Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности на примере российского этнографического музея. Основные типы музеев Основные направления деятельности музея

В программу активного проведения досуга организаторы гостиничной анимации часто включают посещение музеев

Музей - это культурно-образовательное и научно-исследовательское учреждение, предназначен для хранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достоянию национальной и мирового историко-культурного наследие.

Функции современного музея чрезвычайно сложные, несмотря на разнообразие форм их деятельности. И хотя самая главная функция музея - сбор, изучение и экспонирование памятников истории, культуры, искусств ва, основным видом их деятельности становится и досуговая, особенно экскурсионноа.

Еще недавно культивировались традиционные формы экспонирования (стеклянные витрины, однообразные сведения об авторе и его произведение), а подробную информацию можно получить на экскурсии. Сегодня же культурное но-просветительская деятельность музеев претерпела существенные изменения: образовательная и воспитательная функции реализуются в образовательных программах, культурных акциях, сотрудничества с учебными заведениями; развлекательная функции я проявляется в активном участии личности в творческих мастерских, клубах, вечерах отдыха, концертах, в создании на территории музеев коммерческих структур - ресторанов, баров, торговых киосков в. Постепенно музеи становятся составляющей индустрии развитиеаг.

Музеи пытаются организовать свою работу так, чтобы посетитель мог ознакомиться с любой экспозицией, самостоятельно, не ожидая экскурсий. Способы предоставления информации: этикетировка, путеводители и брошюры из конкретных экспозиций, магнитофонные записи, видеоматериалы. Перепечатка, записи и видео документы не перегружают клиентов лишней информацией, изготовление копий, муляжей на етногра фично и естественных выставках позволяют не пассивными, а активными посетителями музея, пополнять свои впечатления тактильными средствамми.

Немалую роль в музейных учреждениях начали играть музейные смотрители, которые не просто следят за порядком, а могут квалифицированно отвечать на вопросы о выставке, экспозицию, отдельный музейный и экспонат, они являются посредниками между посетителями и научными работникам.

Интеграционный процесс музеев в сферу развлечений выражается в: 1) создании в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения досуга и развлечений, 2) проникновении"индустрии досуга"в музее, 3) использовании в музейной деятельности соответствующих форм роботорм роботи.

Интеграция музеев в сферу развлечений проявляется в таких формах:

Создание в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения мероприятий досуга и развлечений (концертные залы, клубные комнаты, смотровые площадки, аттракционы, игровые уголки;

Проникновение"индустрии досуга"в музее (открытие магазинов, сувенирных лавок, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий), использование в музейной деятельности форм отдыха, досуга и развлечений (кружки, хобби-группы, праздники, театральные, музыкальные, литературные и тематические вечера, конкурсы, фестивали, творческие лабораториибораторії;

Методами активизации участия населения в культурно-досуговых мероприятиях являются:

Организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;

Организация выставок живописи, истории, архитектуры;

Создание"мистецтвотек";

Систематические трансляции художественных радио-и телепередач, совершенствование маркетинговой деятельности музеев; активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные и досуговые проекты;

Реализация образовательных и культурных программ для взрослых, создание условий для доступа к музейным ценностям фондов

Другое досуга в музеях реализуются с использованием различных методов: обучение путем творческой деятельности, ролевые игры, методов экспериментального обучения

Приоритетными в музейной деятельности являются образовательные программы для подростков. Организация досуга в музеях активизируется во время школьных каникул: музеи, художественные галереи, выставочные центры проводят творческие акции, концерты, лекции, киновечера, организуют передвижные выставки, игровые конкурсы и соревнования их цель состоит в культурном развитии ребенка, углублении знаний об истории своей страны, ее мисте ство, литературу, народное творчество на основе первоисточников, а не учебников. Поэтому музеи тесно сотрудничают с учебными заведениями, а подростки регулярно посещают музейные залы соответствии с теми тем изучаемых в школе. Специальные образовательные программы разрабатываются для детей и подростков разного возраста и разного уровня подготовки, они реализуются в таких формах работы, как: экскурсии, семинары, дис пути, исследования, наблюдения, ролевые игры, театрализованные представления, тренингінги.

Музейная деятельность не ограничивается работой с детьми и подростками. Образовательные и научные программы музеев разрабатываются и для студенческой молодежи. При этом нельзя забывать, что музей - это не только место с собрания и хранения больших художественных коллекций. Музей является научным учреждением, центром распространения знаний, в котором хранятся архивная и справочная документация, новая литература. Активными формами рабо ты музеев со студенческой аудиторией является проведение совместных научных исследований, этнографических экспедиций, археологических раскопок, подготовка научных публикацияхацій.

Лучшей формой досуга в музее была и остается музейная экскурсия. Согласно современным представлениям,"экскурсия представляет собой коллективный осмотр музея, выдающегося места, выставки, объекта природы и т т д по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательной, образовательной, научной и воспитательной целью, а также служит для удовлетворения эстетических потребностей во время свободного времяпрепровожденияня часу".

Таким образом, экскурсии свойственна ряд характерных признаков, главным из которых является приоритетность зрительного восприятия, сопровождаемого необходимым словесным комментарием. При этом зрительное и вербальное восприятий вует усиливается моторным - передвижением по определенному маршруту, осмотром объекта под разным ракурсом, на разном расстоянии. Иначе говоря, экскурсия предусматривает двигательную активность экскурсантов ее характер терн признаком является также коллективность осмотра, в результате чего в группе людей, связанных общим интересом и возможностью обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера. Она влияет на восприятий ття и усвоения увиденного и услышанного. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, то есть она имеет организованный характер. Обладая всеми чертами, собственности ве экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном просторосторі.

Музейные экскурсии достаточно разнообразны и могут делиться по месту проведения, за объектом показа, а также по характеру тематики, целевой направленностью и составом экскурсантов. Экскурсии могут осу йснюватися и в помещении музея - по экспозиции, выставках, фондах, а также за пределами музейного помещения - по достопримечательностям и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, объединяющие есть единственной темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиеах.

По тематическим характером выделяют обзорные экскурсии и экскурсии по темам профильной дисциплины. Обзорные экскурсы предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желают получить зага ального представления о его истории и коллекцийї.

Обычно эти посетители - туристы, ограниченные временем. Сведения, предоставляемые им во время обзорной экскурсии, носят информативный характер. Экскурсовод или музейный работник кратко знакомят с ист тория и содержанию музейных собраний, а также с основными разделами музейной экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами. Экскурсии на темы профильной дисциплины в музейной практике чаще называют тем аттической, что в принципе некорректно, поскольку любая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, призван детально раскрыть одну из тем или какую-то проблему. Иногда в музеях провод яться циклы экскурсий, объединенных определенной проблематикой и предназначенных для постоянной группы посетителиа­чів.

По целевой направленности выделяют культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К последним относятся и методические эк кскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, спецификой проведения экскурсей.

По составу экскурсантов различают экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или местных жителей, для групп по составу однородных или разнородных (например, для родителей с детьми мы.

течение последних десятилетий учитывая укрепление позиций теории музейной коммуникации экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения, предметом которого являются ценности культуры, значимых и для аудитории, и для того, кто выступает как руководитель. При этом такое общение носит ролевой характер: каждый участник диалога действует в пределах отведенного его регламента, а стиль поведения задается ролью экскурсовода и экскурсанта.

Итак, среди основных тенденций музейной деятельности можно определить следующие:

Интеграция музейных программ в сферу досуга;

Сохранение и популяризация жизни местных культурных ценностей и их самобытности;

Обогащение духовной жизни человека путем связи"искусство-история-индивидуальный опыт";

Развитие виртуальных музеев и мультимедийных проектов, укрепляет контакты со зрительской аудиторией и позволяет посетителям знакомиться с коллекциями музеев разных стран;

Расширение музейной деятельности за пределами музейного учреждения, в регионы страны;

Развитие музеев как туристических объектов

Таким образом, основные функции организации современного досуга, которые определяют его внутреннюю структуру, непосредственно связаны с феноменом культурно-досугового среды и могут быть выражены же ими направлениям своей деятельности

Организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересов и возможностей всех групп населения;

Разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей с сферы досуга в целом

Апробация, отработка и внедрение новой техники, которые разрабатываются промышленностью для их использования в сфере досуга;

Выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе учреждения размещения;

Объединение различных видов развлекательных программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т п)

. Вопросы для контроля

1. Сущность досуга и отдыха

2. Роль анимации в повышении эффективности отдыха в гостиничной индустрии

3. Основные виды анимации

4 состава индустрии развлечений

5. Общая характеристика предприятий индустрии развлечений

6. Какие потребности способна удовлетворить гостиничная анимация?

7 факторов, определяющих выбор формы досуга

8. За счет чего можно достичь наибольшего восстановительных оздоровительного эффекта?

9. Программная анимация

10. Рекреационная основа анимационных программ

11. Основные типы направлений и программ гостиничной анимации

12. Анимационные программы в зависимости от возраста отдыхающих

13. Роль игрового досуга в организации отдыха

14. Процессы совершенствования организации игр с денежным выигрышем

15 факторов, влияющих на работу анимационной службы

16. Виды зрелищно-развлекательных анимационных услуг

17. Парки: виды и характеристика

18. Особенности проведения досуга в парках

19. Активные формы досуга. Спортивные программы

20 спортивно-развлекательные программы

21. Основные требования к материальному обеспечению организации досуга

народа выдающихся исторических событий или деятелей науки, культуры, государственных деятелей. Здесь представлены материалы, документы и т.п., которые воссоздают атмосферу творческого процесса, общественно-историческую, культурно-художественную ситуацию.

    Краеведческие музеи (комплексные) дают возможность изучать

историю и культуру, природные условия и быт, хозяйство данного района или области.

В нем представлены элементы других музеев, поэтому их называют часто комплексные.

    Художественные музеи – к их числу относятся музеи в которых

собраны и экспонируются произведения ДПИ и ИЗО искусства.

    Этнографические музеи – в них собраны материалы и предметы

быта и культуры народа (предметы домашнего обихода, изделия народных промыслов и ремесел, народный костюм), а также народная архитектура.

    Отраслевые музеи – в них собраны экспонаты, которые

характеризуют развитие какой-либо отрасли (медицины, автомобилестроения, связи, промышленности, сельского хозяйства и т.д.).

    Исторические музеи – в них собраны и представлены для

обозрения исторические документы, памятники, предметы материальной и духовной культуры, отображающие историю села, города, страны или отдельные исторические события.

Важное значение для развития музейной отрасли имеет принятие в 2005 г. Закона РБ «О музеях и Музейном фонде РБ», Программы развития

музейного дела в РБ на 2005-2010 г.г. и разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность музейных учреждений республики.

Главные задачи в развитии музейного дела:

Создание новых типов музеев;

Реконструкция и техническое оснащение музейных фондохранилищ;

Укрепление МТБ;

Компьютеризация музейной деятельности;

Более эффективное использование возможностей музеев для внутреннего и международного туризма;

Развитие международных связей и сотрудничества с различными музейными организациями.

Культурно-досуговая деятельность музеев

Изменения в экономике и прочное установление рыночных отношений оказали заметное влияние на все сферы нашего общества. Произошел пересмотр, казалось бы, незыблемых представлений о функциях и задачах многих социальных институтов. Не избежал этой участи и музей.

Кажется, невозможно представить более стабильного и даже консервативного культурного явления, чем музей. Его важнейшие функции – собирать, хранить и интерпретировать памятники прошлого – не подвержены влиянию времени. Однако практика белорусских музеев в течение последних лет доказала обратное. Это отнюдь не означает, что

общество больше не ждет от музеев выполнения обязанностей хранителя исторического и культурного наследия. Напротив, требования,

предъявляемые социумом к музею как общественному институту, значительно расширились .

С одной стороны , общество взглянуло на него как на особое пространство, обладающее силой излечивать кризисные состояния души.

С другой стороны , оказавшись в условиях рынка и испытав в начале 90-х г.г. достаточно серьезные потрясения, выразившиеся в сокращении посещаемости, музей стал активно работать над проблемами привлечения посетителей и созданием востребованных форм работы.

В результате, не только в столичных, но и в провинциальных учреждениях появились удачные музейные проекты: фестивали, выставочные циклы, досуговые и образовательные программы.

Экскурсионная работа – это специфически музейная и традиционная для музеев форма образовательной и воспитательной деятельности. В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности – лекции, уроки в музее, лекции, концерты, конкурсы, фестивали, обряды, праздники и спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, вовлекают посетителя в непосредственное участие в музейном празднике, обряде, представлении, уроке.

Вот как проводится «свадебный обряд» в Чаусском историко-краеведческом музеи. С весны 2007 г. в городе появилась мода после ЗАГСа перед застольем всем кортежем заезжать в районный музей.

По старинной традиции молодым связывают руки рушником, в котором обязателен красный цвет (фондовая реликвия музея). На его концах разный орнамент: один женский, другой мужской. Цветы и растения

символизируют расцвет природы, жизни, плодородия, благополучия молодой семьи.

Обряд ведется на белорусском языке в несколько юмористическом стиле.

В зале этнографии есть стилизованная крестьянская хата с рубленной топором лавкой, столом, самоваром. Молодые заводят патефон и танцуют. Среди обязательных номеров программы – посидеть на вывернутом кожухе, который лежит поверх старинного сундука. Считается, чем больше к одежде жениха и невесты прицепится ворсинок, тем богаче будет их семья.

Фотографироваться можно где угодно. Например, за прялкой или на фоне чучел всевозможных зверюшек. Парни, желающие похвастаться своей силушкой богатырской, могут попробовать перенести свою суженую через все 9 музейных порогов.

Работники музея постоянно пополняют свой запас чаусскими шутками и прибаутками, которые подсказывают старожилы местных деревень.

Каждое лето в замках Беларуси (г.Лида, Мир, Новогрудок, Несвиж) проходят рыцарские турниры и международные фестивали средневековой культуры, притягивающие к себе внимание зрителей и участников из всех стран мира. Воспроизводятся реальные исторические события, зрители и участники приобщаются к традиционным ремеслам, наслаждаются средневековой музыкой, можно примерить доспехи или пышное платье дамы.

В них участвуют как члены исторических клубов, изготавливающие для себя костюмы, так и зрители, специально приехавшие на праздник. Интересно, что после посещения фестивалей многие становятся их постоянными участниками, вступают в исторические клубы.

Зримое проникновение в недалекое прошлое происходящее во время театрализованных представлений на базе историко-культурного центра «Линия Сталина» пробуждает интерес к истории Великой Отечественной

войны, обновляет чувство сопричастности к отечественной истории, воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Организация и проведение исторических и военно-исторических фестивалей, музыкальных концертов и народных обрядов зачастую позволяет музеям решать вопросы дополнительного финансирования.

Сама возможность организации таких, на первый взгляд «немузейных» мероприятий, отражает новый подход к музейному пространству.

Музей не может закрывать глаза на современные тенденции в формировании и развитии культурных потребностей социума. В условиях усиливающейся усталости людей от технократии и агрессивной городской среды особенную привлекательность получает возможность провести свободное время вместе с семьей вне города.

Разнообразие и регулярность проводимых мероприятий позволяют сформировать постоянную аудиторию, для которой посещение музея становится насущной необходимостью, формой культурного досуга.


Концепция развития школьного этнографического музея.

Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь ее природу - во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа - это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Очевидно, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям, а с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.

Школьный этнографический музей может стать тем местом, откуда начнётся путешествие к глубинам отечественной культуры.

Цели создания музея:

воспитывать чувство любви к своей малой родине, гордость за своих соотечественников;

познакомить с предметами быта XIX-XX века;

использовать экспонаты на уроках и внеклассных мероприятиях;


Можно обозначить следующие основные направления деятельности музея :: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели и становится основой музейно-педагогической программы.

Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, Оно осуществляется с помощью лекций и консультаций. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и подключением к Интернет.

2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников. Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее-мастерской является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие, экскурсия) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.

3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.

4) Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).

5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (день открытых дверей, музейный праздник, ярмарка, и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста, и пр.).
Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

Музей относится к этнографическим, и экспозиция представлена в виде фрагмента русской избы. Наряду с подлинными предметами располагаются вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки и др.) Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты и др.) и женского рукоделия (прялки, веретёна, швейка,).

Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они - часть своего народа.

Музей хорошо вписывается в общую систему дополнительного образования. Здесь могут проходить дополнительные уроки по крымоведению для учащихся начальной школы, а также факультативы других предметов, по желанию педагогов. Большое место в работе музея занимает приобщение детей к народным праздникам и традициям.

Развитие нашего музея-мастерской будет проходить в несколько этапов:

1 этап - создание экспозиции, сбор экспонатов, организация экспедиции по селам нашего района, проведение бесед с жителями нашего региона.

2 этап - изучение подлинных предметов быта, их описание, художественное оформление этнографического музея.

3 этап – может идти параллельно со вторым - проведение экскурсий для учащихся и их родителей, организация и подготовка уголка «Быт народов, которые проживают в Крыму». Выставка вышивки разных областей России.

4 этап- перспективный. Планируется выполнить проект по созданию коллекции кукол в различных национальных костюмах; изучение различных способов росписи пасхальных яиц; знакомство детей с обрядовой выпечкой и традиционной кухней, исследовательская работа по темам экспозиции, организация посещения активом музея других школ, организация встреч с местными мастерицами вышивки. Большим и долгосрочным проектом является создание виртуального варианта музея.

Программа деятельности этнографического музея

В нашем музее воспроизведен внешний вид крестьянской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно-бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Предполагается, что фонд экспозиций будет пополняться поделками, изготовленными руками самих учащихся в традициях русских ремесел, и предметами старины от помощников и друзей музея. И все-таки главная цель, которая поставлена организаторами музея, - цель духовно-нравственного воспитания. Учащиеся должны попытаться заглянуть в сердце народного творчества, научиться понимать символику крестьянского быта, разгадывать тайну бытовых орнаментов, в которых скрыта «мудрость избяных заповедей». Акцент сделан на постижение духовного склада и обихода русского народа: рисунки на темы праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсы на лучшую творческую работу, проектная деятельность.Всё это поможет включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогики. Позволит развивать ум и сердце, мышление и чувства, воображение и интуицию, приобретать фундаментальные знания о мире, воспринимать каждое явление и развивать способ деятельности.
Цель деятельности:

Зажечь искорку любви и интереса к жизни народов Крыма в разное историческое время

Задачи:

познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой,национальными блюдами;

прививать интерес к духовной культуре разных народов через изучение обычаев, обрядов, праздников, народное творчество, искусство;

формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;

воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

развивать творческие способности детей;

дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой научно-исследовательской деятельности;

налаживать сотрудничество с краеведами различных музеев, архивом, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.;

приобщить родителей к краеведению;

Содержание деятельности:

I. Поисково-краеведческая работа

Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом.

Изготовление стендов, плакатов, карт, схем, стеллажей, витрин, макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды.


II. Научно-исследовательская и воспитательно-пропагандистская деятельность

Запись народной лексики, связанной с предметами быта, с устройством русской избы, с орудиями и процессами крестьянского труда, одеждой и обувью, едой и напитками, составление тематических картотек.

Собирание производителей фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.

Сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников.

Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.

Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.п.


III. Творчество учащихся, ремесло.

Привлечение родителей к оборудованию музея.

Изготовление поделок из дерева, соломы, ниток (пояса), связанных с народной жизнью, старинными праздниками, обрядами (писанки), выполнение народных игрушек (кукол).

Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ детей.

Проведение в музее занятий кружков по крымоведению, рукотворчеству и т.д.


IV. Методическая, консультативная работа

Семинары, методические часы для учителей по крымоведению.

Индивидуальные консультации по проведению мероприятий с краеведческой тематикой.

Сбор библиотеки по народной культуре, использование её в работе с учителями, учащимися.

Сотрудничество с музеями, архивом.


V. Образовательно-воспитательная работа

Развитие познавательных интересов и творческих

Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись произведений фольклора, составление картотек, творческие работы, экспедиции в деревни, участие в семинарах, научных конференциях).


VI. Работа с фондами

Заполнение инвентарной книги

Составление картотек на музейные предметы

Исследование и описание каждого предмета

Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ учащихся.


Требования к оформлению музея:

доступность;

ассоциативность;

наглядность;

рациональность использования площади;

интерактивность и полифункциональность музейного пространства.

Тематика бесед и практических занятий.

Заглянем в избушку. Ознакомительная беседа для первоклассников и их родителей.

Наряжаем красну девицу. Сарафан, рубаха, понёва, пояс, головной убор.

Наряжаем добра молодца. Рубаха, порты, пояс, головной убор.

Прочитаем сказку. Чтение русских народных сказок с показом предметов, о которых идёт речь.

Что нам лето принесло. Знакомство с летними поступлениями.

Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки.

Обрядовые блюда народов Крыма.

Гость в дом - радость в нём.. Познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством; вызвать интерес к культуре русского народа и народов Крыма.

Из истории утюга. Познакомить детей с предметами обихода (рубель и скалка, угольные утюги и т.д.).

Из чего ели. Знакомство с крестьянской посудой: деревянной, чугунной и глиняной.

Как рубашка в поле выросла. Познакомить детей с веретеном, прялкой, ткацким станом, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

Наши руки не знают скуки. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно- прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

Раз в крещенский вечерок. Занятие с простейшими формами гадания, информацией об этом народном празднике.

Широкая масленица. Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

Посиделки у самовара. История русского самовара. Познакомить с чайными обычаями русского народа.

Чудесный сундучок. Познакомить с видами женского рукоделия (поясами, кружевом и т. д.) и с различными видами приспособлений для их выполнения (возможно не одно занятие).

Куколки-помощницы. Познакомить детей с разными народными рукотворными куклами и выполнением их (1-2 по выбору).

Писанки и крашенки. Когда, как и для чего их делали. Что обозначали символы на них, сроки их хранения. Выполнение росписи яиц писаками с воском и красками.

Жемчужины народной речи. Народная лексика, связанная с крестьянским трудом, с одеждой и обувью (пословицы, прибаутки). Народные названия растений.

Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки, колобаны.

Музей-мастерская может принимать посетителей (классы) из школ на экскурсии и мероприятия по предварительной договорённости во внеурочное время.

Прогнозируемые результаты:

Результатами работы музея-мастерской должны стать:

ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами найденными и подаренными музею,

проведение выставок новых поступлений,участие в профильных выставках и конкурсах (районных, окружных, городских),

отчёт о проведении экскурсий, семинаров, мастер классов и массовых мероприятий,

проведение фотовыставок и выставок детского рисунка,

качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов.

Этнография - историческая наука, изучающая культуры и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния.

В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на кружке.

Этнографические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения подростков к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

Основными методами этнографического изучения являются наблюдение и сбор материала.

Цели кружка "Юный этнограф":

  • расширение кругозора и повышение культурного уровня детей;
  • знакомство с первичными навыками исследовательской работы;
  • развитие навыков сбора и обработки первичного материала;
  • развитие навыков сотрудничества с историческими и этнографическими музеями;
  • воспитание интереса к истории родной деревни и края.
  • развивать навыки работы с книгой и приучать работать с музейными экспонатами;
  • стимулировать развитие творческих способностей;
  • способствовать развитию социальной активности путём постоянной тренировки школьников в контактах с населением и друг с другом в процессе занятий;
  • стимулировать формирование у школьников этических норм и культуры внешнего поведения профессиональными требованиями, предъявляемыми к этнографу во время экспедиционной работы.

Программа кружка "Юный этнограф" предназначена для учащихся 6-8 классов, рассчитана на 30 часов (1 час в неделю с 1 октября). Использует в качестве программно- методического сопровождения:

  • методическое пособие "Содержание и методы этнографической работы школьников";
  • методическое пособие "Методика изучения и собирания народных игр, обрядов, сбор материала о жилище:
  • Настоящая программа определяет содержание экспедиционной работы школьников по этнографическому изучению своего края. Она включает в себя анкеты - "вопросники" для сбора информации о традиционной культуре населения и рекомендации по сбору экспонатов для школьного краеведческого музея.

    В экспедиции необходимо собирать не отдельные, не случайные предметы, а в комплексе. Необходимо стремиться к сбору вещей, относящихся к разным временным периодам. Приобретая предметы, необходимо собрать о каждом предмете возможно более полную информацию от владельца вещи и жителей деревни. Все сведения заносить в полевую опись под регистрационным номером вещи.

    Собирать сведения нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции располагали научно достоверными фактами, подтверждёнными документально.

    Информаторами могут стать только жители деревни. Ими должны быть представители разного пола и возраста.

    При опросе населения по анкетам необходимо "снимать" как бы два слоя информация: "как было раньше" и "как теперь", при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идёт рассказ.

    Участники не должны подсказывать информатору ответ.

    Если вопрос не будет сразу понят, следует сформулировать его по-другому, не меняя смысла.

    Запись необходимо вести без сокращений, так, как говорят. Желательно записывать разговор на магнитофон.

    Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник. При записи беседы с информатором указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, год свадьбы, год переезда деревню.

    Вводное занятие. Составление списка участников, знакомство с планом, особенностями и режимом работы.

    История посёлка. Откуда Чемаши пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни. Самая старая улица деревни. Названия улиц.

    Поселение, его тип, планировка, количественная характеристика, общественные сооружения, благоустройство.

    История возникновения школы в деревне. Постройки. Тип. Работники школы.

    Усадьба и жилище. Тип усадьбы, тип жилого дома, планировка жилого дома, интерьеры жилых помещений.

    Живая история нашей деревни. Старожилы деревни.

    Устное народное творчество. Пословицы и поговорки, употребляемые жителями. Сказки и загадки. Народные песни.

    Местный диалект.

    Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства в прошлом и теперь. Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Определение их с помощью народного опыта, примет.

    Животноводство. Виды скота, разводимого в деревне прежде и теперь. Заготовка кормов.

    Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей: основное занятие, любительское. Участники рыбной ловли. Орудия лова, их описание.

    Одежда. Составные части девичьего, женского, мужского, детского костюма. Орнаментация предметов одежды. Расположение орнамента на них. Местные названия орнамента и его мотивов.

    Свадебные обряды. Знакомство парней и девушек. Где оно происходило. Название всего ритуала свадьбы. Свадебная обрядность.

    Игры, которые игрались прежде и играются теперь.

    Календарно - тематическое планирование занятий кружка.

    ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
    1. Вводное занятие. Составление списка участников. Режим работы. Собрание.
    2- 3. История посёлка. Откуда Чемаши

    пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни?

    Лекция с элементами беседы.
    4. Экскурсия по самой старой улице.

    Названия улиц. Почему они так называются?

    Экскурсия.

    Беседа. Исследование.

    5. Поселение, его тип. Застройки: жилые дома, хозяйственные и общественные застройки. Исследование - записи в полевой дневник.
    6-13. История возникновения школы в деревне. Тип школы раньше и теперь. Работники школы.

    Сбор экспонатов.

    Переписка с музеями.

    Работа с литературой.

    Исследование.

    14. Усадьба и жилище. Тип усадьбы.

    Тип жилого дома. Интерьер.

    Исследование. Беседа с жителями.
    15-17. Живая история деревни. Старожилы. Встреча с жителями.
    18-19. Пословицы и поговорки, употребляемые в деревне.

    Народные песни.

    Исследование.

    Запись в полевой дневник.

    Обработка записей.

    20- 21. Местный диалект. Исследование.
    22. Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства раньше и теперь.

    Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Их определение по народным приметам.

    Встреча с жителями деревни.
    23. Животноводство. Виды скота раньше и теперь. Заготовка кормов. Изучение литературы.

    Встреча с жителями.

    24. Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей.

    Орудия лова.

    Изучение литературы.

    Исследование.

    25-26. Одежда. Составные части костюма: девичьего, женского, мужского, детского.

    Орнаментация предметов одежды. Значение орнамента и его расположение на одежде.

    Изучение литературы.
    27. Свадебные обряды. Место знакомство юношей и девушек.

    Сватовство и свадьба.

    Изучение литературы.

    Оформление материала.

    28-29. Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь. Запись игр.

    Исследование.

    30. Итоговое занятие.

    Празднование юбилея района.

    "Круглый стол".

    Творческий отчёт.