Нравственная деградация человечества. Падение нравственности – смертельная деградация для русских. Бережное отношение к природе

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация
В данной статье рассмотрены возможные причины нравственной деградации личности в нашей стране. Автор, опираясь на существующую статистику, анализирует проблему и, исходя из этого, предлагает возможные варианты ее решения.

THE PROBLEM OF MORAL DEGRADATION OF THE INDIVIDUAL

Irjanova Asel Amangeldievna
Magnitogorsk State University. GI Nosov
Institute of Education, Psychology and Social Work, Department of Social Work and psycho-pedagogical education third-year student


Abstract
This article describes the possible causes of the moral degradation of the individual in our country. Author, based on current statistics, analyzes the problem and, on this basis, offers options for solving it.

В настоящее время люди часто говорят про нравственную деградацию личности. Это понятие не является редким и у людей не возникает вопроса «Что это такое?». Все примерно знают, что оно из себя представляет. Но его конкретную суть и насколько эта проблема опасна, знает не каждый. Потому что на первый взгляд, это не воспринимается как что-то серьезное и требующее к себе внимания. Рассмотрим детально понятие «нравственная деградация личности».

Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности. Следует отметить, что нравственные принципы в разных странах и у разных наций могут отличаться друг от друга, что определено различиями культур, менталитета и исторической традиции народов. То, что принимаемо в одном обществе, может осуждаться и быть не понятым в другом.

Деградация личности – утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности; утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств, суждений, дарований, активности и др.

Из всего вышесказанного можно дать суждение, что в целом нравственная деградация личности – это искажение ценностей личности и обеднение всех ее способностей под воздействием утраты психической уравновешенности и устойчивости.

Эта проблема прочно укоренилась в нашем обществе, и она требует немедленного рассмотрения и решения. Потому что процесс нравственной деградации в нашем обществе прогрессирует.

Чтобы лучше понять масштаб и серьезность проблемы, обратимся к статистике за 2014 год, взятой из новостного портала «Правда.Ру»: согласно данным исследователей Института социологии РАН, 40 % жителей России не читают книг, а те, кто изредка может провести досуг с книгой в руках, читает обычно легкие романы, или шуточные рассказы, мало кто интересуется классикой. Сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач понимают не более 14 % жителей России.

А так же отметим:

Увеличение числа больных алкоголизмом (от злоупотребления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек);

Рост наркомании (от употребления наркотиков ежегодно погибают от 70 до 100 тысяч человек);

Криминализация общества (доля т.н. «теневой экономики» составляет не менее 40 % от ВВП, причем, по словам академика В.Кудрявцева, подавляющая часть преступлений – это «бедная преступность», когда люди совершают кражи ради хлеба насущного, что свидетельствует об обнищании населения);

Массовая хроническая безработица (число безработных оценивается сегодня в 6-7 миллионов человек);

Маргинализация общества (доля пауперов всех возрастов в городах составляет не менее 10 %).

Это некоторые официальные данные, и, как правило, они не полностью отражают реальную ситуацию. Процесс деградации личности – это постепенный и медленный процесс, который идет незаметно для человека, что самое опасное. Посмотрим на жизнь подавляющего большинства людей в нашей стране.

Вот человек пришел с работы, уставший. И думает, что имеет право выпить с друзьями кружку пива после трудного рабочего дня или провести вечер, лежа на диване, смотря телевизор, либо посвятить себя социальным сетям. Все это он делает осознанно, с целью отдохнуть. Никто не запрещает людям так отдыхать, никто не санкционирует эту область, каждый волен выбирать свой досуг самостоятельно, так и должно быть. Поэтому большинство выбирают досуг, не требующий каких-то действий или сложностей. Люди забыли про книги, самообразование, хобби, занятия спортом. Про такое времяпрепровождение мало кто вспоминает. Конечно, это очень печально.

Так же постоянные стрессы и быстрый ритм жизни так же оставляют свои следы. Сейчас, большинство людей не умеют слышать друг друга, не желают помогать человеку в трудной жизненной ситуации. А рыночная экономика в нашей стране делает людей эгоистичными и меркантильными. Как следствие возникают раздражения, обиды, непринятие другого человека, и т.д.

Признаки деградации личности можно выявить у многих людей. На деградацию личности указывают такие факторы, как: повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов, что может выражаться в беспечности или безволии. Вдобавок, подобные проблемы присущи не только алкоголикам, наркоманам или умственно отсталым людям, но и вполне адекватным и нормальным личностям. В этом и скрывается угроза нравственной деградации личности.

Система ценностных ориентаций является не только частью духовной сферы, она параллельно представляет отношения людей к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил людей. Так же система ценностных ориентаций определяет настроение в обществе и выступает индикатором стабильности общества. От того, как уравновешена система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов, зависит динамика социально-политических преобразований в стране. Требуются серьезные поправки, как в самой системе, так и в механизме реализации государственной политики в области культуры.

В ходе нравственной деградации личности процесс ослабевания духовного развития быстро ведёт к падению интеллекта, таким образом, вызывая процесс регрессии общества. Поэтому осознанность и усовершенствование духовности остается единственной надеждой будущего поколения.


Библиографический список
  1. http://www.pravda.ru/ дата обращения 5.02.2015
  2. Гиндикин, В.Я., Гурьева, В.А. Личностная патология. – М.: Триада-Х, 1999. – 266 с.
  3. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. – 1997. – № 4 – 32 с.

Как меняется в нравственном отношении жизнь человечества? Почему духовное развитие человека отстаёт от научно-технического прогресса? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Л.М.Леонова.

Комментируя проблему нравственной деградации общества, автор опирается на собственные размышления. Кажущееся благополучие современного общества

автор противопоставляет той духовной бездне, у края которой оказалось человечество. С одной стороны, прогресс «рвётся» вперёд на всём скаку: ВИТРИНЫ ПЕРЕПОЛНЕНЫ ТОВАРАМИ, ПО УЛИЦАМ ДВИЖУТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ, самолёты преодолевают огромные расстояния.

Но благополучие общества только кажется. Чтобы подчеркнуть мысль о том, что духовное благополучие сходит на нет, автор использует яркие метафоры: «дрожат стрелки манометров», «чад от перегретых по ногами, перенапряжённых проводов»

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, современная цивилизация всё более и более нравственно изнашивается. Несмотря на то, что люди приобретают обширные знания, совершают научные открытия, создают невиданные технические устройства, они не развиваются духовно, не различают добра и зла.

Чтобы подтвердить верность своих мыслей, обратимся к литературному аргументу. Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Это произведение, написанное в 1915 году, когда уже второй год шла первая мировая война, проникнуто ощущением катастрофичности жизни. Главный герой – богатый американец 58 лет – отправляется в длительное путешествие в Старый Свет исключительно ради своего удовольствия, развлечений. До этого он не жил, а лишь существовал, пытаясь накопить богатство и сравняться в объёме капитала с теми, кого он принял за образец. Но путешествие заканчивается внезапно: старик умирает в гостинице на острове Капри. Подчёркивая бездушие героя, мертвенность его души, писатель лишает его имени. Господин не способен видеть красоту окружающего мира, наслаждаться природой. Американцу противопоставлены абруццкие горцы, перед которыми открывалась прекрасная солнечная страна.

Приведём ещё один пример. В романе-антиутопии Е.И.Замятина «Мы» показано общество будущего, достигшее вершин научно-технического прогресса, которое строит Интеграл, чтобы устремиться в бесконечную вселенную. Но перед нами люди, лишённые души, -«нумера», живущие по одному распорядку, подчиняющиеся Благодетелю. Любовь для них лишь «приятно-полезная функция», выдаваемая по розовым талонам. Люди отгорожены от природы прозрачной стеной, в обществе отсутствует подлинное искусство.

Подведём итоги. Мы доказали, что с развитием научно-технического прогресса человечество забывает о духовных ценностях. Человечество действительно остановилось у опасной черты. Не пора ли задуматься, что материальное благополучие не спасёт людей от духовной деградации. Необходимо нравственное самосовершенствование.

студентка Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Аннотация:

Предотвращение падения нравственных и моральных установок, культурных традиций является актуальной задачей современного российского государства. Конституция РФ фиксирует основы правосудия, тем самым определяя демократическое содержание и воплощая требование идеи справедливости и гуманности. Вместе с тем в законодательстве не закреплены понятия морали, нравственности, вследствие этого, вопросы духовно-нравственного характера находятся вне правового поля. На основе Основного Закона страны, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой прописаны базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, те моральные установки, которые обеспечивали бы успешное развитие государства.

Ключевые слова:

справедливость, гуманность, демократическое государство, правовое государство, мораль, социальная солидарность, духовно-нравственное воспитание, нравственная деградация, аксиологический хаос, государственная семейная политика.

Век высоких технологий открыл широкие возможности для развития в области медицины, образовании, культуры, политики. Люди в современном мире могут общаться, находясь за тысячи километров друг от друга, посещать лучшие музеи мира в виртуальном пространстве, читать любые интересующие их книги, за несколько минут решать бытовые вопросы. Казалось бы, технический прогресс создал все условия для духовного развития общества, однако, к сожалению, мы можем констатировать тот факт, что в российском обществе за последние годы произошло резкое падение нравственных и ценностных установок. Общество стремительно теряет культурные традиции, которые являются своеобразным спасательным кругом . Жизненными ориентирами большинства людей (по результатам анкетирования 2014 года) становятся: власть, высокое материальное и социальное положение, способность добиваться своих целей любыми методами и средствами. О морально-духовном состоянии общества РФ красноречиво свидетельствует статистика преступлений: по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2014 г. число зарегистрированных преступлений составило - 2166399, Россия находится на критическом уровне и входит в пятерку лидеров по количеству правонарушений:

Исходя из данной ситуации, одной из главных целей государственно-правовой политики Российской Федерации - предотвращение морально-нравственной деградации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания», «свобода мысли и слова», «признается идеологическое многообразие...», «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…». Конституция РФ фиксирует основы правосудия, тем самым определяя демократическое содержание и воплощая требование идеи справедливости и гуманности. Вместе с тем в законодательстве не закреплены понятия морали, нравственности, вследствие этого, вопросы духовно-нравственного характера находятся вне правового поля. Однако определяющим условием развития современного правового государства является рассмотрение права как системы норм, регулирующих общественные отношения, в основе которой лежат духовно-нравственные ценности. Большой вклад в изучение философско-правовой аксиологии внесли русские мыслители XIXв.: А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, И.В. Киреевский, исследовавшие в своих трудах духовные основания в правовой культуре и признававшие их ведущую роль в устройстве государства. Выдающийся русский философ В. Соловьев в работе «Оправдание добра. Нравственная философия» дает следующее определение права - «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Далее автор поясняет: «Задача светского закона - не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад» . Нравственность В. Соловьев рассматривает как основополагающее начало в развитии общества.

Известный российский юрист А.Ф.Кони (1844-1927) говорил: «Правосудие может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит не в одном правомерном применении карательных санкций. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона», - в этих словах точно передана мысль о неразрывности права и морали, законодательство должно быть проводником морали, оберегать духовные ценности народа, составляющие фундамент русской государственности. Противоположную точку зрения высказал К. Гельвеций, утверждая, что «сделать людей добрыми можно только посредством хороших законов. Всё искусство законодателя заключено в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу, опираясь на их любовь к себе». Однако, как известно, добро может совершаться только по волеизъявлению человека, ненасильственным путем, добро нельзя «насадить», используя даже самые справедливые, безукоризненные законы. Очевидна связь между нравственностью и законом: чем выше уровень нравственности, тем выше уровень развития законности в государстве, и наоборот.

Одним из главных условий предотвращения моральной деградации общества нам видится в процессе формирования базовых нравственных ценностей, в котором главная роль принадлежит семье. Отсутствие воспитания, либо его искажение может привести к плачевным результатам в будущем. Упадок нынешнего социума и регрессивное развитие семейных основ переплетаются друг с другом с самых первых этапов своего исторического рождения. Понимание и выявление факторов, влияющих на формирование дефицитного уровня социальной морали, на проблему ценности семьи и к сведению к минимуму последствий данного явления представляется невозможным без учета государственно-правовых механизмов, направленных на возрождение семьи и обуславливающих её нормальное функционирование. Для реализации этих целей государство разрабатывает новые стратегии развития семейной политики в Российской Федерации. Затронув суть данной проблемы, следует обратить внимание на нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детей. Данные нормы прописаны в Семейном кодексе Российской Федерации: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.». В ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» сказано, что «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Что касается Концепции государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, то здесь, находят своё отражение предполагаемые результаты действия данной программы, а именно: «достижение положительной динамики демографических показателей, уменьшение числа разводов, снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями в общем числе трудоустроенных граждан» и т.д. .

Нельзя недооценивать роль семьи как первого института социализации ребенка . Именно в семье закладывается определенная модель поведения, формируются творческая индивидуальность. В современном обществе прослеживается тенденция к построению отношений, не предполагающих их регистрацию в органах ЗАГС. Молодежь всё чаще предпочитает вступать в незарегистрированные отношения. «Сожители» сознательно не хотят декларировать свою гражданскую позицию, следовательно, называть их союз « гражданским» никак нельзя. В законе сказано:

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Сожительство не предполагает взаимной ответственности друг перед другом, не предполагает общности, поставленных перед людьми целей. Он лжив сразу с трех позиций: юридической, психологической, духовной.

Кризис семьи является одной из самых важных и актуальных проблем общества, в связи с этим государство предпринимает все возможные меры для того, чтобы сократить количество разводов, улучшить социально-экономическое положение семей. Таким образом, возрождение института семьи на основе традиционных нравственных ценностей, на наш взгляд, является главным условием предотвращения духовной деградации общества.

Для определения мер по предотвращению морального упадка рассмотрим социальный портрет преступности, Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации предоставляет следующие данные на 2015 г.». 52% нарушителей закона имеют начальное и основное общее образование, по социальному составу: не обладают постоянным источником дохода или являются наемными рабочими.Напрашивается вывод о том, что совершение преступлений находится в прямой корреляции от уровня образования в Российской Федерации. Однако государство со своей стороны предоставляет возможности реализации права на образование, закрепив их в законе «Об образовании в РФ»:

1) «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование»;

2) «… гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые»;

3) «… реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Министерство образования и науки Российской Федерации в своей деятельности руководствуется следующими целями:

1) обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;

2) обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;

3) создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества. На основе Конституции России, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой прописаны базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, - те моральные установки, которые обеспечивали бы успешное развитие государства.

Итак, повышение качества образования является одной из целей государственно-правовой политики, направленной на предотвращение духовно-нравственной деградации общества.

Как нам известно, древнее время и средние века не предполагали официального закрепления правовых норм в нормативных документах, однако вся государственность (допустим Древней Руси) была пронизана идеями духовного укрепления человека, идеями справедливости, недопустимости появления в обществе настроений, развращающих народ духовно и телесно. Принятие христианства на Руси дало начало развитию целого ряда преобразований, коснувшихся государственности и культурного возрождения общественности. Одними из главных канонов правил поведения в Православии считают заповеди: Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» и т.д. Как мы видим, все наставления исходят из высоких моральных установок. Современный человек утратил духовную связь с религией вместе с моральными и нравственными нормами, веками складывавшимися в сознании народа, что стало одним из причин кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Поэтому большая роль в формировании нравственного самосознания в современном мире принадлежит институтам церкви, которые помогут возродить такие духовные ценности, как любовь, доброта, милосердие, честность.

Большую роль в формировании взглядов, представлений, интересов играют средства массовой информации. Согласно статье 2 Закона РФ "О средствах массовой информации", «под массовой информацией понимаются предназначенные печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием».

Информационные коммуникации способны проникать во все сферы жизнедеятельности : социальную, экономическую, политическую, духовную, - при этом напрямую обращаясь к общественности. В настоящее время можно констатировать разрушающее воздействие средств массовой информации на современное общество, в большей степени из-за легкой и неограниченной доступности к любой информации, анонимности . Если обратиться к «Топ-10 поисковых запросов Яндекса», мы увидим, что первое и второе места занимают социальные сети «В контакте» и «Одноклассники», 4 – «Порно», 8-ое – «Порно-онлайн». По результатам исследований Центра научной политической мысли и идеологии, количество преступлений, связанных с размещением порнографических материалов в Сети с 2009 г. по 2013 г. возросло в 12 раз. Большую часть Интернет-пространства занимают компьютерные игры, из которых 82% содержат сцены насилия. Интернет не регламентирует поиск и использование информации с точки зрения морали, нравственности, законодательства, вместе с тем и статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещает цензуру массовой информации, в связи с этим представляется необходимостью государственное регулирование функционирования Интернета.

Поскольку большая часть деятельность СМИ в настоящее время направлена на разрушение нравственного сознания людей, утрату культурных норм, культивирование прежде всего материальных ценностей - создание аксиологического хаоса, то повышение духовно-нравственного состояния общества нам видится и в формировании нравственного идеала средствами массовой информации, который бы способствовал возрождению духовных ценностей отечественной культуры. Формирование идеала может опираться на положительные примеры-носители высоких моральных и духовных качеств, выдающихся исторических личностей, отдавших свои силы, таланты, знания на службу России, на исторически сложившиеся нравственные ценности: семья, патриотизм, мир, труд, альтруизм, ценность человеческой жизни, стремление к совершенству.

Академик Д.С. Лихачев, рассуждая о нравственной основе государства, говорил о том, что именно от нее зависит благополучие страны, без нее не «действуют законы экономики и государства», «невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество". Уровень коррупции в стране позволяет судить о духовной составляющей нашего общества. Федеральный закон «О противодействии коррупции" (статья 1) трактует понятие коррупции как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки».

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, «Результаты рассмотрения в 2014 году уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям», было осуждено 10784 человек, из них 4188–за дачу взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) (п.2 П.№ 23);913-за получение должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23); 336 – за дачу взятки должностному лицу публичной международной организации (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2П.№ 23); 302 – за деяния, предусмотренные частями первой-третьей, если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или с вымогательством взятки, или в крупном размере (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23); 185- за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с этим лицом служебным положением (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23) .

В 2014г. разработан «Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы», который призван решить задачи развития организационных аспектов противодействия коррупции, качественного исполнение законов о противодействии коррупции, правового просвещения граждан, реализации требований статьи 13.3, 19.28 Федерального закона . Безусловно, реализация Национального плана будет иметь положительную динамику в решении проблемы коррупции, вместе с тем, на наш взгляд, его выполнение станет возможным только на нравственной основе, в которой найдут отражение такие понятия, как честь, совесть, достоинство.

Галушкин А.А. К вопросу о свободе распространения информации и защите от информационной опасности на современном этапе // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности Материалы III международной научно-практической конференции. МГОГИ, Орехово-Зуево, 2015.

Галушкин А.А. К вопросу об информационных войнах и информационной безопасности на современном этапе // В сборнике: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Рязань, 2015.

Дегтярев А.В. Семейное насилие. Факторы риска, диагностика, психотерапия // Психология и право. 2012. № 4.

Линейцева К.С. К вопросу о правовой культуре и развитии институтов гражданского общества // Правозащитник. 2013. № 2.

Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // СПС «Консультант-Плюс».

Чиркина Р.В., Галушкин А.А. Удержание несовершеннолетних от повторных преступлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 4.

Чиркина Р.В., Дегтярев А.В., Галушкин А.А. Оценка риска совершения правонарушений несовершеннолетними и служба пробации в США // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 2.

Заголовок En:

Prevention of the Moral Degradation of Society as one of the Purposes of State and Legal Policy of the Russian Federation

Аннотация En:

Prevention of falling of moral and moral installations, cultural traditions is an actual problem of the modern Russian state. Constitution of the Russian Federation sets justice bases, thereby defining the democratic contents and embodying the requirement of idea of justice and humanity. At the same time concepts of morals, moral thereof, questions of spiritual and moral character are out of a legal framework aren"t enshrined in the legislation. On the basis of the Country constitution, according to the Law of the Russian Federation "About education" the Concept of spiritual and moral education of the Russian school students in which basic values are stated is developed: patriotism, social solidarity, civic consciousness, a family, work and creativity, science, those moral installations which would provide successful development of the state.

Ключевые слова En:

justice, humanity, democratic state, constitutional state, morals, social solidarity, spiritual and moral education, moral degradation, axiological chaos, state family policy.

5 абзац. Действительно, и в наши дни очень важно, чтобы человек не утрачивал нравственные ценности, не деградировал морально. Значимость поднятой автором проблемы можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» главный герой из молодого доктора, полного желания помогать людям, превращается в какое-то подобие идола, служащего деньгам, охваченного тягой к приобретательству. По мнению автора, деградация Старцева происходит из-за нежелания сопротивляться среде, обстоятельствам.

В рассказеА. П. Чехова «Крыжовник» главный герой ради своей мечты – стать помещиком – жертвует всем, даже доводит до смерти жену. Купив поместье, он наконец-то выращивает долгожданную ягоду, но, как замечает рассказчик, сам становится похож на свинью.

6 абзац. Рассматриваемая автором текста проблема звучит актуально сегодня, так как сохранение нравственных ценностей очень важно в современном обществе. Особенно этот вопрос значим, когда речь идёт о молодёжи. К сожалению, В СМИ есть программы, которые ведут к деградации личности. Атмосфера реалити-шоу «Дом 2» такова, что её участники не только грубо разговаривают и ведут себя бестактно, но и демонстрируют отрицательные качества личности. Здесь происходит не строительство отношений, а нравственная деградация участников.

Проблема интеллигентности.

5 абзац. Действительно, и в наши дни очень важно, чтобы развитый ум соединялся с совестью, благородством духа. Значимость поднятой автором проблемы можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» интеллигентом можно назвать Петю Трофимова. Он верит в победу разума и правды, готов трудиться ради того, чтобы превратить всю Россию в сад.

В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский – яркий тип интеллигента, соединяющего в себе знания и нравственность. Он вживляет гипофиз бездомному псу и происходит чудо: животное превращается в разумное существо. Однако радость от открытия длится недолго: Шарикова лишь условно можно назвать человеком. Он лишён нравственности. Профессор исправляет свою ошибку, а читатели задумываются о том, насколько велика ответственность учёного за сделанные им открытия.

6 абзац. Рассматриваемая автором текста проблема звучит актуально сегодня, так как в наше время образование сделало грандиозный скачок и обострился вопрос соотношения ума и сердца, знания и нравственности. Настоящим интеллигентом можно назвать человека неравнодушного к духовному развитию не только самого себя, но и общества. Большой след в русской культуре оставил Дми́трий Серге́евич Лихачёв, советский и российский филолог, искусствовед, сценарист,академик РАН.ННа протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.



Владимир Познер – журналист, переводчик, ведёт авторскую программу на Первом канале. Это настоящий интеллигент, человек с яркой гражданской позицией. Его вклад в культуру России важен для современников.

Проблема благородства .

5 абзац. Действительно, и в наши дни очень важно, чтобы люди осознали, что в основе благородства лежит высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью. Значимость поднятой автором проблемы можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» таким человеком предстаёт Кутузов. Во время заграничных походов русской армии он делает всё, чтобы сохранить солдат. После Бородинского сражения честно признаёт необходимость сдать Москву Наполеону, затем добивается победы над ним.

В комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» благородным человеком можно назвать Петю Трофимова. Он верит в победу разума и правды, готов трудиться ради того, чтобы превратить всю Россию в сад.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» благородным человеком можно назвать Данко. Он решил вывести людей из болот к лучшей жизни. Когда они дрогнули, то ради их спасения герой произведения вырвал своё сердце, поднял его над головой и осветил дорогу. Самоотверженность Данко близка автору.

6 абзац. Рассматриваемая автором текста проблема звучит актуально сегодня, так как в наше время многие нуждаются в помощи, сочувствии и в людях необходимо воспитывать стремление к благородным поступкам. Страшно, когда горе и боль читаются в детских глазах. Не всегда у родителей и близких есть средства для спасения больных ребят. Поэтому акция Первого канала телевидения «Добро» очень важна. Послав сообщение на короткий номер, зрители дают шансна жизнь сотням тяжелобольных детей. Маленькие пациенты отчаянно цепляются за нее, а их родители отважно сражаются за тех, кого любят больше всего на свете. Сочувствие, сострадание миллионов людей их горю помогает победить болезнь.

К большому сожалению, нравственная деградация людей стала основной отличительной особенностью человечества XX века и начала XXI-го и занимает первое место среди 10-ти главных проблем жизни на земле, так как она является одной из первопричин возникновения негативных последствий многих других жизненно важных проблем на земле.

Всем известно, что мораль навязывается человеку обществом, поэтому в разных странах с разным политическим и экономическим строем существуют разные нормы общественного поведения. Однако, как известно, эти нормы могут вступать в противоречие с нравственными нормами поведения людей, сформированными на основе законов нашего Создателя. И об этом факте нельзя забывать.

Понятие «деградация» – это постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение. Говоря о понятии «нравственная деградация» человека или человечества», мы имеем в виду постепенное прекращение соблюдения внутреннего и внешнего законов Господа Бога, а не общественной морали той или иной страны или цивилизации мира. Поэтому необходимо помнить, что только об этом понятии идет речь во вселенстве как источнике нового мировоззрения и образа жизни человечества.

В современной литературе на эту тему есть много интересных работ, авторы которых заслуживают особого внимания и уважения, так как на основании их взглядов удалось выявить три основные причины нравственной деградации человека и человечества.

Первая причина . В работе профессора Е.П. Подрушняка («Диалектика жизни и старения» (1993 г)), он обвиняет самого человека в его духовной деградации. Этим самым он выразил мнение не только свое и других ученых мира, но и многих простых людей планеты, которое они высказывали в печати разных стран мира до настоящего времени.

Жизнь - это взаимодействие между собой атомов и молекул в биосистемах, взаимоотношение и взаимодействие между собой организмов: животных – растений, животных – животных, человека – растений, человека – животных, человека – человека. Однако, нет на земле более жестоких схваток, чем человека с человеком. Войны, войны… История существования человеческого общества почти не знает периодов, когда не было бы войн, борьбы, враждебных отношений между людьми. Сотни и тысячи войн в периоды различных эпох.

…Сегодня алчности человека его жестокости, его преступности, кажется, нет границ. Попираются все законы Природы, создающие этот мир и человека, вся гармония человеческого сообщества из-за существования религий, национальностей, идеологий, разделяющих людей между собой, приводит к братоубийству и насилию.

…Все многообразие насилия: и захват земель, и порабощение человека человеком, и другие формы имеют в своей основе необходимость удовлетворять все более растущие потребности захватнической сущности людей.


В наши дни человек человеку нанес побои, обидел или за воровство – его судят; в наши дни, чем больше людей убил в бою за «правое дело» – ему еще и награды дают. Награждают высочайшими наградами «ученых», даже за разработку и создание оружия массового уничтожения людей, в том числе стариков и детей. Чем больше будет уничтожено людей, тем ценнее оружие, тем почетнее его создатель, тем больше наград он удостоен. Вот какое наше общество!

Примером этому может быть также соперничество двух могущественных стран США и бывшего СССР в создании оружия массового уничтожения людей и всего живого.

Современное «цивилизованное» общество породило массу людей самоубийц, причем в развитых странах случаев самоубийств людей больше, чем в развивающихся. Анализ зарубежных и наших данных позволяет утверждать, что корни самоубийства людей кроются в условиях развития научно-технического прогресса, в усложнившихся производственных отношениях, огромном потоке информации, стремительном темпе жизни. Все это ведет к разрушению самого ценного – семьи и брака. Всевозможные социальные психологические стрессы, травмы, к которым личность оказывается менее устойчивой.

Сегодня человек достиг высшей формы своего кощунства. С одной стороны, за одно убийство или ножевые ранения, нанесенные человеком человеку, - судят и сажают в тюрьму или выносят приговор к высшей мере наказания. А с другой – целенаправленные убийства многих тысяч и миллионов людей (войны, расстрелы, порой беспричинные) даже поощряются, даются награды. История знает сотни и тысячи таких примеров: это войны самого различного идеологического характера, это репрессии и казни по самым различным мотивам и многое другое. И самое, что есть парадоксальное, то это то, что наряду с такими явлениями глумления над совестью, большими ценностями того же человека проповедуется: «человек человеку друг, товарищ и брат», «ничего нет высшего, чем служение народу», «все для человека» или «равенство, братство и человеколюбие…».

Такое ожесточение человека, наблюдавшееся за последние 100 лет и более, происходит, вероятнее всего, в связи с увеличением численности населения планеты и все более нарастающей невозможностью добычи источников питания и энергии для его существования. Можно полагать, что если не произойдет положительного изменения в природе и улучшения добычи источников существования человека, если не будет каких-либо социальных и экологических преобразований в человеческом обществе, не произойдет глубоких катаклизм и потрясений, то в ближайшие 30 – 50 лет можно ожидать еще больших негативных деяний человека к человеку, животным и растениям. И все из-за добычи той же пищи – упорядоченной энергии для своего существования.

Нет в истории человеческого общества периода, когда бы в рамках всей планеты между людьми были бы мир, согласие, правили бы законы совести, гуманности, человечности, и с этих позиций решались бы все проблемы.

…Тяжело думать и знать об этом, но мира и согласия, отсутствия войн, разбоя, нанесения друг другу обид, воровства и обмана, увы, не будет, их не было раньше и не будет в будущем! По-крайней мере, до решения проблемы глобальных источников потребления биосистемами энергии. Именно потребность открытой системы в потреблении упорядоченной энергии извне решает вопросы любви и ненависти, войны и мира.

…Все биосистемы, как и сам человек, являются открытыми системами с потреблением энергии извне; при этом энергий от упорядоченных материальных систем. Именно такой, заложенный Природой способ существования биосистем обуславливает то, что животные, и человек в том числе, должны постоянно искать средства существования, пищу, накапливать ее, делать запасы. Если животное, убив свою жертву или получив какую-то порцию пищи, съедает только определенную часть, а остальное оставляет для другого, то человек поступает по-другому. Он покушает и, в лучшем случае, поделится с другим человеком или животным. Чаще же он убивает зверье – животных, ловит рыбу, убирает урожай – зерна, овощей столько, что они гноятся и приходят в негодность.

Животному ничего не нужно, чаще всего только поесть. Человек же, кроме покушать, хочет жить хорошо и всегда желает жить лучше, чем другие. А этому… нет предела. Ему всегда кажется мало! Мало мяса, рыбы, одежды, денег, золота, брильянтов. Его жадности нет предела. И в этом его трагедия. Он хотел бы быть владыкой всей земли. Но и этого было бы мало; владыкой всей земли, системы солнца, галактик! Да что – вселенной! Беспредельная жадность, алчность делают его исключительно жестоким зверем из всего зверья Земли. Он идет на все – на обман, подлость, убийство, поджег, воровство, насилие, измену Родине, семье, ближнему, другу; ради своих корыстных целей человек способен оговорить людей, убивать у людей чувство достоинства, совесть, духовную чистоту, благопристойность, нарушать нравственность.

Вторая причина. Другой точка зрения на эту проблему у Павла Хлебникова в его книге «разговор с варваром» (2004 г.). В ней на примере мировой европейской цивилизации он попытался обосновать социальные факторы развития общества как причины духовной деградации людей. Об этом мы читаем следующее: «Я не верю, что все религии равноценны, так же как я не верю, что все культуры равноценны.

…История человечества знает много великих цивилизаций. Но только одна цивилизация – европейская – смогла овладеть всем миром.

…Почему именно Европа? …Как же могло случиться? Почему именно из Европы пошло мировое господство, а не из Китая, Индии или исламского халифата?

Ответ простой. Европа выросла на греко-римской цивилизации и христианстве. Эти корни и обеспечили ей победу.

Некоторые считают, что самое важное наследие греко-римской цивилизации – современная наука и рациональное мышление. Однако для Европы не это было решающим фактором, ибо исламский мир тоже в определенный период воспользовался научно-техническим наследием греко-римской цивилизации, а Китай и Индия вообще в сфере науки не уступали никому. Нет, судьбу Европы решило нечто иное. Она переняла от Древней Греции и Древнего Рима такие уникальные явления, как гражданственность, правосознание и народовластие.

…Не менее важна и нравственная основа европейской цивилизации – христианство. Именно христианство создало почву для процветания личности. Именно христианство отражает то деликатное равновесие между личной свободой и дисциплиной (совестью), творчеством и терпением, усердным трудом и размышлением, самоопределением и самоотверженностью. Нельзя представить себе лучше почву для развития цивилизации.

…Тот факт, что большинство европейцев искренне исповедовали христианскую веру, привел к созданию уникального духовного пространства в старой Европе.

Где идут постоянные кровопролития, невозможны ни изыскания культуры, ни сложная экономика, ни цивилизация. Именно христианство позволило европейским государствам мирно существовать в соответствии с христианскими понятиями человеколюбия, личной свободы и человеческого достоинства, что и привело к процветанию европейской цивилизации.

…Христианство и европейское господство вместе выросли и вместе исчезли: как только погасла христианская вера в Европе, погасла и Европа.

Что примечательно: процесс разложения зародился в момент наивысшей славы Европы, когда европейская цивилизация еще бурно развивалась. Отступление от христианства и веры в Бога впервые появилось среди аристократии и интеллигенции Франции XVIII века, незадолго до французской революции.
В XIX веке безбожие захлестнуло интеллигенцию других европейских стран и к началу XX века пустило корни в широких слоях населения. В наивысший момент своего торжества Европа теряет уверенность в себе. Она перестает быть проповедником греко-римской цивилизации и христианства, она становится мировым рассадником атеизма и материализма. В Европе распространяется идеология социализма и марксизма.
Сумасшедшая мировая война 1914 – 1918 годов окончательно дискредитировали старую Европу. Огромные победы одерживает в мире коммунизм. Быстро разгорается и гаснет безбожный национализм фашистов и нацистов. Коммунистическая цивилизация, основанная также на отрицании Бога, оказывается пустой и безнравственной и распадается через семьдесят лет после своего возникновения.

…Что же сегодня слышно от самой Европы? Там продолжает гаснуть вера в Христа и почитание предков. Одурманенная сладкой жизнью и запутанная безликой бюрократией, Европа давно уже не говорит своего слова, а только подражает Америке. Не так уж давно Европа, родина бетховенской «Эроики», стремилась к славе, понимала, что такое подвиг…

Сегодня Европе не нужно ни славы, ни подвижничества – лишь бы был покой.

Тем не менее, Павел Хлебников считал, что: «Всякая цивилизация вырастает на определенных нравственных и культурных ценностях, а также отрицании противоположных ценностей. Когда цивилизация перестает защищать свои ценности и погружается в самодовольство, она открывает путь врагам. …Поэтому цивилизация должна постоянно обновляться, заново испытывать свою правду и провозглашать свои ценности. Как правило, такое переосмысление необходимо каждому последующему поколению.

Уже много лет идет роковая борьба внутри Европы за культурное самоопределение. На чем же все-таки сейчас основана европейская цивилизация? Либералы отстаивают принципы свободного рынка, интернационализма и безбожества, а консерваторы придерживаются, скорее, традиционных ценностей, защиты национальной и, как правило, христианской культуры. На Западе эта борьба культур началась в 1960-х годах, а в России разразилась лишь при распаде коммунизма и сейчас только набирает силу.

Исход этой схватки, между либеральной и консервативной культурой, во многом определит суть европейской цивилизации в XXI веке».

Третья причина . Третий взгляд на проблему обосновал Даниил Андреев, будучи поэтом, христианином и глубоко верующим человеком. По его мнению, на старые религии падает в значительной степени ответственность за духовную деградацию человечества, возникшую в XX веке.

В своей книге «РОЗА МИРА» (1991 г.) он писал: «Рубеж XX века явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя – и чем дальше, тем определенней - не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности, не существующий еще 50 лет назад, и гипертрофированная наука бессильна его заменить. Если позволительно подобрать такое выражение, колоссальные ресурсы человеческой гениальности не расходуются никуда. Это и есть то лоно творческих сил, в котором зреет предопределенная к рождению всечеловеческая интеррелигия».

И далее он расширяет и углубляет свою мысль так: «…Задачу преобразования социального тела человечества не ставила перед собой ни одна религия, исключая средневековый католицизм. Но и папство, упорно старавшееся замкнуть феодальный хаос дамбами иерократии, не сумело ни ослабить эксплуатацию неимущих имущими, ни уменьшить широкими реформами социальное неравенство, ни повысить общее благосостояние.
Впрочем, обвинять в этом ведущую католическую иерархию было бы несправедливостью: для подобных преобразований еще не было материальных средств, ни экономических, ни технических. Не случайно зло мира ощущалось из покон веков и вплоть до нового времени неустранимым и вечным, и католицизм, по существу, обращался, как и остальные религии, лишь к «внутреннему человеку», учил личному совершенствованию. Но времена изменились, материальные средства появились, и заслуга всего исторического процесса, а не самой Розы Мира в том, что она сможет теперь смотреть на социальные преобразования не как на внешнее, обреченное на неудачу и не заслуживающее усилий, но ставить их в неразрывную связь с совершенствованием внутреннего мира человека: теперь это два параллельных процесса, которые должны друг друга восполнять.
Нередко слышишь: «Христианство не удалось». Да, если бы оно все было в прошлом, можно было бы говорить, что в социальном и всемирно-нравственном отношении оно не удалось. «Религия не удалась». Да, если бы религиозное творчество человечества исчерпалось тем, что уже создано, религия в только что упомянутом смысле действительно не удалась бы. А пока справедливо говорить об этом только так: добиться существенного уменьшения социального зла старые религии не могли, так как не располагали необходимыми для этого материальными средствами, и отсутствие этих средств вызвало их отрицательное отношение ко всем подобным попыткам. Этим был подготовлен безрелигиозный этап цивилизации.
В XVIII веке пробудилась социальная совесть. Социальная дисгармония была, наконец, почувствована и осознана как нечто недопустимое, оскорбляющее, требующее преодоления. Конечно, это находилось в связи с тем, что начали появляться не достававшие для этого материальные средства. Но старые религии не сумели этого понять, не захотели этими средствами воспользоваться, не пожелали возглавить процесс социального преобразования, и именно в этой косности, в этой умственной лени, в этой идейной неподвижности и узости – их тягчайшая вина.
Таким образом, анализ литературы позволяет выявить, в основном, три ключевые причины духовной деградации человечества:
1-я – в несовершенстве самого человека,
2-я – в развитии социального фактора общества и гибели христианства,
3-я – в игнорировании социальных преобразований общества всеми религиями мира.
Именно эти причины привели к духовной гибели большой части человечества, которая, в свою очередь, стала практически первопричиной возникновения и многих других главных проблем жизни на земле.