Что не относится к базовым эмоциям. Виды чувств и эмоций человека. Техника мышечной разрядки

Базовые или первичные эмоции это 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных. Все о Положительных эмоциях и Отрицательных эмоциях и их видах, а также характеристиках.Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно — мимическими средствами и является субъективным переживанием (т.е. имеет феноменологическую качество).
К фундаментальным эмоциям относятся 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных.

Положительные эмоции :

1. Интерес (любопытство, заинтересованность) — эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний, мотивирует обучение. Интерес — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.

2. Радость — эмоция, при которой мы становимся уверенными в себе, начинаем понимать, что живем не зря, что наша жизнь полна глубокого смысла. Мы чувствуем себя лю бимимы, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности. Радость — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысокой или неопределенной.

3. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление — резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний образ. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования осуждая или резко негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.

5. Вина — интенсивное чувство собственной неправоты отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что ее поступок вступает в противоречие с ее характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина — эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемой и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

Отрицательные эмоции :

1. Горе в своем составе преимущественно эмоцию печали, а главной причиной является потеря (временная — разлука, постоянная — смерть), реальная, мнимая, физическое или психо — логическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе — эмоция, обусловлено комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.

2. Гнев — эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет стенический характер. Гнев может вызвать желание наказать, может способствовать мобилизации сил, породить чувство уверенности в правильности собственных действий.

3. Отвращение — эмоциональное состояние, его вызывают объекты (предметы, люди, обстоятельства и т.д.)., Столкновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) входит в противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, что сочетается с гневом, в личных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, желание избавиться кого-то или чего-то. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет собственные признаки и иначе субъективно переживается.

4. Презрение — это холодная эмоция, поведение, суп — роводжуе эту эмоцию, не вызывает общественного одобрения. Пренебрегая человека, мы чувствуем превосходство над ней. Это больше, чем равнодушие, презрение всегда пресыщено по — чутьем ценности и значимости собственного»Я» по сравнению с» Я» другого человека. Презрение — эмоция, отражает потерю другим человеком или целой группой своей значимости для индивида, переживания последним своей преимущества по сравнению с ними.

5. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник настоящей или воображаемой опасности. Индивид в психологическом состоянии страха, как правило, меняет свое поведение. Страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, стремление избежать неприятной ситуации, иногда парализует ее деятельность. Страх — переживание, обусловленное получением прямой или косвенной информации о реальной или мнимой угрозы, ожидание неудачи при выполнении действия, обусловленной ситуацией, которая возникла. Считается, что страх является одной из сильнейших негативных эмоций. Страх может парализовать человека, и наоборот, — мобилизовать ее энергию.
Некоторые авторы выделяют интеллектуальные эмоции, иногда их называют эмоциями высшего порядка ввиду их непосредственной связи с процессом творчества как уровнем деятельности человека. Важными интеллектуальными эмоциями есть сомнение, уверенность, догадка, удивление, удовольствие и др.. Интеллектуальные эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.


Свою классификацию эмоциональных процессов С.Л. Рубинштейн построил на трех уровнях:
1. Уровень органической эмоциональной чувствительности — связан с органическими потребностями. Это эмоциональная окраска, эмоциональный тон ощущений.
2. Уровень предметных чувств — выраженный в сознательном переживании отношения человека к миру (через отношение к определенному предмету). Сюда относятся интеллектуальные, эстетические, моральные и другие эмоции, которые различают за-висимости от того предметной сферы, к которой адресованы.
3. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств . Это юмор, ирония, чувство трагического, комического, возвышенного и т.д.., Которые могут выступать в качестве более или менее отдельные состояния, но в основном отражают мировоззренческие установки человека.

По функциональному признаку, содержанием которой является оценка смысла различных явлений жизни, выделяются две группы эмоциональных явлений: ведущие и производные .
Ведущие эмоции сигнализируют о смысле предмета определенной потребности. Они предшествуют деятельности и обеспечивают преобразование предмета потребности в мотив. К этому классу относятся биологические, социальные и собственно психологические эмоции.
Производные эмоции возникают уже в процессе деятельности и проявляют отношение индивида к тому, что способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Такие эмоции возникают в конкретных ситуациях и оценивают смысл явлений, обусловленных отношением субъекта к ведущему мотиву текущей деятельности. Это, например, эмоции успеха — неуспеха, сигнализирующие индивиду о степени успешности его деятельности. В свою очередь, производные эмоции делятся на констатируемые , предсказательные и обобщающие .
Констатируемые эмоции «обозначают» успешные или неуспешные попытки индивида достичь цели, предсказательные — функционируют в ситуациях, неоднократно повторяются. Основываясь на констатируемые, они сигнализируют о возможном результате того или иного варианта действия. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущими и стимулируют деятельность при предвидении быстрого успеха или тормозят при предвидении возможных трудностей и неудач.
По структурному признаку эмоциональные явления делятся на: эмоциональный тон ощущений , собственно эмоции , аффекты , настроение , страсти , стресс и фрустрацию .
Эмоциональный тон — простейшая форма эмоций, которая имеет вид смутных ощущений, сопровождающих жизненно важные воздействия вкусового, температурного, болевого и иного характера. Чаще всего это чувство удовлетворения или неудовлетворения, и они оценивают степень благоприятности воздействия на организм тех или иных раздражителей (В. Вундт, М. Грот).
Генетически поздней формой этого вида эмоций является эмоциональный чувственный тон, благодаря которому тот или иной объект может быть приятным, смешным, скучным, нежным и т.п..

В целях обеспечения личной безопасности сотрудник органов внутренних дел должен обладать умениями диагностики агрессивных намерений подозреваемых и проверяемых лиц. Своевременное выявление открытой враждебности в отношении представителя органов внутренних дел позволяет предупредить или локализовать с минимальными негативными последствиями противоправное посягательство.

Известно, что комплекс враждебности по отношению к другому человеку образуют три фундаментальные эмоции: 1) гнев; 2) отвращение; отвращение-возмущение; 3) презрение; презрение-неуважение. Проявляемая враждебность по отношению к требованиям и законным действиям сотрудников органов внутренних дел достаточно часто ведет к агрессивным действиям в виде физического (отталкивание, удары, драки) или психического насилия (оскорбление, угрозы).

В практике органов внутренних дел выработаны определенные приемы визуального обнаружения скрываемого правонарушителями оружия.

Одним из признаков, указывающих на наличие у человека пистолета является асимметричная походка . Суть ее заключается в том, что человек делает более короткий шаг на стороне пистолета, находящегося в кармане или заткнутого за пояс (с правой или левой стороны). Например, пистолет, заткнутый за пояс с правой стороны будет стеснять движения правой ноги, поэтому шаг правой ногой становится уже шага левой ногой. Следует также учесть стесненный взмах руки со стороны пистолета, которая инстинктивно будет ближе к телу, как бы охраняя оружие.

При подъеме по лестнице или в гору пистолет в кармане или за поясом может изменить положение. В связи с этим человек, имеющий оружие, старается быстрым круговым движением руки привести пистолет в исходное состояние. Внимательный наблюдатель может заметить эти действия и сделать вывод о наличии оружия. Замечено, что при беге человек, прячущий пистолет, склонен придерживать оружие рукой.

Когда вооруженного человека останавливает сотрудник органов внутренних дел, то он старается повернуться так, чтобы оружие оказалось подальше от остановившего его сотрудника полиции. Это может проявиться в едва заметном движении бедра или легком повороте. Одновременно рука инстинктивно делает движение туда, где спрятано оружие.

Конечно, не всегда демонстрируемая враждебность перерастает в
непосредственную агрессию против сотрудников органов внутренних
дел. Вместе с тем осторожность и разумная бдительность уместны в
случае любого контакта с проверяемым, подозреваемым или
правонарушителем. При принятии конкретных решений о действиях
сотруднику необходимо учитывать демонстрируемую

правонарушителем триаду эмоций враждебности: гнева - отвращения -презрения.

Промежуточное положение между переживанием эмоций враждебности и агрессивными физическими действиями подозреваемого или правонарушителя занимает речь. Речевые высказывания в ответ на справедливые требования сотрудника могут принимать форму несогласия, отрицания, пререкания, доказывание правоты, неуважения, ругани и оскорблений.

Наблюдения и исследования показывают, что при переживании человеком эмоций враждебности возможны различные поведенческие реакции:

Действия, направленные на приобретение или удержание контроля над собой и ситуацией;

Словесное или физическое нападение на объект эмоций;

Действия против объекта или ситуации, вызывающих эмоции;

Импульсивные и иррациональные действия;

Действия, направленные на оценку отношений;

Действия, направленные на избегание неприятной ситуации;

Высокомерные действия;

Действия, направленные на сокрытие мыслей и чувств;

Действия, направленные на сдерживание эмоций и чувств.

В процессе контакта необходимо обращать внимание на реакции подозреваемых или правонарушителей, несущих в себе угрозу прямого нападения на работников органов внутренних дел:

а) сокращение пространственной дистанции подозреваемым
(правонарушителем) между ним и сотрудником полиции;

б) высказывание угроз и оскорблений;

в) сжимание и разжимание кистей рук, что свидетельствует о крайнем
раздражении;

г) сжимание пальцев в кулак;

д) периодические удары себя кулаком в грудь, обычно характеризующие
высокий уровень нервного возбуждения;

е) принятие поз агрессивности (упереться кулаком в бок или выставить
кулак вперед или угрожать кулаком);

ж) откинутость корпуса назад, свидетельствующая о пренебрежении к
сотруднику полиции;

з) постукивание ногой, что является признаком нервозности;

и) принятие оборонительной позы (руки, скрещенные на груди) или агрессивной позы (борцовская или боксерская стойка).

Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Другая общая черта эмоций – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека и поэтому могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов.

Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния.

Во многих ситуациях, помимо удовольствия и неудовольствия, возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другими проявлениями эмоциональных процессов являются возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной.



Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции.

^ Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

^ Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентности (двойственности) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства – это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

Чувства – еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.

Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение – самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение.

35.Чувства:понятия,функции, виды.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Чувства выполняют две функции : сигнальную и регулирующую.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты).

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления – тончайший инструмент общения.

Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Накапливая жизненный опыт, человек очень искусно научается управлять своими переживаниями и проявлениями.

Различают следующие чувства : моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические.

Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств моральным чувствам принадлежит особое место.

Моральные, или нравственные, чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека.

Моральные чувства порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения.

Первая особенность моральных чувств – их социальный характер, социальная значимость. Вторая особенность – сложность и многогранность их проявлений.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называются интеллектуальными чувствами.

Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму глубоких переживаний. Нахождение существенных признаков явления и причин, его порождающих, установление закономерностей протекания этого явления всегда сопряжено с особым чувством радости открытия, иногда перерастающим в чувство глубочайшего удовлетворения. Переживание успехов познавательной деятельности побуждает к дальнейшим усилиям мысли. Неудачи при решении познавательных задач вызывают не менее острые переживания. Радости и муки научного познания – это эмоциональная характеристика познавательной деятельности.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает. Эстетические чувства возникают не только при восприятии прекрасного. Морально прекрасное также вызывает эстетические чувства.

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций :
радость,
печаль,
гнев,
отвращение,
презрение,
страх,
стыд/смущение,
вина,
удивление,
интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.

Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

В конце статьи на сайте сделана ремарка:

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой - как фундаментального личностного процесса.

Интересно услышать мысли и мнения по поводу системы Изарда, в частности, про вину и стыд. :\"> =((

Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов. Эти психологи в большинстве своем считают, что человек конструирует эмоции из своего жизненного опыта, что эмоции являются продуктом культуры, социализации и обучения. По их мнению, человек «конструирует» эмоции в необходимом количестве в зависимости от нужд ситуации и собственных способностей. Изард считал, что о «конструировании» и об участии в этом процессе перцептивно-когнитивных процессов можно говорить только в контексте рассмотрения аффективно-когнитивных структур.

Критерии, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

  • 1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  • 2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  • 3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  • 4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  • 5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость). Что касается эмоции вины, то ее обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения. Вопрос о разграничении эмоций стыда, застенчивости и вины и возможности их отнесения к фундаментальным эмоциям представляет особую проблему. Эмоции стыда, застенчивости и вины являются базовыми, неотъемлемыми элементами человеческой натуры. Исследователи выделяют и ряд других характеристик, которые необходимо учитывать при решении вопроса об универсальности той или иной эмоции. Эти характеристики дополняют вышеназванные критерии, но ни в коем случае не заменяют и не отменяют их. В частности, некоторые исследователи указывают на то, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение. Или, говоря другими словами, при внимательном наблюдении можно увидеть сходство в экспрессивной мимике человека и других приматов. Есть мнение, что в пользу фундаментальности эмоции свидетельствуют такие формы эмоционального выражения, которые включают в себя отчетливые изменения тона голоса (частоты колебания голосовых связок) или иные индивидуальные акустические характеристики. Некоторые психологи считают, что каждая эмоция имеет специфическое звуковое выражение. Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от 1-2 до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше трети секунды или больше 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию. Если мимическое выражение длится несколько минут, оно может вызвать спазмы лицевой мускулатуры. Временной аспект эмоциональных проявлений имеет свои характеристики. Любая мимическая реакция имеет латентный период (интервал времени от момента стимуляции до начала видимых проявлений реакции), период развертывания (от конца латентного периода до достижения максимального уровня проявления), период кульминации (во время которого эмоциональное проявление поддерживается на максимальном уровне) и период спада (от кульминации до полного угасания). Данные многочисленных исследований указывают на то, что, оценив одну или несколько временных характеристик, можно отличить искреннюю эмоцию от фальшивой, наигранной эмоции, поскольку эти характеристики варьируются в зависимости от ряда условий, таких как сила стимула, его стрессовое значение для индивида, актуальность тех или иных драйвов (голод, усталость и т.п.) и биологическая предрасположенность. Следует учитывать индивидуальные различия в уровне эмоциональных порогов, а также иметь в виду, что голод или усталость изменяют индивидуальный порог той или иной эмоции. Так, например, голодного человека разозлить легче, чем сытого. Причины возникновения базовой эмоции, как правило, универсальны. Угроза реальной опасности вызывает страх у представителей самых разных культур. Однако что для японца хорошо - например, он будет гордиться сырой рыбой на обеденном столе, то для европейца, не знакомого с японскими обычаями и кухней, послужит источником совсем других эмоций. Эмоциональные проявления имеют и некоторые другие характеристики, которые, однако, не имеют определяющего значения для отнесения эмоции в разряд базовых. К разряду таких характеристик относится интенсивность. Основываясь на интенсивности эмоционального проявления, можно судить об интенсивности переживания. Другой характеристикой эмоциональных проявлений является их контролируемость. В процессе социализации человек обучается сдерживать, подавлять некоторые формы эмоционального реагирования. Разумеется, при определенных условиях, например в случае внезапной угрозы, большой опасности, бывает крайне трудно сдержать или подавить соответствующую эмоциональную реакцию. Впрочем, независимо от обстоятельств, есть такие эмоциональные проявления, которые почти не поддаются контролю.

К. Изард выделяет 10 фундаментальных (базовых) эмоций:

  • 1. Радость
  • 2. Удивление
  • 3. Печаль
  • 4. Гнев
  • 5. Отвращение
  • 6. Презрение
  • 7. Страх
  • 8. Стыд
  • 9. Интерес
  • 10. Вина

Все остальные эмоциональные состояния, по версии К.Изарда, являются производными или составными.

Радость - это приятное, желанное, позитивное чувство выхода за пределы собственного «Я» и обыденной реальности. Её надо отличать от чувства удовольствия, которое вызывается сенсорными ощущениями: тактильными, вкусовыми, зрительными, обонятельными.

Радость имеет в основном социальную природу и вызывается социальными причинами.

Эмоция радости вступает во взаимодействие с другими эмоциями, с перцептивно-когнитивными процессами и с поведением. Переживание радости может вызывать определенные действия, но оно также порождает открытость и рецептивность восприятия, пробуждает интуицию и творческие способности.

Индивидуальные различия в порогах радости порождают разнообразие жизненных стилей. Для некоторых людей возбуждение и радость находятся в конфликте между собой, когда они сравнивают преимущества спокойствия, с одной стороны, и энергичного стремления к цели - с другой. Радость имеет мимические и соматические выражения.

Удивление - это позитивное чувство, сопровождается переживанием удовольствия. Весьма кратковременное состояние, оно наступает внезапно и так же быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. В каком-то смысле удивление не является эмоцией в истинном значении этого слова, оно во многом отлично от базовых эмоций.

Основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации.

Печаль обычно относят к негативным переживаниям, однако нужно отметить, что это очень специфическая эмоция.

Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Прототипической ситуацией печали является акт рождения, физическое отделение ребенка от матери. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной причиной печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним.

Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Хотя эмоция печали может оказывать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Гнев - одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Большинство причин, вызывающих эмоцию гнева, подпадают под определение фрустрации. Боль и пролонгированная печаль могут выступать как естественные (врожденные) активаторы гнева.

Мимическая реакция гнева предполагает нахмуривание бровей и оскаливание зубов либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию и в жизни современного человека. Кроме того, умеренный, контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

Отвращение - эмоция отвращения, представляющая собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания.

Функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Само мимическое выражение отвращения в своей прототипической форме выступает как инструментальная реакция отказа, так как проявляется в выведении неприятных на вкус объектов из полости рта.

Выражение отвращения опосредуется самой древней в филогенетическом плане частью центральной нервной системы - стволом мозга. Оно наблюдается даже у людей, страдающих дисфункцией больших полушарий мозга. По мере взросления мы научаемся испытывать отвращение к самым разнообразным объектам, включая идеи и даже собственное «Я».

В одной из теорий отвращение рассматривается исключительно как «пищевая» эмоция, которая может быть активирована только представлением о зараженности или ядовитости пищи. Такой подход жестко связывает переживание отвращения с когнитивными способностями (способностью понять саму идею «зараженности»), которые развиваются у индивида не раньше семилетнего возраста.

Презрение - эмоция связана с чувством превосходства. Трудно говорить о достоинствах или о позитивном значении данной эмоции. Можем лишь предполагать, что в эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Даже в наше время солдатам в армии внушают презрение к потенциальному врагу, сознательно дегуманизируя его образ, вероятно, для того чтобы солдаты, преисполнившись чувства собственного превосходства, проявляли больше храбрости в бою и с легкостью уничтожали врага. Возможно, презрение является адекватным чувством тогда, когда оно направлено против таких уродливых социальных явлений, как опустошение природных запасов, загрязнение окружающей среды, угнетение, дискриминация, преступность.

Страх - это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. К таким «естественным сигналам» опасности относятся боль, одиночество и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек научается бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Большинство условных активаторов страха, так или иначе, связаны с естественными сигналами опасности. Если родители постоянно реагируют на определенные стимулы страхом.

Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх вызывает эффект «туннельного восприятия» и существенно сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несет в себе и адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления «Я», может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

Переживая стыд , человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем. Стыдливый румянец зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. На психологическом уровне активация стыда обычно вызвана столкновением с ситуацией, обстоятельства которой выставляют на всеобще обозрение «ущербность» личности или некоторых аспектов «Я» и привлекают к ним внимание. Любое событие, спровоцировавшее чувство неуместной откровенности, может послужить источником стыда.

Эмоция интереса рассматривается как одна из врожденных базовых эмоций и как доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека. Считается, что в обычном состоянии сознания человек постоянно переживает какую-либо эмоцию и что чаще всего его перцептивно-когнитивная деятельность и поведение направляются эмоцией интереса. Исключение составляют те случаи, когда в сознании доминирует неудовлетворенная потребность или негативная эмоция. психологический эмоция изард личность

На нейронном уровне активация эмоции интереса связана с повышением нейронной активности. На уровне сознания главными активаторами интереса являются изменения в стимуляции и новизна стимуляции. Фактор новизны может быть связан как с внешней стимуляцией, так и с внутренней - с процессами воображения, памяти и мышления. Эмоция интереса характеризуется вполне определенными поведенческими проявлениями. Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости.

На физиологическом уровне эмоция интереса часто сопровождается брадикардией (снижением частоты сердечных сокращений). Результаты некоторых исследований указывают на то, что при эмоции интереса более активным является левое полушарие мозга.

Вина , в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Существование неких фундаментальных, присущих каждому человеку, источников вины неоспоримо, однако совесть как психический феномен представляет собой скорее комплекс аффективно-когнитивных структур, формирующихся под воздействием родительских требований и предписаний разнообразных социальных институтов. Аффективно-когнитивные структуры совести становятся мотивом и регулятором нравственного поведения. Главной предпосылкой развития личной и социальной ответственности является вина, но проявления альтруизма, существенного компонента социальной ответственности, как правило, сопровождаются переживанием положительных эмоций, и именно они становятся основной движущей силой высшей формы поведения - поведения этического, или нравственного.

Стыд и вина часто идут рука об руку. Вина - важнейший фактор воспитания социальной ответственности, она становится непреодолимым барьером на пути немотивированной сексуальной и враждебной агрессии. Развитие вины и становление совести - важнейшие этапы психологического созревания личности.Чрезмерная склонность к самообвинениям или, наоборот, недостатки развития совести могут привести к дезадаптации или даже к психопатологии.