Семнадцать мгновений весны, ч.1 - где снимался фильм? «Семнадцать мгновений весны»: как снимали легендарный фильм Снят фильм 17 мгновений весны


Все знают, что создателем Штирлица был писатель Юлиан Семенов. Но не все знают, что к образу советского разведчика вело несколько романов. Сначала в 1966 году Семенов опубликовал первый: «Пароль не нужен». Именно в нём впервые стал известен читателю советский разведчик Всеволод Владимирович Владимиров (псевдоним — Максим Максимович Исаев). Роман имел успех и в том же году был экранизирован режиссёром Борисом Григорьевым (кстати, хорошим приятелем писателя) на киностудии имени Горького под тем же названием.

Затем в 1967 году Семенов продолжил тему и выпустил тут же ставший бестселлером роман «Майор Вихрь», и вновь в числе героев этой книги фигурировал Владимиров. По книге снова сняли фильм, и в майора Вихря играли все мальчишки СССР. Заметим только, что Владимиров-Исаев не был главным персонажем ни романа, ни фильма.

И вот настал 1970 год, и у Семенова выходит «Семнадцать мгновений весны», где Исаев (теперь уже Штирлиц) взял реванш и стал главным героем. По сюжету Семёнов забросил его в нацистскую Германию, где Владимиров-Исаев дослужился до звания штандартенфюрера СС и служил под началом самого Вальтера Шеленберга во внешней разведке. На самом деле ничего подобного не было и в помине — советские разведчики так близко к нацистским верхам не приближались.

2. Выхода нового романа Юлиана Семенова с нетерпением ждали не только читатели и кинорежиссеры

КГБ СССР тоже строил свои планы на Штирлица. Именно чекисты инициировали запуск 13-серийного фильма о советском разведчике Исаеве.


3. Первоначально экранизировать «Семнадцать мгновений весны» должна была вовсе не Татьяна Лиознова

Никто вначале ее и не рассматривал на позицию постановщика «шпионского» фильма. Она ведь к тому времени хоть и являлась одним из самых кассовых и известных режиссеров советского кино, но снимала мелодрамы: «Евдокия», «Три тополя на Плющихе». Однако, Татьяна Лиознова стала бороться за право снимать этот фильм и победила.

4. Легенды гласят, что, приступая к съемкам, Лиознова уже знала всех исполнителей и не было даже кинопроб

Однако в фондах Госкино сохранились все же пробы на роль Исаева-Штирлица. Культового разведчика могли сыграть Иннокентий Смоктуновский или… Арчил Гомиашвили. Но первого не устроил вынужденный переезд из Ленинграда в Москву (фильм снимали два года), а второму предложили роль Остапа Бендера. К счастью для зрителя.

На съемочной площадке "Семнадцать мгновений весны "


5. Не менее любимого народом Мюллера должен был играть совсем не Леонид Броневой - он пробовался на роль Гитлера

Однако оказался неубедителен. Всеволод Санаев, которому предложили сыграть группенфюрера, отказался из идейных соображений: он был парторгом «Мосфильма». Тогда Лиознова сделала рокировку актеров и роль досталась Броневому. Интересно, что отец актера служил в КГБ всю жизнь.

Актеры не удивлялись моему выбору, потому что очень долго перед этим репетировали. С разными партнерами… Весь выбор — это тайна моей внутренней жизни. И бесконечного погружения в сцены будущего фильма. Проигрывание в уме всей картины с разным сочетанием актеров

Татьяна Лиознова

6. Песни из культового фильма тоже стали народными хитами и не забыты и сейчас

Музыку к ним написал композитор Микаэл Таривердиев, вначале … отказывавшийся работать в фильме. Оказывается, незадолго до момента, когда его пригласила к работе Татьяна Лиознова, композитор написал музыку тоже к «шпионскому» фильму «Ошибка резидента», и получившееся ему не понравилось - ни фильм, ни собственная музыка. Таривердиев сгоряча отказал и режиссеру не менее знаменитого «Мертвого сезона» (о чем впоследствии сожалел), и собирался отказать Лиозновой. Однако изменил свое решение после того, как прочел сценарий.

7. В процессе работы над музыкой Таривердиев написал десять песен, однако в фильм вошли только две из них

«Где-то далеко…» и «Мгновения». Восемь других пришлось выкинуть, поскольку их некуда было вставить.


8. Исполнителей песен в фильме тоже нашли не сразу

Сначала Татьяна Лиознова планировала работать с известным тогда эстрадным певцом Вадимом Мулерманом, но его кандидатуру «зарубило» руководство студии. Тогда режиссер обратилась к Муслиму Магомаеву, и он даже записал обе песни. Однако, Лиозновой исполнение не понравилось. «Нет», — просто сказала она. Вот тогда-то и возник Иосиф Кобзон и спел песни так, как этого хотела режиссер.

9. Первые съемки картины состоялись в ГДР (Восточная Германия)

Там предстояло отснять все натурные эпизоды Штирлица в Берлине, а также убийство им гестаповского провокатора Клауса. И вдруг - отказ властей выпустить за границу актера Льва Дурова - Клауса. За что? Оказалось, что ироничный Дуров посмеялся над советским флагом во время отборочной комиссии, которая решала: достоин или нет Дуров чести выехать за рубеж. Члены этой комиссии спросили Дурова, как выглядит флаг СССР. Не желающий выглядеть идиотом, актер моментально ответил: «Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «веселый Роджер». В итоге убийство Клауса Штирлицем сняли чуть позже, и не в подберлинском, а в подмосковном лесу. А за Дуровым после этого инцидента прочно закрепилось прозвище, которым он очень гордился — «главный бандит республики».


10. В ГДР автомобиль Штирлица марки «Мерседес» (из гаража студии имени Горького) заглох

Выручил группу звукооператор Леонард Бухов, разыскавший своего еще фронтового приятеля Гюнтера Клибенштайна, который коллекционировал старые автомобили. Из его коллекции и был взят напрокат автомобиль для Штирлица, в превосходном состоянии.

11. Один из самых смешных курьезов съемок в ГДР был связан с Вячеславом Тихоновым

Актер решил прогуляться со съемочной площадки до гостиницы в мундире и гриме. Но бдительные берлинцы заподозрили, что этот странный человек - пропагандист фашизма и решили арестовать его и сдать в полицейский участок. Тихонов по-немецки не говорил, и за малым не попал в полицию - Лиознова отбила у толпы.


12. Съемки картины проходили в разных частях СССР и за границей

Неразрушенный Берлин снимали в столице ГДР, точнее в ее восточном секторе. Швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на съемках в Грузии. А явка советского разведчика в Берне на Цветочной улице была «провалена» в Риге, где ее до сих пор показывают как одно из самых достопримечательных мест столицы Латвии. Зоологический музей (музей природы), где Штирлиц ждал Бормана, снимали в Ленинграде. А убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу.

13. Особенно географически невоздержан был профессор Плейшнер

После монтажа оказалось, что за несколько часов до провала, Евстигнеев начинает идти в Майнсе (правильно: Мейсене) в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

14. Директором фильма был Ефим Лебединский, который на роль статистов — тех же эсэсовцев, охранявших штаб-квартиру РСХА, — пригласил своих знакомых, причем, сплошь одних евреев

Консультант из КГБ, который однажды пришел на съемки и увидел этих статистов, внезапно возмутился: мол, как это так — в роли эсэсовцев снимаются евреи?!

— А вы что, антисемит? — удивилась Лиознова.

— Нет, но вы сами знаете, какие у нас отношения с Израилем. Вот и получится, что мы в своем фильме покажем, что евреев уничтожали такие же евреи, только в гестаповской форме. Лиознова намек поняла. Она вызвали Лебединского и приказала поменять статистов.


15. Как это часто бывает в кино, в «Семнадцати мгновениях» были подмены

Самая известная из них - руки Штирлица. Например, в кадре, где показывали руки Штирлица (когда он рисует бонз рейха и выкладывает из спичек фигурки зверей), снимали руки… художника фильма Феликса Ростоцкого. Оказывается, у Тихонова на правой руке была татуировка, сделанная еще в юности — «Слава». И как ни старались гримеры ее замазать, на крупных планах она все равно проступала. Он же, Ростоцкий, писал шифровки за Плейшнера-Евстигнеева. Но там причина была другой: уж больно плохим был почерк у актера, чтобы показывать его крупным планом.

16. Во время съемок фильма, в июне 1971 года Екатерина Градова, игравшая радистку Кэтрин, закрутила роман со своим будущим мужем Андреем Мироновым, с которым она работала в одном коллективе — Театре сатиры

17. В эти же дни Градова снималась в одном из самых драматичных эпизодов картины — в нем эсэсовцы мучили ее грудного ребенка.

В роли младенца выступил не один актер, а сразу несколько — около двух десятков новорожденных из ближайшего детского дома. Они постоянно менялись, так как снимать их можно было не больше двух часов в день с интервалами не менее пятнадцати минут для пеленания и кормления.

Но вы не думайте, что кинематографисты на самом деле мучали малышей холодом и сквозняком (как по сюжету). На самом деле съемка происходила в студии и даже малейшего сквозняка в ней не было. Более того — там было так жарко от софитов, что дети наотрез отказывались плакать, а сладко потягивались и улыбались в камеру. В конце концов, звукооператору пришлось поехать в роддом и там записывать плач на пленку. Эта запись и вошла затем в фильм.

Едва успев выйти на телеэкраны страны 11 августа 1973 года, многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны", снятый режиссером Татьяной Лиозновой, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Все советские зрители, позабыв о других делах, на двенадцать дней прильнули к экранам своих телевизоров, затаив дыхание, наблюдая за героическими буднями разведчика Максима Исаева, больше запомнившегося как штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, исполненного замечательным советским и российским актером Вячеславом Тихоновым.

История создания

Своим появлением на страницах книг Штирлиц обязан писателю Юлиану Семенову, написавшему роман-трилогию о советских разведчиках в годы Великой Отечественной войны. Первая книга, имевшая название "Пароль не нужен", вышла еще в 1966 году. За ним в течение следующих трех лет последовали "Майор Вихрь" и, собственно, роман «Семнадцать мгновений весны», фильм по которому был вскорости снят по личной инициативе председателя Комитета государственной безопасности Юрия Андропова.

В том же году, в котором был написан и сам роман, руководство киностудии "Ленфильм" выкупило у Юлиана Семенова одноименный сценарий, в срочном порядке его утвердило и назначило режиссера. Уже были начаты подготовительные работы к съемкам, проходили пробы первых претендентов на роли. Внезапно в ситуацию вмешалась Татьяна Лиознова, до того момента успевшая зарекомендовать себя блестящей режиссерской работой в только что вышедшем кинофильме "Три тополя на Плющихе".

Спустя длительное время ей все же удалось убедить Семенова отозвать сценарий у "Ленфильма" и продать в которой она работала.

Вопрос места съемок

Поскольку будущий телефильм был посвящен подвигу советских разведчиков, рискующих жизнью в самом логове фашисткой Германии - городе Берлине, кроме подбора актеров, максимально отражающих видение этой истории самим режиссером Лиозновой, успевшей к началу съемок практически полностью откорректировать и дополнить весь авторский сценарий, потребовалось решить и другой, не менее важный вопрос. Он состоял в том, что каким-то образом нужно было передать атмосферу Берлина, швейцарского Берна и других мест фронтовой Европы, но при этом умудриться не выйти за рамки выделенного бюджета.

Пришлось применить всю свою смекалку и фантазию. Она придумала решить этот вопрос за счет географических имитаций, выдавая на экране одни города и государства за совсем иные.

В итоге мест, где проходили съемки фильма "Семнадцать мгновений весны", оказалось множество. Они были и за границей, и внутри страны, а иногда одна единственная сцена, видимая зрителю у телеэкрана как единое целое, на самом деле представляла собой целое лоскутное одеяло. В качестве примера можно привести сцену провала профессора Плейшнера, в которой он сначала начинает свой путь в германском Мейсене, любуется медвежатами уже в зоопарке Тбилиси, и заканчивает свою жизнь на мостовой латвийской столицы Риги.

Швейцарская граница, которую переходил пастор Шлаг, находилась в Грузии. Берлинский зоологический музей, в котором Штирлиц ожидал Бормана, был снят в Ленинграде. Съемки "Семнадцати мгновений весны" в Бутырской тюрьме с легкостью отобразили ужасы застенков фашистского гестапо (на фото ниже).

Остановимся же подробнее на местах съемок этой легендарной киноленты, на протяжении сорока пяти лет не теряющей ни своей актуальности, ни любви телезрителей.

ГДР

После окончания всех организационных тягот, весной 1971 года, наконец началась работа над фильмом.

Съемочная группа вместе со всем реквизитом и актерами отправилась в дружественную Германскую Демократическую Республику, первое из мест, где снимали "17 мгновений весны". Там планировалось отснять убийство Штирлицем фашистского провокатора, исполненного актером Львом Дуровым, а также все натурные сцены фронтового Берлина.

Однако Дурова из отечества не выпустила выездная комиссия. Причиной этому послужила аполитичность артиста. На заданный вопрос о том, как выглядит флаг Советского Союза, Лев Дуров ответил:

Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «веселый Роджер»...

Его фамилия была тут же вычеркнута из списков отъезжающих.

Итак, какие же именно достопримечательности ГДР стали теми самыми местами, где снимали "17 мгновений весны"?

Их было достаточно много. Во-первых, в Германии были сняты виды швейцарского Берна, города, в который приехал профессор Плейшнер, роль которого сыграл блистательный актер Евгений Евстигнеев. Появившись в Берне, профессор гуляет по его улочкам и знакомится с городом. Телезрители видят непривычные советскому глазу старинные дома, черепичные крыши, булыжные мостовые и городской собор с двумя симметричными колокольнями.

В действительности же эти съемки производились на улице Шлоссбрюкке восточно-германского города Мейсена.

Вторым объектом для съемок стал дом Штирлица, по сценарию расположенный в Бабельсберге, районе города Потсдама.

На самом же деле этот дом находится в районе Панков, северной части Берлина. Именно здесь и проживал советский разведчик.

Еще одним местом, где снимали "17 мгновений весны", в частности, больницей, в которой родился экранный ребенок радистки Кэт, стала самая настоящая берлинская университетская клиника «Шарите».

Эта лечебница была основана в 1710 году и является старейшим медицинским учреждением не только Германии, но и Европы.

"Элефант"

Это заведение, любимый пивной ресторан Штирлица, известно любому патриоту телефильма.

В реальной жизни "Элефант" называется Zur Letzten Instanz, что переводится как "Последняя инстанция". Ресторан является не только одной из достопримечательностей Берлина, но и старейшим заведением в мире, поскольку первое упоминание о здании, в котором он расположен, датируется еще 1561 годом. Сама же "Инстанция" ведет свое летоисчисление с 1621 года.

В разные годы посетителями этого ресторана становились такие знаменитости и исторические личности, как Наполеон Бонапарт, Клара Цеткин, Вильгельм Раабе, Чарли Чаплин. А в новой истории гостями "Инстанции" стали Михаил Горбачев, Дмитрий Медведев и Владимир Путин.

Нас же это заведение интересует прежде всего как еще одно место, где снимали "17 мгновений весны". Именно здесь, в пивной, носящей по фильму название "Элефант", у Штирлица однажды произошло немое пятиминутное свидание со своей женой, устроенное советскими службами внешней разведки.

В этом же ресторане Максим Исаев ужинал с пастором Шлагом, роль которого исполнил знаменитый актер Ростислав Плятт. Правда на этот раз заведение уже носило другое название - Zum groben Gottlieb, что переводится с немецкого, как «У грубого Готлиба».

Сама же знаменитая и трогательная встреча Штирлица с женой, образ которой воплотила актриса Элеонора Шашкова, снималась уже не в этом ресторане, а в Москве, в павильоне киностудии.

Киностудия имени Горького

Через месяц работы в ГДР съемочная группа вернулась в Москву, практически сразу же приступив к работе в специально созданных для фильма павильонах киностудии имени Горького.

К их приезду художники-декораторы успели проделать серьезный объем работы, воссоздав в своих декорациях обстановку явочной квартиры Штирлица, коридоров ведомства рейхсканцлера Германии и кабинета начальника тайной государственной полиции Генриха Мюллера, образ которого стал практически первой знаковой работой в кино актера Леонида Броневого. Сшитый костюмерами китель с непривычки натирал Леониду Сергеевичу шею, поэтому он постоянно нервно дергал подбородком в сторону. Это его движение было замечено режиссером Лиозновой и впоследствии оставлено в картине.

Работа в павильонах продолжалась почти все лето, после чего съемочная группа отправилась в Латвийскую ССР.

Латвия

Съемки в Риге "Семнадцати мгновений весны" стали одними из самых ключевых в картине. В столице Латвии было отснято множество эпизодов, подаривших телезрителям атмосферу как Берлина, так и Берна.

Одной из достопримечательностей города, использованной в фильме, стал рижский Дом с черными котами, который можно увидеть на фото ниже.

Это здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году, для целей киноленты стало на время Берлинской гостиницей, у которой состоялась встреча советского разведчика Исаева с личным секретарем Гитлера Мартином Борманом, роль которого после некоторых колебаний исполнил советский автор-исполнитель и поэт Юрий Визбор.

Следующим объектом для съемок стала лютеранская церковь Креста, являющаяся памятником архитектуры города Риги.

Это здание для нужд фильма стало церковью пастора Шлага, причем ее внешней оболочкой. При этом пастор занимался починкой органа и проведением богослужений в помещении рижской церкви Святого Павла, внутренний интерьер которой был также использован в картине.

Явка советского разведчика в Берне была провалена в здании доходного дома, построенного в 1903 году архитектором Вильгельмом Людвигом Николаусом Бокславсем.

В правом окне на фото ниже должен был стоять цветок как условный сигнал, предупреждающий о провале явочной квартиры Штирлица.

Профессор Плейшнер по оплошности не обратил на это внимание.

Чтобы не попасть в руки головорезов группенфюрера Мюллера, он свел счеты с жизнью, выбросившись из окна подъезда на брусчатку примерно в том месте, которое отображено на фото ниже.

Эпизод гибели профессора Плейшнера стал одним из самых драматических в фильме.

Цветочная улица

Это место, настоящее название которого звучит как улица Яуниела, за долгие годы стало самой знаменитой советской кинематографической улицей Старой Риги.

В "Семнадцати мгновениях весны" она называлась Блюменштрассе. В другой же знаменитой киноленте, "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", улица Яуниела стала той самой Бейкер-стрит.

На самом же деле Цветочной улицы в Берне, по сценарию ставшем последним пристанищем для несчастного профессора Плейшнера, никогда не было и нет.

Грузия

В январе 1972 года были начаты съемки "Семнадцати мгновений весны" в Грузии. Целью поездки съемочной группы фильма был Тбилиси, в зоопарке которого снят эпизод посещения профессором Плейшнером якобы Бернского зверинца.

В горах же Боржоми снимался переход пастора Шлага через а местом, в котором пастор стал на лыжи, стал горнолыжный курорт Бакуриани.

Главным же приветом из солнечной Грузии в фильме стала та самая немая сцена свидания Штирлица со своей женой в кафе "Элефант", идею которой подал Татьяне Лиозновой один из главных консультантов "Семнадцати мгновений весны", грузинский полковник КГБ Георгий Пипия, почерпнувший эту историю из личного опыта.

Москва

Уже к марту съемочная группа вернулась в Москву. Мест, где снимали этот фильм, здесь также было достаточно много.

В первых же кадрах картины можно увидеть Штирлица, прогуливающегося в пригороде Берлина с фрау Заурих по берегу красивого пруда. В действительности этим местом стала бывшая барская усадьба Архангельское-Тюриково, расположенная в Северо-Восточном административном округе Москвы.

Зданием спецведомства США в Берне послужила городская восемнадцатого века на Мясницкой улице города Москвы.

Домом с конспиративной квартирой, в которой нацисты издевались над ребенком радистки Кэт, стал особняк Соловьева на пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулков.

Рижский вокзал города Москвы, являющийся памятником архитектуры, был задействован в картине дважды.

В первый раз Рижский вокзал был использован в качестве образа приграничного вокзала, из которого профессор Плейшнер отбывает в швейцарский Берн. В последней же серии фильма он уже "исполнил роль" вокзала самого города Берна, с которого Штирлиц провожал радистку Кэт в Париж.

Для отеля "Горные лыжники", в котором к Штирлицу приставала дама подшофе, было выбрано некогда популярное среди молодежи кафе "Лира", на месте которого впоследствии был построен первый в Советском Союзе ресторан "Макдоналдс" (на фото ниже).

Вместо послесловия

С 11 по 24 августа 1973 года состоялась премьера "Семнадцати мгновений весны", на целых двенадцать дней приковавшая внимание телезрителей и даже резко снизившая уровень преступности, согласно официальным милицейским сводкам.

Такая же реакция зрителей наблюдалась и в Венгрии, Болгарии, на Кубе, да и везде, где когда-нибудь транслировался этот замечательный фильм.

Существует легенда, согласно которой после просмотра этой картины расчувствовавшийся Леонид Ильич Брежнев приказал немедленно разыскать и наградить настоящего Штирлица.

Однако вымышленный персонаж Максим Исаев был всего лишь красивой кинолегендой о подвиге советских разведчиков и пережитых страной тех далеких временах страшной войны, о которых никогда нельзя забывать...

8 февраля 1928 года на свет появился Вячеслав Васильевич Тихонов – киноактер, народный артист СССР. В 12-серийном художественном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» Тихонов сыграл самую известную свою роль – разведчика Исаева-Штирлица, работающего весной 1945-го в логове фашистской Германии. Фильм стал настоящим хитом, однако, когда в начале 1973 года он был смонтирован и его показали высокому телевизионному начальству, на голову режиссера посыпались первые упреки… Какие скандалы вызвал фильм, кто мог оказаться вместо Тихонова в кабинете Мюллера, какую роль «не осилил» Куравлев, почему Фаина Раневская назвала сценарий ахинеей – эти другие неизвестные факты об известной картине в нашем фоторепортаже.

История кинокартины начинается в 1969 году, когда на телевидении утвердили сценарий 13-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны» и выбрали для него режиссера. Роман Юлиана Семенова, послуживший основой, тогда еще даже не издавался отдельной книгой.

В самый разгар подготовительных работ за право поставить такой фильм стал бороться еще один режиссер – 46-летняя Татьяна Лиознова, ведь сначала выбрали не ее.

Лиознова позвонила самому Семенову, который сообщил ей, что продал сценарий «Ленфильму», но она так упорно настаивала на своем, что в итоге автор отозвал сценарий из «Ленфильма» и передал его Татьяне.

Режиссером Лиознова была очень дотошным, а потому актеров для своей картины подбирала с невероятной точностью. Например, Юлиан Семенов был уверен, что Штирлица может сыграть только Арчил Гомиашвили (на фото).

Ассистенты режиссера настаивали на Олеге Стриженове. Пробовался на роль и Иннокентий Смоктуновский (на фото), но он тогда жил в Ленинграде и покидать его на два года съемок был не согласен.

Вячеславу Тихонову гримеры поначалу приклеили усы как у Буденного, но Лизнова и под ними рассмотрела верную кандидатуру.

Радистку Кэт могла сыграть вместо Екатерины Градовой Ирина Алферова, но не сложилось.

На роль супруги Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи. Женой же советского разведчика стала актриса Театра Вахтангова Элеонора Шашкова, которую привели на площадку за день до съемок.

В фильме могла появиться даже сама Фаина Раневская, персонажа для которой – фрау Заурих – Лиознова попросила Семенова сочинить специально, чтобы еще и смягчить слишком уж серьезного героя.

Семенов нехотя что-то сочинил, но когда это показали Фаине Георгиевне, она просто ужаснулась. «Это что за идиотство? Разве это можно сыграть?». И наотрез отказалась.

Несколько кандидатур было и на роль Гитлера, на которого пробовались два Леонида: Броневой и Куравлев. Однако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Броневой сыграл Мюллера, Куравлев – Айсмана.

Куравлев вспоминал: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против».

А Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли.

Ефим Копелян также сначала должен был играть в фильме, но в итоге стал “голосом за кадром”. Режиссер вспоминает: «Я позвонила ему в Ленинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу его согласиться. Работать с ним было сплошным наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. Мы стали соратниками. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит».

Когда Лиознова прочитала окончательный вариант сценария Юлиана Семеновича, она была просто шокирована: ей нравилась сюжетная линия и детали в книге, а в сценарии все было совсем не то.

«Катастрофа! Я работала по 12 часов в сутки, не помню, спала ли. Но не скажу, что не получала удовольствия, ведь у меня были развязаны руки, к тому же, я не шла против книжного материала, а, наоборот, отстаивала его», – говорит режиссер

Большинство актеров параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно – снимать приходилось ночью.

«Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит», – вспоминал о съемках Юрий Визбор.

На съемки в ГДР группе пришлось взять почти весь свой реквизит, в который входил и автомобиль Штирлица марки «Мерседес» (из гаража студии имени Горького). Немецкие умельцы, осмотрев «мерс» времен войны, заявили, что работать он вряд ли сможет.

Киношники посмеялись, однако в первый же съемочный день «мерс» и вправду заглох. Пришлось брать авто напрокат.

Съемки Штирлица за рулем мчащегося автомобиля проходили весьма курьезно: авто раскачивали около десяти человек, в том числе и сама Лиознова. Конечно, без шуток-прибауток не обходилось, и Тихонов умолял этого не делать, ему ведь следовало сделать умное лицо.

Кстати, однажды актера чуть не арестовали: он решил прошествовать от гостиницы до съемочной площадки в форме штандартенфюрера СС. Берлинцы сочли его за приверженца фашизма и собирались передать в полицейский участок.

Остальную натуру снимали уже на родине: в Риге – Цветочную улицу, в Тбилиси и Боржоми – переход Шлага через Альпы, а прогулки Штирлица в лесу – в Подмосковье.


Съемки шли в напряженном графике, иногда по полторы смены – 12 часов. Лионзова хотела сделать идеальными даже мелочи.

Эпизод встречи Штирлица и Шлага, где наш разведчик кормит его супом, от которого вверх поднималась струя пара, был снят не сразу: пар никак не получался, то его было мало, то, наоборот, много.

В кадре, где показывали руки Штирлица пришлось снимать руки художника фильма Феликса Ростоцкого: у Тихонова на правой руке была татуировка, сделанная еще в юности – «Слава» ,которую гримерам никак не удавалось замазать для крупных планов.

В эпизоде, где эсэсовцы мучили ребенка радистки Кэт, в роли малыша выступило около двух десятков детей из ближайшего детского дома. Снимать каждого можно было не больше двух часов в день, при этом с интервалами не менее пятнадцати минут для пеленания и кормления.

Однажды Тихонов рассказал, как добивался напряженного, думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Секретом оказалась таблица умножения, которую он прокручивал в голове несколько минут, пока оператор снимал очередную сцену.

Режиссер Татьяна Лиознова однажды призналась в интервью, что считает, что после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец… Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть»

Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев, хотя сначала отказался писать ее к шпионской картине: до этого его дважды постигла неудача с подобной тематикой.

В процессе работы композитор написал десять песен, однако в фильм вошли только две из них: «Где-то далеко…» и «Мгновения». Восемь других пришлось просто выкинуть, поскольку им не нашлось места в картине.

Когда в начале 1973 года фильм после монтажа продемонстрировали высокому телевизионному руководству, в адрес режиссера посыпались первые упреки.

Громче других возмущались военные, которым не понравилось, что согласно фильму войну выиграли одни разведчики. Лиозновой пришлось исправлять ситуацию, и она включила в фильм еще несколько сот метров документальной хроники.

Премьера фильма состоялась в конце лета 1973 года: с 11 по 24 августа вся страна буквально прильнула к экранам телевизоров. Согласно милицейским сводкам того времени, по всей стране резко снизилась преступность.

В один из премьерных дней на киностудию позвонила москвичка, которая передала свой огромный привет создателям картины и поблагодарила за то что вот уже несколько дней, пока идет фильм, ее муж сидит дома и не пьет, поскольку и все его собутыльники заняты просмотром сериала.

Актеры в мгновение ока стали суперзвездами. Например, Екатерина Градова, выйдя погулять с собакой и заскочить в гастроном «Новоарбатский» попала в неожиданный плен.

Покупатели ее узнали, стали целовать ее, обнимать, просить автографы. Почти два часа Градова простояла, прижатая толпой к прилавку, после чего недовольные продавцы вызвали милицию.

Сериал был настолько популярен, что многие новоиспеченные мамаши называли своих детей если не Штирлицами, то Юлианами – в честь Юлиана Семенова. Кстати, жертвой моды стал и будущий известный певец Юлиан.

А вот Таривердиеву пришлось не сладко. Как-то он заехал на Всесоюзное радио, где ему заявили: «Нам звонили из французского посольства, французы протестуют против этого фильма, потому что музыка в нем содрана у композитора Фрэнсиса Лея, с его фильма «История любви».

«Что за бред?» – возмутился Таривердиев. «Бред, не бред, но это – факт», – ответили ему. На студию имени Горького, где снимался фильм, также позвонил некий гражданин, представившийся работником французского посольства, и выразил возмущение тем, что музыка «Мгновений» – плагиат музыки Лея

Едва композитор переступил порог приемной председателя Союза композиторов, как секретарша протянула ему телеграмму… от Фрэнсиса Лея. В ней сообщалось: «Поздравляю успехом моей музыки в вашем фильме. Фрэнсис Лей».

В итоге Таривердиева отговорили от визита во французское посольство… КГБ-шники, которые по своим каналам связались с Леем. Тот категорически отрицал свою причастность к скандалу вокруг его музыки к фильму «Семнадцать мгновений весны» и сообщил, что никакой телеграммы с обвинениями своего советского коллеги в плагиате не посылал.

Кстати Юлиан Семенов снабдил коллег по фильму – Таривердиева, Татьяну Лиознову и Вячеслава Тихонова, специальными удостоверениями Комитета Госбезопасности, где было написано: «Без права остановки», и стояла подпись: «Андропов».

Однажды Таривердиев специально заехал на своей машине на территорию Красной площади: «У гаишника, по мере того как он разбирал написанное, глаза стали вылезать на лоб, потом он поспешно козырнул, и теперь уже я медленно и вальяжно проехал мимо него».

Штирлиц стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре, а также персонажем советских и российских анекдотов.

В 2011 году скульптор Александр Бойко объявил о начале сбора средств на установку памятника Штирлицу во Владивостоке возле гостиницы «Версаль», в которой жил и, возможно, придумал образ разведчика Юлиан Семенов.

Прошло более сорока лет с премьеры «Семнадцати мгновений весны», фильма, ставшего легендой сразу после выпуска.

Предлагаем вам познакомиться с удивительными фактами, ставшими частью истории создания этой ленты.

1. Эффект присутствия

Многие зрители задавались вопросом: почему «Семнадцать мгновений весны» вышел черно-белым, ведь в 1973 году цветные фильмы активно выпускались, хоть и телевизоры с передачей цвета были далеко не у всех. Татьяна Лиознова намеренно добивалась сходства с документальной лентой, поэтому в фильме использовано немало материалов с военными хрониками, которые по умолчанию не могли быть цветными. Если бы отснятые съемочной командой фрагменты отличались атмосферой от документальных, это лишило бы фильм эффекта присутствия.


2. Без «Славы»

Когда Штирлиц раскладывает на столе спички, на самом деле в кадре появляются руки художника Феликса Ростоцкого. Все дело в том, что на тыльной стороне кисти Вячеслава Тихонова красовалась большая чернильная татуировка «СЛАВА» – привет из молодости. Понятное дело, у Штирлица такой отметины быть не могло, но ни один грим не мог ее спрятать. Кстати, шифровки за профессора Плейшнера тоже писал Ростоцкий. Нет, на руке у Евгения Евстигнеева не было татуировки «ЖЕНЯ» – во всем виноват отвратительный почерк актера.


3. Под взглядом с Лубянки

При создании фильма особое внимание уделялось исторической достоверности, так что в качестве консультантов были наняты настоящие сотрудники Лубянки. По просьбе Юрия Андропова, в тот момент возглавлявшего КГБ, их фамилии были вырезаны из титров.


После просмотра финальной версии фильма консультанты нашли в действиях героев фильма противоречия с должностной инструкцией НКВД, однако решением цензуры было оставить спорные моменты, ведь Штирлиц должен был стать кумиром советских граждан.

4. Нестандартные воины СС

В погоне за исторической достоверностью кураторы фильма выявили практически анекдотичную ошибку. Просматривая отснятые эпизоды с немецкой армией, кто-то из консультантов заметил, что всех воинов СС из массовки играют актеры с типично еврейской внешностью. Разразился скандал, и из Эстонии в срочном порядке прислали несколько десятков курсантов-пограничников, как на подбор голубоглазых и белокурых.


5. Сделано в СССР

Каждый наряд шился лишь после одобрения консультанта по одежде – бывшего разведчика полковника Брауна, который знал специфику немецкой формы вплоть до мельчайших тонкостей. А вот немецкий художник по костюмам с заданием не справился и обрядил статистов в абсолютно противоречащую исторической достоверности форму. Тогда из СССР прислали 60 ящиков с формой от советских портных. Когда одетая в нее массовка вышла на съемочную площадку, обомлели сами немцы – даже самый дотошный специалист не нашел бы отличий от оригинальных костюмов эсэсовцев.


6. Неожиданный кадр

Сцена со Штирлицем и собакой – чистой воды импровизация. Когда Тихонов парковал «Мерседес» в дворике, гулявший неподалеку с хозяином пес прибежал и сел рядом с актером. Тот не растерялся и начал работать с дворнягой под прицелом камер: «Чей же ты, дурашка?». Пес сам подошел и ласково ткнулся носом в ладони. Сцена показалась режиссеру очень удачной, и ее включили в сценарий.


7. Кинопросмотр для кубинского правительства

Говорят, что Фидель Кастро был большим поклонником этого сериала. Как-то раз несколько дней подряд на вечерние заседания правительства Кубы не являлся ряд ключевых чиновников. Выяснилось, что министры украдкой сбегали со службы словно школьники, чтобы посмотреть новый эпизод «Мгновений». Будучи мудрым лидером, Фидель не стал наказывать подчиненных, взамен устроив для правительства коллективный показ фильма, занявший 14 часов.


8. За что Тихонова чуть не арестовали

Оказывается, Вячеслава Тихонова могли арестовать во время съемок в ГДР. Как-то раз актер то ли забыл, то ли поленился переодеться и отправился на съемочную площадку в форме СС. Жители Восточного Берлина в возмущении чуть не сдали Штирлица в полицию, однако на шум прибежали члены съемочной группы и объяснили встревоженной общественности ситуацию.


9. Как «Веселый Роджер» не дал Дурову выехать за границу

Съемки сцены с убийством гестаповца Клауса должны были проходить в ГДР, но исполнителя роли, Льва Дурова , отказались выпускать за границу. Ему нужно было получить согласие выездной комиссии, но на «экзамене» актер провалился: на просьбу описать советский флаг он начал рассказывать про пиратский «Веселый Роджер», а после вопроса о столицах союзных республик перечислил города, не имевшие к ним никакого отношения. В результате комиссия отклонила запрос Дурова с формулировкой «за плохое поведение», а Клаусу пришлось умирать где-то в лесах Подмосковья.


10. 20 спокойных вечеров

По данным Гостелерадио, премьеру «Семнадцати мгновений весны» посмотрели более 200 миллионов зрителей. На протяжении двенадцати вечеров улицы городов СССР резко пустели, снижалось потребление воды, падал даже уровень преступности – все люди были прикованы к экранам.


11. Необычный голос Кобзона

Когда Микаэл Таривердиев написал музыкальное сопровождение к фильму, перед Лиозновой встал вопрос, кого выбрать исполнителем. Свои версии композиций предложили Муслим Магомаев , Валентина Толкунова и Валерий Ободзинский – режиссер забраковала их всех. Кто-то посоветовал Татьяне кандидатуру Иосифа Кобзона , но та резко ответила: «Чтобы Кобзона и близко в фильме не было!». Певец обиделся, однако позже выяснилось, что Лиознова не собиралась оскорбить его талант, просто фирменная «кобзоновская» манера исполнения не подходила для ленты. Поэтому в культовых «Не думай о секундах свысока» и других композициях из фильма звучит так непохожий на привычный тембр Кобзона голос – певец предложил с десяток вариантов в разном исполнении.


12. 100 белых рубашек для Штирлица

Кстати об одежде: на съемки в ГДР Штирлицу пришлось взять сотню белых рубашек. Костюмера за границу не позвали в целях экономии бюджета, а стирать было некому, поэтому каждый съемочный день Тихонов начинал в новенькой сорочке.


13. Убедительный Мюллер

Пробы на роль Мюллера завершились после прослушивания Леонида Броневого , который на тот момент был известен как актер театра и не имел ни малейшего понятия о тонкостях киношной работы: выгодных ракурсах, эффектных поворотах. Ему просто дали роль, с которой он в результате блестяще справился. Перед этим он пробовался на роль Гитлера, но, как признавался сам актер, «Я этого антихриста не осилил, сама моя натура была против».


Лиознова была в восторге от своего выбора, особенно восхищало ее умение Броневого подчеркнуть нервный характер начальника Гестапо – тот время от времени как-то странно дергал шеей. Потом оказалось, что нервный тик Мюллера – вовсе не авторская находка актера; воротничок его рубашки просто был слишком тесным и причинял неудобство. Эта незаметная деталь настолько вписалась в образ, что Мюллер все-таки стал неврастеником, хотя рубашку посвободнее Броневому все-таки выдали.


Редакция рекомендует вам познакомиться со статьей об актерах-фронтовиках , которые отстаивали свободу нашей страны с автоматом в руках.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

11 августа 1973 года по Центральному телевидению СССР началась демонстрация многосерийного художественного фильма «Семнадцать мгновений весны».
Как Штирлиц повлиял на уровень преступности в СССР, кто такой Брайтенбах и что сказал Фидель Кастро после просмотра.
Кто последний на Штирлица?


Представить себе Штирлица в исполнении кого-то кроме Вячеслава Тихонова сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой. На пробах, когда Тихонова загримировали и прилепили ему огромные пушистые усы, Лиознова, едва взглянув на него, чуть не отказалась от нового Штирлица, однако после прослушивания изменила свое решение.
Загадочный Брайтенбах


Штирлиц никогда не существовал в реальности – этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что прототипом его был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах, кодовый номер - А201). Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Любопытно, что Леман долгое время числился на хорошем счету у Гитлера, за что был награжден портретом фюрера с автографом. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны открытым», предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.
Жена появилась вдруг


Жена Штирлица появилась в фильме только лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма.
Несостоявшаяся роль Светланы Светличной


Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными. И хотя Светличная в конце концов прошла на роль влюбленной в Штирлица немки Габи, она долгое время жалела, что ей не удалось получить именно ту заветную роль. Хотя, к слову, ее исполнение Габи высоко оценили и зрители, для которых ее героиня стала воплощением безусловной и преданной любви, и критики, отмечавшие большой драматический талант актрисы.
Одним только взглядом


Интересная история связана с актрисой Элеонорой Шашковой, которая в итоге сыграла роль жены полковника Исаева. По воспоминаниям Шашковой, ее привели на съемочную площадку за день до начала съемок. Поначалу, сидя один на один с режиссером, она плохо справлялась с ролью. Однако затем Лиознова позвала Вячеслава Тихонова и посадила его перед актрисой, сказав: «А теперь серьезно. Вот твой муж-разведчик». Именно после этих слов, видя перед собой Тихонова-Штирлица, Шашкова исполнила роль так, как нужно – со сдержанной глубиной, одним взглядом показав все горькие, тяжелые, но светлые чувства своей героини. К слову, сам Вячеслав Тихонов рассказывал, что создавать напряженный и сосредоточенный взгляд Штирлица ему помогала таблица умножения: когда ему нужно было «тяжело» смотреть на кого-то, он просто начинал вспоминать примеры и пытался их решить.
Ребенок всех переиграл


Кстати, в эпизоде свидания Исаева с женой должен был быть маленький ребенок – сын полковника, которого он увидел впервые в жизни. Однако прямо во время съемок Лиознова скомандовала убрать ребенка, оставив Штирлица с женой тет-а-тет. Она рассудила, что, если в кадре появится ребенок, это добавит и без того перегруженной эмоциями встрече лишней сентиментальности, к тому же все внимание перейдет со взрослых на ребенка, который своей очаровательностью сведет на нет игру Тихонова и Шашковой.
Съемки под колпаком


Агенты КГБ, консультировавшие съемочную группу, признавались, что хоть им и понравился сильный эпизод встречи Исаева с женой, но отмечали, что в нем мало достоверности. Настоящая жена разведчика прекрасно понимала бы, в каких условиях проходит ее свидание с мужем, что за ним могут следить 24 часа в сутки, и потому никогда бы не позволила себе проявить какие-то «подозрительные» эмоции, чтобы не поставить под угрозу жизнь любимого человека. Кстати, «заказчиком» фильма были Комитет государственной безопасности и лично Юрий Андропов, но об этом в титрах, конечно же, никак не упоминается.
Еврейский взвод СС


Погоня создателей за исторической достоверностью в фильме привела к весьма забавной истории. Когда все кадры с участием немецкой армии были отсняты, некий консультант, пробежавшись взглядом по именам в титрах, заметил, что практически все воины СС – евреи. Второй консультант, действовавший независимо от первого, вынес то же резюме: у всех «немцев» еврейская внешность. Поэтому в срочном порядке из Эстонии приехали пятьдесят белокурых-голубоглазых курсантов-пограничников, которые и стали теми самыми воинами СС, что мы видим в фильме.
Покажите руки


В сцене, где Штирлиц раскладывает на столе спички, мы видим руки не Вячеслава Тихонова, а художника Феликса Ростоцкого. Причина такой странной замены в том, что на тыльной стороне руки Тихонова была внушительная чернильная татуировка «СЛАВА», которую он сделал еще в юности и убрать которую было не под силу никакому гриму. В то же время шифровки за профессора Плейшнера писал все тот же Ростоцкий – не из-за того, что у Евгения Евстигнеева была татуировка «ЖЕНЯ», а из-за почерка актера – писал он, как шутила Лиознова, как курица лапой.
На Кубу с любовью


Поклонником фильма «Семнадцать мгновений весны» был кубинский лидер Фидель Кастро, который познакомился с лентой весьма неожиданным образом. Он стал замечать, что несколько высокопоставленных чиновников раз за разом отпрашиваются с заседаний и сбегают домой. Когда он спросил у них напрямую, в чем же дело, ему объяснили, что все дело в советском телефильме о разведчике, работающем под прикрытием в фашистской Германии: ленту показывают без повтора в определенное время. Тогда Кастро, пользуясь связями, запросил у СССР копию кинофильма о Штирлице и устроил коллективный просмотр «Семнадцать мгновений весны» для всех членов правительства: все 12 серий были показаны за один вечер, в общей сложности это заняло 14 часов.
100 рубашек для разведчика


Все костюмы в картине были сшиты под присмотром консультанта – некоего полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Каждая деталь, от погон до значков и петлиц, была выверена, костюмы шили специализированные «генеральские» ателье, перед которыми поставили задачу одеть актеров безупречно. Весь «платяной» реквизит фильма еле-ее уместился в 60 крупных ящиков, которые заняли три стандартных грузовых вагона поезда. Как рассказывали очевидцы, когда всех статистов одели в немецкую форму «от кутюр-СССР», присутствовавшие на площадке немцы, когда-то видевшие подобное своими глазами, поежились – настолько все было реалистично. Кстати, специально для Штирлица действительно на съемочную площадку в ГДР привезли целых 100 белых рубашек – на всякий случай, чтобы советский разведчик выглядел на экране безупречно.
Эффект присутствия


В 1970-х годах цветное телевидение уже существовало, хотя телевизор с такой цветопередачей был редкостью. Несмотря на это, Татьяна Лиознова решила снимать фильм черно-белым – для максимального сходства с документальной лентой. Такое решение режиссер приняла еще и потому, что в фильме есть много вставок с настоящей документальной хроникой, и Лиознова не хотела, чтобы они «выбивались» из визуального ряда ленты и хоть как-то влияли на «эффект присутствия» зрителя в фильме.
Держи фашиста!


Съемки «Семнадцати мгновений весны» не обошлись без курьезов. Так, Вячеслава Тихонова жители Восточного Берлина чуть не сдали в полицию. Актер, торопясь на съемки, решил одеться в форму СС прямо в номере гостиницы и пойти по улицам в костюме. Но стоило ему показаться на людях, как его стали окружать негодующие люди, принявшие его за фашиста (впрочем, непонятно откуда взявшегося – на дворе 1970-й год). Спасло Тихонова то, что из-за его опоздания за ним выслали ассистентов режиссера, которые с трудом утихомирили общественность и чуть ли не с боем увели несостоявшегося фашиста на съемки.
«Чей же ты, дурашка?»


Знаменитая сцена, где Штирлиц разговаривает с собакой, была импровизацией. Во время съемок парковки машины Вячеслав Тихонов, как было предписано сценарием, неторопливо вышел из автомобиля, и в это же время к нему подбежал пес, с который гулял с хозяином неподалеку. Актер не растерялся, присел, протянул руку собаке и под прицелом камер, в образе Штирлица, спросил: «Чей же ты, дурашка?» Пес ткнулся в ладонь Тихонова и стал ласкаться. Татьяне Лиозновой очень понравилась эта сцена, и она решила включить ее в финальный монтаж фильма.
«Веселый Роджер» и Лев Дуров


Гестаповец Клаус, которого в фильме сыграл Лев Дуров, должен был умереть в ГДР, однако актера отказались отпускать за границу. Когда Дуров пришел получать разрешение на выезд, ему стали задавать стандартные вопросы: опишите советский флаг, расскажите о союзных республиках… Дуров, однако, не захотел отвечать на вопросы, и вместо советского флага стал описывать пиратский «Веселый Роджер», а в качестве столиц СССР упомянул Лондон, Париж, Брюссель и еще несколько городов, которые никогда даже близко не были советскими. В итоге Дуров не поехал в ГДР из-за формулировки «плохое поведение», а Клаус умер где-то в подмосковном лесу.
«Семнадцать мгновений весны» и уровень преступности


«Семнадцать мгновений весны» буквально с момента премьеры стали культовым фильмом в СССР. Ленту посмотрели, в общей сложности, более 200 млн зрителей. Причем, по сообщениям Гостелерадио СССР, ровно в то время, когда начинался показ, улицы те или иных городов СССР пустели, снижалось потребление воды и электричества, падал даже уровень преступности – все были прикованы к экранам.
Кобзон, который не Кобзон


Исполнять песни к «Семнадцати мгновениям весны» хотели Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Валерий Ободзинский и еще целый ряд популярных в то время певцов, но Татьяна Лиознова отклонила почти все кандидатуры, за исключением Иосифа Кобзона. Однако при встрече с певцом Лиознова сделала совершенно неожиданное для Кобзона заявление: его манера исполнения фильму не подходит, и если он хочет петь, то должен будет использовать другой тембр. Знаменитую композицию «Не думай о секундах свысока» Кобзон переписывал по меньшей мере десять раз – и каждый раз в разном исполнении.