Солнце из сказки о мертвой царевне. Добро и зло в нашей жизни (на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина). Да всю правду доложи

(23 )

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая.). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.
Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.

3.3 / 5. 23

Либретто

Пролог

Хор скоморохов
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней,
Первоначальных, чистых дней.

«Царь с царицею простился...»

Хор скоморохов
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
А царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
А царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;

Царица-мать
Ждёшь-пождёшь с утра до ночи,
Смотришь в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.

Хор скоморохов
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог послал царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалёка наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Царица-мачеха

Чернавка
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.

Царица-мачеха
Царь женился на другой!

Царь
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,

Чернавка
Но зато горда, ломлива,

Царь
И умом и всем взяла;

Чернавка
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано

Царь
Было зеркальце одно:

Чернавка
Свойство зеркальце имело:

Царь
Говорить оно умело.
С ним одним она была

Чернавка
Добродушна, весела,

Царь
С ним приветливо шутила

Чернавка
И красуясь, говорила...

Царица-мачеха
Свет мой, зеркальце!
Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Зеркальце
Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.

Сватовство Елисея

Царь
А царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем она росла.
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей –

Сват
Королевич Елисей!

Царь
Сват приехал, я дал слово.
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

Чернавка
На девичник собираясь.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним.

Царица-мачеха
Свет мой зеркальце,
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Зеркальце
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее.
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.

Царица-мачеха
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи мне,
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше!
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир – мне ровной нет.
Так ли? Молви мне в ответ!

Зеркальце
А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее –
Нраву кроткого такого,
Белолица, черноброва.

Царица-мачеха
Бросить зеркало под лавку!
И позвать ко мне чернавку!
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам!

Царевна и чернавка

Чернавка
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. Она
Черной зависти полна –
Делать нечего.
Весть царевну в глушь лесную,
Спорить нечего.
Но связать её живую?..
Делать нечего.
Я царевну в лес свела,
Делать нечего.
И в такую даль свела –
Спорить нечего, –
Что царевна догадалась,
Делать нечего.
И до смерти испугалась,
Спорить нечего...

Царевна
Ты бледна,
Словно дальняя луна.
Почему? Почему на небе тучи?
Иы попали в лес дремучий,
Где не слышно ни души!
Мы одни с тобой в глуши,
Даже ели отшумели –
Тишина.
Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи!
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
Ты, в душе меня любя,
Не схватила, не связала...
Отпусти!..

Чернавка
Не кручинься, бог с тобою.

Царевна
Отпусти меня!..

Чернавка
Я пойду, скажу царице,

Царевна
Пощади меня...

Чернавка
Что красавица-девица
Там, в лесу, стоит одна,
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче умереть.

В доме богатырей

Богатыри
Что за диво! Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты кудрявый,
Братец будешь нам!
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Выдь и покажися,
С нами честно подружися.

Царевна
Извинте, что зашла,
Хоть звана и не была.
До зари в лесу блуждая,
Я на терем набрела.
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась.
Я случайно очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Дом вокруг я обошла,
Все порядком убрала,
Затопила жарко печку,
Засветила богу свечку
Видно сразу мне, что тут
Люди добрые живут;
Видно сразу мне, что тут
Люди добрые живут.

Старший богатырь
Вмиг по речи мы спознали,

Богатырь
Что царевну принимали.

Старший богатырь
Усадили в уголок,

Богатырь
Подносили пирожок,

Старший богатырь
Рюмку полну наливали,

Богатырь
На подносе подавали.

Старший богатырь
От зеленого вина
Отрекалася она.

Сватовство

Богатыри
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса,
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна.
Все мы милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех нас семеро вошло.

Старший богатырь
День за днем идет... Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя. Так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?

Царевна
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,
У меня душа горит,
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.

Старший богатырь
Спрос не грех. Прости ты нас,
Удалимся поклонясь.
Коли так, не заикнуся
Уж о том.

Царевна
Я не сержуся.
Я хочу побыть одна.
И отказ мой не вина,
И отказ мой не вина,
И отказ мой не вина.

Молва

Хор скоморохов
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

Отравленное яблоко

Царица-мачеха
Здравствуй, зеркальце!
Здравствуй, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Зеркальце
Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей.

Царица-мачеха
Как же смела обмануть меня? и в чем!..
Где живёт? Средь зелёныя дубравы, у семи богатырей?
И во всём меня милей?!
Мне иль жить,
Иль царевну погубить.
Вот и яблочко! Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто.

(прикинувшись черницей, Царевне)

В руки яблочко возьми,
К алым губкам поднеси,
Потихоньку надкуси
И кусочек проглоти...
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала!.. (торжествующе хохочет, исчезает)

Богатыри
Спи во гробе, спи во гробе.
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима –
Не досталась никому,
Только гробу, только гробу,
Только гробу одному.

Обращение Елисея к стихиям

Хор скоморохов
Помолясь усердно богу
И отправившись в дорогу
За невестою своей,
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.

Елисей
Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.

Солнце
Свет ты мой,
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил.

Елисей
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.

Месяц
Братец мой,
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала.

Елисей
Как обидно!

Месяц
Погоди! Об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай.

Елисей
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её.

Ветер
Постой,
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.

Ария Елисея

Елисей
Подойду к пустому месту
Посмотреть ещё хоть раз.
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз!
Предо мной,
Предо мной гора крутая;
Вкруг неё,
Вкруг неё страна пустая;
Под горою темный вход.
Под горою темный вход.
А во мгле, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
А в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
Спи во гробе, спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут, дух твой примут,
Дух твой примут небеса.
Мною ты была любима
Только для меня хранима –
Не досталась никому,
Только гробу, только гробу,
Только гробу одному.

(И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила.)

Пробуждение

Елисей
Мне казалось, не дышала.

Царевна и Елисей
Дочка царская жива!
Встретит нас в тени ветвей
Нежной песней соловей.
и восток озолотится,
Лес дремучий озарится.
Вспыхнув утренней росой,
День наступит молодой.
Мы друзей увидим наших,
И пойдут по кругу чаши!
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Зеркальце
Нет в помине тяжких бед!
Ты прекрасна, слова нет,
Ты, царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Много-много светлых лет
Слушай зеркальца ответ:
«Ты, царевна, всех милее,
Всех румяней и белее».

Хор скоморохов
А царевна всех милее,
Всех румяней и белее,
Нраву кроткого такого,
Белолица, черноброва.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово.
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Эпилог «Ай да Пушкин!»

Царевна
Во имя слова и наречия чужого

Елисей
Мы удальством своим пренебрегли.

Зеркальце
Эта сказка вольно дышит русским слогом,

Царь
Старинной речью нашей матушки-земли!

Все

Старший богатырь
Ай да Пушкин, сочинитель и поэт!

Ветер
Шальные песни – словно детские игрушки,

Чернавка
Желают разным вкусам угодить.

Месяц
Но вот однажды в нашу жизнь приходит Пушкин,

Царица-мачеха
Чтоб счастью больше никуда не уходить!

Все
Ай да Пушкин, сочинитель и поэт!
Ай да Пушкин! Пролетело двести лет.
Наши души сохранят далёкий свет.

Солнце
Ай да Пушкин, сочинитель и поэт!

Все
Ай да Пушкин, сочинитель и поэт!
Ай да Пушкин! Пролетело двести лет.
Наши души сохранят далёкий свет.
Ай да Пушкин, сочинитель и поэт!

___ 5 КЛАСС (24)

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки.

Цель урока: ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся..

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные: знать: сюжет и содержание « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки.

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

ХОД УРОКА:

I. Актуализация знаний и умений. Поверка д/з.

1. Вопросы:

1) В каком году родился А.С. Пушкин? (1799 год)

2) Расскажите о его родителях. (Отец – отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать – Надежа Осиповна – внучка любимца Петра Первого арапа Ганнибала.)

3) Благодаря кому из-под пера Александра Сергеевича вышло огромное количество сказок? (Благодаря няне Арине Родионовне Яковлевой.)

4) Что такое сказка? Дайте определение жанру. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)

5) Какие вы знаете виды сказок? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)

6)Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка – это обработанная автором народная сказка.)

2. Проверка план развития сюжета сказки.

План сюжета

1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.

2. «Царь женился на другой».

3. «Но царевна молодая … между тем росла…»

4. «А царевна всё ж милее…»

5. «… вот чернавка в лес пошла…»

6. «Будь нам милая сестрица».

7. «Царица злая … положила иль не жить, иль царевну погубить».

8. «… нищая черница ходит по двору с клюкой…»

9. «В руки яблочко взяла».

10. «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»

11. «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет».

12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».

13. «Лишь её похоронили, свадьбу тотчас учинили».

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Мы продолжим знакомство со сказкой, особое внимание обратим на основные образы в произведении, выделим в них общие черты и различные.

2. Работа по усвоению содержания сказки и характеристике центральных образов.

А) Работа с текстом сказки

Есть ли в сказке традиционная присказка? ( «Это не сказка, не присказка, сказка будет впереди», «Начинается, начинается добрая повесть от Сивка, от Бурка, от вещего Каурка»)

О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории? (Пересказ текста)

Какой предстаёт перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить её характеристику? (Находим слова, подчёркивающие верность царицы, её любовь к мужу)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи (инда – даже)

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга !

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный ,

Издалече наконец

Воротился царь-отец.

(Царица – мать царевны – верная жена, любит мужа, с нетерпением ожидает его возвращения).

-А можем мы то же самое сказать о муже?

Б) Собираем материал о царице-мачехе.

- Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»и др.)

В толковом словаре читаем: « Мачеха – жена отца по отношению к его детям от первого брака».

- Как царица-мачеха описана Пушкиным? (с.92) Что в описании царицы вызывает восхищение, но почему эта красота не радует окружающих? (Внешняя красота скрывает злой, упрямый, сварливый характер. У неё нет настоящих друзей, даже зеркалу, с которым одним была «добродушна и мила», не прощает истины.)

- Найдите глаголы, с помощью которых А.С. Пушкин характеризует царицу, рассказывая об общении её с зеркальцем. (Ученики читают по ролям диалог, в котором зеркало хвалит царицу. Отмечают глаголы: «красуясь, говорила»; «хохотать», «пожимать», «подмигивать», «прищёлкивать», «вертеться», «подбочась», «гордо глядясь».

- А теперь посмотрим, какая царица, когда зеркало говорит правду. (Ученики отмечают глаголы: «отпрыгнет», «замахнет», «хлопнет», «притопнет»).

- Какой предстаёт мачеха? ( Мачеха злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, надменная. У неё нет настоящих друзей, и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила», не прощает истины).

- Как отмстила мачеха царевне и что подтолкнуло её к этому? ( Мачеха приказала чернавке отвести царевну в лес. А подтолкнула её к этому «чёрная зависть» - злостная, коварная, преступная.

- Чем закончится история злобной мачехи? За что она была наказана? («Тут тоска её взяла и царица умерла». Наказана она за жестокое сердце).

В) Охарактеризуем царевну молодую. Используем план рассказа о царевне.

План описания царевны

1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2. Отношение к ней других персонажей сказки:

А) Чернавки;

Б) пса Соколки;

В) семи богатырей,

Г) Черницы (послушаем отрывок из фонохрестоматии)

д) королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

А) в тереме богатырей,

Б) по отношению к окружающим её людям.

Для того чтобы дать характеристику образа царевны, мы выполним поиск материала по группам. Каждая группа отбирает материал по одному пункту плана, который распечатан на отдельных листах.

1 группа Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала… (трудолюбивая)

От зелёного вина отрекалася она;

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила… (благовоспитанная, сдержанная)

«…Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы и умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей». (верна жениху)

2 группа Отношение к царевне других персонажей сказки:

1) Чернавки:

Та (Чернавка), в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, Бог с тобой».

А сама пошла домой.

2 ) Пса Соколки :

Вдруг сердито под крыльцом

Пёс залаял…

Но с крылечка лишь сошла,

Пёс ей под ноги - и лает,

И к старухе не пускает,

Лишь пойдёт старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху…

Прямо яблочко летит…

Пёс как прыгнет, завизжит…

И с царевной на крыльцо

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось!..

3) Семи богатырей:

Братья милую девицу

Полюбили…

Перед мёртвою царевной

Братья в горести душевной

Все поникли головой…

4) Королевича Елисея:

Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой…

Нет как нет! Он горько плачет.

Тёмной ночки Елисей

Дождался в тоске своей…

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой…

3 группа Поведение царевны: 1)в тереме богатырей;

2)по отношению к окружающим её людям.

1) В тереме богатырей:

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку…

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни.

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

2) Отношение царевны к Чернавке:

«Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя!»

Отношение царевны к семи богатырям:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Отношение к нище чернице (монахине):

«Постой,

Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко, -

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

4 группа Отношение автора к героине.

С любовью присматриваясь к героине, Пушкин показывает как её внешнюю («белолица, черноброва»), так и внутреннюю красоту («нраву кроткого такого», «красавица душа»), подчёркивает трудолюбие, внутренне достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность, верность, внутреннюю бесхитростность, доброту. Не случайно для поэта он «царевна молодая», «моя душа».

Г) - Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?

Запишем в тетрадь термин: «Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении содержится то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнить – найти черты сходства и различия».

Проведем сравнительную характеристику героинь и отразим ее в таблице.

Итогом сравнительной характеристики станет таблица, которую мы будем заполнять в процессе работы над образами.

Черты

Царица

Царевна

Общие

Царского происхождения, красивы внешне, умны

Черты различия

злая

завистливая

гордая

своенравная

ленивая

грубая

надменная

жестокосердная

добрая

бескорыстная

скромная

кроткая

трудолюбивая

вежливая

простая

добросердечная

Каких черт больше, сходства или различия? Какой приём помогает раскрыть эти образы?

Мы с вами увидели, что черты характера героинь противопоставляются. Такой приём в литературе называется антитезой

Запишем в тетрадь ещё один термин из литературоведческого словаря.

Антитеза – противопоставление слов, образов, понятий.

- Дайте устную характеристику одного из образов, используя записи в таблице и примеры из текста.

Д) Анализ образа Королевича Енисея.

Расскажите, куда же отправляется Елисей? С кем встречается? Что значит «мудрел»? Почему ему приходится обратиться к Солнцу, Месяцу, Ветру?

Учащиеся зачитывают обращение королевича ко всем трем героям.

Обратите внимание на интонацию и чувства героя при обращении: к Солнцу - с отчаянием, затем возникает надежда, и он мчится к Месяцу; к Месяцу «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру - «кинулся, взывая», очень огорчен, разочарован. Понравился вам Елисей? Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый, умеет добиваться цели.)

I V . Итоги урока.

1. О СКАЗКАХ ПУШКИНА

Несомненно, А. С. Пушкин при написании своих сказок опирался на народное творчество, на рассказы Арины Родионовны, на произведения немецких сказочников братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов») и, конечно, не забыл о шутливом соревновании с В. А. Жуковским на лучшую литературную обработку народной сказки.

Чем сходны литературные и народные сказки?

Есть концовка и зачин, как в народной сказке, в тексте много так называемых фольклорных слов и выражений. Добро торжествует над Злом; отношения между главными героями такие же, как в народной сказке. («Морозко», «Сказка о мертвой царевне...».)

Так какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С. Я. Маршака: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем, за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль...».

2. Чтение и обсуждение статьи «О сказках Пушкина», с. 117-118.

3. Заключительное слово учителя.

За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мертвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? Справедливо ли наказана судьбою царица-мачеха? Почему Пушкин на протяжении сказки называет коварную женщину «царицей», «гневной бабой», «злой царицей», «злой мачехой»? Какова главная мысль сказки? Чему сказка вас научила?

4. Выставление оценок за урок.

V . Д/з. 1) Выразительное чтение наизусть (по вариантам) обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

2) Выучить термины.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». - «Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». - «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». - «Как обидно!» -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». - «Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».

Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним.
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

«Жуковский Спящая царевна» - Мой вариант сказки о спящей красавице. Испытания героев. А.А. Веселовский (1838-1906). Сказочные действия. Миф о деве Солнце. 4. Речевой колорит. Волшебная сказка. В.А. Жуковский «Спящая царевна». Национальный колорит сказок о спящей красавице. В.Я. Пропп (1895-1970). П.И. Чайковский Балет «Спящая красавица».

«Молодой педагог» - Достигнутые результаты форума. Цели «Молодежного Совета Педагогов»: Задачи «Молодежного Совета Педагогов»: Льготы и поощрения молодых специалистов. Сформирована творческая команда единомышленников. «Будущее Российского образования – в руках молодых педагогов!». Создание «Молодежного Совета Педагогов» в ЯНАО.

«Царевна-лягушка» - Пересказ сказки. Композиция, зачин, присказка, сюжет. «Царевна-лягушка». Композиция сказки (построение) Как чаще всего начинаются и заканчиваются народные сказки? Виды сказок. Идея сказки. Русские народные сказки. Билибин Иван Яковлевич: Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка».

«Клуб Молодых Предпринимателей» - департаменты Московского Клуба Молодых Предпринимателей. Клуб МП представляет шестимесячную программу обучения делового английского языка. Новые партнеры, новые знакомства Интересные сделки. ИК Клуба МП объединяет инвесторов и претендентов на инвестиции. Многие молодые предприниматели черпают силы для работы именно в спорте.

«Молодой учитель» - Трудоустройство. Увеличение количества часов практических занятий и работы в школах. Цель. Показатели и индикаторы. Однако в школы Петербурга устраивается не более 350 в год. Молодой Учитель. Возможность получения звания магистра педагогических наук для специалиста – непедагога. Мероприятия. Неподготовленность молодых специалистов.

«Семь богатырей и мёртвая царевна» - А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или выучить наизусть отрывок. Соглашение. Кто пишет сказки? А.С.Пушкин. Каждая есть поэма! Кто в сказке является олицетворение добра и зла? авторская сказка «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях».