Театр имени евгения вахтангова. Юрий бутусов - главный режиссер театра вахтангова Театр вахтангова история создания

Это главная новость со сбора труппы перед началом нового 98-го сезона театра на Арбате. Римас Туминас объявил об этом на собрании перед стартом сезона, который открылся в субботу вечером премьерой спектакля «Фальшивая нота» в постановке худрука театра.

Сбор труппы легендарного театра, основанного великим Вахтанговым, прошел на Новой сцене при огромном стечении гостей и представителей СМИ. Не только все места в зале были заняты, заняты были лестницы и проходы, а фотокорреспондентов было сколько, что стояли в три ряда. Предсезонное действо стартовало фильмом о прошлом сезоне, в котором были освещены все значимые события ушедшего театрального года.

Первым перед труппой, гостями и журналистами выступил директор театра Кирилл Крок. Он с помощью слайдов рассказал о достижениях и успехах ушедшего сезона.

«Всего в Москве в 97-м сезоне (2017-2018) было сыграно 832 спектакля. Из них на основной (исторической) сцене 255 раз сыграны спектакли текущего репертуара Вахтанговского театра. За прошедший сезон здесь побывали 219 031 зрителей. В 97-м сезоне (2017-2018) на Новой сцене 241 раз сыграны спектакли Вахтанговского репертуара, их посмотрели 45 291 зрителей. Открытие Симоновской сцены стало центральным событием 97-го сезона. В новом сценическом пространстве в Камерном зале и зале Амфитеатр было сыграно 105 спектаклей, их посмотрели 9 014 зрителей. В Первой студии в 97-м сезоне произошло самое важное и радостное событие: в начале 2018 года 24 студийца были приняты в труппу Вахтанговского театра. Как сценическая площадка Студия продолжает успешно функционировать. За прошедший сезон здесь было сыграно 72 спектакля, их посмотрели 2 512 зрителей. В Арт-кафе – одной из новых площадок Театра – состоялось 159 мероприятий с участием Вахтанговцев и друзей нашего театра, их посетили 12 119 зрителей. В 97-м сезоне было проведено 82 экскурсии, которые посетили 1 750 зрителей. В 97-м сезоне Театр побывал на гастролях: в четырнадцати городах России: Петрозаводск – Саратов – Тара – Санкт-Петербург – Воронеж – Новокузнецк - Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Екатеринбург – Тюмень – Владивосток – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Омск; и в семи городах зарубежья: Учжэнь (Китай) – Неаполь (Италия) – Лондон (Великобритания) – Могилев (Белоруссия) – Вильнюс (Литва) – Риека (Хорватия) – Паланга (Литва)».

Доклад директора театра, сопровождаемый обилием цифр и географических понятий, несколько раз прерывался бурными аплодисментами. А когда дело дошло до поздравлений актерам и работникам коллектива – то зал уже тонул в овациях. Сообщение о том, что «самый молодой актер театра» Владимир Этуш удостоен уже всех существующих в России наград вызвало шквал аплодисментов и одобрительный свист зала. На сборе труппы вахтанговцы поздравили юбиляров – заслуженную артистку России Ольгу Чиповскую и заслуженного артиста России Андрея Зарецкого, чьи дни рождения пришлись на отпускное время. Среди тех, кто получил почетные звания в прошедшем сезоне – Александр Рыщенков (заслуженный артист Российской Федерации), Виктор Добронравов (заслуженный артист Российской Федерации), Максим Обрезков (заслуженный художник Российской Федерации) и Кирилл Крок (заслуженный работник культуры Российской Федерации). При объявлении о звании для Добронравова Кирилл Крок сделал оговорку на соцсети, в которых эта новость широко обсуждалась.

Вахтанговцы поздравили и сотрудников, отметивших круглые даты своего служения в родном театре: заведующую гримерным цехом О.В. Калявину (40 лет в театре), гримера З.С. Соколову (60 лет в театре), костюмера Р.И. Дуникову (50 лет в театре), заведующую гладильно-прачечным цехом Т.В. Попову (50 лет в театре), заслуженного артиста России А.П. Павлова (50 лет в театре) и актрису И.А. Калистратову (40 лет в театре).

Для зрителей вахтанговцы также приготовили сюрприз к новому сезону: в экспозиционном зале (на третьем этаже исторического здания) открыта новая выставка – «Мемориальный кабинет Бориса Щукина». На выставке воспроизведена обстановка домашнего кабинета выдающегося артиста: мебель, картины, фотографии, книги, рабочие материалы, патефон, пластинки помнят теплое прикосновение его рук. Экспонаты переданы в дар Театру имени Евгения Вахтангова Галиной Николаевной Ремизовой. С гордостью и радостью об этом сообщил директор театра Кирилл Крок. Экспозицию зрители смогут увидеть до начала спектаклей на Основной сцене и в антракте. А подробно о ней расскажут научные сотрудники Вахтанговского музея во время посещения экскурсии «Вахтанговский театр. Прошлое и настоящее».

Закончив «тронную речь» Кирилл Крок скромно занял место в кресле президиума, уступив трибуну худрука театра Римасу Туминасу. Литовский театральный деятель с мировым именем ошарашил собравшуюся публику новостью из разряда «ТОР»: Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова.

«Я предложил, и Юрий Бутусов дал согласие прийти в наш театр на должность главного режиссера… Мне кажется, этот бунтарь не даст нам очутиться в «классической» ситуации, не даст окаменеть», - заявил художественный руководитель театра Римас Туминас. Мария Аронова от неожиданности даже переспросила у худрука о новом назначении. В новом сезоне Бутусов должен представить спектакль «Дон Кихот», созданный по мотивам произведения Сервантеса.
Далее Римас Туминас цитировал философские мысли из припасенной книги, рассуждал о значимости театра и роли актеров, делился мыслями о наступающем сезоне.

15 сентября на Основной сцене открывается новый 98-й сезон премьерным спектаклем «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона в постановке Римаса Туминаса. В спектакле заняты народные артисты России Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов. В ноябре на Новой сцене – премьерный показ спектакля по пьесе и в постановке Андрея Максимова «Брюсов переулок» (фантазия по произведениям В. Брюсова). В ролях: Ольга Тумайкина, Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семеновс. Здесь зал бурно поприветствовал находящегося на сборе труппы Андрея Максимова.

В сентябре итальянский режиссер Лука де Фуско приступит к репетициям спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник». В ролях: Ирина Купченко, Евгений Князев, Полина Чернышева, Виталийс Семеновс, Александр Галевский, Леонид Бичевин, Олег Макаров, Елена Сотникова, Евгений Пилюгин, Александр Павлов, Сергей Пинегин, Эльдар Трамов, Ольга Немогай, Михаил Васьков, Ольга Гаврилюк, Анатолий Меньщиков.

Не забыл худрук вахтанговцев и о себе. Туминас сообщил, что будет ставить «Фауста» Гете. «Сейчас размышляю, думаю над текстом», - сказал режиссер. Он также проинформировал прессу и труппу о том, что итальянский режиссер Джорджио Сангати будет ставить пьесу Гольдони «Новая квартира», а французский режиссер Клеман Эрвье-Леже - пьесу Мариво. К столетию театра будет поставлена знаменитая пьеса «Дибук» - режиссер Евгений Арье, композитор Фаустас Латенас, художник Семен Пастух.

Кроме того, вахтанговцев ожидает большое количество гастролей. Они выступят в Китае, США, Канаде, Франции, Латвии и Израиле. Художественный руководитель поздравил всех с началом нового сезона и пожелал, «чтобы не теряли вкус, стиль, чтобы в спектаклях был свет, была гармония».

Всех собравшихся пригласили отведать традиционного в театре на Арбате шампанского, актерам театра преподнесли подарочные варианты книг о родном театре, а журналистов пригласили на пресс-показ премьерной постановки «Фальшивая нота».
Отличного сезона театру Вахтангова, прекрасных работ, заполненного зала, удачных гастролей и всем добра и мира!

Материал и фото: Владимир Сабадаш из театра на Арбате.




















Глава Общественного совета при Минкультуры, одиозный писатель Юрий Поляков раскритиковал художественного руководителя театра имени Е. Вахтангова Римаса Туминаса за то, что на основной сцене этого театра мало современных постановок. Группа известных артистов, среди которых народный артист СССР Владимир Этуш и народный артист РФ Сергей Маковецкий, встали на защиту своего худрука, написав открытое письмо Полякову и министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Ниже оно приводится целиком.

Юрий Михайлович! Рука не поднимается написать «уважаемый», как это обычно принято, при обращении к человеку, питающему странную, но стойкую неприязнь к Государственному академическому театру имени Евгения Вахтангова и его художественному руководителю Римасу Туминасу.

Вы неоднократно резко отзывались о деятельности и личности Туминаса, в вашем воображении видится, что в спектакле «Евгений Онегин» Татьяна держится не за то место, читая великий Пушкинский текст, то на радио «Комсомольская правда» вы говорите откровенную ложь в отношении театра, последний раз в интервью с названием «САМОВЫРАЖАТЬСЯ НАДО ЗА СВОЙ, А НЕ ЗА ЧУЖОЙ СЧЁТ», опубликованном в газете «Крымская правда» от 11.01.2018. Вы не устаете подчеркивать, что Римас Туминас - гражданин Евросоюза, работающий в русском театре, но не интересующийся нашей страной.

Римаса Туминаса в качестве своего преемника на роль руководителя театра назвал народный артист СССР Михаил Ульянов, 20 лет руководивший Вахтанговским театром, которого трудно заподозрить в «низкопоклонстве перед Западом».

За десять лет Римас Туминас превратил театр в один из самых успешных страны, что было отмечено, в том числе и Министром культуры РФ в его докладе Президенту России.

Полные залы посещаемость в нашем театре за 2017 год составила 97 % - один из лучших показателей по стране.

Дело не только в коммерческой успешности коллектива.

Римас Туминас проводит продуманную художественную политику. Многие спектакли отмечены театральными международными и российскими премиями. Спектакли театра показаны во многих российских регионах, в десятках стран от Китая до США и Канады.

Гражданин Евросоюза Римас Туминас - выпускник российской театральной школы, окончил ГИТИС-РАТИ, так что он свое профессиональное образование получил в школе, исповедующей принципы русского психологического театра.

Высокий профессионализм Туминаса, как режиссера, соединившего лучшие традиции русского и мирового театра, сочетается с опытом руководителя, понимающего специфику возглавляемого им коллектива, глубоко уважающего традиции вахтанговской школы.

Римас Туминас заботится о судьбе актеров, об их творческом росте, выбирая пьесы, позволяющие не только раскрыть индивидуальности уникальных мастеров труппы и талантливой молодежи. Вместе с тем поднимающие жгуче современные темы о любви, порядочности, патриотизме, ответственности за свои поступки, смысле бытия… И при этом не имеет значения, когда была написана пьеса - 5, 10 или 100 лет назад.

Репертуар Театра Вахтангова органично соединяет русскую, зарубежную классику, советскую драматургию и современную литературу.
Сегодня в афише театра: спектакль «Сергеев и городок» по прозе О. Зайончковского, «Бенефис» по пьесе Н. Птушкиной, «Тихая моя Родина», «Любовь у трона» А.Максимова, а также замечательные образцы зарубежной драматургии…

Проблема современной пьесы по-прежнему остра. Вы же сами, Юрий Михайлович, в очередной раз «обличив» нелюбимый вами Театр Вахтангова, замечаете: «Сплошь и рядом ставят пьесы новоиспечённых драматургов, а они идут не больше полсезона». Театр Вахтангова тщательно выбирает литературный материал, и спектакли по современным пьесам идут по много лет. Согласно отчету театра Минкульту РФ в 2017 году в репертуаре театра 53 названия из них 6 спектаклей по современной российской драматургии, что составляет 11% от общего репертуара театра, поэтому Ваши утверждения являются откровенной ложью…

Спектакли, поставленные Туминасом, и приглашенными им режиссерами позволили театру зарабатывать 2 рубля на каждый рубль бюджетного финансирования, выделенный ему государством. Так что за чужой счет никто не занимается самовыражением.

Да, в репертуаре Театра Вахтангова нет и не будет пьес Полякова, которые не отвечают высоким требованиям, предъявляемым театром к драматургии. Каждый театр вправе сам выбирать интересующий его драматургический материал. Странно читать, что Римас Туминас обиделся на некого Полякова - это только Ваши фантазии, которые Вы пытаетесь выдать за действительность.

Чтобы убедиться в том, кто прав в этом более чем странном противостоянии бывшего главного редактора «Литературной газеты», а ныне весьма тенденциозного и агрессивно настроенного председателя Общественного совета Минкультуры России, занятого исключительно самопиаром, достаточно прийти на спектакли Театра Вахтангова.

Копия письма - Министру культуры России В.Р. Мединскому.

Народный артист СССР В.А. Этуш
Народный артист РФ Е.В. Князев
Народный артист РФ С.В. Маковецкий
Заслуженная артистка РФ О.В. Тумайкина
Директор театра К.И. Крок

История театра Вахтангова

История Театра имени Евг. Вахтангова началась задолго до его рождения. В конце 1913 года группа совсем молодых московских студентов организовала Студенческую драматическую студию, решив заниматься театральным художеством по системе Станиславского. Руководить занятиями согласился Евгений Багратионович Вахтангов, тридцатилетний артист также режиссер Художественного театра, уже составивший себе репутацию избранного педагога по «системе» Станиславского.

Начать решили разом со спектакля - выбрали пьесу Б. Зайцева «Усадьба Ланиных», написанную в мягких, чеховских тонах. Места своего у Студии никак не было, собирались каждый сутки в новоиспеченом помещении: то в крошечной комнатке студиек, то в снятой на один вечер гостиной какой-нибудь частной квартиры. Все казалось романтичным. Спустя три луны, 26 марта 1914 года, «Усадьбу Ланиных» играли в Охотничьем клубе.

Играли, впрочем, неуверенно, робко, некоторых исполнителей просто никак не было слышно. Но неуспеха своей счастливые артисты даже никак не заметили - отправились в ресторан отмечать премьеру, потом совместно с Вахтанговым всю ночь бродили по Москве, но утром, купив свежие газеты, хохотали над разгромными рецензиями.

После такого позора дирекция Художественного театра запретила Вахтангову какую-либо работу на стороне, и Студия решила «уйти в подполье». Осенью 1914 года Студия уже обосновалась в небольшой квартире в Мансуровском переулке на Остоженке (тогда и стали называть ее - «Мансуровской»).

Связь Вахтангова со Студией была подобна любви - с ревностью, бесконечным выяснением отношений, нетерпимостью, трагическим разрывом и новым соединением. Самым страшным днем для него был тот, когда в 1919 году из Студии ушли двенадцать одаренных студийцев. Вахтангов был убит, ведь это уже был его дом.

С 1917 года, выйдя из «подполья», бывшая Мансуровская стала называться «Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова». Пришла молодежь из других студий, объявили прием на первый курс школы - так появились Б. Щукин и Ц. Мансурова, за ними - Р. Симонов, А. Ремизова, М. Синельникова, Е. Алексеева.

Репетиции продолжались. Восстановили в новом составе показанное еще в 1918 году «Чудо святого Антония» Метерлинка, летом Вахтангов поставил чеховскую «Свадьбу».

13 сентября 1920 года Студия Е. Б. Вахтангова была принята в семью Художественного театра под именем его Третьей студии. 29 января 1921 года показали премьеру второго варианта «Чуда святого Антония».

13 ноября 1921 года, открылся постоянный театр Третьей студии МХТ по адресу: «Арбат, 26» (там, где Театр им. Евг. Вахтангова находится и сегодня). Особняк Берга Студия выхлопотала для себя еще предыдущим летом и за прошедшее время сделала в нем основательный ремонт. В честь открытия давали «Чудо святого Антония». Этот день и стали считать днем рождения вахтанговского театра.

В 1922 году ушел из жизни тридцатидевятилетний Е.Б. Вахтангов. Спектакли Вахтангова положили начало определенному направлению в театральном искусстве, получившему название "вахтанговское". В гармоничном сочетании глубокого реалистического вскрытия драматургического материала и яркой, праздничной, не чурающейся условности театральной формы спектакля - доминирующая тенденция вахтанговского искусства. "Нет праздника - нет спектакля", - говорил Вахтангов. В тяготении Вахтангова к острой форме, к гротеску, к метафорическому решению спектакля выражалась активная позиция художника - гражданина, убежденного, что "новое искусство должно наиболее глубоко выражать свое отношение к изображаемой действительности". Девиз Вахтангова, вынесенный в заголовок его знаменитой статьи "С художника спросится!", стал определяющим для всей творческой жизни театра, носящего его имя.

После смерти Вахтангова в 1922-39 управление театром осуществлялось художественным активом, куда входили ученики и последователи режиссёра. В 1938 году главным режиссером был назначен Р.Н.Симонов. Воплотив мечту Вахтангова о непрерывности творческого воспитания актера ("школа-студия-театр"), он создал такой актерский ансамбль, которому по силам решение самых сложных творческих задач. Сын Р.Н.Симонова Евгений Симонов возглавлял театр, будучи его главным режиссером, с 1968 по 1987 год. В 1987 году художественным руководителем театра избран его ведущий артист Михаил Ульянов, прославивший вахтанговскую сцену и российский кинематограф замечательными творениями актерского мастерства.

В разные годы здесь работали режиссёры: Р. Стуруа, А.Ф. Кац, Р.Г. Виктюк, П.Н. Фоменко, А.Я. Шапиро, В.В. Ланской, Черняховский.

Большой вклад в становление и развитие искусства театра Вахтангова внесли актёры: Р.Н. Симонов, Мансурова, Захава, Щукин, Завадский, А.Д. Попов, А.Д. Дикий, Н.П. Охлопков, М.Ф. Астангов, Н.О. Гриценко, А.Л. Абрикосов, Ю.П. Любимов, Л.В. Целиковская, Ю.К. Борисова, М.А. Вертинская, Ю.В. Волынцев, И.П. Купченко, В.С. Лановой, С.В. Маковецкий, Л.В. Максакова, Ульянов, В.А. Этуш, В.А. Шалевич, Ю.В. Яковлев, Е.В. Князев, Ю.И. Рутберг, В.А. Симонов и др. При театре работает Театральное училище имени Щукина. С 1931 существует музей, основателем которого была жена Вахтангова - Н.М. Вахтангова.

Современное здание театра Вахтангова построено в 1946-47 (архитектор П.В. Абросимов). Ранее здесь был жилой особняк конца XIX - начала XX вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где и состоялось открытие театра. В начале Великой Отечественной войны в здание попала бомба и оно оказалось почти полностью разрушенным.

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова расположен в историческом центре Москвы, в самом её сердце, в середине Старого Арбата. Начиная с 2008 года театр ежегодно и планомерно проводит переоборудование сценического оснащения, в результате которого сегодняшний световой и звуковой комплексы Большой сцены театра являются одними из лучших в России. Летом 2011 года произведен серьезный ремонт зрительного зала театра (среди прочего: положен новый дубовый паркет, заново обтянуты зрительские кресла, отреставрировано декоративное убранство).

Театр Вахтангова – это сочетание яркой формы и глубокого содержания, это жанровое разнообразие, от классической трагедии до озорного водевиля; это прекрасная труппа, в составе которой известные в России и за ее пределами актеры.

Театр Вахтангова – это завоеванные сердца миллионов зрителей России, Парижа, Лондона, Вены, Венеции, Афин, Стокгольма, Праги, Варшавы, Берлина, Будапешта, Мадрида и многих других зарубежных городов.

За плечами вахтанговского театра уже 90 лет. В молодом задоре его артистов и режиссеров (ветеранов и новобранцев), в стремлении разобраться в сложных нравственных проблемах, пробуждая в непростое сегодняшнее время добрые зрительские чувства, в многокрасочной театральности и заключен секрет творческого долголетия театра.

Известно, что приобщение к культурной жизни столицы невозможно без Арбата. Архитектура этого заповедного района Москвы уникальна и доставляет обитателям и гостям эстетическое наслаждение. На Арбате расположено внушительное здание с колоннами. Это широко известный театр имени Вахтангова.

Напротив фасада бьется фонтан с изящной бронзовой фигуркой принцессы Турандот. А неподалеку от театра можно увидеть памятник любимого поэта России Александра Сергеевича Пушкина с женой Натальей Гончаровой.

История создания театра

Возник театр им. Вахтангова следующим образом: в 1913 году студенты из различных высших учебных заведений Москвы решили объединиться и создать свою Студенческую драматическую студию. Молодые люди своей целью решили поставить обучение системе Станиславского, ставшей модной в молодежной среде.

В первую очередь им нужно было найти опытного наставника. Однако задача оказалась нелегкой. Поиски продолжались целый год и только в 1914 году счастье им улыбнулось. Согласие на совместный творческий труд выразил ученик Станиславского — Евгений Вахтангов.

Премьера спектакля

Премьера первого спектакля по пьесе Зайцева «Усадьба Ланиних» оказалась неудачной. Руководство запретило Вахтангову сотрудничать со студентами-любителями, но к тому времени Евгений Багратионович настолько полюбил своих подопечных, что занятия и репетиции продолжал в квартире в Мансуровском переулке.

Студия стала называться Московской драматической студией Вахтангова Е.Б. и в 1920 году была принята в состав Художественного театра. Первой постановкой стала пьеса «Чудо святого Антония», которая имела успех не только у зрителя, но и у критиков. Многие из них разместили положительные отзывы в театральных изданиях, и в результате актеры получили собственное помещение на улице Арбат в доме номер 26, где до сих пор и находится театр Вахтангова. Спектакли во главе с режиссером и в дальнейшем имели оглушительный успех.

Евгений Багратионович Вахтангов

Театралы знают, что Евгений Вахтангов родился 13 февраля в 1883 году в семье богатого армянина Багратиона (Баграта) Вахтангова, имевшего табачную фабрику. Отец желал, чтобы сын пошел по его стопам и стал фабрикантом, но характер Евгения был другим.

В кармане деда всегда находился леденец или другой лакомый кусочек для внука. Сергей Абрамович Вахтангов после смерти жены покинул Тбилиси вместе с детьми и поселился во Владикавказе. Он так и не нашел себя и не смирился с потерей любимой женщины. Кроме того, его коробило, что сын русифицировал свое имя и женился на русской женщине.

Единственным другом его станет внук Женя. Однако страсть к выпивке давала о себе знать. И однажды старик уединился в комнате, откуда потом уже не вышел, ударив себя острым перочинным ножом в живот ниже ребер. Смерть была мучительной.

Отец режиссера-новатора

Сын Багратион стал успешным коммерсантом по выпуску папирос, новатором в своем деле. Он одним из первых в России стал использовать труд слепых людей. Лишенные зрения, они, сидя у конвейера, одной рукой ловким движением выхватывали ровно двадцать пять папирос и складывали в специальную коробочку. У зрячих людей не получалось так быстро и точно работать. Отец часто говорил Евгению Вахтангову: «Моя фабрика — настоящий театр, если надеть на всех маски, невозможно будет догадаться, кто есть кто!»

«Принцесса Турандот»

Не удивительно, что и Евгений Вахтангов стал новатором в искусстве. Его учитель, Константин Станиславский, считал Вахтангова лучшим учеником и надеждой русского театра, будущим руководителем сценической школы России. Станиславский не ошибался, ученик воспитал ряд блистательных актеров и режиссеров, поставил спектакли, не имеющие аналогов. Например, «Принцесса Турандот», премьера которой состоялась в феврале 1922 года, имела оглушительный успех. Сам режиссер в это время отсутствовал из-за болезни. В перерыве между первым и вторым актом в комнате Вахтангова зазвенел телефон. Это был Станиславский, в трубке прозвучало всего два слова: «Ты гений!».

Постановка по сказке Гоцци «Принцесса Турандот» стала визитной карточкой театра. Это был спектакль-праздник. Театр Евгения Вахтангова вмещал полный зал гостей, актеры были одеты не в унылую одежду, как в большинстве революционных спектаклях, а в вечерние платья и фраки. Художником постановки стал И. Нивинский, а музыку написали Н. Сизов и А. Козловский.

Болезнь и смерть

Через два месяца гениального режиссера не станет, он умрет от рака желудка, испытывая страшные боли и уже никого не узнавая. В бреду ему все время чудился Лев Толстой или казалось, что он принимает рапорты о пожаре. Внезапно он стал звать: «Папи, папи», Рубен Симонов пояснил, что это слово по-армянски обозначает "дедушка"...

Умер Евгений Багратионович Вахтангов вечером 29 мая 1922 года. Принципом гениального режиссера был девиз, оставленный в наследство режиссерам и актерам будущих поколений. Он говорил, что из актеров необходимо выбирать талантливых, затем из них — интеллигентных, и работать, работать, работать. Евгений Вахтангов стал основателем фантастического реализма, его «Принцесса Турандот» до сих пор ставится на сцене и считается лучшей постановкой театра.

Дальнейшая участь театра

Театр им. Вахтангова во время Великой отечественной войны был разрушен, но в 1947 году восстановлен по проекту архитектора Абросимова. Остались мемуары актера Леонида Шихматова, в которых он вспоминал о внутреннем строении театра. Если в самом начале зрительских мест хватало на триста человек, то после войны здание настолько увеличилось, что вмещало в себя тысячу двести зрителей.

Знаменательно, что с момента открытия студенческой студии до сих пор действует театральная школа, которая больше известна как при театре Вахтангова. Здание института находится рядом с театром и почти все Вахтанговские актеры — выходцы из данной альма-матер.

Театр Вахтангова: спектакли и актеры

До 1941 года «Принцесса Турандот» неизменно ставилась на сцене театра, ее сыграли 1035 раз, и всегда с неизменным успехом. Первыми исполнителями ролей были ученики Вахтангова: Мансурова, Завадский, Орочко, Щукин, Глазунов, Симонов, Кудрявцев. В середине шестидесятых годов режиссером спектакля стал Рубен Симонов, и снова постановка была злободневной и имела успех. Актерский состав, естественно, поменялся, но по своему таланту не уступал предыдущим. Самыми задействованными актерами стали Ульянов, Максакова, Лановой, Гриценко, Яковлев, Греков, Борисов и другие.

В 1987 году театр им. Вахтангова возглавил Михаил Ульянов. Для себя Ульянов решает, что не будет заниматься режиссурой, так как это не его профессия и он не обладает таким даром. Во-вторых, руководитель не желает сокращать актерский состав, а наоборот — привлекает к себе крупных режиссеров и драматургов. Главной задачей для руководителя была идея ставить только талантливые пьесы и сохранить театр Вахтангова, не дать ему распасться на группы. Надо сказать, что Михаил Ульянов выполнил свою миссию, лично участвуя в постановках и приглашая именитых режиссеров, таких как Роман Виктюк, Римас Туминас и других.

Римас Туминас

В 2007 году после болезни художественный руководитель покинул этот мир, но заранее решил, кто станет художественным руководителем театра. По его протекции театр возглавил режиссер Римас Туминас, литовец по происхождению. Несмотря на все усердие предыдущего руководителя, Римасу Туминасу пришлось вводить новшества в театр для его возрождения. Режиссер решил относиться к актерам, как к членам семьи, отменив наказания за опоздания и другие мелкие проступки.

К счастью режиссера, несмотря на почтенный юбилей (театру исполнилось 95 лет), в театре пока еще служат старики. «Пристань» (спектакль театра Вахтангова) — это постановка, где они показали высший класс. Он оказался переломным и для актеров и для режиссера. Пять лет назад спектакль вышел к юбилею театра, исполнителями стали такие актеры, как Юлия Борисова, Людмила Максакова, Василий Лановой, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Евгений Князев, Галина Коновалова.

Сама постановка необычна и состоит из фрагментов разных произведений. Так, Василий Лановой читает Пушкина, Людмила Максакова играет Бабушку из «Игрока» по Достоевскому, Юлия Борисова великолепна в «Визите старой дамы» по Дюрренматту, Владимир Этуш в пьесе Миллера вызывает хохот и овации публики, а Юрий Яковлев спокойно и просто играет в «Темных аллеях» Бунина.

Другие спектакли

Кроме «Пристани» театр им. Вахтангова пополнил свой репертуар такими постановками, как «Дядюшкин сон», «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Анна Каренина», «Варшавская мелодия» и многими другими. Из молодых лицедеев стоит назвать такие имена, как Сергей Маковецкий, Мария Аронова, Максим Суханов, Лидия Вележева, Виктор Добронравов, Андрей Ильин, Ольга Тумайкина, Юлия Рутберг и многие другие. И все они обожают театр Вахтангова. Актеры готовы работать день и ночь, лишь бы прикоснуться к чему-то неизвестному и прекрасному.

Весной 2012 года режиссер-хореограф Анжелика Холина выпустила спектакль «Анна Каренина». В спектакле актеры движениями показывают свои чувства. Холина до «Карениной» в том же духе ставила «Берег женщин», имевших успех у зрителя. В своем интервью режиссер на вопрос журналиста о том, почему она выбрала роман Толстого, ответила, что женщина не должна быть предметом удовлетворения мужского самолюбия. Она решила показать, как любовь разрушает эгоизм, который есть у любого человека, и как с ним следует бороться.

«Эдип»

Не менее популярным стал спектакль «Эдип». Театр Вахтангова в лице режиссера Римаса Туминаса переносит зрителя в Древнюю Грецию. Режиссер подхватил отличную идею художественного руководителя театра Греции в Афинах Статиса Ливатиса - поставить совместно трагедию Софокла «Царь Эдип». Вначале трагедию представили на родине Софокла в Афинах. В древнем амфитеатре Эпидавре, где могут разместиться до 14 тысяч зрителей.

Исполнительница роли Иокасты, Людмила Максакова, поделилась своим мнением о театре в Афинах. Она говорила, что Греция — родина театра, где актер наедине с мирозданием. В постановке нет никаких декораций, кроме стульев и большой трубы посередине. Царя Эдипа играет молодой актер Виктор Добронравов. Смысл спектакля в очищении и покаянии главного героя, что бывает актуально в любое время, особенно сейчас.

Внутренняя жизнь театра

Театр Вахтангова (Москва) жители и гости столицы считают одним из лучших по всей России. Помимо выше перечисленных постановок, на сцене можно увидеть такие спектакли, как «Отелло», «Мужчины и женщины», «Маскарад», «Игры одиноких». Любители бенефисов могут насладиться игрой актеров в «Вечере Людмилы Максаковой», в «Вечере Юлии Рутберг», в «Вечере Александра Олешко» и так далее. Руководители театра организовали также экскурсии по музею-квартире Евгения Вахтангова, по театру, а также встречи с вахтанговцами.

Для младшего поколения театр открывает двери в спектаклях «Кот в сапогах», «Питер Пэн». Актриса Мария Аронова бесподобна в комедийной постановке «Мадемуазели Нитуш», а в главной роли в «Дяде Ване» играет Сергей Маковецкий.

Театр Вахтангова: отзывы

В последнее время много отзывов относятся к постановке «Пристань». Есть как восторженные, так и с оттенком недоумения. Люди приходят посмотреть на таких мэтров сцены, как Юлия Борисова, Владимир Этуш. К сожалению, уже нет сценок по «Темным аллеям» Ивана Бунина, так как скончался главный исполнитель роли Юрий Яковлев. Многие желают привести на спектакль детей, чтобы они увидели легендарных актеров и запомнили их на всю жизнь.

АРТ-КАФЕ

Не так давно в здании Новой Сцены открылась камерная сцена, которая называется АРТ-КАФЕ театр Вахтангова. Адрес этой площадки: Арбатская, дом 24. Помещение представляет собой уютное местечко с эстрадой, в радиусе которой расположены столики для зрителей. Гости этого необычного помещения могут быть полноправными участниками сцены и участвовать в инсценировках. Иногда благодаря стараниям руководителей гости могут побывать в атмосфере прошлых веков, к примеру, очутиться в литературном или театральном салоне девятнадцатого века.

АРТ-КАФЕ приглашает гостей на творческий вечер любимых актеров, на поэтические чтения, любители музыки насладятся игрой оркестра Вахтанговского театра, послушают песни и поэзию в исполнении любимых актеров.

В 25 лет Евгений Вахтангов уже преподавал в театральной студии Станиславского, а спустя два года - поставил свой первый спектакль. Он использовал новейшие режиссерские приемы, экспериментировал с декорациями и сделал зрителей участниками сценического действия. Вахтангов изобрел новое направление театра - фантастический реализм, и Станиславский называл режиссера-новатора «первым плодом нашего обновленного искусства».

«Творить для себя. Наслаждаться для себя»

Евгений Вахтангов родился во Владикавказе. Его отец был табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако еще в детстве Евгений Вахтангов увлекся театром и решил посвятить ему всю жизнь. В гимназические годы он уже играл в любительских постановках: «Женитьба» Николая Гоголя , «Бедность не порок» Александра Островского и «Дети Ванюшина» Сергея Найденова.

Окончив гимназию в 1903 году, Евгений Вахтангов поступил в Московский университет и сразу же - в студенческий театральный кружок. Он ставил спектакли и играл сам - и в Москве, и во время приездов во Владикавказ. Для каждой постановки Вахтангов разрабатывал общий план, тщательно перечислял все предметы, которые должны находиться на сцене, описывал костюмы, грим и походку актеров, даже рассчитывал темп хода занавеса. Образцом театрального искусства для него был Московский Художественный театр . Здесь Евгения Вахтангова вдохновляло все: декорации и актерская игра, звуковые эффекты и технические детали.

В 1909 году Вахтангов решил получить профессиональное театральное образование и поступил на драматические курсы при Московском Художественном театре. Здесь преподавали преимущественно артисты театра: Александр Адашев и Василий Лужский, Николай Александров и Василий Качалов. Они обучали молодых актеров по методикам Константина Станиславского .

Евгений Вахтангов хотел стать режиссером, и Константин Станиславский вскоре стал выделять его из остальных учеников. Он назначил Вахтангова главным помощником по работе с молодыми актерами. Вдохновленный методикой Станиславского, Евгений Вахтангов мечтал создать актерскую студию.

«Хочу образовать Студию, где мы учились бы. Принцип - всего добиваться самим... Проверить систему К. С. [Константина Станиславского] на самих себе. Принять или отвергнуть её. Исправить, дополнить или убрать ложь. Все пришедшие в студию должны любить искусство вообще и сценическое в частности. Радость искать в творчестве. Забыть публику. Творить для себя. Наслаждаться для себя. Сами себе судьи».

Евгений Вахтангов

К этому стремился и сам Станиславский. Поэтому в 1912 году вместе с Леопольдом Сулержицким они открыли Первую студию МХТ, в которой начал преподавать Евгений Вахтангов. Одновременно Вахтангов работал в других московских театральных школах, среди которых особое место занимала Студенческая драматическая студия. Ее создали в 1913 году пять студентов из разных московских университетов. Через год начинающие актеры пригласили Вахтангова в качестве преподавателя и режиссера.

Новаторская студия Евгения Вахтангова

Евгений Вахтангов в молодости. Фотография: vakhtangov.ru

Юрий Завадский. Шарж на Евгения Вахтангова. 1913

Евгений Вахтангов. Фотография: vakhtangov.ru

Сначала собственного помещения у Студенческой драматической студии не было, участники собирались то в комнатах студентов, то в ресторанах, то в пустых кинотеатрах. Репетиции проходили, в основном ночью, так как днем Евгений Вахтангов занимался с 1-й студией МХТ, а студенты - учились и работали.

Свою первую постановку - «Усадьбу Ланиных» - Студенческая студия представила в 1914 году. Премьера спектакля вызвала бурю негодования. Критики язвительно писали о детской беспомощности начинающих актеров, о жалкости театральных декораций, о несостоятельности режиссера Вахтангова. Станиславский же так разозлился на Вахтангова за самодеятельность и провал «Усадьбы Ланиных», что запретил ему преподавать вне стен МХТ и 1-й Студии.

Однако занятия в Студенческой студии не прекратились, а проходили теперь в строжайшей тайне. Для своих учеников Вахтангов нанимал лучших педагогов-новаторов, несмотря на бедность студии.

«Так, по движению у нас был лучший педагог Александрова, родоначальница ритмических этюдов. Евгений Богратионович говорил: «Мне нужно самого лучшего, самого смелого, может быть, новатора в каждой области. Мы так бедны, что должны учиться у лучших». Поэтому, если по постановке голоса самым лучшим был Пятницкий, то давайте Пятницкого. Да, Евгений Богратионович умел узнавать настоящих людей искусства! У него было к ним чутье, и он старался главным образом вырастить педагогов из своих старших учеников».

Актриса Цецилия Мансурова, из «Бесед о Вахтангове» Хрисанфа Херсонского

Постепенно Евгений Вахтангов обрел собственное понимание театра. В спектаклях он стремился подчеркнуть условность происходящего на сцене, поэтому, например, классические театральные костюмы вахтанговцы надевали поверх современной одежды. А чтобы усилить эту идею, артисты надевали их прямо на сцене. В считанные секунды из актеров они перевоплощались в персонажей пьесы. Для декораций использовали обычные бытовые предметы, которые обыгрывались с помощью света и тканевых драпировок.

В 1917 году студенческая студия вышла из «подполья» и стала называться Московской драматической студией Евгения Вахтангова. В этом же году Вахтангов тяжело заболел, однако работать он стал еще больше и усерднее. «Первая студия, вторая студия, моя студия, еврейская студия «Габима», студия Гунст, народный театр, пролеткульт, художественный театр, урок, спектакль ноябрьских торжеств - вот десять учреждений, где меня рвут на части» , - писал Евгений Вахтангов.

Гротескный театр и фантастический реализм

Евгений Вахтангов в роли Тэкльтона в спектакле «Сверчок на печи». 1914 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: wikimedia.org

Евгений Вахтангов в роли Крафта в спектакле «Мысль». 1914 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: wikimedia.org

Евгений Вахтангов в роли Фрезера в спектакле «Потоп». 1915 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: aif.ru

После революции 1917 года авангардному театру Вахтангова стало тяжело находить общий язык с новым зрителем - «первобытным в отношении искусства». Режиссер решил присоединиться к театру Константина Станиславского. В 1920 году студия Вахтангова стала частью Московского Художественного театра, и получила название Третья студия.

Уже через год у Третьей студии МХТ появилось собственное здание театра. В честь открытия артисты дали спектакль «Чудо святого Антония» по одноименной комедии Мориса Метерлинка. Это стало вторым обращением вахтанговцев к этой пьесе, и в этот раз Вахтангов поставил спектакль в традициях гротескного театра. Он писал: «Бытовой театр должен умереть. «Характерные» актеры больше не нужны. Все, имеющие способность к характерности, должны почувствовать трагизм (даже комики) любой характерности и должны научиться выявлять себя гротескно. Гротеск - трагический, комический» .

Поглощенный работой в нескольких студиях, за своим здоровьем Вахтангов почти не следил: одно время занимался гимнастикой йогов и соблюдал диету, но затем нарушил режим: непрерывно курил и засиживался после спектаклей на театральных вечеринках.

Незадолго до смерти Евгений Вахтангов начал работать над постановкой «Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци. Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре - «фантастический реализм». Вахтангов использовал персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, однако сказку сделал очень современной. Актеры прямо на сцене переодевались в костюмы сказочных героев, а параллельно беседовали на злободневные темы.

«Замечательна была моя последняя беседа с Вахтанговым перед генеральной репетицией «Турандот». Он мне сказал, что в этой работе его увлекает специфическое актерское состояние, вот такое: мы с вами сидим в первом ряду и смотрим спектакль, но я тоже играю этот спектакль. И, пока я свободен, я делюсь с вами своими впечатлениями, а потом я говорю: мой выход, сейчас я тебе сыграю. И я выхожу из первого ряда, влезаю на сцену и начинаю играть все - горе и радость, а этот мой приятель мне верит… А потом кончаю, подсаживаюсь к нему и говорю: ну как, хорошо?»

Леонид Волков из книги «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства»

Вернувшись домой после очередной репетиции спектакля «Принцесса Турандот», Вахтангов слег и больше уже не вставал. Премьера состоялась без него, зато на спектакле присутствовал Константин Станиславский. Восхищенный работой своего ученика, Станиславский лично выразил свое признание Вахтангову: «То, что я видел, талантливо, своеобразно и, что самое главное, жизнерадостно! А успех блистательный. Молодежь очень выросла» .

«Принцесса Турандот» стала последней работой Евгения Вахтангова. Он умер 29 мая 1922 года. Похоронили Вахтангова на Новодевичьем кладбище.