Купалы. Белорусский театр им. Я.Купалы Национальный театр имени янки купалы

ул. Энгельса, 7

Снимок 1956 года. Фото Иванова Н.А.

Образованный вельможа, поклонник высокого искусства минский губернский князь Трубецкой поставил перед городской Думой вопрос о сооружении нового театра, так как старый, на Соборной площади, сгорел в 1884 г. 18 августа 1887 г. Дума единогласно постановила избрать строительную комиссию с возложением на нее обязанностей по сбору средств.

Дума от имени жителей города выразила князю Трубецкому глубокую признательность за его «попечение о нуждах и преуспеянии города, прося вместе с тем его ходатайства о воспомоществовании от казны на устройство театра». К началу постройки было собрано 25 тысяч рублей.

26 июня 1888 г. в три часа дня к месту закладки здания будущего театра прибыли великий князь Владимир Александрович с супругой — великой княгиней Марией Павловной. Для них был сооружен с большим вкусом открытый павильон. Протоиерей Екатерининского собора Никанор Смолич совершил молебен, и их императорские высочества опустили несколько золотых монет на месте закладки и положили на них по кирпичу. «Так было положено основание лучшему в настоящее время по красоте и изяществу зданию в городе — минскому городскому театру», — говорится в «Памятной книжке Минской губернии на 1910 г.», изданной годом раньше Минским Губернским Статистическим Комитетом.

Здание театра было построено в 1890 г. по проекту архитекторов К. Введенского и К. Козловского. В проекте были использованы все технические достижения того времени. Здание определило композицию Александровского сквера. Главный фасад театра выходит на площадь, образованную пересечением улиц К. Маркса (Подгорная) и Ф. Энгельса (Петропавловская).

Сцена имела глубину 10,6 м, ширину 14,9 м, высоту 17,0 м. Зрительный зал подковообразной формы, в три яруса поначалу вмещал 550 мест, затем их стало 700. Партер и ложи первого яруса предназначались для более состоятельной публики, балкон — для беднейших. Интерьер украшали лепка, росписи на стенах, портреты Михаила Глинки, Александра Пушкина, Николая Гоголя, Александра Островского. Портал сцены был украшен лепным гербом Минской губернии.

Открылся Минский городской театр 17 (5 по старому) июня 1890 г. любительским спектаклем А. Фелье «Сфинкс». Первый театральный сезон открылся 9 сентября 1890 г. спектаклем «Злоба дня» Н. Потехина. В здании театра выступали оперные, драматические и опереточные труппы, Парижский театр под руководством М. Метерлинка, «Итальянская опера» Ф. Костелана.


Так выглядело здание театра в конце ХIХ века

В здании театра в 1917 г. проходил Первый съезд военных и рабочих депутатов армий и тыла Западного фронта, Первый съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний.


Делегаты Первого съезда депутатов армий и тыла Западного фронта возле здания Минского городского театра, 1917 г.

3 февраля 1919 г здесь состоялся Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял 1-ю Конституцию БССР.

С 1920 г. здесь находится театр им. Янки Купалы.


Театр. Фото 1957-58 гг. Копия с открытки. Представлено П. Ростовцевым.

С 1922 г до начала 1930-х перед зданием театра находился памятник Карлу Марксу, который был снесен во время прокладки трамвайных путей.

В 1956-58 гг. строение было реконструировано (архитектор А. Духан).


Здание театра в 2010 г. 20.07.2010 г. Фото Воложинского В.Г. Реконструкция театра. 3 ноября 2011 г. Фото Воложинского В.Г.
Так театр выглядит сегодня. 06.07.2013. Фото Воложинского В.Г.

Национальный академический театр имени Янки Купалы станет гостем Московского Художественного театра в 2015 году. Об этом на пресс-конференции в Минске сообщила первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

Сегодня белорусская сцена принимает гостей - на сцене Купаловского театра 27 и 28 октября будет показан спектакль «Дом» Московского Художественного театра. Проект будет иметь продолжение, и вскоре коллектив Купаловского театра определится, какую постановку он представит на суд москвичей.

Художественный руководитель Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Пинигин выразил надежду, что обменные проекты станут постоянными. «Минск не избалован хорошими спектаклями, хорошими театрами. Такие обмены обязательно нужно организовывать», - считает он.

Говоря о сотрудничестве в театральной сфере, Ирина Дрига отметила, что российские театры, как столичные, так и региональные, являются постоянными участниками белорусских фестивалей. «Выступления российских коллективов - всегда интересный творческий опыт для сотрудничества, для дальнейших контактов», - уверена первый замминистра.

Белорусские коллективы также выступают на подмостках театров России. Национальный академический театр имени Янки Купалы выезжал на гастроли в Томск, в каком-то смысле на свою историческую родину, выступал на сцене ТЮЗа, где театр работал, находясь в оккупации в годы Великой Отечественной войны. Российская публика с восторгом приняла белорусские спектакли, актеры получили приглашение приехать снова. Белорусские коллективы также участвуют в российских фестивалях.

Как отметила Ирина Дрига, сотрудничество Беларуси и России происходит на постоянной основе. Она напомнила, что в 2009 году прошел Год культуры России в Беларуси, а в 2010-м - Год культуры Беларуси в России. Практикуются обменные творческие акции, такие как Дни культуры Москвы, Дни культуры Санкт-Петербурга в Беларуси, и наоборот. Новая форма сотрудничества - Дни духовной культуры России в Беларуси. В этих мероприятиях принимали участие театральные, музыкальные коллективы, деятели искусств, художники. Взаимодействие происходит и на уровне организаций.

Заместитель министра культуры Российской Федерации Елена Миловзорова добавила, что объявление в России нынешнего года Годом культуры стало импульсом к дальнейшему развитию отношений в области культуры, в том числе с Беларусью. Это планка, которую уже нет права снижать, считает она. Ведущие федеральные театры представили зрителям в регионах свои лучшие постановки. Показ спектакля «Дом» МХТ в Минске, одного из лучших спектаклей, - это тоже знаковое событие.

По ее словам, результаты переговоров по дальнейшим совместным планам Беларуси и России найдут отражение в межведомственном соглашении. Планируется организация гастролей театров, музыкальных коллективов, а также проекты в области музейной деятельности. В частности, речь идет об организации передвижных выставок российских музеев.


Ящик с костюмами.


В гримерной еще ​​видны следы недавнего переезда.



Актер Николай Кучиц гримируется в Харитона Куторгу.





Мастера по звуку и свету готовятся к спектаклю.










Сцена из спектакля «Пинская шляхта».

«Наша Нива» посетила недавно открытый после реконструкции Национальный академический театр имени Янки Купалы. В ходе реконструкции фасаду здания был возвращен облик начала XX века. Редактор по связям с общественностью театра Вероника Молокова провела для «НН» экскурсию по новому зданию.

«Нам до сих пор непросто ориентироваться в театре, - смеется Молокова. - В первые дни вообще было очень тяжело».

Общая площадь помещений Купаловского увеличилась в два раза, теперь же единственной проблемой для сотрудников остается невозможность попасть из одной части здания в другую напрямую - только через первый этаж.

Первое место куда мы попадаем - бывшее служебное помещение, превращенное в место для отдыха зрителей. Здесь все выдержано в стиле дореволюционного театра. Единственное, что выбивается из общего стиля, - плазменными телевизор.

«Весь театр оформлен в синих и серых тонах, - объясняет Вероника Молокова. - Таким он был изначально. Архитекторы проводили анализ стен и обнаружили остатки этой краски».

Зал Купаловского выглядит совсем непривычно - вместо рядов узких кресел появились основательные синие кресла с подлокотниками. Бельэтаж разделен на ложи по четыре места, чего раньше не было.

Мест в зале стало значительно меньше: вместо 500 их осталось 340. Самые дешевые из них на балконе, но нужно помнить, что с первого кресла последнего ряда балкона сцены не видно совсем. По словам купаловцев, «коробка зала» восстановлена именно в первоначальном виде.

Чем «купаловцы» действительно гордятся, так это техническим оборудованием сцены, где сейчас есть электрические лебедки и люки-провалы, радиоуправляемые подвижные элементы, которые можно перемещать по сцене: раньше все это приходилось делать вручную.

«Вся техника сделано в Германии, США, Австрии, - объясняет Молокова. - Полная установка всего оборудования займет еще некоторое время. Здесь пока прошли только три спектакля, затем был перерыв, - объясняет Молокова. - Многое нужно дорабатывать».

Еще один немаловажный вопрос - цены билетов на спектакли в новом здании заметно отличаются от цен на других площадках. Попасть на спектакль «купаловцев» во Дворец профсоюзов можно и за 30 000 рублей. А вот в обновленном здании самые дешевые билеты стоят по 70 тысяч. Связано ли это с приказом поставить театр на самофинансирование?

«И это, конечно же, тоже, - объясняют в бухгалтерии. - Отчасти эти деньги идут на оплату всех этих новшеств, на обслуживание нового здания. Если мы будем заниматься только театральной деятельностью, то без помощи государства не выживем». В Купаловском, кстати, работает несколько дополнительных предприятий, например, кафе и ателье.

В целом театр оставляет приятное ощущение - его нынешний дизайн напоминает старые московские площадки. Изменилась, кстати и галерея фотографий в фойе - теперь там висят фото не только действующих актеров, но и музыкантов оркестра.

Вскоре у служебного входа должен открыться ресторан для актеров и посетителей.

Нацыянальны акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы - старейший театр в Белоруссии. Создан в Минске в 1920 году, под названием Белорусский государственный театр (с 1926 ‒ Белорусский 1-й государственный драматический театр).

В его состав вошли актёры, работавшие в «Первом товариществе белорусской драмы и комедии», в полупрофессиональных и любительских коллективах. В 1921‒31 театром руководил Е. А. Мирович, воспитавший поколение мастеров национальной сцены.

Первые спектакли создавались с опорой на белорусский фольклор и произведения белорусских авторов. Но с приходом Евстигнея Мировича в 1921 году театр начинает выходить за привычные репертуарные рамки: теперь ставятся пьесы не только отечественных, но и зарубежных драматургов.

1940 театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 ему присвоено имя Я. Купалы, в 1955 ‒ звание академического театра. В театре работали: В. И. Владомирский, О. В. Галина, Г. П. Глебов, Г. Ю. Григонис, Ф. П. и И. Ф. Жданович, В. Н. Крылович, Л. М. Литвинов, Б. В. Платонов, К. Н. Санников, Б. В. Эрин. В труппе (1970): народные артисты СССР П. С. Молчанов, Л. Г. Рахленко, Л. И. Ржецкая, 3. Ф. Стомма; народные артисты БССР М. С. Белинская, С. С. Бирилло, 3. И. Броварская, В. И. Дедюшко, Н. Н. Еременко, Р. Н. Кошельникова, Г. К. Макарова, В. Н. Полло, С. М. Станюта, В. П. Тарасов, И. Б.Шатилло. Главный режиссёр‒заслуженный деятель искусств РСФСР Т. А. Кондрашов, главный художник ‒ заслуженный деятель искусств БССР А. Б. Григорьянц.

Настоящий подъем театр переживает в 60-е годы двадцатого века. Эти годы открывают новый этап в его творческой судьбе - современный. Постановки В. Раевского, Б. Луценко вносят в театр дух новизны и свободы. Под руководством Валерия Раевского - в 1973 году он становится главным режиссером - театр имени Янки Купалы становится более раскрепощенным в плане свободного выражения чувств и мыслей на сценической площадке. Раевский сумел найти ту золотую середину между раскрепощенностью, новаторством, экспериментом, с одной стороны, и классической традицией -- с другой, которая сделала Купаловский театр по-настоящему уникальным.

В 1969 году произошло событие, которое произвело резонанс не только в театральной, но и в общественной жизни. Речь идет о спектакле "Что тот солдат, что этот", поставленный Раевским по пьесе Брехта. Конечно, в театре ставили и Шекспира, и Брехта, и других зарубежных драматургов, но совершенно особое место занимали - и занимают - спектакли по произведениям белорусских авторов: "Трибунал" А. Макаёнка, "Врата бессмертия" К. Крапивы, "Человек из легенды" Е. Шабана, "Последний шанс" В. Быкова, "Мудромер" Н. Матуковского и другие.

Янки Купалы существует уже более сотни лет. На сегодняшний день основу репертуара составляют классические пьесы. Изначально в театре ставились спектакли не только драматические, но также и оперы, и балеты.

История

Один из самых популярных в Белоруссии - национальный академический театр имени Янки Купалы. История его началась в 1888 г. В этом году, 26 июня, было торжественно начато строительство здания театра. Авторами проекта были архитекторы К. Козловский и К. Введенский. Открытие театра состоялось в 1890 году. Первый спектакль, поставленный по пьесе Я. Купалы, - «Павлинка». Состоялось это событие в 1917 г. Данная постановка является визитной карточкой театра. Она входит в репертуар по сей день. Своя труппа сформировалась в 1920 г. Именно этот год принято считать датой, когда был основан национальный академический театр имени Янки Купалы. Руководил первой труппой Флориан Жданович. Работали в ней талантливейшие актёры. До 1927 года в труппу входили не только драматические артисты, но также и балет, хор и оркестр. В году 1933 был открыт оперный театр. Музыканты, хористы и танцовщики были переведены туда.

В годы войны театр был эвакуирован в Томск. Там артисты находились вплоть до Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Вскоре театр получил имя Янки Купалы, а в 1955 г. был удостоен звания академического.

В 60-е годы в репертуаре появились новые спектакли, созданные молодыми постановщиками.

С 1973 по 2009 год пост главного режиссёра занимал Валерий Раевский.

За большой вклад в развитие белорусской культуры, за высокие достижения в области искусства театр получил статус национального в 1993 году.

С 2009 г. должность художественного руководителя труппы занимает Николай Пинигин.

В 2013 году завершилась масштабная реконструкция здания театра. Ему был возвращён внешний вид 1890 года.

Спектакли

Следующий репертуар своим зрителям предлагает Национальный академический театр имени Янки Купалы. Большая сцена:

  • «Ужин с придурком».
  • «Офис».
  • «Симон-музыкант».
  • Translations.
  • «Не мой».
  • «Чайка».
  • «Люди на болоте».
  • «Чёрная панна Несвижа».
  • «Свадьба».
  • «Ночь на Рождество».
  • «Пинская знать».
  • «Ноябрь. Андерсен».
  • «Вечер».
  • «Дон Жуан».
  • «Павлинка».
  • «Похищение Европы».
  • «Хам».
  • «Местечковое кабаре».
  • «Вторая мировая».
  • «Пан Тадеуш».

Малая сцена:

  • «ГендэльБах».
  • «Антигона».
  • «Старомодная комедия».
  • «Шабаны».
  • «Одинокий Запад».

Труппа

Национальный академический театр им. Янки Купалы - это прежде всего замечательные артисты, которые отдают всю душу любимому делу.

Актёрская труппа:


Художественный руководитель

Николай Пинигин занимает этот пост с 2009 года. В 1979 году он окончил театрально-художественный институт в Белоруссии, отделение «Режиссёр телевидения». Начинал свою карьеру Николай Пинигин на телевидении. Проработал он там недолго. В 1980 году он перешёл в Русский драмтеатр имени Максима Горького, где несколько лет прослужил актёром. Потом была режиссёрская стажировка в Малом театре Москвы. В Национальный академический театр имени Янки Купалы Н. Пинигин пришёл в 1985 году. Сначала он был режиссёром, а через двадцать с лишним лет стал художественным руководителем. Николай Пинигин является лауреатом Государственной премии Беларуси. На сегодняшний день он поставил уже более пятидесяти спектаклей в разных театрах Беларуси, а также России.

Правила посещения

Национальный академический театр имени Янки Купалы просит зрителей в обязательном порядке соблюдать следующие правила:

  • Входить можно только при наличии билета на спектакль.
  • На данном пропускном документе не должно быть никаких исправлений, иначе он будет считаться недействительным.
  • Приобретать билет следует только в кассе театра либо у уполномоченного лица.
  • Зритель с фальшивым пропускным документом на спектакль не допускается, возврат денежных средств ему не осуществляется.
  • Одежда должна быть демократичная, опрятная, чистая. В зал не допускаются зрители в спортивной, грязной или мятой одежде, мужчины в шортах, женщины в купальниках.
  • Из театра удаляются посетители, которые оскорбляют работников и окружающих, нецензурно выражаются, создают беспорядки, занимают чужие места, имеют при себе любое оружие, а также его имитацию, пропагандируют войну и терроризм.
  • Нельзя входить в зрительный зал с животными, большими сумками, продуктами питания и напитками.
  • Запрещается снимать спектакль на фото или видео.

Где находится и как добраться

У тех, кто впервые собирается на спектакль, возникает вопрос: где находится национальный академический театр имени Янки Купалы? Адрес его: улица Энгельса, дом 7. Добраться до него лучше всего на метро. Самые близкие к театру станции - «Купаловская» и «Октябрьская».