а
потом среди себя же путем голосования выбирали победителя. Как правило, себе
писали первое место, тем, кто понравится кроме себя - второе, победителя таким
образом выбирали из того, кто больше всех получил вторых мест. Проигравшие должны
были свои статую расколотить вдребезги. Так вот Поликлету с его Дорифором каждый
присудил первое место. Оригинал был выполнен в бронзе. Скульптура действительно
восхитительна, к сожалению в оригинале утрачена, сохранены множественные копии
разной степени древности.
Другой знаменитой скульптурой Поликлета была "Раненая амазонка", занявшая первое
место в конкурсе для храма Артемиды Эфесской, до наших дней тоже не сохранилась.
Вообще все скульптуры до наших дней дошли только в копиях или описаниях, как и
письменный трактат "Канон", который сохранился в двух фрагментах и отрывочных
сведениях современников.