Что послужило толчком к созданию балета спартак. Билеты на балет «спартак» в большом театре. это не только футбольная команда и фильм Стенли Кубрика, но и балет Арама Хачатуряна

Картина 1
Нашествие
Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким и коварным Крассом. Захваченные им в плен люди обре­чены на рабство. Среди них - Спартак.

Монолог Спартака
У Спартака отняли свободу, но он не может смириться с этим. Гордый и мужественный человек, он не мыс­лит свою жизнь в рабстве.

Картина 2
Рынок рабов
Пленных гонят на рынок рабов. Силой разлу­чают мужчин и женщин, в том числе и Спартака с Фригией.
Спартак протестует против бесчеловечности римлян. Но силы не равны.

Монолог Фригии
Фригия тоскует об ут­раченном счастье, с ужасом думая о предстоя­щих ей испытаниях.

Картина 3
Оргия у Красса
Мимы и куртизанки развлекают гостей, потешаясь над Фригией, новой рабыней Красса. Куртизанку Эгину насторажи­вает его интерес к молодой девушке. И она во­влекает Красса в неистовую пляску. В разгар оргии Красс приказывает привести гладиаторов. Они должны биться насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. С победившего снимают шлем. Это Спартак.

Монолог Спартака
Спартак в отчаянии - он стал невольным убийцей своего товарища. Трагедия пробуждает в нем гнев и желание протестовать. Спартак принимает решение бороться за свободу.

Картина 4
Казарма гладиаторов
Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы, Спартак и гладиаторы бегут из Рима.

Действие II

Картина 5
Аппиева дорога
На Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяются пастухи. Всех объединяет мечта о свободе и ненависть к рабству. Народ провозглашает Спартака вождем восставших.

Монолог Спартака
Все помыслы Спартака устремлены к Фригии.

Картина 6
Вилла Красса
Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Велика радость встречи влюбленных. Но им приходится скрыться - к вилле направлется процессия патрициев во главе с Эгиной.

Монолог Эгины
Она давно жаждет обольстить и под­чинить себе Красса. Ей надо завоевать его и законно войти в мир римской знати.

Картина 7
Пир у Красса
Красс празднует свои победы. Патриции славят его. Но войска Спартака окружают дворец. Гости разбегаются. Бегут в страхе и Красс с Эгиной.Спартак врывается на виллу.

Монолог Спартака
Он пере­полнен радостью победы.

Картина 8
Победа Спартака
Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь - пусть все узнают о его позоре. Ликующие повстанцы славят победу Спартака.

Действие III

Картина 9
Месть Красса
Эгина стремится вселить мужество в Красса. Восстание должно быть подавлено. Красс собирает легионеров. Эгина напутствует его.

Монолог Эгины
Для нее Спартак - тоже враг, ибо поражение Красса сулит гибель и ей. Эгина замышляет коварный план - опсеять раздор в стане восставших.

Картина 10
Лагерь Спартака
Спартак счастлив с Фригией. Но внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак предлагает принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя.

Монолог Спартака
Спартак предчувст­вует трагический конец. Но свобода превыше всего. И ради нее он готов отдать свою жизнь.

Картина 11
Разложение
Пробравшись к струсившим гладиаторам, которые еще могли бы присоединиться к Спартаку, Эгина вместе с куртизанками соблазняет их и заманивает в ловушку, предавая в руки отрядов Красса.

Монолог Красса
Красс преисполнен жажды мести. Ему недостаточно одержать победу. Ему нужна гибель унизившего его Спартака.

Картина 12
Последний бой
Легионеры окружают войска Спартака. В нерав­ном бою гибнут его друзья и он сам. Спартак сражается до последнего вздоха.

Реквием
Фригия находит тело Спартака. Она опла­кивает его, полная веры в бессмертие его подвига.

Спартак

Сцены из римской, жизни. Балет в четырех действиях

Автор балета - Арам Ильич Хачатурян
Либретто Н. Волкова .
Балетмейстер Л. Якобсон .
Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 27 декабря 1956 г.
Действующие лица
Спартак. Фригия. Эгина. Гармодий. Красе. Умирающий раб. Лентулл Батиат. Глашатай. Египтянка. Африканец. Нумидиец, Галл. Афинский шут. Этруски, гадитанские девы, гетеры. Мимы. Центурионы. Сподвижники Спартака.

Римский полководец Красс возвращается из похода с победой. Ликующая толпа приветствует прославленных в боях легионеров.

В золотую колесницу Красса впряжены пленные рабы. Среди них - фракиец Спартак. Его исполинская фигура полна силы и достоинства. Рядом с ним - его возлюбленная, молодая фракийка Фригия, и юноша Гармодий.

В толпе римской знати патрициев и сенаторов, встречающих Красса,- его наложница, куртизанка Эгина.

Рынок рабов. Торг начинается продажей египетской танцовщицы. Ее разлучают с матерью. Спартака и скованного с ним цепью Гармодия покупает владелец школы гладиаторов Лентулл Батиат. Горестна минута расставания Фригии и Спартака. Фригию покупает Эгина.

Цирк. В центре амфитеатра - ложа Красса и Эгины. Начинаются бои гладиаторов. Сражаются галл, нумидиец и африканец. Раненый нумидиец просит даровать ему жизнь, но толпа требует убить его. На арену выходят два гладиатора. Один из них гибнет; умирая, он посылает проклятие Риму. Всеобщее внимание привлекают два отряда: гладиаторов. Закипает яростный бой. Чудеса храбрости и ловкости показывает Спартак. Он побеждает, ему восторженно рукоплещет толпа.

Площадь перед дворцом Красса. Фригия изливает" Спартаку свое горе, жалуется на тяжкую жизнь в неволе и разлуке.

Под покровом ночи Спартак условливается со своими сподвижниками о тайной встрече. Их замечает Эгина. Желая раскрыть их замысел, она очаровывает одного из заговорщиков - юного Гармодия.

Празднество в честь бога Сатурна (сатурналии). Толпа славит его вакхическими плясками. Из дворца на роскошных носилках выносят Красса. Один из рабов, несущих носилки, споткнулся. Красе приказывает убить его. Телохранитель Красса пронзает раба кинжалом. Все в ужасе замирают.

На тайной встрече Спартак призывает своих сподвижников начать восстание. Верность делу борьбы за освобождение заговорщики скрепляют клятвой.

Спартак проникает в каменную тюрьму гладиаторов. и зовет заключенных поднять восстание: лучше смерть на поле брани, чем на арене цирка, на потеху толпе! Вот уже разбиты цепи, снята стража. Спартак открывает ворота тюрьмы и уводит за собой восставших.

Широкой огненной рекой разливается по Италии восстание рабов. Победу за победой одерживают войска Спартака. Римляне склоняют «орлы» - знаки своих легионов - перед вождем восставших рабов.

Военачальники Спартака возвращаются из похода с пленными легионерами, награбленным добром, бочонками вина и гетерами. Среди гетер скрывается Эгина. Она приводит Гармодия в палатку пирующих военачальников.

Неожиданно появляется Спартак. Он приказывает немедленно изгнать из лагеря гетер. Гармодий протестует. Между группой военачальников и Спартаком возникает ссора. Давно назревавший конфликт приводит к расколу лагеря. Группа недовольных военачальников вместе со своими воинами покидает лагерь Спартака. Эгина увлекает за собой Гармодия. Со Спартаком остаются только верные делу свободы его сподвижники.

Пир у Красса. Эгина рассказывает полководцу, что ей удалось привести рассорившегося со Спартаком Гармодия, а также о расколе среди восставших. Красе отдает приказ напасть на лагерь отколовшихся от Спартака.

Эгина остается наедине с Гармодием. Проходит ночь. Пир возобновляется. Красе велит привести Гармодия. Распахиваются пурпурные занавеси. Гармодий с ужасом видит распятых на крестах гладиаторов, своих недавних сподвижников. Он понимает, что его предала Эгина, и порывается убить ее, но его схватывают и закалывают. Красе и Эгина покидают пиршество.

Рабы во главе со Спартаком стремительно врываются во дворец. Им навстречу радостно устремляются Фригия и рабы Красса.

В сражении с легионерами Красса Спартак терпит поражение и отступает. Фригия благословляет его на новые битвы; она подает Спартаку щит, целует его меч. Она сердцем предчувствует надвигающуюся катастрофу.

Римляне наступают. Окруженные несметными полчи­щами, гибнут в жестоком бою спартаковцы. Гибнет и Спартак.

Звучит сигнал отбоя. Войска римлян уходят.

Ночь. Мгла окутывает поле битвы. Появляется скорбная Фригия, отыскивающая тело Спартака. В зловещей тишине она оплакивает павшего героя.

Вечные сюжеты

  1. Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века.
  2. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
  2. Понимать характерные особенности музыкального языка.
  3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.
  4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме.
  5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.
  6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна).

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.
  2. Личностные: понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.
  3. Предметные: знакомство с творчеством А. Хачатуряна на примере фрагментов балета «Спартак».

Форма проведения занятия: аналитическое занятие по балету А. Хачатуряна «Спартак».

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись:

  1. Б. Беллотто. «Вид на Колизей»;
  2. Ж.-Л. Жером. «Смерть гладиатора».

Фотография:

  1. Сцены из балета «Спартак».

Музыкальный материал:

  1. А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии (из балета «Спартак», слушание);
  2. М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. «Песня о дружбе» (из кинофильма «Три мушкетёра», пение).

Виды деятельности учащихся:

  1. Беседа о жизни и творчестве А. Хачатуряна.
  2. Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак».
  3. Участие в беседе об особенностях музыки А. Хачатуряна, соединяющей армянские и европейские традиции.
  4. Беседа о личности и подвиге Спартака.
  5. Анализ двух нотных примеров.
  6. Разучивание и исполнение песни.
  7. Просмотр и обсуждение репродукций картин, сравнительный анализ репродукций и музыкальных фрагментов.

«Эпоха Спартака – волнующая историческая эпоха в жизни человечества…»
(Арам Хачатурян)

При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве - а он просуществовал достаточно долго - всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в чистое лоно живой природы и живых чувств. Ведь в искусстве, как и в жизни, есть своего рода моды, господствующие направления, знание которых составляет неотъемлемую часть профессионализма художника.

Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты. Эти категории могут выражаться по-разному: в обращении к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость.

Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений - балет «Спартак» - написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде римских рабов. «Мне кажется, что тема Спартака созвучна и близка нашему времени»,- писал композитор, подчёркивая единство прошлого и настоящего, глубокую поучительность исторического опыта.

Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей.

Гладиаторы (гладиатор в Древнем Риме - боец из рабов или военнопленных, сражавшийся на арене цирка с другим бойцом или с диким зверем), патриции (патриций - аристократ в Древнем Риме), рабы, легионеры (легионер – солдат легиона. Легион в Древнем Риме – крупная войсковая единица.), пираты, торговцы и простые горожане - такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.

«Жить надо с расправленными крыльями…»
(Сергей Коненков, русский скульптор 20 века)

Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. Через весь балет проходит основная тема – неприятие рабства, страстная устремлённость к победе.

Здесь показаны две противостоящие силы, охарактеризованные выразительной и образной музыкой. Олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Красса и его наложницы-куртизанки Эгины. Другая сюжетная линия воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя – исполина Спартака и его преданной возлюбленной Фригии.

В основе наиболее значительных номеров балета – подлинные исторические факты. Именно с ними связана та неповторимая атмосфера исторической эпохи, которая пронизывает всю музыку балета, несмотря на современность её языка. Причём дух времени, красочно и выразительно показанный в балете, отмечен яркой эмоциональностью, живыми и многообразными чувствами.

Слушание: Хачатурян. «Смерть гладиатора» из балета «Спартак»

Наиболее трагические сцены переданы композитором при помощи близких и родных ему народно-национальных интонаций. Такова, например, «Смерть гладиатора», вызывающая у слушателей ассоциации с народной лирической музыкой, то возвышенно-декламационной, то печальной-драматичной.

Примечательно, что композитора волнует совсем не зрелищность, столь ценимая древними римлянами во время боёв гладиаторов. Он обращает внимание на другое – ценою потехи патрициев в развращённом городе становится жизнь человека.

Слушание: Хачатурян. «Адажио Спартака и Фригии» из балета «Спартак»

Иным настроением отмечена сцена, получившая название «Адажио Спартака и Фригии». Один из самых ярких фрагментов балета, этот эпизод звучит как гимн яркой и возвышенной любви двух главных героев, любви истинной и потому бессмертной.

Так мы видим, что и в ХХ веке композиторы по-прежнему обращаются к вечным темам, которые продолжают звучать в современной музыке, освещая лучшие её страницы.

Вопросы и задания:

  1. Что по-вашему, даёт основание считать сюжет о восстании Спартака вечным сюжетом?
  2. Как вы считаете, почему А. Хачатурян воплотил легенду о восстании Спартака именно в жанре балета?
  3. Послушайте фрагменты «Смерть гладиатора» и «Адажио Спартака и Фригии» из балета А. Хачатуряна «Спартак». При очевидной разнице их содержания можно ли говорить о присущих им чертах сходства? В чём они проявляются – в интонационных или гармонических особенностях, эмоциональной насыщенности кульминаций? Аргументируйте ответ.
  4. Известны ли вам какие-либо историко-литературные описания боёв гладиаторов? Расскажите о них. При подготовке задания используйте возможности сети Интернет.

Скриншот:

Краткое содержание балета

I д е й с т в и е.

1-я картина. «Нашествие». Римский полководец Красс, известный хитростью и жестокостью, со своими легионерами захватывает соседние земли и забирает в рабство мирных жителей. Легионеры уничтожают всякое сопротивление на своём пути. Участь рабов разделяет Спартак и его возлюбленная Фригия. Спартак не может смириться с потерей свободы. Его человеческое достоинство попрано, и он будет бороться.

2-я картина. «Рабство». На рынке безжалостные торговцы продают рабов. Разлучают близких людей, разрушают семьи. Спартака и Фригию продают разным хозяевам. Спартак бурно протестует, но бесполезно: Спартак и Фригия разлучены.

3-я картина. «Оргия». Эгину беспокоит интерес Красса к его новой рабыне Фригии. Желая привлечь его внимание к себе, Эгина устраивает грандиозную оргию. Наибольшим развлечением становится зрелище сражения двух гладиаторов - бесправных рабов Красса, у которых завязаны глаза. Один из них - Спартак. С ужасом осознаёт Спартак, что его вынудили стать убийцей. Он оплакивает гибель своего товарища и всё сильнее жаждет свободы.

4-я картина. «Бегство». Гладиаторы обречены, так как каждый из них, развлекая гостей Красса, должен сражаться насмерть. Во главе со Спартаком они обсуждают возможности своего спасения. Спартак их убеждает: единственный путь к освобождению - это восстание. Гладиаторы дают друг другу клятву верности в борьбе за свободу. Сбив оковы, они спешно покидают Рим.

II д е й с т в и е.

1-я картина. «Восстание». Восстание гладиаторов становится воистину народным. Огромные массы людей, страдающих от римского нашествия, присоединяются к борцам за свободу. Спартака признают вождём восстания.

2-я картина. «Любовь». Спартак не представляет себе жизни без Фригии. Он разыскивает её во дворце Красса. Ничто не может омрачить радости свидания. Вдвоём им не страшны никакие преграды. Они больше никогда не разлучатся. Спартак и Фригия исчезают в ночи. Эгина с патрициями спешит на пир к Крассу.

3-я картина. «Пиршество». Красс в своём дворце наслаждается сознанием власти и победы. Приближённые его чествуют, рабыни развлекают танцами. В разгар пира раздаются воинственные звуки труб - это воины Спартака ворвались во дворец. В суматохе Красс тайно бежит, не приняв боя.

4-я картина. «Победа». Гладиаторы захватывают в плен Красса. Спартак предлагает Крассу достойно с ним сразиться. Красс принимает вызов, и Спартак побеждает. Красс не может выдержать унижения и требует для себя смерти. Но Спартак настолько презирает его, что прогоняет.

III д е й с т в и е.

1-я картина. «Заговор». Красс в отчаянии от своего поражения, Эгина пытается вдохнуть в него уверенность. Под её влиянием Красс пробуждается к жизни и созывает свои войска. Эгина желает им победы.

2-я картина. «Раскол». Радость взаимной любви освещает жизнь Спартака и Фригии. Беда приходит неожиданно - получено известие о новом походе Красса. Спартак намерен принять сражение. Но многие его военачальники не согласны и со своими людьми малодушно покидают Спартака.

3-я картина. «Предательство». Тайно проникают Эгина и её подруги-куртизанки в стан гладиаторов и развлекают их до тех пор, пока легионеры Красса не захватывают лагерь восставших.

4-я картина. «Гибель». Войска Спартака терпят поражение. Гибнут его друзья. Спартак последним принимает неравный бой. Мужественно встречает он смерть, когда легионеры поднимают его, ещё живого, на пиках.

Э п и л о г. «Реквием». С огромной нежностью и любовью Фригия провожает в последний путь любимого. Она восхищается его подвигом и верит, что мечты Спартака сбудутся.

Арам Ильич Хачатурян родился в Тифлисе, с детства импровизировал на фортепиано, но профессионально начал заниматься музыкой только с 19 лет, после переезда в Москву. Окончил музыкальное училище Гнесиных и Московскую консерваторию. В своём творчестве объединял мелодику армянских народных песен и танцев с европейскими композиторскими приёмами. Среди произведений музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад», балеты «Гаянэ» и «Спартак», симфонии, концерты, музыка для театра и кино.

Балет «Спартак» был закончен в 1954 г.

Б. Беллотто вид на Колизей

Бернардо Беллотто (1721 – 1780) принадлежит к ряду великих венецианских художников XVIII в.

На этой картине с тщательностью, соответствовавшей требованиям эпохи Просвещения, художник запечатлел Колизей - древнеримский амфитеатр, построенный в I веке. Огромное полуразрушенное здание занимает большую часть произведения, являясь в нём главным действующим лицом.

Беллотто не стал придерживаться топографической достоверности при написании античного амфитеатра. Он поместил рядом несуществующие сооружения и оживил своеобразный живописный монтаж человеческими фигурами.

Взгляд на историю давних веков как на что-то очень близкое также был в духе сложной эпохи Просвещения. На изображённом здесь Колизее время оставило свой таинственный отпечаток, и всё вокруг, даже воздух, напитано этой тайной.

Ж. Жером. Смерть гладиатора

Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем.

В середине 19-го века Жан-Леон Жером стал писать картины на исторические темы.

На картине Жерома «Смерть гладиатора» (имеет и другое название «Пальцы вниз») изображён конец гладиаторского боя, где могучий и сильный победитель, наступив ногой на поверженного врага, обращается к императору и зрителям римского Колизея, в ожидании вердикта о судьбе поверженного гладиатора, и жеста большого пальца руки. Побеждённый гладиатор повернул голову к толпе, протянув руку моля о пощаде…

Нередко людей приводят в заблуждения именно учебники истории, а также современный кинематограф. Они привели к тому, что многие думают, что судьбу потерпевшего поражение гладиатора в Древнем Риме фактически определяли зрители, подымая или опуская большой палец. На аренах Рима действительно присутствовал жест большого пальца, но использовали его совсем иначе. Если жрецы указывали им вниз, то это значило «опустить меч», дабы поверженный боец имел возможность продолжить битву в другой день. Люди стали верить, что жесты пальцем от толпы во время гладиаторских сражений носят смысл одобрения и неодобрения после того, как подобный эпизод на своей картине передал художник Жан-Леон Жером. Он нарисовал, как гладиатор с мечем смотрит на реакцию публики, которая яростно показывает ему «палец вниз», что в данном контексте значит неодобрение.

Если не открывается презентация или не воспроизводится звуковое сопровождение, если на компьютере установлена устаревшая версия Microsoft Ofice или не установлена вообще... Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Специально для пользователей нашего сайта подготовленный материал:

А. Хачатурян балет «Спартак»

Идея создать балет «Спартак» пришла А. Хачатуряну в непростое время для нашей страны – в декабре 1941 года. Этой работой, композитор хотел показать героического образ человека древней истории, что было особенно актуально в условиях военных событий, для поддержания волевого духа народа в борьбе за свою свободу и независимость.

Краткое содержание балета Хачатуряна «Спартак» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

лидер восставших гладиаторов, фракиец
Фригия жена Спартака
Красс полководец, командующий римскими легионами
Эгина невольница Красса, куртизанка
Гармодий фракиец, предатель

Краткое содержание


События спектакля развиваются в 73-71 годах до н.э. в Римской империи. Спартак – это фракиец, захваченный в плен вместе со своей женой и вынужденный теперь быть подневольным, он участвует в гладиаторских боях. Он поднимает восстание среди борцов, мотивируя их покончить с такой жизнью и бороться за свою свободу. Остальные гладиаторы поддерживают его и поднимается народное восстание. К их лагерю по приказу полководца Красса примыкает фракиец Гармоний. Он узнает все планы Спартака и в нужный момент рассказывает о них своему хозяину. Благодаря этому римляне устраивают восставшим засаду и нападают на них. В результате жесточайшей схватки погибает Спартак, а предателя Гармония Красс приказывает убить. Уцелевшие воины фракийцев находят тело поверженного Спартака и поднимают его на щит. В этот момент линию горизонта озаряет золотое сияние - восходит солнце.

Автор либретто Н. Волков при работе использовал подлинные исторические источники: «Жизнеописания» Плутарха, сатиры Ювенала и некоторые художественные произведения. В сюжете балета тесто сплетаются тема героизма, борьбы и преданной любви.

Фото:





Интересные факты

  • Существует монета номиналом 100 рублей, на которой можно увидеть сцены из «Спартака». Её выпуск приурочили к 225-летнему юбилею Большого театра.
  • Несмотря на то, что сюжет балета получил одобрение среди властей, работу над своим самым известным произведением Хачатурян вынужден был отложить на некоторое время. Так, он вновь приступил к нему лишь в 1950 году после поездки в Италию. Возможно, посетив Колизей и Аппиеву дорогу, где когда-то и произошла судьбоносная битва восставшего народа, он решился написать давно задуманное произведение.
  • Премьера балета состоялась в феврале 1954 года и была по достоинству оценена публикой и критикой, более того, она стала настоящей сенсацией и вызвала бурю эмоций. Все были поражены необычайной постановкой, казалось, что герои – это ожившие скульптуры, которые сошли с исторических страниц, античных мозаик, а над ними всеми возвышался образ героя – Спартака. Даже исполнители танцевали не на пуантах, а в сандалиях, облаченные в туники, чтобы не отходить от исторического сюжета.
  • Хореограф Леонид Якобсон поначалу раскритиковал балет! Ему не понравилось в нем практически все: либретто схематичное и слишком затянутая музыкальная часть. Естественно, Араму Ильичу это пришлось не по нраву, тем более он категорически был против того, чтобы сокращать партитуру. В результате между ними вспыхнул настоящий скандал прямо на Невском проспекте посреди улицы! В ход пошли даже кулаки, настолько сильно каждый отстаивал свою правоту, что пришлось вызывать полицию. Однако, законы театра таковы, что последнее слово всегда остается за балетмейстером. Поэтому Леонид Якобсон все же внес некоторые корректировки для своей новаторской постановки.
  • «Спартак» - остаётся самой великой и известной постановкой Хачатуряна, за которую автор был награждён орденом Ленина.
  • Фрагменты данного произведения можно встретить в двух сериях популярной мультипликационной франшизы «Ледниковый период», а именно: «Глобальное потепление» и «Эра динозавров».
  • Любопытно, что о таком известном герое, как Спартак, до наших дней дошло крайне мало информации, поэтому либреттистам пришлось где-то досочинить его биографию.
  • Хачатурян сочинил балет за 3,5 года.
  • Еще до премьеры в театре, слушатели смогли познакомиться с некоторыми номерами из балета благодаря сюите, которая часто исполнялась на симфонических концертах, пользуясь огромной популярностью.
  • Постановка Якобсона разрушила все существующие традиции. Его исполнители были облачены в свободные одеяния и сандалии, что поначалу вызвало шок у всех.
  • Хачатурян остался недоволен премьерой спектакля «Спартак», потому что мыслил его все же в классическом исполнении. Во многом это было связано и с тем, что Якобсон нарушил симфонические законы в партитуре, позволив себе некоторые купюры и перестановку номеров.
  • Одно из главных отличий этого спектакля в том, что он мужской, ведь главные партии принадлежат здесь Спартаку и Крассу, что было большой редкостью для балета.
  • На сегодняшний день в мире насчитывается около 20 версий постановок этого произведения, но самыми популярными считаются лишь две: Григоровича и Якобсона.

Популярные номера

Адажио Спартака и Фригии - слушать

Вариации Эгины - слушать

Танец пиратов - слушать

Триумфальный марш - слушать

История создания

С первого взгляда трудно представить, но «Спартак» - это вполне советский балет по своей идеологии, хотя в нем повествуется о непростых событиях в истории Римской республики, датируемых 73-71 гг до н. э. В этом нет ничего удивительного, ведь именно в советский период на первый план выступают героические произведения, заменившие собой постепенно сказочные и легкие спектакли. Главная идея – борьба, является основной для всего искусства того времени.

В 1941 году Арам Хачатурян впервые сообщил о своих намерениях сочинить балет «Спартак» в небольшой газетной заметке. Он написал о том, что начинает работу над произведением и мыслит его монументальным героическим спектаклем. По мнению композитора балет должен показать публике наилучшего человека всей древнейшей истории. Известно, что образ этот очень давно привлекал внимание композитора, тем более в такое непростое время он показался ему особенно уместным. Администрация Большого театра пригласила маэстро к работе над спектаклем. Однако в связи с большими изменениями в театре, а также военными действиями в стране, на некоторое время работа была прекращена.

Возобновить ее он смог только спустя несколько лет после войны, посетив солнечную Италию во время своей командировки в 1950 году. Вернувшись в страну, он сразу же принялся сочинять музыку к балету и уже в феврале 1954 года произведение было написано полностью.

Любопытно, что первоначальная работа над либретто началась еще в 1933 году. Хореограф Большого театра И. Моисеев и либреттист Н. Волков задумали этот балет, однако грандиозную идею пришлось отложить на несколько лет. Это было связано с тем, что балетмейстер был оставить Большой театр. Когда либретто было завершено, официально его автором обозначили Волкова, хотя доподлинно неизвестно, что конкретно было написано в соавторстве с Моисеевым.

Вступление. ПЕСНЬ О ГЕРОЕ

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая. ПЛЕНЕНИЕ СПАРТАКА

На поле боя Спартак один сражается против многочисленных противников. Раненый, он попадает в плен к римлянам.

Картина вторая. ТРИУМФ КРАССА

Экс-диктатор Луций Корнелий Сулла в Колизее принимает парад римского войска. В церемонии участвуют рабыня - греческая танцовщица Аврелия в образе Богини Победы - и мим Метробий, в образе Бога Войны. Среди победителей наложница Марка Луциния Красса амазонка Эвтибида; связанный Спартак вывозит на колеснице удачливого военачальника Красса. Аврелия бросается к Спартаку, узнав в нём своего возлюбленного.

Праздник победы продолжают бои гладиаторов: Андабаты, Ретиарий и Мирмиллон, Фракийцы и Самниты.

Красс выпускает безоружного Спартака против нескольких противников. Спартак побеждает, но просит сохранить жизнь поверженным гладиаторам. Спартака вновь связывают. Эвтибида, исполняя танец «Римской волчицы», снимает со Спартака путы и увлекает Красса прочь из Колизея. К Спартаку бросаются спасённые им гладиаторы Крикс, Ганник и Касс.

Картина третья. ЗАГОВОР

В таверне «Венеры Либитины» (Венеры Погребальной) собираются рабы, горожане, мимы, нищие. Их угощают хозяйка таверны Лутация Одноглазая и две её служанки. Появляется Спартак с друзьями. Он призывает всех к восстанию. Все с энтузиазмом отвечают на его призыв.

Картина четвертая. СВИДАНИЕ. СПАРТАКА И АВРЕЛИИ

На улицах Рима Спартак тайно встречается с Аврелией. Мимо них проходят патриции, приглашённые на пир экс-диктатора Суллы. На носилках приносят Красса в сопровождении Метробия. Аврелия вынуждена присоединиться к свите Эвтибиды. Спартак старается избежать настойчивого внимания этой капризной матроны.

Картина пятая. ПИР У ЭКС-ДИКТАТОРА

В римском патио собрались самые знатные патриции и матроны.

Для гостей экс-диктатор Сулла приготовил представление. Танцуют Метробий и мимы, Красс, Метробий и Эвтибида стараются вовлечь в эротические игры и Аврелию, но той удаётся ускользнуть. Аврелия вместе с Метробием и мимами танцует этрусский танец. Во время танца со змеями гадитанских дев в патио врываются спартаковцы.

Факелами они поджигают зал. Спартак отпускает всех женщин и Эвтибиду. Она выводит из терм Красса и Метробия, спрятав их среди гадитанских дев и рабынь. Повстанцы провозглашают Спартака своим полководцем.

АКТ ВТОРОЙ. «ПЕСНЬ ПОБЕДЫ»

Картина шестая. ОБУЧЕНИЕ ВОЙСКА СПАРТАКА И БОЙ

Лагерь Спартака. Гладиаторы обучают рабов римскому строю. Воины учатся сражаться на разных видах оружия, толпа рабов на глазах превращается в прекрасно обученное войско.

Сражение с римлянами. Победа спартаковцев. Эвтибида признаётся в любви Спартаку. Он равнодушен к ней. Эвтибида пытается убить его и клянется отомстить.

Картина седьмая. ПОРАЖЕНИЕ КРАССА

Красс в ярости убивает отступающих в панике своих воинов и силой налаживает дисциплину, Эвтибида увлекает его в запрещённый в Риме оккультный египетский храм.

Картина восьмая. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

В египетском храме в ритуальном танце Эвтибида закалывает весталку-девственницу и её кровью омывает меч Красса, чтобы вымолить у богини Изиды победу римскому войску.

Картина девятая. БУНТ В ЛАГЕРЕ СПАРТАКА

Рабы, упоенные победами, грабят, пытают пленных, насилуют их жён и дочерей. После вмешательства возмущённого Спартака часть войска во главе с самым его близким другом Криксом отделяется, чтобы идти на Рим. Спартак против - его цель вернуть освобождённых рабов в их страны. Но, подчиняясь решениям сподвижников, он остаётся во главе войска.

Спартак вместе с Аврелией переживает эту ночь в предчувствии последнего смертельного боя, «Песнь о любви».

Картина десятая. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ. «ПЕСНЬ О БЕССМЕРТИИ»

В кровавом сражении вместе со своим войском погибает Спартак. Эвтибида скрывает скорбь. Женщины-рабыни из покорённых Римом стран оплакивают погибших возлюбленных. Аврелия прощается со Спартаком.

Картина одиннадцатая. ТРИУМФ КРАССА

Колесница Красса и Эвтибиды влекома новыми рабами. Толпа приветствует победителей.