Литературный проект по ознакомлению дошкольников с творчеством детского писателя Н. Н. Носова. Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов

В развитие детской литературы Николай Носов внёс своеобразный и существенный вклад.

Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов

Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

1.Викторина «Огородники»

1. Где происходит действие рассказ? (В пионерском лагере)

2. Что решили написать на красном флажке? («Лучшему огороднику»)

3. Что мешало Мишке вскопать огород? (Длинный корень)

4. Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)

5. Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало)

6. За что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)

«Огурцы»

1. Загадка об овоще. Так называется рассказ.

Промеж грядок лежит гусь гладок (Огурец)

Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей (Огурец)

2. Как зовут героев рассказа «Огурцы»? (Котька и Павлик)

3. Почему было радостно на душе у Котьки из рассказа «Огурцы»?

«Мишкина каша»

1 Что готовили себе на ужин Мишка и его друг? (Кашу, жарили пескарей)

2. Какие предметы утопили ребята в колодце? (Ведро, чайник)

7. Чем доставали воду ребята из колодца? (Кружкой)

8. Об этой хозяйственной постройке упоминается в рассказе. Загадка:

Стоит волчище, разинул ртище. (Колодец)

«Федина задача»

1. Какое зерно привезли на мельницу в задачке? (Рожь)

2. Что мешало Феде решать задачку? (Радио)

«Замазка»

1. Что хотели слепить Костя и Шурик? (Зверей)

2. На что была похожа Костина змея? (На ливерную колбасу)

3. Что случилось в кино? (Костя положил замазку по ошибке на другое место)

4. Почему не понравилось кино ребятам? (Они его и не видели)

«Автомобиль»

1. Какие марки автомашин рассматривали Мишка с другом? («Волга», «Москвич»)

2. Какие детали они обсуждали? («капот» – капор, «кузов» – пузо, «бампер» – буфер)

3. Что сделали Мишка с другом, когда машина тронулась? (сели сзади на бампер)

4. Как решили искупить свою вину друзья? (написали письмо милиционеру)

«Метро» (не называть название рассказа)

Загадка:

Многолюден, шумен, молод

Под землей грохочет город,

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

«Саша»

1. Что мечтал купить Саша? (Пистолет с пистонами)

2. как звали сестер Саши? (Марина и Ирочка)

3. Как пометил свой пистолет Саша? (Выстругал на ручке имя)

4. Под диваном чихнул Саша, но сестра сказала, что это……? (Собака Бобик)

5. какой вывод в конце рассказа сделал Саша? (Сам теперь знаю, что не нужно пугать людей)

Прятки»

1. Куда прятался Витя?

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Шурик у дедушки»

1. Из-за чего чуть не подрались ребята? (Из-за удочки)

2. Что нашли ребята на чердаке? (Банку из-под варенья, коробку от гуталина, деревянную ручку, калошу на правую ногу)

3. Какое колдовское заклинание кричал Шурик? (Колдуй, баба, колдуй, дед! Колдуй, серенький медведь!)

4. Какое применение нашел Шурик старым вещам? (Прибил вторую ручку, калошу прибил вместо почтового ящика)

5. Почему в пруде не было рыбы? (Его недавно вырыли)

«Прятки»

1. Куда прятался Витя? (Под кровать, в собачью конуру, под пальто, в посудный шкаф)

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Бабушка Дина»

2. Почему девочка Света знала наизусть все праздники? (Ей дарили на каждый праздник подарок)

3. Что предложила сделать воспитательница к празднику? (Выставку фотографий)

4. Из-за чего поссорились дети? (Чья мама красивее)

5. Какой праздник решили устроить в детском саду в следующий раз? (Папин день)

«Живая шляпа»

1. Еще один овощ встречается в рассказе Носова. Загадка:

Курочка-пустодом свила гнездо за двором,

Яйца несет, в землю кладет. (картофель) Подсказка: этим овощем ребята бросали в шляпу.

2. Назовите спортивный инвентарь, который упоминается в рассказе? (клюшка, лыжная палка)

3. Какая мебель упоминается в рассказе? (диван, комод)

«Леденец»

1. Что пообещала мама Мише за хорошее поведение? (леденец)

2. Как себя вел Миша? (съел леденец, разбил сахарницу)

«Карасик» _

1. Кроме карасика кто был еще у Виталика? (кот Мурзик)

2. Что сказал Виталик маме, куда делся карасик? (съел Мурзик)

3. Как вы думаете, хорошо ли поступил Виталик?

2. Собери героев.

Слева написаны названия рассказов, справа герои. Стрелочками соедините названия с героями.

Соответствие цифр на заданиях для ребят 1-7 2-4 3-5 4-6 5-9 6-3 7-2 8-1 9-8



1. «ЖИВАЯ ШЛЯПА» ВОВКА, ВАДИК

2. «АВТОМОБИЛЬ» МИШКА, МИЛИЦИОНЕР

3. «МЕТРО» ВОВКА, МАМА, Т. ОЛЯ

4. «ЗАМАЗКА» КОСТЯ, ШУРИК

5. «САША» МАРИНА, ИРОЧКА

6. «КАРАСИК» ВИТАЛЯ, СЕРЕЖА, МУРЗИК

7. «ПРЯТКИ» ВИТЯ, СЛАВИК

8. «БАБУШКА ДИНА» НИНА ИВАНОВНА,ТОЛЯ ЩЕГЛОВ, НАТОЧКА, ПАВЛИК, СВЕТА КРУГЛОВА

9. «ОГОРОДНИКИ» МИШКА, СЕНЬКА, ВАНЯ ЛОЖКИН, МИША КУРОЧКИН, ВАДИК ЗАЙЦЕВ

3. Игра «Меткий стрелок». Попасть мячом в кегли.

4. Кроссворды (увеличиваются по клику мыши)

Кроссворд 1 (задания)

1.Кто сидел под шляпой?

2. Вещество, которым конопатят окна

3. Рыба, которую жарили ребята в рассказе «мишкина каша»

4. Так звали мальчика из рассказа «Заплатка»

5. Овощ из рассказа «Живая шляпа»

6. Предмет кухонной утвари, который утопили ребята в колодце

7. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

8. Загадка: стоит волчище, разинул ртище. (хозяйственная постройка)

Кроссворд 2 (задания)

2. Человек, который что-то придумывает.

3. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

4. Средство передвижения.

5. Вещество, которым конопатят окна.

7. Конфета

5. Игра «испорченный телефон».

Разделить детей на команды по 10-12 человек, построить в шеренги. Первым сказать какое-нибудь название рассказа и по команде дети должны передать эти слова друг другу. Чья команда быстрее и правильнее выполнит.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2051 ДО №2

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «НИКОЛАЙ НОСОВ. ВЕЛИКИЙ ВЫДУМЩИК И ФАНТАЗЕР»

ДЛЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовили и провели участники проектной группы:

Старший воспитатель: О. Я. Севрюкова

Воспитатели старших и подготовительных групп:

Н. А. Зеленева, Д. П. Князева, Л. Н. Савальвер,

А. В. Велавас, С. А. Аксенова

Логопед: И. В. Тюрина

Москва, 2018

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема проекта: «Николай Носов. Великий выдумщик и фантазер!»

Тип проекта: среднесрочный, информационно-творческий, групповой дети 5-7 лет, коллективный.

Вид проекта: информационно – творческий, познавательный, игровой.

Сроки реализации: с 12.03.2018 по 13.04.2018

Участники: Дети старших и подготовительных групп, старший воспитатель, воспитатели, логопед, родители.

Актуальность:

Значительное место в детском чтении занимает весёлая юмористическая книга. Она учит замечать смешное в жизни, понимать шутку, шутить самому, переживать положительные эмоции. Рассказы Н. Носова для детей совмещают в себе 2 ценных качества – юмор и поучительность. В рассказах автор говорит с ребёнком – читателем о сложных вещах забавно, занимательно и понятно. У детей развивается привычка слушать книгу, формируется устойчивый интерес к художественной литературе. Читая не спеша, изо дня в день, мы доставляем детям наслаждение от предвкушения новых встреч с полюбившимися героями и их приключениями.

Проблема

Проведя беседу с детьми старших и подготовительных групп. Мы пришли к выводу, что более 80% детей не знакомы с рассказами Н. Носова. Поэтому наша творческая группа решила подготовить и реализовать проект по творчеству Н. Носова. Дети познакомятся с краткой биографией писателя и его рассказами. Узнают имеют ли написанные им рассказы отношение к его личной жизни. Узнают кто всегда являются главными героями его рассказов.

Причины:

Недостаточно уделяется времени в семье в силу занятости родителей.

Формы реализации:

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Художественно-творческая деятельность.

Цель:

Познакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова.

Развивать речь, воображение и фантазию ребенка, сделать проект значимым для детей и родителей; формировать у детей и родителей интерес к творчеству писателя и его рассказам. Учить детей совершать добрые поступки на примерах рассказов писателя

Задачи:

Познакомить детей с биографией и рассказами Н. Носова.

Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путём расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса их речи.

Воспитывать у детей умение сопереживать героям произведений.

Приобщить родителей к семейному чтению.

Оборудование для педагога:

Подбор литературы, фотоаппарат, музыкальный центр, видео- и аудиоматериалы, интернет, презентация, цветные карандаши, альбомы, пластилин.

Оборудование для детей:

материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельность, лепка).

Распределение между участниками проекта

Педагоги:

Сбор информационного материала.

Оформление книжного уголка, выставка рисунков, поделок.

Чтение и обсуждение произведений.

Презентация проекта.

Родители:

Знакомство с проектом. Пополнение книжного уголка, иллюстрации к книжкам – совместное творчество.

Чтение рассказов Н. Носова детям.

Дети:

Совместно со взрослыми собирают информацию.

Сочиняют рассказы.

Совместно с воспитателями рисуют иллюстрации к рассказам Н. Носова.

Совместно с педагогами участвуют в защите проекта.

Ожидаемый результат:

Знание детей о Н. Н. Носове, как о детском писателе.

Умение ставить проблему и находить пути её решения, оценивать поступки героев из произведений Н. Носова.

I этап – подготовительный – 1 неделя

Опрос детей и родителей.

Подбор и изучение методической и художественной литературы для воспитателей.

Подбор художественной литературы детям для ознакомления.

Создать выставку книг Н. Н. Носова с иллюстрационным материалом.

Пополнить аудиотеку записями с рассказами Носова.

Оформить консультационный материал по темам: «Все о Н. Н. Носове», «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова».

Подобрать игровой и дидактический материал к играм – драматизациям по произведениям Н. Н. Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа».

Составление плана работы над проектом.

II этап – основной – 2 недели

Проведение занятий, бесед, игр, викторин по рассказам Н. Носова.

Игры по рассказам Н. Носова. Словесная игра «Хорошо – плохо», «Помоги герою», подвижная игра «Собери огурцы».

1. Познавательные беседы и занятия:

Знакомство с биографией Н. Н. Носова.

Знакомство с творчеством Н. Н. Носова.

Вечер загадок.

Викторина по произведениям Н. Н. Носова.

Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

Пересказ произведения Носова «На горке».

Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.

2. Чтение художественной литературы:

Произведения Н. Носова: «Заплатка», «Мишкина каша», «На горке», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик», «Живая шляпа», «Затейники», «Леденец», «В метро», «Бенгальские огни», «Телефон», «Замазка», «Огородники».

Слушание аудио-книги «Приключения Незнайки».

Просмотр мультфильма: «Живая шляпа».

3. Занятия художественно-эстетического цикла:

НОД. Рисование сюжетных картинок по рассказам Н. Носова.

НОД. Лепка «Незнайка и его друзья».

4. Театрализованная деятельность по произведениям Н. Н. Носова «Фантазеры» .

5. Сюжетно-ролевая игра

«Живая шляпа».

Работа с родителями:

1. Знакомство с проектом

2. Домашнее чтение с детьми рассказов Н. Н. Носова.

3. Совместное творчество «Рисуем всей семьей рассказы Н. Носова»

4. Помощь родителей в пополнении книжного уголка рассказами Н. Носова.

III этап – заключительный – 1 неделя

Презентация по творчеству Н. Носова

Презентация. Викторина по рассказам Н. Носова.

Выводы

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского писателя Н.Н. Носова, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями писателя. Дети пересказывали рассказ Н.Н. Носова «На горке, Огурцы, Живая шляпа», близко к тексту или по вопросам, задаваемым педагогом. Интересно прошла презентация детской викторины по рассказам Носова между старшими и подготовительными группами.

Литература:

1. Николай Носов «Фантазёры», «Весёлая семейка», «Приключение Незнайки и его друзей». Москва «Детская литература» 1988 г.

2. Николай Носов «Фантазёры». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.

3. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.

4. Николай Носов «Затейники». Издательство «Оникс» Москва 1999 г.

5. Николай Носов «Мишкина каша». Издательство «Самовар» Москва 2010 г.

6. Николай Носов «Заплатка». Издательство «Детская литература» Москва 1981 г.

7. Хрестоматия для дошкольников.

8. Мой любимый писатель- Николай Носов. Газета «Педсовет» №3 1998 г.

9. О творчестве замечательного писателя Николая Николаевича Носова, статья 2007 год, Наталья Буртовая.

10. Детская литература//под ред. Е. Е. Зубаревой М., 1985 г.

11. Детская литература // под ред. А. В. Терновского М., 1977 г.

12. Русская литература для детей. // под ред. Г. Д. Полозовой М., 1998 г

13. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

14. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2009.

15. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

16. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.


Тема: творчество Н. Носова.

Рассказы: «Фантазеры», «Огородники», «Замазка», «Мишкина каша», «Огурцы».

Цели урока:

1. Познакомить с творчеством Н. Носова.

2. Развитие умений и навыков самостоятельного чтения художественных книг .

3. Расширить литературный кругозор учащихся.

4. Воспитывать в детях нравственные качества, как честность любознательность, воспитанность культура поведения.

Литература:

1. «Книга - выручалочка», Москва, Новая школа, 1995 год.

2. Внеклассное чтение в 3 классе . Издательство «Просвещение» 1983 год, «Произведения Н. Носова».

Ход урока.

Фаза 1 «Вызов интереса».

1.Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Н. Носова. Он написал много рассказов для детей, которые вы уже прочитали.

Какие рассказы его вы знаете?

С творчеством Н. Носова ознакомит нас Перепелкин К. «Об авторе»

Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Николай Николаевич Носов (1908-1976) был волшеб­ником потому, что владел таинственным «золотым ключи­ком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей стра­ны и всей планеты: книги его переведены на десятки язы­ков мира, они совершили путешествие по всем континентам. И он был не просто добрым волшебником, а, я бы сказал, добрейшим. Да ещё и весёлым!

Как все настоящие волшебники, Н. Носов был редкостным фантазёром: как раз его фантазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его пу­тешествиями и в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне.

Произведения про Незнайку столь значительны и поучи­тельны (хотя в них нет и намёка на унылые назидания!), что они были удостоены Государственной премии РСФСР имени.

Но творческая дорога Николая Николаевича началась не с Незнайки...

Сперва появились рассказы для детей. Один из них на­зывался «Ступеньки». Потом были написаны повести «Ве­сёлая семейка», «Дневник Коли Синицына». Государствен­ной премией СССР была отмечена повесть «Витя Малеев в школе и дома».

Говорят, что грядущее юного человека, его будущие «взрослые» годы во многом зависят от того, какие книги он прочитал, в детстве, с какими литературными героями сдружился. Тот, кто сдружился с книгами Николая Нико­лаевича Носова, станет Человеком с заглавной буквы - отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Ро­дину. Спасибо за это замечательному художнику слова, добрейшему волшебнику и другу детей!

Анатолий Алексин

Фаза 2. «Восприятие».

· С одним из произведений знакомит Астраханцев Ал. Он называется «Огурцы».

· Вопросы к рассказу:

Что украли Котька и Павлик?

О чем сказала мама?

Отнес ли Котька огурцы, и было ли ему страшно?

Фаза 3. «Осмысление».

· Подбери пословицы к рассказу.

Пословицы:

1. Кто идет, того страх не берет.

2. Жизнь дана на добрые дела.

3. Береги платье снову, а честь смолоду.

4. Чужой беде не смейся.

5. Красивый тот, кто красиво поступает.

6. Лучше горькая правда чем сладкая ложь.

7. Делу время, а потехе – час.

3.С произведением «Фантазеры» ознакомит нас Перепелкин К.

· Рассказывает содержание произведения «Фантазеры».

· Вопросы к рассказу:

1. Кто из ребят фантазировал, а кто врал?

2. Как успокоили девочку Иру и чем успокоили её Стасик и Мишутка?

3. Что они нарисовали?

4. подбери пословицу?

4. С произведением «Клякса» знакомит Астраханцев Ал.

· Вопросы к рассказу:

1. Что любил делать Федя?

2. О чем сказала учительница?

3. Почему испугался Федя и что он перестал делать?

· Вы нарисовали к этому рассказу рисунок. Что вы нарисовали, что хотели показать?

5. Мы прослушали выступления детей о героях Н. Носова. Какие они? (правдивые, смешные, забавные, хорошие, смелые)

6. В разных рассказах вам могут встретиться одни и те же герои. Кто они, назовите эти произведения?

7. Слово учителя: В веселых рассказах Н. Носова изображены обычные ребята, которым чаще всего недостает жизненного опыта, а иногда и умения видеть себя со стороны очень важного для каждого человека, который не только хочет быть хорошим, но и старается стать таким (Мишка), силы воли, сообразительности, понимания, как надо поступать и находить правильный выход из создавшегося положения (Костя из рассказов «Мишкина каша», «Дружок», «телефон».

Фаза IV . «Реализация».

8. Инсценировка по рассказу «Замазка». Подберите пословицу.

9. Проверим ваши знания по тесту.

Тесты по рассказам Н. Носова.

Телефон.

1. Что хотели купить в магазине Мишка и его друг Коля?

А) лампу; б) конструктор; в) машинку; г) телефон.

2. Какое решение приняли мальчики, чтобы купить нужную им вещь?

А) попросить деньги у родителей; б) копить деньги;

в) украсть деньги у родителей; г) не есть и не пить – экономить

3. Кого к телефонной трубке приставил жужжать Миша?

А) муху; б) шмеля; в) стрекозу; г) жука

4. Как придумали переговариваться мальчики после того, как Мишка сломал свой телефон?

А) выучили латинский алфавит ; б) придумали свой язык;

в) кукарекали г) выучили азбуку Морзе

5. Что сделал из телефона Мишка?

А) настольную лампу; б) электрический звонок;

в) бенгальские огоньки; г) лопатку

Замазка.

1. Что отковыряли от окна Костя и Шурик?

А) пластилин; б) краску; в) замазку; г) клей.

2. Куда пошли мальчики после того, как напроказничали?

А) в зоопарк; б) в цирк; в) в кино; г) в парк.

3. С чем перепутал замазку Костя?

А) с мороженым; б) с конфетой; в) с пирожным; г) с пряником.

4. За чем полезли под стулья Костя и Шурик в кинотеатре?

А) за ключом; б) за замазкой; в) за пряником; г) за шляпой.

5. Кто сел на замазку, лежавшую на стуле?

А) мужчина; б) младенец; в) бабушка; г) Шурик.

Огурцы.

1. Что украли на колхозном огороде Павлик и Котька?

А) капусту; б) помидоры; в) огурцы; г) свеклу.

2. Что мама сказала Котьке сделать с крадеными овощами?

А) приготовить салат; б) угостить Павлика;

в) отнести обратно; г) выкинуть.

3. Куда хотел поначалу выкинуть овощи Котька?

А) в мусорный бак; б) в речку; в) в колодец; г) в канаву.

4. Как отреагировал сторож, узнав, что именно Котька украл огурцы?

А) заявил в милицию; б) не пустил домой;

в) пояснил, что это неправильно; г) накричал.

5. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному огороду Котька?

А) десять; б) все; в) два; г) один.

Фантазёры.

1. О чём разговаривали, сидя на скамейке, Мишутка и Стасик?

А) кто сильнее; б) кто умнее; в) кто переврёт; г) кто красивее

2. Кто «откусил» голову Мишутке?

А) собака; б) акула; в) волк; г) кит.

3. Кто съел Стасика в Африке?

А) антилопа; б) тигр; в) лев; г) крокодил.

4. Куда летал Стасик?

А) на Марс; б) на Меркурий; в)на Луну; г) на Солнце.

5. Что без разрешения съел Игорь?

А) торт; б) варенье; в) мёд; г) мороженое.

10. Кроссворд.

1. Главный герой сказки, который жил в цветочном городе?

2. Как называется рассказ, где главные герои Котька и Павлик?

3. Увидел он старушку, подпустил ближе – как бабахнет из пистолета. Как звали этого мальчика?

4. Ребята всю ночь копали участок. Как называется этот рассказ?

5. Под шляпой был кот. Как его звали?

Из первых букв по вертикали прочитайте слово. Что получилось? Кто он такой?

11.Какие положительные качества можно перенять у героев, а какие нельзя?

V . «Творческая лаборатория»

Напишите собственный рассказ, подобный прочитанным.

МОУ «Гавриловская сош»

Филиал Дёминская начальная школа – детский сад

«Детство детей в произведениях Н.Н.Носова»

(Социальный проект)

Проект разработали и

реализовали обучающиеся

1-2 классов

под руководством

Гореловской В.Н.

2016г.

Оглавление

Ì Пояснительная записка……………………….………………………...1

ÌÌ Этапы разработки и реализации проекта……………...……………..3

2.1.Подготовительный этап………………………………………………..5

2.2.Основной этап………………………………………………………..…6

2.3.Заключительный этап…………………………………………………8

Ì Ì Ì Вывод…………………………………………………………………...9

ÌÝ Список использованной литературы………………………………9

Приложения

Ì Пояснительная записка

2016 год объявлен в России годом Кино. Всем известно, что любой фильм начинается с огромной работы режиссёров и авторов-сценаристов. Только тогда получается фильм интересным, когда герои вживутся в образы своих героев. Фильмы для детей должны быть понятны девчонкам и мальчишкам. Через жизненные переживания героев дети учатся правильно вести себя в современном мире. В настоящее время дети читают всё меньше и меньше. А какие интересные рассказы писали о детях и для детей советские писатели…. Но на уроках очень мало времени отводится на изучение этих произведений, поэтому мы решили разработать и реализовать проект.

Тема проекта: « Детство детей в произведениях Н.Н.Носова»

Цель проекта: развитие творческой, активной, социально-компетентной и развивающейся личности младших школьников через знакомство с произведениями Н.Носова.

Задачи:

Формировать навыки самостоятельного чтения, умение видеть проблему и наметить пути её решения;

Расширять читательский и культурный кругозор учащихся;

Развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать добро, справедливость, честность, уважение к людям через произведения Н. Носова; - совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество; - воспитывать уважение к своим товарищам .

Участники проекта:

учащиеся 1-2класса МОУ «Гавриловская средняя школа» филиал Дёминская начальная школа – детский сад.

Срок реализации : февраль-апрель 2016г.

Ожидаемые результаты:

Проект будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения.

В ходе работы над проектом ребята познакомятся с биографией писателя, с незнакомыми произведениями, будут совершенствовать навыки актёрского мастерства.

Реализация проекта – выступление с инсценировкой рассказа Н.Носова «Заплатка» в детском саду.

ÌÌ Этапы разработки и реализации проекта.

2.1. Подготовительный этап.

1.1.Анкетирование учащихся и обработка данных

2.2. Основной этап.

2.1.Беседа по прочитанному рассказу.

2.2.Обсуждение характеров и манер поведения героев.

2.3.Распределение ролей.

2.7.Объявление о выступлении в детском саду.

2.3.Заключительный этап.

3.2.Анкетирование учащихся.

1. Подготовительный этап.

1.1.Анкетирование учащихся и обработка данных.

Учащимся были предложены следующие вопросы:

2. Читаешь ли ты книги из библиотеки?(да -36%, нет-64%)

3.Читают ли книги твои родители? (да – 36%, нет -24%, не знаю -40%)

4.Назови 5 рассказов Н.Носова? (назвали 5 рассказов и больше 40%, меньше 5 рассказов 60%)

1.2.Знакомство с биографией Н.Н.Носова и его произведениями (работа в группах).

Биография Н.Н.Носова (подробнее в ПРИЛОЖЕНИИ1)

Н. Н. Носов родился 23 ноября 1908 г. (до революции) в Киеве, на Украине - После 7 класса ушел рабочим на завод, одновременно учился - Потом поступил в московский институт кинематографии, а, окончив его, стал работать режиссером в кино. Рассказы для детей Носов пишет не так давно. Начало его писательской деятельности было неожиданным. Подрастал сын, требовал новых стихов, сказок, и Носов стал сочинять для него и его друзей небольшие истории. Один из первых напечатанных рассказов Носова - «Затейники» (1938 г-). С этого времени мы все любим и читаем писателя Носова. Уже свыше 40 лет дети многих стран читают его веселые и умные произведения. Сам Н. Н. Носов объясняет, почему он стал детским писателем: «Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и о необыкновенных людях, т. е. о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересная. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чем думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всем, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем».

Ученикам было дано задание - посетить библиотеку и прочитать рассказы Н.Носова. Кириллову Антону было поручено проследить, что бы ученики читали разные рассказы.

Ученики 1 класса рисовали рисунки по рассказам Н.Носова.

Ученики 2 класса нарисовали плакат по творчеству Н.Носова и составили кроссворд.

1.3.Викторина по произведениям Н.Н.Носова.

1.В каком рассказе мы с Мишкой прокатились на бампере машины? ("Автомобиль") 2.Чем похвастался Мишка перед ребятами в рассказе "Бенгальские огни"? (Бенгальскими огнями)

3. Почему рассказ назван "Живая шляпа"? (Под шляпой сидел котёнок и двигался вместо со шляпой) 4. Что взяли ребята в руки, на случай, если шляпа к ним полезет? (Клюшку и лыжную палку) 5. Чем швырялись мальчики в шляпу? (Картошкой) 6.В каком рассказе ребята Костя и Шурик слепили змею из замазки? ("Замазка") 7.Почему кино не понравилось ребятам? (Они его не успели посмотреть) 8.Как зовут героя рассказа "Заплатка"? (Бобка 9.Как Бобка порвал штаны? (Полез через забор, зацепился за гвоздь) 10. Почему мама не поставила заплатку? (Сказала:" Сумел порвать, сумей и зашить!") 11. На что была похожа заплатка, которую в первый раз поставил Бобка? (на сушёный гриб) 12.Чем обвёл Бобка на штанах вокруг заплатки? (Чернильным карандашом) 13.О чем пожалел Бобка, когда научился пришивать заплатки? (О том, что не научился пришивать пуговицы)

14.Кто сидел дома, пока все строили горку? (Котька Чижов) 15.Что сделал Котька, чтобы не скользить, пока забираешься на горку? (Посыпал песком)

Победителями викторины стали:

1место - Кириллов Антон – 2класс

2 место – Смирнов Виктор -2 класс

3 место – Смирнова Кристина 1класс

1.4. Чтение и работа над рассказом Н.Носова «Заплатка».

2.Основной этап.

2.1. На уроке литературного чтения ученики второго класса прочитали выразительно рассказ «Заплатка». Все ребята были задействованы в обсуждении поступков детей. Особенно ученики восхищались поведением Бобки, который сумел пришить заплатку, хоть и не с первого раза. Некоторые ребята решили, если потребуется то, сами пришьют заплатки, а не будут просить об этом маму.

2.2.Ученики смогли предположить возраст героев рассказа, место действия. Дети выяснили черты характеров героев, манеры поведения, интонацию голоса и решили попробовать себя в роли героев.

2.3.Распределение ролей:

Бобка- Кириллов Антон

Ребята - Смирнов Витя

Мама – Смирнова Кристина

2.4.Отработка исполнения ролей.

Участники инсценировки на первой неделе ежедневно читали текст произведения по ролям, старались «вжиться» в образ героя. На второй неделе юные артисты смогли провести репетицию без чекста, так как слова уже запомнили.

2.5.Подготовка костюмов с помощью родителей.

Ребята представили, в какой одежде могли быть дети во время написания рассказа, некоторые ученики подтверждение предположений нашли в интернете (посмотрели иллюстрации к рассказу). На помощь в изготовлении костюмов пришли родители.

2.6. Изготовление декораций для сценок.

Так как основным местом действия были улица(двор) и комната дома, то было решено изготовить декорацию для двух сцен.

Двор - деревья, скамейка, дома.

Комната дома – стол, стулья, ковёр на стене.

2.7.Объявление о выступлении в детском саду. Поход в детский сад.

Когда всё было готово ребята сходили к воспитателю детского сада Веселовой О.И. и сделали объявление о предстоящем показе сценки.

3.Заключительный этап.

3.1.Выступление с постановкой по рассказу Н.Носова «Заплатка» в детском саду.

12апреля 2016 года в 11ч дети показали свою постановку малышам. На память оставили ребятам рисунки и плакат по творчеству Н.Н.Носова. Библиотекарь продемонстрировала ребятам книжки – малышки с рассказами Н.Носова.

3.2.Анкетирование учащихся.

1.Какие рассказы Н.Носова ты прочитал?(10 рассказов) (10 рассказов прочитали 100%учащихся)

2.Тебе понравилось выполнять поручение при работе над проектом?(да 86% , не знаю -14%)

3.Тебе понравилось выступление в детском саду?(да 76% нет 12%)

4. Тебе хочется взять другие книги в библиотеке и их почитать?(да …%, не знаю….%)

3.3Оформление альбома о работе над проектом.

В течение всей работы над проектом ребята вели фотографирование основных моментов. Снимки распечатали и оформили альбом, который является отчётом о проделанной работе.

ÌÌÌ Вывод

Работа над проектом принесла удовлетворение всем учащимся. За время работы ребята смогли выполнить как индивидуальные, так и групповые задания. Хорошо, что родители не остались в стороне от общего и полезного дела, а оказали спонсорскую помощь в изготовлении костюмов и декораций. Привлечение библиотекаря Хохловой И.К. , также принесло свои результаты, так как, ученики изъявили желание и в дальнейшем посещать библиотеку.

Ценность проекта заключается и в том, что ребята раскрыли свои актёрские способности и смогли организовать выступление перед малышами детского сада. Такое мероприятие надолго останется в памяти детей.

ÌÝ Список использованной литературы

1.Герои Николая Носова в иллюстрациях лучших художников: Путешествие по книгам // Когда улыбается читатель/ ред.-сост. Л.В. Нестерович. – Минск.: Красико-Принт, 2010.

2. Котомцева И.В. Фантазёры и затейники: Урок внеклассного чтения по творчеству Н. Носова: / Крук Н.В., Котомцева И.В. // Библиотечные уроки по чтению 1-4 классы. – М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010.

3. Яценко И. Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чткнию: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Биография Н.Н.Носова

Знаменитый детский писатель советских времен Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень веселые и забавные произведения. Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн и революций, однако находивших в себе силы жить и творить. Носов был удостоен множества наград и медалей, среди них - «Орден Красной Звезды» (1943 г.), Сталинская премия III степени (1952 г.), Государственная премия РСФСР им. Крупской Н. К. (1969 г.). Николай Носов: биография Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его отец был артистом, а заодно подрабатывал железнодорожником. Все свое детство Николай провел в небольшом городишке Ирпень под Киевом, где он и пошел учиться в гимназию. Биография Николая Носова рассказывает о том, что у своих родителей будущий писатель не был единственным ребенком, у него были еще два брата и сестра. Маленький Коля обожал ходить на концерты и выступления отца. И родители начали всерьез задумываться над тем, что, возможно, их мальчик станет артистом. Коля захотел играть на скрипке, но дело оказалось ему не под силу, и он забросил это занятие.

Биография Носова Николая Николаевича дальше рассказывает, что детство и юность писателя пришлись на тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн. Голод и холод были спутниками его семьи. В итоге все ее члены переболели тифом, но Бог миловал, никто из них не умер. Сам Николай потом вспоминал, что он болел дольше и тяжелее всех, надежды на выздоровление почти не оставалось. Но, вопреки всему, он выжил, и его мама просто плакала от радости, когда он выздоровел. Так он понял, что слезы бывают не только от горя. Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике. Времена были тяжелые, поэтому ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом. После революции их гимназия стала школой-семилеткой. После ее окончания в 1924 году Носов сначала идет разнорабочим на Ирпеньский бетонный завод, а затем - на кирпичный завод в Буче. С юности будущий писатель сильно увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил свои опыты. Тогда-то он и начал мечтать о профессии химика и захотел поступить в Киевский политехнический институт. Для этого он пошел учиться в вечернюю профшколу, по окончании которой его планы резко поменялись. В свои 19 лет он решил, что будет учиться в Киевском художественном институте. Затем, после двух лет обучения, в 1929 году переводится в Московский институт кинематографии Николай Носов. Биография содержит сведения о том, что в 1932 году он успешно его закончил и пошел работать режиссером и постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов. Дальше Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя в 1938 году. Первый его рассказ вышел под названием «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». В 1945 году был издан первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», а еще через год вышел другой его сборник - «Ступеньки». Сам Николай Носов признавался, что детским писателем стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Носов начал основательно изучать не только детскую литературу, но и детскую психологию. Писатель считал, что к малышам надо относиться с любовью, теплом и большим уважением, именно поэтому его книги стали популярными у детской аудитории. Другие произведения для детей В 1947 году вышел еще один приключенческий сборник Николая Носова «Веселые рассказы». А самыми известными стали его повести «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына». В 1952 году Николая Носова наградили Сталинской премией III степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома». Чуть позже, в 1954 году, по ней был снят детский фильм «Два друга». Он показывал детям на примерах своих героев, что такое дружба, отзывчивость, взаимопомощь, и как сложно жить без всего этого. Такие нехорошие качества, как зависть, тщеславие и ложь, очень уж осуждал Николай Носов. Биография (для детей она тоже доступна и понятна) указывает на то, что во всех его произведениях прослеживается нравственная воспитательная тема. Незнайка Самыми известными произведениями Носова стали приключенческие истории о Незнайке. Все началось с первого его произведения «Винтик, Шпунтик и пылесос», а за ними появилась трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Самым первым иллюстратором его произведений о Незнайке стал Лаптев А.М., который и подарил детскому зрителю образ непоседливого мальчишки в шляпе.

26 июля 1976 года в Москве на 68 году жизни и скончался всеми любимый писатель Николай Носов.