Урок. М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести "Бэла". Каким предстает перед нами Печорин? Поведение печорина в повести бэла

Тема урока

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.

ХОДУРОКА

I Организационный момент . (встала, поздоровалась, назвала себя,). Я рада нашей сегодняшней встрече, думаю, что в течение урока мы сработаемся и подружимся.

II Показ видеофильма (отрывок «Поднимаются в гору показа - 1 минута»)

III Слово учителя. Ребята, по этому небольшому отрывку вы догадались о каком произведении и героях пойдет речь на сегодняшнем уроке. Итак, назовите произведение и главного героя? (Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Григорий Александрович Печорин).

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадях. Образ Печорина через призму героев. Повесть «Бэла». (слайд№1 тема урока).

Мы с вами сегодня откроем для откроем для себя образ героя, разберемся в его поступках, составим портрет героя через отношения к нему других персонажей. (слайд № 2 с целями урока).

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю.Лермонтов

…Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери

«М.Ю.Леромнтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

(слайд № 3,4,5 с эпиграфами).

Это эпиграфы к образу Печорина, какой из них больше подходит к образу героя.

Обратимся к тексту «Я ехал на перкладных...»

Что рассказал М.М?

Итак, в центре нашего внимания Печорин (вешаю на доску имя), а кто нам рассказывает историю о Печорине (М.М. на доске), а какую историю рассказывает М.М. (Бэла). И мне хочется услышать ваше мнение о герое? (читатель)

Неожиданно А что такое призма? Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей. Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Работа с текстом

Фотография Печорина

Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч). Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (слайд офицер, молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча? Описание Печорина построено на приеме контраста. (одно противопоставляется другому). Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный –слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

А о чем говорит эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла). Какая мысль у Печорина возникла после возвращения в крепость? (выкрасть Бэлу, обменяв ее на коня разбойника Казбича).

И вот Бэла в крепости. Как вы относитесь к этому поступку? Зачем он это сделал? Значит, Печорин преследует только свои интересы

А что Печорин? (сначала добивался любви Бэлы, а потом ему стало неинтересно ) Почему? Посмотрим видеофрагмент (мне осталось одно средство - путешествовать).

Комментарий фрагмента (работает слуховая и зрительная память)

А что сам Печорин говорит о себе, как он пытается объяснить причину своего поведения? (он говорит, что он не всегда был такой, мог и любить, и страдать, и чувствовать, но, оказывается, обществу настоящие чувства не нужны, Печорин замкнулся, он стал прятать чувства, он надел какую-то маску, ему скучно, потому что он умный, глубоко-чувствующий человек, тонко чувствует, видит фальшь, лицемерие, но ничего исправить не может, от этого он страдает).

Что нового мы узнаем о Печорине, почему он считает, что у него несчастный характер? (рассказ Печорина о его прежней жизни). Как вы думаете, почему Максим Максимыч не понимает Печорина? (М.М.старый офицер, добрый, но ограниченный человек, он не может постичь душу человека, смотрит только поверхностно на события.)

Может быть откровения Печорина помогут объяснить нам его поступки.

Чем закончилась история с Бэлой (она умерла)

Как ведут себя после смерти Бэлы Максим Максимыч и Печорин?

(М.М. как обычный человек оплакивает Бэлу)

Работа с текстом (заготовка)

Печорин же, по словам М.М., повел себя странно. Зачитайте эпизод о поведении Печорина? (эпизод, в котором Печорин рассмеялся в глаза Максим Максимыч)

Умерла любимая девушка, почему же Печорин смеётся? Может ему уже не жалко стало Бэлу, он не знал, что с ней делать, и Бог помог?

Как вы можете охарактеризовать поведение Печорина, почему он поступил так? (пытался защититься, прячет свое бессилие за смехом, надевает маску)

А вы понимаете Печорина? Что же за человек Печорин?

Суд над Печориным

Печорин ужасный человек, в нем нет ничего человеческого (уточнить живет своими интересами), не переживал, что Бэла умерла

Защитники (он любил Бэлу,), переживал

Спорить можно долго, потому что много противоречий в образе Печорина. А что скажут нам судьи?

Для судей Печорин противоречивая личность, он молодой, но уже разочарован в жизни, он что-то ищет, Однако его поведение не понятно окружающим.

Я предлагаю составить таблицу противоречий характера Печорина

Составьте таблицу, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают. (слайд № 16 с таблицей пустая)

Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин? Глупец или злодей? На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Итоги урока

Вот такой портрет Печорина получился у нас. А теперь вернемся к эпиграфам, как вы думаете, какой наиболее точно отражает портрет Печорина и почему? (мне кажется, что стихотворение «Дума», потому что оно построено на сравнении, на противоречии, как и личность Печорина)

Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Спасибо вам за работу на уроке, с вами было приятно работать. Ваши оценки за урок таковы: (выставление и комментирование оценок) .

Домашнее задание:

Я задам два вопроса, первый более простой, а второй для учащихся, которые претендуют на высокую оценку.

  1. Что нового вы узнали о Печорине из главы «Максим Максимыч»?
  2. Чьими глазами мы видим Печорина в романе?

Б. Эйхенбаум считал повесть «Бэла», наряду с «Таманью», экспозицией образа Печорина. В этой повести рассказывается об обстоятельствах жизни Печорина, о его воспитании, образовании. Здесь же дан первый портрет героя.

Впервые мы узнаем о Григории Александровиче из рассказа Максима Максимыча. Штабс-капитан описывает характер Печорина, его «странности», непохожесть на окружающих. И уже здесь звучит мотив внутренней противоречивости героя. «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет...»

Повесть «Бэла» лишена психологического анализа. Максим Максимыч здесь просто передает факты печоринской биографии, не анализируя и практически никак не оценивая их. В определенном смысле штабс-капитан объективен.

Вместе с тем, искренне жалея Бэлу, которую он полюбил как родную дочь, Максим Максимыч считает Печорина неправым. Увидев, как Григорий Александрович к ней переменился, как Бэла страдает от его холодности, штабс-капитан пробует поговорить с ним. И Печорин пытается объяснить свое поведение. Он говорит, что разлюбил Бэлу, что она оказалась неспособной излечить его от скуки. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...», — говорит Печорин.

Максим Максимыч ничего не понимает из печоринского монолога. Он лишь спрашивает проезжего офицера о том, что это за мода — «скучать» и вся ли столичная молодежь такова. Для штабс-капитана Печорин — обычный столичный денди, Максиму Максимычу дико и странно слышать жалобы на жизнь от двадцатипятилетнего человека, жизнь которого вполне благополучна.

Причины этого непонимания — в разнице мировосприятия героев, их духовных запросов, культурного уровня, характера. Как замечает Белинский, умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен, «жить» для него означает «служить», и служить на Кавказе. Манеры штабс-капитана грубы и простоваты, он непритязателен в выборе знакомства. Однако у Максима Максимыча — «чудесная душа, золотое сердце», «каким-то инстинктом» он понимает «все человеческое и принимает в нем горячее участие». Так, штабс-капитан сразу же полюбил Бэлу, привязался к Печорину. Узнав о возможной встрече с ним, Максим Максимыч радуется, как ребенок.

Таким образом, «странности» Печорина не мешают Максиму Максимычу любить его. И это очень важно. Штабс-капитан интуитивно человечен, гуманен, в груди его бьется «теплое, благородное, даже нежное сердце». Думается, Лермонтов не случайно акцентирует внимание читателей на том, что Максим Максимыч искренне привязан к Печорину. Ведь в истории с Бэлой Григорий Александрович выглядит не слишком достойно. Однако, несмотря ни на что, штабс-капитан, это «золотое сердце», по-прежнему любит его. Тем самым писатель как бы уже здесь намекает, что в Печорине есть нечто подлинное, искреннее.

После смерти черкешенки штабс-капитан пытается утешить Григория Александровича, но Печорин остается спокоен. Максиму Максимычу досадно: «Я бы на его месте умер с горя», говорит он. И совсем уж непонятен штабс-капитану смех Печорина, от которого «мороз пробежал по коже».

Безусловно, Печорин страдает, потеряв Бэлу. Он не привык к открытому проявлению своих чувств, смех его в сцене с Максимом Максимычем — не что иное, как истерика. Однако история этой любви не могла закончиться счастливо: чувства Печорина лишены цельности и единства, любовь «дикарки» для него «немногим лучше любви знатной барыни».

Белинский объясняет поведение Печорина с Бэлой разницей их интеллектов, культурного уровня. «О чем он мог говорить с нею? что оставалось для него в ней неразгаданного? Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня; любовь есть гармоническое слияние двух родственных натур в чувство бесконечного. В любви Бэлы была сила, но не могло быть бесконечности...», — писал критик.

Однако думается, мотивы поведения Печорина более глубоки. Скорее, он просто не способен к любви. Именно поэтому он не ценит и чувства других людей — Веры, княжны Мери. Фактически он погубил Бэлу ради собственного каприза, сиюминутной прихоти, желания избавиться от скуки. Поэтому для Печорина невозможно счастье.

В повести «Бэла» много элементов романтического стиля. В основе сюжета повести лежит традиционная романтическая схема — бегство героя из мира цивилизации в мир природы, у цивилизованного героя завязываются любовные отношения с черкешенкой. Налицо и все сюжетные атрибуты романтических историй: похищение, любовь, месть, смерть. Однако Лермонтов сохраняет реалистичность мотивировок. Разрыв героев обусловили не внешние, «роковые обстоятельства», а особенности внутреннего мира Печорина, его характер.

Таким образом, повесть «Бэла» — это первое знакомство с Печориным. Здесь мы узнаем о его воспитании, образовании, социальном положении, некоторых эпизодах из жизни на Кавказе. Характерно, что первый рассказчик в романе хорошо относится к Печорину, Максим Максимыч. искренне привязан к своему молодому приятелю. При этом штабс-капитан не понимает мотивов его поведения, особенностей характера. Это непонимание в какой-то степени отдаляет его от Григория Александровича. Симпатия и одновременно определенное отчуждение — эти два момента в восприятии Максимом Максимычем Печорина подчеркивают беспристрастность первого рассказчика и создают определенную объективность повествования. Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.

Тема урока (серия, 2 урока)

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.

Актуализация

Мы продолжаем работать над психологическим романом.

Сколько частей в этом романе?

Введение в тему

Перед нами «Бэла» - «восточная повесть»

Где происходит событие повести?

Кто является главным героем?

Кто рассказывает историю Бэлы?

Прочитав первую главу, вы успели заметить много незнакомых слов.

Обратимся к толковому словарю, найдите значение некоторых слов

Работа с таблицей

Подберите описание каждому герою

Маским Максимыч

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий.

меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.

мальчик лет пятнадцати. был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги.

Образ Печорина

Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч).

Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча?

Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный -слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

А о чем говорят эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

Краткий пересказ

Как же развивались события в этой повести

Вашим домашним заданием было подготовить план событий

Расположите пункты плана по порядку

Встреча повествователя и Максим Максимыча

Максим Максимыч рассказывает историю знакомства с Печориным

Приезд Печорина в крепость

Приглашение на свадьбу к князю

Встреча с Бэлой

Ссора Азамата и Казбича

Сговор Печорина с Азаматом

Кража Бэлы в обмен на коня Карагеза

Печорин ухаживает за Бэлой, дарит ей подарки, одевает как куколку

Бэла влюбляется в Печорина

Печорин вскоре привыкает к Бэле, ему становится скучно, он целыми днями на охоте

Неожиданное появление Казбича

Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту

Месть Казбича: кража Бэлы и ее ранение

Смерть Бэлы

Отъезд Печорина в Грузию.

Итог урока

Сегодня мы познакомились с необычным героем, с его противоречивым характером

Вам понравился этот герой? Почему?

Д/з подготовить пересказ взаимоотношений Бэлы и Печорина

Актуализация (просмотр эпизода из к/ф)

Беседа по содержанию

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

Как Бэла оказывается у Печорина?

Почему Печорин решается на похищение Бэлы?

Почему любовь Печорина к Бэле обречена?

Как Печорин добивается любви Бэлы?

Любит ли Печорин Бэлу?

Почему Печорин разлюбил Бэлу?

Введение нового понятия «самоанализ»

Подтвердите свой ответ на последний вопрос словами из текста

В этом отрывке Печорин рассказывает о своей жизни, пытается оценивать свои поступки, стремиться понять самого себя. Этот прием называется самоанализ. Он используется в психологии.

Что мы узнаем о Печорине?

«у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться — науки также надоели... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления…»

На какого литературного героя похож Печорин? (Евгений Онегин)

Что у них общего? (Воспитание, род занятий, скучная однообразная жизнь)

Составление сравнительной таблицы

Попробуем сравнить наших героев

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

25 лет: «...молодой человек лет двадцати пяти...»

Внешность

Глаза героев

«...Как только вспомню взгляд холодный...»

«...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!..»

Происхождение

Дворянин

Дворянин

Оба выросли в роскоши

«...я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги...»

Характеры героев

Оба странные

«...Неподражательная странность...»

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

<...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

Оба несчастны

«…Но был ли счастлив мой Евгений […]? Нет: рано чувства в нем остыли…»

Заполните таблицу

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

26 лет: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…»

Внешность

Следит за модой: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...»

Хорош собой: «...он был вообще очень недурен...»

Глаза героев

Происхождение и занятие героев

Происхождение

Оба выросли в роскоши

«... Забав и роскоши дитя...» «... Среди вседневных наслаждений...»

Характеры героев

Оба странные

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

«...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум...»

«...влюблялся в светских красавиц и был любим - но <...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

«... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги...»

Оба несчастны

«...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив...»

Подведение итогов

В чем проблема наших героев? (вопрос с открытым ответом)

У героев противоречивый характер, они избалованы высшим светом, у них нет цели в жизни, они насытились всеми удовольствиями. Им все достается легко, поэтому они быстро теряют интерес.

"Бэла" - Портрет Печёрина глазами Максима Максимыча: "Молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький" "Славный был малый, только немножко странный" Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но "ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет"; мог молчать часами, а мог и быть душой компании Умеет играть на слабостях людей. Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы) Упрям, эгоистичен, идет на поводу своих желаний. Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле от-вечает: "А коли она мне нравится?

" "Видно, в детстве был маменькой избалован" (Максим Максимыч о Печорине) Имеет переменчивую натуру, не может найти свое место в жизни. "Невежество и простосердечие" Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам". Ему "скучно" Ипод "чеченскими пулями" . Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны - Америку, Индию, Аравию.

"Авось где-нибудь умру на дороге" Остаётся загадочной фигурой для Максима Максимыча. Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы - в ответ на утешения Печорин смеется.

"Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи" "Максим Максимыч" Портрет Печорина глазами автора-повествователя Привлекательная внешность, крепкое телосложение "Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными" Аристократические черты. Тонкие бледные пальцы, нежная кожа, бледный, благородный лоб. "Несмотря па светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке" Неуловимость образа "С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать" Необыкновенные глаза. Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся - "признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".

Блеск его глаз "ослепительный, но холодный". "Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе пеприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзкий, если б не был столь равнодушно спокоен» "Тамань" Трагичность личности Печорина - в разрыве между разумом и чувствами. Символична в этой связи в финале "Тамани" фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко.

В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем

Образ Григория Александровича Печорина в романе «Герой нашего времени», написанном Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах, представляет собой совершенно новый типаж главного героя.

Кто такой Печорин

Главный герой романа является молодым человеком, представителем высшего общества.

Григорий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и… утомлён жизнью.

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.

Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Григорий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Григорий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Характеристика Печорина по главам в романе

В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Григорий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» — третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Григорий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Григорий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Григорий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Григорий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Григорий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Описание внешности Печорина

Григорий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У героя стройное крепкое телосложение при среднем росте.

Григорий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! <…> Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Сколько лет Печорину

На момент действий в главе «Княжна Мэри» ему около двадцати пяти лет. Погибает Григорий в возрасте около тридцати лет, то есть ещё молодым.

Происхождение и общественное положение Печорина

Главный персонаж романа имеет дворянское происхождение, родился и вырос в Санкт-Петербурге.

Всю свою жизнь Григорий относился к высшим слоям общества, поскольку являлся потомственным богатым помещиком.

На протяжении всего произведения читатель может наблюдать, что герой является военнослужащим и носит военное звание прапорщика.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Воспитание Печорина

Григорий Александрович получил исключительно светское воспитание.

Юноша умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.

Большой роли родители в его жизни не играли.

По молодости герой пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Образование Печорина

Об образовании главного героя романа мало, что известно. Читателю даётся понять, что он увлекался науками некоторое время, но и к ним потерял интерес, счастья они не приносят. После этого Григорий занялся имеющим популярность в обществе военным делом, которое также скоро ему наскучило.

Смерть Печорина в романе «Герой нашего времени»

О смерти героя читатель узнаёт из предисловия к его дневнику. Причина смерти остаётся нераскрытой. Известно лишь, что это произошло с ним по пути из Персии, когда ему было около тридцати лет.

Заключение

В данной работе мы кратко рассмотрели образ главного персонажа романа «Герой нашего времени». Характер и отношение к жизни героя остаются непонятными для читателя вплоть до эпизода, когда Печорин рассказывает о своём детстве.

Виной того, что герой стал «нравственным калекой» является воспитание, ущерб от которого сказался не только на его жизни, но и на судьбах людей, которым тот причинил боль.

Однако, каким бы жестокосердным ни был человек, ему не избежать настоящей любви. К сожалению, Печорин слишком поздно осознаёт её. Это разочарование оборачивается потерей последней надежды на нормальную жизнь и счастье героя.

Образ был создан М. Ю. Лермонтовым, чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.