Последняя встреча мастера и маргариты. История любви мастера и маргариты. До встречи с мастером

Мастер и Маргарита. Это первое, что приходит на ум, когда произносят имя Михаила Булгакова. Это связано с известностью произведения, где поднят вопрос о вечных ценностях, таких как добро и зло, жизнь и смерть и т. д.

«Мастер и Маргарита» является необычным романом, ведь тема любви в нем затронута лишь во второй части. Кажется, что писатель пытался подготовить читателя к правильному восприятию. История любви Мастера и Маргаритыявляется неким вызовом окружающей обыденности, протестом против пассивности, желанием сопротивляться разным обстоятельствам.

В отличие от темы Фауста, Михаил Булгаков заставляет именно Маргариту, а не Мастера, связаться с дьяволом и оказаться в мире черной магии. Именно Маргарита, такая жизнелюбивая и беспокойная, оказалась единственным персонажем, отважившимся на опасную сделку. Чтобы встретиться со своим любимым, она была готова рискнуть чем угодно. Так и началась любовная история Мастера и Маргариты.

Создание романа

Работа над романом была начата приблизительно в 1928 году. Изначально произведение называлось «Роман о дьяволе». На тот момент в романе даже не было имен Мастера и Маргариты.

Через 2 года Булгаков решается основательно вернуться к своему главному произведению. Изначально в роман входит Маргарита, а затем и Мастер. Спустя 5 лет появляется всем известное название «Мастер и Маргарита».

В 1937 году Михаил Булгаков переписывает роман заново. На это уходит около 6 месяцев. Написанные им шесть тетрадей и стали первым полным рукописным романом. Спустя несколько уже диктует свой роман на машинку. Огромные объемы работы были выполнены за неполный месяц. Такова история написания. «Мастер и Маргарита», великий роман, заканчивается весной 1939 года, когда автор исправляет абзац в последней главе и диктует новый эпилог, который сохранился до сегодняшних дней.

Позже у Булгакова появлялись новые идеи, но исправлений уже не было.

История Мастера и Маргариты. Кратко о знакомстве

Встреча двух влюбленных была довольно необычной. Идя по улице, Маргарита несла в руках букет довольно странных цветов. Но Мастера поразил не букет, не красота Маргариты, а именно бесконечное одиночество в ее глазах. В тот момент девушка спросила Мастера, нравятся ли ему ее цветы, но он ответил, что предпочитает розы, и Маргарита выбросила букет в канаву. Позже Мастер будет рассказывать Ивану, что любовь между ними вспыхнула внезапно, сравнивая ее с убийцей в переулке. Любовь и впрямь была неожиданной и не была рассчитана на счастливый конец - ведь женщина была замужем. Мастер в то время работал над книгой, которую никак не принимала редакция. А ему важно было найти человека, который смог бы понять его творчество, почувствовать его душу. Именно Маргарита и стала тем человеком, разделив с Мастером все его чувства.

Становится понятно, откуда грусть в глазах девушки, после того как она признается, что вышла в тот день с чтобы найти свою любовь, а иначе она бы отравилась, ведь жизнь, в которой нет любви - безрадостна и пуста. Но на этом история Мастера и Маргариты не заканчивается.

Зарождение чувства

После встречи с возлюбленным глаза Маргариты блестят, в них горит огонь страсти и любви. Мастер находится с ней рядом. Однажды, когда она шила любимому черную шапку, она вышила на ней желтую букву М. И с этого момента начала называть его Мастером, подгоняя его и предрекая ему славу. Перечитывая роман, она повторяла запавшие в душу фразы и сделала вывод, что в том романе ее жизнь. Но в нем была жизнь не только ее, но и Мастера.

Но напечатать свой роман Мастеру так и не удалось, на него обрушилась резкая критика. Страх заполонил его разум, развилось Наблюдая за горем любимого, Маргарита также изменилась в худшую сторону, побледнела, похудела и совсем не смеялась.

Однажды Мастер бросил рукопись в огонь, но Маргарита выхватила из печи то что осталось, как бы пытаясь сохранить их чувства. Но этого не произошло, Мастер исчез. Маргарита снова остается одна. Но история романа «Мастер и Маргарита» была Однажды появился в городе черный маг, девушке приснился Мастер, и она поняла, что они еще обязательно увидятся.

Появление Воланда

Впервые он появляется перед и Берлиозом, которые в разговоре отвергают божественность Христа. Воланд пытается доказать, что в мире существуют как Бог, так и Дьявол.

Задачей Воланда является извлечение гения Мастера и прекрасной Маргариты из Москвы. Он со своей свитой провоцирует в москвичах неблаговерные поступки и убеждает людей, что они останутся безнаказанными, но потом сам же их и наказывает.

Долгожданная встреча

В тот день, когда Маргарита увидела сон, она и встретила Азазелло. Именно он и намекнул ей, что встреча с Мастером возможна. Но перед ней был поставлен выбор: превратиться в ведьму либо никогда не увидеть любимого. Для любящей женщины этот выбор не показался сложным, она была на все готова, только чтобы увидеть любимого. И как только Воланд поинтересовался, чем он может помочь Маргарите, она моментально попросила о встрече с Мастером. В этот момент перед ней появился ее возлюбленный. Казалось бы, цель достигнута, история Мастера и Маргариты могла закончиться, но связь с Сатаной хорошим не заканчивается.

Смерть Мастера и Маргариты

Оказалось, что Мастер не в своем уме, поэтому долгожданное свидание не принесло радости Маргарите. И тогда она доказывает Воланду, что Мастер достоин, чтобы его вылечили, и просит об этом Сатану. Просьбу Маргариты Воланд выполняет, и они с Мастером снова возвращаются в свой подвал, где начинают мечтать о своем будущем.

После этого влюбленные пьют фалернское вино, принесенное Азазелло, не зная, что оно содержит яд. Они оба умирают и улетают с Воландом в иной мир. И хоть на этом заканчивается история любви Мастера и Маргариты, но сама любовь остается вечной!

Необычная любовь

История любви Мастера и Маргариты является достаточно необычной. В первую очередь потому, что помощником влюбленных выступает сам Воланд.

Дело в том, что, когда любовь посетила события начали складываться совсем не так, как хотелось бы. Оказывается, что весь окружающий мир за то, чтобы пара не была счастлива. И именно в этот момент появляется Воланд. Отношения влюбленных зависят от книги, написанной Мастером. В тот момент, когда он пытается спалить все написанное, он еще не догадывается, что рукописи не горят, в силу того что в них правда. Мастер возвращается после того, как Воланд отдает рукопись Маргарите.

Девушка полностью отдается великому чувству, а это и есть самая большая проблема любви. Мастер и Маргарита достигли высшего уровня духовности, но за это Маргарите пришлось отдать душу Дьяволу.

На данном примере Булгаков показал, что свою судьбу каждый человек должен делать сам и не просить у высших сил никакой помощи.

Произведение и его автор

Мастер считается автобиографическим героем. Возраст Мастера в романе составляет около 40 лет. В таком же возрасте и был Булгаков, когда писал данный роман.

Проживал автор в городе Москва по улице Большая Садовая в 10-м доме, в 50 квартире, которая и стала прообразом «нехорошей квартиры». Мюзик-холл в Москве послужил Театром Варьете, который располагался неподалеку «нехорошей квартиры».

Вторая жена писателя свидетельствовала, что прототипом кота Бегемота выступал их домашний питомец Флюшка. Единственное, что изменил автор в коте, так это цвет: Флюшка был серым котом, а Бегемот - черным.

Фраза «Рукописи не горят» была не раз употреблена любимым писателем Булгакова - Салтыковым-Щедриным.

История любви Мастера и Маргариты стала настоящим и останется объектом обсуждения еще на много веков.

Этот тип поэтической работы я называю "Извлечение".
Технология такова: берём книгу М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", карандаш и приступаем.
Если строчка поэтическая - оставляем. Если прозаическая - вычёркиваем. Так мастер отсекает от глыбы мрамора всё лишнее и получает скульптуру. Так однажды мне довелось ИЗВЛЕЧЬ поэтическое содержание "Мастера и Маргариты". Естественно целый ряд фрагментов вынужденно авторские абсолютно и М.А. Булгаков не несёт ни малейшей ответственности за этот вид моего творчества.

ГОГОЛЕВСКИЙ БУЛЬВАР

Все декорации серые. Серые газоны, серые скамейки, серые деревья, серые дома, серые узоры чугунных решеток, серое небо. Серый звуковой фон: скрежет тормозов, уличный дисгармоничный шум, крики, бибиканье, грохот трамвая, рев двигателей.
На сцене навстречу друг другу движутся два безмолвных бесконечных потока серых фигур людей. Два луча выхватывают в двух углах сцены фигурки Мастера - в белом костюме, и Маргариты - в алом платье с желтым букетом цветов.
Они стоят и не видят друг друга.
Увидели. Затмение. Гром. Молния.
Серые потоки людей исчезают.
Мастер и Маргарита вдвоем.
По авансцене пробегает громадный черный кот.
Вновь затмение. В отблеске молнии видны две белых фигуры Мастера и Маргариты. Между ними громадное смеющееся лицо Сатаны. Полный свет. Все наполняется цветом. Звучит томящая душу прекрасная мелодия. Скрипка. Мастер приближается к Маргарите, проходит мимо, возвращается.
Они медленно идут рядом.

МАРГАРИТА:

Вам нравятся мои цветы?

Нисколько!

МАРГАРИТА:

Вы вообще не любите цветов?

Нет.я люблю цветы, но не такие...

МАРГАРИТА:

Какие же вы любите цветы?
Скажите...

МАРГАРИТА:

Розы? Как прелестно!
А цвет? Ведь вам не безразличен цвет?

Цвет алой крови! Роза цвета крови,
Упавшая на чистый белый снег!

МАРГАРИТА:

А вы-поэт!

О, нет! Я-не поэт!

МАРГАРИТА:

Откуда же такое сочетанье?

Я шел, смотрел на вас, и мне казалось...

МАРГАРИТА:

Казалось что? Что роза я?

Что вы...

МАРГАРИТА:

Да говорите же! Ведь вам сейчас казалось,
Что роза я, упавшая на снег!

Я потрясен был...

МАРГАРИТА:

Чем же?...Красотою?

Да, вы красивы... но...

МАРГАРИТА:

Не красотою?!

Безумным одиночеством...в глазах!

МАРГАРИТА:

Ах, как вы правы! Да! Я одинока!
Я совершенно одинока... Вот!

Что это?

МАРГАРИТА:

Угадайте!

Яд, быть может...

МАРГАРИТА:

Да! Яд! Я загадала, что, коль скоро
Не встречу никого в пустой толпе,
То яд приму...

Вот это - совпаденье!!
Как странно это...

МАРГАРИТА:

Странно что?

Роман!
Ведь мой герой все время повторяет
Одну и ту же фразу без конца...

МАРГАРИТА:

Какую фразу?

Яду! Дайте яду!

МАРГАРИТА:

Вот видите! Вы все-таки поэт!
У вас есть и герой. А мне и впрямь
Сейчас хотелось яду! Дайте яду!

Вы также одиноки, как и я!

МАРГАРИТА:

А вы... А вы женаты?

Был когда-то...

МАРГАРИТА:

На этой... как ее... забыл...

МАРГАРИТА:

Вы развелись?

Наверное... , не помню...
Да это и не важно, наконец!

МАРГАРИТА:

А я вот замужем... И все же одинока!

Вы - замужем? За кем?

МАРГАРИТА:

За кем? Не важно!
Он добр, красив, умен... Он - .знаменитость!

Он молод?

МАРГАРИТА:

Да! Он молод и богат!
У нас есть особняк, прислуга, дача...

Он любит вас?

МАРГАРИТА:

Да! Любит! Без ума!

А дети? Дети есть?

МАРГАРИТА:

Нет, к счастью нету...
Я не люблю его! Мне нужен не такой!
Он слишком правильный, без всякого изъяна!
За что ж его любить?

За доброту...

МАРГАРИТА:

Он в ней не виноват!

Он зла не делал вам?

МАРГАРИТА:

Вот это и ужасно!

Так кто вам нужен? Дьявол или Бог?

МАРГАРИТА:

Вот я на днях перечитала Гете,
И поняла, кого я полюблю...

Кого же?

МАРГАРИТА:

Мастера! Да, да! Мне нужен мастер!
Что в мире зла из зла творит добро!
Мне нужен Мастер, этот мир творящий!
Не важно как! Быть может, над ретортой,
Как Фауст он колдует дни и ночи,
Быть может, пишет музыку... глухой...
Пусть будет он слепой певец - калека!
Пускай не разлучается с пером!
Слова и строки в упоеньи страстном,
Соединяет, словно элементы...
Пусть ищет истину... пусть даже топором
Преображает дерево иль кистью
И красками живит старинный холст...

Короче, нужен вам такой умелец,
Что может нечто сотворить из ничего!
И чтобы "нечто" было совершенно!

МАРГАРИТА:

Да, да, да, да! Сто миллионов "да"!

Но где найти такого, вот загвоздка!

МАРГАРИТА:

Я верую: он сам меня найдет!
Я даже знак подать ему решила,
Чтоб издали, в толпе однообразной
Он смог меня найти...

Цветы вот эти?

МАРГАРИТА:

Да! Бросьте их: пускай маяк погаснет.
Скажите мне, вы - Мастер?

Я не знаю...
Я написал один роман, и только...
Осталось дописать одну главу...
К тому же, как сказал один редактор,
Роман написан скверно, не про то...

МАРГАРИТА:

О чем роман?

О Понтии Пилате...

МАРГАРИТА:

Я о таком не слышала... увы...
А как зовут вас?

Право, я не помню...
С тех пор, как сел писать, забыл о мире...
Да, имя было... но, увы, не помню...

МАРГАРИТА:

Да бог с ним, с именем... Я буду звать вас Мастер!

А вас зовут, наверно, Маргаритой?

МАРГАРИТА:

Вы угадали! Как вы угадали?

Да так... деталь в романе...

МАРГАРИТА:

Вот загадка!
Могу я познакомиться с романом?
Вы не откажете?

МАРГАРИТА:

Сейчас! Немедля!

Но право... Я не знаю...

МАРГАРИТА:

Неудобно?

Нет, почему же... если вы хотите...

МАРГАРИТА:

Да, мне хотелось бы... Вы впустите меня,
Туда, где ваше таинство вершится?
Туда, где из обычных, скучных слов
Надежды и страданья возникают?

Боюсь, что после тех хором, в которых
Шла ваша жизнь... подвальчик мой...

МАРГАРИТА:

Подвальчик!?
Какая прелесть! Право, я в восторге!
Я так и думала! А... есть у вас камин?

Простая печка, и дрова сырые...

МАРГАРИТА:

И табурет, и старый круглый стол?

И табурет, и старый круглый стол!
Вы угадали! Как вы угадали?

МАРГАРИТА:

Трещат дрова при тусклом освещеньи
Едва могу я строки различить...

ПЕРВЫЙ АКТ

ПОДВАЛЬЧИК

МАРГАРИТА:

Теперь я знаю точно кто мне нужен!

Кто Маргарита?

МАРГАРИТА:

Ты мне нужен, ты!
Ах, как ты пишешь! С первой же страницы
Любой поймет, что это пишет Мастер!
Я упиваюсь каждой новой строчкой,
Я восхищаюсь каждым поворотом
Сюжета... И судьба твоих героев
Мне кажется уже моей судьбой!
Читаю и глазам своим не веря,
Как наяву я вижу эти сцены:
Вот Ирода Великого дворец!

/загорается свет на сцене/

Вот пятый прокуратор Иудеи
Пилат-наместник римского владыки,
Своей кавалерийскою походкой
Выходит в колоннаду: белый плащ,
Подбой кровавый... Солнце только встало!

Сопоставительный анализ стихотворения – иллюстрации С.Севриковой к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Из рассказов Мастера в Доме Скорби «Первая встреча») и эпизода романа.

Падерина И.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Раскатихинская СОШ»

Притобольного района

Поэзия, - это искусство намёка.

...и смысл сказанного всегда больший, чем содержание...

Если же он меньший, или равный, - тогда это проза. Может быть, даже сложенная в стихи, но проза, проза, проза...

С.Севрикова

Анализ эпизода "Первая встреча Мастера и Маргариты" является для меня одним из самых любимых и ярких эпизодов романа. Встреча героев была случайной, а чувство, вспыхнувшее между ними, навсегда соединило их. Мастер и Маргарита узнают друг друга по взгляду, в котором отразилось "глубокое одиночество". Герои испытывали огромную потребность в любви, грезили ею. Мастер говорит, что это чувство сразу поразило их обоих. Настоящая любовь вторгается в жизнь властно и преображает ее. Встреча Мастера и Маргариты все обыденное и будничное превратила в значительное и яркое.

И писатель, и поэтесса подчеркивают одиночество героев через цветовую символику: желтый цвет – знак одиночества. Встретившись в безлюдном переулке, герои оба испытывают тревогу и ведут себя не как все. Эта необычность и непохожесть показана и в стихотворении, и в эпизоде.

« И, вообразите, внезапно заговорила она:
- Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:

- Нет».

Булгаков подчеркивает словом «нет», что Мастер не такой как все. Наверное, большинство мужчин в этой ситуации сказали бы «Да». Но Мастер особенный, он к большинству не относится. Или уже не относится. Он быстро перешел на ту, другую сторону, где общепринятых правил нет.

У С.Севриковой желтый цвет привлекает Мастера, это всего лишь ничего не значащие «пупырышки», выбранная метафора подчеркивает нерешительность героя. Поэтому начинает разговор не он, а она и желтый цвет сопровождает её первую фразу. Она спрашивает именно о том, что с самого начала привлекло его внимание, и это кажется ему совершенно естественным.

Небо было несказанно синим,

На стеблях – пупырышки желты.

Я молчал, но вдруг она спросила:

«Нравятся ли вам мои цветы?»

«Нет! Ничуть,» - ответил виновато,

«Хочешь, завтра розы подарю?!»…

И с другого берега Арбата

Женщина ответила: «Люблю».

В стихотворении Светланы события развиваются динамично и стремительно. Маргариту удивил ответ честностью и прямотой. Она давно мечтала о таком человеке, она была удивлена, что неожиданно услышала то, чего давно ждала. Поэтому в стихотворении С. Севриковой женщина ответила кратко, но всеобъемлюще: люблю. Разве не так же все самое важное с нами происходит? Разве не так женщина способна влюбиться?

В эпизоде романа Булгаков звучит второе подряд «Нет», но Маргарита выше правил, ей нет до них дела. Она испытывает неловкость оттого, что ее избраннику нравятся другие цветы.

« - Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:

- Вы вообще не любите цветов?

- Нет, я люблю цветы, только не такие, - сказал я.
- А какие?

- Я розы люблю».

Ей даже неудобно, что цветы не те, что он любит, и она улыбается виновато. Но ее спутник еще не привык к простым решениям. Он растерян и пытается поступить правильно. Он еще не знает, чем усмешка отличается от улыбки? Чему она усмехается? Его растерянности? И вот, не решаясь от цветов избавиться, Мастер вынужден их нести сам, чувствуя очевидную неловкость. Обилие глаголов в этом отрывке подчеркивают внутреннее неравновесие героя, его чувство неуверенности в себе.

«Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках».

Светлана Севрикова использует перифразу « Жёлтой ряби бисерную кисть» и эпитет «безжалостно», перечеркивая то, что было у героев до встречи. Строфа построена на антитезе – уже ничего не важно, главное – вместе и навсегда… Она просто выбрасывает цветы, которые не нравятся Мастеру, а вместе с тем обезоруживает его своей искренностью и уводит его из мира Зла и Тьмы.

Бросила безжалостно в канаву

Жёлтой ряби бисерную кисть.

И, друг друга странно узнавая,

Наши пальцы ласково сплелись…

«Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом».

У Булгакова важны не эмоции, а действия героев, их поступки.

Всего два её движения: цветы летят на мостовую, рука в черной перчатке с раструбом продета в руку мастера – и вот с желтыми цветами, как и с неопределенностью, а также с фальшью покончено. Далее влюбленные просто идут рядом.

И казалось – все уже не важно:

Варенька и тот... с другой Луны…

Звёзды, как холодные мурашки,

Щекотали небо вдоль спины.

Светлана Севрикова болезненно ощущает страдания героев до встречи, где близкие были будто с другой Луны… Наконец-то встретились два одиночества… И все-таки трагичность и напряженность подчеркнута сравнением « Звёзды, как холодные мурашки», а метафора « щекотали небо вдоль спины» заставляет нас задуматься и насторожиться: «А будет ли счастье?»

И в прозе, и в поэзии авторы нас подвели к мысли: нет ничего случайного в жизни. Именно случай правит миром. Говорят, Бог разослал по миру половинки сердец, и они, преодолевая все трудности и лишения, соединяются в единое целое. Случайная встреча Мастера и Маргариты стала вспышкой, озарением, с первой минуты они почувствовали в сердце любовь. Эта любовь помогла им противостоять Злу, одолеть силы Тьмы, поверить в творчество и обрести вечный покой.

В романе «Мастер и Маргарита» тесно сплелись темы истории и религии, творчества и ежедневности. Но важнейшее место в романе занимает история любви мастера и Маргариты. Эта сюжетная линия добавляет произведению нежности и пронзительности. Без темы любви образ мастера не возможно было бы раскрыть полностью. Необычный жанр произведения – роман в романе – позволяет автору одновременно, и разграничить, и объединить библейскую и лирическую линии, развивать их полноценно в двух параллельных мирах.

Роковая встреча

Любовь между мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга. «Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца… и поразила нас сразу обоих!» – так рассказывает Ивану Бездомному мастер в больнице, куда он попадает после неприятия критиками его романа. Он сравнивает нахлынувшие чувства с молнией или острым ножом: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!».

Мастер впервые увидел будущую возлюбленную на пустынной улице. Она привлекла его внимание, потому что «несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы».

Этим мимозы стали, будто сигналом мастеру, что перед ним его муза, с одиночеством и огнем в глазах.

И мастер, и несчастливая жена богатого, но нелюбимого мужа, Маргарита, были совершенно одинокими в этом мире до своей странной встречи. Как оказывается, писатель ранее был женат, но он не помнит даже имени своей бывшей жены, о которой не хранит в душе, ни воспоминаний, ни тепла. А о Маргарите он помнит все, тональность голоса, то, как она говорила, когда приходила, и что делала в его подвальной комнатушке.

После их первой встречи Маргарита начала приходить каждый день к своему возлюбленному. Она помогала ему в работе над романом, и сама жила этим трудом. Впервые в жизни ее внутренний огонь и вдохновение нашли свою цель и применение, так же и мастера впервые слушали и понимали, ведь говори они с первой встречи так, «как будто расстались вчера».

Завершение романа мастера стало для них испытанием. Но уже рожденной любви суждено было пройти и его, и множество других испытаний, чтобы показать читателю, что настоящее родство душ существует.

Мастер и Маргарита

Настоящая любовь мастера и Маргариты в романе – это воплощение образа любви в понимании Булгакова. Маргарита – не просто любимая и любящая женщина, она муза, она вдохновение автора и его же боль, материализованная в образе Маргариты-ведьмы, что в праведном гневе крушит квартиру несправедливого критика.

Героиня любит мастера всем своим сердцем, и будто вдыхает жизнь в его маленькую квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного: «она нараспев и громко повторяла отдельные фразы… и говорила, что в этом романе ее жизнь».

Отказ издать роман, а позже разгромная критика неизвестно как попавшего в печать отрывка одинаково больно ранит, как мастера, так и Маргариту. Но, если писатель сломлен этим ударом, то Маргаритой овладевает безумная ярость, она даже грозится «отравить Латунского». Но любовь этих одиноких душ продолжает жить своей жизнью.

Испытание любви

В романе «Мастер и Маргарита» любовь сильнее смерти, сильнее разочарования мастера и гнева Маргариты, сильнее уловок Воланда и осуждения окружающих.

Этой любви суждено пройти пламя творчества и холодный лед критиков, она настолько сильна, что не может обрести покой даже на небесах.

Герои очень разные, мастер – спокоен, задумчив, у него мягкий характер и слабое, ранимое сердце. Маргарита же сильная и резкая, не раз описывая ее, Булгаков использует слово «пламя». Огонь горит в ее глазах и храбром, сильном сердце. Этим огнем она делится с мастером, это пламя она вдыхает в роман и даже желтые цветы в ее руках напоминают огоньки на фоне черного пальто и слякотной весны. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита же – действие. Она на все готова ради любимого, и продать свою душу, и стать королевой дьявольского бала.

Сила чувств мастера и Маргариты не только в любви. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. До своей встречи они не испытывали счастья, расставшись после – так и не научились бы жить отдельно друг от друга. Поэтому, наверное, Булгаков и принимает решение оборвать жизнь своих героев, взамен дав им вечный покой и уединение.

Выводы

На фоне библейской истории о Понтие Пилате история любви мастера и Маргариты кажется еще лиричнее и пронзительнее. Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.

Описание любовных переживаний и истории отношений главных героев романа могут быть использованы учениками 11 классов во время написания сочинения на тему «Любовь Мастера и Маргариты»

Тест по произведению

Действие бессмертного Булгаковского романа четко привязано к местам, в описаниях которых писатель очень конкретен, и поэтому специалистам удалось определить большинство из них, которые я и связала в единую экскурсию. Это вторая ее версия, объединившая многочисленные посты с фрагментами большого маршрута. Возможно вы пройдете маршрут целиком, возможно что-то пропустите или довольствуетесь каким-то участком - выбор за вами.
Составляя маршрут, я стремилась, чтобы он примерно соответствовал сюжету романа: начать там, где он начинался, кончить тоже. К сожалению, тогда пришлось бы много возвращаться, поэтому получившийся вариант— компромисс между сюжетом и географией Московских улиц. Большинство фотографий сделаны в начале мая, в предпасхальную неделю, то есть, в то же время, что и в романе. Город правда не был в этом году в хорошо знакомом нам состоянии, когда "солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо", но весна была ранней и буйной, так что состояние души и погоды примерно соответствовало тому самому, нужному.
Но хватит предисловий. "За мной, читатель!"
Основная траектория: Метро Маяковская — Б.Садовая ул. — сад Аквариум (здесь было Варьете) — Б.Садовая, д.10 (во дворе — нехорошая квартира и музей Булгакова) — Ермолаевский пер. — Патриаршие пруды (без комментариев) — Б.Патриарший пер. — Спиридоновка (путь погони Бездомного за Воландом и его свитой, д.17 — один из кандидатов на дом Маргариты) — площадь Никитских ворот — по Тверскому бульвару до дома 25 (Массолит) и обратно - Тверская улица - Большой Гнездниковский переулок (здесь встретились Мастер и Маргарита) - вернуться к площади Никитских ворот (можно это ответвление пропустить) — Б.Никитская ул. — Ножовый пер. — Малый Ржевский пер., д.6 (лучший на мой вкус кандидат на дом Маргариты) — Б.Ржевский пер. — ул. М.Молчановка (двор дома 10 — 3 скульптуры Рукавишникова к памятнику героям романа) — перейти Новый Арбат — Арбатский пер. — Арбат — Свернуть в Б.Николопесковский пер. (здесь летала Маргарита и громила Дом Драмлита) — Арбат, 54 (Торгсин) — Денежный пер. — М.Левшинский пер. — Мансуровский пер, д.9 (дом Мастера и наверное примерно этим же путем ходила к нему Маргарита — а может и соседними переулками) — Остоженка, д.21 (самый красивый кандидат на дом Маргариты) — 1-й Зачатьевский переулок, д.13 (здесь Бездомный искал Воланда, это мое личное отнесение, в отличие от прочих, найденных в разных источниках) — Пречистенская набережная (здесь купался Бездомный) — дойти до метро Кропоткинская, доехать до станции Воробьевы горы и подняться по канатной дороге к обзорной площадки — вид на Москву с Воробьевых гор (Прощайте!), либо (более короткий вариант) вид на Москву с Патриаршего моста

Начинаем от станции метро "Маяковская" (угол Тверской и Б.Садовой улицы). Наш первый объект по Б.Садовой — сад "Аквариум" здесь находилось Варьете и расправлялась с Варенухой свита Воланда ( .

Следующий адрес — знаменитая "нехорошая квартира" (Б.Садовая, д.10, пройти совсем немного по Б.Садовой и свернуть во двор по указателю).
Не зря именно там стремился поселиться Воланд — от Варьете рукой подать. .

Тем не менее, Воланд жил не здесь, а в квартире, которая находится в следующем подъезде на четвертом этаже. Ведет туда лестница, которая сама по себе является культурным феноменом. Вот мои первые впечатления оттуда.
"...В этом подъезде побывать нужно. Уже забытый колодец старых московских лестниц исписан плотными слоями. Здесь и Цой, и Диана Арбенина и классические надписи по типу "здесь был Вася" и "Боги, боги, как грустна наша жизнь" и стихи (по-видимому собственные) и черный котище, нарисованный на окне. В общем, четыре этажа мы пробираемся между "говорящими стенами", насыщенными духом того, что народ хотел сказать перед лицом героев романа. Последний штрих — бомж, спящий посередине последнего лестничного пролета."

Лестница периодически закрашивается, а потом изрисовывается снова. А в квартире находится

Дальше мы возвращаемся к началу романа и направляемся на Патриаршие пруды, которые совсем рядом.
Ну что сказать про Патриаршие? Наверное все уже сказал Булгаков. Можно просто пройтись и попытаться представить, где же стояла та самая лавочка, где рассказывал о Понтии Пилате Воланд, и где со стороны Бронной был тот самый турникет, около которого Аннушка пролила масло.

Обходим пруд и по БольшомуПатриаршему переулку выходим на Спиридоновку. Здесь, догоняя Воланда, бежал по Спиридоновке Бездомный и он же в эпилоге "через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки".

Здесь обращаем внимание на дом 17 — особняк Саввы Морозова (архитектор Шехтель) - первый на нашем пути "кандидат" на дом Маргариты. Вообще что-то странное творится с домом Маргариты: ни один из вариантов не подходит полностью, а ведь именно про него Булгаков писал: "Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк цел еще до сих пор". Многочисленность "кандидатов" на дом Маргариты и недостатки каждого из них заставляют думать, что возможно до наших дней он не уцелел. Тем не менее, каждый из "кандидатов" по своему интересен и красив.

С сюжетом романа косвенно пересекается и , он же - музей М.Горького. Сюда поучительно заглянуть непосредственно после музея Булгакова, чтобы сравнить условия жизни советских писателей.

Спиридоновка приводит нас к площади Никитских ворот. Дальше пути Воланда и его спутников разделились, соответственно разветвляются и возможные маршруты. Можно пройти по Большой Никитской к Александровскому саду (именно так, судя по тексту, Бездомный гнался за Воландом), где беседовал с Маргаритой Азазелло, и вернуться на Арбатскую площадь по Знаменке, кинув взгляд на стоящее на углу Моховой и Знаменки здание дома Пашкова, "одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад", на каменной террасе на крыше которого в последних главах романа наблюдал за сгущающейся грозой Воланд и куда приходил к нему Левий Матфей. Можно от Никитской площади пройти по Никитскому бульвару до Арбатской площади (туда уехал на трамвае Коровьев). Но наш маршрут сделает небольшое ответвление и пойдет по другому бульвару - Тверскому (возможно именно так поехал на подножке трамвая Бегемот).
Доходим до дома 25: "старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунной решеткой".

Сейчас это здание Литературного института, а в романе — Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ. Кстати, еще одна возможность приблизиться к МАССОЛИТовскому духу — поообедать в знаменитом дубовом зале ресторана современного Дома Литераторов — ЦДЛ, Б.Никитская, д.53 — куда, сколько знаю, сейчас пускают всех желающих.
От Тверского бульвара выходим на Тверскую, проходим по ней совсем немного и сворачиваем в Большой Гнездниковский переулок. Именно здесь состоялась встреча Мастера и Маргариты (помните: "Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно"). И мы пройдем этот путь по искривляющемуся переулку.

Вернувшись к площади Никитских ворот, продолжаем маршрут, повторяя путь Бездомного в эпилоге — по Большой Никитской улице до Ножового переулка и дальше в Малый Ржевский переулок, д.6 — именно здесь находится самый подходящий (на мой субъективный взгляд) "кандидат" на дом Маргариты ( .

Жаль, что появившаяся много после Булгакова "вставная челюсть" Нового Арбата уже не дает возможности проследить путь полета Маргариты. Поэтому хочется по возможности быстрее миновать его, как досадное препятствие на Булгаковском маршруте. Однако на подступах к Новому Арбату есть еще один объект, заслуживающий внимания. "На задворках" магазина Дом Книги на Новом Арбате (двор дома №10 по ул. Малая Молчановка) находятся скульптуры - работы Александра Рукавишникова, (см. также верхнее фото)

Дальше пересекаем Новый Арбат по подземному переходу около Дома Книги и выходим на Арбат. Арбат сегодня отлакирован и набит питательно-развлекательными заведениями, мало что роднит его с тем Арбатом, где "под Маргаритой плыли крыши автобусов, троллейбусов и легковых машин". Одннако мы пройдем его почти весь, потому что стоит свернуть в Большой Николопесковский переулок. Именно здесь летала Маргарита и здесь в Доме Драмлита она громила квартиру Латунского.

Правда по данным литературоведов, сама "роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома" перенесена фантазией Булгакова из Лаврушинского переулка (д.17 , р-н метро Третьяковская).
А в доме 54 по Арбату находился Торгсин, где состоялись последние московские похождения Коровьева и Бегемота.

Дальнейший маршрут строго не фиксирован, потому что выйти с Арбата на Пречистенку можно разными путями. Арбатские переулки неплохо сохранились, можно поплутать по ним, пытаясь представить себе пути погони Бездомного за Воландом (мы опять к нему возвращаемся) и пути других булгаковских героев. Выйдя на Пречистенку, нужно перейти ее и по Мансуровскому переулку выйти к одному из самых интересных мест на маршруте. Дом 9 — дом Мастера, те самые "две комнаты в подвале маленького домика в садике" ( .

По Мансуровскому переулку выходим на Остоженку и проходим немного налево, до дома 21. Это последний и на мой вкус самый подходящий по архитектуре "кандидат" на дом Маргариты. Небольшой и очень красивый дом действительно напоминает маленький готический замок, а в большом полукруглом окне второго этажа так легко представить Маргариту.

Дальше стоит пройти до конца путь погони Бездомного и найти дом 13 в переулке, описанном, как "унылый, гадкий и скупо освещенный", где в квартире 47 тот пытался найти Воланда. Из всех оставшихся на сегодня тринадцатых домов в переулках, ведущих к Москве-реке, наиболее подходящим мне показался дом в 1-м Зачатьевском переулке, построенный в 20-е годы 20 века.

Переулком можно выйти к реке, где купался Бездомный. Спуска к воде сейчас нет, но сама река и вид на фабрику Красный Октябрь почти такие же, как в те времена.
Если еще остался энтузиазм, можно закончить прогулку там же, где прощаются с Москвой ее герои: дойти до метро Кропоткинская, доехать до Воробьевых гор и подняться на канатке на обзорную площадку.
Здесь, на Воробьевых горах, прощались с городом Воланд со свитой и Мастер с Маргаритой и издавал свой свист Коровьев. Вы, как и они, увидите "пряничные башни Девичьего (Новодевичьего) монастыря".

Гляньте и вы на город, приобретший со времен Булгакова уже совсем иной облик, где за современными зданиями скрыты те улицы и переулки, по которым ходили наши герои.
Если у вас уже нет сил или времени добираться до Воробьевых гор, можно попрощаться с Москвой с Патриаршего моста. Правда его не было во времена Булгакова, но глядя на кремлевские стены, на исезнувший и возродившийся в новом обличье Храм Христа Спасителя, на разнокалиберные дома и спокойную реку - глядя на все это, так и хочется сказать словами Воланда: "Какой интересный город, не правда ли?"



#словомоскве
Нерешенной для меня загадкой остается местонахождение психиатрической больницы, где лежал Бездомный — "знаменитая психиатрическая клиника, недавно отстроенная под Москвой на берегу реки" — неизвестно. Слыхала, что называли "кандидата" в Химках, но подробностей не знаю. Также по своему статусу подходит больница им.Ганнушкина в Сокольниках, на берегу Яузы, она же — научно-исследовательский Институт психиатрии. Однако это во времена Булгакова было далеко не "под Москвой".