Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир. Мысль «народная В чем заключается мысль народная

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее «Война и мир». Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих. Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе. А можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

Образ народа

Толстой включал в понятие "народ" не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи «Война и мир». Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России - Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние - борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого «Война и мир». Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны - зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

«Война и мир»: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому «мысль народная» проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе «Война и мир» имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ - одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе «Война и мир» занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века - тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея «Война и мир». Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд - это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе «Война и мир». Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство «внутреннего тепла патриотизма». Это ощущение становится национальной чертой русского народа. Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Еще одно отличие русских войск от французов - они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны. Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг - защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет «себя меньше жалеть» - так высказал народную мысль Андрей Болконский.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе «Война и мир» тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому - богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Сила народная

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея «Война и мир». Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

и Платон Каратаев

Если разбирать роман «Война и мир» по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев - благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый - умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться - с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

Выводы

Таким образом, народ является основной действующей силой в «Войне и мире». Согласно философии Толстого, один человек не может изменить историю, только сила и желание народа на это способны. Поэтому Наполеон, решивший перекроить мир, проиграл силе целой нации.

— роман, который постепенно трансформировался из некогда задуманного произведения о декабристе в гениальную эпопею о мужественном подвиге нации, о победе русского духа в битве с наполеоновской армией. В итоге родился шедевр, где как писал сам , основной мыслью явилась мысль народная. Сегодня в сочинении на тему: «Мысль народная» мы и попробуем это доказать.

Автор считал, что произведение будет хорошим, если автор полюбит главную мысль. Толстого интересовала мысль народная в работе Война и мир, где он изобразил не просто народ и его быт, а показал судьбу нации. При этом народ для Толстого — это не только мужик, солдат и крестьянин, это и дворяне, и офицеры, и генералы. Словом, народ — это все вместе взятые люди, все человечество, которым двигала общая цель, одно дело, одно предназначение.

В своей работе писатель поминает, что история пишется чаще всего как история отдельно взятых личностей, однако мало кто задумывается, о движущей силе в истории, которой и является народ, нация, дух и воля людей, что объединяются вместе.

В романе Война и мир мысль народная

Для каждого героя война с французами стала испытанием, где и Болконский, и Пьер Безухов, и Наташа, и Петя Ростов, и Долохов, и Кутузов, и Тушин, и Тимохин все сыграли свою роль наилучшим образом. А главное, себя проявили обычные люди, которые организовали отдельные небольшие партизанские отряды и громили врага. Люди, которые сжигали все, чтобы не досталось ничего врагу. Люди, которые отдавали последнее русским солдатам, чтобы поддержать их.

Наступление наполеоновской армии выявила в людях лучшие качества, где мужики, забыв о своих обидах, бок о бок воевали со своими господами, защищая Родину. Именно мысль народная в романе Война и мир стала душой произведения, объединив крестьянство с лучшей частью дворянства одним делом — борьбой за свободу Родины.

Патриотически настроенные люди, среди которых были и бедняки крестьяне, и дворяне, и торговцы — это и есть народ. Их воля столкнулась с французской волей. Столкнулась и показала настоящую силу, ведь воевали люди за свою землю, которую нельзя было отдавать врагу. Народ и сформированные отряды партизан стали дубиной народной войны, которая не дала ни единого шанса на победу Наполеону и его армии. Об этом и написал Толстой в гениальном романе Война и мир, где основной мыслью стала народная.

Сочинение. «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: Образ Наполеона в романе Толстого «Война и мир» Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Патриотическая тема в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Краткое сочинение-рассуждение по литературе для 10 класса на тему: «Война и мир: мысль народная»

Трагичная война 1812 года принесла множество бед, страданий и мук, Л.Н. Толстой не остался равнодушным к переломному моменту своего народа и отразил его в романе-эпопее «Война и мир», а его «зерном», по словам Л. Толстого, является стихотворение Лермонтова «Бородино». В основе эпопеи также лежит мысль об отражении национального духа. Писатель признавал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Так, Толстой воспроизвел «роевую жизнь», доказав, что историю делает не один человек, а весь народ вместе.

По Толстому, бесполезно противостоять естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. В противном случае, участник войны будет терпеть крах, как это было с Андреем Болконским, который пытался взять под контроль ход событий и завоевать «Тулон». Или судьба обречет его на одиночество, как это стало с Наполеоном, который чрезмерно полюбил власть.

Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». В этой, казалось бы, пассивности проявляются глубокий ум и мудрость полководца. Связь Кутузова с народом была победоносной чертой его характера, эта связь сделала его носителем «народной мысли».

Тихон Щербатый – это тоже народный образ в романе и герой Отечественной войны, хотя является простым мужиком, вовсе не связанным с военным делом. Он сам добровольно попросился в отряд Василия Денисова, что подтверждает его самоотверженность и готовность на жертвы ради Отчизны. Тихон отбивается от четырех французов одним только топором – по мнению Толстого, это и есть образ «дубины народной войны».

Но писатель не останавливается на идеи героизма вне зависимости от звания, он идёт дальше и шире, раскрывая единство всего человечества в войне 1812 года. Перед лицом смерти между людьми стираются все классовые, социальные, национальные границы. Все как один боятся убивать; все как один не хотят умирать. Петю Ростова беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?». И вроде как это враг русскому солдату, но одновременно даже в войну нужно по-человечески относится ко врагам. Француз или русский – все мы люди, нуждающиеся в милосердии и доброте. В войну 1812 года такая мысль, как никогда ранее, имела значение. Ее придерживались многие герои «Войны и мира» и, в первую очередь, сам Л.Н. Толстой.

Таким образом, Отечественная война 1812 года вошла в историю России, в ее культуру и литературу как значимое и трагическое событие всего народа. В нем проявился истинный патриотизм, любовь к Родине и национальный дух, который ни под чем не сломился, а только окреп, дав толчок к великой победе, гордость за которую мы до сих испытываем в наших сердцах.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Перед вами великолепное сочинение рассуждение по русской литературе на тему «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л. Н. Толстого «ВОЙНА И МИР». Сочинение рассчитано на учеников 10 класса, однако может быть использовано и учениками других классов в рамках подготовки к урокам русского языка и литературы.

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л.Н. Толстого «ВОЙНА И МИР»

Толстой – один из величайших писателей России. Он жил во время крестьянских волнений, и поэтому его захватывали все важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа и его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Толстой решил искать ответы на все эти вопросы в изучении событий начала XIX века.

По замыслу Толстого, главной причиной победы русских в 1812 году и была эта «мысль народная », это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать. Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту Родины, в народной любви к своему отечеству. Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди России и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа «Война и мир». В нем насчитывается более пятисот действующих лиц. Толстой создал множество неповторимых характеров и показал нам массу людей. Но эти сотня людей Толстой представляет себе не как безликую массу. Весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую Толстой определил как «мысль народную «.

Семьи Ростовых и Болконских отличаются друг от друга по своему сословному положению и по атмосфере, которая царила в их домах. Но эти семьи объединяет единая любовь к России. Вспомним смерть старого князя Болконского. Последние слова его были о России: «Погибла Россия! Погубили! «. Он переживал за судьбу России и судьбы всех русских людей. Всю свою жизнь он служил только России, и, когда пришла его смерть, все его мысли, конечно, были обращены к Родине.

Рассмотрим патриотизм Пети. Петя ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни для отечества. Вспомним Наташу, которая готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. В той же сцене Наташиным устремлениям противопоставляются устремления карьериста Берга. Только лучшие люди России могли совершать подвиги во время войны. Подвиги не могли совершать ни Элен, ни Анна Павловна Шерер, ни Борис, ни Берг. Эти люди не испытывали патриотических чувств. Все их побуждения были корыстны. Во время войны они, следуя моде, перестали говорить по-французски. Но разве это доказывает их любовь к России?

Бородинское сражение — кульминационный момент в произведении Толстого. Толстой сталкивает на Бородинском сражении почти всех героев романа. Даже если персонажи не находятся на Бородинском поле, то их судьбы полностью зависят от хода действий войны 1812 года. Сражение показано глазами невоенного человека – Пьера. Безухов считает своей обязанностью быть на поле битвы. Его глазами мы видим сплочение войска. Он убеждается в правоте слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят «. В отличие от Аустерлицкого сражения участникам Бородинского сражения были понятны цели войны 1812 года. Писатель считает, что совпадение миллионов причин помогает победе. Благодаря желаниям простых солдат, командиров, ополченцев и всех остальных участников сражения, стала возможна нравственная победа русского народа.

Любимые герои Толстого — Пьер и Андрей — тоже участники Бородинского сражения. Безухов глубоко чувствует народный характер войны 1812 года. Патриотизм героя отливается во вполне конкретные дела: оснащение полка, денежные пожертвования. Переломным этапом жизни Пьера становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым. Общение со старым солдатом подводит Пьера к «согласию с самим собой «, простоте и цельности.

Война 1812 года — важнейшая веха в жизни Андрея Болконского. Андрей отказывается от карьеры военного и становится командиром егерского полка. Глубоко понимает Андрей Кутузова, полководца, стремившегося избежать ненужных жертв. Во время Бородинского боя князь Андрей заботится о своих солдатах и пытается вывести их из-под обстрела. Предсмертные мысли Андрея проникнуты чувством смирения:

«Любить ближних, любить врагов своих. Все любить, любить бога во всех проявлениях».

В результате поисков смысла жизни Андрей смог преодолеть свой эгоизм и тщеславие. Духовные искания приводят героя к нравственному просветлению, к естественной простоте, к способности любить и прощать.

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. И одного из них Толстой показал более крупным планом. Этот мужик - Тихон Щербатый, типичный русский крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину. Он был «самым полезным и храбрым человеком » в отряде Денисова, «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами ». В отраде Денисова Тихон занимал исключительное место, «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и невыполнимое- выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, оседлать ее и залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона ». Тихон чувствует сильную ненависть к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким. Но мы понимаем его чувства и симпатизируем этому герою. Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят о нем с ласковой иронией: «Ну, ловок », «эка бестия ». Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который любит этого героя, любит весь народ, высоко ценит «мысль народную» . В романе «Война и мир» Толстой показал нам русский народ во всей его силе и красоте.

Два небольших сочинения - на одну и ту же тему. Немного иронично-компилятивно, на "троечку", но вполне серьезно))). Одно - полстранички по ЕГЭ, второе - страничка - для взрослых, до 15 лет - не читать под угрозой заполнения головы кашей…

Вариант 1.

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие. Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни - простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.


Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого - Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате», умела понять всё то «что было в каждом русском человеке». В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, - русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. В своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, стремятся управлять народной стихией, поэтому действия их обречены. Кутузов, напротив, ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только старается не мешать совершению подлинно исторического события. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Толстой воспел победителя войны - русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир.


Вариант 2.

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Народ выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории. Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной, но мощной «роевой силы». По-Толстому, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей, «естественно».

Толстой представляет метафору мира людей - шар, который видит Пьер во сне - «живой колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной раз-делялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею».

Композиция романа построена таким образом, что каждый из героев проверяется на совместимость с этим шаром, на способность «слиться». Так, князь Андрей - оказывается нежизнеспособен, «слишком хорош». Он вздрагивает от одной мысли о купании в грязном пруду с солдатами своего полка, да и гибнет от того, что не может себе позволить на глазах стоящих под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой…это «стыдно», Но вот зато Пьер может в ужасе бегать, падать и ползать по Бородинскому полю, и после боя поесть «кавардачку» облизанной солдатом ложкой… Именно он, толстый Пьер, способный освоить данную ему «круглым» Платоном Каратаевым шарообразную «мудрость», остаётся невредимым - везде - и на дуэли, и в пекле Бородинского сражения, и в драке с вооруженными французами, и в плену… И именно он - жизнеспособен.

Самые искренние эпизодические персонажи - и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, и мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга», все они, по Толстому - деятельные участники народной, “роевой” жизни, и действуют так не по собственному нравственному выбору, а чтобы сделать свою часть общего «роевого» дела, порой даже не сознавая своего в нем участия.

А ещё интересен народный принцип «естественности» - здоровое бежит от больного, счастье - от несчастья. Наташа совершенно «естественно» не может ждать любимого князя Андрея «це-лый год!», и влюбляется в Анатоля; пленный Пьер абсолютно «естественно» не может помочь ослабевшему Каратаеву и бросает его, потому что, само собой, Пьеру «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда». И видит во сне: «Вот жизнь, - сказал старичок учи-тель... - В середине Бог, и каждая капля стремится рас-шириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растет, сливается, и сжимается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает... - сказал учитель. - Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Идеал Толстого - Платон Каратаев - любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания. « Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал... Он не мог понять цены и значенья отдельно взятого действия или слова» . Приближается к этому идеалу - и Кутузов, задача которого - не мешать действию «роя».

Вся полнота и богатство личных чувств и стремлений, какими бы возвышенными и идеальными они не были у человека в толстовском мире, приводит только к одному - к слиянию с «общим» народным, будь то при жизни или же после смер-ти. Так растворяется Наташа Ростова в материнстве, в стихии рода как таковой.

Народная стихия выступает как единственно возможная сила в войне. « Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие » .

Толстой заслужил называться «красным графом». Опоэтизированная им «дубина» вскоре с той же «глупой простотой», «не спрашивая ничьих вкусов и правил» разгромила «помещиков и дворян», и «слила» всех оставшихся в единый «хрустальный шар» рабочих и крестьян… в единый рой)

Вот уж на самом деле - пророк…

Зы. думаю, что эта толстовская шарово-роевая теория ближе всего - к буддизму.