Путешествие с литературными героями сценарий для подростков. Путешествие в волшебную страну сценарий интеллектуальной литературно познавательной программы. Белоусова Е.В. – заведующий школьной библиотекой

Декада русского языка и литературы

«Язык - наш дар бесценный»

Сценарий литературного ринга "Путешествие в страну Литературию..."

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» Жуковского района Брянской области Мирзоханова М.М.

Литературный ринг для 5-6 классов

ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени;

Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления;

Воспитание умения работать в коллективе, проявлять лидерские качества.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

· В игре участвуют 2 команды по 6 человек.

· Ведущий читает вопросы, играющие внимательно слушают его до конца. В течение 1 минуты команды советуются и принимают решение, кто будет отвечать.

· Капитан команды поднимает сигнал и называет имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

· Выигрывает та команда, которая даст правильный ответ раньше всех, не сделав при этом фальстарта.

· Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.

· Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

Ход литературного ринга:

С умной книгой каждый день встречаться,

Знаний и умений набираться.

Мы читаем про моря и страны,

Про животных, птиц и великанов.

В сказки тоже нам открыты двери-

Мы пойдём за Машей и Емелей.

Встречу эту все мы долго ждали,

И немало книг мы прочитали.

Соревнования сейчас устроим,

Лень, тоску скуку мы прогоним.

Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате - определим, кто же станет победителем! В конце игры наши меценаты наградят победителей.

1 раунд «Разминка»: выявление степени готовности команд к состязанию.

Дополнительные вопросы

1.Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература)

2. Назовите роды литературы? (Эпос, лирика, драма)

3. Этот термин имеют два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин. (Фольклор)

4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:

- зачин и концовку

- повтор эпизодов

- 3-х ступенчатое строение сюжета? (Сказка)

5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

7 . Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? (В 19 лет)

2. Автор этой сказки - известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство - бессмертно.Имя сказочника и название сказки? (Х.К.Андерсен «Соловей»)

3. Имя брата Геракла? (Ификл)

4. За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

5. Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом? («Ночь перед Рождеством»)

6. Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор - цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание - камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику? (Александр Сергеевич Пушкин)

7. Продолжите строчки:

«Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»? («…Лед неокрепший на речке студеной, // Словно как тающий сахар лежит»)

2. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? (Миф)

3. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист? (Аэд)

4. Назовите братьев Зевса? (Аид и Посейдон)

5. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

6. Арина Родионовна - няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия? (Матвеева - в девичестве; Яковлева - в замужестве)

7. Продолжите строчки:

«Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»? («… то,как зверь, она завоет, //то заплачет, как дитя»)

2 раунд «Начало боя»: выявление сильных и слабых позиций команд.

Задание: Определить героев литературных произведений.

1. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули - никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать» («Два Ивана крестьянских сына»)

2. В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»? (Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)

3. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? (Старуха из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

1 . Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»? (Марья Гавриловна из «Метели» А.Пушкина)

2. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»? (Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

3 . «Спереди - совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой? (Чёрт из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

1. Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»? (Емельян Мерцалов из «Чудесного доктора»)

2 . «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это? (Джонни Досерт из рассказа О Генри «Вождь краснокожих»)

3 . «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин. (Трилли, герой рассказа А.Куприна «Белый пудель»)

3 раунд «Схватка капитанов»: борьба капитанов за звание лучшего.

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)

3. Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ? (Королевич Елисей )

4 . Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»? (Ледовое побоище)

5 . Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского? («До колен борода»)

6 . Цвет волос спящей царевны? (Черные)

7 . Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? (Стремянной)

8 . Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? (Гусыня Мими)

9. Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? (В карман)

10 . Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена? (Соловей)

1. Кому принадлежат слова: «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (А.Пушкину)

2. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»? («В некотором царстве жил-был купец»)

3. Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина? (Поэма )

4. Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5. К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

6 . Имя матери И.С.Тургенева? (Варвара Петровна)

7 . В каких отношениях с челядью находился Герасим, герой рассказа Тургенева «Муму»? («… в коротких»

10 . Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон? (Н.Гоголь)

1. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»? (Злые и безобразные)

2 . Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»? (Арбузы и дыни)

3. Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»? (13 лет)

4 . В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»? («Мальчик у Христа на ёлке»)

5 . Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца? (Копьё)

6 . Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»? (Крещенский вечерок)

7. Кто подарил Гераклу лук и стрелы? (Аполлон)

8 . Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»? (Синие)

9. Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»? (Прилучино)

10. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина? (Математика )

4 раунд «Кто сильнее?» (блиц-вопросы):

продолжение литературного ринга

3 . Продолжите пословицу: «Сказка - ложь, а песня - …»? (Правда)

4. Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь)

5 . Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»? (Арабскому)

6. Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?

(11 чародеек)

7 . Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»? ( Иван - дурак)

8 . Назовите имена родителей Геракла? (Зевс и Алкмена)

9. Продолжите: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий…»? («… французы двинулись, как тучи,// И все на наш редут.// Уланы с пёстрыми значками,// Драгуны с конскими хвостами,// Все промелькнули перед нами.//Все побывали тут.»)

10. Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф.Тютчев)

11. Назовите композиционные элементы? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)

12. Каким эпитетом «наградил» М.Лермонтов парус? («Одинокий)

13. Закончите пословицы:

Не торопись отвечать - торопись…. (Слушать)

Не имей 100 рублей, а …. (Имей 100 друзей)

Маленькое дело лучше… (Большого безделья)

Делу время - … (Потехе час)

14. Назовите двусложные размеры стиха. (Ямб и хорей)

15. Кто подарил А.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (В.Жуковский)

5 раунд «Выявление лидера»: борьба продолжается.

Задание: Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.

1. Зеркало, царица, Елисей, Чернавка («Сказка о мёртвой царевне и 7-ми богатырях)

2 . Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь? («Святые мученики князья Борис и Глеб»)

3 . Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей? («Сказка о царе Берендее» В.Жуковского)

4. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица? («Конёк горбунок» П. Ершова )

5. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»? («Соловей» Х.Андерсена)

1. Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай? («Руслан и Людмила». А.Пушкин)

2 . Левко, Голова, Ганна, ведьма? («Майская ночь, или Утопленница». Н.Гоголь)

3. Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша? («Муму», И.Тургенев)

4. Дуня, старый смотритель, служанка, Минский? («Станционный смотритель», А.Пушкин)

5 . Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод? («Левша». Н.Лесков)

1. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша? («Сказка о жабе и розе», В.Гаршин)

2. Жилин, Костылин, Дина, Абдулла? («Кавказский пленник», Л. Толстой)

3 . Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш? («Сказание о Кише», Д.Лондон)

4 . Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника? («Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах, Т.Габбе )

5 . Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев? («Сын полка», В.Катаев)

6 раунд «Риторический»: проверка домашнего задания.

Каждая команда представляет на суд жюри выразительное чтение стихотворения школьной программы.

7 раунд « Завершающий»: выявление явных лидеров.

Задание: определить ХВС в данных отрывках.

ВЕДУЩИЙ : Подведем итоги! Слово жюри.

(Выступление председателя жюри)

ВЕДУЩИЙ : Итак, наше путешествие в страну Литературию завершилось. Сегодня мы практически применили школьные знания, проверили способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени. Получили хороший результат.

(Награждение победителей и участников литературного ринга)

Театрализованная квест- игра «Путешествие по Книжному океану» разработана для организации внеурочного времени по предмету (литература).

Действующие лица :

Ведущий,

Баба Яга,

Гарри Поттер,

Хранитель «Аллеи звезд»,

Винни Пух,

Хранитель «Кода да Винчи»,

Карлсон,

Пират

Ведущий:

Приветствую вас, друзья, на нашем корабле! Сегодня у нас состоится необычное путешествие – мы отправимся в морской круиз по Книжному океану. Конечная наша остановка – Остров Сокровищ, на котором, как говорят, ещё в стародавние времена пираты зарыли клад. Путь будет сложный. На каждой остановке вам предстоят серьёзные испытания, в конце которых вы получите заветное слово из высказывания известного учёного. Пройдя все испытания, на Острове Сокровищ вы должны будете собрать из всех слов предложение. Для лучшего ориентирования мы раздадим вам маршрутные карты. (приложение № 1. «Маршрутная карта»).

Первый этап: «Избушка на курьих ножках »

Баба-Яга держит ключ:

«Здрасьте! Что надо сказать, чтобы в избушку мою войти! (Дети говорят: «Избушка, избушка…»). А вот чтобы ключик получить, надо загадку разгадать. Загадка сказочная, с юмором.

Загадка : Назовите имя женщины, которая первой покорила воздушное пространство и стала владелицей первого в мире летательного аппарата. (Баба –Яга и ступа) 2балла. Ну, конечно, это все Я, Баба-Яга! Заходите (отдает ключ). А хотите знать, сколько мне лет? Тогда отгадайте загадки и запишите отгадки цифрами по порядку. Задание : отгадайте загадки и запишите отгадки цифрами по порядку. У Вас должно получиться число из ЧЕТЫРЕХ цифр. За каждую цифру – 1 балл.

1.Стоит она среди листа Одна, когда тетрадь пуста. Задрав свой нос до потолка, Она бранит ученика. И словно цапля средь болот Его за лень она клюет. Хоть у нее одна нога, Она стройна, горда, строга. Ни журавль то, ни синица. А всего лишь...(единица)

2.Дополни пословицу: «Знаю, как свои … пальцев» (пять)

3. Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет.(шесть) 4.Вспомните слова из песни «Весёлая компания» на слова Сергея Михалкова: Красота, красота, Мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая. Вот компания какая!

Вопрос: Из скольких членов состояла компания? (шести)

Ответ: 1566 лет (за каждую правильную цифру в правильном порядке по 1 баллу)

А теперь в путь, по неведомым дорожкам, где следы невиданных зверей.

Стражи «следов невиданных зверей»,

Оформление места: на полу нарисованы и по стенам развешаны следы зверей

5 часовых возле пяти следов-загадок (можно предложить любые загадки). Каждый след – загадка 1 балл.

Второй этап

Гарри Поттер: «Здравствуйте. Вы прибыли на «Остров Книжных Джунглей». Чтобы получить заветный ключ, отгадайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком (КНИГА)

Предлагаю вам «Библиотечные бродилки»

Задание : выберите из команды 2 человека, которые за 1 минуту найдут на книжных полках книгу, отрывок из которой вы прочитаете вместе. 5 баллов

«Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул забор, со вздохом обмакнул кисть в известку, провел кистью по доске, взглянул на забор: как много осталось красить, опять вздохнул и в отчаянии опустился на землю.

Из ворот показался Бен. Он прыгал, приплясывал и грыз яблоко. Том увидел его, и вдруг ему пришла в голову гениальная мысль! Том взял кисть и спокойно принялся за работу, не обращая внимания на Бена: сделает мазок, отойдет – полюбуется на свою работу».

А теперь ваша дорога лежит через Остров, название которого надо отгадать уже сейчас, и получить заветные баллы.

Задание : Название состоит из словосочетания «существительное в И.п. + существительное в Р.п.»:

Сущ. И.п.- это дорога в парке или в саду, обсаженная с обеих сторон деревьями или кустарниками.

Сущ. Р.п – это ответ на загадку «Золотые угли по небу разбросаны» 5 баллов. «Аллея звезд» (доска почета «Гордость школы»).

Третий этап

Оформление места «Аллея звезд».

Указательный столб, на котором написано: «Направо пойдешь – ничего не найдешь. Налево пойдешь – «Зеленый Остров» найдешь».

Угадай, куда идти, и дополнительные баллы получи.

Задание:

1.Рядом находится хранилище знаний о растениях, животных, человеке (кабинет биологии – 1 балл)

2. Назвать имя хозяйки этого хранилища и его перевод (Виктория «победа» - 1 балл)

Четвертый этап

Оформление места «Зеленый Остров».

Цветы, зонт и предметы из «Бюро находок».

Вини-Пух: Всем здравствуйте. Да будут сладкими ваши дни. Ой, ЗОНТ! Кто его потерял? (какой литературный герой (героиня)?

Ответ: МЭРИ ПОППИНС – 1балл

Да! Как это печально – терять свои вещи…Помните историю про потерянный хвост моего друга? Вот я решил организовать «Бюро находок».

Задание: за 1-2 минуты угадать героев литературных произведений или название, которые могли потерять эти предметы: 1 балл за каждого + 1 балл за название произведения + 1 балл за автора.

Предмет

герой

название

Зеркальце

Царица-мачеха

Горшочек с шариком

Вини-Пух

Полено

Папа Карло

Яблоко

Чернавка

Самовар

Муха-Цокотуха

Горошина

принцесса

Азбука

Буратино

Можно использовать любые другие предметы из литературных произведений: крем («Мастер и Маргарита»), веретено («Спящая царевна»), шашки («Мертвые души»), микроскоп («Левша») и другие.

Пятый этап

Здравствуйте. Вы на Полуострове «Неразгаданных тайн».

Задание «Код да Винчи» 1: Великий Леонардо да Винчи зашифровал фамилии писателей. Среди буквенной путаницы найди как можно больше фамилий писателей. Максимально 13 баллов (1 балл за фамилию).

ЙЦУКЕНГШЩЗ БУНИН ХЪФФЫВАПРОЛ АНДРЕЕВ ДЖЭЯЧСМИТЬ ТУРГЕНЕВ БЮЙЦУКЕНГЛЕСКОВШЩЗХЪФЫВАППРИШВИНРОЛДЖЭЯЧРПТИУМТВЕНКАТАНОВИТКРЫЛОВЫНСКИЙЕНГШЩЗХЪФЫПУШКИНВАПРОЛДЖЭЯЕРЁМИНЧСМИЛЕРМОНТОВЙЦУКЕНГШЩ УГРОШИТКТРОЕПОЛЬСКИЙТДЛОНЕМАВКПРРТОЛСТОЙИОРТОАВБЛРЕРШОВОЛТЬЬПРНАВЫНОСОВООРЛАПИРТАК

Шестой этап

Остров «Сладких Грез»

Карлсон: «Приветствует Вас в меру упитанный, но жутко симпатичный мужчина в самом рассвете сил. Все вы знаете, что я любитель сладкого. Особенно – варенья. Да только добраться до него не просто. Помогите… А?!

Задание : «Кому что принадлежит?» Подобрать к словам, расположенным в левой колонке, соответствующие имена собственные.

Седьмой этап

Пират : Ага, попались! Как вы посмели проникнуть на нашу территорию? Вы хоть представляете, к кому вы попали и что мы с вами сейчас сделаем?!

Я лихой морской пират,

Мне сам черт давно не брат.

Я любому в море враг,

Надо мною черный флаг.

Мой приют в морской дали,

Там я граблю корабли.

А бывает, что топлю

И сокровища коплю.

Глазу мил такой пейзаж:

Волны, драка, абордаж.

Я люблю разбоем жить

И с акулами дружить

Что? Клад найти хотите? А найти клад непросто. Вот Вам «записка». А разгадать Вам её поможет морская семафорная азбука.

Ответ: КЛАД ЛЕЖИТ В СУНДУКЕ. СУНДУК ПОД СТОЛОМ.

Ребята находят сундук с кладом (конфеты – золотые монеты). Открывают, там «БОМБА» (надутый шарик с надписью «Минус 5» и тиканье часов).

Примечание: тиканье часов можно скачать в Интернете.

Надо за 1 минуту выполнить финальное задание, иначе «Бомба» взорвется(лопнет шарик)

Финальное задание: Сложить «части» цитаты

«Книги –

корабли мысли,

странствующие

по волнам времени

и бережно несущие свой

драгоценный труд

от поколения к поколению».

Цель и задачи игры

  • поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения;
  • активизировать и развить творческие способности кадетов;

Оформление

  • На сцене картина Библиотечная страна, выставка книг писателей-классиков, два стола (или две парты), стулья для игроков. В зале - места для членов жюри.

Музыкальное оформление

Любая веселая музыка, которую можно включать на протяжении всей игры в качестве заставок.

Подготовка

В игре принимают участие три команды по три человека.

В жюри приглашаются учителя, воспитатели, кадеты старших классов.

Для проведения игры заранее подготовлены три копии картины Библиотечная страна (в масштабе) с указанием маршрута путешествия, карточки с заданиями (вопросы подбираются в соответствии с программой по литературе). Чистые листы бумаги и фломастеры для выполнения заданий (либо ответы на вопросы пишутся на карточках с заданиями). Предлагаемый сценарий игры для 5 -го класса.

В ходе игры также принимают участие зрители каждой команды, правильный ответ на вопрос приносит дополнительные баллы команде, зрителю - карточку.

Команда - победитель награждается призами, другие команды и активные зрители (набравшие большее количество карточек) получают сувениры.

Игру проводит Ведущий (в роли ведущего могут быть зав.библиотекой, воспитатели, учителя).

Ход мероприятия

На сцену выходит Ведущий.

Ведущий: Здравствуйте!

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по Библиотечной стране, по книгам, которые написали классики мировой литературы. В нашей литературной игре примут участие три команды, которые я приглашаю на сцену.

Команды поднимаются на сцену.

Оценивать нашу игру будет жюри (представление членов жюри ). И, наконец, аплодисменты всем, кто в зале, это не просто зрители, а активные болельщики.

Начинаем игру.

Звучит музыка (несколько тактов).

Ведущий: Командам выдается карта Библиотечной страны с указанием маршрута путешествия. Прежде, чем начать игру, предлагаю назвать команды. Игроки могут посовещаться, а я расскажу зрителям и жюри ход нашей игры.

Начало нашего путешествия - родник Поэзии. Далее через пролив Поговорок мы попадаем в море Энциклопедий, обойдем остров Сказок, по Былинному морю, через пролив Истории попадем в океан Прозы. У озера Фантазий сделаем привал, обойдя полуостров Приключений, по морю Газет попадем на Словарные острова. Встретим бурю в океане Учебников и причалим в долине Грёз. Затем путешествуем по суше. По дороге Повестей, по тропе Рассказов подойдем к горам Трудолюбия. Конечная цель путешествия - вершина Знаний. Все это - шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

Звучит музыка (несколько тактов).

Ведущий: Команды ":" , ":" ":" получают первое задание. Родник Поэзии.

Задание1. Вспомните отрывок из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила и вставьте в текст пропущенные слова.

Правильный вариант

У: дуб:; У лукоморья дуб зеленый;
Златая: на дубе том: Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью: ученый И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи:; Все ходит по цепи кругом;
Идет: - песнь заводит, Идет направо - песнь заводит,
: - сказку говорит. Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший:, Там чудеса: там леший бродит,
: на ветвях сидит; Русалка на ветвях сидит.

Время на выполнение задания - 2 минуты. Максимальная оценка - 3 балла.

Звучит музыка.

Ведущий: Время. Команды, прошу сдать задание в жюри. И мы ждем первые оценки.

Жюри оглашает оценки.

Ведущий: Пролив Поговорок. Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу речь. Порой в разговоре мы произносим пословицу и не замечаем этого. Второе задание покажет нам, хорошо ли вы знаете наши пословицы.

Задание 2. Назовите пословицы о книгах, учебе. Три пословицы - три балла, каждая следующая - дополнительный бал. Время на выполнение задания - 5 минут.

Пример пословиц:

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Век живи - век учись.

Повторенье - мать ученья.

Книга - друг человека.

Книга мала, а ума придала.

Смотрит в книгу, а видит фигу.

Ведущий: А зрителям предлагаю вспомнить поговорки. Я буду говорить первые слова поговорки, вы продолжите её. Поговорки простые, на все случаи жизни. Каждая пословица - балл.

Ведущий: Думаю, команды выполнили задание досрочно. Пожалуйста, отдайте ваши труды в жюри. Сейчас мы узнаем итоги задания.

Жюри зачитывает пословицы написанные командами, объявляет результаты задания и итог игры.

Ведущий: "Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят". Мы на острове Сказок.

Поговорим о сказках. Вспомним то, что проходили на уроках литературы.

Задание 3. Командам надо ответить на четыре вопроса.

1. Имя героя сказки, который разбудил возлюбленную? (Королевич Елисей, А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

2. Что позволяло герою сказки "Черная курица, или Подземные жители" знать всё, не уча ничего? (Алеша получил конопляное зерно ), А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители".

3. Что пообещала королева за корзину подснежников в сказке "Двенадцать месяцев"?

("Мы дадим столько золота, сколько поместится в корзине, пожалуем бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании")

С. Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

4. Какое прозвище было у Фильки, героя сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"?

(Прозвище Фильки "Ну Тебя") К. Паустовский "Теплый Хлеб"

Время на выполнение задания - 3 минуты. Максимальная оценка 3 балла.

Звучит музыка.

Ведущий: Команды отвечают на вопросы, а я предлагаю вопрос болельщикам, на мой взгляд, сложный. Кто ответит на него, заработает 3 балла.

Вопрос зрителям: "Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят". Как называется это произведение и кто его автор? (Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

Ведущий: Команды готовы. Умные у нас "путешественники", и это задание для них выполнимо. Попросим жюри оценить знания игроков.

Жюри объявляет результаты задания и общий итог игры.

Ведущий: По Былинному морю, через пролив истории мы попадаем в океан Прозы.

Думаю, что прозаических произведений написано больше чем стихотворных.

Задание 4. Назовите прозаические произведения. Побеждает та команда, которая назовет больше произведений. Максимальная оценка - 3 балла.

Прошу тишины в зале. Игроки команд готовы - начинаем!

Прозаические басни?

Ведущий: Как оценит жюри это задание?

Жюри объявляет результаты задания и общий итог игры.

Звучит музыка.

Ведущий: Предлагаю отдых у озера Фантазий. Кадеты любят читать книги о приключениях с фантастическими героями, детективы, страшилки.

Сейчас я задам вопрос для всех, знания и быстрота реакции принесут 2 балла. Я прошу жюри определить того, кто первый верно ответит на вопрос. Готовы? Внимание, вопрос.

Вопрос для всех: В нашей библиотеке на полке "фантастика и приключения" эти книги стоят практически рядом. В названии книг есть общее слово, название книг состоит из двух слов.

Назовите эти книги. ("Человек - амфибия", Александра Беляева и "Человек - невидимка" Герберта Уэллса).

Звучит ответ.

Если ответ не прозвучал, слова Ведущего: Печально, я назову эти книги и советую вам прочитать их.

Ведущий: А теперь вопрос для команд. Правильный ответ принесет команде 2 балла.

Вопрос: Назовите имя героя, который заключил выгодную сделку и получил несметные богатства, среди которых: яблоко (вернее всё, что от него осталось), бумажный змей, дохлая крыса, 12 алебастровых шариков, осколок синей бутылки, кусок мела,шесть хлопушек.

(Том Сойер, Марк Твен, "Приключение Тома Сойера).

Ведущий: Прошу жюри сказать сумму баллов за ответы на вопросы и итог игры.

Ведущий: Наше путешествие продолжается. Огибаем полуостров Приключений, мимо Словарных островов попадаем в океан Учебников. Мимо которого не пройти. Вопрос для команд. Правильный ответ - 2 балла. Прошу тишины.

Вопрос: Сколько учебников вы получили в этом учебном году? (ответ - 14 ).

Ведущий: Пожалуйста, жюри, приплюсуйте 2 балла к результатам команды ":".

Задание 5. Командам надо ответить на 3 вопроса.

1. Должность Герасима в рассказе И. Тургенева "Муму".

(дворник)

2. Назовите героев-детей повести Короленко "В дурном обществе".

(Вася и Соня,Валек и Маруся)

3. Кто вылечил зайца в рассказе К. Пришвина "Заячьи лапы"?

(детский врач Карл Петрович)

Ведущий: Вновь ждем оценок.

Жюри объявляет сумму баллов за вопросы и общий итог игры.

Ведущий: Ура! Горы Трудолюбия. Покорим вершину Знаний блицзаданием !

Что означает приставка к слову блиц . Это первая часть сложных слов со значением очень быстрый (Ожегов, Толковый словарь русского языка). Время на выполнение блицзадания -минута, семь заданий за минуту, каждое задание - 1 балл. Максимальное количество баллов - 7.

Мы "путешествуем с классиками", поэтому вопросы блицзадания о классиках литературы, по произведениям классиков.

Блицзадание:

Что послано на завтрак Голубушке - вороне? (кусочек сыру).

Кто рассказал о Бородинском бое? (дядя, "Скажи -ка, дядя, :).

Кто "Все ту же песню поет, Все ту же лямку несет:" (бурлак, Н.Некрасов "На Волге").

Имя писателя Чехова? (Антон).

Героям повести В. Короленко этот предмет принес одновременно и минуты радости, и минуты тревоги. (Кукла, Марусе - радость, Васе - тревогу,В.Короленко "В дурном обществе").

"Еще в полях белеет снег,
А: уж весной шумят -:"

Впишите пропущенное слово (воды, Ф.Тютчев, "Весенние воды").

Главная книга П. Бажова: Малахитовое лукошко

Малахитовая чаша

Малахитовая шкатулка

Укажите правильное название книги. (Малахитовая шкатулка).

Ведущий: Команды выполняют задание, а я предлагаю последнее шуточное задание зрителям .

В руках у меня книга. Кто точнее угадает количество страниц в книге, получит её в подарок.

Вручается книга победителю.

Ведущий: Время на выполнение блицзадания истекло. Команды передают ответы в жюри.

Ждем подведения итогов блицзадания и общий итог игры.

Звучит музыка.

Оглашается общий итог игры и фамилии активных болельщиков.

Ведущий: Отличная игра! Для награждения команд и активных зрителей приглашается:..

А мне остается добавить: "Спасибо всем участникам команд за интересную игру, зрителям - за поддержку, жюри - за честность и понимание.

Награждение победителей и вручение сувениров второй команде и активным болельщикам.

Литература.

  1. Литература.5кл. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4ч.
  2. Авторы-составители. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин
  3. 7 -е изд., перераб.- М.: Просвещение - ОАО "Московские учебники", 2006.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа­интернат № 1
Основного общего образования г. Томска
«ЛИТЕРАТУРНАЯ КРУГОСВЕТКА»
Игра­путешествие
Составитель:
Беляева Ирина Ивановна,
воспитатель
МБОУ школы­интерната№1
1

г. Томск ­ 2013
«ЛИТЕРАТУРНАЯ КРУГОСВЕТКА»
Игра­путешествие
(для младшего и среднего школьного возраста)
Цель: Воспитания у детей бережного отношения к книге, развитие
любознательности, кругозора и интереса к чтению, развитие творческих и
сценических способностей, приобщение к миру любителей книг.
Оборудование:
 Красочные указатели: «Поляна сказок», «Замок сказок», «Бульвар
природы и экологии», «Река Поэзии и Песен», «Площадь друзей».
 Клубок ниток.
 Набор пакетиков из ткани или коробочки из киндер­сюрпризов с
разными наполнителями (пахучие травы, лавровый лист, чеснок и т.д.).
 Вязанные пальчиковые фигурки­персонажей к сказке «Рукавичка»
(украинская народная сказка).
 Разрезные картинки – слова «Названия сказки».
 Подборка небольших стихов о Томске.
 Подборка музыкального сопровождения.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я рада
вас приветствовать. Вокруг нас тысячи книг. И все они учат доброте и любви.
И сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие. А что вас ждет ­
интересно узнать? Вам очень хочется всё посмотреть?
Дети: Да.
Ведущий: Вас ожидает много интересного: «Поляна Сказок» и «Замок
Сказок», «Бульвар природы и экологии», «Река Поэзии и Песен», «Площадь
друзей». Книги нужны, чтобы их читать. А вы, ребята, любите читать?
Давайте проверим готовы ли вы к путешествию, читаете ли вы?
Дети: Да!
Ведущий: Сейчас мы проведем небольшую викторину.
Викторина «Читаете ли вы?»
1. Что потерял ослик Иа­Иа? (Хвост).
2. Смерть свою он хранил на конце иглы (Кощей Бессмертный).
3. С кем девочка Элли путешествовала в Изумрудный город? (Тотошка,
Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев).
4. Как звали девочку, которую нес в коробе Медведь? (Маша).
5. Как звали девочку, растопившую ледяное сердце? (Герда).
2

6. Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса).
7. Прикольная Бабушка, живущая в избушке на курьих ножках? (Баба­
яга).
8. Кто снес золотое яичко? (Курочка­Ряба).
9. Какое время года пропела попрыгунья – стрекоза? (Лето).
10.Большой овощ, который не мог вытянуть из земли дед? (Репка).
11.Как звали вожака стаи в «Маугли»? (Акела).
Ведущий: Молодцы, ребята! Я рада, что среди вас многие любят читать,
любят книги. Ребята, а вы, знаете, как надо с книгой обращаться?
Дети: Да!
Ведущий: Это мы сейчас проверим и за одно повторим правила обращения с
книгой. Предлагаю вам игру «Да – нет».
Игра «Да – нет»
Что любит книжка?
Обложку - Да.
Грязные руки - Нет.
Закладку - Да.
Дождик и снег - Нет.
Бережное отношение - Да.
Ласку - Да.
Яичницу -Нет.
Чистые руки -Да.
Валяться на полу - Нет.
Драться - Нет.
Жить на книжной полке - Да.
Любознательных читателей - Да.
Ведущий:
Теперь я точно знаю всё про вас:
Хорошие вы детки, много умниц среди вас.
Уж так и быть, дружить мы станем с вами,
Но прежде клятву верности должны нам дать.
Я буду вслух её читать, а вы за мною повторять.
­ Клянусь быть аккуратным и примерным читателем!
­ Клянусь беречь, любить и уважать книги!
­ Знания, полученные при чтении книг, клянусь использовать только в добрых
делах, на благо людям!
­ Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Итак, вы готовы к путешествию? Тогда в путь.
Нас книжки в город пригласили.
3

Смекалку вы не позабыли?
Хочу предупредить заранее,
Что впереди ждут испытания.
До старта несколько минут,
В деревне Сказкино нас ждут.
Как тут не выбирай пути,
Ее никак не обойти.
Так поторопимся! Нас с вами
Ждет встреча с добрыми друзьями.
Давайте бросим вдаль клубок
И нет сомнений даже,
Что нужную из всех дорог
Он сразу нам укажет.
Счастливого пути!
А чтобы путь показался вам не таким далеким, давайте споем куплет из
песенки «Если с другом вышел в путь...».
(песня)
Ведущий: Много удивительных открытий,
невероятных приключений
переживет любознательный читатель. Нам предстоит совершить путешествие
по страницам литературных произведений.
Все девчонки и мальчишки
Знаем, очень любят книжки,
Любят сказки, любят песни...
А чтоб было интересней,
Приглашаем поиграть,
Все заданья разгадать.
Ведущий: Первая остановка «Поляна сказок». Сказка! Она давно знакома вам.
Еще не умея читать, вы слышали эти завораживающие душу слова: «В
некотором царстве, в некотором государстве жил­был...». Сказка всегда
считалась выдумкой, но выдумкой полезной. Вы хотите посмотреть на себя со
стороны и избавиться от недостатков, которых раньше не замечали? Прочтите
еще раз внимательно повесть­сказку Виталия Губарева «Королевство кривых
зеркал».
Внимание! Вопрос первый: В чем особенность имен всех главных героев этой
сказки?
Ответ детей: Имена читаются наоборот: Оля – Яло, Жаба – Абаж, Друг –
Гурд, Гадина ­ Анидаг.
Ведущий: С момента появления на свет человек начинает учиться. Его учат
солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая
песня, веселая игра и любимая книга. Быть незнайкой не только стыдно, но и
опасно. И вы в этом убедитесь, если познакомитесь с главным героем книги
Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Витей Перестукиным.
4

Вопрос второй: Какой знак препинания больше всех был обижен Витей
Перестукиным?
Ответ детей: Запятая.
Ведущий: На «Поляне сказок» стоит «Замок Сказок». Вам необходимо пройти
через него, чтобы попасть на следующую остановку. И здесь вас ждут
следующие испытания:
 Из разрезанных слов составить правильное название сказки.
Игра «Собери название сказки»
Терем ­ теремок Муха – Цокотуха
Сивка – бурка Красная шапочка
Старик Хоттабыч Жар – птица
Сестрица Алёнушка Цветик – семицветик
Курочка ряба Лиса и заяц
Аленький цветочек Три медведя
Кот в сапогах Крокодил Гена.
Ведущий быстро задает вопрос, на который должен быть дан моментальный
ответ (Следует обратить внимание, что некоторые вопросы могут иметь
несколько вариантов правильных ответов).
«Блиц – опрос»
1. В какой сказке герой меняет свой голос, чтобы достичь цели? (Волк в
сказке «Волк и семеро козлят»).
2. Героя какой сказки похищают птицы? (Ванюшку в сказке «Гуси­лебеди»).
3. Кому стал тесен домик? (Зверятам в сказке «Теремок»).
4. Кого чуть не погубило любопытство? (Петушка в сказке «Петушок –
Золотой Гребешок», Машу в сказке «Три медведя»).
5. Кто пострадал из­за своей лени? (Поросята Ниф­Ниф и Нуф­Нуф в сказке
«Три поросенка»).
6. Кому помогло знание ботаники? (Мужику в сказке «Мужик и медведь»).
7. Герой какой сказки попадает в разные неприятные ситуации, потому что он
не пошел в школу? (Буратино в сказке «Золотой ключик»).
8. Какого героя спасли любовь и самоотверженность девочки? (Кая в сказке
«Снежная Королева»).
9. В каких сказках рыбы помогали людям? (Щука в сказке «По щучьему
велению», Золотая рыбка в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»).
10. Кого в русских сказках изображают хитрой? (Лису).
 Дети должны ответить на необычные вопросы.
«Викторина ­ уморина»
1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
(Колобок).
5

2. Назовите героиню русской народной сказки,
которая была
сельскохозяйственным продуктом? (Репка).
3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а
две лучше»? (Змей Горыныч).
4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья, говоря
умным, взрослым языком, проблемы жилищно­коммунального хозяйства?
(Теремок).
5. В какой русской народной сказке брат не слушался сестру, один раз
нарушил санитарно­гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
(«Аленушка и братец Иванушка», попил из лужи - превратился в
козленка).
6. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным
способом? Какие слова он при этом должен был произносить? (Волк,
опустив хвост в прорубь, говорил: «Ловись, рыбка, большая и маленькая).
7. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила).
8. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной
сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее
звали? (Курочка Ряба)
Ведущий: Дальше покатился наш клубок. И наша следующая остановка
«Бульвар природы и экологии».
«Литературно­детективные загадки»
Ведущий: На этой остановке я предлагаю вам ребята стать юными
детективами. И для начала необходимо ответить на следующие вопросы.
Вопрос: Настойка из этого растения действует на человека как
успокаивающее средство, а кошки от него возбуждаются. Не случайно это
растение зовут кошачьим корнем. Читавшие «Приключение Тома Сойера»
Марка Твена, вероятно, помнят эпизод, когда Том угостил кота Питера
лекарственными каплями. «Он заплясал посреди комнаты в бешеном веселье,
склонив голову к плечу и всем выражая неукротимую радость. Потом он
помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение». Из какого
растения была сделана настойка?
Ответ: Валериана.
Вопрос: В сказке Андерсена «Дикие лебеди» Элиза плела рубашки для своих
братьев. Из какого растения она это делала.
Ответ: Из крапивы.
Вопрос: В сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях» насекомое укусило сватью бабу Бабариху. Как называется
насекомое и куда оно укусило героиню?
Ответ: Шмель, в нос.
Вопрос: Цветочек для доброй, ласковой девочки.
6

Ответ: Аленький цветочек из сказки Аксакова.
Вопрос: Орех, с помощью которого можно было снять колдовство с
человека.
Ответ: Орех кракатук. Сказка А.Гофмана «Щелкунчик».
Вопрос: Какие птицы «спасли Рим»? Этих птиц используют для
предотвращения ограблений.
Ответ: Гуси. Произошло это, согласно преданию, следующим образом. В
ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на
Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только
гуси, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготом римских воинов.
Дело в том, что гуси ­ птицы очень осторожные, и отдыхающая стая всегда
выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности.
Вопрос: Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает
множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не
захотели помочь хозяйке. Кто её выручил?
Ответ: Комар.
Ведущий: А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в детективную игру
«Узнай по запаху» (Для этой игры необходимо подобрать листочки полыни,
мяты, пижмы, ромашки пахучей, тимьяна, душистые плоды ягодных растений.
Можно добавить лук, небольшую веточку сосны, листья укропа и т.д. Каждый
образец помещают в баночку и закрывают крышкой с дырочками. Играющие
должны по запаху узнать, что это за растение).
Дальше наш путь лежит к «Реке Поэзии и Песен».
И широка, и глубока,
Переливается река,
Она то плавная течет,
То с гор стремглав несется,
И все богатство этих вод
Поэзией зовется.
Давайте вдоль реки шагать,
Туда лежит дорога,
Пришла пора стихи читать.
Вы знаете их много?
Ну, кто любимые сейчас
Стихи, друзья, прочтет для нас?
Ведущий: А теперь ребята, я предлагаю вам прочитать стихи о нашем городе.
Дети читают заранее разученные стихи о родном городе Томске.
(Приложение №1)
7

Ведущий: А сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс. Я буду читать
определение к детской песенке, вы угадываете ее, а затем все поют куплет
этой песни.
Конкурс «Все мы песни перепели»
1. Песенка о части суши, окружённой водой, жители которой счастливы от
постоянного поедания тропических фруктов («Чунга­Чанга»).
2. Песенка о средстве передвижения небесного цвета («Голубой вагон»).
3. Песенка о том, как лохматое существо исполняет музыкальную
композицию и одновременно принимает солнечные ванны («Я на солнышке
лежу»).
4. Песенка о растении, выросшем в условиях дикой природы и срубленном
мужичком («В лесу родилась елочка»).
5. Песенка о том, как весело маршировать с коллективом («Вместе весело
шагать»).
6. Песенка о маленьком существе­насекомом, по цвету напоминающем некий
овощ («В траве сидел кузнечик»).
7. Песенка о том, что плохие погодные условия не могут испортить праздник
(«Неприятность эту мы переживем»).
Ведущий: Прочитали стихи, спели песни, а наш клубок не сидит на месте, он
всё катится и катится. И прикатился он на «Площадь друзей».
На «Площади друзей» мы поиграем в интересную игру. Литературные герои
по очереди расскажут вам о своем друге, а вы, ребята, угадайте, кто говорит и
о каком друге идет речь.
Игра «Я расскажу о друге, а ты узнай кто я»
1. «Ох, много лет я строил домик. Каждый кирпичик доставался мне с
огромным трудом. И вот ко мне пришла страшная беда: мой домик сделали
будкой для злобного пса. И тогда мне помог мой друг. Находчивый и смелый,
он смог обхитрить пса и увез мой домик вместе со мной в лес, где врагам нас
не найти. Ох!» (Кум Тыква и Чиполлино. Дж. Родари «Приключения
Чиполлино»).
2. «На наших окнах цвели прекрасные розы. Мы жили весело и дружно. Но
однажды зимой мне в глаз попал осколок волшебного зеркала, и я стал видеть
все злым и безобразным. Я попал в королевство бездушной волшебницы и был
готов стать ее послушным слугой. Но смелая слабая девочка вызвала ее на бой
и одержала победу, чтобы спасти меня» (Кай и Герда. Г. X. Андерсен.
«Снежная королева»).
3. «Я мечтал, чтобы мне подарили собаку, верного друга. Но мама и папа
были почему­то против. И все же друг у меня появился – самый лучший друг
в мире, в меру упитанный мужчина средних лет, лучший в мире знаток
паровых машин, рисовальщик петухов, лучший в мире поедатель плюшек»
(Малыш и Карлсон, А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).
8

Ведущий: А сейчас я предлагаю встать в круг и немного отдохнуть. (Все
встают в общий круг и выполняют движения в соответствии с текстом)
Физминутка
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Ведущий: Отдохнули и незаметили, как наш клубок вновь привёл нас на
«Поляну сказок». А когда оживают сказки? Думаете только под Новый
год? А вот и нет. Сейчас мы с вами оживим одну сказку. Вы все знаете
русскую народную сказку «Теремок». А есть похожая по содержанию
украинская народная сказка «Рукавичка». И мы с вами сейчас поиграем в неё.
Вы согласны?
Дети: Да!
Ведущий:
Чтобы сказку здесь сыграть,
Нужно роли всем раздать.
Кто загадку отгадает,
Роль он тут же получает.
(Ведущий загадывает загадки про героев из сказки «Рукавичка», кто
отгадывает, тот и получает данную роль и слова которые он должен
будет произносить)
Загадки.
 Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она (Мышка).
 Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? … (Зайчишка).
 За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
9

Нет ни дыма, ни пожара (Лисичка).
 Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (Волк).
 Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет жёлуди… (Кабан).
 Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (Медведь).
 Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (Собака).
Инсценирование сказки «Рукавичка».
(Сценарий сказки смотрите в приложении №2).
Ведущий: А наше путешествие подошло к концу. Пусть с вами по жизни
шагают книги, дарящие радость, надежду, романтику и улыбку.
Звучит песня «Улыбка».
Приложение №1
СТИХОТВОРЕНИЯ О ТОМСКЕ
Это что такое - МИБС?
То ль загадка, то ли «икс»?
То ли лампочка в подъезде,
То ли яркий солнца диск?
­Это с детства нам дана необъятная
страна:
Двадцать пять библиотек!
Не забудем их вовек!
Мы с «Сибирской» начинаем -
По родной земле шагаем…
Час в «Центральной» посидим
И к «Фламинго» полетим -
Этой встрече каждый рад!
Дальше курс наш на «Фрегат»:
Нам расскажут, как сыны
Защищали честь страны…
Ну, а в «Эврике», друзья,
Чудо ждет нас, как всегда.
Мир прекрасного откроем
Томская зима
У природы свои права:
В Томске вновь наступила зима
И с улыбкой белой кружась
Осыпают снежинки нас.
А вчера закружилась метель,
Из сугробов лепила постель,
И над Томью смеялась она,
Ледяные плетя кружева.
Ты, Сибирь, для того рождена,
Чтоб любила тебя зима,
Чтобы снежную карусель
Ты кружила по самый апрель.
Анохин Кирилл
Томск
О, как в томском лесу чудесно!
Там очень прелестно!
Белочки в лесу живут.
10

И с писателем поспорим…
В общем, некогда скучать,
Если книги нам читать.
Такова система наша:
Никаких тебе поблажек!
Через запад, через юг
Возвратимся, сделав круг,
Как всегда, - к себе домой:
- «Кольцевая»! - дверь открой!
Напои горячим чаем,
на вопрос наш отвечая:
- В чем у Томской МИБС секрет?
- У нее - авторитет!
И в системе нет изъяна!
...Приезжали к нам титаны.
­ Все отлично! ­ нам сказали,
Опыт наш перенимали...
10 лет ей, как и мне, -
Этой солнечной стране!
Вечно с книгой вам шагать
И народ наш просвещать!
Стихотворение о МИБС участников
конкурса "Юные таланты старого
города 2008" . Авторы ­ учащиеся 4
класса школы­интерната № 1
Марина Бирюкова, Сергеева Аня,
Садовский Олег, Гайтур Иван и др.
10 лет. 3­е место
Люблю я свой Томск ненаглядный,
Люблю я в нём жить и творить,
Люблю города стародавние,
Люблю я по Томску ходить.
Томск ­ моя гордость,
Сила, свобода.
Томск ­ моя радость,
Любовь и забота.
В Томске живу я
И буду жить,
И никогда в нём
Орешки почти все время они грызут.
Еще ёжики есть в лесу.
А в окрестностях Томска ­ мишка,
который любит пчелу.
Очень редко в лесу волки
встречаются,
На глаза людям они не часто
попадаются.
Когда еще не было Томска, здесь
были они!
Растения воздух очищают,
Который, увы, люди загрязняют.
Еще некоторые растения для людей и
животных ­ еда.
Пусть не исчезнут с Земли они
никогда!
Анохин Кирилл
Томский рэп
Город Томск
Не хуже, чем Омск.
В этом городе
Счастья больше, чем ненастья.
Здесь природа ­ красота
И зимою и всегда.
Тут птицы летают
О гнездах мечтают.
Словом, томичи,
Ты Томск лечи!
Сафаров Эмиль
Мой таежный, Мой любимый,
Стародавний, Красочный.
Ты один такой в России,
Будто терем сказочный,
Весь в резьбе, как в паутинке,
Птиц на ставни выпускал,
На певучей берестинке
Тебя мастер высветлил,
Из травинок, из росинок
На досуге сотворил
И в счастливый час России
Это чудо подарил.
11

Не буду тужить!
Михаил Карбышев
Красивый мой город
Томск расписной ­
Доброй душою
Всегда молодой.
Город науки и город труда,
Город Сибирский, цвети же всегда!
Славят тебя люди труда,
В памяти нашей ты навсегда.
Неизвестный томский житель
На трёх холмах,
На четырех ветрах,
В краю таёжном
Посреди, Сибири
Стоит мой город
Над рекою синей,
Стоит и отражается
в веках.
Сергей Заплавный
Приложение №2
РУКАВИЧКА
украинская народная сказка
Действующие лица:
12
 Мышка
 Зайчик
 Лисичка
 Волк
 Кабан
 Медведь
 Собака
 Рассказчик
Рассказчик:

Люли­люли, тили­тили!
Зайцы по воду ходили
И из речки, как ковшами,
Воду черпали ушами,
А потом домой носили.
Тесто для лапши месили.
На ушах развесили –
Очень было весело!
Но случаются в лесах
Позанятней чудеса!
Эта сказка – невеличка.
Про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.
(Из­за деревьев справа появляется Мышка).
Мышка:
Я под кустиком сижу.
И от холода дрожу.
Рукавичка – это норка!
Побегу я к ней с пригорка –
Это норка новая,
Теплая, пуховая!
(Мышка бежит к рукавичке и прячется в ней. Появляется Зайчик).
Зайчик:
Прыгал зайчик вдоль опушки,
У него замерзли ушки.
И куда теперь мне деться,
Где несчастному согреться?
(Зайчик подбегает к рукавичке.)
Зайчик:
Кто внутри – зверек иль птичка?
Есть кто в этой рукавичке?
(Мышка выглядывает из рукавички.)
13

Мышка:
Это Мышка – поскребушка!
Зайчик:
Ты пусти меня, норушка!
Очень мерзнет Зайчик,
Зайчик – побегайчик!
Мышка:
Нам обоим места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
(Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку. Появляется Лисичка).
Лисичка:
Ой, спасите, дед Мороз
Укусил меня за нос,
По пятам за мной бежит –
Хвост от холода дрожит!
Отвечайте вы лисичке,
Кто ютится в рукавичке?

Мышка:
Я вот Мышка – поскребушка,
Длиннохвостая норушка!

Зайчик:
Я вот Зайчик – побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Лисичка:
Пожалейте вы лисичку
И пустите в рукавичку!
14

Зайчик:
Нам троим здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
(Зайчик и Лисичка прячутся в рукавичку. Появляется Волк).
Волк:
На луну я ночью выл
И от холода простыл.
Громко серый волк чихает –
Зуб на зуб не попадает.
Эй, честной лесной народ,
Кто, скажите, здесь живет?
(Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:
Я вот Мышка – поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
(Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.)
Зайчик:
Я вот Зайчик – побегайчик,
В рукавичку залезайчик!

Лисичка:
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
Волк:
Вы меня пустите жить,
Вас я буду сторожить!
Лисичка:
Четверым здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
15

Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
(Волк и Лисичка прячутся в рукавичку. Появляется Кабан).
Кабан:
Хрю! Совсем замерз бочок,
Мерзнут хвост и пятачок!
Рукавичка эта кстати!
(Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:
Места здесь тебе не хватит!
Кабан:
Влезу я уж как­нибудь!
(Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка).
Лисичка:
Тесно здесь! Ну, просто жуть!
(Лисичка снова прячется в рукавичку. Выходит Медведь).
Медведь:
Мерзнет Мишка косолапый
Мерзнет нос и мерзнут лапы.
Нету у меня берлоги!
Что тут, посреди дороги?
Рукавичка подойдет!
Кто, скажите, в ней живет?
(Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:
Я вот Мышка – поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
(Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик).
Зайчик:
16

Я вот Зайчик – побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
(Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка).
Лисичка:
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
(Лисичка прячется, из рукавички выглядывает Волк).
Волк:
Здесь еще живет волчок,
Теплый серенький бочок!
(Волк прячется, из рукавички выглядывает Кабан).
Кабан:
Ну а я кабан – клыкан,
Рукавичку затыкан!
Медведь:
Что­то вас тут многовато,
Я залезу к вам, ребята?
Кабан:
Нет!
Медведь (примирительно):
Да я уж как­нибудь!
(Кабан и Медведь прячутся в рукавичку. Из нее выглядывает Лисичка).
Лисичка:
Негде здесь уже чихнуть!
(Лисичка снова прячется в рукавичку. Из нее выглядывает Мышка).
Мышка (сердито):
Толстый, а еще туда же!
(Мышка прячется в рукавичку.)
17

Рассказчик:
Тут хватился дед пропажи –
Псу велел назад бежать,
Рукавичку отыскать!
(Появляется Собака и бежит к рукавичке.)
Собака:
Гав­гав­гав! Так вот она!
За версту она видна!
Эй вы, звери там иль птицы,
Быстро брысь из рукавицы!
Если в ней кого застану,
Очень громко лаять стану.
Тут же дед с ружьем придет,
Рукавичку отберет!
(Из рукавички по очереди выскакивают звери и убегают. Собака берет
рукавичку и уходит со сцены.)
Рассказчик:
Звери очень испугались,
Врассыпную разбежались,
Схоронились кто куда,
И лишились навсегда
Рукавички новой
Теплой и пуховой!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
18

О.В. – Волгоград: Учитель, 2002.
1. Праздники круглый год: в учебное время и летом/Сост. Калашникова
2. Стрельникова Т. Мы путешествуем, друзья, по «Азбуке» от «А» до
«Я»: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению
работать с информацией. – М.: Школьная б­ка, 2005.
3. Сценарии школьных праздников/Сост.: Гребенкина Л.К., Жокина Н.А.,
4. Узорова О.В. Праздники в начальной школе. – М.: ООО «Издательство
5. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа. – М.:
Мартишина Н.В. и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
Астрель», 2003.
Издательство «Первое сентября», 2001.
19

«ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ОСТРОВЕ ЧТЕНИЯ»

Сценарий литературно-игровой программы для детей 7-10 лет

Оформление: книжная выставка «Книжный букет лета», карта маршрута, названия маршрутов: «Остров Чтения», «залив Стихов», «река Приключений», «поле Рассказов», «гора Сказок».

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, юные друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке. Сегодня в этом зале, я очень на это надеюсь, собрались любители книги и чтения, которые очень часто ходят в библиотеку и прочитали немало книг. Ребята, вы догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о книгах. Книга – это самое лучшее, что когда-либо создавал человек. В ней всегда найдешь ответ на любой вопрос. Книги, как добрые друзья, вводят нас в удивительный мир. Читая, мы становимся умнее, сильнее, добрее. Джонатан Свифт – автор приключений о Гулливере говорил: «Когда я читаю книгу, мне кажется, что она живая и беседует со мной».

Средь разных увлечений

Нет лучшего, чем чтенье.

Не сможет книгу заменить

Ни фильм, ни Интернет.

Полезнее, чем книга,

Полезнее, чем книга

В мире не было, и нет.

Ведь книга – друг надежный,

Утешит и поможет,

Всегда сумеет дать совет

И выручит всегда.

Развеселить сумеет,

Сомненья все развеет.

Вам с книгою, друзья,

Не будет скучно никогда!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на необычный остров. Называется он – остров Чтения.

Его вы не найдете на глобусе и карте,

О нем вы не прочтете в учебниках своих.

На остров попадают лишь только те ребята,

Что прочитали сами немало детских книг.

Остров Чтения. А где это? Ни в одном учебнике, ни в одном указателе он не упоминается. Его нет ни на одной карте. Но дети, любящие читать, нисколечко не сомневаются, что он существует. Они даже могут побывать на нём! А вы хотите?

(Дети хором отвечают: «Да!»)

ВЕДУЩАЯ: Скажите, что чаще всего ищут на острове отважные мореплаватели и коварные пираты?

(Дети отвечают: «Сокровища!»)

ВЕДУЩАЯ: А чего нам не хватает для его поисков?

(Дети отвечают: «Карты!»)

ВЕДУЩАЯ: Карта хранится в сундучке. Но чтобы ее достать, нужно правильно ответить на вопросы литературной викторины. Ведь вы любите книги, правда?

(Ответы детей.)

ВЕДУЩАЯ: Давайте вспомним некоторые из них:

● В какой сказке девушка заснула на 100 лет? (Спящая красавица Ш. Перро.)

● В какой книжке девочка могла поднять лошадь? (Пеппидлинныйчулок А. Линдгрен.)

● В какой сказке девочка поменялась местами с куклой? («Три толстяка» Ю. Олеши.)

● В какой книге обычный мальчишка из 6 класса спас настоящего волшебника? («Старик Хоттабыч» Л. Лагина.)

● В какой сказке мальчика за грубость заколдовал гном? («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф.)

● В какой сказке был ворон Абрахас? («Маленькая Баба-Яга» О. Пройслера.)

● В какой книге герой посеял макароны и получил зеленые всходы? («Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова.)

● В какой книге рассказано, как огромный орел утащил героя вместе с домиком и бросил в море? («Путешествие Гулливера» Д. Свифта.)

● В какой повести мальчишка, храбро сражаясь, пел песенку «У них мундиры синие и сабли на боку. Ку-ка-ре-ку!»? («Гаврош» В. Гюго.)

● В какой книге мальчик в письме вместо адреса написал «На деревню к дедушке»? («Ванька» А. Чехова.)

ВЕДУЩАЯ: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните фамилии писателей. Я буду называть фамилии известных людей, а вы должны будете хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите фамилию писателя. Итак, начинаем!

Пушкин, Стивенсон, Успенский, Чайковский, Айвазовский, Чуковский, Маяковский, Кобзон, Михалков, Дюма, Твен, Шишкин, Барто, Крапивин, Вивальди, Бельмондо, Даль, Киплинг, Крылов, Дарвин, Брюсов, Бунин, Зощенко, Каспаров, Верн, Свифт, Погодин, Коваль, Пантелеев, Пугачев, Емец, Ньютон, Яснов.

ВЕДУЩАЯ: Молодцы, ребята! На все вопросы вы ответили правильно, и сундук открылся. А вот и карта! Посмотрите, где нам с вами предстоит побывать: в заливе Стихов, реке Приключений, поле Рассказов и, наконец, горе Сказок. Сначала мы попадаем в залив Стихов. Каких детских поэтов вы знаете?

(Ответы детей.)

ВЕДУЩАЯ: Предлагаю вам продолжить четверостишия и назвать их авторов:

● Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха:

Что такое «хорошо», и что такое «плохо»? (В. Маяковский)

● Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки, оказалось – это брюки. (С. Маршак)

● Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч. (А. Барто)

● Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. (С. Михалков)

Дети, а у вас есть любимые стихи?

(Дети читают стихи.)

ВЕДУЩАЯ: Ребята, вам предоставляется возможность увидеть настоящего писателя и пообщаться с ним. У нас в гостях педагог и писатель Николай Францевич Дик.

(Выступление Н.Ф. Дика.)

ВЕДУЩАЯ: Мы преодолели многоводный залив Стихов и теперь приближаемся к реке Приключений. Нам надо проплыть вверх по стремительному течению, где встречаются пороги, а вы знаете, как это трудно! Узнайте героя приключенческой книги по событию, которое случилось в его жизни:

● Он работал врачом на корабле, который однажды потерпел крушение, и оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер.)

● Как рассказывал сам герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен.)

● Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс.)

● Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса.)

●Единственный мальчик на свете, который никогда не взрослел и сумел победить коварного пирата Крюка. (Питер Пэн.)

И с этим заданием вы справились на «отлично»! А теперь я предлагаю вам 3 варианта имени героя книги, а вы называйте правильный:

● Добрую волшебницу из книги «Волшебник Изумрудного города» звали: Селина, Виллина, Марина;

● Сову из сказки «Доктор Айболит» звали: Пумба, Бумба, Авва;

● В сказке Пушкина о Золотом петушке царя звали: Дадон, Гвидон, Салтан;

● Правильное имя Старика Хоттабыча: Хоттаб ибн Дурухман, Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, Хасан ибн Кегельбан;

● Теленка кота Матроскина звали: Тимоша, Гаврюша, Витюша;

● Харчевня из сказки А. Толстого «Золотой ключик» называлась: Три охотника, Три пескаря, Три поросенка;

● Князь Гвидон, оборотившись в шмеля, укусил за нос: Бабариху, Ткачиху, Повариху;

● В книге «Алиса в стране чудес» есть герой по прозвищу мартовский. Это:

кот, заяц, волк;

● Стихотворение А. Барто о плачущей девочке называется: ревушка, мячик, плакса;

● Кто украл ключ у Бармалея: собака Авва, попугай Карудо, Айболит;

●Кого Пеппидлинныйчулок называла Господин Нильсон: лошадь, попугая, обезьянку;

● Какой предмет забросил на Луну Мюнхаузен: ружье, топорик, сапог;

● Птица, на которой отправился в Африку доктор Айболит: орел, лебедь, ворон;

● Что съел крокодил из стихотворения «Мойдодыр»: мочалку, тряпку, утюг;

● Что вырубал из скалы Данила-мастер: каменный уголь, каменное сердце, каменный цветок;

● Кем не пробовал быть Незнайка: художником, альпинистом, музыкантом.

Вот мы с вами попали на поле Рассказов, которые для детей писали многие авторы. Но самые известные среди них: Николай Носов и Виктор Драгунский. Я думаю, вы помните их веселые истории про Мишку, Дениску Кораблева и других ребят. А теперь узнайте, из какого рассказа этот диалог. (Проводится чтение по ролям детьми отрывков из рассказов писателей: Н. Носова «Живая шляпа», «Телефон» и В. Драгунского «Тайное становится явным», «Он живой и светится...».)

ВЕДУЩАЯ: Мы успешно пересекли поле Рассказов и приблизились к высокой горе Сказок. Прежде чем взобраться на нее, мы должны вооружиться для последнего препятствия волшебными словами. Какие волшебные слова говорили герои сказок?

● Емеля (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

● Али-Баба, чтобы открыть пещеру с сокровищами (Сим-Сим, откройся!)

● Девочка Женя, когда отрывала лепесток (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!)

● Иванушка-дурачок (Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!)

● Девочка из сказки «Горшочек каши» (Раз, два, три! Горшочек, вари!)

● Буратино (Крекс, фекс, пекс!).

Чтобы нам благополучно обойти все преграды, нужно выполнить интересные задания. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нет»:

● Муха-цокотуха в конце сказки вышла замуж за паука. (Нет, за комара.)

● Голова Винни-Пуха была забита ватой. (Нет, опилками.)

● Злой тигр Шерхан из сказки «Маугли» боялся красного цветка. (Да.)

● В сказке «Снежная королева» было письмо, написанное на сушеной рыбе. (Да.)

● Самым страшным врагом стойкого оловянного солдатика была крыса. (Нет, тролль из табакерки.)

● Князь Гвидон превращался в комара, муху и муравья. (Нет, в шмеля.)

● Волшебница Бастинда боялась воды. (Да.)

● Принцессе Эльзе спасти ее 11 братьев помогла волшебная книга. (Нет, рубашки из крапивы.)

● Поросенок Фунтик сбежал от злого директора цирка. (Нет, от Беладоны.)

ВЕДУЩАЯ: Ребята, вот мы с вами, не испугавшись трудностей, успешно добрались до замечательного острова Чтения. Главное его сокровище – это книги, из которых вы можете узнать еще немало интересных историй.

(Проводится обзор книг у книжной выставки.)

ВЕДУЩАЯ: Наша встреча с замечательными писателями и их книгами подошла к концу.

Пусть будет весело вокруг,

Пусть будет рядом верный друг,

И каждый книжный переплет

В страну чудесную ведет!

Желаю вам продолжать дружить с книгами и библиотекой. Ждем вас и ваших друзей в Детской библиотеке им. А. Гайдара. До новых встреч!

(Показ мультфильма по рассказу Н. Сладкова «Мальчик и лягушонок».)

Использованная литература:

1. Галактионова, А.Ф. Верные друзья / А.Ф. Галактионова // Читаем, учимся, играем.- 2004.- №1.- С. 57-60.

2. Горшкова, Л.В. Кто они такие? / Л.В. Горшкова // Читаем, учимся, играем.- 2004.- №7.- С. 56-57.

3. Дик, Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах // Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 331 с.- (Сердце отдаю детям).

4. Тунгулукова, С.А. В гостях у литературных героев // С.А. Тунгулукова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- №1.- С. 4-5.

Составитель: И.В. Иванова, зав. библиотекой им. А. Гайдара