Дедал и икар в мифологии древней греции. Боги и герои: Дедал и Икар Миф об икаре краткое содержание для детей

Имя «Дедал» в древности являлось собирательным именем для целой корпорации художников и даже ремесленников, занимавшихся изготовлением статуй богов . Все древние статуи, особенно те, которым придавали какую-то чудодейственную силу, считались произведениями Дедала. В мифах он, подобно Вулкану и Прометею , – цивилизатор, учащий людей ремеслам и промышленности, а также механик и архитектор.

Мифы древней Греции. Дедал и Икар. Рухнувшая мечта

Происхождение Дедала малоизвестно; он считается внуком афинского царя Эрехфея . Он изобрел топор, бурав, станок, первый натянул паруса и научил людей управлять парусными судами. У Дедала был ученик, который так же, как и учитель, изобрел много полезных инструментов – пилу, гончарный станок и другие. Опасаясь, как бы ученик не стал более знаменитым, чем он сам, Дедал убил его и должен был покинуть родину.

Он отправился на остров Крит, правитель которого, Минос , сын Зевса и Европы и супруг Пасифаи, дочери Гелиоса , принял его очень радушно. Желая приобрести расположение своих подданных, которые все без исключения были мореплавателями, Минос объявил им, что морской бог Посейдон исполняет все его желания. Чтобы подтвердить свои слова, он упросил Посейдона подарить ему прекрасного быка, которого он обязывался принести ему же в жертву. Тотчас же из морской глубины появился прекрасный белый бык, но Минос был так пленен его красотой, что решил его оставить у себя, а в жертву принес одного из своих быков.

Разгневанный этим поступком Посейдон поручил Афродите отомстить за себя. Жестокая богиня не придумала ничего лучшего, как внушить жене Миноса, Пасифае, страстную любовь к белому быку. Ужасное чудовище с головою быка – Минотавр – явился плодом этой противоестественной любви женщины к животному. Минотавр питался исключительно только человеческим мясом. По приказанию Миноса Дедал выстроил обширное здание – Лабиринт, где было столько проходов и переходов, закоулков и углов, что попавший туда человек не мог найти выхода и должен был лишь безуспешно блуждать в его поисках. Туда и поместили Минотавра, который оставался в Лабиринте до тех пор, пока не был убит Тесеем .

Минос, обвиняя Дедала в том, что он помог в этом деле Тесею (тем более что именно Дедал посоветовал Ариадне дать герою путеводную нить), заключил его в темницу вместе с сыном Икаром. Темница стояла на скале, у самого моря. Надежды бежать оттуда, казалось, не было, но изобретательный Дедал придумал следующее: набрав птичьих перьев, он соединил их посредством проволоки и воска и сумел придать им форму гигантских птичьих крыльев. Его сын Икар, не предчувствуя того, что это изобретение отца будет причиною его погибели, с радостью помогал ему в работе.

Лишь только Дедал окончил свои крылья, он сейчас же решил испробовать их, и ему удалось подняться на большую высоту и спокойно, без усилий держаться над водой. Довольный такой удачей, он привязал крылья и сыну, объяснил ему способ управления ими. Он дал Икару совет не летать слишком низко над морем, чтобы испарения, осаждаясь на крыльях, не замедлили полета, а также не подниматься слишком высоко к небесному своду, дабы лучи солнца не растопили воска, скреплявшего перья.

Вначале все шло хорошо; Икар следовал за отцом и помнил его советы. Но, становясь все смелее, он поднялся на большую высоту. Там жгучее солнце растопило воск, и несчастный юноша, громко призывая отца на помощь, упал в море. Огорченный Дедал должен был продолжать путь в одиночестве и прибыл в Нижнюю Италию, в город Камик, где построил великолепный храм в честь Аполлона . Он повесил в нем свои крылья и изобразил на стене красками всю историю своего полета над морем и гибель сына.

Дедал и Икар. Картина Ш. Лебрена, 1645-1646

Миф о Дедале и Икаре вдохновлял художников во все века, сильно занимая их воображение. Сохранились древние фрески в Геркулануме , на которых изображена гибель Икара. Новейшие художники продолжают даже в наши дни писать полотна на этот сюжет.

Мифы говорят, что Дедал, бывший также и ваятелем, первый из всех придал своим статуям живые формы. Он отделил ноги и руки от туловища, открыл им веки и выразил во всей фигуре движение. Он был очень дружен с Гераклом и, желая сделать ему удовольствие, вылепил его статую и поместил на той дороге, по которой этот его приятель должен был проходить, отправляясь побеждать какое-то чудовище. Дедал сделал такую живую фигуру и так реально передал силу героя, что Геракл, не узнав в ней себя, вообразил, что перед ним достойный по силам враг, схватил огромный кусок скалы и бросил его в статую, разбив её вдребезги.

Миф о Дедале как бы намекает на то удивление, которое испытывали люди того времени при виде неизвестных до того изобретений и изделий только что нарождавшейся промышленности.

В те далекие времена, когда у людей еще не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запеленатых кукол с закрытыми глазами.

Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей здания, как проверять - камнем на нитке,- правильно ли кладут они стены.

У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нем глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.

Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.

Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.

До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.

Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чем его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И все-таки Дедал постоянно думал о возвращении.

Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: "Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?"

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свой крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землей. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полет в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. Так говорил он Икару.

И вот рано утром они улетели с острова Крита.

Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землей. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.

День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли все сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря, и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полет. Все быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поет, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его на высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свой крылья и проклял свое искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полет, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Преступление Дедала. Жил в греческом городе Афины мастер по имени Дедал; никто не мог сравниться с ним в искусстве: словно живые были изваянные им статуи, казалось, что вот-вот сойдут они с места и заговорят. Много инструментов изобрел Дедал, в том числе и топор, которым с тех пор работают люди. Но ревниво относился Дедал к своей славе, и, когда заметил он, что его племянник и ученик Тал может превзойти его, то заманил юношу на край скалы и сбросил оттуда. За это преступление изгнали его афиняне из родного города, и нашел Дедал пристанище на острове Крит, у могущественного царя Миноса.

Создания и мечты Дедала. Много дивных произведений искусства создал Дедал по заказу Миноса; среди них - и знаменитый Лабиринт, куда заключил Минос страшного человеко-быка Минотавра. Стала Дедала томить тоска по родине, но не отпускал его Минос, и не было никакой возможности бежать: зорко стерегли все подходы корабли критского царя, нельзя было незамеченным ни попасть на остров, ни выбраться с него.

Часто смотрел Дедал в бескрайнее небо, где проносились быстрокрылые птицы и думал: «Хорошо бы и мне подняться ввысь и улететь отсюда!» И возник в его уме дерзкий замысел. Решил он изготовить крылья и улететь с Крита вместе со своим сыном Икаром. «Всем владеет Минос, - думал он, - но неподвластен ему воздух. Пусть-ка попробует он поймать нас в небе!»

Дедал и Икар в полете. Набрал Дедал птичьих перьев и принялся за работу. Изготовил он четыре больших крыла, скрепил перья льняными нитками и воском, получились они очень похожими на птичьи. Позвал к себе Дедал Икара и сказал ему: «Слушай, сын мой! Сегодня мы с тобой покинем остров Крит, помчимся в поднебесье, подобно птицам. Смотри же, будь осторожен: не поднимайся высоко - растопит лучезарный Гелиос воск, и разлетятся перья. Лети за мной и не отставай».

Надел Дедал крылья, и взмыли они с Икаром в воздух. С изумлением и ужасом смотрели на них снизу: виданное ли дело, чтобы люди летали по воздуху! Все дальше улетали Дедал и Икар, время от времени мастер поглядывал на сына.

Гибель Икара. А Икар осваивался с крыльями; пьянило его ощущение полета, проносились под ним города, острова, корабли... Забыл Икар наставления отца: взмыл он в самую высь, и опалил Гелиос его восковые крылья. Разлетелись далеко по воздуху перья, подхваченные ветром, взмахивает Икар руками, но нет на них больше крыльев! Упал он в море и погиб в его волнах. С тех пор и называется это море Икарийским.

Дедал на Сицилии. Увидел Дедал плавающие по воде перья и понял, что случилось; проклял он свое искусство и тот день, когда решил бежать с Крита. Но не мог он долго кружить на одном месте, если хотел достичь земли. Полетел со стенаниями дальше и, наконец, добрался до острова Сицилия. Решил он остаться на нем: далеко Сицилия от Крита, не достанет его мстительный Минос. Принял Дедала сицилийский царь Кокал, и стал мастер жить у него во дворце.

Минос нападает на след Дедала. Но недолго длилась спокойная жизнь Дедала. Узнал он, что отправился Минос на его поиски. Критский царь понимал, что могут спрятать от него мастера, и вот какую хитрость придумал. По всем городам и островам отправил гонцов, которые возвещали: «Кто сумеет продеть сквозь морскую раковину нитку, да так, чтобы вошла она в один конец, прошла все извилины и вышла в другой, будет щедро награжден великим Миносом!» Знал царь, что только Дедал мог взяться за подобное дело.

Прибыли гонцы Миноса и на Сицилию. Захотел Кокал получить обещанную награду; Дедал был ему благодарен за оказанное гостеприимство и научил, как выполнить задание. Привязал Кокал нитку к муравью и запустил его в раковину. Устремился муравей к выходу из нее, бежал он по стенкам раковины, и тянулась за ним тонкая нить. Все извилины раковины прошел муравей и выбрался наружу. Думал Кокал, что окажется в его руках щедрая награда - но нет: «Немедленно выдай мне беглеца Дедала - точно знаю я, что прячется он у тебя». Страшно было Кокалу ослушаться приказа грозного царя, но никак не хотели расставаться с Дедалом его дочери, которым мастер делал чудесные куклы.

Гибель Миноса. Решил Кокал избавиться от Миноса, а Дедал научил его, как это сделать. Пригласил Кокал Миноса на пир к себе во дворец, а перед пиром предложил принять ванну. Ничего не подозревая, отправился Минос в баню, но когда насладился он купанием, вылил Дедал на него кипяток, и погиб царь Крита в страшных мучениях. Так избавился Дедал от своего преследователя. Еще долго мастер жил на Сицилии, а когда наступила старость, - перебрался в Афины, где пошел от него род искусных мастеров - Дедалидов.

«Дедал и Икар». Автор: Караваджо.

Миф об Икаре и Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда популярными становятся герои, проявляющие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.


«Икар и Дедал.

Главным героем этой древнегреческой легенды является отец Икара - Дедал, смастеривший ему крылья. И между тем он был самым искусным человеком своего времени, величайшим мастером, изобретателем столярных инструментов, искуснейшим архитектором и скульптором, его фантастические скульптуры были как живые.

Однако легендарному греческому умельцу, пришлось бежать из Афин, где в порыве зависти и злобы совершил преступление: он сбросил с крыши акрополя своего племянника Талоса, превзошедшего его в таланте и мастерстве.

12-летний мальчик, несмотря на столь юный возраст, изобрел по образцу и подобию спинного хребта рыбы столярную пилу, сконструировал гончарный круг, придумал токарный станок и циркуль. Дедал так испугался превосходства юного гения, что однажды столкнул его с крыши афинского Акрополя.

Погубив племянника, Делал постарался скрыть следы преступления, однако был пойман на горячем и осужден на смерть. Но ему удалось бежать на остров Крит, где попросил покровительство у царя Миноса. И уже живя при дворе правителя, Делалу приходилось лавировать между двух огней.


Античная вазопись. «Пасифая с сыном Минотавром».

Как гласит древнегреческая легенда: вначале он помог царице Пасифае наставить мужу рога, изменившей ему с быком, в самом буквальном смысле слова; потом помог Миносу упрятать рожденного Пасифаей Минотавра - чудовиша с головой быка и телом человека от посторонних глаз, построив знаменитый лабиринт. А спустя несколько лет помог врагу критского царя Тесею убить быкоголового Минотавра. Это Дедал придумал как не заблудиться в лабиринте с помощью нити и рассказал об этом Ариадне, которая и дала эту нить Тесею.


Античная вазопись. «Тесей убивает Минотавра».

Но это уже история из другого мифа, когда греческий герой Тесей отправился на остров Крит дабы уничтожить Минотавра, которому афиняне каждые девять лет обязаны были отправлять семь юношей и семь красивых девушек на растерзание.

Разгневанный царь Минос, прослышав о пособничестве, заточил в лабиринт и самого Дедала, и его сына Икара, родившегося уже на острове от рабыни Навкарты. К слову, сын мастера был зеркальной копией своего убиенного двоюродного брата Талоса и возраста в ту пору они были также одного. Но справедливости ради нужно отметить, что в отличие от Талоса у Икара не было совершенно никаких талантов и увлечений.


«Дедал и Икар». Рельеф.

Из лабиринта узников тайно освободила Пасифая. И, чтобы бежать с острова, гениальный мастер смастерил для себя и сына из перьев четыре огромных крыла. С неутомимым усердием Дедал связывал всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно заканчивая более длинными, скрепляя их воском. И когда крылья были готовы, он, привязывая их ремнями на плечи сыну, давал наставления, что бы тот летел, не подымаясь слишком высоко, дабы воск не растаял от солнечных лучей.


«Взлет Икара».

Отца беспечный юнец не послушался и приблизился слишком близко к Солнцу, лучи которого и растопили крепления. Икар упал и утонул невдалеке от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского моря.


«Падение Икара». Автор: Carlo Saraceni.

Делал, летевший впереди, оглянулся и не увидел за собой сына, а лишь рассыпанные перья на гребнях морских волн. И тогда старик все понял... Приземлившись, дождался пока труп сына не прибьет к берегу и похоронил на островке Долиха, названном в его честь - Икария...

Однако мифическая история на этом не закончилась. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город и попросил местного правителя Кокала об укрытии от преследований критского царя. Ибо тот, когда узнал, что его мастер сбежал на Сицилию, решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его.

Некоторое время правитель Сицилии увиливал, однако Минос хитростью заставить выдать мастера, и Кокалу ничего не оставалось как согласиться отдать беглеца. Но перед этим, предложив гостю принять ванну с дороги, сварил того в кипятке. А Дедал провел остаток жизни на Сицилии.

Из поколения в поколение передавались предания о гениальном мастере Дедале, который смог устроить в Сицилии чудесное озеро с вытекающей рекой. А на высоком утесе скалы, где не могло удержаться ни одно дерево, построил удивительный замок. В нем и поселился правитель Кокал, там же и хранил свои сокровища. Третьим чудом, сотворенным Дедалом была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.
Кроме того, он воздвиг открытый храм Афродиты над могилой критского царя Миноса.

Воистину был великим мастером Дедал. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив, несмотря на все свои достижения. Он одиноко доживал старость в скорби и был похоронен в Сицилии.


Суть этого мифа в идее наказания Дедала, бесталанность и гибель Икара - также возмездие отцу за содеянное преступление. Богиням мщения нужно было устроить все так, чтобы юноша погиб точно таким же образом, каким его отец убил Талоса: именно поэтому он падает с высоты. И вовсе не нужно здесь искать геройства и смелости, это всего лишь жестокая месть богов за грех отца.


«Дедал и Икар». Автор: Фредерик Лейтон.

Именно поэтому сын, вопреки советам отца, стал подниматься к солнцу, это тоже была ребячливая игра, шалость, а не обретение свободы в гибельном полёте. Всю эту красивую историю, весьма знакомую широкому кругу общественности, придумали писатели. Это они идеализировали образ Икара как героя, символизирующего мечту человека взмыть в небо, как птица, и парить, не ощущая тяжести.

Ренессансные же моралисты использовали эту тему древнегреческого мифа, дабы научить, как опасны крайности и как хороша добродетель умеренности, а также предостеречь от человеческого высокомерия.

В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли кладут они стены.

У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.

Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.

Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.

До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.

Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.

Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.

И вот рано утром они улетели с острова Крита.

Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.

День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Литература:
Смирнова В. Дедал и Икар//Герои эллады,- М.:"Детская литература", 1971 - c.86-89