Линия и ее выразительные возможности изо 6. Урок-беседа с применением икт "линия и ее выразительные возможности". Вместе с этим также читают







Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией - росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией - росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.


В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их и вовсе нет. В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их и вовсе нет. В то же время мы их видим. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет.





Выразительность линии Только писать буквы мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии. Только писать буквы мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.








ЗАДАНИЕ 1 Напишите на белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!» Напишите на белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!» Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека. Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека.














При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке, получались разными. При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке, получались разными. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства.




ЗАДАНИЕ 2 При этом не рисуйте никаких предметов, ничего конкретного. При этом не рисуйте никаких предметов, ничего конкретного. Рисуйте только линии, росчерки, штрихи, и рисуйте быстро, не задумываясь. Рисуйте только линии, росчерки, штрихи, и рисуйте быстро, не задумываясь.










ЗАДАНИЕ 4 Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре вам некогда их разглядывать Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре вам некогда их разглядывать







В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для выражения настроения линии то сгущались, то разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место, делая паузу. В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для выражения настроения линии то сгущались, то разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место, делая паузу.






  • Линию в художественном произведении можно сравнить с музыкальными звуками, и звучать они должны разнообразно и красочно. Только в этом случае рисунок становится живым и трепетным.


Линия - одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики.

П. П. Чистяков, известный педагог в области изобразительного искусства XIX века, требовал «рисовать не изгибы линий, а формы, которые они образуют между собой».






Рисунки Нади Рушевой. Родилась Надя 31 января 1952 года. Скончалась в 17 лет, оставив после себя 10 тысяч работ (100 папок по сто листов). Рисовать начала в очень раннем возрасте. Известность пришла в 12 лет.






КРАСА́УСКАС (Krasauskas) Стасис (1929-77), литовский график, народный художник Литвы (1977). Станковым гравюрам и иллюстрациям свойственны поэтичность, метафорический образный строй, экспрессия белой линии на черном фоне

Стасис Красаускас. "Юность". Линогравюра. 1961


В 1949 году широкую известность приобретает плакат П.Пикассо для Всемирного конгресса сторонников мира. Растиражированный, пожалуй в больших объемах, чем все репродукции картин художника , « Голубь мира» для многих является основной визитной карточкой художника







Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией - росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией - росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.


В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их и вовсе нет. В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их и вовсе нет. В то же время мы их видим. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет.





Выразительность линии Только писать буквы мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии. Только писать буквы мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.








ЗАДАНИЕ 1 Напишите на белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!» Напишите на белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!» Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека. Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека.














При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке, получались разными. При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке, получались разными. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства.




ЗАДАНИЕ 2 При этом не рисуйте никаких предметов, ничего конкретного. При этом не рисуйте никаких предметов, ничего конкретного. Рисуйте только линии, росчерки, штрихи, и рисуйте быстро, не задумываясь. Рисуйте только линии, росчерки, штрихи, и рисуйте быстро, не задумываясь.










ЗАДАНИЕ 4 Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре вам некогда их разглядывать Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре вам некогда их разглядывать







В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для выражения настроения линии то сгущались, то разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место, делая паузу. В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для выражения настроения линии то сгущались, то разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место, делая паузу.






Филиал МОУ Белоярская СОШ, Летниковская ООШ

Преподаватель изобразительного искусства - Клименко М.В.

Открытый урок по изобразительному искусству


Тема: «Её величество линия»

Линия и её выразительные возможности.


Цель: знакомство с ролью линии в изображении и её выразительными возможностями.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Познакомить с понятием «линия».

2. Познакомить с выразительными возможностями линии в изображении.

3. Формировать умение находить красоту, гармонию в природе.

4.Формировать опыт творческого общения через коллективную деятельность.

Развивающие:

1. Развивать композиционные навыки.

2. Развивать наблюдательность.

3. Развивать творческую фантазию.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к искусству.

2. Воспитывать художественный вкус.

3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

4. Способствовать сбережению и укреплению здоровья учащихся.

Вид урока: Урок-сказка.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический, диалогический.

Оборудование: мультимедийная презентация, различные художественные материалы, рисунки педагога, лист бумаги для коллективной работы, бумага цветные карандаши, фломастеры, маркеры, краски, гелиевые ручки и т.д.


Ход урока

I. Организационный момент.Приветствие класса, знакомство с ребятами.
II. Сообщение темы урока. Дорогие мои дети, Много есть чудес на свете Три приятеля больших – Точка, линия и штрих! Штрих – от линии кусочек, Точка – маленький кружочек, Ну а линия большая, И прямая, и кривая, Может в шарик превращаться И в зигзаги изгибаться, Может сеточки плести, Ведь она всегда в пути.

Учитель читает стихотворение, одновременно на доске или листе бумаги рисуя линии мелом, кистью, фломастером .

Угадали, кто герой нашего урока? Правильно – Её величество линия.

III. Актуальность знаний.

Вспомните, какие бывают линии. Назовите, где мы в жизни можем увидеть различные линии? (Слова учителя и ответы учащихся могут сопровождаться демонстрацией слайдов)

IV. Изложение нового материала.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии разные по своему характеру.

Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения

Язык линий понятен людям всей земли. Линии окружают нас повсюду. Это линия горизонта, дороги, стволов деревьев, мостика, берега реки, облаков… Овладев выразительными возможностями линии, вы сможете на рисунке показать практически все. Блеск молний, туман, ветер, чудеса сказки и мечту человека. В этом смысле изобразительное искусство близко к литературе, которая рассказывает, но не показывает. А рисунок может показать!

Подумаешь, какие-то линии, черточки, закорючки, скажете вы. Ан нет. Я вам покажу и расскажу сказку. О чем? Увидите.

(Презентация, слайды природы, лес)

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ


В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была прямая и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где-то пригибалась до земли от всей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по- разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно боролась она на Деревья-Характеры… Иные ломал или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не смогла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Учитель . Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

V. Выполнение творческого задания.

Учитель. Ребята, вам понравилась сказка? О чем она? Почему она называется «Сказка о Деревьях-Характерах?».

Дети. Двух одинаковых деревьев в мире нет, у каждого есть свои особенности. Так же и люди – все они разные.

Как вы думаете, было бы интересно на сете жить, если бы все люди и деревья были бы одинаковые?

Учитель. Какие средства выразительности помогли показать характер деревьев?

Дети отвечают, анализируя цвет, форму деревьев, направления и толщину

линий.

Учитель. Нам все это помогла увидеть ее величество линия.

А сейчас ребята давайте немного отдохнем, проведем с вами н физьминутку.

Физминутка

Мы глазами поколдуем

Круг огромный нарисуем.

Нарисуем мы окно

И большущее бревно

Нарисуем лифты бег.

Глазками вниз, глазками вверх

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгалали

Вмиг гирлянды засверкали

Смотрим прямо и вперед –

Это мчится самолет…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули.

VI. Практическая работа.

Учитель. Я предлагаю вам создать свой Волшебный лес. Хотите? Каждый, выполняя индивидуальный рисунок, постарается выразить свой характер в виде дерева. Сами выбирайте художественный материал (краски, фломастеры, маркеры и т.д.) В конце урока все рисунки соединим. Помните, что от каждого из вас будет зависеть, каким будет Волшебный лес. А поможет нам в этом и музыка тоже. (Включает аудиозапись, дети работают).

VII. Итог урока.

Учитель монтирует вместе с учениками детские рисунки на общий фон.

Учитель. Обратите внимание: в нашем лесу нет ни одного некрасивого дерева. Все они по-своему хороши. А это значит, что вы все замечательно справились с заданием. Молодцы!

Проводится опрос учащихся.

Как помогла линия выразить свой характер?

Какая работа кажется наиболее выразительной, удачной? Почему? (Ученики с помощью учителя анализируют цвет форму деревьев, технику исполнения задания, аккуратность выполнения работы и т.д.)

Теперь ребята вам понятно, почему линию мы сегодня весь урок называли «её величество»?

Выставление оценок

Учитель и учащиеся совместно решают, кто активно работал на уроке, кто более точно выразил суть своего характера, кто был особенно трудолюбив и кропотливо выполнял свою работу. Если останется время, можно провести игру «Отгадай автора рисунка». Например: «Вот тоненькое, нежное дерево с плавными, волнистыми линиями, чей характер?»

Рефлексия

Учитель . А теперь ребята я предлагаю вам выразить свое отношение к уроку.

Считаете ли вы, что мы с вами не напрасно провели урок? Понравился ли вам урок? (выбираем светлое дерево).

Если вы считаете, что напрасно потратили свое время? (выбираем темное дерево). И крепим их в наш «Волшебный лес».

Домашнее задание.

Понаблюдайте, какие цвета нас окружают, спросите своих близких, какие цвета они любят и почему? Какое небо в разное время суток, как предметы меняют цвет в зависимости от освещения и т.д.

Подумайте, как человек может стать лучше. Какие качества человека вы считаете самыми важными? Запишите на бумаге, дополните ответы своим рисунком.


Мне хочется вам пожелать: Гуляйте в лесах, дышите воздухом, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, Ведь в жизни ничего не повторится. Желаю вам удач и говорю: «До встречи, милые друзья!» 5

Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: познакомить учащихся с понятием «линия», ее выразительными возможностями; рассказать о виде и характере линий, роли ритма в создании образа; познакомить учащихся с линейными графическими рисунками художников.
Материалы: изображения различных линий, иллюстрации линейных рисунков (Рембрандт «Старый нищий», «Женщина в кресле, читающая книгу», «Два крестьянских дома», А. Матисс «Женский портрет»); карандаши, бумага.

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Беседа учителя

1. Линия, ее виды, характер

Каждый рисунок, выполненный пером или карандашом, состоит из различного вида линий – прямых, волнистых, длинных, коротких, отрывистых, тонких, толстых, резких, угловатых. Линия может быть как основным формообразующим средством в рисунке, так и вспомогательным – для обозначения границы формы, каких-либо деталей и т. д.

Линия представляет собой одно из самых главных изобразительных средств. Они различаются по своему характеру. Некоторые из них весомые и уверенные, некоторые беглые и поспешные. Линия бывает смелой, лихой или строгой и обстоятельной. Одна очерчивает контур как леска, другая представляет собой линию-росчерк, свободный след впечатлений.

Как любое изобразительное средство, линия имеет свои свойства, которые меняются в зависимости от применяемого инструмента. Изображать линии можно при помощи хорошо заточенного твердого карандаша – в этом случае линия получается тонкой, слабо видимой. Мягкий карандаш оставит за собой более мягкую, рыхлую, волнистую линию. Нередко для изображения линий используют ручки – чернильные с пером, а также шариковые. Наилучшими материалами для изображения линий служат сангина, пастель, уголь.

В природе линии практически не встречаются. Линией мы считаем контур предмета, его край. Линия представляет собой лишь знак, условность. Ее используют как способ обозначения. При написании букв мы стараемся вырисовывать линии как можно выразительнее. Художник, рисующий линиями, имеет свой почерк, определенный характер. Через линию он выражает свои чувства, эмоции.

Линии имеют свой ритм. Ритм линии – это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения, как правило, разнообразны. Они могут быть простыми, сложными, вариативными.
Забор – это также набор линий, он обладает определенным ритмом – мерным. Такой ритм отражает спокойствие и однообразие.

Если задача тона – выявить пространство, то основная задача линии – выразить движение. Взгляд как бы следует в направлении линии, повторяя ее изгибы и отмечая ее напряжение. Впечатление следящего за линией целиком будет зависеть от того, каким образом линия управляет движением взгляда.

2. Линейные графические рисунки великих художников

Рембрандт Харменс ван Рейн. Великий нидерландский художник Рембрандт был ярким представителем золотого века голландской живописи. Именно он заложил основу современного живого художественного рисунка. Его работам присуща особенная музыкальность линий, при помощи которых он воспроизводил самые различные образы. Свои произведения Рембрандт создавал не черными, а коричневыми чернилами на бумаге розовато серого оттенка. Линия Рембрандта будто льется, живет, дышит. В его рисунках всегда присутствует единство и гармония формы и содержания. Наилучшим примером его линейных работ является рисунок «Старый нищий»

На этом рисунке мастерски изображена голова и фигура нищего. Работа необычайно глубокая и в то же время лаконичная. Обратите внимание на отчетливость форм, которая достигается при помощи линейной техники.

Другие рисунки художника были выполнены тростниковым пером, с помощью которого мастеру удалось добиться строгого контура. Рассматривая рисунок «Женщина в кресле, читающая книгу», особое внимание следует обратить на различную толщину линий. Его детали выполнены с различным нажимом. Отдельный интерес представляют пейзажи Рембрандта. Его пейзаж прежде всего состоит из различных «движущихся» линий, сочетания ритмических и пластических возможностей.

Рембрандт «Женщина в кресле, читающая книгу»

Рембрандт «Два крестьянских дома»

Посмотрите на рисунок «Два крестьянских дома», выполненный толстым пером черными чернилами. Нажим, с которым прорисован передний план рисунка, как бы подчеркивает глубину вторых и третьих планов. Рембрандт был великим художником своего века. Его мастерство не может оставить равнодушными истинных ценителей искусства.

Анри Матисс . Для большинства художников линейное изображение являлось лишь дополнением к основному виду творчества. Однако для Матисса линейный рисунок был формой станкового рисования. Так, художник, создавая свои рисунки с натуры и детально прорабатывая каждый элемент, достигал необычайной реалистичности, а затем начинал делать с него иной рисунок – более обобщенный и условный.

Матисс добивался особой точности изображения при помощи линий одинаковой толщины и одного напряжения. Нельзя не отметить, что рисункам этого художника характерна необычайная легкость, живость движения. Контур фигуры обозначен четко, движение линий струится строго по очертанию формы.

А. Матисс «Женский портрет»

Работы Матисса в определенной степени сдержанны, но в то же время обладают немыслимой свободой. Этот художник является ярчайшим представителем линейного рисунка.

III. Творческое задание

Сегодня вам предстоит побывать в роли мастера линейного рисунка. Для начала выполните тренировочное задание. При помощи различных линий на белом листе бумаге изобразите два настроения – веселое и тоскливое. Вся композиция должна состоять только из линий. Помните, основная задача линии – выразить движение. При выполнении вашего рисунка вспомните о характере линий.

Виды линий

Выражение определенного настроения с помощью линий


Теперь, когда вы поработали с линиями, вам предлагается выступить в роли мастера линейного рисунка. Для нашей работы нам понадобится бумага и простой карандаш. Бумага должна быть белого цвета, так как слабая серебристая линия карандаша плохо видна на цветной бумаге. Создайте свой линейный рисунок при помощи простого карандаша. Основу линейных рисунков, конечно же, составляет линия, при помощи которой вы сможете наметить контур. Рисунок должен быть целостным. Изображаемый предмет может быть любым.

IV. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Давайте вспомним, какую роль играет линия в рисунке.
– Какие виды линий вы можете назвать?
– Что такое ритм линий?
– Назовите известных мастеров линейного рисунка.

Вместе с этим также читают: