Отношение Чацкого к Софье. Достойна ли Софья любви Чацкого? Софья и Чацкий: история одного объяснения Детали сюжетных коллизий

— это комедия, где одним из конфликтов является социальный. Данное произведение показывает нам фамусовское общество с его устаревшими взглядами и представителя передовых взглядов Чацкого. Здесь же затронута любовная тематика и любовный треугольник. Давайте попытаемся разобраться в отношениях Чацкого к Софье и постараемся ответить на вопрос, почему Чацкий любит Софью и какие взаимоотношения связывали наших героев.

Взаимоотношения Чацкого и Софьи

Итак, какие же чувства у Чацкого к Софье? Читая произведение, мы узнаем, что у Чацкого и Софьи история взаимоотношений начинается еще с юного возраста, когда Чацкий воспитывался в семье Фамусовых. Между ними и правда были дружеские отношения, но намеков на любовь в столь юном возрасте не было. Позже Чацкий уезжает в дальние края и о нем долгое время ничего не известно. Может такая длительная разлука и пробудила чувства Чацкого к Софье, и стали они больше, нежели дружба. Вот только была ли это любовь?

Чацкий ехал в Москву с хорошим настроением, мечтая встретиться с Софьей и что же он получил? Его встречает холодность со стороны Софьи, он видит ее увлеченность другим. Кто он, на кого Софья променяла Чацкого? Это оказался Молчалин, вскруживший голову девушки, и сейчас им увлечена наша героиня. Только вот в чем вопрос: променяла ли девушка Чацкого на Молчалина? Скорее нет, чем да. Ведь девушка ничего не обещала герою, они не клялись в любви. Чацкого долго не было, естественно, сердце девушки могло открыться для чувств к другому. Вот только Чацкий данное увлечение воспринимает как предательство, начинает насмехаться над избранником Софьи.

Чацкий не пытается понять девушку, ее чувства, ведь он полностью ослеплен чувствами. И в этом виден конфликт Чацкого и Софьи. У девушки такие насмешки вызывали обиду, поэтому Софья решает отомстить Чацкому, распространяя слух о том, что он сумасшедший. Убедившись, что Софья любит другого и поняв, что он чужой в данном обществе, где не понимают его взгляды, Чацкий бежит из Москвы.

Текст сочинения:

В своей неувядающей комедии "Горе от ума" Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и ҭипичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
И Софья, и Чацкий несуҭ в себе те качества, которыми не обладаюҭ большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать "живые страсти", самоотверженность, умение делать собственные выводы.
Софья и Чацкий росли и воспиҭывались вместе в доме Фамусова:
Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой...
За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эҭи качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств "ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест". Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.
Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сенҭиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, лирикому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, "жалчайшее созданье" Мол-чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской и лирикому направляет искреннюю, нежную, готовую на жерҭвы любовь на труса и низкопоклонника.
Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник его соперник. Многое говориҭ о том, что этот счастливчик Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
пылкость,та.
Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам?
Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стремиҭся познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находиҭ их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась криҭически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества.
Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась приҭворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защиҭить свою любовь. Она испыҭывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, лирикому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ-кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он "не свой", из другого круга:
Да этакий ли ум семейство осчастливиҭ?
А Чацкий тем временем все ищет определения чувствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Софьи, и лирикому в который раз списывает Молчалина со счетов:
С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет |не только ниҭи, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души:
Вот я пожерҭвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем виниҭ Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жестока, но честна. Теперь же девушка действительно в незавидном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчали-ным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
Я с эҭих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их,
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
Во всем случившемся Софья виниҭ "себя кругом". Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справиҭся со всем, и что Чацкий, говоря: "Вы помиритесь с ним, по размышленья зрелом", неправ.
Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно разгадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и инҭуицией, широким сердцем, открытой душой.

Права на сочинение "Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В своей неувядающей комедии "Горе от ума"" Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.

И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать "живые страсти", самоотверженность, умение делать собственные выводы.

Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой...

За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств "ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест". Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.

Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен­тиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, "жалчайшее созданье" Молчалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебное лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.

Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник - его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик - Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому верить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.

Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та,

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.

Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он "не свой", из другого круга:

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?

Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обще­ством, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорблен­ный и униженный выбором ее до глубины души:

Вот я пожертвован кому!

Не знаю, как в себе я бешенство умерил!

Глядел, и видел, и не верил!

Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя имен­но во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жес­тока, но честна. Теперь же девушка действительно в неза­видном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их,

Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Во всем случившемся Софья винит "себя кругом". Её положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: "Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом", - неправ.

Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в ис­токах поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно раз­гадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.

Вопрос 5 экзаменационного билета (билет № 18, вопрос 3)

Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» относится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает. Одновременно движет дей­ствие комедии еще и психологический конфликт, связанный с неразделенной любовью героя. Сюжетным воплощением этого конфликта становится так называемый «любовный тре­угольник», сторонами которого являются Чацкий, Софья и Молчалин.

В самом общем виде сюжет этот выглядит так. Чацкий и Софья много общались в юном возрасте. Их соединяли чувства взаимной симпатии. Когда Софье было четырнадцать лет, Чац­кий уехал набираться ума в дальних странствиях. За время его отсутствия девушка повзрослела на три года и влюбилась в Молчалина, секретаря своего отца, живущего с ней в одном доме. Чацкий вернулся, полный пылких чувств к Софье, но в ответ встретил холодность и неприязнь. Он попытался выяс­нить причину этого и в конце концов узнал, что Софья любит другого. Ее избранник показался Чацкому недостойным та­кой девушки, как Софья. Она же, оскорбленная его насмеш­ками над предметом своей любви, чтобы отомстить, пустила слух, что Чацкий сошел с ума. В финале пьесы Софья была потрясена, узнав, что Чацкий оказался прав: Молчалин ее не любит, а за ее спиной пытается соблазнить служанку Лизу. Когда всё раскрылось, Чацкий произнес гневный монолог, обличающий всех, и в том числе Софью, и покинул ее и дом Фамусовых.

Чтобы разобраться в этих хитросплетениях сюжета и попы­таться понять, почему всё произошло именно так, нужно оп­ределить, каков же характер Софьи. Действительно ли она «не­годяйка», как, по-видимому, считает Чацкий и как назвал ее в одном из писем автор комедии? Другими словами, можно ли ее действия по отношению к Чацкому назвать изменой, а ее сплетню о сумасшествии Чацкого — прямой подлостью? Но почему Чацкий решил, что Софья должна его любить? Ведь когда они расстались, она была еще подростком, и вряд ли та­кой умный человек, каким считает себя Чацкий, мог всерьез воспринять связывавшие их раньше отношения. И уж никак он не должен был предполагать, что за три года их разлуки в нрав­ственном развитии Софьи не произойдет никаких изменений. Тем не менее, приехав в дом Фамусовых после долгого отсут­ствия, он бросается к Софье так, будто они расстались только вчера. Софья же в этот момент думает совсем не о Чацком.

Напротив, он только досадная помеха в сложившихся обстоя­тельствах. Ведь перед самым его приездом ей с большим тру­дом удалось убедить отца в том, что Молчалин оказался у две­рей ее комнаты случайно. Она занята сейчас своей новой, а может быть, и первой, мы точно не знаем, любовью. Ей сейчас просто не до Чацкого. Тем не менее, когда Лиза перед самым его появлением мягко упрекает ее в том, что она забыла о Чац­ком, Софья ей отвечает:

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю и винюсь; но где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюбленным,

Взыскательным и огорченным!!.

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

Вот об себе задумал он высоко -

Охота странствовать напала на него,

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

Итак, вот мнение Софьи об их прошлых отношениях с Чацким: детская дружба. Хотя, вопреки этому определению, в словах Софьи слышна и обида на Чацкого за то, что тот ее покинул. Но, с ее точки зрения, Чацкий не имеет никакого права попрекать ее тем, что она полюбила другого. Никаких обязательств она ему не давала. Если бы Чацкий не был так ослеплен своим чувством, он бы довольно быстро догадался о том, что у него есть счастливый соперник. Собственно, он все время стоит на грани этой догадки. Но никак не может ей поверить. Во-первых, потому, что сам влюблен. А во-вторых, он никак не может предположить, что Софья способна полю­бить такого ничтожного человека, каким в его глазах являет­ся Молчалин.

А что же сам Молчалин? Он тяготится любовью Софьи. Хотя, казалось бы, в соответствии с его характером, должен радоваться такому счастью. Цель его жизни — карьера, а стать зятем Фамусова — это же прямая дорога на пути к чиновным высотам. Однако Молчалин, при всех своих пороках, отнюдь не так глуп, как думает Чацкий. Он прекрасно понимает, что если его отношения с Софьей раскроются, то он потеряет даже свое нынешнее место: зачем Фамусову бедный и нечиновный зять? К тому же Софья не привлекает его как любовная парт­нерша. Молчалина, как, кстати, и самого Фамусова, влечет к Лизе. Между прочим, ее участие в сюжете позволяет говорить уже не о треугольнике, а о четырехугольнике. Правда, участие Лизы во всех этих перипетиях пассивное. Для нее в равной мере опасны и «барская любовь», и приставания Молчалина, и возможный гнев хозяйки, которая тоже крутовата нравом. И Лиза задумывается, а не полюбить ли ей буфетчика Петру­шу? Он, вероятно, ей нравится, а заодно, может быть, и защи­тит от посягательств со стороны других мужчин. Молчалин к тому же, изучив характер Софьи, помимо всего прочего, опа­сается и того, что ее привязанность к нему тоже будет недолго­вечной. «Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его», — проницательно замечает он.

Таким образом, рассмотрев любовный конфликт комедии, можно сделать вывод, что всё здесь не так уж просто и одно­значно. И это объясняется тем, что «Горе от ума» — реалисти­ческое произведение. В нем всё сложно и запутанно, как в са­мой жизни. Нет, Софья не изменяла Чацкому. Напротив, она сама пострадала, оказавшись обманутой Молчалиным. Ее же поступок по отношению к Чацкому, конечно, злая шутка, объясняющаяся досадой на язвительные слова, сказанные им о ее любимом человеке. И может быть, когда Софья раскаялась после разоблачения Молчалина, Чацкому следовало бы ее уте­шить и поддержать в ее горе, а не усугублять его гневными сло­вами. Но Чацкого тоже понять можно: его гнев после случив­шегося был уже таким, что эмоции подавляли разум. Впрочем, возможны и другие мнения на сей счет. А это означает, что бес­смертная комедия Грибоедова по-прежнему волнует нас свои­ми не до конца разрешенными загадками.

Многие современные исследователи в осмыслении "последнего содержания" комедии Грибоедова остаются в границах того семантического поля, которое определил еще И. Гончаров в статье "Мильон терзаний". Но если прав великий филолог-мыслитель XX века М. Бахтин в своем утверждении, что "классические художественные произведения разбивают границы своего времени", что "в процессе своей последующей жизни они обогащаются новыми смыслами, новыми значениями", то какие новые грани и смыслы в многозначительных образах комедии открываются сегодня для современного читателя? Как сегодня мы понимаем главных героев "Горя от ума" - Чацкого и Софью? Каково их соотношение с фамусовским обществом, в котором они выросли?
Попробуем прочитать пьесу Грибоедова не как его недавно прочитал Л.С. Айзерман (см. "Литература", № 1, 1995), не на конкретно-историческом уровне как "самое серьезное политическое произведение русской литературы XIX века" (В. Ключевский), а на общечеловеческом - как драму талантливого человека, у которого "ум с сердцем не в ладу".
Очень важно увидеть, когда и как, в каких элементах структуры целого рождается художественная идея в начале пьесы и как дальше развивается в последующих ее звеньях. Впервые о Чацком читатель узнает из слов Лизы, которая сравнивает его со Скалозубом:
Да-с, так сказать речист, а больно не хитер: Но будь военный, будь он статский.
Кто так чувствителен, и весел, и остер. Как Александр Андреич Чацкий. Обратим внимание на рифму "не хитер - остер". "В комедии в стихах" рифма является одной из важнейших форм выражения авторской позиции. На первый взгляд Чацкий и Скалозуб противопоставлены друг другу в высказываниях Лизы, но рифма их уравнивает. Чацкий и Скалозуб равны не только для Софьи, как отвергнутые ею возможные женихи, но и в определенном смысле для автора. Понять этот смысл пока трудно, но через рифму автор воздействует на подсознание читателя, на его эмоциональное отношение к герою. Уже первая реплика о Чацком вызывает у внимательного, чуткого к слову читателя пока еще не осознанное, двойственное отношение к герою. Можно предположить, что это и авторское отношение, так как именно автор, создавая текст, выбирая слова и рифмы, передает читателю, заражает его своим отношением. На одном уровне - внешнем, идеологическом - Чацкий и Скалозуб противопоставлены друг другу, на другом - глубинном - они равны. Голос автора в "комедии в стихах", в отличие от "романа в стихах", не звучит отдельно и самостоятельно. Он различим (кроме ремарок) только в голосах разных персонажей. Мы многое просто не увидим или поймем неверно в пьесе Грибоедова, если не будем постоянно учитывать диалогическую природу художественного слова (наличие не менее двух голосов) и не субъективно-монологическую, а объективно-диалогическую позицию автора.

Теперь посмотрим, как главный герой впервые появляется на сцене. И снова в центре нашего внимания окажется рифма:

Лиза. Простите, право, как Бог свят,
Хотела я, чтоб этот смех дураикий
Вас несколько развеселить помог.

Слуга. К вам Александр Андреич Чацкий.

Это неожиданная чисто комедийная рифма "дурацкий - Чацкий" неотвратимо воздействует на подсознание читателя, вызывая определенные чувства и эмоции (улыбку, добрый смех, иронию?). Да и первые же слова умного Чацкого несут в себе оттенок комического:

Чуть свет - уж на ногах! и я у ваших ног. (С жаром целует руку.)

Что в этих словах проявляется: самоирония или ироническое отношение автора к своему герою? Способен ли Чацкий посмотреть на себя со стороны, посмеяться и над собой? Замечает ли он сам, как комично, например, звучат его слова, когда он говорит о своей страстной любви к Софье: "Велите ж мне в огонь: пойду как на обед"? Так могли сказать Скалозуб или Фамусов, для которых "любовь" и "обед" - слова одного ряда.
Если верны наши чувства, вызванные воздействием рифмы, то комизм ("дурацкий - Чацкий") заложен в структуру характера, в его ядро. И в то же время соседний стих - "Простите, право, как Бог свят" - вызывает смысловую ассоциацию с высоким, идеальным, что, бесспорно, есть в Чацком. Прозаическое слово Лизы ("как Бог свят"), попадая в поэтический контекст, наполняется новыми ассоциативными смыслами и значениями.
Очень важно еще отметить, что в тексте пьесы между двумя отмеченными комедийными рифмами есть слова Лизы, выражающие, несомненно, и авторское отношение к герою:

И только? будто бы? ~ Слезами обливался,
Я помню, бедный он, как с вами расставался.
…..
Бедняжка будто знал, что года через три...
Таким образом, через рифму и "голос" Лизы автор показывает свое отношение к Чацкому и заражает своим чувством читателя. Смеющийся над другими (как мы видим в пьесе дальше), но и сам смешной и одновременно глубоко и искренне страдающий, Чацкий вызывает к себе ироническое отношение и естественную жалость и сострадание. Сложность и неочевидностъ для многих читателей этого двойственного отношения автора к своему герою объясняется тем, что жалость выражена открытым текстом, в словах Лизы, вызывающей доверие у читателей, а ирония - "всего лишь" через рифму.
Ремарка "с жаром целует руку" и следующие двенадцать стихов первого высказывания Чацкого раскрывают существенные черты в характере героя: не только страстность его натуры, но и высокую требовательность к другим (чуть ли не требует к себе любви) при полном отсутствии чувства собственной вины. На три года оставил любимую без важных, на ее взгляд, причин и даже не писал, и вдруг страстное чувство на сорок пять часов и требование немедленной награды за "подвиги".
Отметим еще одну особенность Чацкого: способность сразу, мгновенно (свойство умного человека), почувствовать, увидеть, понять главное ("Ни на волос любви") и затем в течение всей пьесы обманывать себя, не верить очевидному (искренним словам Софьи о Молчалине: "Вот я за что его люблю") и осуждать Софью за мнимый обман ("Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали...").
Герой, который так часто смеется над другими, так остроумно высмеивает недостатки и пороки других, оказывается совершенно неспособным почувствовать ироническое отношение к себе, услышать явную насмешку над собой в словах Софьи: Кто промелькнет, отворит дверь С вопросом я, хоть будь моряк: Не повстречал ли где в карете вас почтовой?
В следующем монологе Чацкого начинается "гоненье на Москву", в котором мы видим больше злой иронии и "брани", чем добродушного и веселого остроумия. Его насмешки, нападки на "батюшку", "дядюшку" и "тетушку", на всю родню ("Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?"), Софья воспринимает как светские сплетни: Вот вас бы с тетушкою свесть. Чтоб всех знакомых перечесть.
И здесь, естественно, возникает вопрос, который обычно в силу мнимой очевидности ответа не ставится исследователями: Чацкий говорит истину и правду о Москве, о дворянском обществе или это "сплетни" и клевета на отечество? В чем своеобразие, особенность такого взгляда на Москву? Является ли это и авторским взглядом? Прав ли Г. Винокур в своем утверждении: "...большинство монологов Чацкого - монологи лирические, то есть Чацкий говорит в них преимущественно от имени автора"?
В комедии "Горе от ума" различимы две основные точки зрения, два взгляда: на Чацкого мы смотрим глазами автора, на фамусовское общество - глазами Чацкого. Поэтому и видим преимущественно фамусовскую Москву, то есть "пятна", пороки и недостатки, и не видим ту грибоедовскую Москву, о которой писали М. Гершензон и Н. Анциферов, которую изобразил в романе "Война и мир" Л. Толстой.
Но "светлую Москву" (П. Вяземский), отражающую духовное начало и жизнь души дворянского общества, можно увидеть в образах Софьи и Чацкого. Причем в Чацком выражен тип дворянского революционера, будущего декабриста, что убедительно показал Ю. Лотман в статье "Декабрист в повседневной жизни", а за Софьей угадывается другая часть передового общества, не принявшая путь революционного переустройства России.

Взгляд Чацкого на Москву - это, может быть, взгляд и самого Грибоедова, но в юности, в молодости, в предшествующую эпоху своей жизни. Это взгляд идеалиста и романтика, человека, страстно желающего осуществления в жизни своей мечты, своего идеала; это взгляд максималиста, не желающего идти на компромиссы, никому не прощающего недостатки и пороки; и в то же время это взгляд человека, обладающего почти гоголевским даром видеть в каждом человеке прежде всего его смешную, комическую сторону; это несчастный дар - видеть главным образом зло, пороки и грехи в других людях, это "духовное калечество, духовный вывих" (Н. Бердяев). Но если у Гоголя мы чувствуем глубочайшее сострадание и великую жалость к человеку, скорбь художника о человеке, то Чацкий "жалит" всех без малейшей жалости. "Не человек, змея!" - говорит Софья, когда настала очередь для насмешек над Молчалиным.

Отношение Софьи к Чацкому за три года резко изменилось, и для этого было несколько причин. Прежде всего отметим сильную и глубокую женскую обиду: ему стало скучно с ней, сначала он ушел к друзьям, а затем и совсем уехал. Само страстное чувство Чацкого ("с жаром целует руку") вызывает у Софьи сомнение, холодность, даже неприязнь. Оно быстро может пройти, сгореть. Оно делает Чацкого слишком говорливым, дерзким, бесцеремонным. Софья по темпераменту другая: более спокойная, созерцательная - и в любви ищет не "ветер, бурю", которые грозят "падениями"а внутреннее спокойствие, душевную гармонию ("Ни беспокойства, ни сомнения..."). Чацкий же не только в дороге "растерялся весь", но в самом себе растерян ("ум с сердцем не в ладу"). А в Софье живет то чистое и поэтическое чувство влюбленности в Молчалина, когда "застенчивость, несмелость любимого так естественна и приятна, когда достаточно простого прикосновения к руке, когда ночь так быстро и незаметно проходит за игрой на "фортепьяно с флейтою".
Сама Софья изменилась за эти три года, изменилось ее отношение к людям, к миру. Прошел возраст милых забав, веселых шуток, беззаботного смеха; прошло время, когда ей нравилось вместе с Чацким смеяться над другими, над близкими, да и прежний смех, видимо, был веселым, а не злым. Наконец, она увидела и поняла в Чацком главные его пороки - гордыню ("Вот об себе задумал он высоко...") и отсутствие доброты к людям:

Хочу у вас спросить:
Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Теперь вернемся к четвертому явлению первого действия, к рассказу Софьи о своем сне, который, по единодушному мнению современных исследователей, выдуман для того, чтобы обмануть отца. Обычно видят пророческий смысл сна, обнаруживая связь его с финальной сценой пьесы: "Стук! шум! ах! боже мой! сюда бежит весь дом!"
Попробуем прочитать этот сон по-другому. Счастливому состоянию героини в начале сна ("милый человек", "цветистый луг", "луга и небеса") противопоставлена "темная комната" и угроза со стороны других во второй половине сна:

Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери.
Нас врозь - и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ.
Хочу к нему - вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев. хохот, свист чудовищ.

От кого исходит реальная опасность, о чем говорит интуитивное, подсознательное предчувствие Софьи? Дальнейший текст пьесы показывает нам несомненную, глубинную связь с Чацким. Молчалин для Софьи "дороже всех сокровищ", а Чацкий, которому она позднее скажет:

Убийственны холодностью своею!
Смотреть на вас, вас слушать нету сил, -

об опасности которого предупреждает Лиза ("На смех, того гляди, подымет Чацкий вас"), такой Чацкий ("Не человек, змея!" - "какие-то не люди и не звери") для Софьи подобен "чудови-Щу"| а *го ядовитые нападки на Молчалина будут звучать для Софьи как "рев, хохот, свист". И тогда слова Софьи Фамусову ("Ах, батюшка, сон в руку") приобретают и второй смысл, а не только выражают желание находчивой дочери пустить подозрительного отца по ложному следу.
Во втором действии пьесы выделим только одну смысловую линию, обратим внимание не на "беспощадную брань" Чацкого в разговоре с Фамусовым ("Ваш век бранил я беспощадно"), не на его страстный монолог ("А судьи кто..."), а на ассоциативные и явные связи, сходство Чацкого со Скалозубом, подтверждающие смысл комедийной рифмы "хитер-остер"... Слова Скалозуба, мечтающего о генеральском чине ("Довольно счастлив я в товарищах моих"),- напоминают высказывание Софьи о Чацком: "В друзьях особенно счастлив, Вот о себе задумал он высоко..."
Одинаково реагируют они на падение с лошади Молчалина, не проявляя к нему ни малейшего сочувствия.
Скалозуб. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок.
Взглянуть, как треснулся он - грудью или в бок?
Чацкий. Пускай себе сломил бы шею.
Вас чуть было не уморил.
А рассказ Скалозуба о вдове княжне Ласовой не уступает в остроумии остротам Чацкого. И наконец, Лиза прямо ставит в один ряд Чацкого и Скалозуба, как в равной мере опасных для репутации Софьи:

На смех, того гляди, поднимет Чацкий вас;
И Скалозуб, как свой хохол закрутит.
Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;
Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Третье действие является ключевым для подтверждения наших предыдущих наблюдений, для понимания главных идей комедии. Софья действительно говорит "истину" о Чацком: он "смешон" в своей гордыне, в своей "желчи", в стремлении всех беспощадно судить, в непонимании собственных пороков, в своей страсти, которая "бесит", в непонимании той, кого любит:

Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна.
Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова,
А сами вы...
- Я сам? не правда ли, смешон?
-Да!..

Умный и страстный Чацкий в своих обличениях, в своем бунте против общества переходит определенную черту и сам стано вится смешным, подобно тому как хорошая сама по себе черта человека в гоголевских персонажах из "Мертвых душ", если человек нарушает чувство меры, переходит определенную грань, превращается в свою противоположность: мягкость, вежливость, тактичность Манилова оборачиваются бесконечным сюсюканьем и "чем-то заискивающим"; хозяйственная и осторожная Коробочка становится "крепколобой" и "дубинноголовой"; деятельный и неугомонный, с богатым воображением Ноздрев превращается в "многостороннего" и "исторического" человека, в вдохновенного лжеца, подобно Хлестакову; "бережливый хозяин" Плюшкин перерождается в "прореху на человечестве", с безудержной страстью к накоплению.
Чацкий без памяти любит Софью, конечно, не только за внешнюю красоту ("В семнадцать лет вы расцвели прелестно"). Он в ней видит, прозревает высокое, идеальное, святое ("Лицо святейшей богомолки!"), то, что, по словам Гончарова, "сильно напоминает Татьяну Пушкина". Чацкий чувствует с Софьей духовное родство, которое проявляется в их отношении к любви как к высшей ценности бытия.

Софья. Он будто мне дороже всех сокровищ.
……
А кем из них я дорожу?
Хочу - люблю, хочу - скажу.
……
Что мне до кого? до них? до всей вселенной?
Смешно? - пусть шутят их; досадно? -
пусть бранят.
Чацкий. Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтобы мыслям всем и всем его делам
Душою - вы, вам угожденье?

Но почему в этом искреннем страстном монологе возникает неточное, фальшивое слово "угожденье", слово из лексикона Мол-чалина? Слова "поклоняться", "служить" любимой и "угождать" ей несут совершенно разный смысл. Случайна ли эта неточность в выборе слова, или она говорит о каком-то изъяне в чувстве Чацкого, связана с его состоянием "растерянности", "сумасшествия" и "чада"?
Если любовь Софьи к Молчалину спокойная, глубокая, созерцательная ("Забылись музыкой, и время шло так плавно"), распространяется на "весь свет" и вызывает добрые чувства ко всем ("можно доброй быть ко всем и без разбору"), то страсть Чацкого "кипит, волнует, бесит" и усиливает злобный смех над людьми. Справедливо упрекает его Хлестова:

Ну, а что нашел смешного?
он рад? Какой тут смех?

Над старостью смеяться грех.

Чацкий не понимает той очевидной для Софьи истины, что главное в человеке - "доброта души" (именно это она ошибочно увидела в Молчалине), что ум в сочетании с гордыней, с презрением к людям, хуже "чумы" и "скоро опротивит". Чацкий не понимает, что для Софьи все его достоинства перечеркиваются главным его пороком. И нелюбовь Софьи является для него страшным ударом и самым тяжелым наказанием.
И Чацкий, и Софья ошибаются в понимании и оценке Молчалива, "недостаточно подлого", по словам Пушкина. Ими выражены две полярные точки зрения, и обе - "слепые". Для Чацкого Молчалин "глуп, жалчайшее созданье", для Софьи - добрый и умный. Софья "рисует Чацкому портрет праведника, с которым "Бог ее свел", и тем самым формулирует свой нравственный идеал - идеал, по сути, христианский".
Но почему мудрая Софья выдумала себе Молчалина и обманулась в любви? За что она наказана, за какие грехи? Несмотря на то, что "женский характер в те годы (первая половина XIX века), как никогда, формировался литературой (Ю. Лотман), вряд ли все можно объяснить только влиянием книг. Это только внешний фактор, который не может быть решающим. Видимо, главная причина находится в самой Софье, в ее гордом, решительном и независимом характере, в ее. возможно, неосознанном стремлении к власти в семье, а затем, может быть, и в обществе, что
соответствует общей атмосфере дворянского общества того времени, а в пьесе Грибоедова выражено такими персонажами, как Наталья Дмитриевна. Татьяна Юрьевна, Марья Алексеевна. В понимании Чацкого мы видим мудрость Софьи; в самообмане по о"пюшенню к Молчалину слепота Софьи объясняется проявлением "глубокого и темного инстинкта власти" (С.Н. Булгаков).
В третьем действии появляется пародийный двойник Чацкого - графиня Хрюмина, которая сама посмеивается над ним в его же духе ("Мсье Чацкий! вы в Москве! как были, все такие?.. Вернули холостые?"), которая о всех говорит почти как Чацкий:
Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать.
Д
рама Чацкого - это драма умного человека с высокой, благородной душой, но омраченной опасным пороком - гордыней, которая рождается в человеке, как показал Л. Толстой, в отрочестве. И если человек не осознает в себе этот порок, не стремится в себе его преодолеть, то, "отпущенный на волю", он грозит гибелью душе, несмотря на все ее "прекрасные порывы". Ум, направленный только на критику, обличение и разрушение, сам становится "бездуховным и бессердечным" и представляет собой величайшую опасность для самого человека, является "страшной и пустой силой" (И. Ильин).
В этом смысле Чацкий стоит первым в ряду таких героев русской литературы, как "нравственный калека" Печорин, "самоломанный" Базаров, "ужасно гордый" Раскольников, для которого человек есть "вошь", "тварь дрожащая", или лирический герой в ранней лирике Маяковского с его "святой злобой" "ко всему", для которого "нет людей", а есть "образины" и "толпа... стоглавая вошь". В основе мироощущения этих героев лежит идея безбожия, безверия, отражающая "всемирно-исторический кризис религиозного миросозерцания" (И. Виноградов). Ум в сочетании с гордыней приводит их к внутреннему расколу, к трагическому конфликту между умом, сознанием, идеей и сердцем, душой, нравственной природой человека.
Погибнет ли Чацкий подобно Печорину И Базарову или сможет измениться, прозреть, возродиться к жизни, как Раскольников с его "великой грустью" и "скорбью", благодаря которой он смог проделать мучительный путь от "злобного презренья" к "бесконечной любви" к людям? Финал пьесы Грибоедова остается открытым, но "мильон терзаний" Чацкого, его страдания, часто столь благодатные я необходимые душе человека, дают на это надежду. Сама фамилия "Чацкий" (имеющая противоположные значения: и "чад", и "чаять", т. е. надеяться) оставляет читателю эту надежду...

Вячеслав ВЛАЩЕНКО