Мое первое впечатление о базарове. Моё мнение о Базарове. Мое мнение о Базарове

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показан незаурядный характер героя-нигилиста, отношение к которому может быть различно: от восторженно положительного до резко отрицательного, однако, наверное, ни одного читателя этот мастерски изображенный писателем персонаж не оставляет равнодушным.

Евгений Базаров – это яркая, интереснейшая личность, о которой можно судить неоднозначно. Очевидно одно: этот человек обладает сильным и жестким характером. Именно такие люди всегда выделяются из толпы, именно поэтому они почти всегда одиноки.

Неординарность натуры Базарова еще более заметна на фоне времени действия тургеневского произведения – эпохи перемен в социальной, политической, духовной жизни России, эпохи отмирания старой дворянской культуры и распространения новых, демократических идей.

Прежде всего, взгляды на жизнь и убеждения Базарова не терпят возражений, являются непоколебимыми: перед нами нигилист «до мозга костей», основной жизненный принцип которого – отрицать все. Слово «нигилист» происходит от латинского «nigil» – «ничего». Действительно, герой Тургенева – человек, который ничего не признает, ничего не уважает, «не преклоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением, ни был окружен этот принцип».

Противоречия базаровского характера проявляются, например, в том, что людей он презирает, особенно русского мужика, хотя сам гордится своим крестьянским происхождением и тому же мужику помогает как врач и, по иронии судьбы, умирает, заразившись от трупа мужика.

Другой яркий пример сложности, двойственности натуры Базарова мы наблюдаем в его отношении к любви, которую теоретически презирает и отвергает, но перед которой практически оказывается бессилен. Его отношения с Одинцовой раскрывают нам скрытые стороны натуры этого человека, который при всей внешней холодности, цинизме поведения и резкости суждений умеет глубоко чувствовать, переживать страсти, страдать. Безусловно, все эти качества героя не могут не вызывать нашей симпатии.

Базаров убежден в правильности своих взглядов в течение всей жизни, что свидетельствует о цельности его мировоззрения, последовательности, верности собственным идеям. Такая позиция представляется мне также достойной если не симпатии, то, однозначно, уважения.

Однако не случайно в романе Базаров изображается одиноким, несмотря на «учеников», «последователей» и «продолжателей», начиная Аркадием Кирсановым и заканчивая комическими фигурами Кукшиной и Ситникова. Такие, как Кукшина и Ситников, не способны стать его настоящими единомышленниками в силу ограниченности взглядов, а его друг Аркадий имеет совершенно противоположную натуру при внешнем совпадении взглядов, которое носит поверхностный и ременный характер.

Отчасти Базаров сам виноват в своем одиночестве: он не верит людям, часто с презрением отзывается о них, отгораживаясь от естественного проявления чувств эпатирующим нигилизмом. Это отражается в такой неприятной, наверное, не только мне, но и большинству читателей романа, черте поведения героя, как «совершенная развязность». Так, Базаров «не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое».

Замкнутость в себе не позволяет герою по-настоящему понимать людей. Только дважды – в момент переживания любви и перед смертью – завеса одержимости идеей нигилизма, скрывающая от нас внутренний мир Базарова, немного приподнимается. Именно в эти моменты герой Тургенева нравится мне больше всего!

С моей точки зрения, сама идея нигилизма, которую исповедует Евгений Базаров, несостоятельна и утопична. Конечно, в то время просто необходимо было отрицать многое, чтобы дать возможность возникнуть и развиться новому, молодому, прогрессивному. Духовное призвание и даже нравственная обязанность мыслящего человека – протестовать и бороться против несправедливости, косности, невежества.

Однако как можно отрицать вечное, непреходящее: природу, искусство, любовь? Людей, не признающих эти незыблемые и по-настоящему ценные вещи, называющих природу «пустяками», любовь – «белибердой», следует, очевидно, назвать ограниченными, циничными, лишенными истинной, глубокой духовности. В этом отношении я считаю Базарова грубым материалистом. И это качество представляется мне самым отталкивающим и противоестественным в тургеневском персонаже. Здесь я присоединяюсь к призыву Николая Петровича, который верно отметил характерную черту образа мыслей и поведения Базарова: «… Вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить».

Сама жизнь показала Базарову всю противоестественность и античеловечность нигилизма: любовь нанесла ощутимый удар по его убеждениям, а смерть показала, что все люди равны и достойны сострадания.

Безусловно, герой Тургенева – сильная натура, личность мыслящая и беспокойная. Даже с любовью, чувством, «которое его мучило и бесило», он пытается бороться, проявляет упорство и волю. Даже перед лицом смерти он сохраняет внешнее спокойствие, проявляет выдержку, силу духа.

Однако мы видим, что у Базарова любовь становится похожей на злобу, утрачивая свое очищающее, возрождающее значение. На примере жизни этого героя мы понимаем также, человек бессилен бороться с любовью и смертью – они оказываются сильнее жалких человеческих попыток уцепиться за теорию, идею, абстрактную мысль. Хорошо, что сам Базаров на исходе жизни тоже понимает это: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Таким образом, умирающий Базаров – уже далеко не тот циник с холодным сердцем, он становится почти поэтом, почти философом. Можно сказать, что герой проходит испытания любовью и смерть, но, опять же, … почти. И эта ограниченность, половинчатость базаровской натуры не позволяет мне полюбить этого героя, целиком, безоговорочно: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

Думаю, что у базаровых все же нет будущего, поскольку такие люди олицетворяют собой переходное звено от старого к новому и потому они временны и в целом бесполезны для России в глобальном – общеисторическом и духовном смысле.

Центральное место в романе Тургенева "Отцы и дети" занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимательность романа.

Базаров - сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить сына, и поэтому Базаров сам вынужден был пробивать дорогу в люди. Тяжелая студен ческая жизнь, жизнь с мелкой копеечной работой, не баловала Базарова и придала суровость его лицу.
Первое ощущение о Базарове у меня сложилось не из приятных, более того вызвало какое-то пренебрежение им, его внешний вид выделял его от остальных людей, от "серой массы". Высокий рост, длительный балахон с кистями. Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно выражало самоуверенность и ум. Отдельные черты, такие, как балахон с кистями, просторный лоб, заостренный нос, стойкая и снисходительная улыбка, показывали и подчеркивали его неподступность, его самолюбие и необыкновенную самоуверенность.

У Базарова была хорошая репутация в обществе, он сделал себе отличную карьеру. Свою карьеру он "пробил" своей головой, своим замечательным умом, а не низкими поклонами и заступничеством важного дядюшки.

Базаров отличается большим умом и вследствие этого производит сильное ощущение на сталкивающихся с ним людей. Он дает определение настоящего человека. "Настоящий человек, - говорит он, - тот, о котором мыслить нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть". Под определение настоящего человека подходит сам Базаров; он постоянно сразу овладевает впечатлением окружающих; одних запугивает и отталкивает; других подчиняет. Как человек замечательно умный, он не встречал себе равного. "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, - проговорил он с расстановкой, - тогда я изменю свое мнение о самом себе".

Базаров - самолюбивый и надменный человек. Он смотрит на людей сверху вниз и редко скрывает свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем, кто его ненавидит, и к тем, кто ему подчиняется. Он никого никогда не любил, ни в ком никогда не нуждался, никого не боялся, и поэтому никого не щадил. Я не понимаю, как можно существовать, ни на кого не обращая внимания. Базаров же везде и во всем поступает так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляет только личная прихоть или личные расчеты. Как сказал Писарев: "Базаров ни под собой, ни за пределами себя, ни внутри себя не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа".

Иронические отношения Базаровак мечтательности, к романтизму, художественным произведениям литературы, искусства, к лирическим порывам переходят в основательный цинизм.

Но сообща со всеми своими недостатками Базаров очень сильная натура, благородный и подлинный человек, где-то более того искренний: он относится к людям так, как их воспринимает, если ему нравится человек, то нравится от души, без задней мысли, если же нет, то нет, но тоже от души. Базаров - это образ, в котором воедино собраны все качества, которые, по крохам, были во всех передовых и прогрессивных людях его времени.

Тургенев - один из лучших писателей прошлого века. Его роман «Отцы и дети» начинается точной датой. Это позволяет читателю вспомнить события, происходящие в это время. В эти годы, после Крымской войны, несколько оживилась русская общественная жизнь, обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. Тургенев показывает конфликт поколений. Он представляется перед нами мастером деталей, портретов и пейзажей.
Действие романа происходит летом тысяча восемьсот шестьдесят второго года. Молодой кандидат, Аркадий Николаевич Кирсанов, приезжает в деревню к отцу вместе с Евгением Васильевичем Базаровым. Базаров имеет сильное влияние на своего приятеля. Деревня, в которую они приехали, принадлежит отцу и дяде Аркадия. Отец его - человек мягкий, добрый, чувствительный. Дядя же резко отличается от своего брата и племянника. И ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор.
Базаров же - сын бедного уездного лекаря. Отец очень любит своего сына. Гордится тем, что он никогда не взял у родителей лишней копейки. В университете прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум. Это человек большого ума и сильного характера. Он поступает только так, как ему хочется. Он старается меньше уделять внимания семье Кирсановых и большую часть своего времени проводит за работой, ходит по окрестностям, собирает растения, насекомых, режет лягушек.
Базаров - нигилист, то есть он все отрицает и не признает авторитетов. В его отрицаниях есть положительные и отрицательные стороны. Он стремится изменить общественный строй, точнее, лишь только очистить площадку для нового образа жизни. Базаров верит в прогрессивную роль дворянского класса, отрицает религию и патриархальность.
В отношении к простому народу Евгений прост, хотя осуждает его патриархальность и покорность. Его любит прислуга, любят дети. В разговоре с ним они не робеют и не стесняются. Базаров гордится тем, что вышел из простого народа, что его дед пахал землю. И при знакомстве представляется как простой мужик. У Базарова широкий круг познаний, он увлекается медициной, химией, физикой, ботаникой, зоологией. Несмотря на все это, он одинок. У Евгения нет друга, потому что он не встречал еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самом себе.
Ему нравится бывать у Аркадия, так как он может там спокойно работать. А вот у своих родителей он не может заниматься своим любимым делом. С ними он не может ни говорить, ни спорить.
Базаров отрицал любовь, но когда встретил умную и красивую женщину, полюбил ее.
Однако он не мог подчинить свою любовь никаким условиям. Он делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу. Умирая, он желает в последний раз взглянуть на любимую женщину. Это говорит о способности Базарова к глубокому чувству.
Базаров - человек нового типа. Тургенев заканчивает роман смертью Базарова, потому что не знает, что дальше должен делать его герой.
Многие классики того времени восхищались его романом, и сейчас он не потерял своей актуальности.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Базаров — герой уникальный в русской литературе. Такого необычного, яркого и противоречивого образа не создал никто ни до, ни после Тургенева. Онегин, Печорин, Чацкий — все это герои такого же масштаба. Но все же Базаров существенно отличается от них. Отличие это состоит в том, что он единственный, кто так раздираем изнутри противоречиями. А все перечисленные герои, хотя и страдают, и не всегда находятся в ладу сами с собой, но все же в них есть какая-то внутренняя гармония. В Базарове же присутствует скорее дисгармония. Он отрицает любовь, но именно любовь ломает этого сильного человека. Оп ненавидит «романтизм» и сам лее попадает под его влияние. Он снисходительно и холодно обращается со своими родителями, хотя в душе привязан к ним, может быть, даже сильнее, чем Аркадий к 11иколаю Петровичу. Он проявляет равнодушие по отношению буквально к каждому предмету и явлению, а когда приходится умирать, леалеет о том мире, который покидает. Поэтому самое сильное чувство, которое вызывает Базаров, — это сострадание. Чувство это приходит далеко не сразу, а лишь после прочтения книги.

Поначалу, в первых главах, герой не вызывал у меня никаких иных эмоций, кроме раздражения. Когда мы в первый раз встречаемся с ним, возникает ощущение, что в нем нет ничего человеческого; никаких слабостей, зато и никаких достоинств. Он действует, словно бездушная машина, не поддаваясь эмоциям. Его невозможно вывести из себя, рассердить, раздражить. Конечно, мне могут возразить, что хладнокровие — прекрасное качество в человеке. Но в том-то и дело, что Базаров не производит впечатления человека. В его ссорах с Павлом Петровичем гораздо симпатичнее выглядит дядя Аркадия, хотя бы потому, что он живой и обладает своей личной точкой зрения. А какая точка зрения у Базарова? Он берет любое утверждение и просто-напросто отрицает его. Он не пытается оценить искусство. Раз он не молеет его понять, значит, это пустяки. Он никогда не испытывал любви, поэтому имеет смелость утверждать, что ее вовсе не существует. А Павел Петрович знает, что она есть, прошел через это испытание. У него есть право рассуждать о чувствах. Поэтому даже немного смешно смотреть на Базарова, слушать его рассуждения. Ему просто недоступно понимание музыки, поэзии, любви. Он пытается объяснить любое из этих явлений с приземленной, даже с физиологической точки зрения. И это тоже смешно.

Однако, несмотря на это, Базаров очень умный человек. Он одерживает в спорах верх над Кирсановым-дядей благодаря своему спокойствию и рассудительности. Но все же в главах, которые посвящены пребыванию в семействе Кирсановых, Базаров мне мало симпатичен. Скажем, почему он так свысока, даже слегка презрительно, относится к Аркадию? Он ведь пользуется его гостеприимством и называет его своим другом. Может быть, Аркадий ослеплен, подавлен авторитетом Базарова, но он вовсе не глуп. Более того, в том, что касается каких-то бытовых вещей, он гораздо рассудительнее своего старшего товарища. И в конце концов оказывается намного счастливее его. Базаров с иронией отнесся к известию о женитьбе Аркадия. Но, кто знает, не было ли к этому примешано некоторой доли зависти?

— тема, достойная отдельного разговора, по отношению к ним он ведет себя порой крайне некрасиво. Например, в случае, когда он поцеловал Фенечку. При этом он прекрасно знает о ее отношениях с Николаем Петровичем. Он пытается поставить преграду между собой и родителями, но зачем? Ведь лучше, чем кто бы то ни было, он знает, что в нем сосредоточен смысл их существования. Наконец, очень неприятны его циничные замечания в адрес Одинцовой. Но тут ему можно найти оправдание: своим цинизмом он стремится замаскировать рождающееся в его душе чувство. Любовь к Одинцовой, в моих глазах, есть полное оправдание Базарова. Это чувство для него — и наказание, и урок, и искупление одновременно.

Любовь к такой женщине, как Одинцова, — тяжкое испытание уже само по себе. Но когда человек отрицает в принципе существование подобного чувства, то для него любовь становится испытанием невыносимым. Базаров ломается. Услышав отказ из уст любимой женщины, он буквально становится другим человеком. Он пытается забыться: то лихорадочно работает, то впадает в апатию. И тут уже читательское раздражение от его бездоказательных утверждений, высокомерия, эгоизма перерастает в совсем иное чувство — чувство сострадания, сочувствия. Не может быть ничего ужаснее для сильного человека, чем быть побежденным. А Базаров к тому же побежден тем, существование чего вовсе отрицал.

Он, наконец, понимает и сам, что является вполне обыкновенным человеком. И, как всякий человек, он может попасть под влияние столь ненавистного ему «романтизма». Конечно, в конце романа Базарова никак нельзя назвать жалким. Но крушение надежд и убеждений подкосило его. Он стал как будто бы меньше. Несчастья сушат человека.

Базаров — герой, вызывающий уважение. Его сила воли, его ум, характер, решительность — очень привлекательные черты. Когда же оказывается, что он подвластен человеческим чувствам и способен признавать свои ошибки, способен даже вступить в борьбу с тем, что сильнее его, — все это поднимает его в глазах читателя. По крайней мере, в моих глазах это делает его человеком более чем достойным. Раздражение и неприятие, которые вызывал герой в начале романа, как-то сглаживаются, постепенно стираются и превращаются в смешанное чувство уважения и сочувствия.

Моё мнение о Базарове.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году.
Впервые этот роман появился в журнале "Русский вестник" в 1862 году.
Критики оценивали этот роман по-разному.
Д.И. Писарев сказал: "Новый роман Тургенева даёт нам всё то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях".
Но уже другой критик М.А.Антонович говорил, что "новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении".
Как бы не критиковали этот роман, я считаю, что в нем И.С. Тургенев полностью раскрывает актуальную тему не только своего времени, но и всех поколений. Автор не может спокойно смотреть на то, как постоянно спорят "отцы"и "дети", поэтому и пишет роман, в котором, как говорилось выше, раскрывает эту тему. Главный герой романа "Отцы и дети" - Евгений Васильевич Базаров. Это человек высокого роста, с длинным и худым лицом, "с широким лбом, кверху плоским, книгу заостренным носом, большими бакенбардами песочного цвету". Лицо "оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум". Базаров занимается медициной, любит естественные науки, химию.
Впервые читатель знакомится с Базаровым в сцене приезда Базарова и Аркадия домой к Аркадию. Аркадий Николаевич Кирсанов - друг и ученик Евгения Базарова.
Базаров знакомится с Николаем Петровичем Кирсановым - отцом Аркадия и Павлом Петровичем Кирсановым дядей Аркадия.
Аркадий отвечает на вопрос дяди: "Что такое Базаров?". Он говорит, что Базаров нигилист, то есть "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Значит, Базаров - это человек, который всё отрицает. Прочтя эту сцену, где Аркадий рассказывает дяде и отцу о Базарове, я ещё не очень понимаю самого Базарова. Я не могу понять, что, значит, отрицать всё, что же за человек - Базаров.
Дальше автор нам объясняет то, что хотел сказать Аркадий о Базарове.
Базаров был охотник до женщин, но любовь "в смысле романтическом называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни". Он отрицал любовь.
К простому народу Базаров относится с уважением. Он глубоко видит народ, способен быть с ним, считает, что народ равен с ним, потому что он сам выходец из народа. Базаров хочет, чтобы народ учился. Дома у Аркадия базаров знакомится с крестьянами. Они с ним разговаривают на равных. Но когда Базаров приехал к себе домой, крестьяне его не понимали, смеялись над ним, потому что для них Базаров был барином. Они не понимали того, что он хотел.
В доме у Кирсановых Базаров всегда спорил с Павлом Петровичем. У них совершенно противоположные взгляды. Дело даже доходит до дуэли. Павел Петрович не хочет мириться с Базаровым. Он ищет любой предлог, чтобы вызвать его на дуэль.
Я впервые познакомилась с Базаровым. Он показался мне человеком грубым, бездушным, не признающим ничего.
Но, читая роман дальше, я начала понимать, что Базаров совсем не такой, какой хочет казаться.
Базаров полюбил Анну Сергеевну Одинцову. В разговорах с ней он старался показывать своё равнодушие и презрение ко всему романтическому, а оставшись один, "он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Любовь его изменила. Он никогда не думал, что может по-настоящему полюбить, но полюбил. Базаров стал человечнее, стал больше заботиться о других людях.
Даже к родителям он стал относиться по-другому.
Раньше он не любил нежностей своей матери, не любил того, что его родители "тряслись" над ним. Но после того, как он влюбился, начал понимать, что такое любовь.
Только Тургенев начал показывать изменения Базарова, тут же Базаров умирает. И умирает всего из-за одной царапины. Он заражается тифом. Тем самым автор хочет сказать читателю, что такие великие люди, как Базаров, умирают быстро, не успев сделать всё, что хотели. На их место приходят другие люди, и так продолжается из поколения в поколение.
Дочитав роман до конца, я открыла для себя нового Базарова. Я поняла, что Базаров - целеустремленная, твердостоящая на ногах личность. Несмотря на то, что Базаров был нигилист, отрицал все принципы, они у него все равно были. Он ненавидит "аристократишек", живет по расчёту, руководствуясь влечением, отрицает пустые разговоры, признает людей, которые добиваются всего своим трудом. Базаров любит народ за самобытность, но презирает за невежество. Он выступает за честных людей в обществе. Все это принципы демократов. Недаром сам автор говорил о Базарове, что тот "честен, правдив и демократ до конца ногтей". Я согласна с Тургеневым. И поэтому мне нравится Базаров. Если уж он демократ, то будет им до конца жизни. И ещё мне в нем нравится то, что он видел в себе перемены и не отрицал их.
Тургенев говорил, что когда он писал Базарова, то почувствовал к нему восхищение. А когда писал сцену его смерти, то рыдал навзрыд. И это были не слёзы жалости, а следы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.
Тургенев не считал, что Базаровы смогут повести Россию дальше, но и не считал, что это смогут сделать Павлы Петровичи.
Автор хотел взять положительное у одних и у других и считал, что именно это сможет дать толчок на пути развития России. Но его многие не поняли. Получилось так, что Тургеневу самому пришлось раскрыть основную мысль романа.
Значит, какой же сложный и красивый роман создал Тургеневы, что его не так-то просто понять. Но автор всего-навсего показал жизнь, которую нельзя изменить. Отсюда можно сделать вывод, что наша жизнь не так уж и легка, как кажется.
А Тургенев - замечательный автор, который смог так умело отразить в своем произведении сложные жизненные ситуации.
Это может сделать не каждый писатель.
Поэтому нужно отблагодарить Тургенева за его талант, за любовь к народу, для которого он старался написать своё произведение, чтобы тот учился на ошибках героев и впредь не повторял эти ошибки в своей жизни.