Тема: Мозговая атака. Когда и как применяется мозговой штурм?

Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») – способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные – всего лишь 10–15%, которые могут быть использованы на практике.Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа – только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм» («мозговая атака»).

Поэтому он должен пройти фундаментальные этапы, чтобы он был хорошо выполнен. Здесь он понимает человека со всеми его жизненными ссылками и творческим репертуаром и коллективной фазой, где вклад других людей имеет решающее значение и полезен. Поэтому мы понимаем, что каждый должен стремиться к хорошему развитию и завершению. В равной степени эффективно участие всех членов собрания для прихода окончательного решения, главная идея, которую вы будете доставлять клиенту. Найти лучший способ там - лучший способ решения проблем.

Поэтому мы должны быть внимательны к брифингам в первую очередь, а затем извлечь из них лучшее, что мы можем. И вот роль посредника и того, кто отмечает все как швеи, как повара лучшего рецепта. Наконец, независимо от противоречий вокруг критики, нам необходимо взаимодействовать с каждым мозговым штурмом, пытаясь выявить все возможное, чтобы в конечном итоге достичь идеальной модели.

Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.

Алгоритм вкратце таков:

1) Отбор участников

2) Сообщение проблемы, которую предстоит решить.

3) Собственно штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс.Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.

Если вам понравился этот пост, следите за моими текстами каждый четверг, следуйте блогу, делитесь своими социальными сетями и оставляйте свой комментарий ниже. Создавайте самые разные идеи. Штамповка основана на принципе, что мозговой штурм является синергетическим, то есть он производит больший общий эффект, чем может быть вызван индивидуальными усилиями.

Убедитесь, что все участники команды участвуют в процессе решения проблем. Все идеи, созданные командой, потенциально действительны, и каждый участник должен быть уверен, что они могут внести свой вклад. Убедитесь, что ничего не осталось. Мозговой штурм связан с включением всех возможных идей. Если будут соблюдаться основные правила, участники будут уверены, что все возможные идеи для проблем были сформулированы и учтены.

4) Этап анализа. N-ное количество идей получено. Что дальше?Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их.

Вот и вся неоднократно описанная в литературе, «простая и доступная процедура» (приложение 1).

Но не все так просто. Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм и был в свое время очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве.

Создайте атмосферу творчества и открытости. Функционируя правильно, сеанс мозгового штурма может разблокировать замкнутых умов по отношению к сфере творчества. Поиск проблем, анализируя проблемные области. Поиск фактов, которые приводят к определению проблемы.

Найдите идеи, которые помогут решить проблему. Найдите критерии для оценки проблемных решений. Мозговой штурм можно использовать двумя способами. Структурированные - таким образом, каждый человек в команде должен давать идею на каждом шагу или «проходить» до тех пор, пока настанет их очередь.

Метод мозгового штурма подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, так и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

    Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса

    Преимущество: оно заставляет даже робких участвовать. Недостаток: это может вызвать некоторое давление на человека. Неструктурированные - таким образом, члены команды просто дают идеи по мере их возникновения. Преимущество: он может создать более расслабленную атмосферу.

    Для участия в качестве члена мозгового штурма сначала рассмотрите его основные правила. В ходе процесса не должно быть оценки или критики сторонних идей. Критика только подавляет восприимчивость команды к их собственным идеям. Уважайте разные мнения. Каждый человек имеет равные возможности для выражения идей. Ни один человек не должен преобладать на выставке идей. Это может быть достигнуто путем предоставления каждому человеку поворота, упорядоченным способом.

    Анализ и оценка выдвинутых идей

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

Количество по качеству. Должно быть как можно больше идей. Стимулирование дебатов и обмен идеями. Эти термины означают, что члены команды пытаются извлечь идеи из идей других. Часто идея кого-то вызывает еще немного другую идею от другого участника. Это разрешено «кататься» по идее другого.

Все, независимо от функции, должны быть услышаны и иметь свое мнение по этому вопросу. Не бойтесь давать идеи. Перед тем, как быть избранным, ваша идея имеет такое же значение, как и у других. Посмотрите на проблему в разных точках зрения. Будьте смелыми в предложениях по улучшению.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Как разработать сеанс «мозгового штурма». Выберите секретаря или посредника. Этот человек регистрирует идеи по мере их создания и следит за тем, чтобы команда не нарушала никаких основных правил. Начните генерировать идеи упорядоченным образом, позволяя одну идею на человека. Член команды с более чем одной идеей должен записать их, а затем положить их, когда настанет их очередь. Если у участников нет идей добавить, они смогут предоставить слово своему ближайшему коллеге.

Запишите идеи. Когда идеи генерируются, секретарь записывает их на лист «флип-чарт». Важно, чтобы идеи были представлены таким образом, чтобы команда могла их видеть. Как только листы флип-чарта заполняются, они должны быть прикреплены к стене. Рекомендуемая продолжительность сеанса «мозгового штурма» - от семи до десяти минут.

Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Время проведения мозгового штурма: достаточно 5-15 минут. Мозговой штурм используется для генерации идей, но он должен сочетаться с другими инструментами для классификации и выбора идей, над которыми нужно работать. Мозговой штурм, а не метод групповой динамики - это деятельность, разработанная для изучения творческого потенциала личности, ставя ее на службу его целям.

Автор Алекс Осборн, он широко используется в Соединенных Штатах Америки, особенно в области человеческих отношений, рекламы и пропаганды. Командное строительство: генерация обмена мнениями и обсуждение идей, поощряя участников к разуму. Этот метод предполагает, что группа людей объединяется и использует различия в своих мыслях и идеях, чтобы они могли достичь эффективного и качественного общего знаменателя, создавая тем самым инновационные идеи, которые продвигают проект. Предпочтительно, чтобы люди, которые участвуют в этом методе, пришли из разных секторов и компетенций, поскольку их разнообразный опыт может способствовать «мозговому штурму», который формируется на протяжении всего процесса предложений и обсуждений.

Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

Достоинства и недостатки метода «Мозговой штурм».

Никакая идея не отклоняется или не считается ошибочной или абсурдной. Все идеи услышаны и доведены до мозгового процесса, который состоит из компиляции или аннотации всех идей, которые произошли в процессе мозгового штурма, встречи с некоторыми участниками сеанса мозгового штурма и, таким образом, развития идей до прибытия эффективного решения. Когда вам нужны быстрые ответы на относительно простые вопросы, мозговой штурм является одним из самых популярных и эффективных методов.

Есть три основные части для мозгового штурма. Найдите решение. Из поиска фактов при решении проблемы есть две части. Подготовка. Возможно, необходимо разбить проблему на несколько частей. Необходимо собрать всю информацию, которая может относиться к проблеме. 3-е поколение идей путем мозгового штурма. 4º Найдите решение. Оцените и выберите лучшие идеи. Классический мозговой штурм основан на двух принципах и четырех основных правилах.

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.

Самые плохие идеи изначально являются хорошими идеями. Откладывая или откладывая решение, каждому предоставляется возможность генерировать много идей, прежде чем принимать решение об этом. Согласно Осборну, человек способен к суждению и творчеству. Хотя, большинство образования учит нас только использовать суждение. Когда мы практикуем задержку суждения, мы позволяем себе использовать наш творческий ум для генерации идей, не судя их. Это не кажется естественным, но тогда у него есть свои награды.

Когда мы генерируем идеи, необходимо игнорировать соображения о важности идеи, ее удобстве использования, ее осуществимости. На этом уровне все идеи одинаковы. Необходимо отложить решение, в то время как генерация идей еще не завершена. 2-е творчество в количестве и качестве.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Это касается количества и качества творчества. Чем больше идей вы создадите, тем больше вероятность того, что вы придумаете хорошую идею. Методология «мозгового штурма» использует преимущества ассоциаций, которые развиваются при рассмотрении многих идей. Одна идея может привести к другой. Плохие идеи могут привести к хорошим идеям. Иногда мы не можем думать о проблеме, пока не будет ответов. Мозговой штурм дает нам возможность представить идеи, которые приходят на ум на бумаге, чтобы мы могли получить лучшее из них.

Обычно следующие правила называются правилами. Они должны соблюдаться как правила, хотя они являются только ориентирами или направлениями. Критика отвергается: это, вероятно, самое важное правило. Если оценка не будет устранена, принцип суждения не может действовать. Неудача группы в соответствии с этим правилом является наиболее важной причиной неудачного сеанса мозгового штурма. Наиболее желательными идеями являются те, которые изначально кажутся неконтролируемыми и далекими от того, что может быть решением.

Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо оставить запреты при создании идей. Когда вы будете следовать этому правилу, вы автоматически создаете подходящий мозговой штурм. Требуется количество: чем больше идей вы создадите, тем больше шансов, что вы придумаете хорошую идею. Необходимо сочетание и утонченность: цель этого правила - стимулировать создание дополнительных идей для построения и восстановления идей других. Отправьте записку участникам, сообщив им о проблеме.

Запросите новые идеи участникам в порядке, в котором они поднимают руку. Сессия должна длиться около 30 минут. Дайте окончательный список идей человеку или рабочей группе проекта. Участники? Секретарь Люди, которые имеют некоторый опыт работы с проблемой, должны быть выбраны. Не нужно смешивать боссов с рабочими. Вы должны выбрать людей, которые находятся на том же уровне, что и иерархия в организации. Большинство людей не могут вырваться на свободу или быть достаточно творческими перед своим боссом.

Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.

Лидер группы должен быть знаком с процессом мозгового штурма и быть спокойным, чтобы поддерживать расслабленную, расслабленную атмосферу. Секретарь должен иметь возможность быстро писать. Это должно принять к сведению большой список идей, которые будут сгенерированы. Идеи не обязательно должны быть написаны точно так же, как они говорят. Имя человека, предлагающего идеи, не следует отмечать, поскольку анонимность поощряет свободу выражения. Мозговой штурм - это хороший способ мышления и хороший путь для создания нового слогана для продукта или для новой темы для кампании.

Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Это хороший способ подумать и найти идеи для газетной истории или журнальной колонки. Этот метод следует использовать для проблем, имеющих открытый конец. Как и во всех творческих методах, проблема должна быть описана в конкретных терминах, чтобы можно было создать конкретные идеи. Общепризнания, даже самые яркие, редко являются самыми креативными решениями.

Проблема мозгового штурма должна иметь большое количество возможных решений. Ответ никогда не бывает слишком узким. Хотя типичная группа мозгового штурма должна содержать от шести до двенадцати человек, оценочная группа должна содержать ровно три, пять или семь человек. Использование нечетного числа устраняет шансы на галстук при голосовании возможных решений. Это также помогает в достижении консенсуса, а не в голосовании. Состав членов этой группы может отличаться. Он может состоять из людей, которые были частью группы генерации идей или сочетания людей в этой группе с внешними людьми или совершенно новой группой людей.

Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

Итак, рассмотрев методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.

Многие люди часто сталкиваются с задачами, которые отнимают у них немало драгоценного времени. Приходится вычитывать массу литературы, смотреть видеоматериалы, спрашивать совета у друзей и т.д. Для быстрого решения проблемы проводят метод мозговой атаки.

Правила проведения мозговой атаки

1. Задача четко формулируется и записывается. Она выглядит в виде одного или нескольких предложений. Иногда ее разбивают на подзадачи. При этом используют специальные вопросы:

  • почему необходимо решить проблему;
  • кто и где должен это сделать;
  • каким образом и т.д.

2. Участники делятся на две группы: создателей идей и экспертов. Последние не предлагают решения, а оценивают уже предложенные. Это квалифицированные специалисты, которые обладают аналитическим складом ума.

3. Во время представления идеи ее генератора запрещено критиковать. Вместо этого создается дружеская атмосфера с шутками и простой формой изложения. За 30-45 минут участники должны получить максимальное количество идей.

4. Все предложения записываются на бумаге. Иногда для фиксации используют аудио, видеозапись. Эксперты сразу же или после перерыва проводят анализ предложенных идей и останавливаются над наиболее приемлемыми.

Метод обратной мозговой атаки

Данный метод очень часто используется на . Он осуществляется через выявление и устранение проблем уже существующих идей и решений. В роли объекта мозговой атаки может выступать изделие, сфера обслуживания, процесс и т.д. Задача обратной мозговой атаки должна содержать четкие ответы на вопросы, к примеру:

Составляется наиболее полный список недостатков рассматриваемой , которая подвергается критике. После этого участники размышляют над тем, как можно устранить каждый недостаток и каким путем это необходимо сделать.

Стоит отметить, что метод мозгового штурма и мозговой атаки позволяет отразить недостатки в полном объеме и полностью их устранить, отыскав наилучшие пути для усовершенствования исследуемой предметной области.

Мозговая атака позволяет разрешить существующую проблему в довольно сжатые сроки. При этом собираются наиболее активные и опытные участники. Общими усилиями они выявляют проблему и генерируют множество идей для ее разрешения.