Сочинение на тему «Жизнь и война в произведении М. Шолохова «Судьба человека. Военная тема в творчестве шолохова михаила александровича Сочинение по литературе на тему: Тема войны в рассказе Шолохова “Судьба человека”

«В ВАЖНЫЕ ЭПОХИ ЖИЗНИ ИНОГДА В САМОМ ОБЫКНОВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ РАЗГОРАЕТСЯ ИСКРА ГЕРОЙСТВА»

(по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

В конце 1956 года М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невосполнимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей Родины.

В рассказе поднята проблема психологии русского солдата — человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же, как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся как бы пошла под откос. На солдата обрушились все тяготы военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдание Соколова — это не эпизод, связанный с судьбой одного человека. Это судьба России. В этом и заключается «Судьба человека».

Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова, в основном, не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчелове чные издевательства фашистского плена. И не раз находил в себе мужество и, несмотря ни на что, до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление человеческого в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты. Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье… Суровая судьба не оставила солдату даже пристанище на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…». Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог озлобиться, ожесточиться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил Ваню именно потому, стал понемногу возвращаться к жизни.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил главное — свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить, трудиться. Андрей Соколов естественно следует «золотому правилу» нравственности: не делай больно другому. Он добр, доверчив к людям. Нравственные связи с людьми не смогли оборвать никакие жизненные перипетии.

И еще на одну интересную черту характера героя обращает наше внимание писатель. Соколов, прежде всего, думает о собственных обязанностях перед людьми. Когда однажды Шолохова спросили, можно ли «Судьбу человека «считать полемикой с рассказом Э. Хемингуэя «Старик и море», он ответил утвердительно. Но полемичность рассказа гораздо шире. Здесь — полемика со всеми, кто изображает «маленького человека «, лишенного больших жизненных устремлений и человеческих радостей, обреченного, не понимающего смысла тех событий, в которых участвует или от которых бежит. Герой Шолохова знает свое место в жизни и строит ее своими руками. Жизнеутверждающее искусство, народность и великий гуманизм Шолохова раскрылись в этом рассказе с неувядающей силой. Нравственная сила главного героя и высочайшее мастерство художника, сумевшего в небольшом рассказе с потрясающей силой обрисовать трагическую историю жизни обычного человека, покорили весь мир.

Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позднее. В литературе появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дана оценка происходящего в трудное военное время.
Михаил Шолохов не мог пройти мимо волнующей всех темы и поэтому написал небольшой рассказ “Судьба человека”, затронув проблематику героического эпоса. В центре повествования события военного времени, изменившие жизнь Андрея Соколова – главного героя произведения. Писателем подробно не описываются военные события, не в этом задача автора. Цель писателя – показать ключевые эпизоды, повлиявшие на становление личности героя. Важнейшим событием в жизни Андрея Соколова является плен. Именно в руках фашистов, перед лицом смертельной опасности проявляются различные стороны характера персонажа, именно здесь война предстает читателю без прикрас, обнажая сущность людей: мерзкий, подлый предатель Крыжнев; настоящий доктор, который “и в плену, и в потемках свое великое дело делал”; “худенький такой, курносенький парнишка”, взводный командир. Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное то, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного, уставшего героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: “Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат”. Война предстает перед читателем без прикрас: после побега из плена, уже в госпитале, герой получает страшное известие из дома о гибели своей семьи: жены и двух дочерей. Тяжелая военная машина не щадит никого: ни женщин, ни детей. Последний удар судьбы – гибель девятого мая в День Победы старшего сына Анатолия от руки немецкого снайпера.
Война отнимает у людей самое дорогое: семью, близких. Параллельно с жизнью Андрея Соколова развивается и сюжетная линия маленького мальчика Ванюши, которого война также сделала сиротой, лишив родных матери и отца.
Вот какую оценку дает писатель двум своим героям: “Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…”. Война обрекает людей на страдания, но она также воспитывает волю, характер, когда хочется верить, “что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина”.

Сочинение по литературе на тему: Тема войны в рассказе Шолохова “Судьба человека”

Другие сочинения:

  1. В наше время отношение к творчеству Шолохова весьма неоднозначно. Теперь, спустя десятилетия, мы знаем, что роман “Поднятая целина” был написан по заказу Сталина, а следовательно, целью этого произведения было восхваление эпохи коллективизации. Но совсем иное отношение у современного читателя к Read More ......
  2. Обращаясь к рассказу “Судьба человека”, в первую очередь, следует помнить о том, что М. Шолохов через судьбу конкретного героя показывает жизнь целого народа. Это произведение – не просто повествование о военных событиях, но и, конечно же, исследование внутренней трагедии личности. Read More ......
  3. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и глубоко сконцентрировать в рассказе опыт войны. Под пером Шолохова эта Read More ......
  4. “Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою”. Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, рассказа “Судьба человека”. Read More ......
  5. Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека. О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистическая тема звучала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Война это трагедия. Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Read More ......
  6. Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека. Рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека” Read More ......
  7. Без сомнения, творчество М. Шолохова известно во всем мире. Его роль в мировой литературе огромна, ибо этот человек в своих произведениях поднимал самые проблемные вопросы окружающей действительности. На мой взгляд, особенностью творчества Шолохова является его объективность и умение передать события Read More ......
  8. Великая отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Она показала всю свою жестокость и бесчеловечность. Не случайно тема войны нашла отражение во многих произведениях наших писателей. Силой своего таланта они показали весь ужас военных событий, трудности, выпавшие на Read More ......
Тема войны в рассказе Шолохова “Судьба человека”

Тема войны в творчестве Михаила Александровича Шолохова Выполнила: Ученица 11 «б» класса Кравченко Людмила Руководитель: Бондарева Наталья Петровна г.Таганрог, 2005 год Лауреат Нобелевской премии, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии – Михаил Шолохов начал свой литературный путь в 1923 году. Он создал плеяду ярких, по праву занявших достойное место в мировой литературе произведений: «Судьба человека», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и, конечно же, «Тихий Дон». И творчество его неотступно шло за бурным, порожистым течением истории. Первая мировая война, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война – все эти темы вошли в шолоховское творчество как органические порывы его живого, ничего не упускающего ума, преломились через призму его таланта и жизненного опыта. В устах Шолохова эти темы естественны и обычны, как дыхание. Жизнь народа, судьбы людей – вот что волновало умы писателей всех поколений. И Михаил Александрович не мог остаться равнодушным к в происходившим в Отечестве событиям. Как в своё время казачество разделилось на белых и красных, так и сейчас население Чеченской республики встало на две стороны: «федералов» и «моджахедов». А как же семьи? Ктонибудь подумал о матерях, женах, детях? Как быть старикам, когда один брат – террорист, а другой – тот, кто разыскивает первого? История возвращается на круги свои. Война – серьёзное испытание для всего государства. Будь то битва с иноземцами или гражданская война, тяжким бременем ложится она на плечи народа, оставляет неизгладимый след на судьбах поколений. Шолохов не понаслышке знал о войне. Еще будучи 15-тилетним юношей, он вступил в продотряд. А в годы Великой Отечественной ушел на фронт военкором. Его опыт, его воспоминания и ощущения особенно ярко проявились в «Судьбе человека». Стиль Шолохова Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству. Вот мнение шолоховеда М.Храпченко: «Шолохов – художник большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.» На мой взгляд, в описании войны Шолоховым нужно выделить три составляющие части: во-первых, пейзажи и детальные портреты, посредством которых автор передаёт атмосферу событий, действий, вовторых, судьбы главных героев, а последнее – массовые сцены, где мы видим ужас и беспощадность войны. «Мелеховский двор – на самом хуторе. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки» … - читаем мы в самом начале романа. Прекрасен и величав Дон-Батюшка. Несметные богатства хранит он в себе. По берегам растёт великолепнейшая зелень, словно просящая, чтобы казакземплепашец «чёрной от работы, с расплющенными пальцами» рукою сорвал её. Манит Дон: «около затонувшего вяза, в рукастых оголённых ветвях одновременно выпрыгнули два сазана; третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра». Грубый отпечаток войны запечатлел Шолохов на природе. «Глухо охнула земля, распятая под множеством копыт». Автор неоднократно упоминает «покосившиеся хаты», говоря о тех бедах, которые внесла война в каждый хутор, каждую станицу. * Образ Григория Мелехова нарисован крупнее других. С необычайным вниманием прослежены все извилины его сложного, противоречивого пути. О нём действительно не сразу скажешь, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго блуждал он на перепутьях истории, немало пролил людской крови… Он полюбил Аксинью и полюбил на всю жизнь. В этой любви раскрывается одна из самых лучших сторон его души. Став командиром красногвардейского дивизиона, Мелехов, опытный фронтовик, трезво замечает, как мало порядка в красном войске, как легко оно поддалось панике в Глубокой, как нерасторопны командиры… «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголили пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки»… Трагичен был его путь на войне. В плен Андрей Соколов попадает при обстоятельствах, в которых, к сожалению, оказались тысячи людей. Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен. Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд. А он смотрит на окружающий мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной тоской», с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!»* Важная черта шолоховского стиля – стойкая вера писателя в светлое будущее, в гуманность и справедливость народа. Оттого-то над Григорием и Мишуткой «сияет» холодное солнце. А вот слова Шолохова из рассказа «Судьба человека»: «Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.» Да, в какие бы ужасные ситуации ни ставила человека война, он, по мнению писателя, сможет с достоинством их преодолеть. Апогея кровопролитие достигает во время батальонных сцен. Ведь некоторые руководствуются высказанной однажды мыслью Чуботого: «Человека руби смело!..» Вероятнее всего, что ежедневное созерцание крови, насилия, жестокости даёт свои плоды – казаки (да и все, очутившиеся в этой «мясорубке») становится менее восприимчивыми к людским страданиям, сердцам огрубевают. Вообще война – страшное, безумное действо, где главная роль отведена смерти. Мрачная тень, ходит она средь войска, заранее примечая жертву. Своим оружием она выбирает людскую ненависть. Потому-то на лицах умерших в бою читается немой вопрос: «За что?!» Античеловечность, противоестественность войны – вот то главное, что несут в себе произведения Шолохова. Сердечное «спасибо» ему за эти строки: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Он не просто хотел, он взлелеял в сердцах и умах поколений ту неписаную истину, что «жизнь есть самое ценное, имеющееся у человека». Наверно, в каждом из нас течёт эта правда благодаря стараниям Михаила Александровича Шолохова.

Сочинение

Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым...». Готовясь к военным испытаниям, Шолохов был полон планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины», зал умывает новый роман о труде колхозной интеллигенции больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности.

В июле 1941 года полковой комиссар запаса Шолохов был призван в армию и вместе с другими советскими писателями ушел на фронт. Он участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом - на Южном фронте, делил с бойцами суровые дни Сталинградской битвы, шел фронтовыми дорогами до самых границ Германии.

Летом 1943 года Шолохов обратился с письмом к американскому народу, в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников. «В судьбу каждого из нас, - писал Шолохов, - война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую... События фронта, события тотальной войны в жизни каждого из нас уже оставили свой нестираемый след...

В первую годовщину войны Шолохов напечатал в «Правде» проникнутый публицистической страстностью и непоколебимой уверенностью в торжестве правого дела рассказ «Наука ненависти». Давая высокую оценку этому про«ведению, «Правда» спустя несколько дней писала: «Как рождается в сердце бойца Красной Армии неугасимая ненависть к врагу, недавно рассказал в своей замечательной художественной повести «Наука ненависти» писатель Михаил Шолохов». В основу этого рассказа автор положил действительные события, о которых поведал ему на фронте один из участников войны. Боец очень не хотел, чтобы родные узнали о его военных лишениях, о тяжелых испытаниях, познанных им в фашистском плену, и просил не называть его фамилию. Да и у Шолохова не было необходимости замыкаться в рамках частной судьбы. Рисуя крупным планом характер лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом «науку ненависти»,

писатель художественно зримо раскрывал национальный характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, показывал становление и закалку советского воина.

«Наука ненависти» и «Наука побеждать» органически связаны между собой, немыслимей одна без другой.

Воля к жизни и сопротивлению, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух Герасимова, прошедшего школу ненависти к врагу, неистребимая жажда победы раскрываются Шолоховым как типические национальные черты русского народа, со всей силой развернувшиеся в годы великой битвы.

Финал рассказа связан с метафорическим вступлением к нему. Развернутое художественное сравнение, на котором построен весь рассказ, писатель наполняет большим внутренним смыслом, озаряющим все повествование и придающим ему художественную цельность. С седыми висками Герасимова, улыбнувшегося вдруг «простой и милой, ребяческой улыбкой», Шолохов сравнивает с могучим дубом. Лейтенант надломлен пережитым, но чиста его «добытая большими лишениями седина», не сломлена его жизненная сила. Он могуч и крепок, как дуб. Таков весь народ, питающийся живительными соками своей родной земли. Его не сломят никакие, пусть самые тяжкие, испытания и трудности. Народ, полный жизни и воли к борьбе, проникнутый священной ненавистью к заклятому своему врагу и горячей сыновней любовью к матери-Родине, непобедим. Вот что утверждал великий гуманист и патриот Шолохов в самые суровые дни Великой Отечественной войны

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

Наименование секции/подсекции:
Жизнь и творчество М.А.Шолохова

Исследовательская работа

Тема: «Публицистика М.А.Шолохова 1941-1945 гг»

Руководитель:
Волченко Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1
Пролетарского района
г. Ростова-на-Дону

г. Ростов-на-Дону
2014 г.
Содержание

Введение
стр. 3

Глава 1.
Жизнь и творчество военного корреспондента
М.А. Шолохова в 1941-1945 гг.
1.2 Первый боезаряд – очерк «В казачьих колхозах»
1.3 «На пути к фронту!»
1.4 Заметка «Гнусность»

1.7 Очерк «Военнопленные»
1.8 «На юге»
1.9 «Письмо американскому народу»
1.11 Публикации победного мая

стр.4 стр. 4
стр. 7
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 16
стр. 16
стр. 17

Глава 2.

Выводы
стр. 19

Литература
6. Приложения

стр. 20
стр. 21

Введение

Публицистика военной поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению, являлась сосредоточением величия защитников Отчизны, беспредельного мужества и преданности людей своей Родине. С первых дней Великой Отечественной войны жанры, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати. Многие советские писатели в годы Великой Отечественной войны стали военными корреспондентами и осваивали новые для них жанры военной публицистики.
Цель данной работы – исследование военной публицистики М.А. Шолохова и определение ее значимости для сегодняшних читателей. Отсюда следуют задачи:
Изучить биографию писателя военных лет.
Прочитать и проанализировать публицистические произведения М.А.Шолохова 1941-1945 гг.
Произвести анкетирование старшеклассников и взрослых на тему «Военная публицистика М.А.Шолохова»
Предмет исследования – военная публицистика М.А.Шолохова 1941-
1945 гг.
Методы исследования: изучение литературных, литературоведческих и биографических источников, краеведческих материалов, анкетирование старшеклассников и респондентов более старшего возраста по данной проблеме, работа со статистическими данными.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение литературы периода Великой Отечественной Войны напоминает о тех героических подвигах, которые были совершены для победы и нашего благополучного будущего. Произведения очевидцев событий, военных журналистов, поднимали и поднимают патриотический дух читателя любого возраста. Сегодня же произведения, созданные очевидцами и участниками Великой Отечественной войны, незаслуженно отодвигаются на второй план современными авторами, которые в своем подавляющем большинстве знают о войне понаслышке. Между тем военная публицистика нашего земляка М. Шолохова 1941-1945 гг. обладает мощным воспитательным потенциалом патриотизма у современного молодого читателя.

Глава 1
Жизнь и творчество М. А. Шолохова в 1941-1945гг.
Еще до войны нашим земляком, писателем Михаилом Александровичем Шолоховым было создано немало талантливых произведений: сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь", две книги эпопеи "Тихий Дон", роман "Поднятая целина». Все они стали событиями в литературной жизни страны.
22 июня 1941г Советский Союз вступил в смертельную схватку с германским фашизмом. Уже на второй день войны Михаил Александрович Шолохов переводит в фонд обороны СССР Государственную премию, полученную им за роман «Тихий Дон» и посылает Наркому телеграмму, в которой сообщает о своей готовности «встать в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину». Полковой комиссар Шолохов с июля 1941 г. участвует в Великой Отечественной Войне в качестве военного корреспондента Совинформбюро, «Правды» и «Красной звезды». 26 июня газета «Правда» публикует заметку «Митинг в станице Вешенской». В ней говорится, что «с теплой напутственной речью обратился к казакам депутат Верховного Совета СССР, писатель-академик М. Шолохов.»
Главный редактор военной газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг затребовал Шолохова к себе в редакцию специальным корреспондентом. Он подбирал литотряд большой стратегической мощи: Алексей Толстой, Андрей Платонов, Александр Фадеев, Константин Симонов, Илья Эренбург Шолохову вручили удостоверение с красными, как тогда говорили, корочками. На развороте, кроме фотографии и печати, значилось: «Центральный орган Наркомата обороны СССР „Красная звезда“. Удостоверение № 158. Предъявитель сего Полковник Шолохов Михаил Александрович является спец. корреспондентом газеты „Красная звезда“» .
4 июля на страницах «Правды» напечатан большой очерк «На Дону».

1.1 Первый военный очерк М.А. Шолохова «На Дону»

Главная мысль этого публицистического произведения - Дон готов сражаться с врагом! Очерк « На Дону» играет важную роль в творчестве М.А. Шолохова военного периода, потому что читатели горячо откликнулись на эту оперативную и оптимистическую публикацию. Шолохов доходчиво и безыскусно пишет о том, как встретили простые советские люди известие о войне, как вскипал их благородный гнев: «Великое горе будет тому, кто разбудил эту ненависть и холодную ярость народного гнева». Большую силу этому очерку придают взволнованные слова об Отчизне, о двух чувствах донского казачества: о любви к Родине и ненависти к фашистским захватчикам. Любовь, как философски отмечает Шолохов, будет жить вечно, а ненависть пусть поживет до окончательного разгрома врагов.
Очерк «На Дону» позже вышел брошюрой в Пятигорске и Ростове-на-Дону. Он стал ценным достоянием очерковой литературы ХХ века. В нем писатель осмыслил как историческое событие первый месяц войны, период отступлений, не показал паники и страха, а внушал читателям веру в неизбежность победы и оптимизм.
Очерк «На Дону» глубоко эмоционален и гуманистичен, поэтому « На Дону» часто считают своеобразным подступом Шолохова к крупным прозаическим произведениям о войне.
Очерк описывает подлинные события, имена, соотносит героев материала с суровой реальностью. Это свидетельствует о небывалом контакте военного корреспондента, публициста, писателя с читателями и с теми, кто становится героем его очерка. Военная публицистика Шолохова, от самого первого очерка до последних его статей в «Правде» 1945 г., отличалась высокой правдивостью и естественностью повествования.
Шолохов работает как художник – крупными уверенными мазками создает портреты мирных колхозников-казаков: тут «медвежковатый Федя» и его смуглая жена, тут бывший батареец, красный партизан Земляков Яков, «немолодой, со впалыми щеками, колхозник Кузнецов», рассказывающий об издевательствах, которые он перенес в германском плену О героях сказано очень немного, скупо, но порой лишь через одну деталь видится целая человеческая судьба.
Вот, например, не названный по имени пожилой всадник, который пробравшись сквозь «зеленый разлив» озимой пшеницы, дает клятву рубить врага «до самых узелков, какие им, сукиным сынам, повитухи завязывали!». Шолохов выпытывает у него, что поговаривают казаки насчет войны. Всадник обстоятельно докладывает о том, что казаки «сроду затишку не искали и ухоронов не хотели». А на эту войну «пойдут охотой» - на нашу землю посягнул опасный и сильный враг. Через диалог, через откровенный разговор с реальным человеком раскрывается образ и характер казака работящего, с гордостью говорящего о славе казачества, отличавшегося не только трудолюбием, но и смелостью, мужеством. Он рассказывает Шолохову, что «двух георгиев и три медали заслужил». Как известно, георгий (георгиевский крест) – «наградной знак к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для нижних чинов с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за выдающуюся храбрость, проявленную в бою против неприятеля». Значит, этот герой шолоховского очерка – настоящий герой I мировой войны, пользующийся заслуженным уважением казаков. Так, через деталь Шолохов дорисовывает нелегкую судьбу своего героя, готового теперь биться и с фашистом.
Особую характеристику героям всех очерков Шолохова придает речь персонажей. Герои очерка не только широко используют пословицы и поговорки, но и особые, казачьи слова, точные, меткие, образные. («Ежели понадобимся Красной Армии скорее – готовы хоть зараз», «что это есть за Гитлер, за такая вредная насекомая, что он на всех насыкается и всем покою не дает?» и др.). Кроме того, в шолоховской публицистике военных лет возрождается интонация, которая сглаживает границы между книжными и разговорными словами. («Я, конечно, извиняюсь, граждане. Но здоровье мое они всё до дна выпили И, ежели придется воевать, солдатов ихних я, может быть, и буду брать в плен, а офицеров не могу. Не могу – и все! Самое страшное я перенес там от ихних господ офицеров. Так что тут уж извиняйте»)
Еще одной особенностью Шолохова-публициста является умение слушать людей, не мешать им говорить. В очерке автора как корреспондента практически не слышно, за исключением последних абзацев. Это писательская манера позволила Шолохову достигнуть максимальной достоверности и простоты в повествовании. Этой же цели служит и свободная композиция очерка, которая помогла автору показать широкую картину событий в тылу. Шолохов воплотил свою журналистскую задачу - очерк служит делу воспитания ненависти к врагу, разрушившего мирную жизнь простых людей, и чувства патриотизма, верности Отчизне.
Неоднократно отмечалась и такая характеристика данного очерка, как проведение исторических параллелей. Свежа память казаков о германской войне, помнят они и другие героические страницы русской истории, видят в них яркий пример для советских воинов, вступивших в борьбу с фашизмом. Автор – патриот, очевидец событий, прозорливо обобщает: « Великая в народе злость против этого Гитлера».
Однако, как уже отмечалось выше, в очерке сильны оптимистические ноты. Символом мирной жизни, которую никогда и ничем не прервать, становится «раскрасавица» рожь, уродившаяся на славу. Поэтому несколько раз взгляд писателя и, конечно, читателя падает на доцветающую озимую пшеницу - густую, сочно - зеленую, стоящую стеной, «как молодой камыш».
Такими же символами мирной жизни и надежды на будущее становятся и бегущие, «взявшись за руки, двое ребят в возрасте семи – десяти лет», и мирно пасущийся на лугу конь. Показывая, как вступают в ряды Красной Армии простые казаки-хлеборобы, Шолохов подходит к философским размышлениям о ценности человеческой жизни, о войне и мире, о добре и зле, об уроках истории, стремится осмыслить происходящее, хотя идут лишь первые дни войны.

1.2 Первый боезаряд очерк «В казачьих колхозах»
31 июля 1941 в «Красной звезде» появляется очерк «В казачьих колхозах». Исследователь жизни и творчества Шолохова В.О.Осипов назвал эту публикацию «первым боезарядом», т.к. в ней было реализовано первое задание редактора «Красной звезды» - написать что-нибудь о настроениях казаков.
На первый взгляд, это обычная корреспонденция о трудовых буднях колхозников, о борьбе за урожай: «На бескрайних донских полях уборка хлебов в разгаре. Грохочут гусеничные тракторы, над сцепами комбайнов синий дымок смешивается с белесой ржаной пылью, стрекочут лобогрейки, подминая крыльями высокую густую рожь На соседнем участке колхоза «Большевистский путь» работает комбайн комбайнера Зеленкова Петра. Первый же убранный гектар ржи дал 28 центнеров бункерного веса, и это при сравнительно малой влажности зерна и ничтожном проценте сорности. Местами урожай достигает 30–35 центнеров с гектара». Но автор прерывает сам себя: «на всем лежит строгая печать войны: по-иному, стремительно и напряженно, работают люди и машины, на станичных площадях у коновязей ржут пригнанные из табунов золотисто-рыжие донские кони, загорелые молодые всадники в выцветших кавалерийских фуражках едут на призывные пункты, и, разогнув спину, женщины-сноповязальщицы долго машут им руками, кричат: «Счастливо возвернуться, казаки! Бейте гадов досмерти! Буденному низкий поклон с Дону!» Красной Армии все нужно. И все для армии делается. И все помыслы там, на фронте. И одно желание у всех в сердцах: поскорее переломить хребет проклятой фашистской гадюке!» . Мирное название очерка контрастирует с суровой реальностью – сейчас даже мирный труд призван служить делу борьбы с германским фашизмом.
В уже знакомой нам по очерку «На Дону» манере Шолохов дает портреты-судьбы казаков и казачек. Радуется богатому урожаю пожилой колхозник-казак, разминающий в ладонях пшеничный колос. Смуглому от солнца и пыли комбайнеру Зеленкову и его бойкой жене Марине, в прошлом году заработавшей больше, чем муж, некогда тратить горячее время на разговоры. «Колхозник Солдатов Василий, из колхоза имени 26 бакинских комиссаров, вдвое перевыполнив норму на скирдовании, спустившись со скирда и выжимая мокрую от пота рубаху, говорит: «Враг у нас жестокий и упорный, поэтому и мы работаем жестоко и упорно. А норма, что ж Норму надо тут перевыполнять, а вот пойдем на фронт, там уж будем бить врагов без нормы». . С уборкой «поспешают», потому что не сегодня-завтра ждут молодые, сильные казаки, что их заберут на фронт. Обижаются, что кого-то берут, а кого-то пока оставляют в тылу. Автору и читателю понятно их « желание – идти и разить одуревшего от крови и дешевых успехов врага. Это – желание молодых казаков Дона, вчерашних и завтрашних бойцов великой Красной Армии. Это – желание тех, чьи предки на протяжении веков кровью своей поливали границы родины, отстаивая ее от многочисленных врагов.»
В этом очерке Шолохов вновь проводит исторические параллели, вспоминая I мировую войну и Отечественную войну 1812 г. В уста 83-летнего старика Евлантьева Исая Марковича вложил Шолохов историческое предание о том, как Наполеон на Россию войной ходил. Обманула «глупая звезда» Наполеона, обманет она и «этого германского начальника», уверен старый казак, не было удачи одному, будет «неповадно» и Гитлеру. Этим преданием Шолохов заканчивает повествование, не давая ни единого комментария, справедливо полагая, что они тут излишни.
В очерке «В казачьих колхозах» ярче виден шолоховский стиль повествования, знакомый нам по его «Донским рассказам», «Поднятой целине» или «Тихому Дону», например: «Темная июльская ночь. Падучие звезды на черном небе. И тихий старческий голос». .
В этом же очерке усиливает пропагандистское звучание. Даже казаки дают пламенные клятвы-призывы: «Работать надо так, чтобы суставчики похрустывали, а горючее всеми средствами надо беречь и в Красную Армию отсылать. Там оно нужнее, и там его так произведут в дело, что у фашистов суставы и хрустеть будут и наизнанку выворачиваться» или «Пропишите через «Красную звезду» моим ребятам и всем бойцам, какие на фронте, что тыл не подкачает! Пущай они там не дают спуску этим фашистам, пущай вгоняют их в гроб, чтоб наша земля стала им темной могилой!» .
23 августа военному журналисту Шолохову был дан приказ отправиться на Западный фронт, в 19-ю армию генерала Ивана Степановича Конева, который позже станет маршалом. Встретились не просто писатель и командарм, а земляки, т.к. Конев до войны пребывал на командной должности в Северо-Кавказском военном округе и жил в Ростове. Шолохов пробыл в этой армии до октября вместе с Александром Фадеевым и Евгением Петровым, соавтором Ильи Ильфа по знаменитым сатирическим романам «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Петров писал о Шолохове: «Это редчайший художник. Подметит деталь, как никто другой, скажет одно только слово и возникает целая картина». Возможно, такие детали он приметил в шолоховском очерке «По пути к фронту!», который рождался в эту самую поездку. . По результатам поездки в 19-ую армию Конева Шолохов создал несколько очерков: «Первые встречи», « Люди Красной Армии» и др.

1.3 Очерк «На пути к фронту!»
Данный очерк является сегодня поистине библиографической редкостью. , не печатался во многих прижизненных собраниях сочинений Шолохова. Внимательный читатель может обнаружить в нем переклички с отдельными мотивами «Тихого Дона» и еще не написанным к тому времени «Они сражались за Родину», что, собственно, и неудивительно. В.О.Осипов отмечает также обращение Шолохова к толстовской манере из «Войны и мира» .
В Совинформбюро этот очерк поступил 17 сентября, через две недели после возвращения Шолохова в Москву. В этой публикации Шолохов вновь предстает перед нами художником, умело подбирающим яркие краски для рассказа о войне. Им выбраны черный (черные, обгорелые стены жилищ, выгоревшие дотла села), желтый (кошка, как желтая молния, золотой подсолнух) и красный (красные гроздья рябин, флажки регулировщиков, груды кирпича на месте домов). Краски тревожные, резко контрастные. Автор впервые пишет о том, что остается там, где побывал фашист: «Земля обезображена воронками от снарядов, мин, авиабомб. Воронок этих множество. Все чаще попадаются пока еще не прибранные трупы людей и лошадей. Сладковато-приторный трупный запах все чаще заставляет задерживать дыхание.»
От предшествующих очерков эту публикацию отличает практически полное отсутствие диалогов. Находясь на территории, только освобожденной от врага, автор будто в молчании наблюдает за всем, боясь растерять мельчайшие свидетельства безжалостности фашистов. Интересно и то, что сиротство истерзанной смоленской земли он показывает через образы животных и птиц: мирно умывающейся лапкой кошки на пепелище; двух одичавших кур, которые представляются автору двумя вдовами, оставшимися «без своего петуха и подружек»; голубей, вьющихся над развалинами колокольни; униженно виляющей хвостом небольшой собачонки; молчаливых и жалких воробьев над сожженным селом
Также неприкаянно себя чувствуют женщины и дети, жители сожженного села. Однако они верят в силу Красной Армии. Символом веры народа в победу становится «единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотистыми лепестками Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти».
Голос автора в этом очерке звучит задумчиво, даже несколько отстраненно, хотя чувствуется его закипающий гнев: «Какой же тупой, дьявольской ненавистью ко всему живому надо обладать, чтобы стирать с лица земли мирные города и деревни, без смысла, без цели подвергать все разрушению и огню».
За короткое время Шолохов печатает около 10 очерков и статей, больше, чем за семь довоенных лет. Он очень продуктивен, хотя сам считает, что работа газетного корреспондента в годы Отечественной войны давалась ему трудно: «По характеру не могу я скоро писать. Никакой я не газетчик. Нет хлесткой фразы, нет оперативности, что так необходимо для мобильной газетной работы»
В августе-сентябре он выезжает на Смоленское направление Западного фронта, в 16-ую и 19-ую армии. Газета «Красная Звезда» публикует его статьи «На Смоленском направлении», «Гнусность», «Военнопленные» и другие.

1.4 Заметка «Гнусность»
Заметка «Гнусность» появилась в «Красной звезде» 29 августа и была перепечатана через неделю «Правдой».
Об истории создания заметки рассказывает редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг: «Как раз вскоре после возвращения Шолохова с Западного фронта мы (редакция «Красной звезды») получили сообщение о новом подлом злодеянии гитлеровских вояк. На Смоленском направлении, близ Ельни, разгорелся ожесточенный бой. Когда наша часть перешла в наступление, немцы выгнали женщин и детей из сел и заслонили ими свои окопы, продолжая вести огонь. Мы показали Шолохову это сообщение. Я увидел, как запылало его лицо, помню его гневный голос: "Гнусность!" Слово Шолохова, понимали мы, было тогда особенно важно, и я тут же попросил его написать об изуверстве фашистских захватчиков. Невелика была эта заметка, которую он так и назвал - "Гнусность", но какой внутренней силой она дышала!»
В этой небольшой публикации ярко проявляется такое яркое качество Шолохова как причастность. Он был личностью в высокой степени социально активной. Шолохов не наблюдал жизнь, не свидетельствовал о ней, он был ее участником, действую щим лицом.
В корреспонденции «Гнусность» Шолохов с убийственной убе-дительностью показывает омерзительное и страшное обличье оболваненных геббельсовской пропагандой немецких вояк, устроивших во время боя подЕльней живой щит из мирных женщин и детей. «Не знаю, как на языке Геббельса будет называться то, что произошло под Ельней, – военной сметкой ли, проявлением ли немецкой находчивости, – но на языках всех цивилизованных народов мира такой поступок, бесчестящий солдата, всегда назывался и будет называться гнусностью.» Поэтому в заметке «Гнусность» автор дает клятву от лица всех советских людей: «Народы Советского Союза и Красная Армия ведут счет злодеяниям немецких фашистов. И ответ будет один: большой кровью заплатят они за пролитую кровь наших людей и кровью же будут расплачиваться за собственное бесчестье.»

1.5 Статья «На Смоленском направлении»
О том, каким был Шолохов военным корреспондентом, вспоминал П.Луговой: «Беседовал с военнопленными немцами, ездил на передовую. В этих поездках Шолохов простыл, заболел и был помещен в госпиталь. Откуда скоро вернулся, заявив, что, когда идет война, ему нужно работать».
После заметки «Гнусность» Шолохов все внимательнее вглядывается в лица пленных фашистских солдат, словно пытаясь понять, что движет ими, что является причиной зверств захватчиков на нашей земле, осталось ли в них что-либо человеческое.
В маленькой статье «На Смоленском направлении» писатель рисует портрет гитлеровского солдата. Уже в 1941 г. Шолохов прозорливо увидел «первые признаки начинающегося разложения части гитлеровской армии: недовольство офицерским составом, отсиживающимся в тылу, сознание полной бесперспективности войны с Советским Союзом, недоверие к авантюристической политике гитлеровской клики.»
Обер-ефрейтор «Вернер Гольдкамп попал в плен сегодня утром. Он участвовал в захвате Польши, Франции и с начала военных действий находится на Восточном фронте. Последние трое суток он не ел и не умывался, лицо и одежда его в грязи, серо-зеленый мундир изрядно потрепан, сапоги залатаны». Плененный враг не жалок, не унижается, глаза его смотрят ненавидяще. Но говорит он важные слова: «больше войны не хочу!» Вторит ему и другой пленный «нельзя воевать. Сдадимся!»
Автор не допрашивает пленного, он просто хочет узнать «что он собой представлял в прошлом, как ему воевалось на нашей земле» Удивительно, что это стремление того же Шолохова, который и в очерке «На Дону», и в заметке «Гнусность» взывал к справедливому мщению за злодеяния фашистов, к благородной ненависти к врагам. В этом писательском стремлении увидеть в кровном враге человека и понять его видно истинное величие души русского человека – сильного, благородного, великодушного.

1.6 Очерки «Первые встречи» и «Люди Красной Армии»
Очерки «По пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армию» интересны во многих отношениях. Во-первых, эти три очерка были написаны для зарубежной печати. Во-вторых, они долгое время не входили в собрания сочинений Шолохова. А между тем, именно в этих очерках создаются интересные образы воинов Красной Армии, войной оторванных от мирной жизни. Именно в этих очерках виден Шолохов-писатель, классик советской литературы. В этих, еще в сущности беглых зарисовках появляются меткие детали и наблюдения, которые писатель позже развернет в законченные художественные образы.
Опубликованные очерки отражают боевые действия, связанные с заключительным этапом Смоленского сражения, главным итогом которого был провал попытки фашистского командования с ходу прорваться к Москве. В этих фронтовых очерках Шолохов передает атмосферу этих дней, когда советские войска в ходе наступательных операций приобретали боевой опыт, который сыграл решающую роль в разгоревшейся вскоре битве за Москву. Шолохов описывает фронтовые будни, жизнь воюющей армии. Впервые мы читаем кое-что и о том, как жилось самому Шолохову: «Для ночлега трем моим товарищам и мне отвели небольшую палатку, старательно замаскированную молодыми деревцами осины. Еловые ветви на земле, покрытые плащом, служили нам постелью. Укрывшись шинелями и тесно прижавшись друг к другу, чтобы было теплее, мы уснули. В одиннадцать часов подо мною дрогнула земля, и сквозь сон я услышал тяжкий гул разрыва»
Но особенно привлекают писателя люди, с которыми ему довелось встретиться. В генерале Козлове, поваре Недзельском, артиллеристе Наумове, разведчике Белове писатель с глубокой симпатией отмечает черты умного героического народа, скромно творящего великое дело. Эти уже тогда подмеченные качества писатель полнее раскрыл в героях романа «Они сражались за Родину», рассказов «Наука ненависти» и «Судьба человека».
Очерк «Первые встречи» был отдан переводчику 22 сентября 1941 г., очерк «Люди Красной Армии» появился в печати 8 октября 1941 года. В нем Шолохов дает ряд интересных портретов офицеров Красной Армии. Например: «Вскоре приходит генерал Козлов. Пожилой, с седыми висками, неторопливый в движениях генерал - участник пяти войн. Он здоровается с нами, устало садится на скамью и, положив большие, мясистые руки на разостланную на столе карту, говорит:
Чаем вас угощали? Нет? Как же это так! Подайте нам чаю да поживее!
Крестьянин в прошлом, генерал с восемнадцати лет находится на военной службе. У него простое русское лицо, слегка приподнятый нос и насмешливо-умные голубые глаза.» И далее в рассказе автор еще не раз подчеркивает простоту генерала, его крестьянскую сметку, хозяйственность, основательность, уверенность в правоте и успешности своего солдатского дела.
Впрочем, все герои очерков «Первые встречи» и «Люди Красной Армии»- очень скромные люди. И повар Анатолий Недзельский, прерывающий приготовление обеда, чтобы вынести с поля боя раненого лейтенанта, и улыбчивый младший лейтенант Наумов, который утверждает, что он делает «то, что все делают», и лучший разведчик Белов с руками, покрытыми свежими и зарубцевавшимися ссадинами, и безымянный бледный красноармеец, бредущий в залитой кровью шинели на перевязочный пункт, и артиллерист Войцеховский, окруженный шестнадцатью танками и вызвавший огонь на себя, - все они убеждают читателя, что «какие бы тяжкие испытания ни пришлось перенести нашей Родине,- oнa непобедима. Непобедима потому, что на защиту ее встали миллионы простых, скромных и мужественных сынов, не щадящих в борьбе с коричневым врагом ни крови, ни самой жизни.»
И в конце очерка «Люди Красной Армии» снова этот пронзительный шолоховский штрих: «Мы идем по лесу. На земле лежат багряные листья -первые признаки наступающей осени. Они похожи на кровяные пятна, эти листья, и краснеют, как раны на земле моей Родины, оскверненной немецкими захватчиками.» Так в спокойную ткань повествования врывается голос Шолохова-публициста.

1.7 Очерк «Военнопленные»
Ноябрь 1941. В очерке «Военнопленные» писатель снова вглядывается в лица фашистов и замечает: «Чем скорее сознание тягчайшей ответственности и неизбежной расплаты придет к немецким солдатам, тем ближе будет победа демократии над взбесившимся нацизмом.»
Все больше в очерках Шолохова просматривается Шолохов-писатель. В этом очерке автор пытается посмотреть на войну глазами немецкого ефрейтора, только что пившего французское вино и горланившего похабные песенки на пыльных дорогах Белоруссии. Но чувствуется нарастающая тревога этого «культурного, порядочного человека», который не мог слышать криков насилуемой колхозницы и ушел со двора. Не получилось у немцев пройти Россию, «как нож проходит сквозь масло». . Ефрейтор Беркманн неумен, суетливо болтлив и отчаянно труслив, а когда он рассказывает все, что знал о расположении и численности своего батальона, штаба и о складе боеприпасов», Шолохова «тянет выйти на воздух» от презрения к этому грабителю и предателю. .
Образ второго военнопленного более страшен. Это «безнадежно развращенный гитлеровской пропагандой молодой мерзавец» с «глазами затравленного кровожадного хорька» и раздувающимися от слепой ненависти к нам ноздрями. Он уверен в непобедимости Германии, потому что так сказал фюрер, не знает и знать не хочет, кто такие Пушкин и Шекспир, жалеет, что «его военная карьера прервана». . Таких фашиствующих молодчиков, как ни тяжело это говорить, можно встретить сегодня в самой Германии, Прибалтике, западных областях Украины. И это ужасно!
Очерк заканчивается тяжелыми размышлениями пожилого немца: «Германии придется нести страшную расплату» Как отмечает В.О. Осипов, писатель «уловил в этом откровении рядового солдата нечто генеральное для своих обобщений. Очерк с пророческими словами, будто это не 1941 год, а 1945-й и наши войска уже под Берлином.» .
В середине декабря 1941 г. Шолохов получил задание перебираться на Юго-Западный фронт. Он соседствовал с Южным значит, родной Дон неподалеку. В январе 1942 г. Шолохов летит с фронта с очередного журналистского задания. После неудачного приземления военного самолета, груженного ящиками с боеприпасами, Шолохов получает серьезную контузию, смещены внутренние органы, а летчик погиб. В феврале 1942 г. опубликован очерк «На юге».

1.8 «На юге»
В очерке Шолохов вновь описывает зверства фашистов в донских хуторах и станицах. Ненависть к врагу и огромное желание покончить раз и навсегда с фашистами охватывало читателей военных газет после прочтения шолоховских публикаций. ». Да, Шолохов недолго был на Южном фронте, но родился пространный рассказ об увиденном и услышанном. Тут добрые строчки о шахтерах, которые трудятся ради победы под землей, гордо называя себя «хозяева Донбасса» Тут и гневное слово об оккупантах немцах, итальянцах, румынах, венграх и финнах. И вывод автора не скрывает суровой правды: «Враги еще дерутся с ожесточением, поговаривают даже о весеннем наступлении» Тут звучат, как нельзя кстати вспомнившиеся строки Пушкина из «Братьев- разбойников»:
Опасность, кровь, разврат, обман Суть узы страшного семейства;Тот их, кто с каменной душойПрошел все степени злодейства;Кто режет хладною рукойВдовицу с бедной сиротой,Кому смешно детей стенанье,Кто не прощает, не щадит,Кого убийство веселит,Как юношу любви свиданье.
Это о них, захватчиках Их не жаль. Рисуя их внешний облик, Шолохов мельком отмечает: «Обросшие лица их грязны и скучны, в глазах – грусть почти такая же, как у людей». Вот в чем разгадка преступлений фашистов! Они не люди, они нелюди! Насилующие, грабящие, стреляющие в детей, стаскивающие даже со стариков «обувку и одежку», режущие скотину, шарящие по кладовкам и сундукам «Какая же это армия, когда они все как будто из одной тюрьмы выпущенные? – размышляет старик-колхозник Колесниченко, «недавно вырвавшийся из фашистского плена». – «Нету у них никакой идеи.Что означает идея? Это, милый человек, означает такое дело, от какого происходит народу одна пользаГрабеж, он так и называется грабежом» . И пушкинские строки о разбойниках кажутся слишком мягкими, деликатными, когда читаешь о злодеяниях головорезов-фашистов.
Но Шолохов видит изменения в настроении ожесточенно сражающихся вражеских частей: «Под сокрушительными ударами Красной Армии полиняли они и полиняли безнадежно».
После лечения в госпитале Шолохов в конце мая 1942 года приехал из-за Волги вместе с семьей в станицу Вешенскую к матери. 8 июля фашистская авиация первый раз бомбила Вешенскую. Шолохов эвакуирует семью в Николаевск на Волгу. Мать покидать дом отказывается. При очередном налете одна из бомб попала во двор Шолоховых. Мать погибла от осколков. Шолохов возвращается, чтобы ее похоронить
Материалов в корреспондентских блокнотах у Шолохова накопилось немало, но писатель прерывается на создание прозаических произведений: создаются рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину». Лишь летом 1943 года Шолохов обратился с «Письмом к американским друзьям», в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников.

1.9 «Письмо к американским друзьям»
Это письмо было написано по просьбе Всесоюзного общество культурной связи с заграницей. «В судьбу каждого из нас, писал Шолохов, война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую... Надо помнить, что огромные пространства нашей земли, сотни тысяч наших людей, захвачены врагом, самым жестоким из тех, что знала история.Я видел своими глазами дочиста сожженные станицы, хутора моих земляков - героев моих книг, видел сирот, видел людей, лишенных крова и счастья, страшно изуродованные трупы, тысячи искалеченных жизней. Все это принесли в нашу страну гитлеровцы по приказу своего одержимого манией крови вождя. Страна превратилась в единый могучий монолит. Фронт и тыл стали неразрывным целым: красноармейцы и партизаны, рядовые и командиры, инженеры и рабочие, женщины и старики, дети и инвалиды – все вносили свой посильный вклад в разгром ненавистного врага, в защиту любимой Родины. Такого всенародного самопожертвования никогда еще не знала отечественная и мировая история». Далее Шолохов прямо призывает союзников вступить в бой, не колебаться более, открыть второй фронт, иначе война «возьмет втрое больше». Слово Шолохова-публициста звучит призывно, недвусмысленно, честно.
И снова надолго, до февраля 1945 г., замолкает Шолохов. Как корреспондент он бывает на Дону, на Сталинградском, Западном и 3-ем Белорусском фронтах, видит могучий прорыв советских войск в Восточную Пруссию, у Эйдкунена, но почему нет его публицистических произведений – загадка и для многих шолоховедов.

1.10 Статьи об Алексее Толстом
Смерти Алексея Толстого в 1945 г. Шолохов посвятил 2 статьи – «Могучий художник», 25 февраля, и «Из речи на похоронах А.Н.Толстого», 28 февраля. Отдавая должное таланту писателя «большой русской души», Шолохов высоко оценивает публицистические статьи Толстого в дни Великой Отечественной войны: «Толстой-писатель, пламенно любивший родину и всем сердцем ненавидевший фашизм, заговорил гневным языком трибуна, и к голосу его с напряженным и пытливым вниманием прислушивались бойцы на фронте и те, кто в тылу помогал Красной Армии добывать победу. В тяжелые для родины дни, когда гитлеровцы рвались к Москве, Толстой, верный сын разгневанной России, исполненный глубокой веры в свой народ, воскрешал перед советскими людьми историческую славу русского прошлого, заветы наших великих предков. «Сдюжим!» звучало в его статьях.» Болью и грустью проникнуты строки расставания со старшим товарищем по перу, слово которого так было важно для советского народа в эти грозные дни. Неудивительно, что каждый читатель после этих статей Шолохова хочет прочитать военные публикации А.Толстого.

1.11 Публикации победного мая
На окончание войны появилось два отклика Шолохова. Первое совсем короткое, всего в 24 словах: «Гордость за родную Красную Армию, за наш великий народ, любовь, наша глубочайшая признательность великому Сталину вот чувства, неразделимо владеющие нашими сердцами в День Победы». По-шолоховски немногословно. И сколь бы ни был ликующим порыв, но соблюдена четкая расстановка понятий: сначала армия и народ, только потом Сталин.
«Если в мировой истории не было войны столь кровопролитной и разрушительной, как война 1941-1945 годов, то никогда никакая армия в мире, кроме родной Красной Армии, не одерживала побед более блистательных, и ни одна армия, кроме нашей армии-победительницы, не вставала перед изумленным взором человечества в таком сиянии славы, могущества и величия», - писал М. А. Шолохов в статье «Победа, которой не знала история» 13 мая 1945.
Война закончилась, но она не закончилась в судьбе писателя. До последних дней жизни М.А. Шолохов оставался верен любимым героям и темам. Значимость темы Великой Отечественной войны для М.А. Шолохова подтверждают современники, люди, много лет проработавшие с писателем. Читаем в воспоминаниях крупнейшего шолоховеда В.О. Осипова: «Память о войне не отпускала Михаила Александровича Шолохова до смерти. Я тому свидетель Незадолго до кончины он попросит жену поставить пластинку с песней «В лесу прифронтовом». И когда услышал «И что положено кому, пусть каждый совершит!», проговорил: «Да, правильно, вот так». Отмечу: Армия чтила классика до последнего. Вешенская – 23 февраля 1984 года. И везли гроб на артиллерийском лафете, и когда опускали его в родную по-над тихим Доном землю, раздались оружейные залпы».
Так хоронили великого писателя земли русской, сражавшегося за Родину и оставившего богатое наследие военной высоко патриотичной публицистики.

Исследование «Военная публицистика М.А.Шолохова»

Произведения М.А.Шолохова – рассказы «Нахаленок» и «Судьба человека», роман «Тихий Дон» - изучаются в школе. С целью изучения знаний о творчестве нашего земляка и, в частности, о военной публицистике М.А.Шолохова нами были составлены вопросы (см. приложение 1). Летом и осенью 2013 г. учащимся 9-11 классов МБОУ СОШ № 1 и группе взрослых респондентов были предложены анкеты. В результате опроса нами были составлены таблицы. (см. приложение 2)
Итак, опрошены 74 учащихся 15-18 лет одного образовательного учреждения и 26 человек разных возрастных категорий. Знают донского писателя М.А. Шолохова и могут назвать его произведения 100 % опрашиваемых. 50% из них вспомнили роман Шолохова «Тихий Дон», и только 38% читали это произведение. 24% назвали также произведение «Судьба человека», 17% из них читали его. 20% назвали роман «Они сражались за Родину», 8% респондентов роман читали. Сборник «Донские рассказы» знают и читали, к большому сожалению, 5% опрашиваемых.
12 %, т.е. только каждый восьмой из опрошенных, назвал военные очерки Шолохова «На Дону», «На Юге», «Наука ненависти» (подавляющее большинство литературоведов относят последнее произведение к советской военной прозе), «На Смоленском направлении».(см. приложение 3) Знание тем публицистических произведений свелось к военным очеркам и статьям. Никто из респондентов не сказал, что читал военные очерки и статьи Шолохова. Среди газет, в которых сотрудничал Шолохов в 1941-1945 гг, одной третью респондентов были названы «Правда», «Красная звезда». (см. приложение 4)
В процессе исследования нами было установлено, что произведения нашего земляка, великого писателя М.А. Шолохова, старшеклассники знают слабо. Незначительное количество респондентов знает о творчестве писателя в качестве военного корреспондента, могут назвать его очерки и статьи 1941-1945 гг., не читали их.
Следовательно, воспитательный потенциал произведений Шолохова, в частности его военной публицистики, используется слабо.

В публикациях военных лет Шолохов правдиво, без прикрас нарисовал
картины народной войны, фронтовые будни, тяжелые и страшные. Это была память сердца о драматических событиях и судьбах рядовых участников войныХарактеры героев индивидуализированы, полнокровны. Это разные по
силе духа и волевым качествам люди, но объединяет их высокий патриотический порыв. Фронтовые будни раскрывают суть, стержень каждого характера.
Анализируя публицистику периода Великой Отечественной войны, необходимо учитывать ее значительную роль в творчестве М.А. Шолохова. Его произведения о войне во многом определили пути дальнейшего развития отечественной эпической прозы и публицистики.
Публицистика Шолохова военных лет носит не только исторический, краеведческий и литературоведческий характер, но и является высоко патриотичной по содержанию и мощной по воспитательному воздействию на читателя. Кроме того, творчество Шолохова в целом способствует воспитанию читателей в духе любви и преданности своей Отчизне.
Таким образом, следует активнее включать старшеклассников в ознакомление с творчеством писателя М.А. Шолохова, знакомить с его произведениями, не входящими в школьную программу, привлекать к изучению военной публицистики Шолохова, которая учит юных читателей любви к Родине, к родному краю. С целью расширения знаний о Шолохове и привития интереса к краеведческой литературе следует также совершить путешествие в Шолоховский музей-заповедник в ст. Вешенской,

Литература

1. Агеносов В.В., Павловец Т.В. Русские писатели. XX век: Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2000.
2. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А.Шолохова – М.: Просвещение, 1989.
3. Бирюков Ф.Г. Мужество: Военная проза и публицистика М.А. Шолохова // Наши современники, 1980, № 5
4. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М., 1980.
5. Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов / В. Красовский и др.- М., 2003.
6. Дуров В. А. Орден св. Георгия // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М.: Просвещение, 1997.
7. Журналистика и медиаобразование-2007: сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1-3 октября 2007 г.): в 2 т. Т. I / под ред. проф. А.П. Короченского. – Белгород: БелГУ, 2007.
8. Литературное наследство. Том 78: Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Кн. 2 / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; [Ред. А.Н. Дубовиков и Н.А. Трифонов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Первые фронтовые очерки / Предисл. В.В. Гуры; Публ. Л.Р. Ланского. М.: Наука, 1966
9. Ортенберг Д.И. Время не властно... М., 1975.
10. Осипов В.О. Шолохов [Текст] / Осипов В.О. - М. : Молодая гвардия, 2005. - (Жизнь замечательных людей)
11. Палиевский П. Шолохов сегодня // Литература в школе, 2005, № 2
12. Петелин В.В. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества – М.: Воениздат, 1974.
13. Писатели Дона [Текст] : Биобиблиографический сборник / сост. Г. Г. Тягленко. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1976. – 288 с.: ил. 14. Прийма, К. И. С веком наравне [Текст] : Статьи о творчестве М. А. Шолохова / К. И. Прийма. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1979.
15. Русская литература XX века. Большой учебный справочник / Е.М. Болдырева, Н.Ю. Буровцева, Т.Г. Кучина и др.- М., 2001.
16. Сообщения Советского Информбюро 1941-1945. Публицистика и очерки военных лет. - М.,1982. Т.1-2.
17. Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 8 томах. Том 8.: Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1960.

Приложения
Приложение 1

Вопросы анкеты «Военная публицистика М.А. Шолохова»

Какие произведения М.А. Шолохова вы знаете?

Какие произведения М.А. Шолохова вы читали?

Какие публицистические произведения М.А. Шолохова вы можете назвать?

Какие публицистические произведения М.А. Шолохова вы читали?

Какова тематика публицистических произведений М. А. Шолохова?

Приложение 2
Таблица 1
Участники опроса «Военная публицистика М.А.Шолохова»
среди школьников
класс
Кол-во классов в параллели
Кол-во опрошенных учеников

Итого
4
74

Таблица 2
Возрастные категории опрашиваемых

15-16
17
18
19-24
25-50

м
15
12
7
5
6

ж
19
14
11
7
6

Итого:
32
26
18
12
12

Приложение 3
Таблица 3
Какие публицистические произведения Шолохова вы можете назвать?

м
15
-
0

ж
19
«На Дону», «На юге»,
«Наука ненависти»

Итого:
32

м
12
-
0

ж
14
«На Дону»

Итого:
28

м
12
«Наука ненависти»
1

ж
18
«На юге»,
«Наука ненависти»
2

Итого:
30

м
6
«На Дону»
1

ж
6
«На Дону», «На юге»,
«Наука ненависти», «На Смоленском направлении»
2

Итого:
12

Итого
100

Приложение 4
Таблица 4
В каких газетах сотрудничал Шолохов в 1941-1945 гг?

м
15
«Правда»
1

ж
19
«Правда»

Итого:
32

м
12
«Правда»
2

ж
14
«Правда»,
«Красная звезда»
6

Итого:
28

м
12
«Правда»,
«Красная звезда»
3

ж
18
«Правда» «Красная звезда»
5

Итого:
30

м
6
«Правда»,
«Красная звезда»
4

ж
6
«Правда» «Красная звезда»
6

Итого:
12

13PAGE \* MERGEFORMAT14515

13PAGE \* MERGEFORMAT142415