Почему Мцыри считается романтическим героем? Какие нравственные ценности утверждаются в поэме? «Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри Какие нравственные ценности утверждает поэма мцыри

"Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека (Михаила Юрьевича Лермонтова) - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным, беспощадным умом", - говорил И. А. Андронников. Эта краткая, но очень емкая характеристика поэта раскрывает тайну личности Михаила Юрьевича Лермонтова, поражавшей всех монолитной противоречивостью натуры и характерными особенностями художественного метода.

Несомненно, Лермонтов - поэт-романтик. Им написано в ранний период творчества около тридцати поэм. Наиболее известными являются "Боярин Орша", "Сашка". "Демон", "Сказка для детей", "Тамбовская казначейша" и "Мцыри".

Основной особенностью романтической поэмы "Мцыри" является изображение героя с необычной судьбой, отражающего какие-то грани духовного мира самого автора. Мцыри - мальчик-горец, в возрасте шести лет он попал в плен к русским и до юности прожил в монастыре. Лермонтов утверждает через образ Мцыри такие нравственные ценности, как свободолюбие, любовь к Родине, народным обычаям. И это близко и дорого самому поэту, что проявляется даже в том, что язык исповеди Мцыри не отличается от языка стихов автора.

"Смысл поэмы Лермонтова заключается не в рассказе о достижениях героя - их не было, - и не в призыве отказаться от бесплодной борьбы, - наступательный пафос поэмы несовместим с фаталистической покорностью, - а в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели", - писал критик Д. Е. Максимов, выделяя те нравственные ценности, которые утверждаются в поэме "Мцыри".

Лаконичен сюжет поэмы и не вполне обычна ее композиция. Поэма состоит из двадцати шести глав. В первых трех главах рассказывается о многих годах жизни Мцыри в монастыре. А одиннадцать глав поэмы рассказывают о "трех блаженных днях", проведенных им на воле. Причем Лермонтов не описывает обыденную жизнь героя. Автора интересуют только важнейшие и притом самые сильные моменты трех дней, прожитых Мцыри на воле: бегство из монастыря, борьба с барсом, предсмертный бред у ворот монастыря… И это повествование после краткого вступления переходит в монолог героя. Характерно внимание автора к психологии Мцыри. Поэт пытается "рассказать душу" своих героев, что и делает в поэме, используя форму исповеди:

Ты слушать исповедь моюПришел сюда. Благодарю…

Несмотря на препятствия, стоящие перед Мцыри, юноша борется до последних сил. Гибель героя неизбежна, тем не менее поэма не порождает уныния, а вызывает стремление к деятельности, призывает к борьбе как нравственной ценности. В этом новаторство поэта, который ввел в романтическую поэму героя, отмеченного печатью "сердца вольного" и пламенными страстями:

Я знал одной лишь думы власть,Одну, но пламенную страсть.

Эта страсть "сожгла" душу Мцыри. Она родила желание прижаться "пылающей" грудью к родной груди. Такое сердце "вдруг зажглося жаждою борьбы".

Даже художественные средства поэмы подчинены утверждению тех нравственных ценностей, которые дороги М. Ю. Лермонтову и носителем которых является юноша Мцыри. К примеру, М. Ю. Лермонтов, широко использует в поэме мужские рифмы. В. Г. Белинский писал: "Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют… с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы". Любовь к Отечеству, земле отцов, желание общей жизни с родным народом, жажда борьбы, преодоление непреодолимого во имя поставленной цели - таковы нравственные ценности, утверждаемые поэмой М. Ю. Лермонтова "Мцыри", поставившие ее в ряд высших достижений романтизма в русской и мировой литературе.

«Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека (Михаи­ла Юрьевича Лермонтова) - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмеш­ливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проница­тельным, беспощадным умом», - говорил И. А. Андронников. Эта краткая, но очень емкая характеристика поэта раскрывает тайну личности Михаила Юрьевича Лермонтова, поражавшей всех монолитной противоречивостью натуры и характерными особенностями художественного метода. Несомненно, Лермонтов - поэт-романтик. Им написано в ранний пери­од творчества около тридцати поэм. Наиболее известными являются «Боя­рин Орша», «Сашка». «Демон», «Сказка для детей», «Тамбовская казна­чейша» и «Мцыри». Основной особенностью романтической поэмы «Мцыри» является изо­бражение героя с необычной судьбой, отражающего какие-то грани духовно­го мира самого автора. Мцыри - мальчик-горец, в возрасте шести лет он попал в плен к русским и до юности прожил в монастыре. Лермонтов ут­верждает через образ Мцыри такие нравственные ценности, как свободо­любие, любовь к Родине, народным обычаям. И это близко и дорого само­му поэту, что проявляется даже в том, что язык исповеди Мцыри не отли­чается от языка стихов автора. «Смысл поэмы Лермонтова заключается не в рассказе о достижениях героя - их не было, - и не в призыве отказаться от бесплодной борьбы, - наступательный пафос поэмы несовместим с фаталистической покорно­стью, - а в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели», - писал критик Д. Е. Максимов, выделяя те нравственные ценности, которые утверждаются в поэме «Мцыри». Лаконичен сюжет поэмы и не вполне обычна ее композиция. Поэма состоит из двадцати шести глав. В первых трех главах рассказывается о многих годах жизни Мцыри в монастыре. А одиннадцать глав поэмы рас­сказывают о «трех блаженных днях», проведенных им на воле. Причем Лермонтов не описывает обыденную жизнь героя. Автора интересуют только важнейшие и притом самые сильные моменты трех дней, прожитых Мцы­ри на воле: бегство из монастыря, борьба с барсом, предсмертный бред у ворот монастыря… И это повествование после краткого вступления пере­ходит в монолог героя. Характерно внимание автора к психологии Мцыри. Поэт пытается «рассказать душу» своих героев, что и делает в поэме, ис­пользуя форму исповеди: Ты слушать исповедь мою Пришел сюда. Благодарю… Несмотря на препятствия, стоящие перед Мцыри, юноша борется до последних сил. Гибель героя неизбежна, тем не менее поэма не порождает уныния, а вызывает стремление к деятельности, призывает к борьбе как нрав­ственной ценности. В этом новаторство поэта, который ввел в романтиче­скую поэму героя, отмеченного печатью «сердца вольного» и пламенными страстями: Я знал одной лишь думы власть, Одну, но пламенную страсть. Эта страсть «сожгла» душу Мцыри. Она родила желание прижаться «пы­лающей» грудью к родной груди. Такое сердце «вдруг зажглося жаждою борьбы». Даже художественные средства поэмы подчинены утверждению тех нравственных ценностей, которые дороги М. Ю. Лермонтову и носителем которых является юноша Мцыри. К примеру, М. Ю. Лермонтов, широко использует в поэме мужские рифмы. В. Г. Белинский писал: «Этот четы­рехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют… с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Любовь к Отечеству, земле отцов, желание общей жизни с родным народом, жажда борьбы, преодо­ление непреодолимого во имя поставленной цели - таковы нравственные ценности, утверждаемые поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри», поставившие ее в ряд высших достижений романтизма в русской и мировой литературе.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» по праву считается одной из вершин поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. Произведение объединено общим настроением. В нем автор создал исключительный по силе и мужеству характер молодого горца.

Мальчик был пленен еще в детстве, и из-за болезни остался жить в стенах монастыря. Однако как луговой цветок трудно вырастить в саду, так и Мцыри мучительно страдал в неволе. Его мучила ностальгия, и он «смотрел, вздыхая, на восток», томимый тоской по родине. Это патриотическое чувство вошло в его жизнь неосознанно, инстинктивно, словно с молоком матери. Постепенно Мцыри привык к плену:

Стал понимать чужой язык,

Был окрещен святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет.

Но сила характера не позволила гордому горцу смириться и навсегда остаться в монашеской обители. Рискуя жизнью, он сбежал. В своей исповеди он поведал о том, как провел три дня на свободе:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог,

С восторгом восклицает он. Вот эта верность родовому укладу в сочетании с трагическим мотивом сиротства вызывает невольное сочувствие к молодому горцу. Гордый, вольнолюбивый юноша ценой жизни заплатил за право познать глоток свободы, увидеть вершины седого Кавказа. Однако Мцыри присущи самые обычные, естественные человеческие чувства. Он, например, испытывает страх на краю пропасти. Сердце его тает при звуке голоса молодой грузинки.

Интересно, что патриотическая тема раскрыта в поэме не столько через декларативные высказывания Мцыри, сколько через любования красотами Кавказа.

Юноша называет себя робким, рыдает от досады, не найдя дороги в родной аул. Но его целеустремленность, желание любой ценой увидеть родимую страну наоборот свидетельствуют о душевной стойкости героя. По дороге он страдает от голода, но не сворачивает назад. После схватки с могучим барсом он понимает, что мог бы быть «в краю отцов Не из последних удальцов». В сцене битвы Мцыри с барсом Лермонтов с откровенностью и прямотой подчеркивает воинственный дух в характере своего героя. Это прежде всего борец, и в кровавой схватке в нем обнажаются древние охотничьи инстинкты.

После битвы с барсом израненный Мцыри чувствует, что умирает. Через его предсмертные мысли Лермонтов показывает глубину и нежность души юноши. Так тонко понимать природу может лишь творчески одаренная, богатая натура.

На примере образа Мцыри Лермонтов учит любить жизнь во всей ее полноте, быть преданным родной земле, ибо каждый человек максимально счастлив там, где он родился, где предназначено жить ему Богом и судьбой. Мцыри умирает с мыслью о родине, завещая перенести его в сад, откуда виден Кавказ, и надеется, что он пошлет с прохладным ветерком последний привет своему блудному сыну.

Поэма «Мцыри» - гимн непокоренному человеку. Конечно, Мцыри создавался как романтический герой, но близость его взглядов к авторским очевидна. Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что лермонтовский идеал человека - свободный герой-борец, активно относящийся к жизни, умеющий не только любить и тонко чувствовать окружающий мир, но и бороться за воплощение в жизнь своей мечты. Н.П. Огарев считал, что Мцыри - «самый ясный и единственный идеал поэта».

Одной из вершин художественного наследия Михаила Юрьевича Лермонтова является поэма «Мцыри» - плод длительной и напряженной творческой работы. Поэт создал тревожный мир исканий, нерешённых вопросов и философских проблем, мир высоких и прекрасных чувств - любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Замысел создания образа человека, рвущегося на волю из монастыря, возник у Лермонтова в 1830 году, но лишь в 1837 году замысел этот воплотился в жизнь.
Мцыри – одноименный герой поэмы, кавказский юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и был отдан для излечения в монастырь. Нахождение там приходится ему не по душе. Убежав из монастыря, Мцыри надеется вернуться в родную стихию - в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему природой от рождения:

Я цель одну-
Прийти в родимую страну-
Имел в душе.

За годы одиночества Мцыри стало противно сытое существование в стенах монастыря, он ищет выход своим «пламенным страстям», которые подавляются им с детства. Только после побега из монастыря он осознал, что такое счастье:

О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом:

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей…

Мцыри побеждает барса, и это неудивительно: он подчиняет все вокруг достижению своей единственной цели. В эти дни герой жил, а не существовал, только эти дни он называет блаженными. Однако пребывание в монастыре сказалось на его духе. Вышло так, что герой стал неприспособленным к вольной жизни. Таким образом, Мцыри движется по кругу, не зная, где обрести настоящую свободу. Мы видим в герое борьбу противоречий: он победил барса, слился с Вселенной, но одновременно страшится стихийных сил.
Символическим выражением тщетности желания гармонии стало невольное возвращение к монастырю и услышанный звон колокола. Мцыри оказывается практически бессильным и - отказывается от борьбы. В итоге герой терпит поражение. Страдания и тревоги героя умирают вместе с ним. Желанная свобода не достигнута. Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд ему в целом.

Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в «одну, но пламенную страсть» сливаются любовь к Отчизне и жажда воли. Желание Мцыри «узнать: для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе:

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!

Стоит задуматься над этими словами. Дело в том, что Лермонтов пытается донести до нас мысль: человек неотделим от своей Родины, своих корней. Он может полностью реализовать свои возможности только там, где родился. Поэтому Мцыри так стремится к дому, к свободе - эти понятия для него означают одно и то же. Главный герой говорит:

…Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов…
…за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

Не вина, а беда героя в том, что не суждено ему побывать на Родине, осуществить заветную мечту, взлелеянную «слезами и тоской». Он мог бы стать достойным сыном своего Отечества. Судьба не дала Мцыри испытать упоение битвой, однако по духу он – настоящий воин.

Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа и мощи вольнолюбивого патриотизма главного героя. Побежденный обстоятельствами, он духовно не сломлен, а его мужество и героизм являются укором трусливым и бездеятельным монахам - олицетворению общества, современного Лермонтову.

Мцыри не может жить в неволе, «пламень прожег свою тюрьму». Да, мечтам юноши не суждено было осуществиться, но сама попытка протеста была выражена. Это не оставило равнодушным никого: ни современников поэта, ни нас, читателей. Бунтарский дух героя привлекает своей целеустремленностью, ведь Мцыри мог прозябать в монастыре, смирившись со своей участью, но он не выбрал этот простой путь смирения. Попытка осуществить мечту вызывает восхищение.

Ценности, которые утверждает в своей поэме М.Ю.Лермонтов, – истинные, они вечны и актуальны во все времена. Поэтому это произведение вызывает сильные эмоции и в наши дни. Свобода духа, память предков, преданность Родине, протест против гнетущих обстоятельств, единение с природой, нравственная чистота и целеустремленность – вот те ценности, которыми должен руководствоваться не только идеальный герой, но и каждый из нас. К сожалению, таких людей, как Мцыри – очень мало, а подобные ему находят смерть, не достигнув великой цели. Но вызов обществу уже сделан!..


Какие ценности утверждаются в поэме Лермонтова Мцыри

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» по праву считается одной из вершин поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. Произведение объединено общим настроением. В нем автор создал исключительный по силе и мужеству характер молодого горца.

Мальчик был пленен еще в детстве, и из-за болезни остался жить в стенах монастыря. Однако как луговой цветок трудно вырастить в саду, так и Мцыри мучительно страдал в неволе. Его мучила ностальгия, и он «смотрел, вздыхая, на восток», томимый тоской по родине. Это патриотическое чувство вошло в его жизнь неосознанно, инстинктивно, словно с молоком матери. Постепенно Мцыри привык к плену:

Стал понимать чужой язык,

Был окрещен святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет.

Но сила характера не позволила гордому горцу смириться и навсегда остаться в монашеской обители. Рискуя жизнью, он сбежал. В своей исповеди он поведал о том, как провел три дня на свободе:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог,

С восторгом восклицает он. Вот эта верность родовому укладу в сочетании с трагическим мотивом сиротства вызывает невольное сочувствие к молодому горцу. Гордый, вольнолюбивый юноша ценой жизни заплатил за право познать глоток свободы, увидеть вершины седого Кавказа. Однако Мцыри присущи самые обычные, естественные человеческие чувства. Он, например, испытывает страх на краю пропасти. Сердце его тает при звуке голоса молодой грузинки.

Интересно, что патриотическая тема раскрыта в поэме не столько через декларативные высказывания Мцыри, сколько через любования красотами Кавказа.

Юноша называет себя робким, рыдает от досады, не найдя дороги в родной аул. Но его целеустремленность, желание любой ценой увидеть родимую страну наоборот свидетельствуют о душевной стойкости героя. По дороге он страдает от голода, но не сворачивает назад. После схватки с могучим барсом он понимает, что мог бы быть «в краю отцов Не из последних удальцов». В сцене битвы Мцыри с барсом Лермонтов с откровенностью и прямотой подчеркивает воинственный дух в характере своего героя. Это прежде всего борец, и в кровавой схватке в нем обнажаются древние охотничьи инстинкты.

После битвы с барсом израненный Мцыри чувствует, что умирает. Через его предсмертные мысли Лермонтов показывает глубину и нежность души юноши. Так тонко понимать природу может лишь творчески одаренная, богатая натура.

На примере образа Мцыри Лермонтов учит любить жизнь во всей ее полноте, быть преданным родной земле, ибо каждый человек максимально счастлив там, где он родился, где предназначено жить ему Богом и судьбой. Мцыри умирает с мыслью о родине, завещая перенести его в сад, откуда виден Кавказ, и надеется, что он пошлет с прохладным ветерком последний привет своему блудному сыну.

Поэма «Мцыри» - гимн непокоренному человеку. Конечно, Мцыри создавался как романтический герой, но близость его взглядов к авторским очевидна. Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что лермонтовский идеал человека - свободный герой-борец, активно относящийся к жизни, умеющий не только любить и тонко чувствовать окружающий мир, но и бороться за воплощение в жизнь своей мечты. Н.П. Огарев считал, что Мцыри - «самый ясный и единственный идеал поэта».